Чем занимается дирижер? его основные обязанности
Содержание:
- Современность
- Плюсы и минусы дирижерства
- Кто тут главный?
- Германия
- Сколько получают
- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕМЛЕВСКОГО ОРКЕСТРА
- ДУХОВАЯ МУЗЫКА В КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ
- ДУХОВАЯ МУЗЫКА В ПАРКАХ
- ФЕСТИВАЛИ ДУХОВОЙ МУЗЫКИ
- ДУХОВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Как понять классику?
- литература
- Перспективы профессии
- Артуро Тосканини
- Дирижеры
- Сэр Томас Бичем
- Лучшие вузы для обучения
- Кому подходит
Современность
Инструменты дирижёра — партитура и палочка
Поскольку не все завоевания «аутентистов» являются бесспорными, большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века (сочинения более отдалённых времён неаутентисты исполняют редко) ищут свою золотую середину между романтизмом и «аутентизмом», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке.
Исполнение симфонической музыки требует от современного дирижёра, помимо музыкальной одарённости, специально тренированного слуха (для дирижёра, как считал Бруно Вальтер, важнее абсолютного слуха восприимчивость к оттенкам динамики, к звуковым пропорциям между отдельными голосами) и чувства формы, основательной музыкально-теоретической подготовки и широких знаний в области музыкальной литературы. Более того, писал Бруно Вальтер, «только крупная исполнительская личность может понять и раскрыть великое в творчестве другого». Для оперного дирижёра необходимы ещё и драматургическое чутьё и хорошая осведомлённость в области вокальной технологии. Как художественный руководитель музыкального коллектива дирижёр должен быть психологом, педагогом, обладать организаторскими способностями и лидерскими качествами.
В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений; без палочки ещё в первой половине XX века дирижировали Василий Сафонов (с начала 20-х годов) и Леопольд Стоковский. Лео Гинзбург отмечал, что в научной литературе с годами всё меньше внимания уделяется мануальной технике: она очень индивидуальна и на практике нередко опровергает любые теории. Здесь можно обозначить лишь общие контуры: самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников. В своё время Рихард Вагнер вызывал негодование публики тем, что симфоническими сочинениями дирижировал наизусть; в XX веке выступления в концертах без партитуры на пульте и даже без пульта стали нормой: «Хороший дирижёр, — говорил Ганс фон Бюлов, — держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре». Если дирижёр не может оторваться от партитуры, писал Ф. Вайнгартнер, он не более чем отбиватель такта и не имеет права претендовать на звание артиста. Для Вагнера и Бюлова и для их многочисленных последователей важен был зрительный контакт с оркестром; с другой стороны, и Вайнгартнер в своё время напоминал, что публика «должна слушать музыку, а не удивляться хорошей памяти дирижёра», и часто можно наблюдать, как дирижёр перелистывает партитуру, почти не заглядывая в неё — не отрывая взгляда от оркестра; многие, во всяком случае, считали и считают демонстративное дирижирование наизусть дурным тоном.
Сфера применения дирижёрского искусства уже в XX веке существенно расширилась: к концертной эстраде и музыкальному театру добавились кинематограф, радио, телевидение и студия звукозаписи. При этом в кино, как и в драматическом театре, дирижирование носит прикладной характер, а на радио, телевидении и в студии утрачивается непосредственный контакт со слушателями: «Создаётся, — пишет Лео Гинзбург, — своеобразная продукция промышленного порядка».
Профессия дирижёра и в настоящее время остаётся преимущественно мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёры-женщины: на рубеже столетий открытыми концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее; успешным дирижёром была Надя Буланже; Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 году. В СССР первой женщиной-дирижёром стала Вероника Дударова, впервые вставшая за пульт в 1944 году. Действующим дирижером женщиной в России сегодня является Сабрие Бекирова ученица Мусина Ильи Александровича
Плюсы и минусы дирижерства
В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.
Разберем плюсы:
- Быть старшим и главным всегда приятно;
- Появляется значимость и уважение в коллективе;
- Частые гастроли;
- При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
- Есть вероятность стать медийной личностью;
- Высокий уровень оплаты труда.
А теперь о минусах:
- Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
- Придется долго учиться;
- Высокая ответственность;
- Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.
Кто тут главный?
Руководит оркестром дирижер. Он — первый среди равных. Именно ему принадлежит художественная трактовка произведения всеми музыкантами оркестра. Он помогает оркестру работать как единое целое. Исполнение симфонической музыки требует от дирижера хорошо натренированного слуха, чувства стиля и формы, и главное — хорошего вкуса.
Сегодня в руках каждого маэстро можно увидеть дирижерскую палочку. Она делает движение кисти более заметным для коллектива. Кроме того, палочка позволяет добиться большей экспрессии.
— Музыканты в основном смотрят в ноты, но периферийным зрением всегда видят дирижера, — подчеркивает Ткаленко. — Взмах руки, предшествующий звуку, так называемый ауфтакт — это что-то вроде вдоха, в нем дается и темп, и характер музыки. При разных ауфтактах будет совершенно разная музыка.
Среди оркестровых аксиом: дирижер в процессе исполнения всегда должен предвосхищать и корректировать то, что прозвучит в следующее мгновение…
Но в симфоническом оркестре есть такая фигура, как концертмейстер — руководитель той или иной группы инструментов. Среди таких руководителей на первый план выходит концертмейстер группы первых скрипок. Он — одна из центральных фигур оркестра.
— Вся струнная группа во время игры обязана ориентироваться на смычок первой скрипки — концертмейстера оркестра. До начала репетиции или концерта он руководит настройкой всего оркестра, чтобы был единый строй, не было фальши. Также в его обязанности входит расстановка скрипичных штрихов — направление движения смычка. Во время исполнения можно заметить, что вся струнная группа существует, как один большой организм, и единое дыхание обеспечивается именно одинаковым движением смычков. Должен заметить, это огромная работа: до начала репетиций подготовить ноты, чтобы все могли по ним играть. От композитора — через нотного редактора, затем библиотекаря оркестра, концертмейстера — к музыкантам.
Во время музицирования дирижер посылает своего рода импульсы в оркестр, и музыканты должны реагировать на них, подчиняясь дирижерской воли. Концертмейстер — своего рода буфер, передаточное звено, потому что дирижера может «заносить», а концертмейстер должен все время играть с холодной головой, ни на что «лишнее» не реагировать, уверенно вести за собой всю группу позади себя. Для этой работы нужны железные нервы и высочайшее мастерство.
Перед началом концерта дирижер пожимает руку концертмейстеру. Рукопожатие — давняя традиция. Это своего рода акт приветствия и настройка на общую работу, поясняет маэстро томского оркестра.
Концертмейстер солирует во время исполнения композиции Джона Уильямса из фильма «Список Шиндлера»
По словам Ярослава Ткаленко, между концертмейстером и дирижером в оркестре царит атмосфера понимания. Кстати, с нынешнего сезона у томского симфонического оркестра — молодой концертмейстер. Народный артист России Сергей Зеленкин, который выполнял эту работу более 40 лет, передал лидерские права Анне Штрауб, выпускнице Новосибирской консерватории, молодой, одаренной скрипачке.
Германия
Город | Оркестр | Дирижер | Национальность |
Бамберг | Бамбергский симфонический оркестр | Якуб Хруша | Чешский |
Берлин | Берлинский филармонический оркестр | Кирилл Петренко | русский |
Берлин | Симфонический оркестр Берлинского радио | Владимир Юровский | русский |
Берлин | Немецкий симфонический оркестр Берлина | Робин Тиччати | Британский |
Берлин | Концертхаусорчестер Берлин | Кристоф Эшенбах | Немецкий |
Берлин | Staatskapelle Berlin | Даниэль Баренбойм | Израильский |
Бремен | Deutsche Kammerphilharmonie Bremen | Пааво Ярви | эстонский |
Кёльн | Gürzenich Orchestra Кельн | Франсуа-Ксавье Рот | Французский |
Кёльн | WDR Funkhausorchester | Уэйн Маршалл | Британский |
Кёльн | Симфонический оркестр WDR Кёльн | Кристиан Макелару | румынский |
Дортмунд | Дортмундерский филармонический оркестр | Габриэль Фельц | Немецкий |
Дрезден | Дрезденский филармонический оркестр | Марек Яновски | Польский |
Дрезден | Государственная капелла Дрездена | Кристиан Тилеманн | Немецкий |
Эссен | Эссенская филармония | Томаш Нетополь | Чешский |
Франкфурт | Frankfurter Opern- und Museumsorchester | Себастьян Вайгле | Немецкий |
Франкфурт | hr-Sinfonieorchester | Андрес Ороско-Эстрада | Колумбиец |
Галле | Staatskapelle Halle | (должность вакантна) | |
Гамбург | Гамбургер Симфоникер | Сильвен Камбрелинг | Французский |
Гамбург | Симфонический оркестр NDR | Алан Гилберт | Американец |
Ганновер | НДР Радиофилармония | Эндрю Манце | Британский |
Гейдельберг | Филармонический оркестр Гейдельберга | Элиас Гранди | Немецкий |
Херфорд | Нордвестдойче филармония | Ив Абель | Канадский |
Hilchenbach | Филармония Südwestfalen | Чарльз Оливьери-Манро | Мальтийский |
Йена | Jenaer Philharmonie | Саймон Гауденц | Швейцарский |
Карлсруэ | Badische Staatskapelle | Джастин Браун | Британский |
Кобленц | Государственный оркестр Рейнской филармонии | Гарри Уокер | Британский |
Констанц | Südwestdeutsche Philharmonie Konstanz | Ари Расилайнен | Финский |
Людвигсхафен-на-Рейне | Государственная филармония Рейнланд-Пфальц | Майкл Фрэнсис | Британский |
Лейпциг | Лейпцигский оркестр Гевандхаус | Андрис Нельсонс | латышский язык |
Лейпциг | Симфонический оркестр MDR Leipzig Radio | Деннис Рассел Дэвис | Американец |
Любек | Филармонический оркестр Hansestadt Lübeck | Рюсукэ Нумаджири | Японский |
Мюнхен | Симфонический оркестр Баварского радио | Сэр Саймон Рэттл (назначен, вступает в силу с 2023 г.) | Британский |
Мюнхен | Баварский государственный оркестр | Кирилл Петренко | русский |
Мюнхен | Мюнхенский камерный оркестр | Александр Либрейх | Немецкий |
Мюнхен | Мюнхенский филармонический оркестр | Валерий Гергиев | русский |
Мюнхен | Оркестр Мюнхенского радио | Иван Репушич | хорватский |
Мюнхен | Мюнхенский симфонический оркестр | Кевин Джон Эдусей | Немецкий |
Нюрнберг | Нюрнбергский симфонический оркестр | Кахчун Вонг | Сингапурский |
Recklinghausen | Neue Philharmonie Westfalen | Расмус Бауманн | Немецкий |
Штутгарт | Штутгартский филармонический оркестр | Дэн Эттингер | Израильский |
Веймар | Staatskapelle Weimar | Доминик Бейкирх | |
Вупперталь | Sinfonieorchesters Wuppertal | Джулия Джонс | Британский |
Сколько получают
По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.
Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2020 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.
В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕМЛЕВСКОГО ОРКЕСТРА
ЧУДОВСКИЙКонстантин Юрьевич | КОЛОТУШКИНАндрей Алексеевичзаслуженный артист России | КОНОНОВАВера Владиславовна |
ДУХОВАЯ МУЗЫКА В КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ
Ключевой задачей Государственного Кремлёвского оркестра является исполнение оригинальной духовой музыки, а также произведений для солирующих духовых инструментов, в лучших концертных залах российских городов.
В настоящее время у российской аудитории духовая музыка ассоциируется в основном с исполнением маршевой музыки, вальсов, а также переложений симфонических произведений. Однако в мировой сокровищнице лучших музыкальных образцов есть немало блистательных произведений, написанных специально для духовых оркестров, и целая россыпь изумительных концертов для самых разных солирующих духовых инструментов. Отдельного внимания заслуживает творчество современных композиторов, которые создают достаточно много актуальной музыки для духовых ансамблей и оркестров.
Одним из первых оригинальных произведений для духового оркестра считается Сюита № 1 Es-dur Густава Холста, написанная в 1909 году. Впоследствии многие композиторы стали писать специально для духовых оркестров, среди них — Николай Мясковский, Игорь Стравинский, Пауль Хиндемит и другие. Среди авторов концертов для солирующих духовых инструментов Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Николай Римский-Корсаков и другие.
ДУХОВАЯ МУЗЫКА В ПАРКАХ
Исполнение духовой музыки в парках — это прекрасная традиция, ее сохранение и развитие является одной из первоочередной задачей Государственного Кремлёвского оркестра.
Когда-то в любом, даже самом маленьком, городе России по выходным дням, по праздникам и просто вечерами в парках и садах звучали духовые оркестры. Люди их любили, специально приходили слушать старинные марши, петь любимые песни, танцевать под звуки вальсов…
В России исполнять духовую музыку в парках начали еще во времена правления императора Александра III, который был большим знатоком духовой музыки и прекрасно играл на трубе и валторне. Благодаря личному примеру императора духовые оркестры начали пользоваться большой популярностью, и вскоре их музыку можно было услышать в каждом российском городе.
Выступления духовых оркестров на открытом воздухе всегда создают праздничное настроение и привлекают большую аудиторию слушателей. И поэтому в советскую эпоху, особенно в послевоенное время, любовь к духовой музыке стала поистине всенародной.
В настоящее время в России вновь становится чрезвычайно популярным отдых в парках. И совершенно очевидно, что духовая музыка может и должна стать одним из важнейших атрибутов современной парковой культуры.
Для развития и популяризации традиций исполнения духовой музыки в парках Государственный Кремлёвский оркестр России выступает в парках и скверах Москвы.
Среди площадок, где проходят подобные концерты — ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» ВДНХ, ЦПКиО имени Горького, парк «Сокольники», Музеи-заповедники «Коломенское» и «Царицыно», парк «Митино», Усадьба «Захарово».
ФЕСТИВАЛИ ДУХОВОЙ МУЗЫКИ
Фестиваль — это демонстрация достижений и возможностей в праздничной атмосфере для широкой аудитории, поэтому участие в фестивалях является одной из ключевых задач Государственного Кремлёвского оркестра.
Широкий репертуарный диапазон, многообразие участников и формы мероприятий (концерты в залах, на открытом воздухе, парады, мастер-классы и лекции) делают фестивали необычайно яркими и привлекательными музыкальными событиями!
ДУХОВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Дети и подростки — важнейшая часть целевой аудитории Государственного Кремлёвского оркестра, ведь именно в раннем возрасте закладывается любовь к музыке, творчеству, прекрасному, и открываются новые таланты.
Формат концертных программ Государственного Кремлёвского оркестра для детей школьного возраста можно определить как урок-концерт. Это не просто виртуозное исполнение оркестром музыкальных произведений перед юными слушателями, но также и увлекательный рассказ профессиональных артистов об особенностях и взаимосвязях музыкальных стилей и жанров, о композиторах и их творчестве, своеобразное путешествие сквозь различные музыкальные эпохи.
Работа с детьми и для детей рассматривается Государственным Кремлёвским оркестром как основа для естественного развития и расширения профессиональной среды музыкантов-духовиков, а также для формирования значительной постоянной зрительской аудитории в будущем.
Как понять классику?
— Красноярск не является центром мировой культуры и моды. Может ли средний красноярец оценить масштаб того, что происходит в городе в эти десять дней?
— Я не согласен. После Универсиады Красноярск уже нельзя считать городом «на отшибе», это центральный город, доказавший свои возможности. И фестиваль совершенно естественно вытекает из всемирной Универсиады, а самим фактом проведения превращает Красноярск в один из мировых центров культуры! Да и вообще, посмотрите: школа живописи красноярская — уникальна, и точек, где живопись находится на таком высочайшем уровне, в мире очень мало, поверьте; если мы говорим о культурном пространстве в Красноярске, оно очень насыщенно – и театры, драматические, музыкальные, и филармония, в которой 15 высококлассных коллективов.
Статья по теме
Услышав Диму, скрипачка уронила смычок. Казус на репетиции «Пиковой дамы»
Нужно ли это публике? А у нас всегда только два пути — либо опускаться до уровня самого необразованного, потакать его прихотям, либо поднимать людей до уровня идеально образованного человека. Мы либо постоянно, каждый день стремимся к идеалу, либо падаем в грязь. По-другому никак.
— Многие жители края не понимают классическую музыку. А как этому научиться? Обычному, среднему человеку почти без музыкального слуха?
— Это беда глобальная, заключается в том, что человечество в конце 20-го века начало терять способность воспринимать информацию через тональный звук. Вся история гуманоидов шла в плане звуковой передачи информации двумя параллельными путями. Первый – языковой. Если мы говорим о поэзии – это звуковая ритмическая, и в общем уже музыкальная информация. А если мы говорим о музыкальном звуке – это ещё более ёмкая абстрактная передача информации. Мы одним звуком можем передать и эмоциональные краски, и чёткую конкретную информацию. Для обучения этому существуют программные произведения. Все люди отличают мажор от минора, печально или весело, песню от танца. Эта информация понятна практически всем, независимо от языков, на которых люди разговаривают.
Но Арнольд Шёнберг — в качестве эксперимента, я подчёркиваю! – сто лет назад стал писать атональную и 12-титоновую музыку, и зашёл очень далеко. Замечательный педагог, он, к сожалению, воспитал огромное количество композиторов, которые стали писать такую музыку. Идти по этому пути гораздо проще и легче, это упрощение универсального музыкального языка.
Голос, покоривший мир. Петь для него было, как дышать
Подробнее
А то, что эти направления заняли одни из ведущих позиций в мире – в этом есть элемент политики. На Западе даже профессиональные музыковеды и музыканты вам чётко скажут, что исполнять Шостаковича и Прокофьева неправильно, потому что эти композиторы заключили договор с коммунистами. Так же и творчество некоторых немецких артистов – вот знаменитого немецкого дирижёра просто сгноили в Америке, несмотря на то, что он не был членом нацистской партии, более того, спасал людей. И когда после войны он попал в Чикаго – его там просто съели. И он умер, как говорят «от разбитого сердца».
— То есть политика и политкорректность дирижируют даже исполнительским искусством?
— Конечно. Меня как-то спросили в Германии, в чём я вижу феномен знаменитого Берлинского филармонического оркестра? И я ответил – когда Клампер руководил оркестром, ему дали возможность через музыкантов спасать людей. Каждый музыкант, доказавший свою высокую квалификацию в оркестре, мог спасти восемь членов своей семьи. Уровень оркестра, и до того высокий – вырос неимоверно. Корреспонденту моя точка зрения не понравилась. Но, к сожалению, это правда — репрессии, политкорректность, экстремизм рождают иносказательность. Есть в этом парадокс — когда нужно говорить иносказательным, эзоповым, более абстрактным языком – искусство зачастую выигрывает. Однажды корреспондент «Нью-Йорк Таймс» спросил Шостаковича: «Что сделать, чтобы на Западе искусство расцвело так же, как в Советском Союзе?» и композитор ответил: «Его нужно запретить». Я не за то, чтобы были репрессии – я сейчас объясняю один из механизмов творчества. А любой творческий человек умеет управлять этими механизмами сам.
Опустела без тебя земля. Каким запомнился поклонникам Дмитрий Хворостовский
Подробнее
литература
- Герман Декан : Дирижирование. О теории и практике интерпретации музыки . Вена / Фрайбург i. Брайсгау / Базель 1985.
- Андреас Доршель : Эстетика дирижирования: экспрессия и жест . В: Филип Альперсон, Андреас Доршель: Идеальные вещи держатся подальше. Эстетические приближения. Универсальное издание, Вена 2012, ISBN 978-3-7024-7146-0 .
- Непомук Рива: Музыкальное ремесло. Исследование стилей дирижирования в Академии Люцернского фестиваля . epOs-Music , Оснабрюк 2015, ISBN 978-3-940255-56-3 .
- Герман Шерхен : Учебник дирижирования. Schott, Mainz 1981, ISBN 978-3-7957-2780-2 .
- Вольфганг Унгер: « Способы дирижирования — основы дирижерской техники». Merseburger, Kassel 2003, ISBN 978-3-87537-301-1 .
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Артуро Тосканини
Артуро Тосканини считают одним из величайших дирижеров XX века и одним из пионеров звукозаписи и радиотрансляций. Он родился 25 марта 1867 года в Парме. В консерватории он учился по классу виолончели. В 1886 году в составе оркестра оперной труппы Тосканини совершил турне по Южной Америке. Во время турне у труппы возникли проблемы с дирижером, и девятнадцатилетний виолончелист, обладавший почти фотографической памятью, занял его место. Не имея никакой дирижерской подготовки, он с блеском справился с этой задачей. Это турне определило весь его дальнейший жизненный путь.
Вернувшись в Италию, Тосканини продолжил играть на виолончели, но искал возможности продолжить карьеру дирижера. В 1896 году он дирижировал первым симфоническим концертом, а через два года стал дирижером миланского оперного театра Ла Скала и занимал этот пост до 1908 года. Репутация Тосканини росла, а с ней расширялись и возможности. В 1908-1915 годах он работал в нью-йоркском оперном театре Метрополитен, с 1926 по 1936 год возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр и стал первым иностранным дирижером на Байрейтском фестивале (1931-1932).
Первые записи Тосканини были сделаны в начале 1920-х годов, когда он гастролировал в США с оркестром театра Ла Скала. Хотя первоначально идеи фашизма Тосканини привлекали, впоследствии он стал ярым противником Бенито Муссолини и в 1930-е годы был вынужден покинуть Италию. В изгнании он находился до 1946 года. В 1937 году Тосканини возглавил только что созданный симфонический оркестр NBC, и первая трансляция состоялась в декабре того же года. В следующем году он дирижировал мировой премьерой одного из самых своеобразных произведений американской музыки — «Адажио для струнных» Сэмюэла Барбера. Тосканини сотрудничал с оркестром NBS всю жизнь, за исключением периода с 1941 по 1944 год. Многие программы были записаны и неоднократно выпускались в эфир. Тосканини умер в Нью-Йорке 16 января 1957 года. К числу его дирижерских достижений относятся исполнения произведений Бетховена, Брамса, Дебюсси, Рихарда Штрауса и Вагнера, а также итальянских композиторов: Пуччини, Россини и Верди.
Поделиться ссылкой
Дирижеры
Монахиня как дирижер с камертоном
До 20 века женщины, занимавшие руководящие должности в музыкальной сфере, в основном ограничивались содержанием музыки в монастырях , детских домах и школах.
Богослов Петрус Абелардус (1079–1142) в своем 8-м письме к настоятельнице Элоизе пишет о солистке («Кантрикс»), которая руководит хором и нотами, дает уроки музыки и распределяет места в хоре.
В конце 16-го века болонский патриций Эрколе Боттригари сообщил о концерте в Ферраре, на котором монахиня и маэстра концерта Виттория Рафаэлла Алеотти дирижировала своим ансамблем с отполированным коллективом.
В Венеции есть сообщения о женщинах, занимающихся музыкой в благотворительных учреждениях (ospedali) с 16 века . Figlie ди Коро (хоры дочери) получила несколько лет уроков музыки в пении, два инструментов и обучение в контрапункте , басе и композиции в детских домов . Управлял, среди прочего, маэстра ди коро (хормейстер). Маэстре стали опытными музыкантами с 35 лет. Концерты в Ospedali привлекали всех путешественников в Италию в 18 веке. Публичные выступления исполняли исключительно женщины.
Педагог 1907 года по классу скрипки, в то время как руководил школой пения.
Газета для получения высшего образования в Германии 1876 г. сообщила в 1876 году о высшем учебном заведении для женщин в Ашаффенбурге, которая делится на высшую школу для девочек и семинар для женщин — учителей . Предметы в музыке: пение, фортепиано и скрипка. Однако игре на фортепиано обучали только по запросу, а игре на скрипке обучали в необходимом для этого учреждении.
— Газета о высшем образовании в Германии от 4 февраля 1876 г.
Жозефина Вайнлих как дирижер
Жозефина Вайнлих в 1868 году основала первый европейский женский оркестр, который под ее руководством гастролировал по Европе и США до 1879 года. В концертном туре по инициативе мужа в Лиссабоне она несколько месяцев руководила местным оркестром. В течение одного сезона 1879 года она также возглавила оркестр Лиссабонского театра Сан-Карлос.
Когда Надя Буланже дирижировала Бостонским симфоническим оркестром в 1938 году , она ворвалась в традиционно мужскую сферу. В Германии одной из первых женщин-дирижёров оркестра была Гортензия фон Гельмини в 1970-х годах . В ХХ и ХХI веках число женщин-дирижеров значительно увеличилось. Австралийка Симона Янг была, среди прочего, главным дирижером Гамбургской государственной оперы с 2005 по 2015 год .
Сэр Томас Бичем
Сэр Томас Бичем родился 28 апреля 1879 года в Сент-Хеленс, графство Ланкашир. Семья была очень состоятельной — дед дирижера основал фармацевтическую компанию Beecham’s Pills. Томас учился в школе Росселл и собирался поехать в Германию, чтобы поступить в консерваторию. Но отец запретил мальчику думать о музыке и отправил его в колледж Уодхэм Оксфордского университета. Впрочем, в 1898 году, проучившись всего год, Бичем покинул университет. Он брал частные уроки музыки в Лондоне. Его можно считать дирижером-самоучкой. Впервые он принял участие в публичном концерте в октябре 1899 году, а в следующем месяце заменил Ганса Рихтера на концерте оркестра Халле.
Профессиональный дебют Бичема состоялся тремя годами позже в Лондоне. В 1906 году он основал Новый симфонический оркестр, который чаще исполнял современные сочинения, чем более знакомые и популярные. Через два год Бичем покинул НСО и в 1909 году основал симфонический оркестр Бичема. В том же году дирижер наконец помирился с отцом, с которым был в ссоре десять лет. Семейное состояние позволило ему осуществить целый ряд музыкальных планов, в том числе ставить оперы в Ковент-Гарден. Томас Бичем всегда был более авангарден, чем другие импресарио.
В 1920-е годы Бичем тесно сотрудничал с Лондонским симфоническим оркестром, но из-за возникших разногласий ему пришлось уйти. Тогда он вместе с Малкольмом Сарджентом создал Лондонский филармонический оркестр. Новый оркестр дебютировал в октябре 1932 года — с большим успехом. В 1930-е годы оркестр сделал более трехсот записей и дал огромное множество концертов. В 1936 году оркестр отправился на гастроли в Германию — весьма противоречивый шаг! — и на одном из концертов присутствовал Адольф Гитлер.
С 1941 по 1944 год Бичем находился в Австралии, а затем в Северной Америке. С 1942 года он совместно с Бруно Вальтером занимал пост главного дирижера театра Метрополитен в Нью-Йорке. Вернувшись в Лондон, Бичем вновь возглавил Лондонский филармонический оркестр. Но за время его отсутствия оркестр превратился в самоуправляемый коллектив. Хотя концерты под руководством Бичема проходили с большим успехом, отношения были испорчены, и дирижер ушел. В 1946 году он основал Королевский филармонический оркестр. Кроме того, в конце 1940-х годов Бичем дирижировал в Глайндборне.
С Королевским филармоническим оркестром Бичем сотрудничал всю жизнь, участвовал в нескольких международных турне и давал множество концертов в Лондоне. Помимо записей и выступлений со своим оркестром Бичем дирижировал исполнением опер в Британии и за рубежом. Он считался одним из лучших исполнителей сочинений Фредерика Дилиуса и Рихарда Штрауса. Последний раз Бичем дирижировал оркестром 7 мая 1960 года в Портсмуте. Он умер 8 марта 1961 года.
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
- Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
- Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
- Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
- высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
- опыт работы;
- понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
- навыки композиторской деятельности;
- безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
- идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
- координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
- знание обширного музыкального материала;
- искренняя увлеченность своим делом.
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
- лидерские качества, воля и целеустремленность;
- творческие и педагогические способности;
- гибкость мышления и склонность к импровизации;
- знание человеческой психологии;
- терпеливость и усидчивость;
- стрессоустойчивость;
- физическая выносливость.
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.