Написания отчета по производственной практике: советы и рекомендации
Содержание:
- Отчёт по практике. Как написать введение?
- Определение цели прохождения практики
- Чек-лист, как написать отчет по производственной практике
- Как написать отчет по практике в 2020 году
- Структура отчета по производственной практике
- Требования к содержанию отчета
- Актуальность темы
- Требования к изложению текстовой части
- Какие бывают отчёты по практике?
- Производственная практика для студентов
Отчёт по практике. Как написать введение?
Написание отчёта по практике — очень важная часть обучения в ВУЗе. На протяжении нескольких лет учёбы вам потребуется написать минимально три отчёта по практике:
Не будет лишним напомнить, что перед введением необходимо включить в отчет титульный лист и содержание. Как их оформить, можно прочитать на нашем сайте.
Чтобы грамотно написать введение, учитывайте нижеприведённый алгоритм.
1. Укажите на актуальность и современность тематики отчёта, сформулировав ответы на такие вопросы, как:
Какую роль будет играть выполнение поставленных профессиональных целей?
По какой причине я хочу работать в этой сфере?
Важно! Не забывайте, что при написании введения вы должны использовать 1 — 2 страницы, все поля, кроме правого, — 2 см, правое – 1 см (согласно ГОСТ 7.32 – 2001), шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал, отсутствие схем, рисунков, таблиц и диаграмм. 2
Сформулируйте цель отчета по практике, отражающую специфику вашей сферы деятельности, исходя из того, какой вид практики вы проходили:
2. Сформулируйте цель отчета по практике, отражающую специфику вашей сферы деятельности, исходя из того, какой вид практики вы проходили:
- для учебно-ознакомительной практики цель — познакомиться с особенностями той специальности, на которую вы учитесь, в реальных условиях деятельности определенной организации. В результате достижения цели у вас должны сформироваться умения описывать рабочий процесс, организационную структуру, нормативные документы;
- для производственной практики цель — реализовать в реальных условиях деятельности определенной организации теоретические и практические знания, умения и навыки. Итог достижения цели – сформированность у вас таких универсальных навыков, которые включают анализ рабочего процесса, его плюсов и минусов, а также объективную оценку своей деятельности в процессе производственной практики;
- для преддипломной практики цель — применить в реальной практической деятельности все сформированные за годы учебы в ВУЗе знания и умения, а также экспериментально проверить и систематизировать материал, необходимый для дипломного исследования.
3. Поставьте задачи, помогающие вам достичь цели. Используйте те данные, которые вы получили до практики. Проанализируйте документацию, предоставленную вам для изучения. Например, задачей может являться изучение работы учреждения, в котором вы проходили практику, документов, координирующих деятельность данного учреждения и изучение некоторых аспектов вашей будущей профессиональной деятельности. Также задачей практики может быть осуществление работы по выбранному вами профилю.
Примеры формулировок задач в виде фраз-клише можно просмотреть на нашем сайте в статье «Как оформить цели и задачи в отчете по практике?».
4. Укажите место (название организации) и время (сроки, продолжительность) прохождения практики, конкретизируя некоторые известные вам дополнительные сведения. Отметьте общую информацию: методы исследования, какую-либо теорию, которую вы применяли.
Данный пункт введения можно начать фразой «При прохождении практики были изучены/проанализированы/систематизированы (а далее укажите, какие аспекты деятельности организации были изучены).
Рекомендуем к прочтению: Ст 247 гк рф с комментариями судебная практика
5. Опишите последовательность прохождения практики, перечень работ, выполненных в процессе практики. Пример начальной фразы — «В течение практики были пройдены следующие этапы…», а далее – «В данном отчеты использованы такие внутренние материалы, как…» или «В процессе подготовки отчета по практике были изучены такие-то научно-теоретические разработки, статистические/официальные/законодательные документы…».
6. Закончить введение можно описанием структуры отчета по практике.
Агоритм написания отчета по практике
Давайте обобщим примерный алгоритм написания введения к отчету по практике:
1) укажите тип практики,
2) обоснуйте актуальность вашего отчёта,
3) отметьте цель,
4) покажите задачи, необходимые для реализации цели,
5) представьте общую информацию о практике (место, сроки и т. д.),
6) перечислите материалы, используемые при работе,
7) напишите, что вызвало затруднение, и предположите пути их устранения.
Теперь, зная всю необходимую информацию, вы можете грамотно написать введение. Желаем успехов!
Определение цели прохождения практики
В зависимости от того, какую профессию студент пытается освоить, цели практики у учащихся разных курсов будут схожим. Те, кто отправляется на первую практику учебно-ознакомительного характера имеет простую цель. Они должны понять, что представляет собой
выбранная профессия, порядок организации работы, условия труда. Студенту предстоит проанализировать применимость полученных теоретических знаний в реальной жизни, обобщить полученные знания.
При производственной практике определить цели проще: студент должен применить в реальной жизни информацию, которую до него доносили на лекциях. Суть практики в освоении, приобретении профессиональных навыков.
Во время третьей учебной практики — преддипломной — студентам предстоит выполнить экспериментальную работу в соответствии стемой выпускной курсовой работы.
Определяя цели, студенты должны ориентироваться на сведения, которые им предоставили перед прохождением практики. Чаще всего студентам предоставляют производственную документацию, всевозможные нормативные акты и др. Этой информации вполне достаточно для
определения целей, формированиена их основе круга задач, которые должны быть описаны во введении
Возьмите эту информацию за основу, чтобы обосновать актуальность практической работы, важность освоенных вами во время практики навыков
Чек-лист, как написать отчет по производственной практике
- Перед выходом на практику возьмите у научного руководителя или на кафедре методичку.
- Согласуйте с научным руководителем план практики.
- Соберите необходимую информацию о предприятии.
- Проанализируйте собранные данные, изложите их в доступной форме.
- На основе основной части напишите введение и заключение.
- Проверьте текст на наличие ошибок, проверьте оформление ссылок, сносок, графических материалов.
- Соберите список литературы. Проверьте, все ли источники из списка упоминаются в тексте.
- Вынесете в приложение справочные материалы или слишком большие по размеру графические элементы.
- Оформите остальные структурные элементы — титульный лист, оглавление.
- Заполняйте ежедневно дневник практики.
Как написать отчет по практике в 2020 году
В 2020 году требования к написанию отчета по практике немного изменились. Рассмотрим основные моменты.
Дальше мы рассмотрим основные элементы отчета по практике и расскажем, как правильно писать отчет в соответствии с правилами 2020 г.
Оформление титульного листа
Оформить титульный лист к отчету по практике не сложно. Самое главное требование – отсутствие ошибок и опечаток. Пример титульного листа будет показан в конце статьи.
Задание на практику
Задание на практику – это то, на основании чего студент вообще поступает на практику. Без задания не будет и практики. Получить индивидуальное задание можно у преподавателя. В задании отражается такая информация:
- — место и время прохождения практики;
- — задачи и цели практики;
- — указание на результат, который должен быть достигнут студентом;
- — указание на подготовку отчета по практике и заполнение дневника.
Дневник отчета производственной практики — правила заполнения
Дневник отчета производственной практики заполняется студентом ежедневно в период прохождения практики. После того, как практика закончится, студент должен передать дневник на подпись куратору. Без его подписи этот документ будет считаться недействительным.
Дневник заполняется в соответствии с правилами и требованиями, установленными Министерством образования РФ.
Рассмотрим основные правила заполнения дневника по практике.
Во-первых, дневник по практике пишется вручную. Никаких помарок, зачеркиваний, исправлений и зарисовок в дневнике быть не должно.
Во-вторых, в дневнике, помимо записей студента, должны быть пометки куратора.
В-третьих, заполненный дневник должен быть подписан куратором, но об этом мы уже упоминали выше.
В-четвертых, к дневнику обязательно должна быть приложена характеристика на студента.
Это основные требования, соблюдая которые можно рассчитывать на хорошую оценку.
Получить бланк дневника можно на кафедре или скачать с сайта вуза. Еще один вариант – распечатать самостоятельно из методички по практике.
Календарный план практики
В соответствии с нормами ГОСТ 2020, обязательной частью отчета по практике является календарный план. Календарный план-график прохождения практики включает две части.
В первой части указывается:
- дата, когда студент прибыл на практику;
- ФИО должностного лица предприятия, принявшего студента на практику;
- номер и дата издания приказа о назначении куратора;
- дата, когда был проведен инструктаж студента по технике безопасности и охране труда.
Вторая часть календарного плана содержит информацию:
- о месте прохождения практики;
- о виде выполняемых работ;
- о сроке прохождения практики.
В календарном плане проставляются отметки о выполнении либо невыполнении студентом тех или иных мероприятий.
Характеристика к отчету по практике
Еще один важный элемент отчета – характеристика на студента. Характеристика – это документированное описание личностных качеств студента, свойств его характера, навыков и способностей. Характеристика и отзыв о практике – важные документы, необходимые для того, чтобы подтвердить реальное прохождение практики.
В характеристике, прилагаемой к отчету по практике, описываются все качества, проявленные студентом на стажировке. Оформляется характеристика на студента на специальном бланке предприятия, в котором была пройдена практике.
Структура характеристики к отчету по практике регламентируется требованиями ГОСТ 2020. Готовая характеристика – это отражение уровня квалификации и специализации студента. На ее основе будет поставлена оценка в дипломное приложение, отвечающая за специализацию учащегося.
Характеристика к отчету по практике обязательно должна включать название предприятия, на котором студент проходил практику; дату начала и завершения практики; ФИО студента, его специальность и курс; характеристику личностных качеств. Характеристика обязательно должна быть подписана руководителем предприятия, на котором студент проходил практику.
Структура отчета по производственной практике
За долгие годы ведения форма дневников претерпела незначительные изменения. Ознакомиться с требованиями к написанию документа можно в положениях целевого государственного стандарта. Упор в оформлении все также делается на содержательность, аккуратность и достоверность указываемой информации.
Что должно быть в отчете:
- лист титульный;
- список разделов;
- введение;
- часть теоретическая;
- практический раздел;
- часть графическая;
- заключение, выводы;
- ежедневные записи с практики;
- лист аттестации;
- список использованных источников;
- приложения (по необходимости).
После полной сборки материал подшивается, приводится в соответствие с хронологией событий. Образец отчета по производственной практике, который точно примут в институте, можно всегда изучить по предложенным примерам.
Введение
Первая из содержательных частей отчета по стажировке. В этом разделе приводится:
- описание предприятия;;
- его отраслевая принадлежность;
- направления деятельности;
- подразделение, где находился обучающийся.
Во введении прописывается постановка задач, указывается на методы и способы их достижения.
Основная часть
Этот раздел наполняется материалом, содержащим максимум полезной информации. Здесь указываются подробные сведения о вакансии практиканта:
- должность;
- местонахождение рабочего места;
- отношение к производственному процессу;
- значение в жизни предприятия.
В основной части студенту необходимо расписать круг обязанностей, которые необходимо выполнять в качестве специалиста, вне зависимости от фактически порученной работы. Начинают с самого предприятия, его производственных показателей на уровне региона, страны, ВВП. Не рекомендуется указывать в отчете о производственной практике критические суждения. Это сразу же снизит балл ввиду подтверждения низкой коммуникабельности потенциального сотрудника.
Вторым подразделом основной части отчета по производственной практике является анализ проведенной работы. Здесь студенту необходимо будет привести сведения о достигнутых результатах, сроках их достижения, трудностях, с которыми пришлось столкнуться обучаемому. В этой области приводятся наглядные материалы, свидетельствующие о полноте загрузки стажера, степени вовлечения в производственный процесс. Материалы дополняются:
- графиками;
- выдержками из локальных нормативных актов;
- сканированными копиями обязанностей;
- инструкций на рабочем месте.
Заключение
В этой части студент пишет свои выводы, может поставить проблематику предприятия на основе личных наблюдений или произведенных расчетов, результатов аналитических исследований. В заключении приводится общая оценка деятельности организации, обобщаются результаты и объем проделанной работы, факт достижения поставленных в индивидуальном задании целей.
На эту часть отчета о производственной практике следует обратить внимание, так как она будет изучаться с особым пристрастием
Список использованных источников
Для подтверждения профессионализма студенты обращаются к специальной литературе. Список источников формируется по следующим правилам: сначала указываются документы правового характера (Конституция, Кодексы, Законы, постановления, распоряжения, указания), затем переходят к локальным нормативам, учебным пособиям, публикациям в научной периодике.
Хорошо для этой цели подходит встроенный инструмент текстового редактора Word. Алгоритм составления перечня использованных материалов:
- «Ссылки» в меню;
- вкладка «Список литературы»;
- добавить задействованный источник;
- нажать галочку на включение в общую базу.
Новый документ и ссылка появятся после обновления списка.
Приложения
Хорошо осветить картину производственной практики помогают прикладные материалы. Это могут быть рисунки, диаграммы, таблицы или иные графические материалы. Добавить в приложения можно практически все, что студент считает необходимым.
Важным вопросом опять же остается оформление списка дополнительных материалов, которые были использованы в ходе освоения должностных обязанностей, выполнения отдельных поручений. Список приложений оформляется по стандарту: сквозная нумерация, расположение таблиц и другие параметры. При подборке материалов не помешает ознакомиться с образцами готовых дневников.
Требования к содержанию отчета
Оформление отчета проводят с учетом рекомендаций, сделанных учебным учреждением. В отсутствии таковых, придерживаются установленных стандартов. Согласно требованиям ГОСТ, структура отчета по учебной практике состоит из следующих элементов:
- оглавления;
- введения;
- основной части;
- заключения;
- списка используемых источников;
- приложений.
Каждая часть отчета оформляется в соответствии с правилами.
Оглавление рекомендуют составлять после написания отчета, чтобы учесть всю изложенную информацию и сделать привязку к страницам. Для удобства используют функцию в текстовом редакторе MS Word автоматического создания содержания. Для этого в разделе «Ссылки» кликают на иконку «Оглавление», выбирают автособираемое либо ручное и устанавливают необходимые параметры.
Введение в отчете по учебной практике
Во вступительной части делают описание места прохождения практики, перечислив:
- название компании;
- структуру;
- вид деятельности;
- функционал подразделения.
Описывают цель и перечисляют задачи, которые необходимо выполнить за время прохождения учебной стажировки. Обозначают объект и предмет исследования и описывают изучаемые вопросы. Объем введения не более двух страниц.
Основная часть отчета
Материал основной части нужно излагать, придерживаясь программы практики, учитывая специфику организации, где она проходит. В основе отчета отражают информацию, полученную во время стажировки. Здесь можно использовать историческую справку, показатели работы, направления деятельности и организационную структуру. Это будет теоретическая часть отчета. В практической части описывают непосредственную деятельность, которую довелось проводить во время стажировки.
Заключение отчета о прохождение учебной практики
Подводя итог, выводы излагают в виде тезисов. Делятся впечатлениями, рассказывают, что узнали нового, как эти знания помогут в дальнейшем обучении. Можно обозначить обнаруженные недоработки в организации и дать рекомендации по ее совершенствованию.
Выводы должны соответствовать цели учебной практики и задачам, поставленным куратором. Резюмируя, следует сказать, что цель достигнута, а задачи выполнены. Объем заключения не более трех страниц.
Список литературы
Перечень использованной литературы включает в себя правовые, нормативные, методические документы, отраслевые инструкции, учебно-методические пособия, учебники и др. Нужно перечислить все источники, использованные при выполнении работы. Список составляют по алфавиту, указывая:
- кто автор;
- название источника;
- где и кем издан;
- в каком году;
- сколько содержит страниц.
Если использованы внутренние документы организации, указывают их полное наименование.
Приложения
В качестве приложений могут быть использованы образцы или копии материалов полученных во время практики (бланки, инструкции, примеры отчетности) либо созданные самостоятельно:
- рисунки;
- схемы;
- графики;
- таблицы.
Оформление приложений происходит также с соблюдением стандартов:
- каждое приложение размещают на новом листе;
- пишется слово «Приложение», ему присваивают порядковый номер, соответствующий ссылке указанной в основе отчета;
- далее с прописной буквы указывают название изображения, схемы, таблицы и т.д.
Актуальность темы
Одна из ключевых задач введения — описать значимость практической работы. После того, как вы определились с темой, следует обозначить ее актуальность. Пояснить, почему была выбрано изучение именно этого аспекта проблемы, как актуальность синергирует с
получаемыми навыками, умениями. Актуальность темы обычно напрямую связана с типом практики. Если речь идет о производственной работе, то смысл практики в том, чтобы применить в деле полученные теоретические знания, развить свою компитенцию
При этом
во введении важно описать эту информацию с учетом специфики, то есть перечислить конкретные навыки и умения, точное название работы, которую вы делали, применения каких профессиональных качество потребовало ее выполнение ит.д
Требования к изложению текстовой части
Для того, чтобы отчет получил одобрение руководителя практики, необходимо соблюсти следующие требования:
Текст должен писаться от третьего лица. В обязательном порядке информация преподносится в научном стиле. Текст должен быть сухим, сжатым и максимально информативным, логичным и понятным для читателя. Непозволительна эмоциональная окраска или субъективные суждения, не подкрепленные доказательной базой
Важно правильно проставлять значки диаметров, тире, индексы, кавычки и другие знаки, сопровождающие текст. Содержимое отчета разбивать на логичные абзацы, не допуская слишком больших частей неразделенного текста
Какие бывают отчёты по практике?
Давайте разберёмся, какие бывают отчёты.
Обычно различают учебную, производственную, технологическую и преддипломную практики. Некоторые специальности требуют прохождения научно-исследовательской практики.
Учебная и научно-исследовательская практика зачастую может проходить на базе вуза, в котором вы учитесь, кафедры данного вуза, или на предприятии. Производственные, преддипломные практики проходят на базе каких-либо государственных, коммерческих организаций, предприятий, банков — в зависимости от получаемой вами специальности.
Учебная (её ещё часто называют ознакомительной или практикой по получению первичных профессиональных умений в вузе) имеет своей целью познакомить студента с выбранной специальностью, закрепляет полученные на лекциях общетеоретические знания.
Ознакомительная практика часто проходит в форме наблюдения за работой будущих коллег. Само название этой практики говорит о том, что во время неё вы знакомитесь с будущей профессией. Обычно ее проходят на первых курсах вуза.
Производственная (технологическая, научно-исследовательская) практика направлена на углубление и систематизацию полученных знаний. На данной практике студент уже участвует в работе организации, а также анализирует работу самого предприятия.
Научно-исследовательская практика может послужить материалом для научно-исследовательской работы, особенно если вы учитесь в магистратуре. Научно-исследовательская практика является компонентом основных профессиональных образовательных программ аспирантуры. Зачастую такая практика организуется на базе вузовской кафедры. Практическая часть такой работы – это полноценное научное исследование.
Производственная практика для студентов
Прохождение практики на предприятии для студентов – уникальный шанс «разведать обстановку», чтобы определиться с будущим местом работы, и способ сберечь время и силы, ведь выпускник будет точно знать, куда стоит идти после окончания вуза.
Что такое производственная практика?
Производственная практика – это обязательная составляющая образовательного процесса, необходимая для подготовки квалифицированных работников, хорошо ориентирующихся не только в профильной теории, но и в реалиях трудовых будней. Этот этап обучения обычно осуществляется вне стен вуза – на базе учреждений, соответствующих будущей специальности студента. Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельностью студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования, обусловленный требованиями госстандартов и регламентированный приказом Минобразования и науки РФ № 1383. Место проведения практики для студента устанавливается вузом, однако учащиеся имеют возможность самостоятельного выбора предприятия.
Цели и задачи
В ходе обучения важно придерживаться согласованности теории и практики. Как и любой другой этап образовательного процесса, пребывание студента на производстве преследует определенные цели и задачи. Основная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний, отработка профессиональных навыков и умений в условиях реальной рабочей деятельности
Нередко именно эта часть обучения становится стартом будущей карьеры выпускника. Главные задачи производственной практики: закрепление, обобщение и проверка полученных в вузе знаний; освоение технологии процессов, получение профессиональных умений; знакомство с особенностями работы по специальности в реальных условиях. Есть у практики студентов на производстве и еще одна важная миссия – сбор материала для курсовой или дипломной работы.
Виды и сроки
В зависимости от стадии обучения производственная практика может быть нескольких видов.
- Ознакомительная Студенты (младших курсов) наблюдают за особенностями производственного процесса, не принимая в нем непосредственного участия.
- Технологическая Активное участие в производстве, точное выполнение наставлений руководителя.
- Преддипломная Аналогична технологической, однако проводится на старших курсах после освоения образовательной программы и является одним из этапов написания диплома.
Период практики (обычно две-четыре недели) входит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета. Как правило, бакалавры становятся практикантами на третьем (2 недели) и четвертом курсах (месяц), магистры – дважды в год на четыре недели. Для выпускников практика на производстве плавно перетекает в преддипломную. Трудовой кодекс строго регламентирует, сколько часов может продолжаться практика у студентов в день: в возрасте от 18 лет – не более восьми (ст. 91). Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики. После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.