Система образования в республике беларусь: дошкольное, среднее, высшее, главные вузы
Содержание:
- Школьное образование в Беларуси
- Экзамены
- Что представляет собой система дистанционного обучения
- Дошкольное образование
- Система образования Республики Беларусь
- Как иностранные студенты поступают в университеты Беларуси?
- Искусство в образовании
- Справка
- Структура среднего образования
- Школьное образование в XXI веке
- Университеты Белоруссии
- Школьное образование в Беларуси
- Белорусский государственный университет
- Специальное образование
- Высшее образование
- Дальнейшее образование в Беларуси
- Детский сад
Школьное образование в Беларуси
Школьное образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней – на 11 лет. Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или среднем специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.
В системе образования Беларуси используются два официальных языка – русский и белорусский.
Экзамены
Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору. По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам), белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося). Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).
Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ). Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование. В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале. Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.
Что представляет собой система дистанционного обучения
Дистанционная форма образования предполагает общение преподавателя и студента на расстоянии. Обмен информацией происходит с помощью интернета, онлайн-сервисов. Учащийся может получить консультацию, необходимую литературу от преподавателя, послушать лекцию удаленно. Контроль знаний также проводится дистанционно: по видеосвязи или с помощью интерактивных программ тестирования. Однако сессия сдаётся в вузе. В конце курса выдаются диплом или сертификат в зависимости от программы и вуза. Система дистанционного обучения в Беларуси ещё развивается, но абитуриенты проявляют к ней всё больший интерес.
Благодаря такой форме обучения получать высшее образование могут люди всех возрастов и с разными физическими возможностями
Дошкольное образование
Отметим, что в 2016 — 2020 годах следует ожидать падения численности детей в учреждениях дошкольного образования, поскольку поколению, родившемуся после 1991 года в 2016 как раз исполняется 25 лет, что соответствует среднему возрасту появления первого ребёнка. А значит, в перспективе 3 — 4 лет упадёт количество родившихся детей, поскольку после 1991 года по всему пространству Советского Союза сильно упала рождаемость, что видно на графике естественного прироста Беларуси и соседней Украины:
Изображение: bdg.by
Та же картина была и в России.
И сейчас в наших странах подходит момент, когда родившиеся во время прохождения этой ямы будут, в свою очередь, рожать детей. А значит, необходимо предусмотреть это в государственной программе развития образования, однако в ней об этом ни слова.
Сейчас в программе написано о том, что:
А когда в детских садах начнётся недобор детей, и даже этого числа обученных и не очень кадров станет много, то как будут «оптимизировать» их педагогический состав? Увольнять?
Учитывая сказанное в первом разделе статьи об историческом контексте, в котором мы сегодня живём, очень странными выглядят меры по совершенствованию системы образования:
Задача по совершенствованию качества дошкольного образования будет выполняться за счёт:— оснащения учреждений дошкольного образования средствами обучения;
— приобретения компьютерной техники, закупки программных продуктов;
— создания сайтов учреждений дошкольного образования;
— подготовки и выпуска учебных изданий, учебно-программной и учебно-методической документации (в том числе электронных средств обучения);
— методической литературы и учебных пособий.
На решение задачи по обеспечению здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования направлены следующие мероприятия:
— осуществление капитального ремонта учреждений дошкольного образования;
— внедрение автоматизированной системы по учёту и контролю за качеством питания; приобретение оборудования (технологического и другого).
Ни слова нет о том, что необходимо пересмотреть подходы к образованию дошкольников. Некоторые телодвижения в этом направлении можно заподозрить в пункте о подготовке методической литературы или учебно-методической литературы, но вряд ли вся эта писанина приведёт к качественному скачку системы образования, как системы образования и воспитания кадров для будущего.
Отсутствие такого рода задач наблюдается в целом во всех подпрограммах, так что дошкольное образование в этом смысле не выделяется, но об этом чуть позже.
Видно, как уменьшается и количество учреждений среднего образования, и учеников, что связано с той самой демографической ямой 90-х. Это явно видно по количеству детей: до 2000 года их численность сохранялась практически неизменной, а вот после 2000 — пошла на убыль.
А решение задач подпрограммы будет осуществляться за счёт:
— повышения квалификационного уровня учителей;— разработки и издания обновлённых учебных программ по учебным предметам, учебных картографических пособий;
— подготовки и издания новых учебников и учебных пособий;
— использования в образовательном процессе современных средств обучения и учебного оборудования, информационно-коммуникационных технологий;
— ежегодного проведения мониторинга качества общего среднего образования;
— совершенствования национальной системы оценки качества общего среднего образования;
— увеличения средней наполняемости классов в УОСО, расположенных в городской местности.
Всё в целом, как и с дошкольным образованием: в задачах ни слова нет о пересмотре подходов к образованию как таковому. Нет ничего о кардинальном изменении образовательных стандартов.
Это общее плачевное положение в системе образования весьма своеобразно подтвердил на большой пресс-конференции 17 ноября 2016 года Президент Бедаруси:
Говоря о негативных тенденциях в белорусской системе образования в начале 90-х, Лукашенко обратил внимание на последствия пересмотра учебных программ и то, что ситуацию удалось исправить:
Хотя бы в этом понимание вернулось. Следующий шаг — пересмотр образовательных стандартов в целом и принципов образования, в частности, но вряд ли их выработка по плечу тем, кто своим мышлением уже «врос» в сложившуюся систему образования. Возможно, в этой области могут помочь общественные инициативы и организации, которые лучше чувствуют «вызовы времени».
Система образования Республики Беларусь
Министерство образования республики Беларусь позволило людям бесплатно получать основное, дополнительное и специальное образование. Это соответствует всем международным стандартам.
Беларусь вошла в рейтинг высокоразвитых стран мира, идет наравне со многими европейскими странами и занимает среди них 14-ю позицию. Также она занимает первое место среди стран СНГ.
По уровню образования Беларусь заняло 21 место, после европейских высокоразвитых стран. Рейтинг составила международная Программа развития ООН.
Образование в Беларуси сейчас имеет довольно высокий уровень, об этом свидетельствует то, что это государство в 2015 году приняли в Европейское пространство высшего образования.
Как иностранные студенты поступают в университеты Беларуси?
После того, как абитуриент выбрал специальность и высшее учебное заведение, ему следует обратиться в вуз для получения приглашения на учебу. Для этого в учебное заведение отправляются следующие документы:
- заявление-анкета иностранного гражданина (образцы размещаются на сайтах вузов);
- нотариально заверенная копия документа об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);
- нотариально заверенная копия свидетельства о рождении;
- копия страниц национального (или заграничного) паспорта с фотографией, фамилией;
- нотариально заверенная копия медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу.
Затем необходимо оформить визу, разрешающую въезд на территорию Республики Беларусь.
По прибытии в Беларусь на рассмотрение приемной комиссии вуза предоставляется следующий пакет документов:
- заявление-анкета установленного образца о приеме на обучение;
- оригиналы документов об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);
- оригинал медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения иностранного гражданина в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу;
- медицинский сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданный официальным органом здравоохранения страны прибытия кандидата на учебу;
- заверенная в установленном порядке копия свидетельства о рождении;
- 6 или 8 фотографий размером 4х6 см.
Национальный паспорт с визой на въезд в Республику Беларусь предъявляется иностранным гражданином лично.
Документы можно предоставлять как на белорусском или русском языках, так и на английском, французском, испанском, немецком. В таком случае необходимо приложить их перевод на белорусский или русский язык, заверенный нотариально.
Язык обучения в вузах республики – русский или белорусский. Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Беларуси годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.
Искусство в образовании
Система образования в РБ носит государственно-общественный характер
Культура и искусство занимают важное место в формировании всесторонне развитой личности, поэтому еще в далеком 1945 году в Минске был организован Белорусский государственный театральный институт, где обучали искусству драматического театра, живописи, режиссуре, графике, скульптуре. В 90-е годы в Белорусской государственной академии искусств стали практиковать преподавание телеоператорства, кинооператорства, изобразительного решения фильма
На сегодняшний день белорусские и иностранные студенты в вузе могут получить навыки по следующим специальностям:
- монументально-декоративное искусство;
- живопись;
- графика;
- скульптура;
- актерское искусство;
- декоративно-прикладное искусство;
- дизайн;
- режиссура театра;
- искусствоведение;
- актерское искусство;
- кинотелеоператорство;
- режиссура кино и телевидения.
Справка
К списку
Структура среднего образования
- История среднего образования в России
- Школьное образование в XXI веке
- Виды общеобразовательных учреждений
- Начальное общее образование
- Основная школа
- Старшие классы
Школьное образование в XXI веке
Согласно Конституции РФ, начальное и основное общее образование в школе является обязательным для всех. Основной закон, регулирующий
нормы среднего образования — Федеральный закон «Об образовании».
Среднее образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребенка базовые знания и навыки.
Условия обучения
Обучение детей в образовательных учреждениях начинается с возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по
состоянию здоровья, но не позже восьми лет.
По заявлению родителей школа вправе принять ребенка для обучения в более раннем возрасте.
Полный курс обучения в современной российской школе занимает 11 лет. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего
образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет.
Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая или в июне. Он делится на четыре четверти с каникулами или на три триместра,
разбитых на 5 блоков с недельными каникулами между ними и с летними каникулами.
В конце каждой четверти выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года — годовая оценка. Ученик, который
не может пройти аттестацию, может быть оставлен на второй год.
- В школах преподаются предметы четырех групп:
- гуманитарные предметы,
- естественнонаучные предметы,
- точные предметы,
- предметы по искусству.
Также практически все школы предоставляют ученикам возможность получения дополнительного образования: кружки, спортивные секции.
Уроки длятся 40-45 минут, перемена — 5-20 мин. Для тех учеников, у кого нет возможности отправиться домой, существуют группы
продленного дня, где можно остаться после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность приготовления уроков).
В России пятибалльная шкала оценок.
Каждая школа обязана иметь свой устав, определяющий права и обязанности учащихся. По решению органа управления за неоднократно
совершенные грубые нарушения устава допускается исключение из школьника, достигшего возраста пятнадцати лет. Оно применяется,
если меры воспитательного характера не дали результата и пребывание учащегося в школе оказывает отрицательное влияние на других,
мешает нормальной работе.
Обучение в государственных средних школах является бесплатным, однако учебные пособия приобретаются за счет родителей ребенка.
Ступени среднего образования
- Среднее полное образование в России включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
- I ступень (начальное общее образование) — 4 года,
- II ступень (основное общее образование) — 5-6 лет,
- III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
После окончания 9 класса школьник получает аттестат об основном общем образовании. Этот документ дает право продолжить образование в
школе либо поступить в среднее профессиональное образовательное учреждение.
После 11 класса выпускник получает аттестат о полном среднем (общем) образовании и право на поступление в учреждения высшего
профессионального образования.
Полезная информация?
Слово эксперту
Школы, гимназии, лицеи Петербурга
Выставки и форумы
Справка
Новости
Статьи
Вопрос-ответ
ГлавСправ 2009–2021
Любое копирование и воспроизведение информации допускается только с письменного согласия редакции проекта.
Администрация ресурса не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
|
Глоссарий
|
О проекте, контакты
|
About us
Университеты Белоруссии
Белорусский Государственный Университет
Система образования в Белоруссии, дает право определять место получения высшего образования. Для этого предоставлены такие университеты Белоруссии:
- университет классического направления;
- университет за профилем или академия;
- институт;
- колледж высшего уровня аккредитации.
Срок обучения во многих вузах – 5 лет. Для получения образования можно рассматривать следующие университеты:
Поступая в любой университет, вы подаете такие документы:
- заявление, подается вместе с документами;
- документ об образовании (оригинал);
- медицинская справка (оригинал) дающая право на обучение;
- копия паспорта и свидетельство о рождении (копия);
- фотографий 4х6 см , 6 или 8шт.
После определения с местом учебы, вы начинаете сдавать ТЦ и подаете документы. После всего вы узнаете, что вы все-таки поступили и начинаете решать свой жилищный вопрос. Во многих белорусских вузах есть общежития, но думать, что туда можно легко попасть, нет смысла, так как мест недостаточно в огромном городке общежитий БГУ. Остается один выход – арендовать по месту учебы отдельную квартиру или комнату с хозяевами, в этой стране такая услуга стоит намного дешевле. Снять в самом Минске однокомнатную квартиру можно, уплатив за нее двести долларов, за комнату просят – 80 долларов. Цены на жилье в областных центрах еще ниже. После выпуска из учебного заведения, в Белоруссии до сих пор происходит система распределения, как в советское время, правда для россиян этот этап остается добровольным.
Более подробно о валюте Беларуси можно прочитать здесь.
Более подробно о посольстве Беларуси можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Беларуси можно прочитать здесь и здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Бресте можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Гомеле можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Витебске можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Могилёве можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Минске можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Гродно можно прочитать здесь.
Школьное образование в Беларуси
Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:
- общее начальное образование (1 – 4 классы);
- общее базовое образование (5 – 9 классы);
- общее среднее образование (10-11 классы).
Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.
В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.
Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:
- английский (около 72% учащихся);
- немецкий (20 %);
- французский (6%);
- испанский (1,9%).
Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.
Старшеклассники на уроке
Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю
Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.
Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.
В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.
Белорусский государственный университет
В многопрофильном университете, который входит в 2% лучших вузов мира, есть 27 педагогических специальностей. В основном готовят преподавателей для университетов и колледжей. Как говорят сами выпускники, они больше учёные, чем учителя. Видимо поэтому в названии специальности часто указывают «Научно-педагогическая деятельность». В вузе учатся будущие преподаватели биологии и химии, экологии, географии, культурологи, искусствоведы, лингвисты, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин, математики и информатики, психологии, социологии и психологии, экономических дисциплин. Проходные баллы в 2019 году держались в районе 223 («Теология») и 365 («Восточная филология»). Кстати, с 1 марта вуз поднял стоимость обучения.
Даже в непрофильных вузах готовят преподавателей по своим направлениям. Так, в БГЭУ есть одна педагогическая специальность — «Социология», в БНТУ их две — «Профессиональное обучение» (машиностроение, информатика). Любой выпускник БГУФК может стать либо профессиональным спортсменом, либо тренером по определённому виду спорта, либо школьным преподавателем
Специальное образование
Государственные органы достигли успеха в организации правильного подхода к детям, отличающимся психофизическими отклонениями. Система специального образования в республике Беларусь направлена не только на предоставление возможности получения знаний, но и обеспечить помощь на коррекционном и педагогическом уровнях, которые необходимы на всех этапах социализации детей всех возрастов. Практикуется интеграция ребят с особенностями (в психическом и физическом плане) в детские сады и школы (более 70 %).
В республике оказывают помощь более 240 спецзаведений подобного плана. Такие центры являются методической и медийной базой для повышения навыков профориентированных педагогов, а также качества такого образования в целом.
Высшее образование
Высшее образование в Беларуси дает возможность получить 52 учреждения, из которых 9 находятся в частной собственности. Ежегодно они готовят около 70 тысяч высококвалифицированных специалистов.
Специалистов готовят по 16 профилям, которые включают 350 специальностей как первой, так и второй степеней. В республике высшее образование можно получить на очной и заочной формах обучения.
Высшие учебные заведения дают возможность выбрать язык, на котором будет проходить образовательный процесс. Это может быть белорусский, русский или английский для иностранцев. В стране есть 120 организаций, которые имеют аспирантуру, и 60 заведений, в которых присутствует докторантура, где и готовят научных работников.
Высшие учебные заведения в Беларуси сотрудничают со предприятиями страны и с международными компаниями. Таким, например, является Белорусский государственный университет. После его окончания студентам должны предложить работу, это огромный плюс, если учесть высокий уровень безработицы. Стоит отметить педагогические вузы в Беларуси, благодаря которым ежегодно появляется около 10 тысяч талантливых педагогов, а государство помогает им в трудоустройстве.
Дальнейшее образование в Беларуси
В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе. Высшее образование в республике является престижным и доступным. Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов:
- классические университеты
- профильные университеты и академии
- институты
Поступая в высшее учебное заведение, будущий студент выбирает форму обучения, которая может быть дневной, вечерней, заочной, дистанционной.
Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана на 4-6 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию. Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца.
В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования.
В мае 2015 года Беларусь официально стала участником Болонского процесса – Европейского пространства высшего образования.
Детский сад
Хорошо развитая система дошкольного образования в республике Беларусь подразумевает добровольное посещение соответствующего учреждения. Ходить в детский сад не обязательно для каждого ребенка. Родители в данном случае принимают решение самостоятельно, но большинство детей посещают дошкольное учреждение прежде, чем пойти в школу. В стране насчитывается более 4 000 учреждений дошкольного образования на государственной основе. Имеют место детские сады частной формы собственности, но их количество во много раз ниже. Охват детей до 6 лет центрами дошкольного типа составляет почти 75% (около 50% в сельской местности и 81,5% в городской).