Педагог-воспитатель группы продленного дня. проектирование и реализация учебно-воспитательной деятельности в рамках фгос с присвоением квалификации «воспитатель» (340ч)
Содержание:
- Где пройти обучение на воспитателя
- Требования к Слушателям:
- Типы, направления программ и сроки
- Программа даст ответы на вопросы:
- Результаты и перспективы:
- Специфика
- Цели и задачи курса
- «Институт современного образования»
- Программа даст ответы на вопросы:
- Результаты и перспективы:
- «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения»
- Стоимость
- Топ очных курсов
- Требования к Слушателям:
- Формы занятий
- Программы
Где пройти обучение на воспитателя
Если вы решили заниматься воспитанием детей дошкольного возраста после 9 класса, нужно поступать в колледж. Нередко детские сады отдают предпочтение кандидатам, имеющим среднее специальное образование, так как программа обучения такого уровня считается более проработанной. Также будущие специалисты проходят практику и лучше подготовлены к предстоящей работе.
Можно выбрать, например, следующие программы обучения:
- Дошкольное образование (44.02.01).
- Педагогика дополнительного образования (44.02.03).
- Специальное дошкольное образование (44.02.04).
Пойти в колледж можно и после 11 класса, отличие в том, что выпускники 9 класса пройдут обучение за 4 года, а выпускники 11 класса за 3 года.
Это связано с тем, что после 9 класса в программе обучения присутствует дополнительное время на изучение основных предметов: русского языка, математики и т. д.
Подробнее Профессиональная переподготовка / Педагогика Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС Академия современных технологий Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка Подробнее Профессиональная переподготовка / Педагогика Педагогика и методика дошкольного образования Академия современных технологий Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка Подробнее Повышение квалификации / Педагогика Педагогика и методика дошкольного образования Академия современных технологий Дистанционная, Все повышения квалификации
Колледжи, где можно пройти соответствующее педагогическое обучение:
- Педагогический колледж № 10
- Истринский профессиональный колледж Государственного гуманитарно-технологического университета.
- Челябинский педагогический колледж № 2.
- Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга.
- Казанский педагогический колледж.
- Новосибирский педагогический колледж № 2 и другие.
Также после 11 класса можно поступить в вуз по направлению «Образование и педагогическая деятельность». В этом случае обучение продлиться 4-5 лет. В большинстве случаев для работы воспитателя достаточно иметь диплом педагога любого направления, но для получения преимущества при трудоустройстве рекомендуется получить диплом с квалификацией «воспитатель». Если у специалиста уже имеется высшее образование, срок обучения в вузе может составлять всего 2-3 года.
Преимущество заключается в том, что в процессе обучения большее время уделяется методикам взаимодействия именно с детьми дошкольного возраста.
Чтобы иметь соответствующую квалификацию, можно ориентироваться в выборе направлений обучения на следующие программы:
- Дошкольное образование и логопедия.
- Дошкольная дефектология.
- Дошкольное образование и дополнительное образование.
- Психология и социальная педагогика и т. д.
Подходящие знания можно получить в следующих вузах:
- Севастопольский государственный университет.
- Санкт-Петербургский государственный университет.
- Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ).
- Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
- Сибирский государственный университет физической культуры и спорта и другие.
Если вы уже учились в вузе на педагога или на другую специальность, можно пройти курсы переподготовки и работать по выбранному направлению.
Какие предметы сдавать на воспитателя
Если ваш выбор — колледж или техникум для становления педагогом, в качестве экзаменов нужно сдавать русский язык и математику. Также рекомендуется дополнительно сдавать экзамены по биологии и обществознанию. Точнее информацию можно узнать в колледже, так как от направления обучения может зависеть список экзаменов.
Если планируется поступление в вуз, нужно сдавать ЕГЭ по математике, обществознанию и русскому языку. Дополнительные экзамены могут зависеть от вуза.
Источник фото: freepik
Требования к Слушателям:
Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
- Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*.
- Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
- Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
- Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.
Типы, направления программ и сроки
Сейчас на портале «Продленка» педагогам доступно около 150 образовательных программ. Основной упор делается на курсы повышения квалификации и профпереподготовки. Кроме того, предлагаются краткосрочные программы дополнительного образования и вебинары на различные темы.
Профессиональная переподготовка
Курсы профессиональной переподготовки – отличная возможность сменить специальность, не получая второго высшего образования. Все 26 предлагаемых программ разработаны с учетом ФГОС, профстандартов и содержат только актуальную информацию, которая при необходимости быстро обновляется. Примеры курсов:
- Воспитатель детей дошкольного возраста;
- Учитель основ безопасности жизнедеятельности (или другого предмета);
- Педагог-психолог;
- Менеджер в образовании;
- Методист образовательной организации;
- Педагог-воспитатель группы продленного дня.
Программы рассчитаны на 260–540 академических часов и длятся от 3 до 5 месяцев. Благодаря познавательным лекциям и правильной организации обучения столь короткого срока достаточно для того, чтобы освоить новую специальность.
Повышение квалификации
Программы повышения квалификации призваны расширить профессиональные возможности педагога или руководителя образовательной организации в рамках уже имеющейся специальности. Примеры курсов:
- Преподавание русского языка и литературы по ФГОС: содержание, методы и технологии;
- Охрана труда: нормативно-правовые основы и особенности организации;
- Управление образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС;
- Современные педагогические технологии и методика организации инклюзивного процесса для учащихся с ОВЗ;
- Организация работы по развитию креативного мышления обучающихся.
Трудоемкость программ – от 36 до 144 часов. Слушатели постигают принципы и сущность педагогического процесса, изучают особенности развития детей разных возрастов, осваивают современные образовательные технологии. Теория сопровождается практическими заданиями и промежуточными контрольными работами. Завершается программа итоговым экзаменом в виде теста.
Вебинары, краткосрочные курсы
На сайте «Продленки» размещено несколько десятков вебинаров, бесплатный доступ к которым получают все зарегистрированные пользователи. При желании можно даже заказать сертификат, подтверждающий участие в каждом из подобных мероприятий. Все вебинары практически ориентированы и станут хорошим подспорьем педагогу в его ежедневной работе. Примеры тем:
- Теоретические основы профориентации;
- Возрастные и психологические особенности младших школьников;
- Основы обучения иностранному языку;
- Организация культурно-досуговой деятельности детей и подростков;
- Тьюторское сопровождение в образовательных учреждениях.
Кроме того, на портале доступен целый ряд коротких 16-часовых курсов дополнительного образования. Здесь есть программы для учителей-предметников, логопедов, педагогов ДО и СПО, директоров и завучей школ. Желающие могут получить знания по психолого-педагогическому сопровождению, нормативно-правовому регулированию образования, профессиональной компетентности и другим темам. Краткосрочные курсы бесплатны, а при желании можно за 350 рублей заказать сертификат участника.
Программа даст ответы на вопросы:
- Какие функции выполняет группа продлённого дня?
- Чем занимаются ученики в ГПД?
- Какова роль воспитателя в организации внеурочной деятельности?
- Как привлечь к сотрудничеству досуговые центры?
- Какими качествами характера должен обладать воспитатель группы продлённого дня?
- Как вести работу с родителями и учителями?
Результаты и перспективы:
- Вы можете работать воспитателем группы продлённого дня, владеете технологиями обучения и развития.
- После прохождения обучения на педагога-воспитателя группы продленного дня вы станете компетентны в вопросах организации досуговой деятельности обучающихся.
- Вы разбираетесь в психологии учащихся начальных классов и младших подростков, легко находите с ними общий язык, способны организовать добрую атмосферу в группе.
Специфика
Педагог-воспитатель группы продленного дня работает со школьниками младших и средних возрастных групп, которые вынуждены оставаться в школе после уроков. Эта деятельность имеет свои нюансы, ведь на протяжении этих нескольких часов ребенку должны быть оказаны все необходимые услуги. Педагог отвечает не только за выполнение учащимися домашних заданий. Также на его ответственности прогулка, горячее питание, физкультурно-оздоровительные мероприятия и кружковая деятельность.
Воспитатель обеспечивает соблюдение режима, следит за дисциплиной, помогает с самоподготовкой, обращая особое внимание на отстающих, вовлекает учеников в кружки по интересам и спортивные секции
Важно правильно спланировать время, чтобы не перегружать уже и без того уставших школьников. Выполнение «домашки» обычно начинают в 15-16 часов, выделяя на это не более 1,5–2 часов
Хорошо воспринимается детьми и чередование активных (игры, конкурсы, прогулки на улице) и спокойных (самоподготовка, отдых) периодов
Выполнение «домашки» обычно начинают в 15-16 часов, выделяя на это не более 1,5–2 часов. Хорошо воспринимается детьми и чередование активных (игры, конкурсы, прогулки на улице) и спокойных (самоподготовка, отдых) периодов.
Следует помнить, что педагог-воспитатель ГПД несет ответственность за жизнь и здоровье своих подопечных, поэтому пускать на самотек ситуацию группе ни в коем случае нельзя. Кроме того, необходимо иметь выдержку и терпение, поскольку все общение с детьми и их родителями происходит на фоне усталости после длительного учебного или рабочего дня. Воспитатель вкратце рассказывает родителям о достижениях и проблемах их ребенка за день, может дать им некоторые рекомендации. Отпускать детей самостоятельно домой можно только при наличии соответствующего заявления от родителей.
Цели и задачи курса
Курс реализуется с целью подготовки педагогов-воспитателей, готовых осуществлять учебно-воспитательную деятельность в группе продлённого дня. Слушатели узнают о психологических особенностях развития ребёнка в зависимости от его возраста, изучат основы психологии общения и педагогического сотрудничества с ним. Освоят теорию и методику воспитания. Рассмотрят технологии обучения и развития детей, обучающихся в начальной школе, а также перешедших в среднее звено. Ознакомятся с порядком организации досуговой деятельности школьников. Слушателям курса будут даны рекомендации о том, как сформировать детский коллектив и сделать межличностное общение продуктивным.
«Институт современного образования»
Сайт: https://ped.isoedu.ruТелефон: 8 800 222-32-15Стоимость: переподготовка — от 5450 р., повышение квалификации — от 990 р.
Дистанционная переподготовка педагогов, воспитателей и старших воспитателей дошкольного образования:
- Психолого-педагогическое образование: дошкольная педагогика и психология в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»
- Физическая культура в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС ДО
- Методическая деятельность в ДОО (с присвоением квалификации «Методист (старший воспитатель»)
- Педагогическое образование: изобразительное и декоративно-прикладное искусство в организациях дошкольного и дополнительного образования
- Профессиональная деятельность педагога-психолога в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО
Продолжительность — от 310 часов.
Повышение квалификации:
- Организация образовательной деятельности воспитателей и специалистов в ДОО на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС ДО
- Воспитатель в дошкольном образовании: организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
- Старший воспитатель в дошкольном образовании: проектирование и управление образовательной деятельностью в соответствии с ФГОС ДО
- Развитие личности дошкольника в условиях современного дополнительного образования
- Тьюторское сопровождение дошкольников согласно ФГОС ДО и профстандарта «Специалист в области воспитания»
- Методика преподавания иностранного языка (английский) детям дошкольного и младшего школьного возраста согласно ФГОС
- Педагогические особенности комплексной оценки качества образовательной среды в дошкольных организациях средствами инструментов шкалы ECERS – R
- Скорочтение и развитие памяти: методы и упражнения
- Формирование элементарных математических представлений дошкольников согласно ФГОС ДО
- Актуальность финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
- Интеллектуальное развитие детей с помощью ментальной арифметики
- Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО
- Развитие игровой деятельности дошкольников в свете требований ФГОС ДО
- Сказкотерапия – метод психолого-педагогического сопровождения ребенка
- Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ согласно ФГОС ДО
- Лекотека как новая форма социализации и образования детей раннего возраста с ОВЗ
- Дистанционное обучение детей с ОВЗ, умственной отсталостью (интеллектуальное нарушение), инвалидностью
и др.
Продолжительность обучения — от 36 часов.
Программа даст ответы на вопросы:
- Какими базовыми методиками воспитания и развития школьников обязан владеть педагог ГПД?
- Каковы основные задачи и принципы воспитания обучающихся школьного возраста?
- На какие принципы организации досуговой деятельности учащихся должен опираться педагог-воспитатель ГПД?
- С помощью каких средств можно снять усталость у детей, вызванную учебными нагрузками, и организовать активный отдых детей после уроков?
- Как помочь ребёнку разрешить конфликты в отношениях с ровесниками?
Результаты и перспективы:
- Вы умеете использовать современные методики развития детей школьного возраста.
- Вы способны спланировать и организовать досуг учащихся, найти к детям педагогический подход и повысить их мотивацию к занятиям.
- Вы можете трудоустроиться в любую школу или гимназию, поскольку ГПД имеются практически в каждой образовательной организации данной ступени обучения.
«Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения»
Сайт: https://niidpo.ruТелефон: 8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11Стоимость: курсы переподготовки — от 6078 р., курсы повышения квалификации — от 1345 р.
Профессиональная переподготовка по направлениям:
- Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста» (620ч)
- Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС ДО и НО с присвоением квалификации «Педагог предшкольной подготовки» (340ч)
- Педагогика и методика начального общего и дошкольного образования с присвоением квалификации «Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста» (1100ч)
- Педагогика раннего развития. Современные методики развития детей раннего возраста с присвоением квалификации «Педагог раннего развития» (340ч)
- Физическая культура в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС ДО с присвоением квалификации «Инструктор по физической культуре» (620ч)
- Старший воспитатель. Организация и методическое сопровождение дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО с присвоением квалификации «Старший воспитатель» (340ч)
- Воспитатель логопедической группы. Педагогическая и коррекционно-развивающая помощь детям с речевой патологией в условиях реализации ФГОС ДО с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста с нарушениями речи» (620ч)
- Дошкольная педагогика и психология (340ч)
и др.
Курсы повышения квалификации для специалистов дошкольного образования:
- Использование педагогики М. Монтессори в самостоятельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста (108ч)
- Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста (144ч)
- Специалист по преподаванию английского языка в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО (144ч)
- Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы (108ч)
- Технология раннего обучения чтению детей дошкольного возраста по методике Н. Зайцева (108ч)
- Детский фитнес в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (108ч)
- Внедрение технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в образовательный процесс дошкольной организации (108ч)
- Нетрадиционные технологии физического воспитания и гармоничного развития дошкольников: фитбол-гимнастика, стретчинг, психогимнастика и беби йога (108ч)
- Оказание первой помощи при работе с детьми и подростками. Охрана здоровья несовершеннолетних (36ч)
- Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО (108ч)
- Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (108ч)
- Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (210ч)
- Методика постановки различных видов танцев и проведения хореографических выступлений с детьми дошкольного возраста (108ч)
- Рабочая программа музыкального руководителя дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО (144ч)
- Арт-терапевтические техники в работе со страхами детей дошкольного возраста (108ч)
- Технология использования робототехники в дошкольном образовании (108ч)
- Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО (108ч)
- Старший воспитатель (методист) дошкольной организации. Практика профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО (144ч)
и др.
Стоимость
Цены на «Продленке» демократичны, хотя стоит учитывать, что удаленное обучение всегда обходятся дешевле, поэтому сравнивать дистанционные курсы с очными бы некорректно. Общие сведения о стоимости программ представлены в таблице.
Вид курсов | Минимальная стоимость без скидки, рублей | Максимальная стоимость без скидки, рублей |
---|---|---|
Профессиональная переподготовка | 12 400 | 17 000 |
Повышение квалификации | 2980 | |
Вебинары | Бесплатно | |
Краткосрочные курсы | Бесплатно |
Иногда на обучение действуют скидки. В рамках акции любая программа повышения квалификации обойдется слушателю в 1490 рублей. При записи на курсы профпереподготовки возможна рассрочка платежа. Чтобы начать заниматься, достаточно перечислить первый взнос в размере 2000 рублей. Оплата принимается разными способами: через банковское отделение по квитанции, через онлайн-сервис Сбербанка или систему «Яндекс.Деньги».
Топ очных курсов
Курсы профпереподготовки для педагогов-воспитателей групп продленного дня в очном формате предлагают разные учреждения – от вузов до частных учебных центров
При выборе места учебы следует обращать внимание на преподавательский состав и соотношение очных занятий и дистанционных элементов. Ниже приведены некоторые организации, обучающие специалистов очно-заочно
Название и расположение учебного заведения | Особенности программы | Стоимость обучения |
---|---|---|
Центральный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки (Карачаево-Черкесская республика) | Выпускники вузов и колледже могут здесь получить новую квалификацию, записавшись на курс переподготовки «Воспитатель группы продленного дня». Объем учебной программы в 288 академических часов позволяет освоить все необходимые для работы дисциплины и отработать практические навыки. Самый распространенный формат обучения – очно-заочный, при котором активно используют дистанционные способы передачи знаний. По заявке участников, могут организовать также полностью очный или заочный курс. | От 12000 рублей |
Центр профессионального развития «Профи» (Екатеринбург) | Центр имеет представительства в Краснодаре, Кемерово, Тюмени, Якутске и Ноябрьске. Курс переподготовки «Воспитатель (старший воспитатель) группы продленного дня» рассчитан на 260 академических часов. Занятия проводят для организаций, в составе сборных групп или индивидуально. Курс могут организовать с выездом на территорию заказчика, а программу модернизировать с учетом его пожеланий. | 5500 рублей |
Национальный технологический университет (Москва) | Вуз предлагает всем желающим пройти профпереподготовку по программе «Педагог-воспитатель группы продленного дня. Проектирование и реализация учебно-воспитательной деятельности в рамках ФГОС». Ее трудоемкость может варьироваться от 252 до 520 академических часов в зависимости от начального уровня образования слушателя. Участникам доступны очный, очно-заочный и дистанционный формат обучения. | Рассчитывается индивидуально |
Среднерусская академия современного знания (Калуга) | Вуз имеет филиалы в Калуге, Москве, Брянске, Туле и Орле. В активе академии есть программа переподготовки собственной разработки «Педагог-воспитатель группы продленного дня. Проектирование и реализация учебно-воспитательной деятельности в рамках ФГОС». Заявленная трудоемкость курса 480 академических часов, а форма обучения очно-заочная с дистанционной поддержкой. Выпускники получают право трудиться в сфере начального общего образования. | Информация предоставляется по запросу |
Цены на очные курсы могут заметно различаться. Чаще всего это связано с особенностями программы, наличием стажировок, квалификацией приглашаемых для преподавания экспертов и условиями обучения. Также стоимость зависит от числа слушателей в группе и количества очных занятий.
Требования к Слушателям:
Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:
Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:
- Паспорта.
- Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
- При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
- Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию
Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.
Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.
Формы занятий
Обучение на «Продленке» только дистанционное. После регистрации на сайте педагог получает доступ к личному кабинету, через который он сможет оставлять заявки на интересующие программы, заказывать документы, размещать собственные наработки. Здесь же, начав курс ДО, он найдет все учебные материалы – лекции, методички, тесты. Заниматься можно, находясь в любой точке страны, необходимы лишь компьютер и доступ к интернету. Обучение проходит следующим образом:
- слушатель выбирает подходящий курс и подает заявку;
- оплачивает всю программу или перечисляет первый взнос (при переподготовке);
- получает доступ ко всем необходимым материалам;
- изучает модули и проходит по каждому из них тестирование;
- сдает экзамен (возможна бесплатная пересдача);
- получает документ об окончании курса.
Портал работает круглый год. Слушатель может начать занятия сразу же, как только оформит заявку и оплатит курс. Методические материалы доступны круглосуточно, учебных групп как таковых нет, поэтому педагог может осваивать программу в удобном для себя темпе.
Программы
Перечень изучаемых на курсах переподготовки дисциплин не слишком широк, однако все они дают необходимую для дальнейшей работы информацию. Приведенные ниже темы в различных вариациях встречаются практически во всех программах для воспитателей групп продленного дня:
- нормативно-правовое обеспечение процесса образования в России и основы государственной политики в сфере образования;
- возрастная анатомия и физиология ребенка;
- воспитание и обучение (психологические и педагогические аспекты);
- психология развития младшего школьника;
- актуальные педагогические технологии;
- методика обучения учеников младших классов;
- организация воспитательной и внеурочной деятельности;
- особенности организации и календарно-тематического планирования работы ГПД;
- ведение документации;
- техника безопасности и охрана труда;
- первая медицинская помощь;
- профессиональная компетентность воспитателя.
Некоторые образовательные учреждения, имеющие хороший кадровый потенциал и методические службы, разрабатывают свои учебные планы. Однако большинство учебных центров, работающих дистанционно, используют уже обкатанные программы, которые есть в общем доступе.