Кто имеет право работать учителем в школе?

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Так можно все-таки или нет?

Казалось бы, чего проще? Хочешь работать в школе – получай высшее педагогическое образование и вперед, к детям! Но понятно, что процесс этот непростой: кто-то не тянет второе высшее финансово, кому-то жаль терять несколько лет на учебу и откладывать вступление в должность. Поэтому первый вопрос звучит так: а можно ли человеку без педобразования работать в школе? Ответы – даже юристами и педагогами – даются противоположные.

Поэтому обратимся к самому надежному источнику – российскому законодательству. Требования о квалификации учителя зафиксированы в Приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)”»: «Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Т. е. чтобы работать в школе, совсем не обязательно иметь высшее педобразование: можно преподавать учебные дисциплины, смежные с вашей нынешней специальностью. Экономист может стать учителем математики, юрист – учителем истории и обществознания, врач – учителем химии или биологии, переводчику доверят преподавать иностранный язык, а спортсмену – физкультуру.

В Приказе некогда существовавшего Минздрава и соцразвития РФ от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» сказано об учителях: «Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы». В соответствии со ст. 12 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительными профессиональными программами являются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. В соответствии со ст. 76 того же ФЗ № 273 дополнительное профобразование можно получить с помощью программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. О них и расскажем.

Где учиться на педагога?

В настоящее время, преподавать в школе разрешено только лицам, имеющим педагогическое образование (направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки»), или образование, связанное с тем предметом, которое педагог собирается преподавать. При этом в дипломе должно быть указано «преподаватель». Например, «историк, преподаватель истории».

Профессию можно получить как в колледже, так и высшем учебном заведении. Среднего профессионального образования достаточно, чтобы работать учителем младших классов (специальность 44.02.02). В каждом среднем и крупном городе есть колледжи, где можно обучиться по этой специальности. Например, в Москве таких организаций сразу пять:

  • Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
  • Педагогический колледж им. С.Я. Маршака
  • Педагогический колледж №10
  • Педагогический колледж «Медведково»
  • ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»

В ВУЗах готовят преподавателей всех направлений. Основные специальности:

  • 44.03.01 Педагогическое образование
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
  • 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
  • 44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Основные московские ВУЗы, готовящие педагогов:

  • МПГУ — Московский педагогический государственный университет
  • МГПУ — Московский городской педагогический университет
  • МГОУ — Московский государственный областной университет
  • МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
  • МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
  • МПСУ — Московский психолого-социальный университет
  • МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Если вы планируете быть преподавателем в ВУЗе и дополнительно заниматься наукой, стоит поступать в профильное учебное заведение. У выпускников большинства институтов и университетов в дипломе есть слово «преподаватель» (например, биолог, преподаватель биологии), что позволяет вам преподавать данный предмет.

Курсы

При наличии у вас высшего образования любого профиля, вам не нужно получать второе высшее образование, чтобы пойти работать учителем. Достаточно пройти курсы переподготовки, которые займут от 1,5 до 3,5 месяцев, в зависимости от выбранной специализации. Примеры подобных курсов:

  • Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва), программа длительностью 280–520 часов (что займёт от 1,5 до 3,5 месяцев обучения);
  • Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, программа длительностью от 252 часов до 516 в зависимости от профиля
  • Российский университет дружбы народов (Москва), программа длительностью 600 часов для учителя начальных классов и от 260 до 1400 часов для предметников;
  • Томский государственный университет предлагает программы переподготовки для будущих учителей дошкольных учреждений, тренеров и тьюторов.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем

Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:

  1. Любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей.
  2. Понимание минусов профессии учителя.
  3. Стремление к самосовершенствованию.
  4. Умение в каждом найти положительные качества.
  5. Правильная оценка своих возможностей как учителя.

Цели и задачи учителя начальных классов

Главная цель специалиста – обучение и воспитание детей с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), то есть проведение уроков и других занятий в соответствии с учебным расписанием. Также учитель организует и проводит внеклассные мероприятия: экскурсии, концерты, спортивные соревнования, конкурсы, походы в театры и т. д. Он контролирует, чтобы учебные программы по предметам и внеучебной деятельности соответствовали ФГОС НОО. Учитель оценивает уровень знаний детей путем регулярной проверки тетрадей, устных опросов, проведения контрольных работ и т. д.

Учитель младших классов сопровождает и поддерживает личностное развитие детей, определяет их образовательных запросы и потребности, склонности, интересы. Он составляет тематические планы работы на каждую учебную четверть, рабочие планы на каждый урок и внеурочное занятие, ведет журналы и другую рабочую документацию, поддерживает в порядке учебный кабинет. В его обязанности входят взаимодействие с другими учителями, педагогом-психологом, родителями детей или заменяющими их лицами.

Как поступить и что сдавать в педагогический институт после колледжа?

Главное преимущество, которое может предложить педагогический ссуз — колледж или техникум — это наличие диплома о среднем профессиональном образовании. Но сам по себе диплом колледжа преимуществом для поступления в педагогический вуз не является. Поэтому большая часть абитуриентов будет поступать в пединститут на тех же условиях, что и выпускники 11 классов школы. То есть после колледжа нужно будет сдавать экзамены и вступительные испытания, которые аналогичны тем, что сдают подающие документы после 11 класса выпускники школ.

Если вы, уже учась в школе, точно уверены и знаете, что будете получать высшее педагогическое образование, поступление в колледж — не лучшее решение. Более правильным будет поступать в пединститут после 11 класса, а не после ссуза.

Ключевые предметы и экзамены, которые надо сдавать в пединститут после колледжа — ЕГЭ по русскому и математике + профильные предметы и возможные дополнительные испытания.

Минимальные требования, чтобы пойти учиться в педагогический институт — не менее 11 классов образования. Таким образом, поступить после 9 класса в педагогический вуз нельзя. Но зато после 9 класса можно пойти учиться в один из колледжей, где вполне можно получить среднее профессиональное образование и педагогическую специальность. 

Все зависит от специальности. В педвузах множество направлений подготовки до сих пор можно освоить лишь в формате специалитета, но есть и специальности, где готовят бакалавров. По форме специалитета очно студенты будут учиться около 5 лет, по направлениям подготовки бакалавров 4 года.

Есть и заочные педагогические специальности и если поступать на «заочку», продолжительность обучения увеличится на полгода-год. То есть срок обучения в педагогическом институте заочно на специалиста составит от 5,5 до 6 лет, а на бакалавра от 4,5 до 5 лет обучения.

Приемная комиссия: когда начинает и заканчивает свою работу

Когда с будущей профессией уже всё понятно, а экзамены сданы, начинается следующий этап: подача документов в институты. Приёмная комиссия начинает работать летом, ближе к концу июня (в 20-х его числах) начинается приём документов.

Если же у абитуриента назначены вступительные испытания, то ориентироваться нужно примерно на начало июля. Именно тогда большинство ВУЗов проводят их.

Сроки приема каждый ВУЗ устанавливает самостоятельно

Подробную информацию о них должны предоставить представители конкретного университета. В конце июля — начале августа, обычно уже известно, поступил абитуриент или нет.

Будущим абитуриентам предлагаем ознакомиться  как получить педагогическое образование дистанционно, Топ 10 самых знаменитых ВУЗов России, плюсы и минусы профессии учителя, профессии, где можно работать с педагогическим образованием , а также узнайте где пройти переподготовку по специальности психолог-педагог и сколько это стоит.

Как поступить в педагогический колледж после 9 класса?

Большинство абитуриентов поступает в педагогический техникум или колледж именно после 9 класса. Это наиболее быстрый способ получить среднее профессиональное педагогическое образование. Для многих еще и способ наиболее удобный, поскольку, в отличие от школы, дает возможность учиться заочно.

Сам процесс поступления в любой ссуз, в том числе и педагогический, вполне стандартизирован: необходимо окончить 9 классов, сдать выпускные экзамены, которые станут одновременно и вступительными, подобрать подходящий ссуз и подать документы на конкурс аттестатов.

Проходить медицинскую комиссию несложно — требования к состоянию здоровья учащихся стандартные. С точки зрения медкомиссии, главное, чтобы не было физических и психологический ограничений, которые могли бы помешать ходить на занятия и учиться.

Как стать?

Многие дети обожают играть в школу. Ребятня подражает взрослым учителям, вызывая к доске и не подозревая, что потом для некоторых это станет делом всей жизни. Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут понять, на правильном ли вы пути.

Профессионализм учителя определяет не только специальное образование, но и проявление уважения к детям. Каждый ученик, получая знания, формируется как личность и учится жизни. Задача мудрого учителя – стать опорой, через доброжелательность заручиться доверием. Еще Антон Павлович Чехов писал о том, что дети – это святые и чистые создания, и их нельзя превращать в игрушку в зависимости от настроения.

Миллионы людей во всем мире ежедневно с неохотой идут к своему рабочему месту. Часто это происходит потому, что выбор профессии оказался неверным. Чтобы работа была в радость, в учителя нужно идти только по призванию, тогда удастся без проблем найти общий язык и с учениками. Уместно вспомнить слова Льва Николаевича Толстого, который был убежден в том, что если в педагоге есть любовь к делу и к детям, то он совершенный учитель.

Грамотность и знание предмета особенно актуальны для учителя русского зыка и литературы, который обязан соблюдать языковые нормы, грамотно писать и говорить.

Получив филологическое образование в одном из вузов, важно уметь ориентироваться в современном поле информации, не упускать из вида новинки литературы, театра и кинематографа. Молодому специалисту еще многому придется научиться после вуза, уже работая в школе, ибо предстоят аттестации, после которых ему присвоят квалификационную категорию

Каким должен быть учитель

Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.

Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:

любить детей;
владеть навыками педагогического воспитания;
иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
обладать самоконтролем и уравновешенностью;
быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.

Закон «О статусе педагога», проблемы педобразования

Самое главное за десятилетия событие в устройстве педагогической работы связано с законом «О статусе педагога». Этот документ обсуждался несколько лет и вступил в силу в декабре 2019 года.

Закон фиксирует много важных утверждений, например:

  • Ответственность за оскорбление педагога родителем или учащимся.
  • Право педагога заниматься только преподавательской работой. Дополнительная работа – за дополнительную плату и без принуждения.
  • Все представители профессии получили единый статус, который дает право на большой отпуск – 56 дней.
  • Зарплата всех педагогических работников повысилась на 25% с 1 января 2020 года. Сегодня по сведениям hh, это в средних значениях: — Учитель средней школы – 50 – 120 000 (крайне редко) тенге; — Назарбаев интеллектуальные школы – 215 – 250 000 тенге; — Воспитатель – 70 – 160 000 тенге; — Преподаватель колледжа – 42 – 150 000 тенге; — Преподаватель вуза – 70 – 150 000 тенге. Это предложения на старте, затем зарплата увеличивается: премии, категории.
  • Наставничество молодых учителей оплачивается, еще доплаты предполагаются для магистров, за классное руководство, проверку тетрадей.
  • Молодые учителя мужчины освобождаются от службы в армии.

Этого не записано в законе о статусе, но важное достижение и то, что запрещено заставлять учителей выписывать издания, которые им не нужны. Нерешенные проблемы:

Нерешенные проблемы:

  1. Учителя после 30-летнего стажа не смогут выходить на пенсию с адекватной пенсией, то есть раньше работников остальных сфер. Хотя пенсионеров больше не смогут увольнять среди учебного года, прямо в день рождения.
  2. Педагоги не будут получать «отпускные» в размере удвоенного оклада, как например, госслужащие.

Острый вопрос, не прописанный детально в новом законе, касается подготовки. Несмотря на то, что 85% вузов Казахстана готовят педагогов, качество недостаточно высокое.

В неспециализированных университетах:

  • Упускается психолого-педагогическая подготовка воспитателей, учителей и преподавателей: педагогические и психологические дисциплины в вузе не составляют и 10% учебного плана.
  • Теория преподается без выработки умений и навыков, которые можно применять на практике.
  • В вузе педагогическая практика минимизирована – всего 5% от времени обучения.
  • Преподавание дисциплин оторвано от педагогической направленности. Грубо говоря, учитель химии не знает методик ее преподавания.

Учитель должен заботиться о психофизическом здоровье не меньше, чем о выработке знаний и умений

В педвузы поступают студенты с низкой успеваемостью. Потом на огромном количестве специальностей получают образование невысокого качества и после выпуска не готовы к преподаванию.

Решения МОН по повышению качества образования педагогов

Министерство образования и науки решительно настроено работать в направлении повышения качества подготовки преподавателей и учителей. В 2020-2021 годах уже 33 вуза лишились 110 приложений к лицензиям и восемь – генеральных лицензий. 36 вузов потеряли возможность выдавать гранты. Среди них были и педагогические. В министерстве отметили, что эти учебные заведения существовали для «штампования дипломов», не давая качественного образования.

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов отметил, что мера по автономизации вузов – отмене общего государственного диплома, должна стимулировать студентов получать качественные знания, а не диплом. Теперь в РК сам по себе диплом вуза не будет ничего означать, после выпуска специалист должен будет пройти профессиональную сертификацию, которая укажет на уровень подготовки. Чтобы стать учителем, нужно будет сдать национальный квалификационный тест, который даст квалификацию педагога. 

Министр сказал об обновлении учебных программ для будущих учителей:  Надо сегодня открыто сказать, что программы педагогических вузов намного отстали, по сравнению с тем, что реализуется в школах. Мы сейчас обновляем 100% учебных программ, внедряем новый формат педпрактики и в пилотном режиме вводим сдачу квалтеста всеми выпускниками педагогических специальностей.

С 2021 года увеличится проходной балл на все специальности, связанные с педагогикой. Это отсеет тех, кто идет в профессию только из-за низкого порогового входа и повысит конкуренцию среди успевающих и осознанных абитуриентов.

Педагогический колледж после 9 класса

К сведению: Российские педагогические колледжи

Поступить в педагогический колледж после 9 класса – хорошая идея. Ведь выпускники школ, которые идут учиться в профессиональные образовательные учреждения после 9 класса совмещают получение полного среднего образования с профессиональным. В результате после 3 – 4 лет учебы они уже могут устроиться на работу. При этом, если есть желание, можно продолжить учебу в профильном ВУЗе, например в педагогическом.

Популярное про учебные заведения

Педагогические колледжи после 9 класса принимают на учебу в основном по очной форме обучения. В этом случае срок учебы обычно равняется 3 годам 10 месяцам. В случае обучения по углубленным программам учиться придется на 1 год больше. При этом можно будет рассчитывать на получение должности связанной с управлением персоналом.

School векторы разработан Freepik

В тему: куда пойти учиться после 9 класса?

В педагогическом колледже после 9 класса специальности доступны не все. Есть определенные ограничения. Ниже приведен список специальностей, на которые можно поступить в пед. колледжи при наличии аттестата о среднем образовании:

  • Дошкольное образование (углубленная подготовка)
  • Коррекционная педагогика в начальном образовании (углубленная подготовка)
  • Педагогика дополнительного образования (углубленная подготовка)
  • Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка)
  • Профессиональное обучение (по отраслям) (углубленная подготовка)

Специальное дошкольное образование (углубленная подготовка)Поступление в педагогический колледж после 9 класса возможно на основании результатов зарегистрированный в аттестате. Для поступления необходимо предоставить в педагогический колледж заявление и документы об окончании 9 классов. В большинстве случаев зачисление происходит автоматически. Однако есть специальности и направления подготовки, на которых имеет место конкурсный отбор.

Частые вопросы:

Какие экзамены нужно сдавать в педагогический колледж после 9 класса?

Набор экзаменов зависит от выбранной профессии и специальности. На некоторые специальности можно поступить без вступительных испытаний. Подробную информацию об экзаменах в педагогический колледж лучше всего смотреть на официальном сайте учебного заведения.

Как поступить в педучилище после 9 класса?

Для поступления в педучилище на базе 9 классов необходимо выбрать специальность и подать документы в приемную комиссию.  В зависимости от выбранного направления поступающему будут предложены вступительные испытания. Кроме этого поступить в педучилище после 9 класса можно и на коммерческой основе.

Какие предметы нужно сдавать для поступления в педагогический колледж?

Перечень предметов, которые должны знать поступающие для успешного прохождения вступительных испытаний, определяется применительно к конкретной специальности. Кроме этого для одной специальности в разных учебных заведениях могут быть разные условия поступления.

Как поступить на педагога после 9 класса?

Необходимо найти педагогический колледж, в котором готовят на педагога выпускников 9 классов. На самом деле не так много учебных заведений предлагают такую услугу. Если выпускник действительно планирует связать свою жизнь с работой педагога, то он может поступить после 9 класса на любую специальность сходную с педагогом. После получения диплома по этой специальности он имеет право продолжить обучение в высшему учебном заведении уже на педагога

Где есть педагогические колледжи после 9 класса?

На нашем сайте в разделах посвященных разным городам можно найти информацию про педагогические колледжи после 9 класса. Ниже представлены ссылки на статьи про пед колледжи Москвы и Питера.

Почему в педагогический колледж не берут после 9 класса?

Ряд педагогических колледжей действительно не имеет возможности готовить специалистов на базе 9 классов. Кроме это отказать в приеме на обучение в педколледж могут по причине отсутствия должного уровня подготовки.

Зачем нужны курсы при педколледже после 9 класса?

Учащиеся школ, посещая подобные курсы могут подготовиться к поступлению в педагогический колледж. Кроме этого на ряде курсов студены колледжей могут получить дополнительную специальность.

Что нужно для поступления в педагогический колледж после 9 класса?

Необходимо подать документы. Перечень документов нужно посмотреть на официальном сайте учебного заведения в разделе приемной комиссии.

Полезные ссылки

педагогические колледжи санкт Петербурга после 9 классапедагогический колледж в Москве после 9 класса

Источник

Белорусский государственный университет

В многопрофильном университете, который входит в 2% лучших вузов мира, есть 27 педагогических специальностей. В основном готовят преподавателей для университетов и колледжей. Как говорят сами выпускники, они больше учёные, чем учителя. Видимо поэтому в названии специальности часто указывают «Научно-педагогическая деятельность». В вузе учатся будущие преподаватели биологии и химии, экологии, географии, культурологи, искусствоведы, лингвисты, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин, математики и информатики, психологии, социологии и психологии, экономических дисциплин. Проходные баллы в 2019 году держались в районе 223 («Теология») и 365 («Восточная филология»). Кстати, с 1 марта вуз поднял стоимость обучения.

Даже в непрофильных вузах готовят преподавателей по своим направлениям. Так, в БГЭУ есть одна педагогическая специальность — «Социология», в БНТУ их две — «Профессиональное обучение» (машиностроение, информатика). Любой выпускник БГУФК может стать либо профессиональным спортсменом, либо тренером по определённому виду спорта, либо школьным преподавателем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector