Московская традиционная олимпиада по лингвистике
Содержание:
Как устроена Московская традиционная олимпиада по лингвистике
Олимпиада проводится с 1965 года. В последние годы её организуют филологический факультет МГУ, Институт лингвистики РГГУ и факультет филологии НИУ ВШЭ при поддержке Московского центра непрерывного математического образования.
Олимпиада состоит из трёх туров:
1. Отборочный, проходит онлайн.
2. Далее два очных тура, их можно написать как в Москве, так и на региональных площадках. Я писала в НГУ.
Её организаторы хотят, прежде всего, выявить людей, способных к лингвистике. Они оценивают способность участников логически рассуждать и применять языковую интуицию.
Знание иностранных языков понадобится при выполнении нулевого задания
Для успешного решения задач по лингвистике важно ориентироваться в других языках и помнить, что их устройство может кардинально отличаться от русского.. Пример нулевого задания по лингвистике
Пример нулевого задания по лингвистике
Какие предметные олимпиады входят в МОШ?
Сейчас в составе МОШ проходят 29 самостоятельных олимпиад по разным предметам. Приводим все олимпиады и их уровень в «Перечне олимпиад» (если не указан уровень, олимпиада не включена в Перечень и льгот не дает).
1. Московская математическая олимпиада — уровень 1
2. Московская олимпиада по физике — уровень 1
3. Московская олимпиада по химии — уровень 1
4. Московская олимпиада по информатике (младшие классы) — уровень 1
5. Московская олимпиада по информатике (старшие классы) — уровень 1
6. Московская олимпиада по географии — уровень 1
7. Традиционная олимпиада по лингвистике — уровень 1
8. Московская астрономическая олимпиада — уровень 1
9. Московская филологическая олимпиада — уровень 2
10. Московская олимпиада по экономике — уровень 2
11. Московская олимпиада по истории — уровень 2
12. Московская олимпиада по обществознанию — уровень 2
13. Московская олимпиада по праву — уровень 2
14. Московская олимпиада по генетике — уровень 3
15. Московская олимпиада по робототехнике — уровень 3
16. Московская олимпиада по изобразительному искусству — уровень 2
17. Московская олимпиада по финансовой грамотности — уровень 3
18. Московская олимпиада по истории искусств — уровень 1
19. Московская олимпиада по комплексной безопасности (кадетская олимпиада)
20. Московская олимпиада по экологии
21. Московская предпрофессиональная олимпиада: инженерно-конструкторский профиль — уровень 3
22. Московская предпрофессиональная олимпиада: информационно-технологический профиль — уровень 3
23. Московская предпрофессиональная олимпиада: аэрокосмический профиль — уровень 3
24. Московская предпрофессиональная олимпиада: технологический профиль — уровень 3
25. Московская предпрофессиональная олимпиада: биотехнологический профиль — уровень 3
26. Московская предпрофессиональная олимпиада: научно-технологический профиль — уровень 3
27. Московская предпрофессиональная олимпиада: социально-экономический профиль — уровень 3
28. Московская предпрофессиональная олимпиада: профиль «Исследования и технологии в экстремальных условиях» — уровень 3
29. Московская олимпиада по функциональной грамотности
Участие, а тем более победа в каждой из них очень престижны. Они дают преимущества выпускнику при поступлении в вуз и повышают рейтинг школы.
Подготовка к олимпиадам
Я начала писать перечневые олимпиады с седьмого класса. Выбирала гуманитарные предметы: историю, литературу и русский язык, потому что в тот момент увлекалась именно ими. В то же время я открыла для себя Традиционную олимпиаду по лингвистике, и она стала моей любимой.
С начальной школы я участвовала в конкурсе «Русский медвежонок». В нём меня больше всего заинтересовала последняя задача, где нужно было перевести слова с иностранного на русский или наоборот с помощью логики. Позже я с радостью узнала, что в Традиционной олимпиаде по лингвистике много таких задач.
Пример одной из задач олимпиады по лингвистике
Интересно, что к этой олимпиаде вообще не нужно готовиться — для решения задач достаточно применять логику. Но время от времени я всё же решала их для своего удовольствия. Летом больше, так как во время учебного года времени очень мало. Задания я брала на сайте лингвистики для школьников, в сборниках прошлых лет и на сайте Международной лингвистической олимпиады.
Больше всего мне нравятся задачи на числительные, самые простые для меня — задачи на звуковые соответствия.
Я думала, что в этом году выполнила задания олимпиады средне. Поэтому очень обрадовалась, когда узнала, что получила диплом первой степени. При поступлении в НГУ это даёт 100 баллов по русскому или иностранному языку, если ЕГЭ по этим предметам сдано на 75 баллов и выше.
Что такое лингвистика
Многие по ошибке считают, что лингвистика — это изучение иностранных языков. На самом деле лингвист изучает язык как универсальный механизм, обеспечивающий общение между людьми. Знать язык в совершенстве ему не обязательно, но он должен иметь представление о том, как устроены разные языки. Иначе этой наукой невозможно заниматься. Обычно лингвисты знают от 3 до 10 языков — какими-то владеют свободно, на каких-то читают, какие-то понимают на слух. Есть и те, кто знает больше.
Для занятия лингвистикой также необходимо знание математики, потому что математика — это логика. Именно она помогает решать задачи по лингвистике и системно мыслить.
Чтобы понять, с чем работает лингвистика, я могу порекомендовать следующие материалы:
Книги
- В.М. Алпатов «Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики»
- В.А. Плунгян «Почему языки такие разные»
Видео-выступления
- Бориса Иомдина
- Светланы Бурлак
- Александра Пиперски
- Максима Кронгауза
Я привела только некоторые примеры. Список литературы гораздо больше — подробнее с ним можно ознакомиться на сайте олимпиады.
Как готовиться к МОШ? Мнение победителей
Виктория Журавлева, победитель МОШ и олимпиадный тренер по географии
По моему мнению, ВсОШ сложнее, чем МОШ. Задание в МОШ более творческие, часто требуют не столько знания конкретных фактов (хотя и их безусловно тоже), сколько использования простой логики и понимания базовых физико-географических и социально-экономических основ.
Сложно, на мой взгляд, выучить культурные аспекты, например, есть задание, где нужно назвать по картинкам здания театров в мире. И вы либо их видели и знаете, либо задание будет решено в ноль баллов. Также могут возникнуть трудности с попаданием в критерии при решении как раз сугубо аналитических заданий, когда в тексте нужно описать разницу, последствия, причины: тут главное говорить четко и по делу, а бывает много воды, и ученики уходят от главного вопроса.
Из географических тем обязательно повторяйте природные зоны, климатодиаграммы, геоморфологию, вспомните значимые события, которые были 50, 100, 150, 200 лет назад. Например, может быть задание про Антарктиду в годовщину ее открытия. Стоит обязательно повторить основные особенности населения и хозяйства России и мира, посмотреть разные карты в Национальном атласе России и повторить номенклатуру.
Но в целом творчески решать задания, помнить, что любое задание решаемо. И главное — получать удовольствие. Это была моя любимая олимпиада и, наверное, именно интерес к ней, а не желание победить, помогли мне стать ее трехкратным победителем и призером.
Анна Кирст, победитель МОШ по обществознанию
Всеросс по обществознанию отличается от МОШ форматом заданий. На ВсОШ работа с текстом, письменный и устный кейсы, а также тест. МОШ в свою очередь включает в себя одновременную работу с текстом и видеороликом, что представляет огромную сложность для участников. В целом на МОШ задания более объёмные, времени почти не хватает. Ещё одно отличие: на МОШ необходимо гораздо меньше знаний, всё строится на логике. Я выиграла МОШ с количеством знаний примерно класса пятого-шестого, так как в школе пренебрегала этим предметом.
Что можно посоветовать участникам? Практика! Практика! Практика! Чтобы подготовиться к МОШ, надо решать задания прошлых лет. Если времени не хватает, просто просмотрите задания и решения, поймите, что от вас хотят. Чтобы стать абсолютным победителем в своём классе, мне достаточно было и этого, но все люди разные. Ни в коем случае нельзя зубрить много философов, социологов и т.п. (особенно ночью перед олимпиадой), они вам вообще не пригодятся, поберегите их для Всеросса.
Интерес к математике и иностранным языкам
Я училась в специализированном физико-математическом классе Гимназии № 1 в Новосибирске. Из школьных предметов я больше всего любила математику и немецкий язык.
Немецкий — это второй иностранный язык, который начинается в нашей гимназии с пятого класса. Я начала учить его ещё летом: играла в детские компьютерные игры «Баба Яга учится» и «Болек и Лёлек» и проходила онлайн-курс для начинающих на сайте dw.com. Потом я учила немецкий на курсах DSD (Deutsches Sprachdiplom) и в 11 классе сдала их международный экзамен на знание немецкого языка DSD-II. Его результаты признают все учебные заведения Германии. На экзамене я подтвердила уровень С1 и получила соответствующий сертификат.
На уроках математики мне нравилось находить неожиданные решения в задачах по геометрии. А с десятого класса нам начали читать очень интересный курс по дискретной математике — до него я и не подозревала об этой области науки.
ЕГЭ и поступление в университет
Я сдавала ЕГЭ по русскому, математике и иностранному языку. Именно эти предметы нужны для поступления Новосибирский государственный университет на специальность «Фундаментальная и прикладная лингвистика».
С репетиторами я не занималась: школьной подготовки и самостоятельных занятий было достаточно. С 9 класса я покупала интересующие меня курсы на Фоксфорде. Например, очень понравился курс по олимпиадным задачам по математике Юрия Блинкова. А в этом году я посещала курс Никиты Змановского по русскому языку.
На всех этих курсах были прекрасные преподаватели, увлекательные занятия и интересные домашние задания. Уроки я смотрела в записи, а задачи решала, когда появлялось время. Это было очень полезно: курсы Фоксфорда помогают готовиться и к ЕГЭ, и многим олимпиадам, например, к «Высшей пробе» и Всероссийской олимпиаде школьников.
Результатами по языкам я довольна: по немецкому у меня 97 баллов, по русскому — 98. Еще я просто так писала ЕГЭ по информатике и получила 84 балла. Но к ней я не готовилась, только ходила на уроки.
На днях я с радостью узнала, что зачислена в университет и сентября продолжу изучать лингвистику.