Семинар: что это такое и как к нему хорошо подготовиться

Семинар или тренинг?

Некоторые путают понятие семинара и тренинга. Стоит знать, что это далеко не одно и то же. В чем же отличие семинара от тренинга, и что из них лучше?

  • Семинар — это теоретическое занятие. Он может включать много докладов, примеров, обсуждений, но все это только теория. В этом основной недостаток таких мероприятий. После проведения семинара участники много знают, но не могут применить это на практике, так как обычно только теории недостаточно. Нужна еще и практика.
  • Тренинг же — это практика. Слово образовано от английского Training, что в переводе означает «тренировка». Главная задача тренинга — применить на практике полученные теоретические знания. Методы работы могут быть разные: группами, парами, самостоятельно и др. Ведущий в данном случае не является главным действующим лицом, он только координирует действия участников.

Делая вывод можно с уверенностью сказать, что семинары достаточно полезная форма работы с любым коллективом. Главное, правильно выбирать форму проведения такого занятия и не забывать дополнять теорию практическими занятиями.

Семинарские амбиции

Вы можете возразить по поводу слишком амбициозной цели: «Это невозможно сделать в течение одного семинара». Ответ будет однозначным. Это сделать не просто возможно, а обязательно нужно. В противном случае не называйте свое занятие семинаром. Пусть оно будет лекцией, коллоквиумом, форумом, мастер-классом, чем угодно. Но не семинаром. Потому что семинарское занятие – это серьезнейший и чрезвычайно эффективный формат обучения. Без глубокой подготовки и соблюдения главных принципов вам не обойтись.

Вам нужна хорошо мотивированная и заинтересованная аудитория слушателей на входе. На выходе эта аудитория должна превратиться в группу экспертов со своими аргументированными точками зрения на вопросы, которые затрагивались по ходу занятия.

Это возможно? Конечно. Все зависит от вас.

Методика проведения семинаров

Успех семинара, одного из наиболее сложных видов учебных занятий, во многом зависит от качества подготовки к нему.

Подготовка к семинару включает в себя комплекс мероприятий, среди которых можно выделить:

— составление тщательно продуманных методических указаний о проведении данного семинара для преподавателей;

— разработку письменных методических рекомендаций студентам к семинару;

— анализ итогов ранее проведенных данных семинаров и выработку мер по их совершенствованию;

— подготовку преподавателем личного развернутого рабочего плана проведения семинара;

— просмотр литературы и подбор наглядных пособий, схем, слайдов, видеофильмов к очередному семинару;

— оказание помощи студентам в организации самостоятельной работы, в частности, проведение семинаров вообще и по отдельным темам в частности;

— организацию выставок новой литературы, пособий, стендов по наиболее сложным вопросам, выносимым на семинар, а также выставки лучших студенческих работ, конспектов и альбомов с выполненными практическими работами по оперативно-розыскной деятельности.

При подготовке к семинару следует оптимально сочетать общегрупповые и индивидуальные формы обучения.

Общегрупповое обучение нередко не позволяет полностью учесть индивидуальные качества студентов

Вот почему важно умело сочетать различные формы работы в процессе подготовки к проведению семинаров, принимая во внимание специфику учебного материала, возможности студентов и самих преподавателей

Для успешного проведения семинара также важно создание благоприятной морально-психологической обстановки в группе. Нужно, в частности, создать такой морально-психологический климат, соблюдать такие нормы педагогического такта в общении со студентами, чтобы обеспечить возможность свободных личностных общений в учебном процессе и развивать познавательный интерес студентов к изучаемой теме

Нужно, в частности, создать такой морально-психологический климат, соблюдать такие нормы педагогического такта в общении со студентами, чтобы обеспечить возможность свободных личностных общений в учебном процессе и развивать познавательный интерес студентов к изучаемой теме.

Исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что для этого необходимо, по крайней мере, три обязательных момента – наличие положительных эмоций по отношению к учебной деятельности; познавательная направленность этих эмоций и непосредственный творческий мотив, идущий от учебной деятельности.

Поэтому при проведении семинаров можно, например, создать ситуации эмоционально-нравственных переживаний при решении различных криминалистических задач.

Основным источником интереса к учебной деятельности служит прежде всего содержание. Для того, чтобы оно оказывала стимулирующее влияние, содержание обучения должно отвечать ряду требований: научности, связи с жизнью, систематичности и последовательности, комплексному образованию, воспитывающему и развивающему стремление к установлению истины и т.д.

Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения.

Что такое семинар в институте или техникуме

В учебных заведениях высшего или среднего профессионального образования семинар является самой распространенной формой проведения занятий.

Семинар – форма проведения занятий в учреждениях профессионального образования (вузы, колледжи). Предполагает интерактивное обсуждение темы в группах. Участвуют как студенты, так и преподаватель. На обсуждение выносятся вопросы из образовательных программ по какому-либо предмету, не связанные с лекционным курсом. Часто зачитываются и обсуждаются доклады.

Семинар как форма обучения стал популярен еще в Древней Греции. Ученые активно изучали такие науки, как математика и философия. С целью найти истину они обсуждали важные вопросы, выражали свою точку зрения, что и лежит в основе семинара. В переводе с латыни слово означает «сеять» (seminare). Этот способ проверки знаний используют до сих пор для обучения специалистов любых профнаправлений (технические, гуманитарные и т.д.).

Цель семинарских занятий: научить студента самостоятельно искать ответы на вопросы, уметь выразить мнение и применять знания на практике.

Семинар в университете — что это

В университете проведение семинаров занимает около 50% всех занятий. Другая половина – лекции. Вопросы преподаватель обычно оглашает заранее, чтобы студенты успели подготовиться к обсуждению, выполнить задания. В некоторых вузах семинары также называют практическими занятиями, хотя изначально это были разные формы. К практическому студенты готовят устные и письменные домашние задания, а на семинаре только дискутируют.

Главную роль на занятии играет не преподаватель. Он всего лишь координирует беседу, задает дополнительные вопросы и слушает отвечающих. Между студентами происходит взаимодействие посредством полилога. Каждый высказывает свое мнение, но обязательно придерживается плана.

Что такое семинар в колледже

Семинары в колледже по форме проведения ничем не отличаются от университетских занятий. Также на обсуждение выносится 1 тема. Отличие может быть только одно: иногда в колледжах объединяют несколько групп, в то время как в университете на обсуждении присутствует только 1 группа.

Уделяем работе с тренером должное внимание

Тесный контакт с тренером во многом определяет успешность начатого бизнеса. Например, дата мероприятия оглашается потенциальным участникам только после согласования с тренером.

Условия оплаты у каждого специалиста свои:

  • Одним выдвигают требования относительно минимального и максимального состава участников и называют фиксированный размер гонорара. Его величина не будет зависеть от общего количества слушателей.
  • С другим необходимо рассчитаться за каждого человека, присутствующего на тренинге.
  • Дорожные затраты тренера и его проживание оплачиваются отдельно.

Кроме того, тренер – кладезь полезной информации для организатора.

Он непременно сделает акцент на следующих нюансах:

  1. Сделает акцент на целевой аудитории и требованиях к помещению.
  2. Предоставит образцы раздаточного материала.
  3. Поделится имеющимся рекламными проспектами, брошюрами, плакатами.
  4. Посоветует самые эффективные рекламные способы.

Внимание. Процесс переговоров с тренером не дает стопроцентной гарантии на отсутствие организационных ошибок, однако вероятность их появления становится минимальной

Принципы проведения семинарских занятий

Выполнение амбициозных целей станет возможным лишь при соблюдении нескольких обязательных семинарских принципов:

  1. Доступность изложения, которая включает в себя адекватный язык без канцеляризмов и устаревшей лексики. Преподаватель должен обладать навыками ораторского мастерства, иначе ничего не получится.
  2. Продуманная архитектура обучения – это новый термин, обозначающий комфортность для слушателей во всем, начиная от внятного раздаточного материала, заканчивая адекватной температурой воздуха в аудитории.
  3. Пунктуальность и временная точность занятия с соблюдением перерывов и длительности всех компонентов семинара. О нарушениях регламента, например, монологов в сторону увеличения не может быть и речи.
  4. Последовательность и выверенная логика представления информации и обсуждений.
  5. Актуальность темы и связь с сегодняшним днем, даже если вы ведете семинарское занятие по праву в античной Греции.
  6. Использование всех возможных технических возможностей для наглядности занятий. Визуальное восприятие информации в несколько раз эффективнее слухового.

Шесть пунктов выше напоминают принципы эффективной презентации. Так и есть, если вы хотите, чтобы ваши практические семинарские занятия были по-настоящему результативными, вам без современных презентационных технологий и навыков риторики не обойтись.

Конференция

Это еще одна модель организации семинарских занятий, которая имеет много общего с практической работой, выстроенной по докладной системе. По всем имеющимся пунктам плана занятия преподаватель поручает студентам подготовить краткие сообщения. В начале семинара руководитель берет вступительное слово, после чего передает эстафету первому докладчику. По завершении выступления каждый слушатель в аудитории должен задать как минимум один вопрос по рассмотренной теме. Соответственно, вопросы и ответы являются основной частью семинара.

Суть семинарской конференции заключается в необходимости углубленной подготовки студентов. Известно, что постановка вопроса требует детальной проработки той или иной темы. Чем основательнее была проведена подготовка, тем более сложный вопрос сможет задать учащийся. Если докладчик не знает ответа, на вопрос может ответить любой участник конференции, изъявивший желание высказать свою точку зрения.

Доклады и рефераты

Семинарские занятия по философии или истории обычно выстраиваются по системе подготовленных заранее докладов, что позволяет привить студентам умение мыслить самостоятельно, стремление к поиску новых фактов, аргументов, примеров, идей. В творческой и научной деятельности данные навыки играют первостепенную роль.

На обсуждение семинара целесообразно выносить 2-3 доклада, продолжительность каждого из которых не должна превышать 15 минут. В некоторых случаях помимо докладчиков могут быть назначены оппоненты и содокладчики, которым разрешено предварительно ознакомиться с содержанием докладов во избежание дублирования. Темы семинарских занятий, проводимых в реферативной форме, могут быть самыми разными. Они могут совпадать с формулировкой пункта в плане работы или частично с одной из его сторон, связанной с практической актуальностью проблемы. Помимо коллективной, не исключается также возможность проведения индивидуальной работы с докладчиками, что невозможно при семинаре, проводимом в форме развернутой беседы.

Интересно, что обсуждение рефератов студентами на семинарских занятиях допускает отклонение от основной темы в сторону родственных дисциплин, утвержденных в учебном плане предметно-цикловой комиссией. Реферат – это письменная работа, посвященная конкретной исторической или теоретической проблеме, обзору художественного произведения, научной монографии под руководством преподавателя. В отличие от доклада обычного типа, содержание работы предполагает значительное углубление в тему исследования, наличие собственных тезисов, выводов.

Реферат зачитывается во время семинара самим автором. Чтобы качественно подготовиться к данному виду работы, студентам требуется не менее двух недель. В педагогике семинарские занятия, проводимые с реферативными докладами, считаются целесообразными на завершающем этапе изучения конкретного раздела, когда его основные положения уже обсуждались.

Подготовка реферата – весьма эффективный способ приобщить студента с первых курсов к научно-исследовательской деятельности. Тематику докладов преподаватель рекомендует обучающимся сам. При этом участники семинара могут предложить свои темы при условии, что они связаны непосредственно со спецификой изучаемой дисциплины. Прежде чем одобрить тему, выбранную студентом, преподаватель должен ознакомится с подготовленным им планом и порекомендовать дополнительную литературу.

Образовательные технологии при проведении семинаров

Чтобы достигнуть поставленных целей и решить требуемые задачи, практические работы в большинстве современных высших учебных заведений России проводятся с применением новых образовательных технологий. Не отказываются преподаватели и от использования традиционных методов семинарских занятий, которые позволяют найти последовательные ответы на интересующие вопросы и выполнить тренировочные упражнения с целью закрепления ранее изложенного теоретического курса.

В технологиях инновационного типа преобладает игровой принцип, используется схема моделирования с целью оттачивания навыков межличностного общения. Достаточно интересными и популярными методиками семинарского занятия, по мнению педагогов, являются те, в которых реализуются принципы партнерства.

Применение актуальных образовательных технологий предполагает организацию различных учебно-проверочных мероприятий:

  • деловых и ролевых игр;
  • викторин;
  • марафонов, подразумевающих выражение собственных идей, мировоззренческих позиций, размышлений;
  • дидактических игр;
  • обыгрывание конкретных ситуаций.

Во время семинарских занятий учащиеся имеют возможность выступить с докладом, рефератом, поучаствовать в их обсуждении. Помимо того, используются и другие образовательные технологии – интеллектуальные и коммуникативные тренинги; состязания на внимательность и смышленость. Семинары предназначены для того, чтобы помочь студентам плавно перейти от теоретического обучения к самостоятельной практической деятельности.

Развернутая беседа

Данная форма лекционно-семинарского занятия является одной из наиболее распространенных. Она подразумевает подготовку всех студентов группы по плановым вопросам с единым перечнем рекомендуемых литературных источников. Развернутая беседа на семинаре может содержать не только выступления учащихся, но и вступительное и заключительное слово преподавателя. Ответы студентов заслушиваются по личной инициативе или вызову руководителя.

Эта форма семинарского занятия позволяет вовлечь в процесс обсуждения проблемных вопросов максимальное число студентов при грамотной, заранее продуманной постановке и использовании мотивационных, побуждающих к ответу средств в виде четко сформулированных дополнительных вопросов к докладчику и остальным студентам. Задача преподавателя заключается в поддержании высокой степени концентрации внимания путем акцентирования внимания на сильных и слабых сторонах выступлений одногруппников, новых, ранее не оговариваемых моментах, открывшихся в процессе.

Основная часть и обучение вдогонку

Основная часть в режиме офлайн

Любое занятие (или его модули) должны состоять из классических эпизодов:

  • административная часть (длительность, перерывы, формат дискуссий и т. д.);
  • объявление темы, цели, плана и логики занятия (здесь великолепно работает инфографика);
  • основная часть (доклады, обсуждение, задания, игры и пр.);
  • заключение с выводами, опросами, анализом и тематическими планами на будущее;

Итоги и обучение вдогонку в режиме онлайн

Этот этап лучше провести через день или два после основного занятия. Здесь снова лучшим форматом будет режим онлайн. Письмо по электронной от преподавателя всем слушателям с выводами и разбором полетов может стать прекрасным семинарским финишем. Это можно устроить и в мессенджере. «Обучение вдогонку» — вот как можно назвать короткое повторение главных идей семинара в WhatsApp, например. Утрамбовать и зацементировать…

Отличие семинара от лекции

На обычной лекции преподаватель не может проследить, насколько хорошо студент ориентируется в теме и слушает ли вообще. Семинар эту проблему решает, так как предполагается, что каждый его участник должен выступить с коротким докладом и показать уровень своих знаний. Семинары учат студентов самостоятельной работе и правильному распределению времени на выступление.

Дискуссия позволяет выявить и заполнить пробелы в знаниях, увидеть настоящий уровень, проверить способность к анализу материала. Работа всей группой даёт дополнительную мотивацию для научных исследований.

Однако у семинаров есть и минусы. Преподаватели отмечают, что часто студенты делят вопросы между собой и готовятся только по тем темам, которые им нравятся, что сильно ухудшает получаемые навыки и знания.

Семинар — важный этап в получении образования, он даёт возможность студентам показать свои качества и самостоятельно выбрать главное в предложенной теме. Это делает их более самостоятельными и приучает к индивидуальной работе, даёт опыт группового обсуждения вопросов.

В этом видео вы узнаете, что такое семинар, сессия, курсовая и многое другое:

Оценка эффективности семинара

Оценка эффективности занятия — один из самых непростых вопросов в обучении взрослых, включая студенческую аудиторию. В отношении студентов можно, конечно, сослаться на будущие сессии с зачетами и экзаменами. Но мы ведем речь об оценке конкретного семинарского занятия. А она должна быть связана только с качеством полученных знаний.

Необходимо четко понимать разницу между контролем знаний у студентов и оценкой эффективности занятия, ведь у этих оценок совершенно разные задачи.

Контроль знаний конкретного человека нужен для оценки его интеллектуальных способностей, усидчивости, памяти, способности концентрироваться и т. д. Иными словами, это персональные учебные характеристики, которые формируются с помощью давно проверенных методов оценки знаний. Все это проводится с указанием имени человека, то есть персонализируется.

Если же речь идет об оценке эффективности занятия, про имена слушателей в анкетах лучше забыть. Анонимность опросов и тестов добавит значительную долю объективности в итоговые результаты.

Специфика проведения семинара-тренинга

Характерная особенность занятия в таком формате это динамичность. Нет строгой регламентации времени, отведенного на каждую форму работы. Его структура зависит от цели, индивидуальных потребностей и компетенции участников. Часто занятие проводят в форме игры, что позволяет в непринужденной обстановке отработать практические навыки.

Основные этапы семинара-тренинга – это обсуждение принципов работы в группах, анализ методов решения профессиональных задач, практическое исполнение упражнений, проведение итогов. Задачи, как правило, проводят в группах, где часть аудитории работает, а часть наблюдает. Каждый должен побывать и в той, и в другой позиции. Нередко семинары-тренинги снимают на видео для последующего анализа. Главный акцент занятия – саморазвитие и активность.

Еще одна интересная особенность проведения подобных занятий это использование нестандартных форм работы. Кроме лекций, упражнений и презентаций преподаватели активно предлагают: психодраму, ролевые игры, сказкотерапию, диспуты, проблемные задания, интерактивная технология «мозговой штурм», бинарный (интегрированный) урок, тематические доклады, мастер-классы.

Семинар-тренинг отличная возможность получить новые знания и закрепить их непосредственно на занятии. Вы научитесь достигать поставленных целей и сформируете конкретные профессиональные навыки.

Методические разработки семинарского занятия

Преподавателю, готовящемуся к проведению опроса в аудитории, в первую очередь необходимо продумать его структуру. Семинары в вузах должны обязательно иметь:

  • название, отражающее тему;
  • цели и задачи занятия;
  • последовательный план;
  • материалы для контроля уровня знаний;
  • обучающие примеры.

Наиболее ответственной частью семинарского занятия является контроль полученных знаний. Данный раздел нежелательно сокращать или вовсе исключать из плана проведения учебного часа. С целью контроля знаний проводят индивидуальное собеседование с каждым студентом, проверяют письменные задания, знакомятся с выводами, заключениями или другими материалами учащихся – все это позволяет объективно оценить степень освоения теоретической части дисциплины в рамках определенной темы.

Для заключительного собеседования преподавателю следует заранее составить контрольные вопросы и тестовые упражнения. Выбор задач зависит от цели семинара, его содержания. Подводя итоги, руководитель семинара резюмирует озвученные в ходе занятия положения, использует упрощенные формулы для запоминания, отвечает на интересующие вопросы и выставляет соответствующие оценки студентам, отмечая наиболее активных и плохо подготовленных лиц, назначает тему и дату для отработки, оглашает задание для самостоятельной работы дома.

При разработке семинарских занятий методические рекомендации служат определенным остовом, от которого следует отталкиваться. В ходе подготовки практической работы преподаватель должен детально ознакомиться с порядком его подготовки, изучив требования рабочей программы дисциплины и сформулировав цели и задачи занятия. Только после этого можно приступать к разработке плана аудиторского семинара.

Руководитель самостоятельно моделирует вступительную и заключительную части практического занятия, предварительно раздает студентам вопросы и индивидуальные задания, включая научно-исследовательские и творческие. Кроме того, преподаватель обязан проинструктировать обучающихся о том, как им следует подготовиться к семинару. Для этого педагог оглашает источники литературы, наиболее подходящие к изучаемой теме, и делится со студентами рекомендациями по организации самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию. Выстраиваться оно должно последовательно:

  1. Любой семинар начинается с вводной части, в которой озвучивается цель, задачи и излагается основной замысел практической работы.
  2. К основной части занятия относятся выступления докладчиков и содокладчиков, организация дискуссии, где каждый имеет возможность раскрыть свое видение проблемы.
  3. Завершающий этап семинара – это обобщение и оценка результатов работы студентов.

Для удобства и наглядности преподавателю рекомендуется заранее оформлять развернутый конспект семинара с распределением пунктов плана по времени. При организации практических занятий играет важную роль принцип совместной деятельности. Согласно исследованиям различных методик преподавания, при совместной учебной деятельности, направленной на поиск ответов, процесс мышления и усвоения знаний является более эффективным. Семинары эффективны тогда, когда проводятся как предварительно подготовленные коллективные обсуждения. Такая методика построения практического занятия позволяет следить за динамикой развития научного мышления у студентов.

Где лучше проводить тренинги или семинары?

Краткосрочность тренингов и семинарских занятий (обычно они длятся 1-2 дня) обеспечивает их мобильность – организацию в разных городах

В этом случае важно выбрать помещение в центральной части города с удобной транспортной развязкой, комфортных подходом и подъездом. Тогда все участники прекрасно доберутся к назначенному часу

Широко практикуется вариант обучения на природе – в санаториях и прочих загородных учреждениях, расположенных недалеко от городской черты. При организации выездного обучения, необходимо позаботиться о доставке слушателей к месту его проведения на автобусе (иным способом), заблаговременно забронировать комнаты для проживания и подумать о питании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector