Как писать вступление в сочинении по литературе?

Содержание:

Текст-рассуждение: пример

Рассмотрим небольшой пример текста-рассуждения на тему «Вред курения».

«Каждый человек знает о том, что курение приносит огромный вред организму. Однако не все придерживаются этой идеи на практике, и в нашей стране количество курильщиков все еще велико.

Почему же люди, зная о том, насколько опасным может быть курение, не бросают этой привычки? Вероятно, причина заключается в том, что их осознание опасности недостаточно глубоко. Если бы сию же минуту врач поставил курильщику страшный диагноз, можно предположить, что у него бы мигом отпало желание «подымить». Психологи рекомендуют бросающим эту пагубную привычку чаще вспоминать о том, во что превращаются внутренние органы в результате курения. И напротив, помочь отказаться от сигареты может понимание, насколько здоровее станет человек, если пересилит себя».

Как научить ребенка правильно писать сочинение?

Если вас мучает вопрос, как ребенку научиться писать сочинение, то вам необходимо соблюдать следующие важные правила:

  1. Ни при каких обстоятельствах не пишите сочинение за учащегося. Пожалев ребенка, вы отберете у него возможность воспитать в себе ответственную, уверенную личность.
  2. Расскажите подробно как составить план и зачем он нужен.
  3. Как правильно научить ребенка писать сочинение – заставить его сначала написать текст на черновике. Когда все корректировки будут внесены, а ошибки исправлены, сочинение можно переписывать в чистовик.
  4. Читайте больше книг вместе с учеником. Просите ребенка высказывать свое мнение о произведении.
  5. Не разрешайте списывать работы с готовых источников, которыми сейчас забиты магазинные полки.

Как правильно писать сочинение-рассуждение?

Чтобы объяснить, как научиться писать сочинение рассуждение, необходимо уложить в голове следующую структуру содержания:

Вступительная часть. В этой главе ребенок раскрывает собственное понимание темы и сразу отвечает на поставленный вопрос согласием или отрицанием.

Основная часть. Здесь необходимо подтвердить свое суждение, подкрепив его несколькими аргументами. Примерами могут служить жизненные ситуации и вовсе не обязательно раскрывать литературные истории.

Заключение. В конце сочинения ребенок должен написать вывод, сформированный в ходе размышления

Важно помнить, что заключительный пункт обобщает информацию и не должен ей противоречить.

Как правильно писать сочинение-описание?

Чтобы узнать, как научить ребенка писать сочинение по картине, необходимо запомнить его структуру:

Вступление такого сочинения обязательно должно содержать несколько предложений об авторе: в каком жанре выполнено полотно, имя художника, годы жизни.

Основная часть обязательно повествует о следующих моментах: изображение переднего и заднего плана, описание мелких деталей, особенности восприятия картины в целом и палитры.

В заключении пишется вывод – понравилась или не понравилась картина, какие моменты стоит отметить

Важно чтобы вывод обобщал весь материал.

Как писать сочинение-повествование?

Давайте разберемся, как писать сочинение по русскому языку, и каков план у повествования:

  1. Первым пунктом идет вступление. Ребенок должен описать, где разворачиваются события и обозначить время, когда эти события происходили.
  2. Начало, развитие событий и завязка основной линии. Эти пункты самые содержательные.
  3. Кульминация – интересный и напряженный момент, описывающий сюжет.
  4. Развязка. Здесь автор распутывает сюжетную линию, и дает читателю возможность выдохнуть.
  5. Заключение. Ребенок делает выводы и заканчивает свое сочинение.

Как писать сочинение-миниатюру?

Вопрос – как правильно писать сочинение по литературе чаще задают родители, но ведь приходится писать детям

Поэтому важно объяснить малышу, как правильно написать мини-сочинение. В таком тексте обязательно должен быть сформулирован основной тезис – краткое изложение главной мысли

Например, ребенок пишет миниатюру о том, как он провел летние каникулы. Тезис определен, остается только описать действия, отвечающие на главный вопрос.

Что нужно, чтобы написать эссе

  1. В эссе следует использовать образные приемы, ассоциативный подход и лаконичное изложение материала.
  2. К эссе нельзя подходить, как к сочинению или литературному тексту, не следует углубляться в размышления о природе объекта, вопроса или проблемы, которые затрагивает тема.
  3. Эссе представляет собой полностью авторский текст – уникальность текста близка или равна 100%.
  4. Следует сделать аргументированные выводы, проанализировать проблему, сформировать и описать собственное видение вопроса.
  5. Закономерное завершение эссе – это комплексный вывод, в котором лаконично выражена позиция автора.
  6. Перед тем, как писать эссе, нужно изучить материалы учебников, монографий, научных исследований и материалов периодической печати для формирования авторского видения проблемы. Благодаря этому эссе будет отличаться высокой степенью проработанности и индивидуальным подходом к поставленной проблеме.

Следует придерживаться типологии эссе. В соответствии с требованиями, эссе может иметь аналитический, концептуальный, практический, прогнозный или информационный характер.

Типы эссе

Тип эссе

Характеристика

Аналитическое эссе (критическое)

Основной целью является анализ какой-либо проблемы, сформулированной в теме эссе. Требуется работа с источниками литературы, актуальными статьями по данной проблеме.

Концептуальное эссе (повествовательное)

Прорабатываются теоретические аспекты, детально изучается концепция чего-либо.

Эссе прикладного характера (практическое)

Связано с разработкой способа решения какой-либо конкретной задачи с учетом авторского подхода.

Эссе прогнозного типа

Автор делает свой прогноз развития какой-либо ситуации или в отношении какого-либо явления.

Информационное эссе (описательное)

Наиболее общий тип эссе. Предполагает изложение мыслей по конкретной теме. Сюда относятся и эссе по конкретной книге.

Предметное эссе

Имеет характер изложения, на первом плане описание предмета или какой-либо идеи. Основной упор делается на авторский подход к хорошо известному вопросу.

Личностное эссе

Раскрывает ту или иную сторону личности автора, отражает авторские мысли, переживания, впечатления и т.п.

3 базовых принципа как писать эссе

Вне зависимости от типа эссе, основные принципы его написания следующие:

  1. Если не уверены в теме, то не стоит бросаться сломя голову писать эссе – побольше почитайте по теме. Логично ведь, если хорошо ориентироваться в вопросе, то и эссе будет лучше.
  2. Не будьте самоуверенны – эссе просто так не склепать. На все нужно время. Поэтому в долгий ящик не откладывайте. Особенно учитывая, что все тезисы в эссе должны быть подкреплены аргументами. Об этом ниже.
  3. Не надейтесь на авось и небось.

Полезные советы по написанию сочинения

Перед тем, как приступить к работе, внимательно прочтите задание, «переварите» его и набросайте план, о чем можно было бы упомянуть в работе. Не факт, что каждый из пунктов переберется в окончательный вариант, но это будет неплохим подспорьем для начала.
Попробуйте сразу набросать какие-то мысли, не задумываясь о структуре и прочих формальностях. Просто опишите ваше первое впечатление, порассуждайте на тему без привязки к фактам, набросайте личное отношение

Важно определить собственную точку зрения до того, как прибегните к помощи иных источников.
После того, как вы обзавелись первоначальными набросками, обратитесь к литературе и прочим информационным ресурсам. Например, если предметом работы является конкретное произведение Шекспира, почитайте мнения критиков, статью из учебника или посмотрите интересный фильм

В век развития информационных технологий источников знаний более чем достаточно. Важно правильно воспользоваться ими. Не переписывайте чужие идеи слово в слово. Приведите одну цитату и постарайтесь дать ей качественную оценку. Размышляйте, прикидывайте, смотрите на тему под разными углами.
Обязательно напишите черновик! Писать сочинение сразу в чистую тетрадь – сродни литературному самоубийству. Любая работа требует повторной вычитки и редактирования. Если есть возможность, дайте черновой текст стороннему лицу – часто глаз, что называется, замыливается, не позволяя разглядеть очевидные ошибки и нестыковки. Не брезгуйте перечитывать написанное вслух – такой прием тоже упрощает поиск неточностей.
Сочинение можно начать с эпиграфа. Подобранные строки должны быть уместны и отвечать теме работы.
Следите за тем, чтобы сочинение было написано в едином стиле. Нельзя фамильярно обратиться к читателю во вступлении, а потом сыпать заумными словами в основной части. Подобные перемены сильно режут глаз и снижают общее впечатление от работы.
Делите текст на логичные абзацы! В непрерывном словоизлиянии невозможно не только уловить важные мысли, но и элементарно уследить за содержанием.
Если на выбор дается несколько тем, есть смысл набросать по одному-два предложения на каждую, а потом выбрать наиболее перспективную.

Комментарий

  • Объем: 5-12 предложений;
  • Цель: Угодить новым требованиям … ой, то есть объяснить текст, дать оценку найденной проблеме и доказать цитатами и пересказом, что она имеет место быть;
  • Суть: Кратко передать содержание текста и его логическую связь с выделенной проблемой;
  • Баллы: 0-5.

Важно! Проверяющие покарают Вас нулем баллов, если Вы припишите автору то, чего он не имел в виду. Это называется «фактическая ошибка»

Также избегайте объемного и неуместного цитирования, пишите от себя (этим грешат даже примеры эссе на ФИПИ, будьте бдительны). Выделите из текста только те аспекты, которые связаны с Вашей темой. Убедите читателя, что она реально там есть.

Что писать?

Сформулируйте характеристику Вашей проблемы (актуальность, глубину, социальную или государственную важность, новизну или традиционность, многообразие взглядов на нее, оригинальность авторской подачи, способы привлечения внимания к теме и т.д.);
Подкрепите сказанное примером-иллюстрацией из приведенного текста, пересказав те эпизоды, которые аргументируют и доказывают Ваше утверждение. Можно «бахнуть» цитату, но скромную, не увлекайтесь.
Обдумайте следующий пример и его целесообразность

Напишите предложение, которое поможет Вам перейти в выражению новой собственной мысли. Это и есть связка, она как бы связывает Ваш текст воедино.
Напишите второй пример из приведенного текста. Он тоже должен раскрывать какую-то грань проблемы.
Сочините подводку к авторской позиции, чтобы она не с неба падала в Ваше сочинение, а сама на ум просилась. Эта вакханалия нужна для того, чтобы убедить проверяющего, будто все эти малопонятные и тесные пункты – свободное выражение Вашей мысли.

Структура:

  1. Логическая связка;
  2. Пример-иллюстрация из текста;
  3. Значение примера;
  4. Логическая связка;
  5. Пример-иллюстрация из текста;
  6. Значение примера;
  7. Логическая связка (1-2 предложения);

Топ-3 ошибки:

  1. Вместо комментария ученик пишет изложение или вовсе переписывает текст;
  2. Вместо исходной проблемы в комментарии всплывает другая;
  3. «Автор» подменяется «рассказчиком» и наоборот. В художественном тексте повествование может идти из уст одного из героев, а выпускник считает его, вымышленного персонажа, живым писателем, и строит так свою речь.

Клише:

Пример (по тексту Каверина): (связка) Автор раскрывает проблему на примере фронтовой истории о двух разведчиках, один из которых принимает самое тяжелое решение в своей жизни – идет на самопожертвование ради победы над захватчиком родной земли. (пример) Главный герой даже обманывает своего напарника: берет в руку две длинные спички, чтобы тот обязательно вытащил длинную и тем самым предоставил ему, Тумику, выполнить поставленную задачу – взорвать себя, уничтожив вражескую батарею. На это ему помогли решиться воспоминания о близких людях, на безопасность которых посягнули оккупанты. Вспоминая отца, друга, девушку, он осознал свой долг перед ними и своей отчизной. (значение) Любовь к близким и родным вдохновила солдата на самопожертвование (связка) В то же время герой понял, что именно он, а не Корнев, должен идти на смерть. (пример) Как? Причина в том, что у друга была жена с маленьким ребенком. Тумик пожалел тех далеких и незнакомых людей, которые с трудом выживали без кормильца, а, потеряв его, и вовсе останутся одинокими посреди разрухи и бедствий военного времени. (значение) Значит, бойцу для принятия такого решения нужна не только любовь к ближним, но и великодушие, которое граничит с самоотречением. (связка) Описывая эти эпизоды, автор показывает, что решение о самопожертвовании дается ценой невероятного напряжения воли и принятия на себя тяжелых нравственных обязательств по отношению к другу, у которого семья, к командиру, который просит о подвиге, к родственникам и близким, которые верят в него.

Как научить писать в разных жанрах о литературе, картинах и прочем

После написания сочинение следует несколько раз перепроверить

Для каждого жанра сочинений есть свои нюансы написания. Рассмотрим методику работы над наиболее распространёнными видами творческого опуса.

По картине (жанр «описание»)

Итак, для создания сочинения по картине нужно:

  1. Хорошо рассмотреть саму картину, отметив для себя сюжет и цветовую палитру.
  2. Подготовить фактический материал (то есть указать, кто автор, когда картина была написана, основная идея картины и т. д.)
  3. Написать план работы над сочинением.
  4. Оформить введение и основную часть (в главном разделе обязательно указать, что находится на переднем, а что на заднем плане картины, а также какую палитру использовал художник).
  5. В заключении необходимо попробовать представить настроение художника, которое он передал изображённым сюжетом или цветом (если речь идёт о пейзаже).

По произведениям литературы

Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.

  1. Внимательно читаем произведение, выделяя главных и второстепенных персонажей.
  2. Для каждого героя подбираем словесную характеристику, максимально полно отражающую его поведенческую линию.
  3. Выделяем в тексте наиболее значимые для темы сочинения цитаты.
  4. Знакомимся с критическими статьями по произведению (если таковые есть) для того, чтобы понять сложные нюансы образов произведения (например, чтобы определить, положительный или отрицательный герой Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова, полезно почитать критические очерки М. Чудаковой).
  5. Пишем план нашего опуса.
  6. Делаем наброски текста.
  7. Проверяем, дополняем, не забывая про цитаты.
  8. Пишем заключение.

На другие темы

Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.

С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:

  1. Вдуматься в тему.
  2. Выдвинуть гипотезы.
  3. Желательно найти подтверждение тезисам в искусстве и литературе.
  4. Составить план.
  5. Записать мысли по плану.
  6. Чётко сформулировать выводы по теме.

Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.

Правила написания

Каковы же правила написания текста-рассуждения? На уроке нередко учителя обращают внимание школьников на следующие моменты:

  • Определение логики текста. Школьник должен мыслить логически, обозначать в своей работе причинно-следственные связи.
  • Грамотное вступление. Оно должно содержать в себе несколько предложений, в которых будут описаны существующие мнения по данной теме, проблемы и суждения. Можно привести также и высказывания известных людей, однако с этим лучше не переборщить. Вступление должно быть содержательным и емким.
  • Продумать тезисы. В них не стоит подробно останавливаться на проблеме, ведь все рассуждения и пояснения будут даваться по тексту. Тезисов может быть и несколько, в зависимости от выбранной учащимся проблематики.
  • Подобрать аргументы. Поскольку доказательств всегда приводится несколько, можно использовать перечисления: «Во-первых…», «Во-вторых…». Однако если учащийся сомневается, то можно применять другие вводные слова: «С одной стороны…», «С другой…».
  • Написать заключение. Здесь подытоживается все сказанное. Можно применять конструкцию «Итак…», или же «Таким образом…».

Требования Роспотребнадзора

Готовое сочинение, кроме основных требований Министерства образования Российской Федерации, должно соответствовать критериям Роспотребнадзора. Некоторые из них:

  • Фактологическая точность. Имена и фамилии героев, даты событий, а также названия должны быть указаны правильно, иначе итоговая оценка будет снижена.
  • Речевые ошибки (оценка по этому пункту 0-2 балла). В тексте может быть не больше 1-2 оплошностей, за это с выпускника не будут сняты баллы. За 3-4 ошибки снимут один балл, за большее количество не будет начислено ни единого балла.
  • Пунктуационные нормы (0-3 балла). Совершенное знание правил постановки знаков препинания будет оценено в 3 балла, 2-3 ошибки – 2 балла, 4-5 оплошностей оценивается в 1 балл.
  • Самостоятельность. Текст должен принадлежать выпускнику, все цитаты следует оформить должным образом. Но нигде нет информации касательно того, проходит ли сочинение проверку на антиплагиат.
  • Грамматические нормы (оценивается от 0 до 2 баллов). Если автор сделал одну подобную ошибку, он все равно получит заветные 2 балла. Когда допущено 2-3 оплошности, ученику будет начислен всего 1 балл, если больше – 0.
  • Нормы орфографии. При отсутствии ошибок подобного рода автор получить 3 балла, за 2-3 – 2 балла, 4-5 принесут лишь 1 балл.
  • Оригинальный подход. Максимальная оценка по этому пункту составляет 1 балл. Автор получит его, если в тексте будет наблюдаться креатив.

Максимальная оценка, которую выпускник может получить за свою работу, составляет 20 баллов. Если планируется поступление на техническую специальность, эта оценка ни на что не повлияет

Однако это очень важно для будущих студентов гуманитарной направленности, ведь от этого зависит, сколько баллов приемная комиссия добавит к общему счету.

Виды эссе

Эссе как литературный жанр, включает различные направления. Существует несколько классификаций подобного произведения по определенным признакам. Стандартная методика выделяет две основные группы:

  • объективное эссе, в котором анализируется конкретное направление, подкрепляемое какими-либо фактами;
  • субъективное произведение, отражающее личную точку зрения по конкурентному вопросу, не подкрепленную и не претендующую на истину.

Например, эссе на тему «Формула воды» для ЕГЭ будет относиться к первой категории. Если автор размышляет по поводу существования НЛО, то такое произведение является субъективным. Исходя из содержания, работы подразделяются на несколько категорий:

  • философские;
  • критические;
  • литературные;
  • исторические;
  • художественные и другие.

Основываясь на критерии литературной формы, эссе классифицируются по следующим типам:

  • миниатюра;
  • заметка;
  • рецензия;
  • очерк;
  • письмо и другие.

Произведения могут отличаться по композиционным особенностям. С этой точки зрения эссе могут быть:

  • описательными;
  • повествовательными;
  • рефлексивными;
  • критическими;
  • аналитическими и другими.

Исходя из классификации произведений, можно сказать, что эссе представляет собой достаточно обширное направление. Несмотря на разнообразные категории, неизменным остается главный признак жанра, который заключается в обязательном наличии авторского мнения или наблюдения, лежащего в основе эссе.

Структура декабрьского сочинения

Каким образом может быть сформулирована тема:

  1. в виде цитаты: «Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра» (Джон Раскин); «О как отвратительна действительность! Что она против мечты?» (Н.В. Гоголь);
  2. в виде вопроса, который предполагает однозначный ответ: Стоит ли бояться исполнения мечты?
  3. в виде вопроса, который предполагает выбор одного из двух: Мечта как мотивация к реальной жизни или способ укрыться от неё? Ремесло – это работа или творчество?
  4. утверждение-постулат: «Изучайте науку искусства и искусство науки» (Леонардо да Винчи).

Далее необходимо раскрыть тему, написать своё понимание проблемы, высказать своё мнение, то есть сформулировать тезис

Важно осознавать, что аргументы, которые будут разбираться далее, должны соответствовать заявленному тезису. В первом абзаце должно обязательно звучать собственное мнение

В конце первого абзаца можно подвести небольшой итог сказанному – буквально одним предложением.

Во втором абзаце учащиеся приводят литературный аргумент, который подтверждает их тезис. Необходимо точно помнить фамилию и инициалы автора, а также название произведения. Учащиеся описывают образ персонажа, либо описывают ситуацию в качестве подтверждения своих рассуждений в первом абзаце.

Необходимо включить элементы пересказа эпизода или сюжета произведения

Также на сочинении важно продемонстрировать базовые навыки анализа художественного произведения. Здесь надо уметь характеризовать портрет героя, владеть знаниями тропов и фигур речи

В конце абзаца хорошо подвести некий итог сказанному выше – в одном предложении.

Если анализ литературного аргумента будет подробным, детальным, исчерпывающим, большим по объёму, то ученик может ограничиться одним художественным примером и даже разделить его на два абзаца. Но эксперты рекомендуют приводить два литературных аргумента. Соответственно, второй литературный аргумент будет в третьем абзаце сочинения.

Четвёртый абзац итоговой работы заключает в себе вывод всего, о чём говорилось в сочинении. Ученик должен помнить, что композиция его сочинения должна быть кольцевой, то есть вывод должен быть обязательно связан с исходным утверждением.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик «растекся мыслью по древу», не выделив сути.

Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться «объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: «Любовь в жизни человека». Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.

Или дана тема: «Семья Ростовых в романе «Война и мир»». Если начать описывать каждого героя, то сочинение получится под стать самому роману по объему

Эта тема очень общая, а потому важно сформулировать главную идею. Например, сравнить только отца Ростова и Наташу

В чем они похожи, в чем различаются?

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, «Моя комната». Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем».

Характерные признаки жанра

От других видов сочинений эссе отличают специфичные признаки:

  • Острая злободневность темы. Затронутые вопросы должны быть актуальными здесь и сейчас.
  • Субъективность суждений. В сочинении через отношение к проблеме и индивидуализированные оценки должна быть отчетливо выражена личность автора.
  • Движение в повествовании от частного к общему. Часто роль точки отсчета играет цитата, которая может выноситься в эпиграф. От единичного случая автор постепенно переходит к обобщающим аналитическим или философским рассуждениям о поставленной в начале эссе проблеме. В силу отсутствия стандартов написания композиция может быть и обратной – от глобальных выводов к подтверждению их в финале притчей, пословицей, мудрой цитатой классика, неоспоримым фактом.
  • Небольшой объем. Каких-либо жестких границ не существует, однако обычно эссе занимают от двух до десяти страниц печатного текста.
  • Конкретика. В рамках эссе рассматривается только один вопрос – множества тем или идей не может быть.
  • Свободная композиция. Такой вид сочинения не терпит никаких формальных рамок. Часто изложение ведется алогично, подчиняясь случайным ассоциациям, смысловые связи продумываются автором самостоятельно.
  • Склонность к парадоксам. Одна из задач жанра эссе – удивить, поразить читателя. Нередко отправной точкой для размышлений становится яркое, колкое высказывание или полемичное определение, задающее тон дальнейшему изложению.
  • Непринужденность повествования. В тексте не должно быть непонятных терминов и излишне сложных конструкций. Автору необходимо постараться завоевать доверие и симпатию читателя, завлечь простыми и емкими фразами и предложениями.
  • Диалогичность. Разговор с читателем не подразумевает оформления эссе в виде реплик, как это делается в пьесе. Для достижения эффекта полемической беседы часто используются риторические вопросы, требующие мысленного ответа, не всегда совпадающего с тем, который предлагает автор.
  • Смысловое единство. Несмотря на композиционную свободу, ключевые тезисы и аргументы должны быть согласованы и не противоречить суждениям, выражающим личную позицию автора.

Несмотря на непринужденность повествования, язык эссе должен восприниматься серьезно. Следует избегать использования сленга, просторечно-сниженных выражений, сокращений.

Что представляет собой сочинение-рассуждение

За основу работы при написании сочинения рассуждения принимается мысль, которую в процессе повествования необходимо доказать. Рассуждение – это логически выстроенные мысли относительно того или иного предмета или ситуации и имеющие подтверждение фактами и  аргументами, завершающиеся убедительными выводами.

Чаще всего сочинение-рассуждение пишется по предложенной теме. Обычно это известный тезис или высказывание, относительно которого и нужно изложить свои умозаключения, основываясь на известных фактах.

В качестве доказательной базы могут использоваться литературные и научные произведения и публикации, реальные факты событий, авторитетные мнения, собственное объяснение и примеры из личного опыта автора сочинения.

Сочинение должно иметь логичные выводы, полностью отвечающие на поставленный вопрос. Допустим открытый финал, в случаях, когда тезис или основную мысль повествования невозможно доказать. В таких работах в заключительной части сочинения приводится собственное мнение автора.

Как написать сочинение по картине

На примере романа Тургенева «Отцы и дети» мы узнали, как составлять план для будущего текста. Сейчас мы будем учиться писать сочинение по картине.

Подобная работа помогает детям развивать фантазию, учит анализировать, думать. Поэтому учителя дают такие задания. Особенно младшим классам.

Когда нужно написать сочинение по картине, необходимо также придерживаться композиции в тексте. Во вступлении пишем, какой рисунок перед вами. Например: «Передо мной картина В. Васнецова «Богатыри…»». Далее пишем о том, что на ней изображено. Это и будет вступлением. Затем идет основная часть. Тут мы описываем всю картину. В заключении можно отметить, что хотел сказать автор своим рисунком, что он передает, рассказать о своих ощущениях при рассматривании изображения.

Структура сочинения-рассуждения.

Сочинение рассуждение имеет свою четкую структуру, поэтому, если Вы хотите добиться успеха, необходимо ее придерживаться. Мы привыкли, что сочинение-рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Тезис (точка зрения);
  2. Аргументы (доказательства точки зрения);
  3. Собственный вывод.

Так-то оно так, но этого совершенно недостаточно, чтобы, скажем, успешно написать сочинение-рассуждение на OГЭ или ЕГЭ или получить отличную оценку в старших классах. Подобная схема работает в начальной школе, или, быть может, класса до седьмого, а дальше – больше…

Перед написанием обязательно ответьте для себя на такие вопросы:

  • Какова тема предложенного текста (о чем текст)?
  • Какова проблема данного текста (какой основной вопрос поднимает текст)?
  • Какова позиция автора по этому вопросу?
  • Как он доказывает свою позиции?
  • В чем замысел и как он реализован?
  • Какова моя точка зрения на проблему?
  • Как я могу доказать свою точку зрения?

 Теперь вы готовы строить сочинение-рассуждение. Оно имеет следующую композицию.

ВСТУПЛЕНИЕ (обозначение темы / ее актуальность)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (анализ исходного текста либо информации по теме)

А) описание проблемы

Б)  ваш комментарий по данной проблеме

В) описание позиции автора

Г) авторская аргументация, но вашими словами

Д) описание вашей позиции

Е) аргументы поддерживающие вашу позицию с опорой на жизненный или читательский опыт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы по проблеме, опираясь на позицию автора и собственные аргументы)

Обычно ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по объему (вместе) равны трети основной части, если сочинение занимает 4 страницы, то ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ будут по половине страницы.

Каждая из частей должна начинаться с красной строки. Аргументация должна быть четкой и логичной. Каждый аргумент также нужно начинать с красной строки.

Таким образом, при написании сочинения-рассуждения важно не только то, о чем вы пишите, но и то, как вы пишете

Пошаговая инструкция написания сочинения-рассуждения

Написание рассуждения лучше всего поделить на этапы:

Подготовка к написанию: определение темы и стиля текста, составление плана.
Сбор информации для рассуждения (вспомнить или найти достоверные факты, актуальные новости, сюжеты фильмов или литературы, можно также апеллировать к своему жизненному опыту).
Формулировка ключевого тезиса (проблемы).
Изложение доказательств, собранных на 2 этапе для подтверждения или опровержения ключевой мысли. Как правило, от автора требуют не менее трех аргументов. Если рассуждение связано с каким-либо произведением, нужно обязательно обратиться к его содержанию, привести примеры из текста.
Формулировка выводов (собственного мнения по данной теме).
Проверка содержания работы

На этом этапе важно проследить, чтобы нигде не нарушалась логика аргументации, чтобы рассуждения автора не противоречили друг другу.
Проверка орфографии, пунктуации, стилистики и лексического наполнения текста.

Обратите внимание! Очень важно следить за тем, чтобы текст не отходил от темы, а выводы соответствовали тому, что написано в основной части. В противном случае на хорошую оценку можно не рассчитывать

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:
А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Пример сочинения-повествования

Рассмотрим пример текста-повествования. Рассуждения можно также включать в данный тип текста, однако они не должны занимать в нем центральное место. Сочинение расскажет о фрагменте жизни вымышленного персонажа – пенсионерки Маргариты Николаевны.

«Весенним утром 25-го апреля в городе … стояла хорошая погода. Маргарита Николаевна, одинокая пенсионерка, жившая в одном из старых домов по улице …, вышла погулять. Она прошла пару остановок и повернула за угол. Внезапно Маргарита Николаевна поняла, что на улице ей не встретилось ни одного человека. Она продолжала свой путь, и внезапно из-за угла показалась фигура человека в полицейской форме, шарфе и фуражке. Испуганная отсутствием людей на улицах, Маргарита Николаевна стала звать полицейского: «Товарищ милиционер! Будьте добры, объясните, что здесь происходит?». Однако страж закона, не оборачиваясь, шел вперед.

Маргарита Николаевна из последних сил ускорила шаг, и стала его догонять. Пожилая женщина почти выбилась из сил, но все-таки догнала странного прохожего. Но когда она обернулась, удивлению ее не было предела: в форме полицейского оказался огромный пес, смотревший на женщину умными глазами. «Сударыня, вынужден вам сообщить, что этой ночью власть в Каменске захватили собаки. Все люди переселены в специальные вольеры. Вас не подвергли данным санкциям за исключительно доброе отношение к представителям нашего рода в течение всей жизни. Если вы хотите навестить кого-либо из родственников, вам необходимо получить специальное удостоверение».

Школьное сочинение написать несложно. Придерживаясь простых правил, можно получить хорошую оценку в школе, а также набраться необходимого опыта. Знание необходимых правил, описанных в данной статье, поможет справиться с таким заданием.

Типы сочинений

Существуют популярные типы сочинений, которые чаще всего пишут на заданную тему, по конкретному художественному произведению, картине.

Сочинение-повествование

Рассказ о конкретном событии (скачать пример)

Самостоятельное произведение с сюжетом или часть сочинения-рассуждения.

Сочинение-описание

Оценку могут повысить детали из истории произведения или малоизвестные нюансы (скачать пример)

Рассказ о событии, герое, картине и т.д.

Сочинение-рассуждение

Самым ценным тут будет четкая логика изложения (скачать пример)

Представляет собой аргументированный ответ на заявленную в теме проблему

В сочинениях этого типа важно четко и понятно сформулировать тему. Она должна быть краткой, актуальной и интересной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector