Профессия учитель-логопед, кто такой учитель-логопед

Содержание:

Какие методы лечения применяет логопед-психолог

Логопед-психолог проводит лечение в игровой форме. Используются развивающие игры, арт-терапия, гимнастика (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная). А также массаж речевого аппарата

В речевой сфере большое внимание уделяется лексической, грамматической, фонетической, интонационной составляющим. Специалист занимается постановкой звуков

А также проводит работу по развитию:

  • Правильного дыхания.
  • Координации движений, мелкой, крупной моторики.
  • Памяти и внимания.
  • Мышления и восприятия.
  • Обучаемости.
  • Словарного запаса.
  • Связной устной речи.

Если врач установил наличие нарушений психологического типа, осуществляются профессиональные мероприятия по их устранению. Проводится работа со страхами, фобиями ребенка.

Пациенты с малоумием, аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом требуют особого подхода в лечении. Подбираются эффективные, но не сложные для малыша игровые методики.

Дополнительно врач работает с родителями ребенка, особенно в случае, если проблемы с речью возникли из-за допущенных ими ошибок. Специалист поможет взрослым адаптироваться к сложившейся ситуации. Расскажет, чем пациенту способны помочь его близкие. Даст информацию относительно того, как создать гармоничную обстановку и комфортную среду для ускорения развития ребенка. Поэтому занятия проводятся и в индивидуальном порядке (врач-ребенок), и вместе с родителями.

Логопед-психолог подскажет, как правильно выбрать садик или школу. Он установит уровень психологической готовности, укажет на слабые места и потенциальные трудности. А также подготовит дошкольника к предстоящим занятиям.

Особенности лечения малышей разных возрастных категорий

Считается, что в помощи логопеда-психолога нуждаются только дети примерно школьного возраста. Но начальные нарушения речи можно обнаружить уже в первый год жизни ребенка. Родители оценивают, насколько хорошо проходит подготовка к словесной речи. Младенец, услышав голос другого человека, ищет его глазами. А к концу первых 12 месяцев жизни реагирует, когда кто-то произносит его имя. Обязательно возникают голосовые реакции.

Если близкие отмечают наличие нарушений у младенца, а также, если есть все основания утверждать, что психо-речевые проблемы могут развиться в будущем (генетические нарушения, врожденные пороки, инвалидность), стоит показать ребенка врачу в самом раннем возрасте до 1-2 лет. Обследование у специалиста проводится с целью:

  • Диагностики нарушений, если они есть.
  • Оказания психолого-педагогической помощи малышам с дефектами развития.
  • Оказания помощи малышам, у которых повышен риск возникновения нарушений в развитии речи, содействия в адаптации, социализации в обществе.
  • Информирования родителей об особенностях речевых проблем ребенка. О том, как правильно вести себя с больным малышом.

Особенности работы с возрастной категорией до 2,5 года, в случае, если функция речи отсутствует:

  • Занятия в игровой форме.
  • Смена деятельности, помогающая ребенку лучше концентрироваться, меньше уставать, не терять интерес к занятиям.
  • Постоянный контроль, наблюдение, отслеживание результатов лечения.

Особенности работы возрастной категорией 2-3 лет при нарушении функции речи:

  • Обучение правильному построению фраз.
  • Звукоподражательные игры.
  • Стихи и песни с подключением движений.
  • Развитие моторики.

Средства речевого развития детей дошкольного возраста:

Обследование 

Цели: выявить дефекты речи, их характер и степень, пути исправления; создание карты работы

Коррекция произношения звуков

Цели: выявить дефекты речи, их характер и степень, пути исправления; создание карты работы.

Артикуляционная гимнастика

Цели: развить подвижность артикуляционных органов, увеличить объем и силу движений.

Постановка связной речи

Цели: обучение связному изложению своих мыслей, составление длинного высказывания о последовательности выполнения установки.  

Работа над лексической и грамматической сторонами речи

Цели: рассказать о влиянии лексики на красоту речи; расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи.

Работа с ловкостью пальцев

Задачи: улучшить ловкости пальцев; затронуть речевые центры; повысить внимание, память и сосредоточенность; создать позитивную атмосферу на занятии, вызвать положительные эмоции. 

Формирование дыхания при разговоре

Цели: стимуляция работы мозга, pегуляция нервно-пcихических процессoв, выработка плавности устного высказывания, обучение верному типу дыхания с использованием специальных физических упражнений.

Игра у логопеда, как способ лечения

Данный метод погружает в те или иные ситуации, делает их непосредственным участником, что превращает занятие в игру. Во время сеанса воссоздаются реалистичные ситуации, сюжеты из фильмов и сказок. Занятия с логопедом – это комплекс игр и упражнений. 

Успешное усвоение индивидуальной логопедической программы – лишь первый шаг, далее следует обучить ребенка грамоте и подготовить к поступлению в школу. Несмотря на огромное значение речевого развития в дошкольном возрасте, его необходимо продолжать и в более старшем возрасте. Продолжительность программы варьируется от случая к случаю.Приступать к коррекционной программе необходимо сразу после обнаружения проблемы

Важно помнить, что существуют различные методы развития речи

Обязанности специалиста

Большинство считают, что его задача — это исправить неправильное звукопроизношение. Но у логопеда много обязанностей, которые заключаются не только в постановке и автоматизации звуков. Что же входит в его обязанности:

  1. Диагностика речевого развития ребенка или взрослого.
  2. Составление плана коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка или взрослого.
  3. Работа над звукопроизношением.
  4. Работа над связной речью.
  5. Работа над голосом и дикцией.
  6. Обучение навыкам письма и чтения (т. е. специалист помогает ребенку усваивать основы грамоты).
  7. Работа над развитием моторной сферы.
  8. Консультация родителей.

Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.

Организуйте рабочий процесс с учетом режима работы учреждения

Основные задачи логопеда:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие фонематических процессов;
  • работа над усвоением лексико-грамматических категорий родного языка;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания и памяти;
  • коррекция нарушений письма.

► Если вы работаете в детском саду или школе, в начале года проведите фронтальную диагностику и выявите детей с речевыми нарушениями. Результаты обследования занесите в речевую карту: это должны быть сведения о состоянии физиологического слуха, об особенностях строения артикуляционного аппарата, дыхания, общей и мелкой моторики, речевого развития.

Составьте расписание групповых и индивидуальных занятий. Чтобы не возникало путаницы, желательно, чтобы дети занимались в одно и то же время. Учтите общий режим дня, расписание уроков.

Логопед в ДОО должен действовать в связке с воспитателем, психологом и родителями. Только в этом случае будет виден эффект от занятий.

Выбирая методы работы, наблюдайте за ребенком. Опирайтесь на то, что ребенок знает и может сделать. Меняйте методы, которые не приносят результата.

Организация и содержание логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС

144 часа (2 мес.)

10700 руб. 4638 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста

108 часов (1 мес.)

6900 руб. 4108 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Артикуляционная гимнастика в формировании правильного звукопроизношения и четкой дикции у детей и взрослых

36 часов (0.5 мес.)

3900 руб. 2978 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Вторая группа преимуществ работы

С «духовной» составляющей профессии разобраться было не сложно

А если обратить внимание на что-то материальное? К более «приземленным» достоинствам профессии стоит отнести:

Возможность постоянно развиваться. Если зарекомендовать себя как качественного и грамотного специалиста, о котором многие знают, можно попробовать повысить свой статус (а соответственно, и доход) путем перехода в частные заведения.
Высокая «география» трудоустройства

Сегодня профессия логопеда считается очень важной и нужной для общества. Логопед в школе, в детском саду — не частое явление

Его там попросту нет. Проблем с трудоустройством у логопеда возникнуть точно не должно.
У логопедов нет понятия «пенсионный возраст». Работать можно столько, сколько позволяет здоровье.

Что должен знать и уметь

Специалист полностью подчиняется своей должностной инструкции, а потому обязан выполнять следующие требования:

  • проводить первичный осмотр детей, выявляя имеющиеся особенности развития речи;
  • находить эффективные способы и методы проведения уроков, согласно поставленному диагнозу;
  • проводить групповые и индивидуальные занятия, позволяющие улучшить качество речи;
  • уметь делать выводы учитывая итоги проведенных занятий.

Кроме того, в число профессиональных обязанностей логопеда входит:

  • умение выявлять первопричину развития дефектов речи;
  • умение осуществлять корректировку особенно сложных дефектов;
  • подготавливать мероприятия, предназначенные формированию красивой и правильной речи.

Как специалисту, логопеду приходится вести отчетную документацию, благодаря которой он может вести статистику, отслеживая результаты своей работы. Причем в нее будут входить как успешные результаты, так и неудачные эксперименты, с указанием того что именно привело к отрицательному результату. Все это позволяет лучше осваивать наиболее эффективные и перспективные способы воздействия на исправление речи.

Логопеды помогут справиться с различными видами дефектов речи.

В их число входит:

  • шепелявость;
  • картавость;
  • дислексия;
  • заикание.

Причем проблемы эти могут быть не только у детей, но и у взрослых. Все это делает логопеда универсальным специалистом, чьи услуги всегда будут востребованы.

Приведи интересные примеры из практики, которые тебя сильно удивили и открыли для тебя бездну жизни.

Не могу назвать чего-то конкретного, каждый день что-то происходит. Вот родители моих школьных учеников — а я уже говорила, у наших учеников со здоровьем большие проблемы, — так вот, их родители действительно открывают мне «бездну жизни». Причем во всех смыслах. Многие из них не просто любят своих больных детей. Они за них бьются. Они всё понимают, знают, что нету на свете волшебной палочки, которая неходячего сделает ходячим, слепого — зрячим, отменит ДЦП, заменит пораженный участок мозга новыми здоровыми клетками. Но они каждый учебный день приводят своих детей в школу и радуются каждому крохотному продвижению вперёд.

Вопросы задала Эльмира Давыдова. 

Фото Эльмира Давыдова.

Отличие логопеда от дефектолога

Логопед и дефектолог – не равнозначные понятия. Логопедия предусматривает организацию мероприятий по исправлению нарушений речи, дефектология – более широкопрофильная специализация.

В обязанности логопеда входит постановка речи у пациентов, не имеющих тяжелых патологий: обучение корректному произношению, постановке звуков, слогов, написанию букв, слов, предложений. Акцент делается на устранение дефектов речевых навыков.

Нарушения речи, которое развивается от прогрессирующих неврологических болезней, заболеваний зрительной, слуховой, других систем, психофизических недостатков входят в сферу компетенции дефектолога

Работая над мыслительно-познавательной деятельностью, вниманием, дефектолог помогает научиться высказывать мысли, воспринимать, познавать мир

Занятия логопедов начинаются по достижению ребенком трехлетнего возраста, дефектологи занимаются и с детьми младше трех лет. Занятия проводятся не только для детей, но и для представителей различных возрастных групп.

Специалисты по дефектологии и логопедии работают в тандеме. Логопед-дефектолог сочетает обе профессии, обеспечивая разработку, реализацию комплексной коррекционной программы.

Логопед дефектолог это. Общая характеристика направления

В качестве научной дисциплины дефектология сформировалась в середине XIX века. Ее воспринимали как общественную практику, которая возможна только за счет благотворительности. Количество медико-педагогических учреждений для глухонемых, слепых, умственно-отсталых постепенно возрастало, а наука собирала доказательную базу, крепла, находила новые методы терапии и профилактики. Серьезный скачок к развитию дефектология получила после прихода к власти большевиков.

В дефектологию входит несколько разделов социальной педагогики. Среди них – тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Тифлопедагогика занимается воспитанием и обучением пациентов с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика сосредоточена на обучении и социальной реабилитации умственно-отсталых людей. Логопедия изучает нарушения, дефекты речи и методы их коррекции. Именно в этом и заключается разница между логопедом и дефектологом. Логопед – узкопрофильный специалист, а сама логопедия является ответвлением дефектологии.

Дефектология, как наука, подкреплена колоссальной научной базой, которая переплетена с детской психологией, психиатрией, неврологией и педагогикой. Важная часть направления – специальная психология. В нее входят сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология. Все они рассчитаны на людей с определенными пороками развития. Каждая разновидность специальной психологии занимается конкретными проблемами глухонемых/слепых/умственно-отсталых, изучает механизмы развития отклонений, разрабатывает методы борьбы и профилактики.

Врач логопед дефектолог. Разница между логопедом и дефектологом

Большинство людей не знают, в чем разница между логопедом и дефектологом, поэтому теряются, получая направление к одному из специалистов. Оба врача занимаются дефектами речи у взрослых и детей, но чаще всего исправление разговорного навыка требуется маленькому ребенку.

Чем отличается логопед от дефектолога?

Специальность логопедии включает в себя занятия с детьми без патологических отклонений речевого аппарата. Таким образом, логопед работает со здоровыми людьми, которым требуется исправить произношение тех или иных звуков , улучшить дикцию, усовершенствовать ритм и громкость речи и так далее. Логопед от дефектолога отличается тем, что не является специалистом медицинского профиля.

Дефектолог должен быть выпускником педагогического факультета и пройти дополнительное обучение, чтобы заниматься лечением детских патологических нарушений речи. Работа такого учителя соединяет в себе логопеда, психолога и в большинстве случаев невропатолога. Дефектолог должен четко представлять механизм развития того заболевания, с которым он работает, чтобы эффективно провести коррекцию речи.

Сфера деятельности логопеда

В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет , когда можно четко отследить проблемы в произношении и устранять их. Консультации у специалиста требуются ребенку, у которого отсутствует органическая или функциональная патология, а проблема заключается в индивидуальных особенностях развития речи.

Занятия у логопеда включают в себя:

  • постановку произношения отдельных букв или их звуковых сочетаний;
  • борьбу со слишком быстрой или замедленной речью;
  • устранение заикания;
  • совершенствование четкости речи;
  • улучшение навыков чтения или обучение ему;
  • борьбу с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения;
  • преодоление психологических блоков общения (страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и так далее).

Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно каждому родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией.

Он не лечит проблемы психомоторного развития и не занимается с детьми, имеющими сопутствующую патологию (чаще слухового аппарата).

Специализация дефектолога

На первый взгляд кажется, что логопед и дефектолог равные друг другу специальности, однако разница в них существенная. Направление к дефектологу выдается при наличии следующих проблем :

  • врожденные аномалии интеллектуального развития (генетические болезни);
  • задержка психомоторного развития, обусловленная разнообразными причинами;
  • повреждение речевых центров головного мозга вследствие травм (приобретенных, родовых);
  • патологии речи, обусловленные заболеваниями внутриутробного периода, чаще гипоксией;
  • любые нарушения психики ребенка, сопровождающиеся речевыми дефектами.

Разница заключается в том, что дефектолог может работать с перечисленными вариантами речевых расстройств, а логопеду для этого не хватает квалификации. По своей сути дефектолог представляет собой педагога, прошедшего дополнительную квалификацию в области дефектологии.

Чем помогает логопед. Зачем необходим логопед

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Правильно ведите документацию

Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.

  1. Журнал учета посещаемости — это может быть обычный классный журнал, в котором вы ведете записи о проведенных занятиях и фиксируете присутствие или отсутствие детей на занятии.
  2. Журнал учета детей с речевыми нарушениями.
  3. Речевая карта с результатами обследования устной и письменной речи детей. Она заполняется в ходе фронтальной диагностики дважды в год.
  4. Индивидуальные карточки, которые заполняют родители перед началом работы с детьми. Родители записывают сведения о развитии ребенка и подписывают согласие на посещение ребенком логопункта. Обратную сторону заполняет логопед.
  5. Годовой план методической работы. Составляется в сентябре. В нем планируется не только работа с детьми, но и беседы с воспитателями и родителями, повышение квалификации логопеда, планы по оснащению кабинета.
  6. Перспективные и ежедневные планы для каждой группы учащихся. Они включают постановку и способы решения задач по поиску, коррекции и профилактике речевых проблем с описанием необходимых занятий.
  7. Отчеты о проделанной работе.
  8. Паспорт логопедического кабинета. Небольшая тетрадь с описью всего оборудования, методических пособий и методической литературы, которые есть в кабинете.

Как стать дефектологом

Для того чтобы начать работать по этой специальности, нужно получить профильное высшее или среднее образование. В педагогических вузах и колледжах есть дефектологический факультет, на котором можно выучиться на коррекционного преподавателя.

В программу обязательно включают следующие дисциплины:

  • анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  • общая, возрастная, специальная педагогика и психология;
  • речевые практики;
  • нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
  • генетика;
  • психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Люди, у которых есть профильное психологическое или педагогическое образование могут переквалифицироваться в дефектолога. В таком случае обучение займёт всего несколько месяцев вместо 4—5 лет.

Необходимые качества специалиста

Для успешного выполнения своей работы дефектолог должен уметь легко устанавливать контакт с детьми и поддерживать комфортную для них атмосферу во время занятий, иметь навыки обучения письму и чтению с помощью нестандартных методов.

Помимо профессиональных знаний, важны личные качества специалиста. Такая работа подойдёт людям, которые:

  • имеют организаторские способности;
  • умеют быстро принимать решения;
  • внимательны и терпеливы;
  • психологически устойчивы;
  • любят как детей дошкольного возраста, так и подростков;
  • могут проявить строгость, когда это необходимо;
  • коммуникабельны;
  • неравнодушны к чужим проблемам.

Кроме того, у педагога должна быть грамотная речь, чёткая дикция и хорошая память. Важны и интуитивные способности. Они пригодятся для подбора подходящей методики.

Кому противопоказана специальность

У этой специальности есть некоторые медицинские ограничения. Не получится получить профессию дефектолога у людей, страдающих:

  • нарушениями зрения, слуха или речи;
  • психическими расстройствами;
  • заболеваниями ЦНС;
  • судорогами или потерей сознания;
  • проблемами с вестибулярным аппаратом или сердечно-сосудистой системой.

Условия труда

Работа довольно сложная, весь день дефектолога проходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. К тому же почти всё время коррекционный педагог находится на ногах.

Заработная плата у дефектолога маленькая. В Москве труд специалиста оплачивается в размере 22—100 тысяч рублей, для регионов сумма скромнее, меньше почти в 2 раза.

Однако у талантливых специалистов есть перспектива карьерного роста. Самые опытные и успешные преподаватели могут получить научную степень и должность директора.

Рабочее место

Дефектологи трудоустраиваются как в государственные, так и в частные учреждения. Это могут быть практически любые заведения, где есть дети, например:

  • школы;
  • детские дома, сады и интернаты;
  • медицинские и реабилитационные центры;
  • санатории.

Часто дефектологи с больши́м опытом работы дают частные уроки. Занятия в таком формате могут проходить как с одним, так и с несколькими детьми сразу.

Плюсы и минусы профессии

Как и большинство других специальностей, профессия коррекционного педагога имеет свои достоинства и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • оказание помощи другим людям;
  • работа с детьми;
  • востребованность специальности;
  • возможность карьерного роста;
  • многогранность дефектологии как науки.

Важная и нужная для общества профессия. Несмотря на большое количество положительных моментов, есть и некоторые отрицательные стороны. Минусы у профессии дефектолога следующие:

  • постоянные психоэмоциональные нагрузки;
  • успешность работы зависит не только от специалиста, но и от родителей, учителей и врачей;
  • небольшая заработная плата;
  • много должностных обязанностей;
  • ежедневное общение с людьми;
  • возможность возникновения конфликта с родителями или детьми.

Помимо этого, специалист должен постоянно изучать дефектологию. Посещение семинаров, вебинаров и чтение профессиональной литературы — неотъемлемая часть жизни успешного специалиста.

Когда следует посещать логопеда – ориентируемся на возраст малыша

На самом деле рекомендуемого возраста для профилактических занятий с врачом – нет. Начать посещение логопеда можно уже к концу первого года жизни ребенка. Для того чтобы малыш начал говорить вовремя, необходимо выяснить степень понимания речи окружающих, какие психологические функции уже развиты, о какие необходимо стимулировать.

Развитие речи имеет четкие временные рамки. Иными словами в определенном возрасте ребенок должен овладеть теми или иными вещами. Если этого не происходит – родителям необходимо обратиться к специалисту.

Нормы:

  1. от 10 месяцев – речь ребенка переходит от лепета к осознанным словам;
  2. от 10 до 24 месяцев – малыш начинает употреблять фразы и речевые конструкции;
  3. до 5 лет – ребенок начинает изучать систему родного языка – овладевает речевым строем, словарем, грамотным произношением.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector