Что такое конспекты и как написать

Для чего студенту нужен конспект

Конспект представляет собой письменную фиксацию фактов, мыслей, определений, которые излагаются в устной форме преподавателем или представлены в литературных источниках. Важным требованием к конспектированию является обеспечение логической связи отдельных блоков прослушанной или прочитанной информации в процессе их аналитической обработки.

В результате конспектирования автор получает хорошо структурированную запись, благодаря которой через определенное время можно легко вспомнить полезные сведения. Другие читатели конспекта получают целостное представление о теме в кратком изложении ее основных тезисов. Существует несколько видов письменной фиксации информации, которым можно научиться. Они отличаются целевым назначением и областью применения:

  1. План-конспект включает пункты и подпункты, под которыми кратко излагается их суть. Подобное решение позволяет формулировать мысли последовательно, извлекать наиболее важные факты, структурировать информацию. Такой метод конспектирования целесообразно начать использовать во время лекций, когда преподаватель заранее оглашает план, а также для эффективной подготовки к экзаменам, в процессе которой по заголовку проще вспомнить содержание темы.
  2. При составлении схематического плана записываются вопросы, на которые затем предоставляются краткие ответы в несколько предложений. Как правило, лист делят на две колонки. В первой указывается вопрос, а во второй — ответ. Делать конспект по такой методике достаточно просто и удобно.
  3. Текстуальным конспектом называется комплекс цитат или главных мыслей, расположенных в логической последовательности или по заранее разработанному плану. Данный вид конспектирования будет эффективен в процессе анализа высказываний автора, когда требуется изложить мысли в точной формулировке. Распространенными областями применения являются лекции по литературе, философии и другим гуманитарным наукам.
  4. Тематический конспект основан на заданной теме. В нем представлен исчерпывающий ответ по какому-либо вопросу, полученный из различных информационных источников. При этом конспектируются только те тезисы, которые позволяют раскрыть суть темы. Материал полезен для углубленного изучения тематики, требует много времени на анализ литературы, получается максимально информативным, так как содержит ценные сведения.
  5. Графический конспект предполагает изложение информации в графическом виде с помощью таблиц, графиков или схем. Основные данные подкрепляются пояснениями и выводами. Подобная методика нередко применяется для конспектирования лекций на техническую тематику.
  6. Конспект лекций достоверно и полно отражает основные тезисы, передаваемые лектором. Качество подобного конспектирования определяется умениями выделять главные моменты, анализировать информацию, исключать лишний материал, оперативно вести записи. В этом случае следует сконцентрироваться на последовательном изложении лекции. Составлять план нет необходимости.
  7. Свободный конспект представляет собой успешное сочетание разных видов конспектирования. Подобная методика требует высокого уровня профессионализма и опыта. От автора требуется фиксировать основные моменты темы, дополняя их схемами, цитатами, графиками, иллюстрациями и вопросами. Важным требованием является получение логически связанного и информативного материала.

Несмотря на огромный объем данных в интернете и печатных изданиях, в которых можно без проблем найти нужную информацию, умение конспектировать сложно переоценить. Самостоятельное ведение конспекта поможет трансформировать знания из краткосрочной памяти в долгосрочную, освоить методики систематизации данных и структурирования материала, развивать логическое мышление.

Базовые правила конспектирования

Чтобы написание конспекта не стало пустой тратой времени, соблюдайте базовые правила конспектирования.

1. Прежде чем начать конспектирование, прочтите текст, который вам предстоит изучить, или внимательно выслушайте план урока или краткий обзор лекции, который преподаватель сделает в начале пары.

2. Не пренебрегайте планом. Наглядно представить перед собой структуру конспекта – важный этап.

3. Даже если в изучении темы от вас не требуется знание точных цитат, добавляйте их в умеренном количестве в конспект. Когда спустя много времени вы вернетесь к своим записям, по цитатам вы легко вспомните, о чем писали.

4. Записывать за преподавателем каждое слово нерационально, да и не все обладают быстрой скоростью письма. Дождитесь завершения мысли и запишите себе в конспект только ключевые слова. Этому же правилу следуйте при работе с печатным источником.

5. Успеть записать за преподавателем и просто сэкономить место в тетради помогут сокращения и условные обозначения. Если боитесь впоследствии запутаться в написанном, отведите в тетради место для расшифровки используемых знаков и сокращенных слов.

6. Если что-то упустили на лекции, переспросите. Не откладывайте в долгий ящик. Максимально заполняйте все пробелы. Но не перебивайте, дождитесь окончания лекции – там, где сразу было непонятно, в конспекте можно оставить пустое место.

Что такое конспект?

Слово «конспект» пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла.

Структура и логика

Для тех, кто любит структурированные, аккуратные конспекты с четкой внутренней логикой, есть несколько удобных видов конспектирования:

1. Интеллект-карта

Это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры. Записи расходятся от центра к краям, информация постепенно разветвляется на более мелкие части. Такой метод подходит, когда тебе нужно структурировать небольшое количество информации. Например, так отлично запоминаются характеристики исторических личностей, планы написания научно-исследовательских работ.

Лично мне этот способ помог подготовиться к контрольной по обществознанию: мне гораздо лучше были видны причинно-следственные связи между аспектами темы. А еще в интернете очень легко найти готовый шаблон такой карты, если времени совсем мало.

2. Метод Корнелла

Это система ведения конспектов, разработанная Уолтером Пауком, профессором Корнелльского университета в США. Сначала нужно отделить горизонтальной линией снизу около четверти своего листа, а вертикальной линией – четверть листа с левой стороны. В оставшейся части листа – самой большой – записываешь основную информацию. Затем начинается самая интересная часть – работа над конспектом. В левой колонке кратко запиши все основные тезисы конспекта – так будет гораздо удобнее пересматривать записи. В эту же колонку можно вписать наиболее интересные и важные вопросы, на которые отвечает конспект. В нижнюю колонку после выполнения всех предыдущих пунктов нужно написать краткий пересказ конспекта, опираясь на факты и вопросы из левой части.

Этот метод считается настолько эффективным, что его уже вводят в большинстве американских школ как обязательный. Он отлично подходит и для записей во время встреч и совещаний на работе. Хочешь узнать подробности – прочитай книгу Паука «Как учиться в колледже».

Мой личный совет – использовать метод Корнелла не только для конспектов, но и для самоанализа

В конце каждой недели в основном поле я пишу, что я хорошего и важного успела сделать, слева пишу замечания, как я могла бы улучшить результат, что я сделать не успела, что должна была и так далее. В нижней части подвожу общий итог недели

А позже, опираясь на этот конспект, составляю планы на новую неделю. Это помогает мне визуализировать уровень моей продуктивности на неделе.

Как правильно составить конспект при работе с книгами и учебниками

  1. Просмотрите имеющийся материал, проанализируйте особенности текста, поймите, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины. После этого вы сможете определить, какой вид конспекта вам подойдет.
  2. Снова перечитайте и осмыслите текст. Так вы сможете отделить главное от второстепенного, разделить информацию на части и расположить эти части в нужном порядке.
  3. Обозначьте тезисы (основные мысли) текста. Их можно оформлять как цитаты. Однако помните, большое количество цитат может присутствовать только в текстуальных конспектах. Не забывайте оформлять цитаты согласно требованиям (кавычки, ссылка на автора, в конце список использованных источников).

Структура визуальных конспектов

  • Название толстым черным маркером (более жирный шрифт, чем у основного текста). Сразу делает страницу значимой, показывает, что это не просто конспект. Реально бросается в глаза. Добавляем рамку вокруг названия.
  • Одна речь одна страница. Ограничение площади заставляет быть более находчивым и помнить о структуре каждую секунду. Зная, сколько примерно продлится выступление, можно в уме поделить страницу по времени.
  • Баланс страницы. В уме можно держать сетку как в игре крестики-нолики и следовать такому расположению. Проще всего получается, если выступающий сразу объявляет, сколько будет основных пунктов (например, 12 уроков из жизни, три правила голландцев).

Визуальный конспект ТЕД выступления писательницы Энн Ламот, автора книги «Птица за птицей». 12 вещей, которые я узнала за годы жизни и писательства.

Давайте дружить в Инстаграме: я там – anna.not.amsterdam

Виды конспектов

  1. Плановый – пишется, когда уже известны цели и план материалов. Он может быть разбит на пункты и подпункты. При его написании заголовки нужно заполнять текстом таким образом, чтобы суть каждого пункта была раскрыта максимально четко. Такой вид конспекта особенно актуален при подготовке к семинару или выступлению за кафедрой.
  2. Схематический – все части конспекта пишутся в форме вопросов, на которые необходимо кратко ответить. Каждый абзац должен содержать сжатую информацию (не больше 3-х предложений).
  3. Текстовый – больше по размеру, чем первые два вида конспекта и состоит из цитат и крылатых фраз. Его также можно разбавить планом и терминами. Такой вид конспектирования используется на уроках литературы, когда нужно вставить авторские цитаты. Самое главное – самостоятельно определить, какую именно цитату вам стоит записать, ведь она должна нести в себе важную информацию, а не просто быть красивым предложением.
  4. Тематический – раскрывает конкретный вопрос и содержать как минимум 2-3 источника. Данный конспект помогает сделать анализ темы и дает ответы на вопросы с разных точек зрения.
  5. Свободный – чаще всего он разрешается студентам последних курсов, так как они уже хорошо ознакомлены с правилами ведения конспекта. Здесь должны присутствовать тезисы, цитаты, термины, крылатые фразы в свободном порядке, как хочется студенту. Однако это изложение также должно быть написано ясно и четко.

Такие разные конспекты…

Конспекты бывают разными. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, , знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен В. Селеменевым.)

Список всех конспектов, опубликованных на МААМ

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 350684.Все разделы
| Конспекты занятий. Все конспекты

Новое

Конспект НОД по ФЭМП «Игра с разноцветными цветами» для первой младшей группы
Цель: Формировать умение действовать с предметами. Задачи: • Продолжать учить различать количество предметов «много» и «один». Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина. Упражнять в группировке предметов по цвету. • Побуждать детей к называнию…

Конспект занятия в старшей группе «О дружбе и друзьях»
Конспект занятия в старшей группе Тема: «О дружбе и друзьях» Воспитателя: Носовой О.В Цели: Нравственное воспитание детей учить быть сдержанным и добросовестными, уметь работать в коллективе, развивать связанную речь. Задачи: Уточнить представления детей о добрых и плохих…

Как составлять

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

  • внимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Пример:

Причины Первой мировой войны

  1. Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
  2. Формирование военно-политических блоков:
    • Антанта.
    • Тройственный союз.
  3. Экспансионистские планы Германской империи.
  4. Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    • Объединение Германии.
    • Победа над Францией в 1871 г.
    • «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    • Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    • План фон Шлиффена.
  5. Повод к войне.
    • Убийство в Сараево.
    • Ультиматум Австро-Венгрии.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время, минуты 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, либо просто сконцентрировать внимание детей любым способом, например, упражнение на внимание, эмоционально- психологический настрой. 1,5

1,5

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

1 Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось;

2 Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др);

3 Приходит кто-то в гости или вносится игрушка;

4 Эффект неожиданности (шум, треск, стук.);

5 Интрига

Проблемная ситуация:

Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем.). Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. Если этого нет, то воспитатель осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование

решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам

ООД

Задачи этого этапа:

или актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового. или детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий

В зависимости от возрастной группы

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.

В зависимости от возрастной группы

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация

уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

— Владение способами действия, полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата;

— Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

В зависимости от возрастной группы

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия.

Систематизация знаний.

Подведение итогов ООД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельностина занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?».

Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились., узнали.».

Рефлексия

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего –рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

В зависимости от возрастной группы

ПРИМЕЧАНИЕ: Не все структурные компоненты деятельности (части) использует педагог, это зависит от формы и

содержания ООД. В данной колонке «Структурные компоненты деятельности» прописывается только то, что педагог выбирает для организации своей ООД.

Оформление конспекта

В отличие от курсовой или выпускной квалификационной работы, к конспекту официально не предъявляются никакие требования. Но в данном случае оформление – не вопрос внешней красоты, а залог эффективности затраченных на написание конспекта усилий.

Чтобы конспект действительно помог вам подготовиться к зачету или сдать экзамен, рекомендуем воспользоваться несколькими советами по его оформлению:

1) Графически выделяйте важные смысловые места. Заголовки и термины можно подчеркивать ручкой другого цвета, формулы и выводы – обводить в рамку. Пропускайте строки, чтобы отделить один параграф от другого

Обратите внимание, что совсем не обязательно менять ручки во время лекции, по ее окончании перечитайте конспект и спокойно выделите все, что необходимо

2) Важные мысли отмечайте восклицательными и вопросительными знаками, пометкой NB! (обратить внимание) и т. д

Такие «сигналы» значительно облегчат вам последующую работу с конспектом.

3) Не бойтесь общепринятых аббревиатур и сокращений: СССР, гос-во (государство), кол-во (количество) и т.д. Некоторые слова можно заменять графическими знаками. Пример: => вместо «следовательно».

4) При записи лекции или конспектировании учебника упрощайте предложения, делайте их короче и убирайте все второстепенные слова, без которых не произойдет искажения смысла.

Как правильно писать конспект

Для грамотного и красивого конспектирования нужно соблюдать такие правила:

  • Когда учитель начинает свою речь, не спешите записывать все, что он говорит. Обычно преподаватели делают паузу, когда хотят, чтобы студенты внимательно выслушали и записали сказанное.
  • Особые отрывки конспекта нужно непременно записывать. Не стоит делать один сплошной текст, старайтесь вносить в него заголовки, пункты, подпункты, термины. Особенно вам поможет подчеркивание и выделение нужных фраз, так как это бросается в глаза при прочтении и позволяет вам лучше запомнить текст. Различные формулы, таблицы и законы стоит обвести рамкой.
  • Если вы не успеваете записывать словами, желательно использовать сокращения и условные значения, которые будут вам понятны.
  • Сокращения нужно делать так, чтобы вы потом сами могли прочитать записи. Стоит разработать свою систему сокращения слов, которые будут понятны в общем контексте предложения.
  • Не забывайте про аббревиатуры, главное – запомните их расшифровку.
  • Необязательно писать предложение дословно, сокращайте его и пишите так, как вы его понимаете.
  • Выделяйте главные записи цветной ручкой или маркером. Это очень необходимо студентам, так как накануне зачета или экзамена они принимаются судорожно искать и перечитывать все лекции. Из-за большого объема текстовых материалов в тетради все начинает сливаться. Чтобы можно было быстро найти нужную лекцию, наклейте разноцветные стикеры на полях страницы, где находится какая-либо важная тема. Так все будет красиво, просто и функционально. Главное – не перестарайтесь в выделении, не стоит разукрашивать все слова и сокращения, потому что тогда тетрадь станет похожей на детскую раскраску.
  • Правильно структурируйте материалы.
  • Пишите красиво и разборчиво, даже если вы не успеваете за преподавателем. Когда учитель читает предложение, а вы что-то не расслышали, пропустите это слово и переспросите у преподавателя, когда он закончит читать. Очень часто ученики и студенты пишут настолько неразборчиво и коряво, что потом сами не могут разобрать. Если вам конспект нужен только для его проверки учителем, то сойдет и так. А вот если он пригодится вам и на экзамене, то стоит постараться и написать так, чтобы все было понятно.
  • В первую очередь записывайте новую информацию. Не стоит повторять то, что вы и так хорошо запомнили.
  • Не затрагивайте поля тетради, туда вы можете вынести какие-либо добавления или поправки.
  • Начинайте конспект с чистого листа – это улучшит структуру текста. Дату и номер лекции пишите на полях страницы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector