Нужно ли получать высшее образование?
Содержание:
- Преимущества и недостатки высшего образования
- Куда идти устраиваться на работу
- Освоить профессию
- Найти любимую работу
- Что из себя представляет высшее образование в России?
- Немного статистики
- 2) Как отсутствие диплома мешает на работе или в обычной жизни?
- Нужно ли высшее образование: ох уж, эти примеры
- 3) Какие есть плюсы жизни без образования?
- Высшее образование отнимает слишком много времени — можно выучиться быстрее
- Артур Терисаян, основатель Uremont
- Подготовка кадров высшей квалификации
- Решение: забыть про систему образования
- Перспективы, которые открываются после получения высшего образования
- Руслан Фазлыев, основатель Ecwid и X-Cart
- С мифами разобрались. Теперь мое мнение, нужно ли оно, это образование.
- Перспективы дальнейшего трудоустройства
- Нужно ли в России высшее образование?
- Профессии, для которых достаточно СПО
Преимущества и недостатки высшего образования
У высшего образования есть свои плюсы и минусы. Основные преимущества:
- Возможность карьерного роста. В большинстве госструктур невозможно занимать руководящие должности без высшего образования.
- Получение специальных знаний. Есть ряд профессий, которым можно научиться только в вузе.
- Преимущество при трудоустройстве. Работодатели чаще всего хотят видеть у себя специалистов высшей квалификации.
- Получение полезных навыков. В вузе вы научитесь быстро находить нужную информацию, а также систематизировать и обрабатывать ее. Выработаете способность к самообучению.
- Расширение кругозора. Вам придется изучать много разных дисциплин, с которыми в обычной жизни вы бы не познакомились.
- Приобретение коммуникативных навыков и полезных связей. Вы научитесь договариваться и находить общий язык с разными людьми. Вас ждет много новых знакомств, которые могут принести пользу в дальнейшем.
К недостаткам можно отнести:
- Длительный период обучения. Вы проведете за партой 5–6 лет своей жизни. Все это время придется сидеть на шее у родителей, ведь не все могут учиться и работать одновременно. А если все же найдете работу, будет очень сложно совмещать.
- Высокая стоимость обучения. Попасть на бюджет удается далеко не всем, поэтому будьте готовы выложить немаленькую сумму за весь срок обучения. Особенно если хотите поступить в престижный вуз.
- Недостаточное получение практических навыков. Вузы дают больше теории, чем практики. В итоге приходится обучаться на рабочем месте.
- Большие нагрузки при обучении. Поскольку вуз дает широкие знания, вас ждет много новых дисциплин. Большую часть времени придется обучаться самостоятельно. Плюс вас ожидают контрольные, курсовые, рефераты, зачеты, экзамены. Такой ритм не все выдерживают.
Не выбирайте слишком популярные направления, потом могут возникнуть трудности с трудоустройством по специальности
Куда идти устраиваться на работу
Я лично знала нескольких людей, которые устраиваясь на хорошую работу (руководители отделов крупных рекламных агентств, торговых компаний), врали о своем образовании, имея лишь среднее, они говорили, что есть диплом высшего. Никто не просил ничего предъявлять, в отделе кадров так и забыли обо всем. А в подчинении у этих людей были работники с красными и не красными дипломами вузов…
Фирмы, дающие объявления о поиске сотрудников, в один голос заявляют о надобности видеть в своих рядах людей с высшим образованием, да чтобы те были согласны на зарплату от 30 тысяч рублей.
Например, самое известное агентство недвижимости в достаточно крупном городе ищет «пиарщика», то есть специалиста по рекламе (в обязанности входит многое: от написания красноречивых текстов, слоганов до представления фирмы на разных мероприятиях, умное продвижение бренда и т.д.).
Условия: обязательное образование в «вышке», профильное — «специалист по рекламе, связям с общественностью», опыт работы от 5 лет, рабочий график с 9 до 5 вечера, работа только в офисе, «удаленщики» не рассматриваются.
Как вы думаете, какую зарплату предлагают-предлагали за столь ответственную (ответственную, если работать по совести и пытаться действительно продвинуть компанию) работу, внушительный список обязанностей и достаточно «узкие» условия? 30-40 тысяч рублей.
Тогда зачем нужно образование, учиться 4-5 лет на факультете современных знаний, где-то работать пять лет после… чтобы получать зарплату в три десятка тысяч рублей?
Есть, конечно, масса примеров, где зарплаты повыше, но гораздо чаще из реальных вариантов встречается именно первый. Выстроенные в строй, бесцельно окончившие вузы, молодые люди, очень скоро понимают, что их «бумажка» просто бумажка — везде толпы подобных, и чтобы заработать — нужно шевелить и умом и ногами.
Освоить профессию
Самый популярный ответ — получить знания и освоить профессию. Обычно так отвечают люди старшего поколения. Когда они учились в вузе, сложно было получить необходимые знания откуда-то извне — а сейчас все можно найти в интернете. Школьники и студенты уже реже верят в то, что университет дает актуальные знания. Студенты новых направлений (например, менеджмент или пиар) часто говорят, что преподаватели сами не совсем понимают, о чем рассказывают. Преподаваемый материал устарел, методы, которыми преподают, тоже.
Современное поколение все меньше ожидает, что вуз сможет дать уникальные знания, которые невозможно изучить самостоятельно. Однако не стоит мыслить радикально. Есть профессии, для которых высшее образование необходимо — например, врач. А если студент заинтересован в обучении, любая информация для него будет полезна.
Преподаватели вуза дают базис, а уже от студента зависит, как его использовать.
Найти любимую работу
Становится жаль зря потраченных лет, а кто-то понимает, что вообще, будь возможность, выбрал бы совершенно иную профессию, и отучился бы именно на нее, и посвящал бы себя с ранних лет именно ей, а не тому делу, которое нелюбимо. А любимая работа — один из самых главных критериев счастья, на первых местах после дружной семьи, здоровья. Любимая работа, приносящая прибыль, то есть творчество, помноженное на самореализацию — фактор психического, физического здоровья, счастья, благополучия по версии многих исследований.
Но есть и другие плюсы высшего образования… доводы в пользу «корочек». Высшее образование — нужно! Но не все…
В начале 2000-х гг и позже, аж до 2008-2010 года, популярными оставались профессии юриста, экономиста. В 2018-2021 год специальность без математики не ценится.
И много выпускников после окончания вуза оставались за бортом… был переизбыток работников данной сферы, а с другой.. не было стоящих специалистов. Да, при всем изобилии юристов, экономистов, все их знания были банальны, стандартны, они все как под копирку обучались одному и тому же, почти роботы, «гайки» в системе, что такое неординарность, самостоятельность взглядов, решений многие и не знали.
Пример
Недавно выпускники СФУ (поскольку я живу в сибирском регионе), закончившие вуз с красным дипломом, по молодости, еще куражась и надеясь на легкий успех, основывали фирмы, гордо вносили свои имена в директора… Но уже через пару лет сидели «с носом» и довольствовались скупыми и редкими клиентами, заходящими в офис (аренда которого равна зарплате) за консультацией, «выпрашивали» за представление в суде суммы «чуть меньше чем у других», чтобы клиент не сбежал, но в итоге просиживали оговоренное время на стуле.
«Докатывались» до того, что сговаривались с адвокатом стороны защиты или обвинения (либо ответчика/истца) и выживали деньги из клиентов, которые вроде как призваны защищать — так уплывали остатки принципиальности и наивности.
От яростных доказываний чьей-то вины (за гроши), или чьей-то невиновности, которые вызывали прилив адреналина похлеще прыжка с парашюта в юности-ранней молодости, от почти бескорыстных попыток «постоять» за кого-то, чтобы прославить свое имя через сарафанное радио, немного постаревшие, но все еще молодые люди, приходили к скучным и серым будням, где никому не нужна романтика, битвы, дуэли, всем нужен результат. И платят именно за него. Юристы, не могущие, несмотря на пару высших образований, предлагать результат, оправдывали все своей молодостью (в 30 лет), к 40 годам все будет иначе, опыту станет больше, да и город просто непродвинутый в плане юридической культуры…
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
- Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
- Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Немного статистики
Анализ проведённого среди россиян опроса говорит о том, что высшее образование ценится сегодня довольно высоко. Так, целых 74% респондентов уверены в необходимости его наличия. В то же время 24% считают приоритетным раннее трудоустройство молодёжи.
Около 67% россиян готовы серьёзно потратиться на образование детей и внуков. Причём только 57% пожилых людей согласны экономить ради будущего отпрысков.
Молодёжь, напротив, настроена более решительно – в пользе образования твёрдо уверены целых 80%. Интересно, что получение высшего образования в глазах большинства респондентов – это не только возможность материального благополучия, но и путь к самосовершенствованию. Это говорит о том, что наше население считает важным духовный рост и развитие человека.
2) Как отсутствие диплома мешает на работе или в обычной жизни?
Алексей: «В обычной жизни практически не мешает. Но в незнакомых компаниях могут косо посмотреть и сказать: «Ого, нормальный парень без высшего образования». Это к тому, что в нашей стране высшее образование – корочка о том, что ты не дурак. Это не столько профессиональная вещь, сколько пропуск в иной мир. В поиске работы мешает, потому что часто, когда идешь работу, это 1 из критериев. При этом работодателю без разницы, какое у тебя образование. Ты можешь быть проектировщиком ж/д путей, а ищут менеджера по продажам. И им всё равно нужно высшее образование. Зачем? Но мне кажется, в этом есть подвижки, потому что меня, например, взяли без высшего образования, хотя официально это был 1 из критериев.»
Кристина: «При устройстве на работу особых трудностей не было, потому что компании очень был нужен человек, которого они были готовы научить всему на практике. Больше смотрели на желание обучаться и ответственность, что ли. Но в обычной жизни иногда чувствую себя неполноценно из-за этого. Если честно, в разговорах я вообще стараюсь избегать темы образования. Особенно неловко отвечать на вопросы одноклассников/бывших учителей и т.д. Всё-таки наше общество не очень воспринимает людей без высшего»
Владислав: «На работе у нас все достаточно продвинутые, креативные и без стереотипов в голове. С момента устройства на работу меня оценивали как профессионала, а не как человека с корочкой. Поэтому трудностей не было вообще. Тем более фотографией я начал заниматься ещё со школы. Наверное, ещё и поэтому сразу была какая-то уверенность. Да и в обычной жизни тоже не комплексую. Если у меня нет образования, это не значит, что я не читаю книг, не смотрю кино и не знаю последних новостей. Я считаю себя интересным собеседником и полноценной личностью, так что тут точно никаких проблем.»
Нужно ли высшее образование: ох уж, эти примеры
Например, я встречала такие высказывания:
- Сначала работаешь на зачётку, потом нигде
- Сказки мамы на ночь: закончишь школу, закончишь университет, найдёшь хорошую работу и все будет прекрасно
В сети полно информации и статей о том, как многие именитые, известные люди, чаще бизнесмены, новаторы достигали высот. При этом в своё время они бросили университет или школу и высшего образования не получили. Мол, зачем оно нужно, зачем тратить годы на непонятное времяпрепровождение, если потом оно не нужно.
Мне тяжело и часто больно смотреть на эти высказывания
Ведь обращаются к молодёжи, на эти высказывания обращают внимание школьники, которым ещё предстоит делать выбор. И печально то, что такими мощными, запоминающимися, часто провокационными фразами и мыслями можно направить молодую не сформировавшаяся личность на ложный путь, сбить с толку
Почему?
1. Подумайте сами. В процентном соотношении, сколько историй таких успешных людей, которые, бросив ВУЗы, добились успеха? Сотые доли процента. А считал кто-то тех, кто закончил ВУЗ и стал успешным?
Об образовании этих людей никто не говорит. Это же не интересно, не провокационно! А сколько их? Часто приводят такие цифры (и кстати, неизвестно еще, откуда это взято), что около 30-40% успешных и богатых людей без высшего образования. Да, хорошая цифра! Но оставшиеся 60-70% с высшим, а не наоборот. Статистика-то в пользу образования.
Многие даже не задумываются, что успешные проекты образовались именно благодаря образованию.
Вот небольшой лишь список.
- Google — результат научной разработки его основателей студентов Ларри Пейджа и Сергея Брина. Финансировались их разработки научным фондом, поддерживали юных разработчиков научные руководители. И представьте, что они не пошли туда учиться.
- Но и наш отечественный интернет-гигант не отстает. Волож Аркадий Юрьевич — сооснователь и гендиректор компании Яндекс в свое время закончил Институт нефти и газа им. Губакина по специальности «прикладная математика». Во время студенчества занимался исследованием обработки больших объемов данных.
- Уоррен Баффет. Крупнейший в мире и один из наиболее известных инвесторов. Баффетт обучался под руководством Бенджамина Грэма в Колумбийском университете, штат Нью-Йорк. По словам Баффетта, именно Грэм заложил в него основы разумного инвестирования с помощью фундаментального анализа, и описывает его как человека, оказавшего наибольшее влияние на его жизнь после отца.
- Костин Андрей Леонидович. Президент-председатель правления ВТБ, банка, входящего в ТОП-3 Российских банков. В свое время с отличием окончил экономический факультет МГУ.
- Авен Петр Олегович. Председатель совета директоров Банковской группы «Альфа-Банк». Закончил экономический факультет МГУ, а позже защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
- Дмитрий Гришин. Российский венчурный инвестор глава совета директоров Mail.ru Group. Окончил МГТУ имени Баумана с красным дипломом по специальности «Системы автоматизированного проектирования».
Ну что ж, хотите быть главой банка, миллионером, создать новый Гугл или Яндекс — учитесь. Что-то не так интересно звучит, да? Не то что антипропаганда. (Я просто умолчу о врачах и ученых, они ВСЕ с образованием, и их… тысячи).
А каковы шансы, что именно этот школьник, который решил не учиться, достигнет подобного успеха? А каковы шансы, что с образованием достигнет? Неизвестно. Да-да. В том и другом случае нет никаких гарантий. Я не утверждаю, что образование сделает вас успешным. Гарантий никаких ни в том, ни в другом случае.
Образование поможет лишь тем, кому оно действительно нужно. Нужно ли высшее образование и как это определить? Поговорим ниже.
3) Какие есть плюсы жизни без образования?
Алексей: «Плюс 3 года свободной жизни, которые я бы потратил на дальнейшее обучение. Некая экономия жизненного времени. У меня появилась возможность раньше встать на ноги и быть более самостоятельным. Меня, например, образование очень ограничивало в плане работы и самообеспечения. По сути, я жил за счёт родителей. А так, если не тратишь время на образование, есть шанс раньше стать самостоятельным. Ты можешь не получить образование в 20 лет, зато в 25 лет уже точно поймёшь, что тебе нужно.»
Кристина: «Да, пожалуй, плюсами можно назвать всё, кроме вот этих неловких разговоров об образовании. Серьезно, столько времени освобождается, столько сил. И если ты не врач, то смысла учиться столько лет особо нет.»
Владислав: «Ага, ведь можно заниматься самообразованием. Я, например, люблю проходить разные курсы, ходить на мастер-классы. И получаю просто кучу знаний и навыков. При этом никто не заставляет тебя сдавать условный матан, сдавать нормативы на физ-ре и т.д. Для меня очень важна вот эта свобода выбора.»
Высшее образование отнимает слишком много времени — можно выучиться быстрее
Где тут правда. Этот миф, пожалуй, самый справедливый. Учёба в вузе действительно длится минимум 4 года, тогда как курсы редко бывают дольше 1–2 лет. Но не всё так просто.
Где ошибка. В течение четырёх лет вам рассказывают не только об узкой специальности — вы получаете знания во множестве смежных областей. То есть вы выходите из вуза не просто фронтенд-разработчиком, знакомым с парой языков, — вы будете разбираться в математическом анализе, анализе информации, базах данных и алгоритмах. Кроме того, вы «научитесь учиться» — работать с информацией, систематизировать данные, запоминать новое. Это важный софт-скилл для будущей работы и обучения.
Артур Терисаян, основатель Uremont
На мой взгляд, самое главное для предпринимателя – наличие таких личностных качеств, как живой ум, смелость, коммуникабельность (умение найти нужных людей и их организовать). Высшее образование полезно для бизнесмена, но необязательно. Нельзя мерить человека, его предприимчивость по каким-то вводным данным, связанным с условиями старта.
Например, у меня медицинское образование, однако я всю жизнь успешно занимаюсь бизнесом в сфере обслуживания автомобилей.
Кроме того в студенческие годы я встретил верных друзей, некоторые из которых стали партнерами по бизнесу, а другие – самостоятельными предпринимателями.
Подготовка кадров высшей квалификации
Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».
Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:
- образования;
- педагогической деятельности;
- практики;
- научно-исследовательской работы.
При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.
Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.
Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:
- ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
- адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
- ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.
В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.
Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.
Уровни российского вузовского образования
Образование |
Уровень |
Базовое образование для поступления на учебу |
Срок очного обучения |
Квалификация после завершения учебы |
---|---|---|---|---|
Бакалавриат |
I |
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании) |
4 года |
Бакалавр |
Специалитет |
II |
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании) |
5 лет |
Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.) |
Магистратура |
II |
Любое высшее |
2 года |
Магистр |
Аспирантура |
III |
Магистратура или специалитет |
3–4 года |
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук |
Ординатура |
III |
Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое |
2 года |
Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.) |
Адъюнктура |
III |
Специалитет или магистратура |
3–4 года |
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук |
Ассистентура-стажировка |
III |
Специалитет или магистратура в области искусства и культуры |
2 года |
Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы |
Решение: забыть про систему образования
ВЦИОМ участвует в совместном проекте ассоциации ведущих исследовательских компаний ОИРОМ и Высшей школы экономики — специальной образовательной программе по маркетинговым исследованиям и изучению общественного мнения. По их задумке все компании, которые в нее входят, смогут транслировать свои требования к выпускникам и к образованию, а также будут делиться компетенциями — то есть «подсаживать» в социальный лифт и сами давать некоторую часть образования. А если это будет происходить и в регионах, где таким образом станут не только трудоустраивать людей, но и решать региональные проблемы вместе с жителями, то это двойной успех.
«На наш взгляд, — продолжает Наталья Седова, — когда компании не обращаются к государству и системе образования, а пытаются сделать что-то сами — это решение, которое может работать».
Перспективы, которые открываются после получения высшего образования
Наличие диплома о высшем образовании открывает многие двери.
Можно устроиться на высокооплачиваемую работу, расти в карьере и постоянно развиваться, достигать новых высот.
Но блестящие перспективы обычно у тех, кто получил действительно качественное образование.
А что делать тем, кто не может себе позволить учиться в крутом вузе из-за того, что не хватает баллов, и нет возможности платить за учебу?
Прекрасный выход из этой ситуации — учеба в Германии, которая позволяет «убить» не только двух, а гораздо больше «зайцев»:
- в ФРГ поступить в институт и учиться в нем можно бесплатно даже иностранцам;
- в вузах много новых востребованных направлений;
- с немецким дипломом можно устроиться на работу в Германии;
- не нужно в поте лица готовиться к ЕГЭ, достаточно сдать на аттестат, а все силы бросить на то, чтобы в аттестате были хорошие отметки по всем предметам, поскольку высокий средний балл важен для поступления в немецкий институт.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Руслан Фазлыев, основатель Ecwid и X-Cart
Я и Юрий Зайцев – хорошее подтверждение теории, что диплом для предпринимателя необязателен.
Получил диплом – хорошо, но главное в вузе – сетка людей одного возраста и профессиональных интересов. А с этим уже можно начинать бизнес – поэтому курс-два поучиться полезно.
Если говорить про самых лучших предпринимателей истории – Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга – да, они все недоучились, но получили сетку контактов от действительно хороших вузов.
Единственная ситуация, когда диплом оказывается полезен, это когда ты предприниматель-иммигрант. Иммиграция – очень плохая история, но если все же такое решение принято, во многие страны гораздо проще получить визу, если есть подтверждение высокой квалификации – диплом.
С мифами разобрались. Теперь мое мнение, нужно ли оно, это образование.
Я считаю, что образование нужно. НО. Не всем.
Кому НЕ нужно высшее образование? Тем, кто занимается своим любимым делом и при этом для вашего дела диплом НЕ нужен . Кто-то мастерит, кто-то пишет сказки, кто-то чинит байки, кто-то продает свои поделки, кто-то воспитывает детей, кто-то строит бизнес. Зачем вам образование в том, что не ваше? Не за чем. Оно лично вам не нужно и все. Точно так же как не нужен тулуп и валенки, если вы в тропиках живете и у вас 30-градусную жара круглый год. Сам тулуп и валенки — вещь хорошая, но вам лично они не нужны.
Если же для вашей любимой деятельности обязательно нужен диплом (например, если вы врач и вам это очень нравится), то да, образование нужно. Обязательно.
Мы так часто виним всех и вся (образование, государство, президента, страну, родителей, общество) в наших неудачах. Мы часто вспоминаем о таком пафосном слове как «ответственность», когда дело касается других. Но, увы, столь редко помним об этой ответственности, когда речь идет о собственном образовании. Ведь мы сами пошли на это образование, так почему виним кого-то или что-то в неудачности этой попытки?
Это мы делаем выбор, подчиняться внешнему давлению или идти своим путем. Это мы меняемся, взрослеем, получаем опыт. У нас практически всегда есть реальный выбор, и абсолютно всегда есть выбор своей реакции. Это называется проактивность, если вы читали С. Кови или Виктора Франкла.
Кому еще не нужно образование? Тем, кто выбрал профессию в быстроменяющейся сфере. Веб-программирование, большинство специальностей в маркетинге и веб-профессий (таргетологи, рекламщики, SEO и SMM специалисты), бизнесы всех уровней. В этих сферах все меняется быстрее, чем модифицируются учебные планы. Да, система образования со своими стандартами менее поворотливая. Она по определению, по сути своей не может угнаться за этими сверхскоростными областями.
И если вы задались вышеуказанными вопросами о будущем устройстве, вы сразу поймете, что образование по таким специальностям скоро устареет. Я призываю вас всегда думать вперед, это главное.
Перспективы дальнейшего трудоустройства
Среди причин, повышающих значимость высшего образования, в первую очередь следует отметить возможность трудоустройства. При этом речь идет не только о получении высокооплачиваемой престижной работы. В наши дни молодые люди понимают, что на рынке труда без опыта и знаний им будет непросто найти работу и любое конкурентное преимущество при поиске вакансии будет очень кстати. При этом большинство востребованных специальностей можно получить только в высшем учебном заведении. Если выпускник хочет стать юристом, врачом, IT-специалистом, получить инженерную специальность — поступление в вуз для него будет обязательным.
Нужно ли в России высшее образование?
Требуется ли высшее образование в нашей стране в настоящее время? На этот счёт есть разные мнения. Всем хорошо известно, что существует немало рабочих мест, для получения которых не нужно иметь высшее образование. Однако есть и такие области, где оно либо необходимо, либо даёт серьёзное преимущество. Некоторые даже стремятся получить второе образование, чтобы иметь больше шансов получить подходящую работу. Впрочем, вопрос о том, нужно ли второе образование в современном мире, тоже является достаточно спорным.
Чаще всего при устройстве на работу наличие высшего образования вовсе не окажется главным критерием. Однако оно всё же будет говорить в пользу человека. И ему не придётся объяснять, почему он не получил его.
Мнение против
Всё, что студенты изучают в ВУЗах, обычно оказывается попросту не нужно им. И это верно. Несомненно, основная масса полученных знаний никогда не пригодится человеку в его трудовой деятельности. Это касается и школьного обучения в выпускных классах. Мало кому потребуются знания логарифмической таблицы, сложных химических формул и др. Не нужны основной массе людей также знания множества разных языков, ведь сейчас существуют онлайн переводчики, которыми все, кому потребуется, смогут воспользоваться в любое время.
Мнение за
Очень часто на высокооплачиваемые и престижные рабочие места принимаются только соискатели с высшим образованием. Кроме того, для этого требуется определённый опыт, профессиональные навыки, а также работодатели непременно оценивают личное обаяние человека и его способность располагать к себе. Также очень важен будет культурный уровень человека, его умение держаться, вести беседу и др. В этом случае речь идёт о таких местах, которые пользуются большим спросом и на них идёт немалый конкурс. Но при этом высшее образование будет обязательным.
Мнение против
Конечно, есть подобные вакансии. Однако их очень немного. Вполне можно найти себе рабочее место и без высшего образования. Для этого потребуется трудолюбие, активность, желание работать и получать профессиональные навыки к конкретной области. А для этого высшее образование не потребуется. Хорошим примером в этом случае будет то, что больше половины богатейших людей мира высшего образования не имеют. И они никогда не считали, что высшее образование помогло им нажить их огромные состояния. Для этого им требовались совсем другие навыки, знания, умения и действия, а вовсе не те, которые изучались ими в ВУЗах. А полученные в процессе обучения знания для этого им совсем никак не пригодились.
Получение высшего образования также предполагает немалые затраты. Это, конечно, касается в первую очередь платного (коммерческого) обучения. Но даже обучение на бюджетной основе требует расходов. Ведь во время учёбы студенты не могут работать полноценно (если, конечно, речь идёт не о заочной форме обучения), а только подрабатывать, если найдут такую возможность. А за время учёбы в ВУЗе, которое продолжается не менее 4 – 5 лет, можно было работать и нарабатывать опыт. А опытный специалист с хорошими навыками ценится многими работодателями гораздо выше, чем неопытный соискатель с высшим образованием.
Мнение за
Вполне может случиться так, что полученные знания и навыки окажутся очень полезными и даже необходимыми. К примеру, очень часто хорошее знание русского языка и высокая грамотность, знание литературы, а также знание английского языка будут незаменимы при изучении языков программирования. Ведь документация при этом вся именно на английском. И онлайн переводчик для этого не особо поможет. Потребуется именно знающий специалист, чтобы перевести тексты и придать им удобоваримый вид. А для этого непременно нужен большой словарный запас, грамотная и развитая речь. Именно это и можно получить при обучении в ВУЗах, особенно гуманитарных. Разумеется, специалист с высшим образованием, с определённым багажом знаний гораздо лучше справится с подобными задачами. И Таких примеров можно привести огромное множество.
Заключение
В этом материале были изложены разные точки зрения на вопрос о том, нужно в России в наши дни высшее образование для получения престижной и высокооплачиваемой работы, или нет. Рассказано о том, какие оно может дать преимущества, и стоит ли тратить на него время и усилия. При этом ставилась лишь задача для размышления. Каждый человек сам решает, требуется ли ему лично высшее образование, или не требуется.
Профессии, для которых достаточно СПО
В колледжах представлен широкий выбор направлений, которые востребованы на рынке труда. В основном это рабочие специальности и из сферы услуг. В отличие от вузов, обучение в колледже больше направлено на получение практических навыков. Как правило, после окончания можно сразу приступить к работе. Работодатели охотно принимают таких специалистов. Вот наиболее востребованные профессии:
- автомеханик;
- повар;
- кондитер;
- парикмахер;
- педагог начальных классов;
- системный администратор;
- строитель;
- медсестра;
- косметолог;
- дизайнер;
- специалист по гостеприимству.
В этих сферах есть куда расти. Все зависит от того, как вы себя проявите. Подробнее о поступлении в колледж читайте в статье: «Все о поступлении в колледж после 11-го класса».
После колледжа вы сможете сразу приступить к работе