Стоит ли идти на учителя начальных классов? плюсы и минусы профессии
Содержание:
- Из каких профессий чаще всего бегут?
- Как стать педагогом без педагогического образования?
- Плюсы и минусы
- Минусы профессии
- Требования к учителю будущего
- Учитель – отличный выбор профессии для выпускников
- Не стоит верить всему на слово
- Где будут работать выпускники
- Как стать преподавателем в ВУЗе
- Что еще нужно, чтобы стать педагогом-учителем без пед образования?
- Что же должен знать преподаватель и какие шаги он должен сделать на этом пути?
- После вуза: квалификационная аттестация и профессиональное развитие
- Что нужно, чтобы стать учителем?
- Способ №5 — Признайте, что вы уже креативны
- Кто может стать учителем
Из каких профессий чаще всего бегут?
Чаще всего меняют свою профессию молодые педагоги, которые не дорабатывают в педагогической сфере и 5 лет. В свою очередь такая картина свойственна не всем регионам России. Например, в Москве труд педагогов хорошо оплачивается. Подобная ситуация складывается в среде медицинских специалистов, а также тех, кто имеет среднее профессиональное образование.
Чаще всего получать второе образование приходится тем, кто переезжает на новое место жительства. Среди них те, кто переехал из сельской местности в город, а также те, кто переехал из периферии в мегаполисы: Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Самару.
В последнее время усилилась профессиональная миграция из медицины. Чаще всего это специалисты, проработавшие в системе здравоохранения от 15 и более лет. Врачи и средний медицинский персонал меняют не просто свою специальность, а профессию целиком.
Как стать педагогом без педагогического образования?
Стоит обратиться к юридической стороне вопроса и выяснить, что же сказано по этому вопросу в российском законодательстве. Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании», педагогическая деятельность, доступна людям, имеющим высшее либо среднее профессиональное образование без уточнения специальности.
Таким образом, можно сделать обнадеживающий для многих вывод: педагогическое образование не является обязательным условием преподавания. То есть стать преподавателем без педагогического образования реально.
Однако есть другой важный нюанс: правом обучать обладают лишь те, кто полностью соответствует квалификационным требованиям, которые прописаны в соответствующих справочниках, а также профессиональном стандарте. Такой стандарт, утвержденный в августе 2016 года, является общим для воспитателей в системе дошкольного образования и учителей в системе начального, основного и среднего, другими словами, преподавателей средней школы. В этом документе можно найти перечень трудовых функций, знаний и умений, необходимых для работы преподавателем, и, наконец, более конкретные требования к образованию.
Плюсы и минусы
Эта профессия будет востребована всегда и везде. Однако она считается довольно сложной и подойдёт далеко не каждому. Часто можно услышать мнение, что это скорее призвание. Иногда трудно понять, будешь ли ты хорошим учителем, пока не попробуешь себя в этом деле. Как и любой другой специалист, педагог сталкивается с негативом: документационной рутиной, нерадивыми учениками, невысокой зарплатой. Но в учительских буднях есть место светлым и вдохновляющим моментам, которые компенсируют неприятности. Общение с разными людьми, возможность делиться знаниями и опытом, простор для творчества и развития способностей — всё это позволяет учителю наслаждаться работой.
Минусы профессии
1. Невысокие зарплатыПожалуй, главным недостатком этой профессии является невысокий заработок учителей. Хотя педагоги и выполняют одну из важнейших общественных функций, но их труд плохо оплачивается. Об этом знают все, но люди продолжают идти в педагогику. Ведь учительство – это не профессия, а призвание.2. Большая ответственностьТак как педагоги работают с детьми, то на них лежит огромная ответственность. Учитель отвечает не только за получение знаний школьниками, но и за безопасность ребят. Особенно это касается учителей, которые преподают в младших классах, где дети любят побаловаться на переменах.3. Стрессовые ситуацииУчительское ремесло относится к числу наиболее стрессовых профессий. Педагоги постоянно испытывают психологическое давление, связанное из-за работы с детьми. Ведь если учитель неправильно себя поведёт с ребёнком, то это может стать причиной появления проблем. Таких примеров существует огромное количество.4. Домашняя работаК сожалению, для многих педагогов рабочий день не заканчивается на выходе из школы. Дело в том, что им приходиться брать домой непроверенные контрольные работы, тетрадки с домашними заданиями учеников и рефераты. Этот минус может полностью перечеркнуть преимущество хорошего графика учителей.5. Частые проверкиТак как в школах работают с детьми, то вполне объяснимо, что здесь довольно часто проводятся всевозможные проверки. Проводятся такие проверки всевозможными комиссиями и представителями министерства образования. При этом они проверяют не только документацию, но и присутствуют на уроках, что может стать настоящим стрессом для молодого учителя.6. Работа со сложными детьмиПрактически в каждом классе есть ребята, которые на уроках не хотят слушать учителя, а предпочитают баловаться. Задача педагога заключается в том, чтобы успокоить таких школьников и дать им знания. Порой, сделать это совсем непросто, ведь есть такие дети, которых принято называть неуправляемыми. Они не хотят слушать учителей и ведут себя так, как им вздумается. Известны случаи, когда конфликты между учителями и учениками переходили в драки и скандалы. Поэтому педагог должен быть готовым к тому, что в его классе могут быть сложные дети.7. Работа с документациейМногие люди ошибочно полагают, что школьные учителя занимаются лишь тем, что проводят уроки детям, а также проверяют их домашние и контрольные работы. Но, на самом деле, это не так. На каждом педагоге лежит огромный объём работы с документацией. Они заполняют учебные планы, отчёты и другую документацию8. Вложение личных средствЕсли в классе необходимо провести какое-нибудь мероприятие, то деньги на его организацию учитель выкладывает из собственного кармана. И если таких мероприятий проводиться много, то сумма этих расходов может быть довольно большой для учителя. Хотя, стоит отметить, что иногда можно собирать деньги с учеников. Особенно это актуально в том случае, если для них организовывается развлекательное мероприятие.9. Суботники и прочие дополнительные обязанностиВ каждой школе работают такие педагоги, обязанности которых ограничиваются подготовкой и проведением уроков. Речь идёт об учителях, у которых нет собственных классов. Они занимаются только преподавательской деятельностью, что значительно облегчает их работу. Что касается педагогов, у которых есть свои классы, то помимо своих основных обязанностей, они также занимаются организацией субботников и другими мероприятиями. Обычно за такие обязанности не доплачивают.10. Взаимоотношения с родителямиКаждый родитель хочет, чтобы его ребёнок получил хорошее школьное образование. Но при этом некоторые из них требуют хороших оценок не от детей, а от учителей. Поэтому периодически между педагогом и родителями могут возникать конфликты и спорные ситуации. Известны случаи, когда из-за споров с родителями учеников, учителя уходили из профессии, так как они не выдерживали подобных стрессов.
***
Требования к учителю будущего
Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:
Цифровая грамотность
По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.
Аналитические способности
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.
Умение учиться
ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Экономика образования
Глава Coursera Джефф Маджионкальда: «Учиться придется всю жизнь»
Эмоциональный интеллект
Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста
Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов
Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
Организационные навыки и проектное мышление
Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков
Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов
Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Учитель – отличный выбор профессии для выпускников
Многие дети, повзрослев, серьезно задумываются над выбором своей профессии. И многие хотят идти по следам своих мудрых наставников, поэтому выбирают важную и нужную профессию – педагог. Кто такой учитель для тех, кто только заканчивает школу? Конечно же, верный старший друг, с которого можно взять пример и последовать ему. И тогда школьники задумываются: а как стать учителем?
Ответ на этот вопрос сможет дать все тот же наставник. Школьный учитель может подсказать, помочь с выбором. Ведь нужно четко знать, каким преподавателем вы хотите стать. Есть учителя младших классов, где все предметы охватывают программу начальной школы. А есть учителя, которые обучают одному или двум конкретным профилирующим предметам.
Если у ребенка гуманитарные наклонности, то ему смело можно выбирать профессию педагога русского языка и литературы. У любителей путешествовать есть отличный выбор преподавать географию. Очень интересная профессия – учитель информатики. У детей, имеющих способности к точным наукам, есть шанс выучиться на преподавателя алгебры и геометрии, химии, физики. Для творческих личностей прекрасной будет возможность получить образование по профессии учителя рисования, труда или музыки. А полиглотам можно выбрать факультет иностранных языков. Выбор огромный, ведь все зависит только от желания выпускников. Тогда на вопрос, как стать учителем, обязательно найдутся все ответы. Существуют для данной профессии и интересные мероприятия.
Не стоит верить всему на слово
Какими бы симпатичными, милыми и невинными ни были ученики на первый взгляд, нельзя им верить на слово. Любые свои действия подстраховывайте записями в дневнике, дублируя их в электронном журнале. Особенно когда дело касается исправления оценок. При выявлении проблемы с тем или иным ребёнком немедленно оповещайте родителей о его «успехах».
В дальнейшем это убережёт вас от разного рода претензий со стороны родителей и администрации школы.
Была у меня ученица шестого класса Сашенька. Тихая скромная девочка, которая всегда застенчиво опускала глазки, когда я её спрашивала. Я долго списывала невразумительные ответы по поводу не сделанного домашнего задания на гиперстеснительность, пока моя подопечная не начала наглеть прямо на глазах. Скромность не мешала ей переговариваться на уроках и писать записки, а тетрадь оставалась практически девственно чистой.
К концу второй четверти у Сашеньки выходила двойка. Недели за три до окончания полугодия, я начала ей назначать время для пересдач. Давала дополнительные задания на дом. Получив одну четверку, Сашенька успокоилась и продолжила ничего не делать. До последнего тянула с выставлением оценки, веря, что завтра она точно-точно придёт сама. Так и не пришла. А паре мама очень удивилась.
История имела продолжение, поэтому мы переходим к следующему пункту.
Где будут работать выпускники
Программа приглашает участников переехать в другой город, село или деревню на два года и преподавать в местной школе любимый предмет. Первым регионом Сибири, где будет реализовываться проект, стала Новосибирская область. Поэтому наших выпускников приглашают работать в школы Искитимского и Черепановского районов Новосибирской области.
Программа «Учитель для России» впервые выходит в регион на территории Сибири, где нехватка кадров и сложный социальный контекст чувствуется острее, — говорит сооснователь программы Алена Маркович. — Если вы хотите найти работу со смыслом, делиться с детьми своими знаниями и опытом, хотите стать частью сообщества единомышленников, подавайте заявку в программу и станьте частью изменений в школьном образовании.
Для справки: Программу «Учитель для России» реализует благотворительный фонд «Новый учитель» в стратегическом партнерстве с ПАО «Сбербанк России», благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Институтом образования НИУ ВШЭ. В 2019/2020 году программа работает в 78 школах и 6 регионах, в которых учителя проекта обучают более 34 тысяч детей.
Узнать о программе больше можно на сайте uchitel.ru
Подать заявку на участие в программе: anketa.uchitel.ru
Партнерский материал
Как стать преподавателем в ВУЗе
Устроиться в ВУЗ несколько сложнее
Устроиться в колледж – пустяки. Но чтобы устроиться на работу в ВУЗ, придется постараться.
Магистратуры уже будет недостаточно. Для преподавания в ВУЗе нужно закончить аспирантуру, а в некоторых требуют и ученую степень.
Все зависит от престижности учебного заведения.
Если ВУЗ на первых строчках в рейтингах, для преподавания в нем придется отучиться по полной программе.
Но во время учебы недостаточно просто плыть по течению. Обязательно нужно проявить себя, сделать так, чтобы заметили. Большинство преподавателей зарекомендовали себя еще в процессе обучения.
Соответственно, если ВУЗ менее престижный, устроиться в него будет легче. Некоторые заведения сквозь пальцы смотрят на отсутствие ученых степеней. Все зависит от каждого конкретного случая.
Узнавать, что требуется для устройства в конкретный ВУЗ, нужно только в нем самом.
Также есть еще один прекрасный метод попасть на работу в высшее учебное заведение. Им пользуются многие выпускники с высшим профессиональным образованием.
Можно устроиться преподавать в колледж и параллельно учиться дальше. Это отличная возможность получить опыт работы, а также понять, действительно ли стоит уходить в преподавание, или все-таки эта работа не по душе.
Что еще нужно, чтобы стать педагогом-учителем без пед образования?
Наличие опыта преподавательской деятельности или прохождение учебной практики не является обязательным условием, однако высшее или среднее профессиональное образование должно соответствовать либо преподаваемому предмету, либо направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
В праве преподавать, при соблюдении этих требований, может быть отказано только при условии наличия судебного запрета или судимости за ряд преступлений, признанной недееспособности, а также ограниченного количества заболеваний. Таким образом, чтобы стать педагогом без педагогического образования, глубокие предметные знания – это и есть все, что нужно иметь для старта.
Чтобы стать учителем, не имея педагогического образования, не нужно иметь соответствующий — преподавательский диплом.
Но нужно понимать, что для преподавания детям важным условием являются знания не только предмета, но и педагогики, психологии, понимание детского возраста, методик преподавания, поэтому для работы в школах крайне необходимо получить еще и соответствующую педагогическую подготовку. Сделать это можно на курсах переподготовки и повышения квалификации.
Что же должен знать преподаватель и какие шаги он должен сделать на этом пути?
Помимо досконального знания технологии процесса маникюра или моделирования, инструктор должен уметь выполнить этот самый процесс идеально на практике. Иначе теряется весь смысл его обучения. Соответственно, первое, что нужно сделать, это отточить свои навыки и теоретические знания до идеала. На это может уйти от пару месяцев до пары лет. Зависит от желания, грамотной стратегии, личных способностей и амбиций.
Кроме основных знаний преподаватель должен понимать химию материалов и взаимодействие ногтей и кожи с материалами, разбираться в основных физических понятиях, немного в геометрии, микробиологии и анатомии/физиологии человека. Также я считаю, что преподаватель не может сказать: «Я же маникюр преподаю, зачем мне знать из какой стали изготовлен мой инструмент?» Преподаватель должен хотя бы приблизительно понимать процесс изготовления и заточки инструмента, основные технические характеристики оборудования (фрезеров, ламп и т.д.). Эти знания даются обычно на очень хороших инструкторских курсах. Но выбирать такой курс нужно очень тщательно. Ведь, увы, сейчас зачастую ожидания и реальность расходятся с первых минут такого обучения.
Далее следует серьезно заняться самообразованием и изучить психологические аспекты нашей работы, провести анализ различных ситуаций с клиентами из своей практики, чтоб после рассказать ученикам, с чем они могут столкнуться и как правильно действовать. Возможно, вам в этом помогут книги, возможно – тренинги
Ведь хороший преподаватель должен уметь правильно работать с аудиторией, уметь управлять группой людей, быть лидером, держать внимание учеников, заинтересовать их, подать информацию не скучно и не банально.
Также необходимо изучить маркетинговую сторону нашей деятельности
Важно правильно прописать обучающие программы, правильно их подать, прорекламировать
Стоит помнить, что презентация себя, как инструктора, не менее важна. Вы должны стать брендом, должны уметь себя подать и правильно вести себя в любой ситуации.
И, наконец, остается дело за малым
Оборудовать удобный рабочий класс, определиться с ценовой политикой, юридически оформить свою деятельность и можно начинать! Самое главное, чтоб вы понимали, зачем вам это нужно. Это не история про большие деньги, славу, признание и самореализацию. Это тяжелый труд и важно понимать к чему вы идете и зачем этим занимаетесь.
Надеюсь, из вышеизложенного всем стало понятно, что недостаточно просто хорошо пилить ногти.
Путь к преподаванию долгий и сложный. И рабочий стаж в этом случае играет последнюю скрипку.
Важнее понимать свою миссию, знать ради чего ты становишься инструктором и не стоять на месте. Но слова благодарности, полная запись, глаза учеников, полные интереса и любопытства, радость от первых удачных работ перекрывают все сложности этого пути. А к уже действующим инструкторам-преподавателям и к желающим хочу обратиться с такими словами: давайте вместе будем повышать уровни сервиса, мастерства и дарить этому миру красоту.
Давайте любить свою работу, помогать друг другу, подсказывать и развиваться, развиваться, развиваться!
После вуза: квалификационная аттестация и профессиональное развитие
Теперь для получения квалификации педагога дошкольного, школьного, среднего, высшего учреждения образования нужно будет проходить квалификационную аттестацию. Затем педагоги и методисты будут проходить процедуру каждые пять лет, руководители и их заместители каждые три года.
Аттестация состоит из этапов
Для педагогов:
- НКТ – национальное квалификационное тестирование,
- Присвоение или подтверждение квалификации.
Для заместителей и руководителей:
- Квалификационная оценка;
- Обобщение итогов работы.
- Только для руководителей дополнительно – НКТ.
НКТ – первый этап для руководителей и учителей, проводится электронно. Нужно набрать определенный пороговый балл, который отличается в зависимости от должности, квалификации и предметной области. Если балл не набран, можно пройти тест повторно, но платно – в 2020 году стоимость была 2 800 тенге. Второй этап проходят только те, кто сдал тест. Результаты НКТ действительны год, за это время можно пересдать или пройти следующий этап.
С 2020 года после сдачи теста надбавку к заработной плате получают не только учителя, но представители всех педагогических профессий: руководители, воспитатели, преподаватели, методисты. Надбавка может быть от 30 до 100% от оклада.
Учитель после университета может сдавать на любою категорию, не обязательно проходить все ступени
Еще одно нововведение. Если педагог или руководитель не проходят аттестацию, им присваивается квалификационная категория на уровень ниже. Руководители или заместители с третьей категорией, если не проходят аттестацию, могут потерять должность.
Учитель или преподаватель может никому не говорить в учебном заведении о том, что проходит аттестацию, чтобы избежать давления.
Обучение для повышения квалификации можно проходить в любой форме, в том числе дистанционно, в аккредитованном специализированном учреждении. Обучение и аттестация не зависят друг от друга. Кроме того, педагогом можно стать с непрофильным высшим образованием после переподготовки и сдачи квалификационного теста.
В Казахстане педагогическое образование в вузах и профессиональная педагогика проходят через сложный этап изменений, но есть все предпосылки для того, чтобы в ближайшие пару лет ситуация стабилизировалась. Достигнуто много хорошего: учителя и воспитатели могут заниматься только своей работой, зарплаты стабилизировались и есть возможности для роста, статус педагога равнозначен для всех в профессии; качество образования и конкуренция в профессии будут расти уже с 2021 года.
Мы в Postupi.kz поможем выбрать профиль и поступить на первое, второе или магистерское обучение в дистанционный вуз России на педагогическую специальность. Чтобы узнать больше или получить консультацию, заполните заявку на сайте.
«postupi.kz», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Что нужно, чтобы стать учителем?
От учителя требуются знания не только профильного предмета преподавания, но и психологии, философии и педагогики. У высокоспециализированного учителя всегда есть последователи.
Этот человек прирожденный лидер, способный вести за собой учеников. Систему обучения он выстраивает так, что не приходится заставляет механически заучивать предмет.
Педагог настолько тонко чувствует каждого ученика, что изучение происходит как будто само по себе. Дети быстро, не напрягаясь, усваивают самые сложные правила. Разбираются в изучаемых процессах. Легко запоминают большой объем информации.
К такому человеку не всегда с удовольствием идут на уроки, но если вы решили стать учителем, то к этому нужно быть готовым, как и к тому, что мнение каждого учащегося имеет значение.
Способ №5 — Признайте, что вы уже креативны
Все люди обладают творческим потенциалом. Вам просто нужно потратить некоторое время и попытаться придумать то, что никто не пробовал раньше, или, по крайней мере, то, что еще никто не пробовал раньше там, где вы преподаете.
Начните использовать разные инструменты такие, как Kahoot, Quizlet, Google Docs, и прочие, а также посоветуйте учащимся делать то же самое.
Использование чего-то, чего вы раньше не пробовали, — это то самое необходимое начало. Именно тогда ваш педагогический образ мышления заставит вас увидеть творческие способы преподавания какой-нибудь темы несколькими разными способами, которые будут выгодно отличаться от обычных, устаревших и традиционных.
Кто может стать учителем
Человек с законченным высшим образованием любой специальности или выпускник, у которого 1 сентября 2020 года уже будет диплом. Участником программы может стать и кандидат со средним педагогическим образованием. Возраст и опыт работы в школе значения не имеют. Главное — чтобы потенциальный учитель любил и глубоко знал предмет, который он собирается преподавать. «К примеру, если вы экономист, но мечтаете преподавать литературу, в которой прекрасно разбираетесь, мы с радостью предложим вам вакансию», — говорит глава направления рекрутинга Алексей Столяров.
Создатели программы уверены, что каждый профессионал своего дела может стать учителем и по-новому раскрыть свой предмет для детей. Помимо стандартных школьных предметов, в «Учителе для России» открыты вакансии педагога-организатора, психолога, тьютора и учителя начальных классов.