Что такое аббревиатура в русском языке? как писать аббревиатуры?

История

20 октября 1930 года на Коллегии Народного комиссариата земледелия СССР было принято решение об объединении институтов заочного сельскохозяйственного обучения Наркомземов СССР и РСФСР с созданием на их базе Института массовой заочной подготовки и переподготовки сельскохозяйственных кадров Народного комиссариата земледелия СССР и Народного комиссариата земледелия РСФСР — ЦИЗО.

В 1935 г. ЦИЗО был реорганизован во Всесоюзный институт повышения квалификации и заочного образования (ВИПКИЗО).

В 1941 г. ВИПКИЗО и заочные отделения Тимирязевской академии, Московского гидромелиоративного института, Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства и Московского института землеустройства были объединены во Всесоюзный институт заочного образования (ВИЗО) Наркомзема СССР.

Во время Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в город Омск, после окончания войны институт возвратился на базу Московской сельскохозяйственной академии.

В 1946 г. ВИЗО был реорганизован во Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (ВСХИЗО) и был переподчинён Министерству высшего образования СССР.

В 1946—1954 годах ВСХИЗО располагался на территории Московской сельскохозяйственной академии и использовал её учебную базу.
В то время институт состоял из трёх факультетов: агрономического, зоотехнического и инженерного.

Важным событием в развитии университета, определившим всю его дальнейшую деятельность, явилось получение в конце 1954 года самостоятельной учебной базы в усадьбе Пехра-Яковлевское в городе Балашиха.

До 1954 года в усадьбе находился Московский пушно-меховой институт, большой вклад в развитие которого сделал Иван Михайлович Медведев, руководивший им в 1939—1954 гг.

Все учебные корпуса Московского пушно-мехового института были переданы ВСХИЗО. Многие ученые и преподаватели института также перешли работать во ВСХИЗО.

В 1955 г. в институте работали уже 20 кафедр. К этому времени институт выполнял роль Учебно-методического центра системы высшего сельскохозяйственного образования.

В 1956 г. была открыта очная и заочная аспирантура, а с 1961 г. институту разрешено принимать к защите кандидатские диссертации по сельскохозяйственным, техническим и экономическим наукам.

16 июля 1980 г. ВСХИЗО был награждён орденом «Знак Почёта».

В 1995 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации ВСХИЗО был переименован в Российский государственный аграрный заочный университет (РГАЗУ).

В 2001 году приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 1104 от 27.12.2001 г. университету был придан статус федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования.

В 2011 г. университет переименован приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 132 «О переименовании ФГОУ ВПО и их филиалов» в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный заочный университет».

Критика

В РГАЗУ отсутствует государственная аккредитация следующих направлений:

  • 38.03.01 Экономика (Бакалавриат)
  • 38.03.02 Менеджмент (Бакалавриат)
  • 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (Бакалавриат)
  • 06.04.01 Биология (Магистратура)
  • 20.04.02 Природообустройство и водопользование (Магистратура)
  • 38.04.08 Финансы и кредит (Магистратура)
  • 05.06.01 Науки о земле (Аспирантура)
  • 06.06.01 Биологические науки (Аспирантура)
  • 09.06.01 Информатика и вычислительная техника (Аспирантура)
  • 35.06.01 Сельское хозяйство (Аспирантура)
  • 35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (Аспирантура)
  • 36.06.01 Ветеринария и зоотехния (Аспирантура)
  • 38.06.01 Экономика (Аспирантура)

В случае отсутствия государственной аккредитации по конкретным направлениям обучения, вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность по этим направлениям и выдавать документы собственного образца. При этом, вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца (государственного образца) и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

Какие виды существуют? Какие между ними сходства и различия?

Виды аббревиатур различаются по способам их образования:

  1. Инициальные, образованные из начальных букв или звуков. При использовании в речи первых произносятся названия букв. ГТО — гэ-тэ-о; РЖД — эр-жэ-дэ. Звуковые сокращения читаются как слово: СМИ, ТАСС, ГУМ.
  2. Слоговые — составленные из частей слов. Завхоз, спецназ, комбат. Инициально-слоговые, объединяющие буквы и слоги. КамАЗ, ГЛОНАСС.
  3. Сложение части слова с целым. Сбербанк, литфонд, горбольница.
  4. Соединение части основы с целым словом в Твор. падеже. Завбиблиотекой, управделами. Не склоняются: К нам прислали новую завлабораторией.
  5. Сочетание начала первого слова и начала/конца второго. Мопед, военкомат.

Школы для необычных детей

Теперь об учебных заведениях для особенных детей. Их на официальном языке называют «учащимися с ограниченными возможностями здоровья» – с ОВЗ.

  1. ГБПОУ КМБ – государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж малого бизнеса». Это целый образовательный комплекс, в котором получают образование и профессию дети с особыми потребностями. В КМБ есть программы от дошкольных (коррекционный детский сад) до средних профессиональных (колледж с инклюзивным обучением).
  2. ГКОУ СКОШИ – государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат. Как правило, у «скошей» есть специализации – для глухих, незрячих, с патологиями опорно-двигательного аппарата детей.

Учиться особенные дети с самого раннего возраста могут по обычным или специальным программам:

  1. ООП – основная образовательная программа (обычная, как и для остальных детей).
  2. АООП – адаптированная образовательная программа, то есть упрощенная, разработанная с учетом характера нарушений здоровья:

    • АООП ТНР – для детей с тяжелыми нарушениями речи;
    • АООП НОДА – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • АООП ЗПР – для детей с задержкой психического развития;
    • АООП УО – для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    • АООП РАС – для детей с расстройствами аутистического спектра;
    • АООП ФЗР – для детей с функциональными расстройствами зрения (косоглазием, амблиопией).
  3. НОО – начальное общее образование, младшие классы.
  4. ООО – основное общее образование, 9 классов.
  5. СОО – среднее общее образование, 11 классов.
  6. ЦПМПК – центральная психолого-медико-педагогическая комиссия. Она решает, нужны ли ребенку специальные условия в детском саду или школе.

Образование

В РГАЗУ обучается около 12000 студентов. Университет имеет лицензию на право образовательной деятельности в сфере среднего и высшего профессионального образования от 11 марта 2013 г. № 0584. Университет имеет филиал: Тульский институт агробизнеса (300007, Тульская область, г. Тула, ул. Оборонная, д. 95).

Основная база университета расположена на площади 56 гектаров — в центральной части городского округа Балашиха. Уникальное отличие университета — живописный парк с усадьбой «Пехра-Яковлевское», которые являются памятником архитектуры Федерального значения.

На территории, занимаемой РГАЗУ, находятся 14 учебных корпусов, 3 студенческих общежития, спортивный зал, гостиница, библиотека, читальный зал, столовая, типография.

Особое место в деятельности университета занимает научная библиотека, которая содержит уникальные фонды — более миллиона экземпляров, в том числе содержащие результаты современных научных исследований. Университет имеет собственный издательский центр и полиграфическую базу для обеспечения всем необходимым своих сотрудников и учащихся.

Таким образом, РГАЗУ является одним из крупнейших и ведущих учебно-производственных центров по подготовке соответствующих современным требованиям специалистов для агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства Российской Федерации.

Посмотреть предложения с аббревиатурами

Без аббревиатур не обходится ни устная, ни письменная практика. Правила написания:

  • Инициальные пишутся прописными буквами. ГАИ, ВОЗ, ГИБДД. За исключением: вуз, дзот. При добавлении суффиксов — строчные буквы: Гаишник проверил документ. Мидовский служащий подготовил выступление. Мне пришла странная эсэмэска.
  • Образования из частей основ пишем строчными буквами: завхоз, стенгазета, соцсети. Названия учреждений начинаются с прописной, как имена собственные: Сбербанк, Газпром, Минздрав.

Запомним, как писать аббревиатуры, если это иноязычные слова: 

  • Слоговые сокращения пишем прописными буквами: ФИФА, ФИДЕ
  • Сокращения иностранных букв — через дефис. Си-эн-эн, ай-кью
  • Заимствования могут писаться латиницей: CD-ROM, DVD. При соединении с русским словом ставится дефис: DVD-диск, Web-дизайн

Род иноязычных аббревиатур в русском языке определяется по русскому переводу главного слова заимствования: WTO —World Trade Organization — организация, ж. род.

Представление о том, что такое аббревиатура в русском языке, изменяется. На современном этапе развития языка эти лексемы получают новую модель образования. В интернет-сообществе для коммуникации используются не сокращения слов, а аббревиация целых предложений. Закон экономии речевых усилий проявляется в действии. В письменном общении привычными становятся аббревиатуры, выражающие сообщение. Пользователи соцсетей создают онлайн-словари интернет-аббревиатур: HAND (Have a nice day), AFAIK (As Far As I Know) и т. д. Большинство сокращений написано на латинице, однако появляются и кириллические варианты: ОБС — одна бабка сказала, БМП — без малейшего понятия, ЧАВО — частые вопросы, СЗОТ — сорри за оффтоп. Новые языковые единицы обладают большой экспрессивностью, они не ограничены номинативной функцией, а выражают эмоции и суждения по поводу обсуждаемых фактов.

Аббревиатуры-неологизмы не являются существительными и не имеют категории рода. Новый уровень их использования позволяет заменять целые фразы понятным для большинства пользователей сокращением. Это новые словообразовательные модели, судьба которых в языке еще не определена. Это материал для исследований ученых-лингвистов.

ФГК

ФГК

Фармакологический государственный комитет Минздрава России

гос., мед., РФ

—————

ФГК

финансовая группа компаний

организация, фин.

—————

  1. ФГГК
  2. ФГК

федеральная гидрогенерирующая компания

организация, энерг.

—————

ФГК

Федерация гандбола Кубани

организация, спорт

—————

ФГК

Федеральный гражданский комитет

партии «Гражданская платформа»

организация, полит.

—————

ФГК

Федеральная грузовая компания

—————

ФГК

Французский гражданский кодекс

Кодекс Наполеона

Франция, юр.

—————

ФГК

фосфорглицериновая кислота

ФГУ

ФГУ

фотогальванический усилитель

—————

ФГУ

фотогальванометрический усилитель

—————

ФГУ

федеральное государственное учреждение

Пример использования

ФГУ «Информационно-методический центр по экспертизе, анализу и маркетингу» МЗ РФ

—————

ФГУ

факультет государственного управления

образование и наука

—————

ФГУ

фабрика головных уборов

—————

ФГУ

Федерация гимнастики Узбекистана

организация, спорт, Узбекистан

—————

ФГУ

Федерация гимнастики Украины

организация, спорт, Украина

—————

ФГУ

Федерация гандбола Украины

организация, спорт, Украина

—————

ФГУ

фильтр-грязеуловитель

—————

ФГУ

фазовая граница устойчивости

техн.

—————

ФГУ

функционально-групповое управление

ФД

ФД

фискальные данные

—————

ФД

фазовый детектор

—————

ФД

фотодиод

—————

ФД

Феликс Дзержинский;

паровоз этой серии

серия паровоза

—————

  1. ФД
  2. финдиректор

финансовый директор

издание, фин.

журнал

—————

ФД

факультет дизайна

КГАСА

образование и наука

—————

ФД

фондовый дом

—————

ФД

флоппи-диск;

флоппи-дисковод

комп.

—————

ФД

финансовая дирекция

фин.

—————

  1. СПбФД
  2. ФД

Санкт-Петербургская федерация дебатов

с 2010

региональная общественная организация

организация, Санкт-Петербург, студ.

—————

ФД

феерический долбоебизм;

феерический долбоёб

—————

ФД

функциональная диагностика

—————

ФД

фоторадарный датчик

—————

ФД

Фёдор Двинятин

команда КВН

—————

ФД

функциональный дизайн

—————

ФД

Фаэтон девелопмент

в названии инвестиционной компании «ФД-груп»

организация

—————

ФД

фармакодинамика

фармакодинамический

мед.

—————

ФД

финансовый департамент

фин.

Пример использования

ФД Минэкономразвития России

—————

ФД

флюоресцентная диагностика

ФГП

ФГП

федеральное государственное предприятие

авиа, организация

Примеры использования

ФГП «Почта России»

ФГП «Липецкое авиапредприятие»

ФГП «Желдоринформзащита МПС России»

—————

ФГП

Фонд гуманитарных проектов

организация

—————

ФГП

физико-географическое положение

геогр., карт.

—————

ФГП

факультет глобальных процессов

МГУ им.

М. В. Ломоносова

образование и наука

—————

ФГП

форматы годового планирования

—————

ФГП

федеральная государственная программа

Пример использования

ФГП-2010 (Федеральная государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса до 2010 г.)

————————————

ФГП-

фронтальный гидравлический погрузчик

в маркировке ОАО «Владимирский тракторный завод»

в маркировке, г. Владимир, организация

Пример использования

ФГП-0,3

Как правильно делать склонение аббревиатур?

Разберем, что такое аббревиатура в русском языке, какие формы изменения имеют эти слова. 

Большинство сокращенных слов, состоящих из начальных букв или звуков, не склоняются. В первую очередь оканчивающиеся на гласную: ОСАГО, БСЭ, МГУ и т. д. Если последняя буква согласная, в редких случаях склонение возможно, они оговариваются в справочниках. Например, рекомендуют склонение аббревиатур в русском языке: ВАК, МХАТ, ГОСТ, ОМОН, СПИД. На письме окончание выделяют строчной буквой: В МХАТе сегодня премьера. Хлеб выпекли по ГОСТу. В устной речи допускается склонение большего количества сокращений, например: На МКАДе восьмикилометровая пробка. Сравните в официальных документах: На МКАД произошла авария.

Аббревиатурами называются образованные по определенной модели имена существительные. Они в предложении согласуются с прилагательными. Чтобы определить род прилагательного и связать его с неизменяемой аббревиатурой, нужно узнать главное слово в расшифровке. ВМФ — военно-морской флот, муж. род — героический ВМФ; РНБ — российская национальная библиотека, ж. род — замечательная РНБ.

Склонение аббревиатур, заимствованных из других языков, подчиняется общим правилам. Род определяется по русской расшифровке. ЮНЕСКО, НАТО — организация, ж.р. Встречается употребление НАТО как слова среднего рода по аналогии со словами на -о. Допустимо: НАТО распространило документ.

Как определить род аббревиатур, которые в процессе своего развития стали восприниматься как цельнооформленные слова и склоняться? По ассоциации со склоняемыми существительными: вуз, БАМ, Газпром, бомж — м.р. (о вузе, на БАМе, с Газпромом, у бомжа).

В предложениях с аббревиатурами, образованными из частей основ, увидим примеры склонений различного типа:

  • Частичные сокращения с второй частью — существительным мужского или женского рода в Им. падеже. Мой друг — артист Москонцерта. Фермеры получили комбайны по госзакупке. 
  • Слова со второй частью -ком, -бат, -рук, -торг, -фак. Мы студенты биофака. Разговор с комбатом вышел трудный. У военрука сегодня день рождения. Мы купили костюм в военторге.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector