Космическая отрасль: секреты и тонкости профессий

«КосмоКурс»: доступный космический туризм

Кроме грузовых и сугубо научно-технических проектов, в России пытаются создавать бизнес и в развлекательной сфере, связанной с космосом.

Поддерживаемый Роскосмосом «КосмоКурс» разрабатывает многоразовый суборбитальный комплекс для отправки в космос туристов.

По планам создателей компании, первый туристический полет продолжительностью 15 минут должен состояться уже в 2025 году, а уже год спустя на орбиту будут выходить 120 аппаратов.

Шесть туристов и один инструктор смогут побывать на той самой орбите корабля «Восток-1», которую когда-то посетил Юрий Гагарин. Точнее, её небольшую часть.

Несмотря на высокую цену около 250 тысяч долларов, проект предполагается развивать: частично за счет привлечения бюджетных средств, выделяемых через Роскосмос и другие государственные учреждения, частично — за счет предварительных продаж.

Ещё одним достижением компании стало участие в конкурсе Роскосмоса на разработку сверхмалого двухступенчатого ракетоносителя «Амур-СПГ» на метане с возвращаемой первой ступенью.

Моделирование

Разумеется, помимо превентивных мер по повышению надежности огромное внимание отдается моделированию. Считают всё: и температуру, и механически нагрузки, и радиационные эффекты

Моделирование температурного профиляМоделирование механических нагрузокЕще пример моделирования, сравнение влияния различных конфигураций крепёжных винтов

О моделировании SI/PI даже упоминать не приходится: применение этих практик безусловно для сколь-нибудь серьезных проектов.

Моделирование Signal IntegrityМоделирование Power Integrity

Project management, коллектив и инструментарий

Поскольку разработкой электронной начинки спутника занимаются крупные команды, требования, предъявляемые к рабочей среде и менеджменту также высоки.Важно все: начиная от применяемых инструментов разработки и заканчивая грамнотно укомплектованной командой.Возьмем, к примеру, такой, казалось бы, малозначительный аспект, как ведение библиотек электронных компонентов: если инструменты ведения базы компонентов не продуманы, а бюджета на полноценного библиотекаря не предусмотрено (кстати, ситуация, часто встречаемая не только в стартапах), то, ввиду влияния человеческого фактора, качество библиотек неизбежно снизится. Я был свидетелем того, как молодые инженеры вместо создания с нуля сложного футпринта для оптимально подходящего компонента предпочитали “натаскать по чуть-чуть” из старых проектов, лишь бы не связываться с рутиной и неудобными инструментами

Правильный выбор CAD, соответствующего стоящим перед командой задачам и удобного в работе, напротив, помогает избегать серьезных ошибок и формализует грамотный инженерный подход к ведению проекта.

Неземные амбиции

Тем не менее Украина продолжает искать международных партнёров для совместного строительства космодромов, с которых можно было бы запускать ракеты «Циклон». Так, в 2018 году украинское космическое агентство обратилось с подобным предложением к Австралии. Украинский посол Николай Кулинич заявил, что на реализацию проекта потребуется пять лет. 

«Украина готова запускать ракеты хоть завтра утром — нужна площадка. Мы предлагаем наших людей и наши экспертные знания, а у Австралии есть подходящее место», — приводит его слова РИА Новости. 

Однако за прошедшие с этого предложения два года австралийские власти не проявили какого-либо интереса к сотрудничеству с Украиной в области космоса. 

  • Украинский космический аппарат «ЮЖСат»

В конце 2019 года КБ «Южное» сообщило, что ведёт проектные работы по созданию целой линейки перспективных космических ракет-носителей сверхтяжёлого класса Mayak. По данным предприятия, ракеты планируется использовать в том числе для вывода на «опорную околоземную орбиту» украинской лунной транспортной системы Земля — Луна — Земля. При этом «Южное» до сих пор продолжает вести разработку ракеты-носителя «Циклон-4».  

Ранее Украина активно была задействована во всех космических программах СССР. Этот потенциал можно было развивать, но только с Россией, потому что были пересекающиеся технологические цепочки, однако сейчас у Украины таких возможностей нет, отметил в разговоре с RT президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. 

В частности, он напомнил, что Россия выкупила плавучий космодром «Морской старт», который изначально предназначался для того, чтобы обеспечить «Южмаш» работой, потому что ни Украина, ни США не были заинтересованы в содержании этого проекта. 

Также по теме

«Киев просто просит денег»: как Украина планирует строить сверхтяжёлые ракеты-носители

Украинское КБ «Южное» намерено создать линейку перспективных космических ракет-носителей сверхтяжёлого класса Mayak. Конструкторы…

Космическая промышленность сегодня, как и вся остальная промышленность Украины, находится в разрушенном состоянии, отмечает военный аналитик полковник в отставке Виктор Литовкин. 

«Без российских предприятий, конструкторских бюро и взаимодействия с Россией космическая отрасль Украины ничего из себя не представляет. Однако Украина прервала техническое, научно-техническое, военно-технические сотрудничество с Россией, ввела против неё санкции», — подчеркнул эксперт.  

Оставшиеся на Украине предприятия со времён СССР не могут самостоятельно справляется с теми задачами, которые стоят перед космической отраслью, а западных партнёров не привлекают совместные проекты, добавил Виктор Литовкин. 

«Не уверен, что США или другие партнёры Киева на Западе заинтересованы в возрождении космической промышленности Украины, поскольку им не нужны конкуренты», — отметил эксперт. 

Мнение экспертов разделяют и представители ведущих политических партий Украины. Так, источник RT в партии «Батькивщина» считает, что Украина не в состоянии на государственном уровне заниматься космическими технологиями.  

«К сожалению, страна преуспевает только в торговле сырьём — зерном и лесом. Никакого стратегического планирования, которое поддерживало бы конкурентоспособные отрасли, нет. Украина опять упускает свой шанс на производство передовых продуктов, который будет окончательно упущен через несколько лет», — говорит депутат. 

В свою очередь, источник RT в партии «Европейская солидарность» говорит, что восстановить космическую отрасль невозможно.  

Выбор компонентов

Это фантастически обширная область для обсуждения, а полноценное описание возможных failure modes, последствий и важных моментов при выборе компонентов потянет на серьезный труд во много сотен страниц. Однако же, с чего-то нужно начинать, и, поскольку статья носит ознакомительный характер, то будет справедливо выбрать MLCC в качестве предмета обсуждения, поскольку их можно встретить в любом мыслимом устройстве, а также этот класс компонентов является лидером причин катастрофических отказов в электронных узлах. Самое опасное явление в MLCC — трещины в диэлектрике. Стоит еще раз оговориться: серьезное обсуждение причин появления трещин и их последствий потянет на отдельную часовую лекцию, поэтому, как самый банальный пример, рассмотрим простейший из механизмов: замыкание проводящих слоёв в толще структуры MLCC из-за трещины, появление которой обусловлено чрезмерным изгибом платы.

Трещина в структуре MLCC ввиду изгиба платы

Проблема известная, и разве что ленивый производитель не описал его в литературе. Особенно остро последствия стоят для автомобильной отрасли, где механические и температурные нагрузки запредельны, жизненный цикл устройства занимает много лет, а отказы оборудования могут приводить к человеческим жертвам.

Простейшие, дешевые и очевидные трюки для снижения вероятности и/или катастрофичности последствий можно подсмотреть как раз в automotive сериях MLCC. Например, проводится редукция проводящих слоев, что даёт отступ от края терминала — области, где вероятность появления трещин максимальна. Open Mode Design — более-менее общеупотребительный термин для описания подобной техники, идея которой самоочевидна: трещина, возникшая в непосредственной близости к терминалам, не приводит к короткому замыканию. Из отрицательных последствий применения техники можно упомянуть снижение доступной емкости ввиду уменьшения площади обкладок.

Ссылки [ править ]

  1. ^
  2. ^ Кай-Уве Шрогль (2 августа 2010 г.). . Springer. п. 49. ISBN
  3. ^ Клэр Джолли; Гохар Рази; Организация экономического сотрудничества и развития (2007 г.). . Издательство ОЭСР. п. 48. ISBN
  4. Джоан Лиза Бромберг (октябрь 2000 г.). . JHU Press. п. 13. ISBN
  5. ^ Димитриос Бухалис; Карлос Коста (2006). . Баттерворт-Хайнеманн. п. 160. ISBN
  6. Клэр Джолли; Гохар Рази; Организация экономического сотрудничества и развития (2007 г.). . Издательство ОЭСР. п. 13. ISBN
  7. Клэр Джолли; Гохар Рази; Организация экономического сотрудничества и развития (2007 г.). . Издательство ОЭСР. п. 49. ISBN
  8. ^ Клэр Джолли; Гохар Рази; Организация экономического сотрудничества и развития (2007 г.). . Издательство ОЭСР. п. 15. ISBN
  9. Ионин Андрей. . Краткий обзор защиты Москвы . Центр анализа стратегий и технологий (2 (№8)).
  10. Клэр Джолли; Гохар Рази; Организация экономического сотрудничества и развития (2007 г.). . Издательство ОЭСР. п. 14. ISBN
  11. Джоан Лиза Бромберг (октябрь 2000 г.). . JHU Press. п. 4. ISBN
  12. Уолтер Эдвард Хаммонд (1999). . AIAA. п. 157. ISBN.
  13. Крис Даббс; Эмелин Паат-Дальстрем; Чарльз Д. Уокер (1 июня 2011 г.). . U of Nebraska Press. п. 192. ISBN.
  14. Крис Даббс; Эмелин Паат-Дальстрем; Чарльз Д. Уокер (1 июня 2011 г.). . U of Nebraska Press. п. 249. ISBN
  15. Паштор, Энди (17 сентября 2015). . Wall Street Journal . Закрытая компания Маска изменила уравнение, отчасти за счет давления на своего конкурента, взимая около четверти средней цены United Launch в 220 миллионов долларов за запуск. В мае ВВС США официально разрешили SpaceX конкурировать за запуски в целях национальной безопасности.
  16. .

Лазерный радар

Еще одно космическое достижение — лидар. LIDAR — технология, которая посредством активных оптических систем получает информацию об удаленности объектов с точностью до миллиметра. Эта технология изначально была изобретена для военных целей. Первый прототип построила американская военно-промышленная авиастроительная компания Hughes Aircraft Company в 1961 году. Но широкое применение технология нашла после использования в рамках миссии «Аполлон-15» для картографирования Луны.

LIDAR состоит из трех основных компонентов: сканер, лазер и GPS-приемник. Другими элементами, играющими важную роль в сборе и анализе данных, являются фотоприемник и оптика. Суть технологии заключается в том, что система вычисляет, сколько времени требуется лучам света, чтобы попасть на объект или поверхность, отразиться от него или нее и «долететь» обратно к лазерному сканеру. Затем расстояние вычисляется с помощью формулы скорости света.

Сегодня LIDAR применяется для определения глубины водоема, поиска археологических улик на поверхности и в воде, предупреждения лесных пожаров, при лазерной коррекции зрения, в беспилотниках и iPhone 12.

Индустрия 4.0

3D-печать и ночные портреты: для чего в iPhone 12 Pro Max нужен лидар

«Спутникс»: наноспутники для связи и навигации

Хотя многие из нас привыкли своеобразно относиться ко всем инновационным затеям правительства, ставший притчей во языцех фонд «Сколково» даёт шанс серьезным проектам и в космической сфере.

Одним из первых стартапов, запущенных благодаря отдельному космическому кластеру «Сколково» стали ООО «Спутниковые инновационные космические системы», также известные как «Спутникс».

Фонд в 2012 году профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками.

Система входит в состав малогабаритных спутников «ТаблетСат-Аврора» массой 22 кг разработки «Спутникс», предназначенных для дистанционного зондирования земли с разрешением в 15 метров.

Первая группа аппаратов состояла из 33 штук и была запущена в 2014 году на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Группа проработала 2 года, отсняв значительный пул геодезических снимков.

Следующим проектом «Спутникс» стал набор-конструктор для создания наноспутников различного назначения «Орбикрафт-Про», соответствующего международному стандарту CubeSat. Первый из них был запущен с борта МКС в 2018 году.

На данный момент компания участвует в разработке новой платформы для низкоорбитальных малых космических аппаратов массой 80-200 кг по заказу фонда Национальной Технологической инициативы (НТИ).

Летные испытания космического аппарата запланированы на 2024 год, а первые продажи предполагаются в 2025 году. Таким образом результаты компании можно считать более чем удовлетворительными.

Хроника событий

2020: Рогозин назвал основные цели развития космонавтики в России

Основной целью развития космонавтики в РФ является экспансия человечества в космосе, использование результатов деятельности для обороны страны и роста уровня жизни. Об этом 26 декабря 2020 года сообщил ТАСС со слов генерального директора Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Экспансия человечества в космосе, а также использование результатов космической деятельности для обеспечения стратегической обороны страны, роста качества жизни народа, развития прорывных технологий и проведения фундаментальных научных исследований происхождения Земли и Вселенной, — написал Рогозин на своей странице в в ответ на вопрос пользователя, каковы цели РФ в космосе.

В декабре 2020 года заместитель гендиректора по международному сотрудничеству Роскосмоса Сергей Савельев во время круглого стола в Совете Федерации заявил, что особая роль в освоении космического пространства отводится исследованию и добыче минеральных космических ресурсов.

По его мнению, в будущем ожидается жесткая конкуренция за доступ к тем ресурсам небесных тел, разработка которых потребует наименьших затрат и наибольшей практической отдачи

Замгендиректора госкорпорации добавил, что с учетом значительных финансово-временных затрат важно принять решение о целесообразности добычи полезных ископаемых, так как полученные результаты должны быть востребованы.

История и тенденции

Космическая промышленность начала развиваться после Второй мировой войны , когда ракеты, а затем и спутники попали в военные арсеналы, а затем нашли применение в гражданских целях. Он сохраняет значительные связи с правительством. В частности, индустрия запуска имеет значительное участие правительства, при этом некоторые пусковые платформы (например, космический шаттл ) находятся в ведении правительства. Однако в последние годы частные космические полеты становятся реальностью, и даже крупные правительственные агентства, такие как НАСА , начали полагаться на частные службы запуска. Некоторые будущие разработки космической отрасли, которые все чаще рассматриваются, включают новые услуги, такие как космический туризм .

С 2004 по 2013 год общее количество орбитальных запусков по странам / регионам составило: Россия: 270, США: 181, Китай: 108, Европа: 59, Япония: 24, Индия: 19 и Бразилия: 1.

Соответствующие тенденции в космической отрасли в 2008–2009 годах были описаны следующим образом:

  • появление новых спутниковых операторов;
  • растущий спрос на спутники фиксированной связи и развивающийся рынок мобильных спутниковых услуг ;
  • стабильный объем заказов на коммерческую спутниковую связь;
  • стабильная работа стартового сектора;
  • устойчивость к финансовому кризису;
  • развивающиеся рынки для таких услуг, как диапазон Ka и дистанционное зондирование .

Космическая отрасль в Россия

Сколько денег потратили?

Всего в 2017 году мы потратили $3,8 млрд. Это в 13 раз меньше, чем нынешний лидер — США. У Российской космической программы 3 приоритетные задачи: обеспечивать связь и зондирование Земли с помощью спутников, доставлять людей на МКС и проводить научные исследования.

Что происходит в текущем году?

Несмотря на недостаток финансирования, отрасль развивается. Гордость Роскосмоса — новый пилотируемый корабль «Федерация». Он будет обеспечивать доступ в космос российским космонавтам, а также отвезёт их на лунную орбиту, а возможно, и на Марс. Преимущества проекта перед легендарным Союзом (старой моделью):

Корабль «Союз» Корабль «Федерация»
Экипаж из 3 человек Экипаж из 4 человек
Доставка на Землю до 100 кг груза; Доставка на Землю до 500 кг груза;
Автономное пребывание на орбите 9 дней Автономное пребывание на орбите 30 дней

Уже изготовлено 2 полноразмерных макета, а тестирование запланировано на конец 2018 года.

Какие у страны планы на космос?

Мы ещё держим лидерство по количеству пилотируемых полетов: модернизированные Союзы возят людей на орбиту 4 раза в год. Но через 6 лет прекращается эксплуатация Международной космической станции, и придется принимать новые решения. А с планами России пока всё непонятно: то ли строим свою станцию, то ли Луну осваиваем, то ли ищем новых партнёров. Самый трудный вопрос, на который придется ответить — а зачем нам космос? Среди стран-лидеров Россия единственная, у кого нет четких планов. Так что, если вы знаете ответ, то, возможно, российская космонавтика ждёт именно вас, и сила именно вашей мечты поведет Россию к звёздам.

Тенденции в высшем образовании: новые специальности в московских и петербургских университетах

23 дек

6298

4

Читать позже

Космическая держава

Во времена СССР «Южмаш» был одним из передовых предприятий ракетной отрасли. На нём производились жидкостные баллистические ракеты Р-12 — самые массовые в Советском Союзе — и Р-14, на тот момент считавшиеся самыми мощными в мире.  

С 1995 года завод производил ракеты «Зенит» для проекта «Морской старт», первый запуск состоялся в 1999 году. Однако в 2014 году производство ракет-носителей «Зенит» на «Южмаше» было приостановлено. Это нанесло тяжёлый удар по предприятию, которому выпуск «Зенитов», со слов помощника директора завода, приносил около 80% выручки.  

В 2017 году занимавший на тот момент пост руководителя Госкосмагентства Юрий Радченко заявил, что мощности «Южмаша» простаивают, а с 2014 по 2017 год не было выпущено ни одной ракеты.

При этом официальный Киев продолжает говорить об Украине как о космической державе. Одним из самых громких подобных заявлений стало высказывание Петра Порошенко, сделанное им в 2017 году. Тогда по случаю 20-летия со дня первого полёта в космос украинского космонавта Леонида Каденюка Порошенко заявил, что Украина входит в десятку космических мировых держав и каждый раз успешно подтверждает свои позиции в этой области.  

«20 лет назад произошло историческое событие для независимой Украины. Леонид Каденюк на борту американского космического корабля «Колумбия» осуществил полёт в космос. С тех пор Украина успешно подтверждает свои позиции космической державы», — написал глава государства в Facebook. 

Он также добавил, что украинские ракеты-носители выводят на орбиту Земли «космические аппараты и спутники из разных стран по всему миру», а сама страна «является активным участником международных космических программ». 

При этом один из самых крупных проектов Украины в космической сфере — строительство космодрома Алкантара в Бразилии — закончился провалом. 

Также по теме

«Бледная тень 1991 года»: как в России отреагировали на заявление Порошенко о «космической державе» Украине

Слова Петра Порошенко о «космической державе» Украине, прозвучавшие в воскресенье по случаю 20-летия со дня первого полёта в космос…

В 2003 году Бразилия и Украина подписали договор о долгосрочном сотрудничестве по коммерческому использованию космодрома Алкантара, под который нужно было разработать ракеты-носители «Циклон-4». 

Бразильская сторона обеспечивала создание общей инфраструктуры, необходимой для доставки и пусков ракет. В свою очередь, государственные украинские предприятия завод «Южмаш», конструкторское бюро «Южное» и компания «Днепротяжмаш» отвечали за разработку ракеты-носителя, подготовку производственной базы для её изготовления и строительство стартового комплекса.  

На реализацию проекта и обслуживание кредитов, привлечённых с 2004 по 2011 год под правительственные гарантии, Украина, по данным СМИ, потратила почти 4 млрд гривен.

Запуск украинского «Циклона», запланированный на 2010 год, неоднократно переносился. К 2015-му запуск так и не было произведён, и Бразилия в одностороннем порядке прекратила сотрудничество с Киевом. При этом заключённый в 2003 году договор не предусматривал каких-либо санкций за его невыполнение сторонами, поэтому Бразильское космическое агентство отказалось от переговоров с Киевом о компенсации затрат из-за прекращения сотрудничества. 

В октябре 2019 года президент Владимир Зеленский заявил, что предложил президенту Бразилии  Жаиру Болсонару перезапустить проект по использованию бразильского космодрома Алкантара. 

Российские технологии

В 2018 году директор ЦНИИмаш и один из идеологов и главных конструкторов ракет семейства «Ангара» Александр Медведев отметил, что разработки компании SpaceX концептуально основаны на технологиях, которые создавались в CCCР.

«Все эти ракетно-динамические, парашютные схемы, по сути, рождались у нас в стране, а потом американцы это всё успешно реализовывали. То, что реализовал Маск, — это было много десятков лет назад рассмотрено и предложено нашими российскими учёными, инженерами и конструкторами», — цитирует Медведева РИА Новости.

  • Ракета Falcon 9 компании SpaceX
  • Reuters

В мае 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин анонсировал начало разработки российской ракеты с возвращаемыми ступенями.

«Это ракета, которая будет состоять из в 2,5 раза меньшего количества деталей. Она будет ориентированной ракетой многоразового использования с возвращением ступеней, к тому же дешевле. И эту работу мы планируем как можно быстрее открыть», — приводит слова Рогозина «Интерфакс».

В свою очередь, в апреле 2020 года Рогозин отметил, что разрабатываемые в России многоразовые ракеты, в числе которых и «Крыло-СВ», будут отличаться по своим особенностям от американских.

«С учётом нашей географической специфики садиться ступень должна по-самолётному, а не вертикальной свечкой, как Falcon. Если мы это отработаем и увидим, что самолётный вариант возвращения более прост и эффективен, чем возвращение в стиле Falcon, то мы сможем это применить на ракете среднего класса», — сказал Рогозин.

Также по теме


«Звёздные войны» снова актуальны»: как ВВС США испытывают орбитальный самолёт X-37B

Космический беспилотный самолёт X-37B находится на околоземной орбите рекордные 719 дней. В ВВС США заявляют, что он был создан для…

«В этом направлении двигаются частные компании в США, достаточно серьёзные наработки есть в Китае. РФ тоже создаёт свои разработки, тем более существуют определённые экономические обоснования необходимости использования составных частей ракеты и всей ракеты целиком несколько раз. В России ведутся работы в этом направлении, например разрабатывают ракеты «Крыло-СВ» и ракеты на природном газе «Союз-5», которые хотят сделать частично многоразовыми», — отметил эксперт.

Технический потенциал российской космической отрасли позволяет создать и впоследствии использовать многоразовые космические носители, рассказал военный эксперт Юрий Кнутов.

«Единственное сырое направление — спуск ракеты. Но это будет решено в ближайшее время. Сейчас российские конструкторы ищут решение проблемы многоразового взлёта не с помощью вертикальной посадки, а по самолётной схеме. Сегодня Россия пытается создать высококонкурентные ракеты и аппараты, стоимость полёта на которых была бы ниже, чем у США. За счёт этого она сможет увеличить свою долю на рынке космических услуг», — заключил эксперт.

Деньги с целью

Кроме того, необходимо сформировать согласованную позицию по вопросам финансирования Федеральной космической программы на 2016–2025 годы, добавил Владимир Путин. По ее линии реализуется значительное количество важных проектов, в частности в области пилотируемой космонавтики, отметил он. Владимир Путин констатировал, что исполнение этих программ, выпуск передовой космической продукции и строительство наземной инфраструктуры требуют весомых денежных вложений. Однако сейчас на фоне борьбы с коронавирусом в серьезной финансовой поддержке нуждаются и другие области, включая систему здравоохранения.

Потому при определении объемов финансирования космических программ крайне важно объективно оценить имеющийся научный, технологический, производственный потенциалы организаций и предприятий отрасли, чтобы направить бюджетные средства на проекты, реализация которых наиболее актуальна и способна дать максимальную положительную отдачу, уверен президент. Звездный устав1

Звездный устав1

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы уже в ближайшей и среднесрочной перспективе все эти работы принесли ощутимую пользу, причем экономике в целом, промышленности в целом, в том числе за счет более широкого предоставления таких востребованных сегодня сервисов, как навигация, связь, телевещание, дистанционное зондирование Земли, — заявил Владимир Путин.

По мнению главы государства, для достижения поставленных перед российским ракетно-космическим комплексом целей необходимо более активно использовать инструменты государственно-частного партнерства, привлекать по возможности внебюджетные и заемные средства

Таким образом, важно искать дополнительные ресурсы, которые снизят зависимость отрасли от бюджетного финансирования и дадут ей хороший стимул для развития, подытожил он

— Есть направления в космической сфере, которые приносят деньги, но не надо забывать, что они основаны на фундаментальной науке, которая развивалась 20–30–40 лет назад. И без нее сейчас не было бы ни связи, ни навигации, ни GPS и ГЛОНАСС. Сейчас нужно двигаться вперед, а значит, развивать фундаментальную науку, которая через какое-то время станет практически выгодной. Пока сложно сказать, как это будет связано с исследованием черных дыр, экзопланет, Большого взрыва. Но это точно произойдет, — отметил в беседе с «Известиями» академик РАН, научный руководитель Института космических исследований РАН Лев Зеленый.

Космическая отрасль должна быть одним из приоритетных направлений в России, уверена космонавт, депутат Госдумы Елена Серова. По ее словам, все страны, которые способны тянуть это направление, вкладывают большие деньги в развитие космической сферы, стараясь получить максимальную отдачу. Несмотря на то что это направление не приносит быстрой прибыли, оно позволит в дальнейшем странам развиваться и занимать лидирующие позиции на мировой арене, подчеркнула она.

— Нам надо приложить все силы, по максимуму, для того чтобы мы не сдали лидирующие позиции, на которых мы сейчас находимся, — заявила «Известиям» политик.

Звездный устав3

Президент РФ Владимир Путин во время встречи с финалистами конкурса «Большая перемена», 2 ноября 2020 года

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

В этот же день Владимир Путин по видеосвязи встретился с участниками финала всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена», который проходит в «Артеке». Молодые люди рассказывали президенту не только о своих планах на будущее, но и приглашали главу государства посетить их родные места и просили передать через камеру привет своим родителям. Одна девушка и вовсе спела песню.

— Считаю, что конкурс должен стать ежегодным. И те ребята, кто не войдет в число победителей в этом году, смогут вновь попробовать свои силы в конкурсе «Большая перемена» в будущем, — предложил президент.

Он добавил, что государство и дальше будет создавать все необходимые условия, чтобы подростки состоялись в жизни и смогли проявить свои таланты.

— Это, без всякого преувеличения, наша общенациональная цель, — резюмировал Владимир Путин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector