Государственная итоговая аттестация
Содержание:
- ЕГЭ – единый государственный экзамен
- Что такое ГВЭ?
- Как работать на портале «Решу ОГЭ»
- Пандемия коронавирусной инфекции
- ОГЭ: предметы по выбору
- Дополнительные формы ГИА-9
- Сколько баллов необходимо получить на экзамене?
- Категории участников ОГЭ
- ГИА в форме ГВЭ
- РУССКИЙ ЯЗЫК
- Тесты для подготовки к ГИА
- Как подготовиться к ОГЭ?
- ГИА – государственная итоговая аттестация: ответы на главные вопросы
ЕГЭ – единый государственный экзамен
Эта форма государственной аттестации с 2009 года является единственно возможной в 11 классе. ЕГЭ является выпускным экзаменом для школ, гимназий и лицеев, а его результаты засчитываются как вступительный экзамен в ВУЗ. Чем выше сумма баллов, тем больше у абитуриента шансов поступить на желаемую специальность в высшее учебное заведение, в каком бы городе оно ни находилось. При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы – единые бланки, а содержание держится в строгом секрете.
Для получения аттестата выпускники 11 класса сдают два обязательных предмета: русский язык и математику. Кроме того, требуется сдать еще минимум два предмета по собственному выбору. Выбор зависит от того, в какой ВУЗ вы решили поступать, какую получать специальность.
С 2015 года ГИА по математике сдают в двух вариантах: базовом и профильном. Более углубленный профильный вариант выбирают те, кто планирует поступать в ВУЗ, предъявляющий особые требования по математике.
К сдаче ЕГЭ допускаются:
- выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений РФ с годовыми отметками по всем предметам не ниже «3», успешно написавшие итоговое сочинение (изложение);
- выпускники средних специальных учебных заведений;
- лица, закончившие среднюю школу в другом государстве.
Что такое ГВЭ?
ГВЭ — это тоже ГИА, государственная итоговая аттестация, которую сдают выпускники в школах России. Соответственно, ГВЭ-9—– это форма ОГЭ, а ГВЭ-11 — разновидность ЕГЭ. ГВЭ сдают ученики, имеющие серьезные ограничения по здоровью. Заявление на сдачу этого экзамена могут подать школьники:
• имеющие ОВЗ — ограниченные возможности здоровья;
• отбывающие наказание в исправительных колониях;
• учащиеся специализированных интернатов и закрытых школ;
• выпускники школ Крыма.
Подготовиться к экзаменам самостоятельно — очень непростая задача для ребенка
Если хотите готовиться быстрее и эффективнее, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM по всем предметам. Каждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+, в прошлом году мы помогли поступить на бюджет 140 тысячам выпускников со всей России. Консультация бесплатно!
Как работать на портале «Решу ОГЭ»
Новичкам сложно с первого раза разобраться, как работать на портале и на какие вкладки нажимать. На панели расположены кнопки с названиями школьных дисциплин, которые сдают ученики 9-х классов. Пользователю необходимо пройти регистрацию и заранее определиться с предметами.
Главная страница портала «Решу ОГЭ»
Для проверки своих знаний на начальной странице портала размещено 15 тренировочных заданий. Преимущество online-тестирования заключается в том, что девятиклассник находится в комфортных для него условиях и в спокойном режиме проверяет свои знания. Во время прохождения тестов школьник может пользоваться любой литературой и информацией.
15 тестовых вариантов
Главная задача дистанционного тестирования по ОГЭ заключается в том, чтобы школьник привык к вариантам заданий. Результаты анализа экзаменов за несколько лет показали, что более 60% задач были включены в билеты за прошлые годы. Поэтому для получения высоких баллов необходимо выполнить как можно больше тестов с помощью данного портала.
Польза от образовательного портала «Решу ОГЭ» неоценима, так как можно проходить не только готовые тесты, но и выполнять задачи по конкретным темам выбранных предметов. Это позволяет ученику лучше закрепить материал, даже если он владеет дисциплиной в целом.
Пандемия коронавирусной инфекции
За прошедшие несколько месяцев российские власти приняли ряд мер, чтобы минимизировать угрозу распространения коронавирусной инфекции среди школьников и студентов.
В декабре 2020 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что в 2021 году будет отменена досрочная сдача ЕГЭ для выпускников и ОГЭ (основного государственного экзамена) для девятиклассников.
«Мы понимаем, что для ребят, которые сдают ЕГЭ в 2021-м, это год непростой. В связи с принятыми мерами на фоне эпидемиологической ситуации мы внесли изменения в правила сдачи экзаменов», — отметил министр.
- РИА Новости
Напомним, в 2020 году из-за пандемии COVID-19 школьные экзамены переносили на более поздний срок, в результате основная волна ЕГЭ прошла с 3 по 23 июля. При проведении экзаменов в школах действовали меры безопасности, такие как социальное дистанцирование и измерение температуры, а также масочный режим. До основной волны сдачи экзаменов был проведён пробный ЕГЭ.
«Было принято решение провести 29 и 30 июня пробные экзамены и начать единые государственные экзамены именно с пробных, чтобы настроить всю систему, чтобы экзамен прошёл без сбоев, чтобы школьники, когда придут на экзамен, могли себя безопасно чувствовать в аудиториях и помещениях», — рассказывал Сергей Кравцов.
При этом обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике в 2020 году были отменены — оценки в аттестат выставлялись по итогам года. Аналогичное решение было принято в отношении ОГЭ для девятиклассников. Решившие получить высшее образование школьники могли сдать необходимые для поступления ЕГЭ. Подать документы для поступления можно было дистанционно в несколько вузов.
«Привычный порядок государственной итоговой аттестации и вступительных испытаний пришлось изменить из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Корректировка позволит обезопасить школьников и педагогов», — отмечали в кабмине.
Также из-за пандемии ученики многих российских школ и вузов были временно переведены на дистанционное обучение. При этом президент Владимир Путин исключил полный переход на такой формат обучения в будущем, назвав подобные слухи несерьёзными.
«Потому что как бы ни развивались технологии, именно совместная работа, творчество, прямое, непосредственное общение ученика и учителя — это то, что даёт высокое качество образования», — пояснял глава государства.
ОГЭ: предметы по выбору
Помимо обязательных экзаменов, школьники должны дополнительно сдать еще два любых из списка, опубликованного в приказе Министерства просвещения и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 года N 189/1513:
- физика;
- химия;
- биология;
- литература;
- география;
- история;
- обществознание;
- иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский);
- информатика.
Как с русским языком и математикой, ФИПИ публикует кодификаторы и КИМы для предметов по выбору. Для удобства мы собрали ссылки на них и минимальные баллы (согласно Письму Рособрнадзора от 13.02.2020 N 02-21) в таблицу:
Кодификаторы и КИМы |
Минимальный балл |
Максимальный балл |
Минимальный балл для профильного класса |
11 |
43 |
30 |
|
10 |
40 |
27 |
|
13 |
45 |
33 |
|
14 |
39 |
26 |
|
12 |
31 |
23 |
|
10 |
34 |
24 |
|
14 |
35 |
28 |
|
29 |
68 |
55 |
|
29 |
68 |
55 |
|
29 |
68 |
55 |
|
29 |
68 |
55 |
|
5 |
19 |
14 |
Дополнительные формы ГИА-9
ГИА в 9 классе также может проходить в формате:
- ГВЭ (государственного выпускного экзамена), который проводится как устное или письменное испытание с применением билетов, текстов, разного рода заданий для девятиклассников, обучавшихся:
- в исправительных учреждениях закрытого типа;
- за пределами РФ;
- на территории Крыма в 2014–2018 гг.,
и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
особой формы, установленной региональными органами исполнительной власти – в таком виде ГИА 9 проводится для тех, кто в рамках общеобразовательной программы изучал национальную литературу и язык и выбрал для итоговой аттестации экзамен по родному языку и/или литературе.
Сколько баллов необходимо получить на экзамене?
Для каждого экзамена есть свои проходные баллы, шкала пересчета и критерии оценивания. Давайте разберемся с каждым предметом.
В данной таблице вы можете увидеть количество баллов, которое необходимо набрать для той или иной оценки.
Помимо этого, существуют и частные случаи оценивания работы. Рассмотрим такой предмет, как русский язык. Например, две ученицы набрали одинаковое количество баллов — 34. У первой из них стоит отметка «отлично», а у второй — «хорошо». Казалось бы, набрали одинаковое количество баллов, но отметки, полученные за экзамен, разные. Вторая ученица спешит подать на апелляцию, однако торопиться в этом деле не стоит. Для начала нужно разобраться, в каких заданиях у второй ученицы присутствуют ошибки.
Для того чтобы получить отметку «5» по русскому необходимо выполнить определенные условия: если ученик набрал менее 6 баллов по критериям ГК1 — ГК4 (критерии оценивания грамотности), то ему поставят оценку «4» независимо от общего количества баллов. Грамотность оценивают по изложению и сочинению, следовательно, вторая ученица сделала ошибки в одном из этих заданий.
С аналогичными случаями можно столкнуться на экзамене по математике. Если ученик не набрал минимум два балла по модулю «Геометрия», то будет выставлена оценка «2».
В таких случаях нужно быть особо внимательными, поэтому в процессе подготовки следует изучать критерии оценивания работы.
Также во многих школах после 9 класса начинается профильное обучение. Чтобы попасть на какой-либо профиль, нужно набрать по профильным предметам определенное количество баллов. Порог устанавливает школа.
Категории участников ОГЭ
Действующие с осени 2016 года образовательные стандарты (ФГОС ОВЗ и УО) определяют ОВЗ как значительные медицинские проблемы:
- со зрением или слухом (частичная или полная утрата);
- с речью (серьезные случаи дисфункции речевого аппарата);
- с опорно-двигательной системой;
- с психическим развитием (в том числе и диагностированные аутистические расстройства).
Заключение о наличии проблем со здоровьем дает психолого-медико-педагогическая комиссия. Документ, подтверждающий ОВЗ, носит рекомендательный характер: школьник может проходить аттестацию на общих основаниях или воспользоваться льготными условиями и дополнительными правами, предоставленными законом. Если выбран второй вариант, то в пункт проведения экзамена (обычно ППЭ устраиваются в образовательных организациях, где учатся участники ГИА) надо подать заявление, в котором указываются необходимые ребенку особые условия, и приложить копию заключения комиссии.
ГИА в форме ГВЭ
ГИА проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.
Для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам (т.е. по русскому языку и математике).
В соответствии с пунктом 22 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ), обеспечивают проведение ГИА.
Для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов ОИВ организуют проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Для участников ГИА с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), для участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ обеспечивают создание следующих условий проведения ГИА:
проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа, увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут;
организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
Для участников ГИА с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, и копии рекомендаций ПМПК) ОИВ обеспечивают создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов;
использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств;
оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);
копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов государственной итоговой аттестации в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);
выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тесты для подготовки к ГИА
Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ), которое содержит 40 тренировочных вариантов экзаменационной работы, а также итоговая контрольная работа.
Пособие составлено в соответствии с требованиями государственной итоговой аттестации (ГИА), включает задания разных типов и уровней сложности.
К каждому варианту даны информация о тексте сжатого изложения, ответы для самопроверки на все задания и рекомендации для написания сочинения.
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Вариант 11
- Вариант 12
- Вариант 13
- Вариант 14
- Вариант 15
- Вариант 16
- Вариант 17
- Вариант 18
- Вариант 19
- Вариант 20
- Вариант 21
- Вариант 22
- Вариант 23
- Вариант 24
- Вариант 25
- Вариант 26
- Вариант 27
- Вариант 28
- Вариант 29
- Вариант 30
- Вариант 31
- Вариант 32
- Вариант 33
- Вариант 34
- Вариант 35
- Вариант 36
- Вариант 37
- Вариант 38
- Вариант 39
- Вариант 40
- Итоговая работа
Тренировочные тесты состоят из 3 частей.
Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 тестовых заданий с выбором ответа (А1-А7) и 14 заданий с кратким ответом (В1-В9).
К каждому заданию с выбором ответа (А1-А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком. Ответы к заданиям В1-В9 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми.
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который помещён во второй части. Это сочинение небольшого объёма (50-100 слов), в котором требуется, перечитав данное в задание высказывание известного учёного или писателя, касающееся лексики, грамматики или других разделов языкознания, роли и своеобразия русского языка, пояснить своё понимание этого высказывания и подтвердить правильность понимания путём приведения примеров из исходного текста. Это задание выполняется на отдельном листе.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут).
В конце каждой части приведены ответы к тестам, а также информация о микротемах текста части 1 (для сжатого изложения) и рекомендуемые ответы на задание С — краткие суждения о смысле предложенного для анализа высказывания и рекомендации относительно примеров, которые можно использовать для подтверждения справедливости собственных мыслей.
Предлагаемые в пособии материалы помогут выпускникам 9 класса получить представление об экзаменационных материалах, потренироваться в выполнении заданий всех трёх частей экзамена и повторить всё то, что узнали о русском языке и речи за годы обучения в школе.
Как подготовиться к ОГЭ?
Подготовкой к ОГЭ лучше всего заняться заранее, так что восьмиклассникам, перешедшим в 9 класс, не стоит расслабляться этим летом. Мы предлагаем несколько шагов, которые помогут структурировать подготовку и сдать ОГЭ на высокий балл:
Шаг 1. Определитесь с предметами по выбору
Если к экзаменам по русскому языку и по математике готовиться придется в любом случае, то с предметами по выбору дело обстоит иначе. Чем раньше вы решите, какие дополнительные экзамены собираетесь сдавать, тем больше времени на подготовку у вас будет.
Теоретически, вы можете сдавать больше двух предметов по выбору — так делают те, кто хочет повысить свои шансы на поступление в колледж или на желаемый профиль.
Шаг 2. Изучите кодификаторы и КИМы
Как только вы определились с предметами по выбору, просмотрите кодификаторы экзаменов и КИМы к ним, опубликованные на сайте ФИПИ.
Уже на этом этапе вы поймете, в каких темах вы разбираетесь хорошо, а какие следует «подтянуть», а также уясните, как построен экзамен.
Шаг 3. Прорешайте демоверсии
Вместе с кодификаторами и КИМами ФИПИ публикует и демоверсии — варианты экзаменационных заданий, похожие на те, которые будут на настоящем экзамене.
Обязательно делайте задания на время. Засекайте ровно столько минут, сколько указано в демоверсии, чтобы почувствовать, успеваете ли вы или вам нужно больше тренироваться.
Шаг 4. Заполняйте пробелы
Как только вы выяснили, где ваши «слабые места», начинайте тренироваться.
Просмотрите методические рекомендации для индивидуальной подготовки от ФИПИ. Так вы лучше поймете, чего именно от вас хотят авторы экзаменов. В этих рекомендациях обязательно будет и дополнительная литература, которую вы уже можете найти и изучать:
Список дополнительных книг, который советуют составители методических рекомендаций для ОГЭ 2020 по литературе
Поищите дополнительные курсы. Необязательно записываться на занятия по подготовке к ОГЭ сразу. Но чем раньше вы будете представлять, какие у вас есть возможности и сколько денег и времени вам будет нужно на подготовку в течение учебного года, тем больше у вас будет шансов оказаться на лучших курсах.
Шаг 5. Банк заданий
При подготовке обязательно решайте задачи и отвечайте на вопросы из открытого банка заданий ОГЭ. В нем собраны задания по всем предметам за прошлые годы, и база постоянно обновляется.
Так выглядит открытый банк заданий ОГЭ по химии
Старайтесь решать хотя бы по несколько заданий в день — так вы набьете руку и привыкнете к формулировкам и формату экзамена.
Шаг 6. Не прогуливайте занятия в школе
Ваши учителя будут проводить консультации и уроки по подготовке к ОГЭ. Не стоит этим пренебрегать. Преподаватели помогут вам со сложной темой, дадут совет, укажут на ловушки экзамена и подскажут, как быстрее решать то или иное задание.
Шаг 7. Следите за обновлениями на сайте ФИПИ
Обычно ФИПИ публикует кодификаторы и КИМы для экзаменов в грядущем году осенью. Чем раньше вы увидите обновленные материалы, тем быстрее поймете, изменилось ли в них что-нибудь по сравнению с прошлым годом. Если изменилось, то вы легко скорректируете программу подготовки, а если нет, то вам повезло, и вы можете заниматься дальше.
ГИА – государственная итоговая аттестация: ответы на главные вопросы
Сначала – краткий толковый словарь, разъясняющий суть терминов, употребляемых в образовательной среде. Эти термины используют, в основном, чиновники, поэтому по большей части они остаются непонятными для родителей старшеклассников, которые во времена своей школьной жизни знали только, что такое «переводные» и выпускные экзамены.
Итак, ГИА – подведение итогов обучения за 9 и 11 лет, в выпускных классах:
- ОГЭ (основной государственный экзамен) – для девятиклассников
- ЕГЭ – единый госэкзамен для выпускников 11 класса
Принципиального отличия между единым и основным экзаменом в данном случае не существует. Разница же между экзаменами в девятом и одиннадцатом классе заключается только в объеме усвоенных и проверяемых знаний, и в том, что у девятиклассника еще есть два года, чтобы все исправить. То есть, по факту, для девятиклассников ОГЭ является своего рода репетицией перед основным итоговым экзаменом.
Существует еще один вид экзамена — ГВЭ (государственный выпускной экзамен), который представляет собой письменную форму государственной аттестации по русскому языку и математике, которая оценивается, как в старые добрые времена – по понятной старшему поколению пятибалльной системе.
Н. Бутулова сообщила, что в 2021 году ГВЭ, кроме детей с ограниченными возможностями, могут сдавать выпускники школ, которые не планируют продолжать обучение в ВУЗах. Выпускникам одиннадцатых классов разрешено в 2021 году сдавать ГВЭ только по русскому языку, а девятиклассники смогут выбирать между русским языком и математикой.
ГВЭ тоже ничем, по сути, не отличается от ЕГЭ и ОГЭ, кроме того, что итоги этой аттестации не дают права поступления в ВУЗ, но зато с этими результатами открыта дорога в колледжи. Здесь главное, чтобы средний «проходной» балл позволил пройти конкурсный отбор. Ну, и конечно, если для поступления в колледж требуется пройти дополнительное испытание (физ. подготовка, конкурсный рисунок, актерское мастерство, собеседование и т.д.), то к нему тоже лучше подготовиться заранее.
Естественно, после сдачи ГВЭ и окончания колледжа дорога в ВУЗ, при желании, открыта: при этом она значительно легче и короче. Когда есть понимание, чему хочется посвятить свою жизнь в дальнейшем, да и практический опыт присутствует, которого пока не дают ВУЗы, повышать свою квалификацию и получать высшее образование намного легче.
Задания для ГВЭ в 11-х классах были опубликованы еще до 01.09.2020 года на официальном сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). И у выпускников, и у учителей была возможность ознакомиться с демонстрационными заданиями в течение учебного года, и вопросов они вызвать не должны.
Девятиклассники, выбравшие ОГЭ, в этом году будут сдавать математику и русский язык, а вместо двух других экзаменов – одна контрольная работа, на выбор. Контрольные работы уже сейчас находятся в открытом доступе, но регионам предоставлена возможность выбирать задания из предоставленного материала. Их можно взять в полном объеме или сократить, корректируя время, отведенное для выполнения.
Нино Бутулова обратила внимание, что объем работ можно сокращать, но полностью от них отказаться или заменить задания нельзя. Главная цель проведения контрольных работ – промежуточный анализ уровня знаний учащихся
Благодаря результатам контрольных работ учителя смогут получить представление, над чем нужно активно поработать в старших классах. Девятиклассники же оценят таким образом собственный потенциал, чтобы определиться с выбором дальнейшего профильного обучения, так как в этом возрасте у многих школьников уже сформировано более-менее четкое представление о будущей профессии.
Оксана Решетникова, директор института педагогических измерений, сообщила, что проверка контрольных будет выполняться педагогами школ, и потому результаты контрольных не повлияют на оценки, которые будут выставляться в аттестатах, и на допуск к ГИА.
Для некоторых выпускников неприятным сюрпризом стала отмена досрочного периода проведения экзаменов. Но это вынужденная мера, продиктованная сложившейся на сегодняшний день эпидемиологической обстановкой в мире.