Исследовательская работа: пример оформления для школьников и студентов
Содержание:
- Общие требования к оформлению научной работы
- План научной работы
- «Литература» и «Приложения»
- Что такое научно-исследовательская работа
- Параметры страницы проектной работы
- Как оформить список литературы
- Алгоритм НИР
- Нам нужен план!
- Оформление заголовков проектной работы
- Формы научно-исследовательских работ студентов
- Виды научно-исследовательских работ
- Семестровые отчёты
- Что такое доклад и что он дает студентам?
- Планы, итоги этапов, КТУ¶
Общие требования к оформлению научной работы
Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.
Титульный лист
Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда
Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа
Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.
Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.
должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.
Реферат
По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.
В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.
Введение
Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы
Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.
После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:
- Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
- Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
- Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
- Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
- Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
- Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
- Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
- Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
- Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
- Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
- Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.
Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.
Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках
Основная часть
Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.
Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.
В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.
План научной работы
Перед тем как приступить к исследованию темы, надо составить план, который отразит основные этапы НИР:
- Постановка задачи.
- Анализ уже проведенных работ по выбранной теме.
- Конкретизация направления. Отобранные материалы изучаются более глубоко. Это нужно, чтобы сформировать, описать, оценить все возможные пути решения поставленной на первом этапе задачи и определиться, какой из них будет применяться в работе, при этом надо научно обосновать выбор.
- Проведение эмпирических или теоретических исследований. Они состоят из: разработки гипотез, моделирования ситуации, научного обоснования методик, эксперимента, получения и обобщения данных.
- Оценка результата, выводы, перспективы. На этом этапе анализируются все предыдущие шаги, обобщаются полученные данные, выявляется полнота решения задач, а также делается прогноз дальнейшего изучения темы.
«Литература» и «Приложения»
Данные разделы посвящены перечислению в алфавитном порядке полного списка использованных работ. В случае, когда часть их издана на иностранных языках, приводятся они также по алфавиту, после списка русскоязычных источников. Нумерация при этом имеет сквозной характер.
В «Приложения» выносят большую часть дополнительных и вспомогательных материалов во избежание загромождения основного текста. Их содержание может быть весьма различным. Речь идет и о подлинниках тех или иных документов и о протоколах исследований с указанием конкретных данных.
Формой материалов может быть графика, текст, карта, таблица, иллюстрация, фото и т. д. Любое из приложений существует в виде отдельного листа, в углу (справа вверху) которого проставлено слово «Приложение» с конкретным заголовком. Если таковых несколько, нумерация их проводится без знака № при помощи арабских цифр. Она также имеет сквозной характер и является продолжением нумерации листов всего текста работы. Связывают приложения с основным документом благодаря ссылкам («см. Приложение 1»).
Что такое научно-исследовательская работа
Итак, в узком смысле НИР – это описание исследований, предпринятых с целью обобщения имеющейся информации, проведения опытов и экспериментов, установления закономерностей, вытекающих из собранных данных. Общие требования к написанию унифицированы федеральными и межгосударственными стандартами. Так, порядок осуществления прикладных НИР, выполняемых по техническим заданиям предприятий или других организаций, регулируется ГОСТом 15.101-98, а оформление отчета – ГОСТом 7.32-2001.
Виды
Научно-исследовательские работы делятся на три категории:
- прикладные;
- поисковые;
- фундаментальные.
Прикладные научно-исследовательские работы решают конкретную, узкую проблему. Обычно это разработка нового изделия, материала или программного продукта.
Поисковые НИР служат для пополнения багажа знаний студента, помогают углубиться в предмет. В работах этого типа обобщаются уже имеющиеся научные данные по определенной проблеме, намечается направление дальнейших разработок.
Задача фундаментальных исследований – выявление новых для предметной области научных данных. В ходе работы студенты проводят эксперименты или опыты, обобщают полученные сведения, апробируют нестандартные методы, принципы изучения – словом, пополняют академическую базу конкретной дисциплины.
Чаще всего научно-исследовательская работа студентов бывает прикладной или поисковой – ярким примером могут служить курсовые. Фундаментальные изыскания проводятся обычно уже состоявшимися «светилами» – докторами и профессорами.
Параметры страницы проектной работы
Проектная работа должна быть выполнена на листах формата А4 с одной стороны, печатным или рукописным способом, в книжной ориентации.
Проектно-исследовательская работа (проект) независимо от способа набора текста должна быть выполнена с соблюдением следующих полей:
- левое поле: 30 мм;
- правое поле: 15 мм;
- верхнее поле: 20 мм;
- нижнее поле: 20 мм.
В проектной работе используется шрифт Times New Roman.
Размер шрифта: 14 pt.
Межстрочный интервал: 1,5 (полуторный).
Выравнивание текста (кроме титульного листа и заголовков): по ширине.
В работе независимо от способа набора текста необходимо соблюдение следующего абзацного отступа: 1,25 см или 1,27 см.
Как оформить список литературы
Это делается согласно определенным библиографическим правилам для разных источников. Пример оформления исследовательской работы школьника либо студента содержит точно такие же требования. Любая из статей или книг записывается в алфавитном порядке с красной строки. Вначале, как уже упоминалось, приводятся работы на русском языке, ниже — на иностранных.
Обязательно для всех видов источников указание сведений об авторах, заглавий, выходных данных и количественной характеристики. Под выходными данными подразумевается информация о названии издательства, месте его расположения и годе выхода. Названия городов при этом приводятся полностью, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, которые принято употреблять в сокращении.
Под количественной характеристикой понимается число страниц. Если речь идёт о журнале или сборнике, приводятся лишь те страницы, которые относятся непосредственно к публикации. В этом случае информация существует в виде указания через тире номеров первой и последней из них.
Ссылаясь на интернет-сайт, в список источников, помимо автора и названия, помещают адрес веб-страницы.
Алгоритм НИР
Всё сказанное выше можно резюмировать в виде Алгоритма НИР.
Он состоит в том, чтобы итеративно повторять определённые виды работ из следующего перечня:
- погружение в современную научную литературу, в основном англоязычную;
- вывод теории (даже если работа экспериментальная, это помогает понять метод и приспособить его под свою задачу);
- проведение экспериментов (даже если работа теоретическая, это помогает открывать новые эффекты);
- анализ простых частных случаев и крайних случаев, даже если они кажутся вырожденными;
- изменение самой постановки задачи и решение более простых близких задач;
- письменное изложение постановки задачи, обзора статей или уже найденных частичных решений;
- обсуждения с руководителем и коллегами, участие в научных семинарах и конференциях.
Порядок этих работ не важен и выбирается по ситуации, но ни одна из них не должна систематически пропускаться — в этом суть алгоритма, и только в этом случае он гарантирует успешное продвижение.
Нам нужен план!
Когда вы определились с темой, нужно составить четкий план, который бы досконально ее раскрывал (иначе работу могут не допустить к защите).
Как правило, оптимальная структура для научной работы такова: введение, 2-4 главы и заключение. Главы должны быть примерно равны по объему. Если какой-то аспект непременно нужно рассмотреть, но материала очень мало, правильно будет сделать его просто подпунктом одной из глав, а не самостоятельной главой.
В заключении нужно сопоставить цели и итоги работы, сделать выводы, подтвердить актуальность исследования, описать практическое и теоретическое значение результатов, высказать соображения насчет перспектив внедрения разработки на производстве или проведения следующего этапа исследований — возможно, основы для докторской диссертации.
Ну а что до введения, то его лучше писать самым последним. Основная задача этого раздела — поставить цели, обрисовать нынешнее состояние темы работы и актуальность ваших изысканий. Обязательно подчеркнуть новизну исследования и ожидаемый результат. При этом готовых выводов здесь быть не должно: просто определение вектора, в котором вы будете работать.
Хорошо продуманный план — это 50% успеха всей работы. Далее вам останется следовать пунктам плана, подыскивать нужную литературу, проводя подходящие исследования и расчеты, которые обогатят вашу научно-исследовательскую работу
Тут важно грамотно использовать критическое мышление, а также творческий подход к работе с информацией — это поможет составить и аннотацию к научной работе
И тому, и другому, кстати, научат специальные курсы «Викиум» — «Критическое мышление» и «Творческое мышление». В них в развлекательной форме дают важные постулаты саморазвития и изменения сознания и жизни к лучшему. Вы сможете находить красивые решения разного рода задач, а также отсеивать ненужное и сомнительное.
Оформление заголовков проектной работы
Заголовки исследовательского проекта набираются полужирным шрифтом, в конце заголовка точка не ставится, переносы слов запрещены. Между текстом и заголовком делается пропуск одной пустой строки.
Шрифт заголовков: Times New Roman.
Размер шрифта: 14 pt.
СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ – набираются заглавными буквами с выравниванием по центру. Каждый из представленных элементов начинается с новой страницы.
Глава проектной работы начинается с нового листа, печатается строчными буквами с первой прописной по ширине страницы, главы работы нумеруются арабскими цифрами без точки (например, 1 Глава первая проектной работы).
Главы проекта делятся на параграфы, параграфы с новой страницы не начинаются (такое возможно только в том случае, когда предыдущий параграф заканчивается в конце страницы), печатаются строчными буквами с первой прописной по ширине страницы и нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра обозначает номер главы, а вторая цифра номер параграфа в этой главе, цифры отделяются точкой, например, 1.1 (первый параграф первой главы), 2.3 (третий параграф второй главы).
Параграфы проектной работы могут делиться на пункты, оформление заголовков пунктов такое же, как глав и параграфов с тем лишь отличием, что нумерация пунктов состоит из трёх чисел, где первое число – номер главы, второе число – это номер параграфа в главе, третье число – номер пункта в параграфе, например, 2.1.2 (второй пункт первого параграфа второй главы).
Формы научно-исследовательских работ студентов
Формы научно-исследовательской деятельности студентов зачастую носят внеучебный характер.
Форма научно-учебной работы | Характеристика | Оценка |
---|---|---|
Предметный кружок или секция | Участвуют студенты младших курсов. Рассматриваются простые теоретические проблемы | Студенты готовят доклады для заседания кружка. Оценка в зачетку не выставляется, но студент может получить автоматом зачет |
Проблемные студенческие лаборатории | Участвуют студенты 3 курса и старше. Акцент делается на практическое решение поставленной задачи |
Оценка в зачетку не выставляется, но студент может получить автоматом зачет |
Участие в научных конференциях | Студент выступает на публике со своей научной работой, к-я может лечь в основу курсовой и ВКР | Необязательная активность. Оценка в зачетку не выставляется, сам факт выступления может добавить несколько баллов |
Разные виды и формы НИР развивают навыки работы с информации, логическое мышление, умение оформлять исследования по требованиям ГОСТ, отстаивать свое мнение, находить доказательства для своих доводов, в письменном и устном виде излагать свои мысли.
Виды научно-исследовательских работ
Студенты вовлечены в исследовательскую работу с начала учебы. Уровень сложности НИР растет вместе со студентами. Назовем виды НИР.
Реферат
Письменный доклад или аналитический обзор, для подготовки которого автор изучает литературу на заданную тему. Студент осмысляет информацию, высказывает свою позицию, делает выводы.
Реферат представляет собой чисто теоретическую работу. При этом студенты учатся не только поиску и анализу источников, но и аккуратности в плане оформления — реферат, как и любую НИР, оформляют и защищают по правилам. На этот счет даются методические указания.
Эссе
Рассуждение студента по определенному вопросу. Тоже предполагает изучение литературы по теме, но здесь уже центр тяжести не чужое мнение, а соображения автора, собственные впечатления и мысли.
В эссе автор самовыражается, но при этом показывает, что разобрался в теме: четко изложил проблему, ориентируется в профессиональных понятиях и терминах, выдает факты и цифры, предоставляет аргументы, умеет ответить на вопросы.
Проект
Научные разработки студента во время самостоятельных занятий вне аудитории. Учащийся задействован в прикладном или исследовательском проекте.
Цель прикладного проекта — создание продукта, который решает проблему в профессиональной области. Например, приложение, сервис или аппарат. Разработку можно внедрить во «взрослой» компании.
Цель исследовательского проекта — подробный анализ проблемной или неизученной темы. Например, для подготовки научных выступлений на конференциях или прикладного проекта.
Курсовая
Итог работы студента за время курса. Предполагается, что он сумел погрузиться в интересующую тему.
В зависимости от года учебы, курсовые усложняются. Первокурсники занимаются теоретическими исследованиями. Студенты постарше, кроме анализа литературы, добавляют в НИР методы научных изысканий, практические наработки, объяснение научных данных.
В идеале студент несколько лет корпит над одной темой. Курсовые по этой теме объединяются в выпускную квалификационную работу.
Диплом
Заключительная работа студента-выпускника за время учебы в вузе, результат всего научно-исследовательского труда. Показатель готовности нового специалиста, демонстрация полученных навыков и знаний по выбранной профессии.
В дипломной НИР автор рассказывает, как всесторонне изучал интересующую проблему и какое решение предлагает.
НИР в аспирантуре
Некоторые выпускники идут в аспирантуру, где продолжают заниматься наукой. Следующая НИР в этом случае — кандидатская диссертация. Это труд, по итогам которого автор получает ученую степень кандидата или доктора наук.
За время учебы вузе студент сосредоточен на познании профессии. В аспирантуре исследователи углубляются в научную работу, стараясь решить современные проблемы своей области. Результаты изысканий аспиранты регулярно показывают научному сообществу — пишут статьи, выступают с докладами и презентациями.
Семестровые отчёты
Каждый семестр ваша индивидуальная научная работа должна продвигаться еще немного вперед.
Результат работы должен быть материален; это может быть программа, отчет, выполненные эксперименты.
Просто прийти в конце семестра и изложить ваши новые идеи — не достаточно, даже если они кажутся вам гениальными.
Многие кафедры и преподаватели требуют от студентов отчета по НИР в конце каждого семестра, в письменной форме.
Не следует относиться к этой деятельности как к пустой формальности.
В идеальном случае — если вы не будете менять тему исследования — эти отчеты, обрастая подробностями, постепенно перерастут в выпускную работу.
Отчет о научной работе (technical report) пишется в форме научной статьи.
Требования к научному содержанию отчетов будут возрастать от семестра к семестру,
а требования к форме — оставаться неизменными.
Есть ещё один веский довод в пользу серьёзного отношения к отчётам.
В наше время обмен профессиональной информацией между людьми
происходит преимущественно в электронном виде — отчеты, статьи, презентации, форумы.
Всеми этими жанрами информационного обмена вам надо научиться владеть.
Из них отчеты и статьи наиболее весомы и требуют от автора наибольшей точности изложения.
Ваш первый семестровый отчёт имеет право выглядеть скромно.
Вполне достаточно, если он будет содержать только постановку задачи,
рефераты прочитанных вами статей и/или результаты ваших первых экспериментов.
Постановка задачи. Попробуйте сначала написать неформальным языком, как вы её поняли, почему она актуальна (то есть какую пользу и кому может принести её решение), какие в ней есть открытые проблемы
Очень важно научиться рассказывать о задаче. Возьмите за образец описания, которые вы прочитали в статьях или в Интернете
Затем сформулируйте задачу формально, введите необходимые обозначения.
Рефераты. Если вы поработали с литературой, отчёт должен содержать рефераты (краткие пересказы) прочитанных вами статей. Рефераты должны подчёркивать связь этих статей с вашей задачей
Очень важно сделать вывод, мотивирующий вашу работу, например, если вы обнаружили, что все известные работы имеют общий недостаток, на устранение которого и будет направлено ваше исследование.
Эксперименты. Если вы проделали один или несколько экспериментов, отчёт должен содержать описание условий и результатов каждого эксперимента. Условия должны быть описаны исчерпывающим образом, то есть так, чтобы ваш эксперимент мог быть воспроизведен другим исследователем. В то же время, программистские и прочие технические подробности описывать не надо. Результаты представляются в виде таблиц или графиков. На каждом графике должны быть подписаны оси и легенда (легенда не нужна, если на графике только одна кривая). Под графиком должно быть написано, при каких условиях эксперимента он получен. В основном тексте должны быть приведены интерпретации полученных результатов и выводы. Если сделать это неаккуратно, то в результатах вашего эксперимента не разберётся даже ваш руководитель, не говоря уже о посторонних.
Что такое доклад и что он дает студентам?
Доклад является научно-исследовательской работой, выполняемой студентами, где они излагают суть проблемы, приводят подтвержденные факты, а также высказывают свое мнение касательно выбранной темы. Научный доклад оформляется как в печатной, так и в письменной форме. Доклад нужен не только для хорошей успеваемости учеников. Его главное назначение — это развить умение у студентов работать с документами, уметь компоновать информацию, высказывать свое мнение и выступать перед широкой публикой.
Если тему исследовательской работы ученики выбирают самостоятельно, то писаться доклад должен по четко предоставленной структуре. Студенты должны придерживаться правил оформления работы, чтобы преподаватели и другие ученики смогли лучше воспринимать преподносимую информацию.
Планы, итоги этапов, КТУ¶
При выборе пункта меню «Планы, итоги этапов, КТУ» отображается окно с информацией
об этапах НИР. Статус этапа — не подписан, подписан, утвержден, возвращен на доработку.
Количество введенных планируемых показателей, наличие ожидаемых результатов и
итогов выполнения этапа, количество введенных КТУ исполнителей этапа. Эту информацию
можно ввести/отредактировать, нажав соответствующую кнопку ().
Рис. 28 Лист «Редактирование планов и итогов этапов, КТУ»
К этапу НИР можно прикрепить файл, с полным текстом отчёта. Этой возможностью
можно воспользоваться в том случае, если пользователь уже имеет текст отчёта,
который он сформировал для передачи в другие информационные системы, например,
РФФИ. Так же стоит прикреплять отчёт в виде файла в том случае, если он сопровождается
большим количеством иллюстративного материала. В остальных случаях для размещения
отчёта следует воспользоваться ссылкой «Отчет о НИР (ГОСТ 7.32-2001)» в меню работы с НИР.
Для возврата на страницу НИР служит ссылка «Вернуться на страницу НИР».
Планируемые показатели выполнения этапа НИР
На этой странице вводится количество планируемых при выполнении этапа публикаций,
количество планируемых результатов интеллектуальной деятельности (патентов,
свидетельств о регистрации прав на ПО …), предполагаемое количество защищенных
кандидатских и докторских диссертаций ().
Рис. 29 Лист «Редактирование планов и итогов этапов, КТУ», планируемые показатели
Для ввода планируемых показателей на несколько лет вперед (Министерство образования
и науки требует планы по количеству публикаций, результатов интеллектуальной
деятельности и защит диссертаций на три года) необходимо ввести этапы НИР на эти
годы и после этого ввести плановые показатели.
Ожидаемые результаты выполнения этапа НИР
В дополнение к количественным планируемым показателям можно ввести текстовую
информацию по ожидаемым результатам при выполнении этапа НИР ().
Рис. 30 Лист «Редактирование планов и итогов этапов, КТУ», ожидаемые результаты
Результаты выполнения этапа НИР
Результаты выполнения этапа также вводится в текстовом виде ().
Рис. 31 Лист «Редактирование планов и итогов этапов, КТУ», результаты выполнения