Чем привлекательна профессия преподавателя, и как им стать?

Требования к работнику высшего учебного заведения

В зависимости от специализации педагога и его должностных функций и полномочий определяются требования к кандидату на должность. Преподаватель в вузе должен иметь:

  1. высшее профессиональное образование;

  2. опыт работы в должности педагога;

  3. знание государственных образовательных стандартов;

  4. глубокие знания предмета по своей специальности, желание совершенствоваться и расти профессионально;

  5. стремление знать последние новости в сфере образования;

  6. знание основ педагогики, психологии;

  7. знание методик обучения студентов и пр.

Преподаватель в вузе должен стремиться к самообразованию, узнавать о современных методиках и исследованиях (по своей специализации), поддерживать контакт со студентами (отвечать на их вопросы, направлять, поощрять и т.д.).

Образование преподавателя ВУЗа

Для того, чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности.

Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов. Защита диссертаций и получение ученых степеней дает возможность занимать должности доцентов и профессоров с последующим получением научных званий соответственно доцента и профессора.

Когда появились старосты или немного истории

Сейчас старосты есть в школах и ВУЗах, а кем они были задолго до нашего рождения?

Староста — «старший», «старшина», возглавляющий, руководящий группой людей, появился еще в древней Руси.

Эта должность чаще всего была выборной, и сами члены общины могли выбрать себе начальника.

В некоторых случаях старост назначали князья или их ближайшее окружение для того, чтобы они могли выполнять определенные обязанности:

  • собирать подати;
  • рассматривать и разрешать споры;
  • контролировать использование земель.

Слово «староста» произошло от «старший», «старейшина»

В 18-19 веках сельские старосты возглавляли сельские поселения.

Церковные же – обеспечивали ведение церковного хозяйства.

Староста должен был хорошо знать людей общины или прихожан и уметь доводить до них указы и распоряжения, а также контролировать их выполнение.

Что же изменилось с тех времен и что мы понимаем под словом «староста» сейчас?

Звания и научная иерархия в России

Что касается профессионалов, занимающихся преподаванием и / или исследованиями и работающих в университетах / исследовательских институтах или в промышленности, существует три атрибута: ученое (научное) звание, ученая (научная) степень и должность.

В настоящее время присвоены ученые звания

В России с 2018 года присвоены научные звания доцента (доцента) и профессора (профессора). Подробную информацию о званиях можно получить — на русском языке — на сайте Высшей аттестационной комиссии, которая в большинстве случаев отвечает за присвоение званий .

Часто слово «ранг» в России используется слишком часто и неправильно синонимично со степенями и должностями. Однако любые термины или названия, такие как «PhD», «Доктор / Доктор / Доктор», «Академик», «Декан», «старший научный сотрудник» и т. Д., Официально не являются званиями, хотя иногда их смешение встречается даже в документах. обычно переносится. Что касается ученых степеней в России, то они бывают: первая предлагаемая степень колледжа называется Diplom Диплом (Диплом), который приблизительно соответствует степени магистра ). Российские степени — это Kandidate Nauk (буквально кандидат наук , теперь может считаться примерно эквивалентным американскому PhD; Doktor Nauk (буквально доктор наук , высшая степень сейчас может считаться примерно эквивалентной немецкому Doctor habilitatus). .

Научные должности в России

Должности преподавателей в российских университетах: профессор (профессор), обычно доктор наук ; Доцент (доцент), обычно кандидат наук ; Старший преподаватель ( русский : старший преподаватель ) — обычно опытный преподаватель (более 3 лет опыта преподавания), имеющий российский диплом; примерно эквивалентно американской степени бакалавра, но не обязательно обладателя степени кандидата наук; Ассистент (ассистент) — преподаватель начального уровня. Кроме того, есть должности технического персонала : техник-исследователь (техник), заведующий лабораторией (лаборант) и связанный с ним персонал, как правило, не рассматриваются как преподаватели, большинство из них являются студентами или аспирантами. Как можно понять, каждый из терминов «доцент» и «профессор» в России имеет двойное значение: это название звания и должности.

К административным позиции принадлежат ректору ( русский : ректор ); Провост ( русский : первый проректор ); Проректоры (по учебной, научной, финансовой, внешнеэкономической деятельности); Декан ( русский : декан ); Заместители деканов (академический, исследовательский); Председатель ( руководитель ) отдела ( русский : заведующий кафедрой ); Начальник административных отделов.

В промышленности и в научно-исследовательских институтах существует гораздо больше разнообразных должностей, включая младших, обычных, старших, ведущих, главных исследователей, заведующего лабораторией, заместителя начальника и многих других. Обычно старший научный сотрудник имеет ученую степень кандидата наук, ведущий научный сотрудник — обладатель ученой степени доктора наук; Главный научный сотрудник обычно занимает почетную должность для обладателя степени доктора наук.

Важность рейтинга

Чтобы иметь право на занятие вышеупомянутых преподавательских или исследовательских должностей, звание обычно не требуется, хотя многое зависит от местного законодательства в университете. Тем не менее, в некоторых случаях звание может помочь при выборе в конкурсной процедуре. Кроме того, обладатель звания может претендовать на более высокую заработную плату на той же должности, чем его / ее коллеги без звания.

Напротив, степень — по крайней мере, кандидат наук — обязательна для доцента и доктора наук для должности профессора, а также для всех упомянутых административных должностей. В исследовательских центрах невозможно продвижение по службе выше старшего научного сотрудника без ученой степени кандидата наук и выше ведущего научного сотрудника без ученой степени доктора наук ; Старшие исследователи без степени кандидата наук или ведущие исследователи без степени доктора наук являются исключительными случаями после более чем 10 лет исследовательской работы.

Как правило, степень подтверждает полученную квалификацию ученого, тогда как звание, как уже было сказано, просто свидетельствует о его / ее способности действовать на определенной должности. Следовательно, до присвоения звания доцента или профессора человек должен был проработать какое-то время на должности доцента или профессора (или на определенных исследовательских и административных должностях, которые считаются сопоставимыми). Ниже подробно описана наиболее типичная академическая карьера в России.

Личные и профессиональные качества преподавателя

И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией. А для этого надо:

  • постоянно изучать литературу по специальности,
  • быть в курсе последних достижений в своей области,
  • не жалеть времени на подготовку к занятиям,
  • также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты.

Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе. Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.

Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.

Зарплата преподавателя университета

Уровень доходов преподавателя в вузе во многом зависит от престижности учебного заведения, стоимости обучения в нем, широты проводимой в нем научно-исследовательской деятельности. А также от уровня профессионализма и статуса преподавателя, величины ставки, в рамках которой он работает.

Карьерный рост

Преподаватель – это первый статус в карьерной лестнице специалистов, решивших посвятить себя науке. Далее следует должность ассистента, у которого есть диплом специалиста или магистра (и годовой стаж работы преподавателем). Затем сотрудник становится старшим преподавателем (этой должности соответствует трехлетний стаж или степень кандидата наук). По окончании аспирантуры и при наличии статуса кандидата наук специалист становится доцентом, а при получении степени доктора наук и пятилетнем опыте работы в вузе – профессором. Переход между ступенями карьерной лестницы, как правило, занимает достаточно много времени и сопровождается написанием публикаций, научных трудов. Чем выше статус – тем больше обязанностей может выполнять специалист, и тем более высокую зарплату он может получать.

Профессиональные знания

  1. Предметы, в рамках которых преподаватель ведет свою деятельность.
  2. Педагогика.
  3. Психология.
  4. Культура речи.
  5. Экономика образования.
  6. Информационные технологии.

Известные преподаватели университета

  1. С.В. Ковалевская, известный российский математик, первая женщина-профессор математики, сыгравшая большую роль для успеха движения за женские права.
  2. К.С. Станиславский, актер, театральный режиссер и преподаватель, ставший культовой личностью в области театрального искусства.
  3. К.Д. Ушинский, писатель, преподаватель, основоположник научной педагогики в нашей стране, один из наиболее известных педагогов дореволюционной России.

Как устроиться на работу в вуз

Вкратце алгоритм, по которому становятся преподавателем в университете, может выглядеть так:

  • Выбор вуза по душе, окончание бакалавриата, затем магистратуры. При этом желательно учиться хорошо, демонстрировать способности в избранной специальности, вести активную исследовательскую деятельность.
  • Поступление в аспирантуру. Неплохой вариант – работать ассистентом на кафедре того же вуза. После того как соискатель защитил диссертацию и стал кандидатом наук, при наличии вакансии он может быть назначен старшим преподавателем. В противном случае нужно или ждать своего шанса или подыскивать для себя другое место трудоустройства.
  • Защита кандидатской диссертации, за которой следует присуждение степени доцента университетским ученым советом. Большинство преподавателей останавливается на этом рубеже. Самые упорные поступают в докторантуру, где в течение нескольких лет пишут, а затем защищают диссертацию. И все это для того, чтобы получить звание доктора наук, открывающее путь к профессорской должности.

Найти место в вузе бывает непросто, очень многое зависит от его расположения и уровня престижа. Нередко в региональных университетах готовы взять на работу сотрудника, только вчера защитившего диплом. В столичных же высших учебных заведениях открытия вакантной должности приходится ждать годами.

Как стать доцентом после изменений в законодательстве РФ 2013 года

Современная российская наука все дальше уходит от советских корней. Меняются номенклатуры научных специальностей. Изменился и порядок присвоения звания «доцент». Это раньше достаточно было проработать определенный срок на кафедре. Теперь необходимо приложить несколько больше усилий.

В 2013 году были приняты новые правила присвоения ученых званий и степеней. Отныне упраздняется должность «доцент по кафедре». Остается только научная специальность, и кандидатуру рассматривает непосредственно Минобрнауки, с привлечением экспертов из различных областей.

Теперь для того, чтобы получить научное звание доцента, необходимо:

  • быть кандидатом наук;
  • иметь стаж преподавания по научной специальности не менее трех лет;
  • иметь научные публикации в реферируемых журналах, монографии, учебники и учебные пособия, изданные курсы лекций;
  • заниматься не только педагогической, но и научной деятельностью, руководить выпускными квалификационными работами, трудиться над диссертацией;
  • читать лекции и проводить практические занятия на высоком профессиональном уровне.

Тем не менее вопрос о том, доцент — это должность или ученая степень, остается открытым. Вузы сохранили за собой номенклатуру работников с соответствующей записью. Теперь эта должность присваивается не по кафедре, а по учебному заведению в целом. Чаще всего на данную должность избираются сотрудники, уже имеющие ученую степень доцента и защищенную кандидатскую диссертацию.

Преподаватель

Это первая ступень. На эту должность принимают тех, кто имеет диплом магистра или специалиста. Поэтому теперь вы знаете, как стать преподавателем в вузе без аспирантуры. Сложнее всего пробиться на вакансию вуза тем, кто имеет диплом бакалавра. Как правило, таких кандидатов принимают только в качестве замены основного преподавателя на практических занятиях.

Эта должность совмещает в себе обязанности предыдущей, а также обязывает читать лекции, подготавливать методические пособия для студентов. Требование к этой должности одно: потенциальный кандидат на должность старшего преподавателя должен обладать ученой степенью кандидата наук или имеет стаж педагогической работы не менее трех лет.

Профессор и доцент: сходства и отличия

И профессор, и доцент — это работники университетов и других вузов, занимающиеся исследовательской, научной, преподавательской и административной деятельностью. Однако у сотрудников, занимающих эти должности, есть существенные отличия.

Профессора — это научные работники, занимающиеся в основном исследовательской деятельностью, имеющие немалый практический стаж и огромный багаж знаний. Чаще всего они являются докторами каких-либо наук, либо кандидаты, но с изданными монографиями. Это признанные в своей области исследований деятели, заслужившие определенное доверие научной общественности.

Профессора ведут очень небольшую педагогическую деятельность, обычно только в сфере своих научных интересов. Основная их работа направлена на подготовку аспирантов и исследования по своей теме. Профессора обычно занимают ведущие административные должности в вузах.

Независимо от того, доцент — это должность или ученая степень, его положение в условной иерархии университета несколько ниже. Чаще всего это кандидат определенных наук, имеющий практический опыт и преподающий дисциплины своей специальности.

Выпускникам аспирантуры, успешно защитившим диссертацию, присуждается звание кандидата наук. При наличии не менее трех лет педагогического стажа и солидного багажа научных изданий они могут сразу претендовать на должность доцента.

Образование

Это самый первый пункт, с которым сталкиваются новички. Чтобы стать преподавателем в вузе, надо иметь диплом о высшем образовании. При этом нужно быть как минимум специалистом или магистром.

Прием на работу бакалавра станет исключением из правил. Это возможно только при наличии практического опыта работы по специальности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Наличие оконченной аспирантуры дает большие преимущества тем, кто интересуется, как стать старшим преподавателем в вузе. Такой специалист может принимать участие в различных конкурсах на замещение должностей научных сотрудников.

Если преподаватель защитил диссертацию и получил ученую степень, он может претендовать на вакансию доцента или профессора.

О профессии «преподаватель в вузе»

Профессия «преподаватель в вузе» считается престижной и уважаемой. Данная специальность предоставляет возможности карьерного роста до старшего преподавателя или профессора при наличии ученой степени и стажа работы в качестве преподавателя.

Чтобы работать в этой должности кандидат должен соответствовать квалификационным требованиям, обладать специальными навыками и умениями, глубокими знаниями своего предмета и пр. Профессиональные обязанности педагога обширны: преподаватель ведет семинары, участвует в различных (в том числе международного масштаба) мероприятиях, публикуется в научных изданиях и пр.

Как стать старостой

Старостой обычно становятся двумя способами:

  • назначение деканатом или куратором;
  • избрание одногруппниками. 

Первый вариант не самый удачный, потому что человек, который назначается решением свыше, будет казаться одногруппникам подозрительным. В этом случае формальному лидеру придется сначала завоевать уважение и доверие своих сверстников. А потом уже вплотную заниматься выполнением своих обязанностей.

Второй, демократичный вариант является наиболее удачным. 

Выборы в группе

Когда старосту выбирают внутри самой группы, предполагается, что избран будет именно тот человек, которому доверяет и симпатизирует наибольшее количество учащихся. В этом случае лидеру не придется завоевывать авторитет, у него уже будет уважение и доверие одногруппников и ему проще будет справляться со своими обязанностями. Сам выбор обычно осуществляется простым открытым голосованием. 

Критерии выбора

Чаще всего выбор одногруппники делают между теми ребятами, которые сами вызвались на роль старосты. При этом учитываются следующие качества кандидатов:

  • справедливость; 
  • хорошая успеваемость; 
  • гибкость в общении; 
  • умение и желание при необходимости отстаивать интересы одногруппников;
  • личная симпатия.

Часто именно личная симпатия или антипатия становится решающим фактором при проведении голосования.

Качества личности, подходящие для старосты

Далеко не каждый студент может качественно выполнять обязанности старосты. Это роль подойдет общительным, активным и ответственным людям. 

Другими немаловажными качествами для лидера группы считаются:

  • приличная успеваемость; 
  • ответственность;
  • воспитанность и желание общаться с преподавательским составом вуза;
  • обязательный авторитет у студентов группы; 
  • внутреннее принятие правил вуза и строгое следование им;
  • твердый характер;
  • повышенное чувство справедливости. 

II. Должностные обязанности

Преподаватель:

  1. Проводит обучение студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
  2. Обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса, развивает у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности.
  3. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии, способствующие лучшему усвоению студентами необходимых теоретических и практических знаний по специальности, а также формированию навыков аналитической работы.
  4. Формирует у студентов профессиональные умения, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности.
  5. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.
  6. Осуществляет:
    1. 6.1. Чтение лекций.
    2. 6.2. Проведение практических занятий, семинаров, итоговых собеседований, коллоквиумов, имитационных игр, тестирования, самостоятельных занятий.
    3. 6.3. Прием и проверку курсовых работ, рефератов, письменных контрольных работ, структурированных проблемных сочинений, эссе, выпускных квалификационных (дипломных) работ.
    4. 6.4. Прием зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов.
    5. 6.5. Планирование самостоятельной работы студентов и руководство такой работой.
  7. Дает консультации студентам в специально отведенные часы.
  8. Принимает участие в разработке программ производственной и преддипломной практики.
  9. Несет ответственность за качество подготовки выпускников.
  10. Организует научно-исследовательскую работу, обеспечивающую высокий научный уровень образования, осуществляет руководство этой работой и вовлекает в нее студентов.
  11. Принимает участие в собраниях преподавателей и в других формах учебно-методической деятельности.
  12. Принимает участие в подготовке программ и необходимых учебных и методических материалов.
  13. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий.
  14. Повышает свой научно-теоретический уровень.
  15. Совершенствует практический опыт, профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство.
  16. Соблюдает права и свободы студентов, уважает права и личное достоинство будущих специалистов, проявляет заботу об их культурном развитии.
  17. Следует общепринятым нравственным и этическим нормам.

Разновидности кандидатской степени по отраслям науки

Российская Федерация

В зависимости от специальности, по которой происходит защита кандидатской диссертации, соискателю в России присуждается одна из следующих учёных степеней:

Список кандидатских степеней по отраслям науки и их сокращения
Название степени Сокращение согласно (недействующему)приказу Миннауки РФ Используемые в РАН сокращения
Кандидат архитектуры канд. архитектуры к. арх.
Кандидат биологических наук канд. биол. наук к. б. н.
Кандидат ветеринарных наук канд. ветеринар. наук к. вет. н
Кандидат военных наук канд. воен. наук к. воен. н.
Кандидат географических наук канд. геогр. наук к. г. н.
Кандидат геолого-минералогических наук канд. геол.-минерал. наук к. г.-м. н.
Кандидат искусствоведения канд. искусствоведения к. иск.
Кандидат исторических наук канд. ист. наук к. и. н.
Кандидат культурологии канд. культурологии к. культ.
Кандидат медицинских наук канд. мед. наук к. м. н.
Кандидат педагогических наук канд. пед. наук к. пед. н.
Кандидат политических наук канд. полит. наук к. полит. н.
Кандидат психологических наук канд. психол. наук к. п. н.
Кандидат сельскохозяйственных наук канд. с.-х. наук к. с.-х. н.
Кандидат социологических наук канд. социол. наук к. социол. н.
Кандидат теологических наук канд. теол. наук к. теол. н.
Кандидат технических наук канд. техн. наук к. т. н.
Кандидат фармацевтических наук канд. фарм. наук к. фарм. н.
Кандидат физико-математических наук канд. физ.-мат. наук к. ф.-м. н.
Кандидат филологических наук канд. филол. наук к. ф. н.
Кандидат философских наук канд. филос. наук к. филос. н.
Кандидат химических наук канд. хим. наук к. х. н.
Кандидат экономических наук канд. экон. наук к. э. н.
Кандидат юридических наук канд. юрид. наук к. ю. н.

Существует, но в настоящее время не присуждается степень кандидата военно-морских наук (присуждалась с 1930-х до конца 1970-х). Некоторое время (в 1940-х годах) учёная степень кандидата искусствоведения называлась «кандидат искусствоведческих наук». Учёная степень кандидата политических наук существовала в 1940-х гг., затем была отменена, в 1990-х гг. вновь введена.

В педагогических науках до 1950 года к наименованию ученой степени обязательно добавлялось описание узкой специализации («… по методике истории», «… по физической культуре» и т. п.). Спорадически в названии научной специальности подобные уточнения присутствовали до конца 1960-х годов. Учёная степень по психологическим наукам начала присуждаться с 1968 года. До этого (с 1953 года) присуждалась ученая степень «кандидат педагогических наук (по психологии)».

Аббревиатуры учёных степеней были установлены Министерством науки и технологий Российской Федерации в 1998 году для целей заполнения форм, сопровождающих обязательные экземпляры диссертаций, положение в настоящее время отменено.

25 сентября 2015 года Высшей аттестационной комиссией был утвержден паспорт новой научной специальности «Теология». Теперь по этой специальности можно защищать диссертационные работы и получать учёные степени кандидата и доктора наук.

Многие специальности допускают присуждение соискателям учёной степени по нескольким вариантам отраслей наук в зависимости от преобладающей предметной области конкретной диссертации. Например, по специальности 02.00.04 (физическая химия) могут быть присуждены степени кандидата физико-математических, технических или химических наук. При этом, однако, соблюдается принцип «одна диссертация — одна отрасль наук» независимо от количества специальностей диссертации и отраслей наук специальности. Также конкретный диссертационный совет может быть ограничен в номенклатуре присуждаемых степеней, в зависимости от отрасли.

Украина

Список степеней, присуждаемых украинским учёным, в основном повторяет российский, за следующими исключениями:

  • Геолого-минералогические науки в названиях степеней заменены на геологические науки;
  • Введены степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту, кандидата наук по государственному управлению, кандидата наук по социальным коммуникациям. Выделяется также отрасль наук «Национальная безопасность», однако по ней присуждаются степени кандидатов военных, технических, юридических и других наук — степени кандидата наук по национальной безопасности нет.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector