Профессия мультипликатор

Программа обучения

Программа основана на фундаментальных принципах анимации, мультипликации. Мы выпускаем художников-универсалов. После окончания университета, молодые люди сами решают, по какой стезе двигаться дальше. Базовые знания дают возможность развиваться уже самостоятельно.

Куда можно поступить на аниматора — вопрос личного выбора. В университете можно учиться по направлениям бакалавриата, магистратуры. Дополнительно доступно среднее-специальное образование (колледж), специализированные курсы художников.

Сроки учебы

Продолжительность зависит от формы получения образования. Программы ВУЗа рассчитаны на очное, вечернее (очно-заочное) или дистанционное обучение.

  • Продолжительность по очной форме — 4 года. Занятия проходят 5 раз в неделю.
  • По очно-заочной форме, при работе в группах выходного дня — 4.5 года. Количество занятий — 1−2 раза в неделю.

При дистанной работе — 4.5 года.

Описание

Основная часть работы художника-аниматора заключается не только в отрисовке одного или нескольких персонажей, но и в детальном рассмотрении и воспроизведении их фаз движения. Но мультипликатор – понятие довольно широкое. Оно включает в себя деление профессии на небольшие, но конкретные подвиды, каждый из которых специализируется на какой-то определенной области. Таким образом, выделяются следующие направления:

  • постановщик;
  • персонажист;
  • фоновщик (декоратор заднего плана);
  • контуровщик;
  • фазовщик;
  • прорисовщик;
  • заливщик;
  • мультипликатор спецэффектов.

Постановщик отвечает за передачу идеи режиссера и единый стиль ее исполнения. Персонажист создает детально проработанные образы героев. Фоновщик ответственен за все, происходящее на заднем плане мультфильма. Контуровщик переносит наброски мультфильма с бумаги на специальную ленту-пленку.

Фазовщик прорабатывает конкретные действия персонажа при помощи анализа его фаз движения. Прорисовщик переносит все наброски на чистовик, соблюдая все указания и исправления, отмеченные режиссером и постановщиком. Ну и мультипликатор спецэффектов создает различные красивые эффекты (в том числе погодные условия).

О профессии мультипликатор

Мультипликатор — специалист широкого профиля, в обязанности которого входит придумывание образов героев мультфильмов, проработка эскизов, раскрашивание, воссоздание движений, мимики и жестов. С приходом научно-технического прогресса эта специальность получила несколько ответвлений, благодаря чему каждый хороший художник может попробовать в ней свои силы.

Профессия мультипликатор считается особым видом искусства и люди, работающие в этой сфере, могут создавать удивительные фантастические миры. Они проделывают много операций, которые помогают выпускать целостные мультипликационные картины. Современные анимационные мультфильмы требуют участия разных специалистов. Одни прорабатывают сцены, другие отвечают за образы героев, третьи — за спецэффекты, четвертые работают с компьютерной графикой.

В современной анимационной индустрии выделяют несколько видов мультипликаторов:

  1. Ключевых кадров. Главной задачей этого специалиста является прорисовка сцен. Качество работы во многом зависит от мастерства владения кистью и опыта.
  2. Трехмерной графики. Специалист, который использует в работе трехмерные компьютерные программы. В настоящее время 3D анимация — наиболее перспективное направление развития мультиндустрии.
  3. Персонажей. Задача специалиста состоит в проработке образов мультгероев.
  4. Спецэффектов. Мультипликатор этого профиля работает с динамическими сценами. Его опыт нужен не только при создании мультфильмов, но и на съемочных площадках.
  5. Заднего плана. Специалист прорисовывает фон, декорации, локации, за счет чего проявляется реалистичность происходящего на экране.

Тонкости работы 3D-специалиста

С появлением компьютерных программ, обрабатывающих трехмерную графику, возникла профессия 3D-аниматора. Искусство специалиста заключается в том, чтобы вдохнуть в персонажей душу и сотворить реалистичный мир вокруг них. Профессия подходит ребятам, интересующимся рисованием и информатикой. Особенно востребована она за рубежом: талантливых художников ждут вузы Калифорнии и Флориды.

Мультипликаторы 3D должны владеть современными технологиями и обладать такими способностями:

  • талант художника;
  • стремление идти в ногу со временем и актерское мастерство;
  • качественное моделирование и упорядоченное текстурирование;
  • умение экспериментировать с образами;
  • понимание мира детей и взрослых;
  • работа со светом и рендеринг (умение получать изображения с помощью специализированных компьютерных программ).

Компетенции и важные качества

Решая, каким стать мультипликатором, ребята должны внимательно относиться к изучению дисциплин: черчение, рисование, анатомия, физиология, психология, актерское мастерство, математика, обществознание, мировая художественная культура. При этом понадобятся волевые личные качества и ряд компетенций, которые помогут преуспеть в профессии. К основным компетенциям, необходимым аниматорам, относят:

  • проработка концептов и эскизов персонажей;
  • подбор художников разного профиля;
  • распределение работы между специалистами коллектива;
  • контроль работы мастеров по созданию фона и основных персонажей мультфильмов.

Плюсом в работе аниматора становятся качества:

  • личные — образная память, глазомер, внимательность, чувство стиля, художественный вкус, умение выделять суть, ответственность, актерские способности;
  • надпрофессиональные (soft skills) — работа в команде, управление персоналом, пространственное воображение, креативный подход;
  • профессиональные — владение 3D-Max, Cinema 4D, Maya и другими программами, знание актерской этики, искусства, теории мультипликации, понимание принципов динамики в кадре.

Карьера и зарплата аниматора в 2021 — 2025 годах

Получив диплом аниматора, можно начинать свою карьеру в мультипликационной студии или в компании, разрабатывающей видеоигры, можно работать на телевидении или в рекламном агентстве.

Заработок же зависит от того, какую именно должность вы будете занимать.

В 2021 году средние зарплаты в сфере анимации:

  • Художник-мультипликатор — от 80 000 ₽;
  • Моушн-дизайнер — от 90 000 ₽;
  • 3D-визуализатор — от 100 000 ₽;
  • Дизайнер видеоигр — от 100 000 ₽;
  • VFX-художник — от 140 000 ₽.

К 2025 году прогноз востребованности профессии аниматора:

Количество мультипликационного контента и видеоигр год от года будет только расти.

— Современная культура и медиапространство требуют производства все большего количества разноформатного анимационного контента. Стремительный рост OTT-сервисов, digital-сегмента, расширение рынка онлайн-продуктов, а также поиск новых форм и техник в искусстве анимации сделали очевидной необходимость в большом количестве квалифицированных кадров в этой сфере», — делится своими наблюдениями за информационным рынком директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев.

Где учиться на мультипликатора в Москве?

В Москве возможностей получить профессию мультипликатора намного больше. Получая образование в столице, студенты общаются с известными профессионалами, проходят практику на студиях, получают больше опыта и возможностей трудоустройства в дальнейшем.

Минус столичных заведений – дорогостоящее обучение. Но зато вариантов, где можно учиться на мультипликатора и аниматора в Москве множество.

Это, например, может быть:

  • Школа-студия ШАР, основанная около 20 лет назад известными мультипликаторами Ф.Хитруком, Э.Назаровым и др. Студия получила признание во всем мире. Основные направления: режиссер анимационного кино и аниматор. Обучение 2 года, стоимость от 300 тыс.руб.в год.
  • Институт кино и телевидения (ГИТР), художественный факультет.
  • Всероссийский институт кинематографии им.С. Герасимова. Факультет: художественная анимация и мультимедиа.
  • Художественная академия им. С.Г. Строганова. Обучение от 350 тыс.руб.в год, есть бюджетные места.
  • Московский филиал Высшей школы народных искусств.
  • Академия акварели и изящных искусств С.Андрияки. Обучение около 250 тыс. руб. в год. Если повезет, поступить можно и на бюджет.
  • Московский академический художественный институт им. Сурикова.
  • Театральный художественно-технический колледж, отделение «Рисунок» и «Раскадровка».
  • Киноколледж № 40 «Московская международная киношкола».

Как и везде по России, учеба на мультипликатора в вузе будет возможна, если получится поступить по результатам ЕГЭ и дополнительных испытаний. Но количество претендентов на место в столице, конечно же, самое высокое. Так что за право стать студентом придется побороться.

Готовьте портфолио заранее. Те, кто учатся на мультипликатора в Москве, в приемную комиссию, обычно отправляют работы по рисунку, живописи, композиции. В качестве профильных предметов ЕГЭ выступают русский и литература.

Если вам повезло, готовьтесь к сложной, но очень интересной столичной учебе, а если нет, не расстраивайтесь. В России учат не хуже

Да и, в любом случае, при приеме на работу внимание обращают не столько на то, где учился выпускник, сколько на его портфолио. Так что портфолио вам всегда пригодится.

Кстати, профессия мультипликатора становится все популярнее. С 2001 года полнометражным мультфильмам начали присуждать престижную премию «Оскар». Первый мультфильм, удостоенный этой премии – «Шрек». Но проявить себя можно не только в мультипликации. Профессия требуется игровым каналам, маркетинговым агентствам, социальным проектам, мультимедийным студиям. Применить свои знания и свой талант можно во многих сферах.

Ступеньки карьеры и перспективы

В сфере 3D-графики 3D-аниматоры — самые востребованные специалисты, от которых во многом зависит успех фильма. Карьера 3D-аниматора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей (художник-постановщик, художник по текстурам, моделлер, сетапер, визуализатор, композер). В вертикальном направлении роста карьеры 3D-аниматор может стать ведущим аниматором или лидом по анимации, который осуществляет общий стиль анимации всего проекта, контролирует работу всей команды специалистов, обучает их. В дальнейшем возможен рост до владельца или директора анимационной студии.

ДШИ.Онлайн

Курс посвящен обучению элементарным навыкам анимации в процессе создания мультфильма в технике «стоп-моушн».

Направление: декор и ИЗО
Тематика: воспитание культуры приготовления и этикета сервировки. Знакомство с основами мультипликации. Сохранение традиций и семейных ценностей
Возраст: 7-13 лет
Участие родителей: практическая помощь в изготовлении и подборе материалов, создание творческой атмосферы
Уровень знаний и умений: владение фотосъемкой (можно на смартфоне), быстрое чтение (читать может родитель)

Оборудование и материалы:
компьютер, планшет, смартфон — с доступом в интернет
фотоаппарат/видеокамера (можно на смартфоне)

Продолжительность курса: миникурс – 4 недели, полный курс – 8 недель

Основные требования к соискателю

Составляя резюме, необходимо представить себя с наилучшей стороны. У человека, владеющего навыками администрирования и прочими полезными ЗУНами, есть шанс на получение высокооплачиваемой должности.

Будущие сотрудники оцениваются компаниями по таким критериям, как:

  1. Наличие высшего образования.
  2. Опыт работы.
  3. Возраст.
  4. Умение работать по нескольким направлениям.
  5. Умение работать в команде.
  6. Владение иностранными языками.
  7. Умение быстро разобраться в сложнейших проектах.
  8. Умение обращаться с крупнейшими системами учета финансов.

В сфере ИТ есть немало талантливых самоучек

В этом случае обращается внимание на опыт. Оптимальный опыт работы — 3 года

Считается, что к этому времени человек должен изучить языки программирования и подготовиться к работе над сложными проектами.

Образование

Теоретически простой язык программирования можно освоить самостоятельно. Вся учебная литература доступна, давно уже выложена в интернет. Есть и непродолжительные курсы, видеоуроки.

Однако работодатель никогда не возьмет соискателя без профильного университетского образования. Либо кандидата ждет должность вспомогательного работника, на которой он будет получать не более 30 000 рублей.

Опыт работы

В крупных компаниях стандартным требованием является стаж по специальности в течение 3-5 лет. Без опыта можно устроиться в бюджетное учреждение.

Зарплата здесь будет меньше, но обычно именно так начинают карьеру молодые специалисты. Набрав опыт в школе или муниципальном учреждении, программист может подавать резюме в частную компанию.

Знание иностранных языков

Этот навык необязателен. Однако знание английского позволит программисту писать коды для зарубежных фирм, участвовать в крупных международных проектах, выполнять иностранные заказы удаленно.

Так что языки могут стать существенным подспорьем в карьерном росте и повлиять на уровень зарплаты.

Языки программирования

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)577-00-25 (доб. 197)

СПб, Ленинградская обл. +7(812)425-66-30 (доб. 197)

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

  • наиболее высокооплачиваемыми языками являются JAVA, 1C и PHP;
  • разработчики flash-приложений не считаются лучшими специалистами в отрасли, их оклады не превышают 30-40 тыс. руб.;
  • на рынке IT услуг в 2020 г. ожидается дефицит в специалистах, владеющих SQL.

Какие экзамены надо сдавать на мультипликатора в колледж?

Обучиться на аниматора можно и после 9 класса. В России существует несколько колледжей и техникумов, готовых принять абитуриентов для поступления на художника-аниматора. Какие экзамены сдавать на мультипликатора в таком случае?

Средний балл аттестата должен быть достаточно высоким. Не исключено также, что потребуется сдать рисунок или пройти творческое испытание.

Желающие выучиться на художника-мультипликатора должны понимать, что для успешной учебы недостаточно пройти одни экзамены. Здесь надо еще и обладать рядом способностей, таких как обязательные навыки рисования и знания графических программ.

Художник-аниматор – интересная специальность, выучиться на которую можно в вузе, колледже или на курсах по всей стране. Предметы ЕГЭ, которые надо сдавать на аниматора, зависят от выбранного направления, и чаще всего включают творческий конкурс. Поиск работы в столице не составит труда, так как профессия достаточно популярна. Однако в других регионах, чтобы найти работу, придется постараться.

Заработная плата

На уровень оплаты работы мультипликатора влияют его квалификация, регион трудоустройства, специфика студии и величина компании. Например, в Ленинградской области зарплаты на уровне от 35 тысяч до 40 тысяч рублей, в Московской – примерно 45 тысяч рублей. В Республике Башкортостан представители этой профессии могут рассчитывать на сумму от 50 тысяч рублей. В среднем по России показатель составляет порядка 75 тысяч рублей. Но это не предел. Есть фирмы, которые готовы платить талантливому художнику до 150 тысяч рублей.

Приведем несколько примеров наиболее популярных в России мультфильмов. Наверняка многим будет интересно, сколько зарабатывают мультипликаторы, которые работали над их созданием.

«Маша и Медведь». Впервые вышел на экран в 2009 году. Львиную долю дохода обеспечивают продажи лицензии и прав на выпуск товаров. Этот раскрученный бренд широко представлен в сегменте детских игрушек, продуктов питания, журналов, канцелярии и книг. Месячная зарплата мультипликаторов составляет до 100 тысяч рублей.

«Лунтик и его друзья» – продукт совместного труда киностудии «Мельница» и компании «Россия». Появился в 2006 году. О доходе, получаемом от этого проекта, сотрудники не распространяются.

Но журналистам все-таки удалось выудить информацию о том, что мультипликатор и сценарист получают в месяц порядка 120–140 тысяч рублей.

«Смешарики». Первая серия этого мультсериала вышла на экраны в 2004 году. Студия «Рики» выполнила его перевод на 15 языков. Особенно полюбились «Смешарики» китайцам. Работать в этой компании – мечта многих мультипликаторов. И это неудивительно, ведь платят от 85 тысяч до 110 тысяч рублей ежемесячно.

Особенности профессии

3D-аниматор — одна из ключевых фигур в создании анимационных фильмов или игр, но не единственная. Над фильмами работает целая команда специалистов. 3D—аниматор на одном из этапов создания фильма делает трехмерные объекты движущимися в пространстве и времени, создавая с помощью динамики и поз определенный характер персонажа и его настроение. Помимо владения специальными программами, настоящий профессионал должен разбираться в психологии и анатомии человека, знать основы актерского мастерства, обладать чувством времени (для правильной расстановки ключей анимации). Всё это помогает понимать процессы создания реальных изображений и исключать ошибки в движениях: довольно долго новички-аниматоры не могут справиться с «плавающим» движением персонажей. Для создания правдоподобной и интересной анимации необходима большая практика и навыки работы.

При приёме на работу от специалиста требуется опыт:

  • анимирования персонажей (субъектов — людей, животных; объектов — жидкостей, природных элементов);
  • работы со спецэффектами;
  • экспорта анимаций в движок;
  • создания концепт-арта;
  • создания качественных UV—разверток;
  • настройки скелета, материалов и скиннинга модели;
  • постобработки в графических редакторах.

Для создания 3D-мультфильма или игры необходима слаженная работа целой команды специалистов:

  • Художник-постановщик, который определяет общий замысел и идею фильма, делает наброски персонажей и окружающей среды.
  • 3D-моделлер, создающий конкретные 3D-модели персонажей и объектов.
  • Художник по текстурам, рисующий текстуры.
  • Сетапер, создающий скелет персонажей и объектов (риггинг, скиннинг) — (сгибание пальцев и рук, открывание двери, шевеление ветвей, перелистывание книги и т.п.).
  • После сетапера в действие вступает 3D-аниматор.
  • Осветитель, выставляющий свет.
  • Оператор, устанавливающий камеру.
  • Визуализатор, создающий дизайн-проект по чертежам и эскизам — окружающий пейзаж, архитектурные сооружения, одежду персонажей.
  • VFX-специалист — специалист по спецэффектам.
  • Компоузер, специалист на последней стадии создания фильма, которому под силу исправить многочисленные ошибки предыдущих специалистов. Он формирует объемную финальную картину из слоёв, преображает созданный видеоряд, придавая фильму законченный вид и лоск.

Описание профессии

3D-аниматор работает над анимированием трехмерных объектов, делая из статических вещей динамичные, живые. Эта профессия произошла из двухмерной анимации, когда еще рисовали несколько изображений и показывали их подряд, оживляя происходящее

Между прочим, таким азам обучают по сей день даже в 3D направлении! Это важно для понимания принципа работы специалиста

От 3D-аниматора зависит, насколько реалистично или концептуально будет выглядеть тот или иной объект. И это включает в себя нечто большее, чем просто проработку движений персонажа.

Во-первых, на анимацию влияет окружение элемента и взаимодействие с ним. Например, если персонажу жарко, нужно отобразить стекающий пот.

Во-вторых, значение имеет сам объект. У каждого человека своя походка, осанка, мимика и жестикуляция. То же самое касается животных, инопланетян, говорящих рыб и прочих одушевленных субъектов. В анимировании это обязательно нужно учитывать.

В-третьих, аниматор должен прорабатывать реакции персонажа на происходящее, чтобы понимать, как их показать. Ведь если персонаж расстроен, но выражение лица у него веселое вкупе с походкой вприпрыжку, сопереживать такому герою сложно, да и эффект реализма теряется. Многие новички сначала снимают себя, изображая какую-нибудь эмоцию, а затем на основе снятого создают анимацию.

В дополнение к третьему пункту отметим, что частично аниматор создает характер и тип персонажа, а также рассказывает его историю. Например, если герой на экране хромает, это значит, что он получил травму ноги

Но важно понимать, что сами персонажи не создаются аниматором. Он лишь должен воплотить идеи и задачи других специалистов (сценарист, режиссер, писатель персонажей, автор), показав такого человека, которого они описали и представили

Из-за всех подобных мелочей специалист должен быть не только аниматором, но и частично психологом, скульптором, актером и художником. Поэтому неудивительно, что опытные 3D-аниматоры хорошо разбираются в людях и способны замечать детали, скрытые от большинства. Ведь в работе они составляют из таких мелочей цельную картину.

В современной индустрии анимация делится на 2 типа:

  • Создание анимации с нуля через проработку каждого движения или с использованием ключевых моментов.
  • Motion-picture/захват движений. Разработка анимации на основе данных, полученных с движений реальных людей или объектов. Технология motion-picture позволяет считывать движения человека, переводя их в электронный вид. Это великолепный способ создать реалистичную анимацию, популярный в последние лет 10 и по сей день.

На этапе планирования проекта решается, каким именно образом будет создана анимация. В случае с motion-picture всегда присутствует классическая анимация в определенных элементах или частях.

Отличие от 3D-художника и 3D-дженералиста

Из-за приписки “3D” профессию можно спутать со смежными, но разными направлениями: 3D-художником и 3D-дженералистом.

3D-художник рисует и создает всевозможные трехмерные модели. Он всегда работает над статическими объектами, которые могут использоваться в анимации. Чаще всего 3D-аниматор как раз анимирует модели, нарисованные 3D-художником.

3D-дженералист является широкопрофильным специалистом, работающим с трехмерной графикой. Как правило, он умеет создавать объемные модели, анимировать их, разрабатывать полноценный проект, делать текстуры, работать над постановкой и концепцией. Работа дженералиста требует навыков 3D-аниматора, но так как это универсальный специалист, он не так хорошо разбирается в анимации по сравнению с узконаправленным работником.

Дженералисты хорошо себя проявляют в небольших проектах, где могут взять большинство обязанностей на себя. Естественно, крупный проект по типу полнометражной мультипликации или игры требует огромного количества 3D-специалистов из разных направлений.

Практический пример

Мультипликатор инвестиций в равной мере работает в любой сфере экономики. В качестве примера предлагаю рассмотреть отрасль жилищного строительства. Тем более что жилищный вопрос для нашей страны всегда является невероятно актуальным и злободневным.

Итак, при строительстве жилых домов происходит повышение уровня инвестиций в сопутствующие отрасли. Увеличивается потребление в сферах, которые обеспечивают новые жилые массивы необходимыми товарами и услугами. Теперь давайте наполним наш пример конкретикой и цифрами.

Предположим, что в Домодедовском районе Московской области был построен частный дом. Затраты на строительство составили 60 миллионов рублей. Эта сумма сформирована из стоимости земельного участка, строительных материалов и денег, перечисленных подрядной организации. Все это является первичными инвестициями.

Существует классическая структура сбережения и потребления: 30% на 70% соответственно. Таким образом, потраченные денежные средства будут распределяться следующим образом. Лица, участвовавшие в строительстве дома, истратят 42 миллиона рублей на покупку разнообразных товаров, а 18 миллионов отложат в качестве сбережений.

Соответственно производители купленной продукции получают свои 42 миллиона в качестве доходов. Из них они пустят на покупку товаров и услуг 29,4 миллиона. На сбережение пойдет 12,6 миллиона. Данный цикл будет воспроизводиться еще много раз. Пока, в конце концов, 60 миллионов рублей изначально потраченные на строительство частного дома не превратятся в 180 миллионов. Далее совсем несложно вычислить показатель мультипликатора инвестиций. В нашем случае данный коэффициент будет равняться 3.

Валовый рентный мультипликатор

Это термин, используемый для оценки объектов недвижимости. Показывает, как зависит цена, по которой объект продается, от

валового дохода

от продажи. Для оценки объектов недвижимости используется метод валового рентного мультипликатора. Он включает в себя следующие действия:

  1. Производится анализ возможного или действительного валового дохода от продажи.
  2. Необходимо произвести поиск 3 или более похожих объектов недвижимости и сделать сравнение цен и возможного (действительного) валового дохода от продажи.
  3. Вносятся изменения в оценочную стоимость вашего объекта.
  4. Вычисляется валовый мультипликатор по каждому объекту.
  5. Вычисляется средний мультипликатор среди полученных.
  6. Определяется рыночная стоимость вашего объекта путем умножения среднего мультипликатора на рассчитанный валовый доход от продажи.

Что знать и что уметь

А теперь о том, какие предметы нужно знать, чтобы создавать мультяшки.

Надо ли быть художником? Отвечу сразу: для того, чтобы создавать мультики —  обязательно надо, ведь и название-то профессии правильно звучит «художник-мультипликатор». Да и сам процесс всего действия связан с рисованием ключевых фаз движения мультипликационного героя. То есть, от этого творческого процесса зависит, когда и как мультяшный герой зашевелится, и что он будет делать: руками махать или ногами топать

Так что будущему мультипликатору важно хорошо владеть предметом «Изобразительное искусство»

Надо ли знать компьютер? Несомненно! Ведь современная мультипликация вся сплошь компьютезирована, и компьютерные программки заметно упрощают трудоёмкий процесс. Потому уделите немало внимания информатике, хотя без ручного труда всё-таки ещё пока ни один мультик в процессе своего появления на свет не обходится.

А ещё будущему студенту хорошо бы владеть актёрскими данными, аккуратностью, концентрированным вниманием, хорошим глазомером и способностью видеть пространственно. И пусть в художественном мире эта профессия не слывёт серьёзной, однако кропотливости и дотошности при копании в мелочах здесь «хоть отбавляй» — куда больше, чем требуется классическому художнику с кистью у мольберта

И наблюдательность тоже нужна, ведь мультипликатору приходится «ловить» характер мультяшного героя и доносить его до зрителя через мимику и движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector