История образования: от первых школ руси до советских

Безопасность в школах и дистанционное образование

В марте 2020 года за одну неделю московская система образования перешла на дистанционный режим обучения, который продлился до конца учебного года. Осенью 2020-го удаленно учились школьники 6–11-х классов и студенты колледжей. С 18 января 2021 года школы и колледжи вернулись к очному обучению.

Полноценное дистанционное образование в московских школах стало возможным благодаря нескольким факторам. Так, уже была техническая возможность для удаленного взаимодействия педагогов и школьников, в первую очередь благодаря платформе «Московская электронная школа». Учеников дистанционно сопровождали классные руководители. Нуждающихся школьников обеспечили ноутбуками и планшетами. Их получили более 18 тысяч детей. Также были организованы дежурные группы численностью не более 12 человек для младшеклассников, которых не с кем было оставить дома.

Более трех миллионов онлайн-уроков провели учителя за месяц дистанционного обучения Московские школьники стали чаще участвовать в олимпиадах

Для очного обучения приняли дополнительные меры безопасности. Так, занятия проводятся для каждого класса в одном кабинете, чтобы минимизировать передвижение по школе и не пересекаться с другими параллелями. На входе в школу у ребят измеряют температуру. Также развели потоки учеников по параллелям при входе в школу и походе в столовую, установили дозаторы с антисептиками для обработки рук и проводят регулярную уборку с моющими и дезинфицирующими средствами. В кабинетах установили бактерицидные лампы закрытого типа для обеззараживания воздуха, которые абсолютно безопасны для детей, а для персонала ввели масочный режим (и обеспечили средствами индивидуальной защиты). Маски и перчатки по желанию могут получить школьники.

При выявлении случая COVID-19 класс переводился на карантин. Разведение потоков в школе давало возможность не изолировать всю школу.

Что россияне думают о школе

Данные социологических опросов, проведенных агентством ROMIR Monitoring. Всего было опрошено 1500 человек в возрасте от 18 лет и старше.

Как Вы считаете, кто является для нынешних школьников наибольшим авторитетом?

  • Родители 36%
  • Друзья 23%
  • Герои кинофильмов, книг 23%
  • Бабушка (дедушка) 4%
  • Брат (сестра) 3%
  • Учителя 3%
  • Политические деятели 1%
  • Другое 6%
  • Затрудняюсь ответить 2%.

Где учится Ваш сын/дочь?

  • В обычной школе 23%
  • В лицее (гимназии) 4%
  • В спецшколе 1 %
  • У меня нет ребенка школьного возраста 72%.

Платите ли Вы за обучение своего ребенка? (Рассматривается мнение респондентов, у которых есть ребенок школьного возраста).

  • Нет, не плачу 83%
  • Да, плачу 17 %.

Довольны ли Вы результатами учебы Вашего ребенка? (Рассматривается мнение респондентов, у которых есть ребенок школьного возраста).

  • Полностью доволен 24%
  • Скорее доволен 52%
  • Скорее недоволен 20%
  • Совершенно недоволен 3%
  • Затрудняюсь ответить 1%.

Как Вам кажется, что должна делать школа в первую очередь — давать знания или воспитывать цельную личность?

  • Давать необходимые знания 21%
  • Воспитывать личность 13 %
  • Делать то и другое в равной степени 66%.

Внедрение современных технологий

В 2016 году был утвержден глобальный проект «Современная цифровая образовательная среда», тогда же запустили пилот Московской электронной школы. Сегодня к МЭШ полноценно подключены все школы Москвы.

В школах МЭШ есть вайфай, серверы, интерактивные панели и ноутбуки для учителей.

Урок физики в московской школе. Источник

Чуть меньший функционал у российской электронной школы (РЭШ). Эта платформа с планами уроков и библиотекой для учителей и заданиями по всем предметам для детей. Сообщается, что почти треть школ страны уже пользуются ресурсом.

Стремительному внедрению цифровых школ в регионы мешают технические проблемы. Интернет есть в подавляющем большинстве школ, но часто очень медленный — от 128 килобит в секунду. На такой скорости невозможно смотреть видео, а обычная страница открывается несколько минут. Но Владимир Путин заявил, что к концу 2021 года этот вопрос решат. «Все школы России должны иметь не просто доступ в сеть, а высокоскоростной интернет», — сказал президент во время послания Федеральному собранию в феврале 2019 года.

Кроме того, работать в сети в школе трудно из-за внутренних ограничений. В 2015 году сайт Newtonew опросил 1600 учителей из 61 региона и выяснилось, что часто интернет:

— есть только в кабинете информатики;
— работает 3–4 часа в день и часто отключается;
— доступен только преподавателям;
— не отображает многие сайты из-за фильтров, установленных администрацией.

Учитывая количество школьников с интернетом в смартфонах, такие строгие меры кажутся надуманными.

У цифровизации есть и противники. Скептики считают, что деньги на внедрение технологий лучше было бы потратить на ремонт школ и что многим учителям в возрасте будет трудно освоить новые функции. Школьникам предсказывают развитие цифрового слабоумия и виртуальной зависимости, снижение грамотности, атрофию воображения и еще много вещей, на фоне которых испорченное зрение и нарушение осанки кажутся ерундой. Тем не менее большинство сходится во мнении, что технологии — инструмент, которым просто нужно уметь пользоваться, а сопротивляться цифровизации бессмысленно.

Расписание

Набор предметов, которые преподавались ученикам, призван был воспитать всесторонне развитую личность с энциклопедическими знаниями. Такая задача имела свой социальный и производственный заказ: получая стандартно обученных выпускников с базовым набором информации, любое предприятие либо вуз могли успешно сформировать на этой основе специалиста нужного профиля.

В начальной школе большое внимание уделялось чистописанию: детей учили не просто выводить буквы, но делать это красиво и правильно. Учитывая, что самопишущие ручки получили распространение в СССР только в 70-х годах, данный предмет был жизненно необходимым

Также детей учили чтению, грамматике русского языка, рисованию. С первого класса была физкультура.

В середине обучения в программу вводился иностранный язык — английский или немецкий, реже французский. Мнение ребёнка при выборе лингвистического направления не учитывалось. Математика начинала делиться на алгебру и геометрию, на смену природоведению приходили география и биология. С пятого класса приступали к длинному курсу истории, который оканчивался уже вместе со школьным обучением.

У старшеклассников исчезал из программы русский язык, освоенный в предыдущих классах, зато расширялось естественнонаучное направление. В дополнение к химии и физике добавлялась астрономия, а к геометрии — черчение.

Возможности личного кабинета для родителей

АИС Образование для родителей – это возможность отслеживать успеваемость ребенка, контролировать выполнение домашнего задания и оперативно связываться с педагогом. Вместе с тем, через личный кабинет осуществляется пополнение школьной карты для оплаты горячих комплексных обедов и проезда в транспорте. Чтобы отслеживать траты ребенка, разработчики рекомендуют активировать функцию SMS-оповещение о расходах.

Кроме того, есть множество дополнительных возможностей, с которыми вы можете ознакомиться далее:

  • просмотр итоговых оценок и среднего балла по выбранному предмету;
  • информация о посещаемости: дата и время прибытия или убытия ребенка из школы;
  • актуальные новости и информация о родительском собрании;
  • объявления об экскурсиях и школьных турах;
  • просмотр достижений: результаты конкурсов и олимпиад.

Как работать с электронным дневником

Личный кабинет АИС Образование для родителей – это в первую очередь возможность контролировать успеваемость ребенка и вовремя решать проблемы с учебой, получая нужные консультации от педагогов. Далее разберемся с основными функциями сервиса: просмотр оценок, домашнего задания и расписания, а также новостей. Вместе с тем, рассмотрим процесс управления питанием и расскажем об использовании школьной карточки.

Как посмотреть новости

Чтобы узнать дату и время проведения родительского или общешкольного собрания, а также посмотреть планируемые экскурсии, загляните в раздел «Новости». Как это сделать, смотрите следующую инструкцию:

  1. В верхней части экрана найти кнопку «Меню».
  2. В навигационном окне откроется раздел «Новости».
  1. На экране появятся карточки событий с датой проведения мероприятия.
  2. Чтобы узнать подробности, кликнете по одноименной кнопке, расположенной в правом верхнем углу карточки событий.

Как посмотреть оценки, расписание и домашнее задание

Пожалуй, просмотр оценок, расписания и домашнего задания – главная функция образовательного портала. Как ознакомиться с успеваемостью ребенка, смотрите далее:

  1. Чтобы открыть электронный дневник, в навигационном меню нажмите кнопку «Дневник».
  1. На главном экране появится таблица с оценками за текущую неделю, расписанием и домашним заданием. Можно посмотреть успеваемость за предыдущую неделю, нажав на соответствующую кнопку.
  1. Если щелкнуть по иконе календаря, то можно выбрать месяц и дату выставления оценок.
  1. После этого на экране появится модальное окно, где будет отображаться сводная информация по оценкам, табель успеваемости и посещаемости.

Управление питанием

Через личный кабинет АИС Образование, родители могут управлять питанием. Есть два счета: «Буфет» и «Столовая». В первом случае ребенок сам покупает продукты и производит расчет с помощью карты школьника. Второй вариант подразумевает, что родители ежемесячно вносят на лицевой счет средства, и они списываются после каждого похода в столовую.

Кроме того, в этом разделе можно посмотреть детализацию транзакций, меню, дату похода в буфет и субсидии на оплату питания. Доступна возможность импорта отчета в Microsoft Excel.

Вопрос кадров

Возьмем, к примеру, школьных учителей. Плохие и безучастные учителя были всегда, но еще никогда их не было так много. Причин этому много, и не самая последняя из них – отношение государства к профессии учителя. Если раньше эта работа считалась одной из самых важных, а сам учитель был уважаемым и ценным человеком, то сейчас уважение в обществе вызывают менеджеры среднего звена и прочие бизнесмены, навыкам которых после апокалипсиса будет грош цена.

Унизительно малые заработные платы учителей стали причиной отсутствия желающих связать свою жизнь с этой профессией, поэтому ценных кадров, которые считают преподавание смыслом свой жизни, практически нет. Голодный учитель, который едва сводит концы с концами, вряд ли способен дать детям знания, если он просто физически не способен это сделать. Проходной балл для абитуриентов в ВУЗы на учительские специальности экстремально мал, и становится соломинкой спасения для тех, кто не видит шансов поступить на обучение более престижной профессии.

Конечно, среди учителей достаточно талантливых и креативных людей, которые хотят донести до детей науку в полном объеме с помощью интересной подачи. К сожалению, такие учителя подавлены современной системой бюрократии. Им приходится составлять бесчисленное множество отчетов, программ, заполнять ненужные бумаги и делать все, кроме обучения своих подопечных. К тому же недавно активизировалась идеологическая машина, которая обязывает учителей вкладывать в умы детей «правильное» восприятие современной России и ее правительства, что также не способствует популярности профессии учителя.

Ключевые разделы на сайте Электронного образования

После успешной авторизации вам будут доступны 6 основных разделов:

  1. Дневник;
  2. Расписание занятий;
  3. Отметки по предметам;
  4. Информация о школе;
  5. Заданные домашние задания;
  6. Портфолио.

Рассмотрим подробнее:

  1. В разделе «Дневник» можно просмотреть оценки успеваемости ребенка по всем предметам, которые он проходит в школе. Также здесь доступно расписание уроков на каждый день, для того чтобы можно было узнать время начала и окончания занятий. Кроме того, в графе «домашнее задание» можно увидеть, что задавали ребенку на дом по тому или иному предмету. В случае если ученик не пришел на урок, то в дневнике также будет отмечено его отсутствие. Например, буковой «З» будет отмечено, что ученик болел, буквой «О» будет отмечено опоздание, а буквой «Н» прогул или отсутствие по неизвестной причине. Также в этом разделе предоставляется информация об учителях, которые преподносят эти предметы.
  2. В разделе «Расписание занятий» можно узнать, какие предметы планируются в ближайшее время. Кроме того, при помощи специальной вкладки вы сможете распечатать расписание уроков на принтере. Помимо расписания, в данной таблице вы сможете узнать номер кабинета этого преподавателя, и где расположен этот кабинет. Просматривать расписание можно на несколько недель вперед.
  3. В разделе «Отметки по предметам» предоставляются результаты в виде оценок не только на каждую неделю, а доступны четвертные и годовые оценки по каждому предмету. Также здесь можно в виде диаграммы увидеть посещаемость каждого ученика.
  4. В разделе «Информация о школе» можно узнать контактные данные учебного заведения (адрес, телефон, сайт, электронная почта). Помимо этого, здесь доступна информация об учителях и количестве учащихся.
  5. В разделе «Домашние задания», можно узнать какой объем уроков был задан ребенку на дом по любому предмету. Благодаря вкладке в виде календаря можно удобно выбрать любой день, для просмотра домашних заданий. Если необходимо, к некоторым домашним заданиям есть возможность прикреплять файлы, например в PDF формате.
  6. И в последнем разделе «Портфолио» находится личная информация о каждом ученике. Например, здесь можно разместить его творческие работы или достижения, которые он получил в спорте или в других областях. Можно описать его увлечения, а также результаты ЕГЭ и ОГЭ. Кроме того, учителя могут добавить в портфолио каждого ученика его предрасположенность, например к математике, или гуманитарным наукам.

Итак, электронный дневник Барс веб Образование обладает большим количеством достоинств. Эта система гарантирует круглосуточную доступность к информации, а также ее правдивость и безопасность. С ее помощью родители могут осуществлять эффективный контроль за учебным процессом своего ребенка, что, безусловно, положительно отразится на его успеваемости.

В нынешнее время компьютерных технологий практически все образовательные учреждения перешли на ведение электронных дневников и журналов. Такой подход помогает родителям лучше контролировать успеваемость своих детей, а ученикам получать актуальную информацию обо всем, что происходит в школе.

«Цифровой репетитор»

В феврале 2021 года в 80 столичных школах был введен пилотный проект «Цифровой репетитор». Он создан для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации и хотят улучшить свою успеваемость.

На первом этапе воспользоваться услугами цифровых репетиторов могут более 800 учащихся шестых — восьмых классов. Заявку на участие в проекте можно подать через личный кабинет школьника в электронном дневнике «МЭШ».

Дополнительные онлайн-занятия — два урока в неделю — проводятся бесплатно по видео-конференц-связи «МЭШ». Занятия рассчитаны на мини-группы (от трех до пяти человек). Ребятам помогают подтянуть знания по русскому и английскому языкам, алгебре и геометрии, физике и химии. Можно выбрать до двух предметов, уроки включаются в электронное расписание школьника.

Участниками проекта стали около 500 педагогов. Более 90 процентов из них — учителя московских школ и педагоги дополнительного образования, остальные — студенты педагогических вузов. Многие студенты ранее участвовали в проекте «Учитель на замену». Они вели занятия в школах вместо заболевших учителей или работали ассистентами педагогов, проводивших занятия из дома.

Для учителей — участников проекта были организованы курсы повышения квалификации по эффективному дистанционному обучению с использованием «МЭШ» и других городских образовательных ресурсов.

По мере расширения проекта планируется сформировать постоянно пополняемую базу учителей. Школьным педагогам, чьи ученики показывают высокие образовательные результаты, будут направляться специальные приглашения.

В ближайших планах организовать дополнительные занятия по русскому и английскому языкам, алгебре, геометрии и обществознанию для учащихся 9–11-х классов, а также расширить перечень предметов для учеников шестых — восьмых классов с учетом мнения родителей.

О хлебе насущном

Точнее, о питании в школе. Во времена нашего детства для завтрака отводилась большая перемена после второго урока, и чинными парами каждый класс по очереди направлялся в столовую, где давали котлету с солянкой или творожный сырок с киселем. Качество было, конечно, стандартно-общепитовским, но все-таки лучше, чем ничего. Потом наступил момент, когда завтраками кормить в школе перестали, и тогда ученики стали носить с собой бутерброды и термосы, утяжеляя и без того нелегкую ежедневную ношу. К счастью, сейчас практически во всех школах питание существует. В некоторые школы еду привозят уже в разогретом виде, в других – завтраки готовят на месте. Отдельные школы даже шведский стол устраивают.

Кто бы мог подумать, что школьные завтраки тоже могут нуждаться в реформе? А ведь поди ж ты… Например, муниципалитет города Нью-Йорка принял решение: в школьных завтраках не должно быть сладостей. Под угрозой исключения находятся также блюда из макарон и картофеля. Популярные у тинэйджеров пицца и куриные нагеты (обжаренные во фритюре кусочки мяса в панировке) останутся в меню, но их порции будут уменьшены. В школах отныне запрещена продажа жевательной резинки, конфет, печенья и лимонада. Взамен учащимся будут предложены блюда из овощей, молочные продукты и фрукты. Такое революционное решение продиктовано печальной статистикой – сейчас примерно каждый пятый нью-йоркский школьник страдает ожирением.

Заботятся о здоровом питании школьников и в Японии: здесь в школьный завтрак в обязательном порядке входят два-три перепелиных яйца, а также крабы, которых, кстати, поставляют из России.

Любопытно, что мальчики и девочки выбирают в школьных столовых разные блюда. Исследователи центра Sodexho проанализировали, чем обусловлен выбор детей и подростков от 5 до 17 лет в одиннадцати разных странах. Выяснилось вот что:

  • Дети настаивают на своем праве выбирать еду по вкусу. Если в 1960 году 76 % детей были согласны «есть, что дают», то сегодня таких только 10%.
  • За последние три десятка лет общая суточная калорийность потребляемых в школе продуктов в целом уменьшилась.
  • Мальчики тратят на еду в три раза больше денег, чем девочки.
  • За завтраком девочки проводят в полтора раза больше времени, чем мальчики, зато мальчики предпочитают подольше посидеть за обедом (ланчем).
  • Мальчики потребляют калорий в среднем на 56% больше, чем девочки.
  • 73 % девочек заявили, что сидели на диете на протяжении последних двенадцати месяцев.
  • У 20% мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой.

Альтернативы школьного образования

В последнее время среди обеспеченных родителей стало модным организовывать образование для своего ребенка на дому. В этой методике есть свои плюсы, но и она не идеальна.

Даже если вы решили, что ваш ребенок должен обучаться на дому, то следует знать, что в соответствии с законодательством РФ, ученик все равно обязан посещать школу для сдачи тестов и экзаменов, в противном случае органы социальной защиты могут стать инициаторами судебного дела в отношении родителей, которые запрещают своему чаду приближаться к учебному заведению. Вашему ребенку придется получить аттестат о среднем образовании.

Кроме того, при обучении на дому придется озаботиться о социальной составляющей для детей, которым необходимо общение. Если вы не хотите вырастить из своего сына или дочери мизантропа и социофоба, то придется тщательно организовывать общение ребенка с другими детьми.

На данный момент, современным школам в России необходимы полноценные реформы и внедрение инноваций, которые вернут нам гордость за продвинутую и умную молодежь. Вот только волнует ли эта проблема наше государство?

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Источники

  • Raafat N., Loganathan S., Mukaka M., Blacksell SD., Maude RJ. Diagnostic accuracy of the WHO clinical definitions for dengue and implications for surveillance: A systematic review and meta-analysis. // PLoS Negl Trop Dis — 2021 — Vol15 — N4 — p.e0009359; PMID:33901191
  • Fram NR. A cataract, ‘a million cut’ radial keratotomy, and Marfan syndrome February consultation #1. // J Cataract Refract Surg — 2021 — Vol47 — N2 — p.273; PMID:33901139
  • Schwenk-Nebbe LJ., Victoria M., Andresen GB. Dataset: A proxy for historical CO2 emissions related to centralised electricity generation in Europe. // Data Brief — 2021 — Vol36 — NNULL — p.107016; PMID:33898673
  • Sharma K., Banstola A., Parajuli RR. Assessment of COVID-19 Pandemic in Nepal: A Lockdown Scenario Analysis. // Front Public Health — 2021 — Vol9 — NNULL — p.599280; PMID:33898371
  • Jo SB., Kang J., Cho JH. Recent Advances on Multivalued Logic Gates: A Materials Perspective. // Adv Sci (Weinh) — 2021 — Vol8 — N8 — p.2004216; PMID:33898193
  • Lyubchenko OV., Velihoria IE., Polyakova SV., Ivanov OE., Tzyhanova NB., Pushkar LY., Sirota OM., Tzyhanova IV. Microbiological aspects of conservative treatment of periodontal disease using gel-based preparations. // Pol Merkur Lekarski — 2021 — Vol49 — N290 — p.125-128; PMID:33895758
  • Wu X., Moimas S., Hopf R., Giampietro C., Kourouklis A., Falk V., Mazza E., Ferrari A. A free-form patterning method enabling endothelialization under dynamic flow. // Biomaterials — 2021 — Vol273 — NNULL — p.120816; PMID:33895492
  • Aljaaf AJ., Mohsin TM., Al-Jumeily D., Alloghani M. A fusion of data science and feed-forward neural network-based modelling of COVID-19 outbreak forecasting in IRAQ. // J Biomed Inform — 2021 — Vol — NNULL — p.103766; PMID:33895377
  • Prakash S., Hatcher C., Shiffman S. Prevalence of ENDS and JUUL Use, by Smoking Status, in National Samples of Young Adults and Older Adults in the U.S. // Am J Health Behav — 2021 — Vol45 — N3 — p.402-418; PMID:33894792
  • Gumpenberger M. Diagnostic Imaging of the Respiratory Tract of the Reptile Patient. // Vet Clin North Am Exot Anim Pract — 2021 — Vol24 — N2 — p.293-320; PMID:33892889

Возможности личного кабинета школы Барс

  • Просматривать подробное расписание занятий;
  • Получать домашние задания;
  • Контролировать успеваемость ребенка;
  • Проверять отметки;
  • Переписываться с преподавателями;
  • Получать отчеты.

Перечисленные возможности помогают родителям отслеживать успеваемость школьников. При этом пользоваться кабинетом Барс можно везде, где присутствует интернет. Сайт работает на любом компьютере или смартфоне.

Также образовательной системой нередко пользуются школьники для получения домашних заданий и образовательных материалов по любым школьным дисциплинам. В целом, личный кабинет способствует экономию времени – теперь пропадает необходимость заполнения обыкновенных бумажных журналов благодаря появлению удобной электронной альтернативы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector