Учреждения дополнительного образования детей
Содержание:
- Задачи
- Организация ДОД
- Дополнительное профессиональное образование
- Цели и значение
- Инструменты выявления и поддержки талантов
- Образец программы дополнительного образования
- Материальная база
- Направления
- На какие подвиды делится?
- Требования к программам поддержки талантливых детей
- Направления
- Образование, направленное на детей и взрослых
- Повышение квалификации
- Естественнонаучная направленность
- Направленности
- Цели ДОД, его основные функции
- Систематизация дополнительного образования
- Техническая направленность
- Этапы и функции дополнительного образования в школах
Задачи
Налаженная система дополнительного образования в школе позволяет сохранять и укреплять детское психофизическое здоровье, воспитывать и пропагандировать постоянный интерес к познанию, высоко поднимать планку саморегуляции и развивать у мальчиков и девочек творческие задатки. ДО одновременно средство непрерывного обучения и формирования индивидуума и источник мотивации образовательной деятельности при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.
Основная задача любой организации дополнительного обучения в России – раннее выявление способностей, талантов и интересов ребенка. Это миссия психологической службы. Определение индивидуальных способностей детей – процесс динамический, требующий постоянного мониторинга.
Важнейший элемент школьного ДО – кружки. Они развивают и сохраняют интерес учеников к определенным направлениям, раздвигают границы знаний, навыков и умений, отработанных в процессе обучения. Разнопрофильность секций способствует всестороннему развитию индивидуума.
Коллектив преподавателей, работающих в школьной системе дополнительного образования, призван:
- Мотивировать учащихся к изучению нового.
- Создавать базис для реализации творческого потенциала.
- Развивать духовные качества и умственные способности личности.
- Заниматься выявлением и профилактикой асоциального поведения.
- Приобщать учащихся к признанным общечеловеческим и общекультурным ценностям.
- Культивировать условия для самоопределения во всех сферах, начиная с социальной и заканчивая профессиональной.
- Формировать и закреплять школьные традиции.
Организация ДОД
Каждый педагог должен уделять достаточно внимания такому актуальному вопросу, как дополнительное образование школьников и детей
О его важности сказано и написано много, но большинство учителей ее недооценивает. При этом основные виды деятельности организаций, занимающихся ДОД, а также универсальные методы обучения прописаны в законодательстве Российской Федерации, равно как и цели, которые должны преследоваться в данных учреждениях
Порядок организации дополнительного образования детей постоянно меняется. С каждым годом появляется все больше специализированных школ и секций, которые вызывают интерес у детворы и родителей. Востребованность и популярность тех или иных видов деятельности диктует некоторые нюансы в организации ДОД.
Особого внимания заслуживают инновации в дополнительном образовании детей. Они касаются как методов обучения и воспитания (ведь педагогика, как любая другая гуманитарная наука, не стоит на месте), так и самой деятельности школьников.
Все изменения в системе ДОД, каких аспектов обучения они ни касались бы, тщательно отслеживаются. Мониторинг в дополнительном образовании детей очень важен. Он осуществляется для того, чтобы моментально улавливать все новые тенденции, а также следить за поведением и успехами воспитанников в рамках того или иного направления ДОД.
Дополнительное профессиональное образование
Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.
Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.
Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.
Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.
Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.
Цели и значение
Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:
- отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
- помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
- обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
- побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
- помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.
Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний. Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути
Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности
Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.
Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.
Инструменты выявления и поддержки талантов
Одним из основных инструментов поиска талантливых детей остается проведение олимпиад для школьников по всей стране. Ребята, которые уже добились определенных успехов в той или иной области, могут попробовать свои силы в международных формах состязаний и олимпиад.
Если же говорить об инструментах поддержки, то, конечно же, наиболее эффективным является поощрение победителей соревнований и олимпиад денежными премиями. Студентам же высших учебных заведений предоставляются стипендии и гранты.
Например, на следующие 5 лет только в федеральный бюджет заложены средства для выплаты премий молодежи от 14 до 25 лет в размере:
- 60 тыс. рублей победителям международных состязаний (1250 единиц);
- 30 тыс. рублей победителям олимпиад, проводимых на региональном уровне (4155 единиц).
Региональные власти также не стоят в стороне и выделяют средства для поддержки «своей» талантливой молодежи.
Образец программы дополнительного образования
Вашему вниманию предлагается примерная образовательная программа дополнительного образования детей, которая имеет яркой выраженную исследовательскую направленность.
Пояснительная записка к программе
Перед современным учителем поставлена достаточно сложная задача – формирование в современных условиях гармонично развитой личности
Благодаря тому, что существуют строгие требования к проведению школьных и научных исследований, а также к правилам оформления проведенного эксперимента, учитель должен уделять серьезное внимание проведению экспериментальной деятельности на базе образовательного учреждения. Подобная работа предполагает поиск оптимальных возможностей для формирования в воспитанниках желания к самообразованию, развитию
Для увеличения эффективности учебного процесса важно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника
В связи с ограниченностью экспериментальной деятельности во время традиционных уроков, уделять внимание практической деятельности удается далеко не всегда. В связи с этим педагоги разрабатывают свои собственные программы по проектной и исследовательской работе, чтобы делать процесс получения новых знаний для школьников более интересным и комфортным
Продолжительность программы зависит от специфики изучаемой дисциплины, сложности научной теории, применяемой в ходе исследования. Для старшеклассников курс предполагает связь между разными учебными дисциплинами. Те ребята, которые в полной мере увлекаются исследованиями и проектами, получают шанс для последующего развития. Основным отличием программы от аналогов является ее адаптированность под любой возраст школьников. Такая универсальность гарантирует развитие познавательного интереса у подрастающего поколения независимо от начального интеллектуального уровня школьников.
Основная цель курса по исследовательской и проектной деятельности заключается в привитии школьникам любви к научной деятельности. Основными инструментами для реализации задуманных планов являются: методические программы, инновационные педагогические технологии. Несмотря на многообразие приемов, разработанных для работы со школьниками в послеурочное время, лидирующие позиции принадлежат дифференцированному обучению, игровой технологии, а также методу проектов.
На вводном занятии школьники получают понятие о значении исследований, их разновидностях, направленности, специфике использования результатов, получаемых при работе в школьной лаборатории. Педагог объясняет своим воспитанникам правила выдвижения гипотезы, постановки цели, выделения задач исследования
Кроме того, особое внимание уделяется правилам проведения эксперимента. Например, учитель объясняет школьникам значимость проведения серии опытов (не менее трех) для того, чтобы вести речь о достоверности получаемого результата
Именно в рамках дополнительного образования подрастающее поколение приобщается и к математической обработке результатов, поиску погрешности измерений. Исследования, проводимые во внеурочное время, не ограничиваются только практическими занятиями. Дети, которые занимаются в таких клубах или кружках, учатся презентовать результаты собственных экспериментов, то есть получают навыки публичной защиты. Статистика свидетельствует о том, что те ученики, которые во время обучения в образовательной школе, уделяли внимание проектной и исследовательской деятельности, становятся более успешными, им проще учиться в высших учебных заведениях, они легко адаптируются к жизни в современном обществе. Помимо работы в лаборатории, проекты и исследования можно проводить и на базе гуманитарных дисциплин. Разнообразные социологические исследования, связанные с изучением личностных качеств подростков, особенно актуальны и интересны для современных школьников. К подобным экспериментам также предъявляются определенные требования, с которыми ребята знакомятся в рамках современных программ дополнительного образования.
Материальная база
Для организации системы дополнительного образования в основном используется база учебного учреждения: кабинеты, литература, инвентарь. Не все заведения обладают достаточными ресурсами для углубленного изучения предметов и внеклассных занятий.
Поэтому в школе существует платное дополнительное образование, которое подразумевает фиксированную стоимость посещения. В нее входят оплата услуг педагога, оборудование и аренда помещений, если занятия проходят вне учебного учреждения.
Некоторые школы выходят из ситуации, организуя условно-бесплатное внеклассное обучение, которое подразумевает сбор финансовых или материальных средств, необходимых для приобретения дополнительного оборудования, инвентаря или литературы.
https://www.shutterstock.com/ru/g/Irina+Malina/sets/260561224
Направления
Базовые сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить:
- Конструирование и робототехника. Детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, освещаются возможности использования информационных и цифровых технологий на практике.
- Естествознание. Прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний.
- Экологическое направление. Раскрывает взаимосвязь человека и природы, указывает на ее роль в жизни людей.
- Культурология. Способствует приобщению детей к достижениям мировой цивилизации, помогает адаптироваться в социуме, реализовать собственный потенциал в различных аспектах жизни общества.
- Физкультурно-спортивное направление. Прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы.
Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования.
На какие подвиды делится?
Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.
Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних — для всех.
По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.
К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей — нет.
Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.
Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.
Требования к программам поддержки талантливых детей
Программы, направленные на поддержку талантливых детей включают в себя следующие аспекты:
- пути выявления талантливых детей через проведения различных соревнований;
- создание достаточного количества мест для развития талантов и способностей;
- приоритетное трудоустройство одаренной молодежи;
- выплата премий, грантов и стипендий молодым людям, проявившим выдающие способности;
- создание базы данных организаций, специализирующихся на развитии талантов молодежи;
- доступность проявления таланта для любой категории;
- индивидуальный подход к каждому воспитаннику;
- поощрение преподавателей;
- создание новых проектов.
Направления
На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:
- Художественное. В основе лежит развитие различных творческих талантов детей, поощрение их тяги ко всем видам искусства.
- Техническое. Подходит для детей с инженерным складом ума, с детства готовых работать со сложными задачами.
- Краеведческое. Направлено на изучение родного края и его истории;
- Естественно-научное. Основано на детальном изучении естественных наук (химии, физики, астрономии).
- Спортивное. Развивает физические способности, силу духа и выносливость.
- Социальное. Ориентировано на работу с детьми, которым нужен особый подход – одаренными или же требующими дополнительного внимания.
У каждого из этих направлений есть свои особенности, а также образовательная программа учреждения дополнительного образования.
Образование, направленное на детей и взрослых
Так что же такое дополнительное образование детей и взрослых? Сразу возникает закономерный вопрос: причем здесь взрослые? Все правильно. Новый закон это предусматривает. Какие программы могут освоить взрослые? Любые — от программы обучения навыкам безопасного обращения с огнестрельным оружием до вышивания крестиком. Это зависит от индивидуальных образовательных потребностей конкретного индивидуума.
Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Рассмотрим эти программы подробнее.
Повышение квалификации
Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.
Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.
Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.
Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.
Естественнонаучная направленность
Дополнительное естественнонаучное образование детей это:
— формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук;
— развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними;
— экологическое воспитание подрастающего поколения;
— приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и рационального природопользования.
Современный формат дополнительного естественнонаучного образования детей объединяет в себе содержание двух ранее самостоятельных направленностей: эколого-биологической и естественнонаучной и включает три тематических цикла:
- эколого-биологический;
- физико-географический;
- физико-химический.
Направленности
Программы этого подвида имеют обязательный атрибут — направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.
Цели ДОД, его основные функции
Цели дополнительного образования детей вне зависимости от формы их достижения состоят в том, чтобы вырастить каждого школьника полноценной, всесторонне развитой, профессионально и творчески реализованной личностью. Обучение в рамках ДОД не является принудительным, и это, пожалуй, одно из самых значимых его достоинств.
Основные задачи:
- Формирование и дальнейшее развитие различных творческих способностей детей.
- Воспитание высоких моральных качеств — патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважения к старшим.
- Привитие культуры общения, выработка коммуникативных качеств — вежливости, уважения к собеседнику, умения поддержать разговор и принимать критику, прислушиваться к замечаниям.
- Профессиональное ориентирование детей с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств.
- Удовлетворение коммуникативных и культурных потребностей школьников.
- Ограждение детей от пагубного и агрессивного влияния социума.
- Физическое развитие.
Из целей и задач дополнительного образования детей проистекают его основные направления, одинаково важные для всестороннего развития школьников и их дальнейшей профессиональной и личностной реализации. В современной педагогике их шесть:
- Социально-педагогическое. Включает в себя волонтерство, работу с одаренными детьми, а также уход за людьми, имеющими особые нужды.
- Художественное. Предусматривает активное развитие творческих задатков — склонности к изобразительному искусству, писательству и т. д.
- Техническое. Готовит детей к овладению профессиями, связанными с технической деятельностью.
- Туристско-краеведческое. Создано для тех, кто испытывают тягу к путешествиям и изучению родного края.
- Естественно-научное. В основе лежит изучение естественных наук — химии, биологии и т. п.
- Физкультурно-спортивное. Ориентировано на развитие физических качеств — силы, ловкости, выносливости, гибкости, что благотворно сказывается на их здоровье.
Каждое из направлений в полной мере реализует цели, задачи и основные функции дополнительного образования детей. Проводится ДОД на факультативах, во всевозможных творческих кружках, спортивных секциях, танцевальных студиях, детских лагерях (пришкольных и выездных) и т. д.
Систематизация дополнительного образования
Систематизация дополнительного образования началась еще в 2012 году, когда закон «Об образовании» четко разделил все программы допобразования на предпрофессиональные и общеразвивающие. При этом была предусмотрена систематизация дополнительного образования в зависимости от требований к результатам. В частности, общеразвивающие программы делятся на такие уровни:
- досуговые (допускается полное отсутствие результата и механизма его измерения);
- продуктивные (определенные параметры к получаемому продукту);
- обучающие (регламентированные требования к учебным результатам).
По сути, сегодня происходит упорядочение дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования по уровню заинтересованности и углубленности процесса.
Техническая направленность
На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
На современно этапе в нашей школе детское научно-техническое творчество развивается по следующим основным направлениям:
- Начальное техническое моделирование
- Радиотехника и электроника
- Робототехника и интеллектуальные системы
- Компьютерная техника и программирование
Этапы и функции дополнительного образования в школах
Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление – это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно
Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:
- Диагностический и информационный — изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
- Методический — преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
- Организационный — единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
- Аналитический — отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.
Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:
- в четко спланированном использовании учеником свободного от классных занятий времени для всестороннего развития собственных возможностей;
- вольном выборе вектора деятельности, преподавателя, программы обучения;
- возможности смены вида ДО, педагога и коллектива;
- творческой составляющей учебного процесса, проходящего на основе обучающих программ;
- личностных взаимоотношениях в системе педагог — ученик — сотворчество, индивидуальный подход к каждому ребенку и сотрудничество;
- получении профессиональной подготовки.
Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:
- Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
- Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
- Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
- Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
- Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
- Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.
Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:
- Профилактика беспризорности и безнадзорности.
- Отвлечение от приобретения вредных привычек.
- Предупреждение правонарушений.
- Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
- Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
- Формирование сплоченного коллектива школы.