Аспирантура и магистратура

Содержание:

Отличия аспирантуры и ординатуры

Если остановиться более подробно на повышении квалификации медиков, то у них есть собственные возможности стать ценными специалистами. Одним из способов достичь высокого уровня является ординатура. На этот этап обучения можно поступить, имея диплом медицинского ВУЗа. После ординатуры выдается специальный документ (сертификат), который дает врачу возможность практиковать.

Аспирантура является возможностью потянуть теоретические знания. После нее медицинскому работнику присваивается ученая степень, имея которую можно трудоустроиться не только в медицинскую академию или любую больницу, но и заняться изысканиями в НИИ, посещать конференции и вести преподавательскую работу среди практикующих специалистов.

Врачей, которые прошли все возможные этапы обучения и имеют ученую степень, охотнее принимают на работу в крупнейшие больницы страны. Они могут претендовать на руководящие посты. Большинство лечебных заведений, которые готовы принять медицинских работников с научной степенью, занимаются разработкой новых методов лечения, что позволит медику продолжить изыскания в течение долгого времени.

Жесткие академические рамки и бюрократия сильно ограничивают аспирантов

Даша

Я с красным дипломом окончила филологический факультет, один из самых престижных в России. Подумывала о том, чтобы продолжить учебу за границей, но мне был 21 год, в жизни творилось черт-те что, и после диплома сил на мотивационные письма и поиски грантов совсем не было. И тут в моем университете мне предложили трехлетний грант на аспирантуру с возможностью часть времени учиться в Европе. Это был самый легкий путь, и я согласилась.

У меня не было серьезных иллюзий по поводу того, что такое русская аспирантура, но все же реальность оказалась еще печальнее. Отечественная академическая наука сама по себе консервативна, и когда я заявила, что буду писать о музыкальном театре, это вызвало множество вопросов. Меня постоянно спрашивали, а филология ли это вообще, хотя в Европе таких вопросов ни у кого не возникает — междисциплинарные темы, напротив, кажутся там самыми престижными и привлекательными. Кандидатская диссертация — это не творческая и даже не столько научная работа, сколько доказательство того, что человек способен оформлять ссылки по всем ГОСТам и мириться со множеством бесполезных бюрократических процедур и ограничений. Я была не готова.

Я сдала кандидатский минимум и, поскольку хотела отработать свой грант, упорно пыталась что-то написать, но за мной никто особо не следил, а за полгода до конца аспирантуры меня попросили забрать документы. У университета начались проблемы с властью; ученый совет, который присваивает кандидатские степени, распустили, потом случилась история с «неэффективными вузами», которая коснулась и моего, так что надежды спокойно защититься в стенах своего университета почти не осталось, и обо мне окончательно забыли.

Не хочу винить обстоятельства — если бы у меня хватало мотивации защититься, я бы нашла способ это сделать. Но с самого начала аспирантуры я стала работать и забывать студенческую жизнь. Мне нравилась наука, и, наверное, я могла бы стать неплохим ученым, но мои амбиции оказались слишком приземленными, чтобы закрывать глаза на нищенские зарплаты в российских университетах и нулевой градус престижа, который дает кандидатская степень. И даже если бы я захотела преподавать за границей, в аспирантуре мне пришлось бы учиться заново — русское звание кандидата наук там мало что значит.

Забрав документы, я решила заняться журналистикой. Теперь то, что я пишу, читают люди, и это не пылится в архивах. Я знаю, что мои тексты, пусть это и не серьезные академические труды, кому-то нужны и порой даже меняют жизни. И когда я чувствую вину и обиду за незакрытый гештальт, я вспоминаю слова одного своего преподавателя. Комментируя статью Гаспарова, он говорил: «При всем уважении к Михаилу Леоновичу — для кого он это написал? Для бога филологии? Нет такого бога». Я восхищаюсь своими ровесниками, которые окончили аспирантуру и учат студентов, — это настоящие герои. Но для меня бог филологии умер.

Оборотная сторона или минусы обучения в аспирантуре

  1. Высокая конкурентоспособность. Есть конкуренция за места в исследовательских позициях связанные с ведомственной политикой.
  2. Требуется умение расставлять приоритеты. Требуется большая дисциплина и прозорливость. Это может быть нагрузкой на семейные и личные отношения, не говоря уже о себе.
  3. Штаммы отношения. Если вы женаты, жилье может стать проблемой. Вам может быть предложена должность и бесплатное обучение, но не жилье для вашей супруги в общежитии.
  4. Стресс. Эмоционально утомительно – закончив аспирантуру кандидат наук требует эмоциональной зрелости.
  5. Написание диссертации. Написание оригинального тезиса не простое по сравнению с курсовой или дипломной работой и это часто занимает намного больше времени, чем обучение.
  6. Требует поддержка. Вам может понадобиться сильная сеть поддержки, чтобы пройти через все эмоционально.
  7. Может занять 2-7 лет своей жизни. Не для всех это может закончиться защитой диссертации за типичные 2 или 3 года. Личные обязательства часто вмешиваются или отсутствие средств затрудняет защиту.
  8. Дополнительная стоимость обучения. Если Вы не собираетесь работать во время учебы или не получите работу помощника или освобождение от оплаты за обучение.
  9. Не гарантирует высокую зарплату. Получение степени кандидата не обязательно означает, что вам предложат работу с намного более высокой зарплатой.
  10. Ограниченные возможности трудоустройства. Если кандидатская степень получена в академической сфере с поиском работы за пределами преподавания или проведения исследований может оказаться затруднительным.
  11. Слишком квалифицированный. Во время экономического спада, если вы окажетесь в поисках работы, имеющий ученую степень может быть обузой. Вы можете услышать “извините, вы сверхквалифицированный.”

Какие документы нужны для поступления

Чтобы не терять зря время и потом в спешке не искать нужные документы, лучше их подготовить заранее. Как правило, список выглядит так:

  • заявление о приеме на обучение и приложение к нему;
  • рекомендации Ученого совета (если имеются);
  • ваши научные труды и статьи, которые были опубликованы, а если таких нет, нужно написать реферат по нужной специальности;
  • копия диплома о высшем образовании и вкладыша к нему;
  • если поступаете не сразу после вуза, а после работы на предприятии, то нужно будет представить личный лист из отдела кадров;
  • если вы работаете, нужна характеристика с места работы;
  • 3 фотографии — 3 х 4 и одна размером 4 х 5;
  • тема и обоснование диссертации.

Что выбрать: магистратуру или аспирантуру? Отличия между ними

Многие часто путают магистратуру и аспирантуру, считая, что это синонимичные понятия. Однако это совсем не так. Вот основные отличия между этими уровнями:

  •  магистратура – это только второй из трех высших уровней образования в России, тогда как аспирантура – третий, более высокий, заключительный этап;
  • магистратура способствует получению более широкого и глубокого спектра знаний, по сравнению с бакалавриатом. Выпускники магистратуры имеют право вести преподавательскую деятельность по специальности в средне-профессиональных учебных заведениях. Но только выпускники аспирантуры могут преподавать в вузах;
  • магистратура относится только к вузовской системе обучения, аспирантура, в свою очередь, может быть прикреплена к НИИ или какой-любой другой организации исследовательской направленности;
  • в магистратуру могут поступать выпускники бакалавриата либо специалитета. В аспирантуру можно поступать только после получения диплома специалиста или магистра, т.е. после успешного завершения второй ступени обучения;
  • по окончании аспирантуры выпускнику присваивается ученая степень кандидата наук.

Аспирантура и магистратура – две ступени высшего образования, которые практически не имеют ничего общего.

Аспирантура дает более обширные знания, позволяет углубленно работать над определенной темой. Внутренний экзамен при поступлении в аспирантуру имеет более высокий уровень сложности. 

Какую ступень образования выбрать, какие между ними различия, вы узнаете, посмотрев видео.

Как проходит обучение

Разобравшись с вопросом о том, что такое аспирантура, взвесив все за и против и решив, что дальнейшее обучение нужно, следует составить примерное представление о том, как построен образовательный процесс.

За каждым аспирантом закрепляется научный руководитель, под чутким руководством которого он работает над диссертацией. Помимо диссертации, у аспиранта имеется и индивидуальный план работы. В нем указываются сроки, когда сдается кандидатский минимум. Также там прописаны даты, когда нужно сдать некоторые части диссертационной работы.

В перечень обязанностей аспиранта входит посещение дополнительных занятий, которые проводятся на первом году обучения. Также аспиранту желательно участвовать в работе кафедры, за которой он закреплен. Если он не выполнит календарный план, то его могут отчислить.

В научных исследованиях мало внимания уделяется практике

Елена Силаева

Я училась в РГГУ на кафедре «История театра и театральная критика», это своего рода младшая сестра театроведческого факультета ГИТИСа, куда я и поступила в аспирантуру. Несмотря на то что еще на четвертом курсе я отчетливо начала понимать, что не хочу быть вечным студентом, и аспирантура не укладывалась в мою картину мира, к концу пятого я уже горела желанием попасть в ГИТИС. И тут, наверное, смешались несколько факторов: во-первых, очень манил ГИТИС — почему-то казалось, что это такой театроведческий оплот, к которому, раз уж есть такой шанс, надо приобщиться; во-вторых, ужасно привлекла перспектива продолжить работу и дружбу с моим научным руководителем, которая преподавала и в РГГУ, и в ГИТИСе. Работа с ней мотивировала на написание диплома как ничто другое. И ей достаточно было предложить мне попробовать поступить в аспирантуру в ГИТИС к ней на факультет — глаза загорелись, руки вспотели, ноги сами понесли на вступительные экзамены.

В аспирантуру мы поступали вместе с моей однокурсницей из РГГУ, после вступительных за нами так и закрепилось прозвище «девочки из РГГУ», и мы при поступлении хорошо себя зарекомендовали, на нас-то и возлагали все надежды по защите диссертации. Предвосхитили события, как оказалось.

Сейчас, по прошествии времени, понимаю, что год-полтора просуществовала на чистом кураже: и атмосфера, и преподаватели — все доставляло удовольствие. Не было самого основного — моей заинтересованности в собственной же исследовательской работе. Возможно, интерес переключился на мою работу в Большом театре, я начала там работать еще в процессе сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру. Впечатления от самой учебы были самые приятные, но и вечным студентом быть не хотелось, а очная аспирантура предполагала посещение всех лекций и, что больше всего меня удивляло, отсутствие работы, то есть это, кажется, даже в уставе университета прописано или в каких-то других правилах. Такая полная отдача себя, своего времени и сил исследованиям. Я оказалась не готова, четко поняла для себя, что если твое обучение в аспирантуре кому-то и нужно, то только тебе самому и для этого совершенно точно нужен особый склад ума и характера. Я не потеряла интерес к театру, к театральным процессам, театральному наследию, но заниматься глубоким исследованием я не хочу, по крайней мере пока. Возможно, я изначально неверно себя настроила на то, что аспирантура=учеба, и этим же загнала себя в тупик. Все равно не считаю, что потратила время зря или сделала что-то, что мне бы претило. Мне просто стало неинтересно, такое случается в жизни. Я все еще работаю в театральной сфере и зачастую при походе в театр во мне просыпается задремавший театровед.

kasto80 / iStock

Формы обучения

Формы получения данного вида образования могут быть следующими:

  • очная;
  • заочная.

Различия между заочной аспирантурой и очной небольшие, но все-таки есть. Конечно, при заочной форме получается возможным совмещать работу и учебу, однако придется заниматься практически всегда самостоятельно.

Очная аспирантура Заочная аспирантура
Длительность учебы 3 года. Учиться нужно 4 года.
Имеется отсрочка от армии. Отсрочка от армии не предоставляется.
Если бюджетная форма обучения — выплачивается стипендия. Стипендии нет.
В некоторых музеях и других культурно-развлекательных местах аспиранты имеют льготы, как и обычные студенты. Никаких льгот нет.
Нужно проводить педагогическую практику. Педагогическая практика не требуется.

Теперь читателям уже понятно, что такое аспирантура и почему некоторые так стремятся туда поступить. Главное — это адекватно оценить свои возможности, потому что, несмотря на все красивые слова о самосовершенствовании и научной деятельности, это все требует самодисциплины, целеустремленности и готовности постоянно учиться.

Чем аспирантура отличается от магистратуры?

По сравнению со специалитетом и магистратурой, аспирантура является более наукоориентированным курсом обучения. Основными принципами данного типа обучения являются:

  • целенаправленное обучение по конкретной дисциплине с меньшим количеством элективных возможностей;
  • строгая оценка вашей работы профессорами и коллегами;
  • меньший курс лекций и семинаров;
  • опыт работы через стажировки, преподавание или исследования;
  • проведение оригинальных исследований.

Формы обучения всего три, и каждая имеет свой срок обучения:

  1. Очная (три года);
  2. Заочная (четыре года);
  3. Соискательство (пять лет).

Для того чтобы поступить на первые две формы, нужно в обязательном порядке сдать вступительные экзамены – два общих и два специальных. А также понадобятся рекомендации и реферат по выбранной специализации. Многие вузы при конкурсном отборе учитывают количество публикаций в журналах и индивидуальные достижения претендентов. Все это добавляет баллы к результатам экзаменов.

Гранты, стипендии, стажировки

Перечень стипендий и условия получения см. здесь: http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/stip

В каких иностранных университетах возможно прохождение стажировок?

Смотрите перечень зарубежных партнеров НИУ ВШЭ. Информацию о программах двойных дипломов уровня PhD см. здесь http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/phd

Недавно было заключено соглашение с Бременской аспирантской школой (информация скоро будет размещена на сайте). Кстати, для аспирантов, обучающихся по программе «Академическая аспирантура», зарубежные исследовательские стажировки являются обязательной частью программы обучения.

Есть ли совместные аспирантуры? Какое количество аспирантов в среднем получает возможность ее пройти? Какие дополнительные документы нужны для ее прохождения?

В НИУ ВШЭ существуют программы двойных дипломов. Условия участия см. здесь http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/phd Также, в настоящее время готовится соглашение о программе двойных дипломов на уровне PhD с Технологическим университетом Эйндховена (Голландия).

Что представляет собой данное обучение

Аспирантура представляет собой форму профессионального послевузовского обучения. Она является главным этапом подготовки научных и научно-педагогических кадров. На сегодняшний день она служит самостоятельной формой для получения образования. Основной целью ее является приобретение навыков для занятия научными работами самостоятельно. Образование в основном ведеться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях.

Специалист, который закончил обучение, должен обладать всем необходимым, чтобы эффективно решать задачи в научной среде и качественно выполнять научно-исследовательские работы. Аспирантура, по сути, является формой повышения квалификации для желающих получить ученую степень кандидата наук. В ходе обучения человек получает опыт, который ему будет нужен, чтобы в дальнейшем выбрать актуальное научное направление. Он учится обосновывать те, темы исследований, которыми занимается. Аспирант также получает требуемый опыт для правильной организации и проведения эксперимента. Приобретает навыки умелой работы с литературой, способность грамотно получать и обрабатывать данные исследования, выполнять их сравнительный анализ. Учится правильно обобщать данные своих исследований в форме выводов. Завершающим этапом обучения является написание кандидатской диссертации. Написанную диссертацию аспирант должен будет предварительно защитить на заседании кафедры, а также на заседании научного отдела, который обязательно должен соответствовать его профилю.

Отличия разных ступеней образования

Двухуровневая система образования была необходима, чтобы у выпускников из России была возможность поступить в европейские или американские учебные заведения без необходимости снова прослушивать базовый курс. Сейчас в нашей стране переходный период на эту систему. Пока еще не изменена оценка знаний (за границей она стобалльная) и не во всех ВУЗах имеется разделение на две ступени. Поэтому уровни подготовки студентов сейчас следующие:

  1. Бакалавр – в переводе с латинского это слово означает недоучка. Эта ступень подготовки на сегодня является самой низкой. После нее нельзя поступить в аспирантуру, но уже можно работать или поехать на обучение за границу. Срок получения знаний на бакалавриате – 4 года.
  2. Специалист – человек, который отучился в ВУЗе по одной из старых программ. В этом случае провести на студенческой скамье ему предстоит 5 лет. Одним из преимуществ специалитета является возможность дальнейшего поступления в аспирантуру. При этом студент экономит целый год. В магистратуру на бюджетную основу специалисту поступить уже нельзя, так как повышение ступени считается вторым высшим образованием.
  3. Магистратура – это вторая ступень обучения по европейской системе. Благодаря ей можно получить еще одну профессию или углубить знания в выбранной специальности. После прохождения курса необходимо защитить магистерскую диссертацию, что является хорошей подготовкой к аспирантуре. Срок обучения магистра – 2 года, после чего реально стать преподавателем ВУЗа.

Претендовать на кандидатскую степень можно только на основе специалитета или магистратуры. Можно прекратить обучение после бакалавриата, а позже платно и заочно углубить свои знания.

Сколько лет учиться в аспирантуре после магистратуры

Подготовка специалиста в аспирантуре – процесс индивидуальный. Магистру, выбравшему аспирантуру, чтобы продолжить освоение профессии, следует знать, что в зависимости от формы образования обучаться придется три, четыре или пять лет.

Срок обучения

Форма обучения определяет сроки. Магистру придется получать образование на общих основаниях. Предусмотрена дневная очная, заочная формы обучения и соискательство. На период обучения предусмотрены два отпуска. Один основной в течение года, который может быть продлен на срок до двух лет. Срок обучения в аспирантуре составляет от 3 до 5 лет.

Очно

Срок обучения на очном дневном отделении – три года. При необходимости можно взять отпуск сроком на один год. Если после года отпуска аспирант не может приступить к образовательному процессу, есть возможность перевестись в соискатели. Таким образом, стандартный срок обучения три года может быть продлен по желанию обучающегося до 5 лет.

Заочно

Срок заочного обучения – 4 года. Аспирант имеет право на отпуск – 1 год. При необходимости на заочном отделении отпуск может быть продлен еще на год, что очень удобно для тех, кто собирается проходить службу в вооруженных силах.

Еще одна возможность пройти обучение в аспирантуре и получить диплом – соискательство. Цель такой формы – подготовка диссертационного исследования. Многие магистры, решившие выбрать профессию ученого, предпочитают именно эту форму. Она позволяет совмещать работу и написание диссертации.

Сроки подготовки и процесс обучения лояльны к обучающемуся. Необходимо выполнить кандидатский минимум по философии, иностранному языку и специальности. Чтобы стать соискателем, необходимо иметь научно-исследовательскую подготовку и публикуемые научные труды.

Магистрам, в отличие от дипломированных специалистов, которые уже знакомы с исследовательской деятельностью и имеют работы, выбрать путь соискателя можно практически сразу после сдачи экзамена. Сроки обучения для соискателей устанавливаются индивидуально.

Отсрочка от армии

На период обучения в аспирантуре после магистратуры предоставляется отсрочка от армии. Действует она для аспирантов на очной дневной форме обучения. В остальных случаях можно воспользоваться отпуском и приступить к обучению уже после службы.

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация помогает аспирантам достигать личных целей, если они не интересуются наукой или преподаванием. По неакадемическим мотивам в аспирантуру поступают реже. Например, только 38% опрошенных считают, что обучение поможет построить карьеру вне академии, а 23% захотели остаться в университетской среде.

Лекция «ПостНауки» о том, как связаны карьера и образование, чем различаются ступени образования и как выбирать университет

Определенные выгоды. Одна из причин, по которой 29% мужчин поступили в аспирантуру — отсрочка от армии. Из-за места в общежитии поступили 7% опрошенных. Люди идут в аспирантуру, чтобы получить ученую степень и работу с хорошей зарплатой. При этом многие делают особую ставку на бренд вуза. Другим ученая степень нужна как факт, безотносительно к содержанию обучения.

Престиж, карьера, эмиграция. Получить ученую степень, потому что это престижно хотели 78% опрошенных. Об этом говорили и опрошенные преподаватели. Аспиранты получают компетенции, которые помогают строить карьеру и конкурировать на рынке труда. При этом аспирантура упрощает переезд в другой город или другую страну.

Экономика образования

Как грамотно составить резюме на английском: пять практических советов

Доделать проект и подвести итоги. Завершая работу над диссертацией, аспиранты подводят итоги своего профессионального развития.

Куда поступать

Есть два варианта продолжения высшего образования в аспирантуре: в том вузе, где вы оканчивали магистратуру, и в каком-либо другом вузе. На выбор может влиять большое количество факторов:

  • наличие подходящей программы подготовки;
  • наличие достаточного количества мест;
  • стоимость обучения;
  • научный руководитель (в другом вузе может работать специалист с большим опытом в интересующей вас области знаний);
  • научно-практические возможности, которые может предоставить вуз;
  • престиж вуза;
  • перспективы трудоустройства;
  • условия преподавательской деятельности;
  • территориальное расположение вуза;
  • иные факторы.

Несмотря на то, что некоторые из вышеперечисленных аспектов весьма субъективны, нельзя их полностью игнорировать, так как иногда имя вуза, который вы окончили, является более серьезной причиной принятия вас на работу (или отказа в этом), чем даже успешно защищенная кандидатская диссертация на животрепещущую тему в совокупности с предыдущими успехами в учебе.

Общие положения

Поступление в докторантуру – шаг, свидетельствующий о серьезных намерениях кандидата развивать науку в выбранной области и солидной проделанной работе. Одно из условий – ценность и практическая значимость опубликованных статей и монографий, наличие запатентованных изобретений. Кроме того, необходимо проработать не менее года в направляющей организации и иметь пятилетний стаж педагогической и научной деятельности.

Количество мест для будущих докторантов зависит от федерального финансирования и числа желающих учиться на платной основе. Чтобы учиться в докторантуре на бюджетном месте, необходимо пройти конкурсный отбор.

Пакет документов

При поступлении предоставляются следующие документы:

  • заявление, подтверждающее желание участвовать в конкурсе на прием в данную докторантуру;
  • заверенное печатью направляющей организации письмо-ходатайство об участии в конкурсном отборе;
  • диплом (копия), подтверждающий наличие степени кандидата наук;
  • трудовая книжка (копия);
  • список научных трудов. На списке должна стоять подпись руководителя и печать направляющей организации;
  • план подготовки научного исследования;
  • рекомендация, полученная в ученом совете организации, которая направляет научного работника;
  • удостоверение личности.

При подаче документов заполняется анкета, в которую вклеивается фотография размером 3×4, а также предоставляются еще две такие фотографии. Список документов может варьироваться, поэтому его лучше уточнить на сайте вуза.

Социальная защищенность

Закон, на основании которого регулируется докторантура («О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации») дает докторантам ряд гарантий:

  • выплата государственных стипендий;
  • предоставление каникул в конце каждого академического года;
  • право продолжить работать на прежнем месте;
  • право на командировки, в том числе и зарубежные;
  • бесплатное пользование библиотеками, использование оборудования и возможностей лабораторий;
  • пособие на приобретение научной литературы, выделяемое ежегодно обучающимся на бюджетной форме;
  • полугодовой отпуск с сохранением заработной платы перед защитой.

Сколько лет учиться?

На подготовку диссертационного исследования отводится три года. Срок обучения в докторантуре фиксируется в трудовой книжке, он входит в научно-педагогический стаж.

Положение о докторантуре предполагает, что каждый академический год докторанты:

  • занимаются научно-исследовательской работой;
  • проходят промежуточную и итоговую аттестацию;
  • проходят практику;
  • уходят на каникулы. На отдых отводится не более пяти недель.

Кто такой аспирант?

Аспирант – это тот, кто обучается в аспирантуре в определенной области знания. Поступить в аспирантуру может или магистр, или человек с дипломом специалиста. Сейчас это встречается гораздо реже в связи с введением новой двухступенчатой системы обучения и переходом к бакалавриату. Кстати говоря, бакалавры не могут претендовать на аспирантуру, не отучившись в магистратуре.

Аспиранты могут сосредоточить все свое время на изучении конкретного предмета. Они должны не только усваивать информацию и получать знания, но и проводить свои собственные исследования, делать уникальные открытия. Ожидается, что они проявят энтузиазм в достижении целей, которые определяют их исследовательские проекты, что может означать работу над своими проектами за пределами стандартной рабочей недели.

В исследованиях конечный результат почти всегда определяется усилиями и приверженностью студента к проекту. Наградой за это является возможность совершить открытие в различных важных областях, которые направлены на уменьшение человеческих страданий и улучшение нашего понимания мира.

Аспирантура — это…

Аспирантура была организована в СССР 21 января 1925 (день аспиранта) как одна из форм высшего обучения, целью которой являлась подготовка лиц к научно-педагогической деятельности.

С 1 сентября 2013 года было установлено, что аспирантура – это третье высшее образование или третий уровень квалификации, который можно получить только после прохождения первых двух – бакалавриата (что это?) и магистратуры (что это такое?).

Обучение на аспирантском отделении совсем не похоже на тот же процесс, например, на бакалавриате. Там нет привычных лекций и семинаров.

Аспирантура – это самостоятельная научно-исследовательская деятельность, длящаяся 3 года, и заканчивающая защитой кандидатской диссертации.

Как это происходит:

  1. после сдачи вступительных экзаменов новоиспеченный аспирант должен определиться с предметом исследования в своей профессиональной сфере;
  2. выбрать из преподавательского состава научного руководителя, который будет сопровождать исследователя до самой защиты;
  3. после формулировки изучаемой темы учащийся ставит научный эксперимент, обрабатывает его результаты, сравнивает их с уже существующими данными;
  4. написание кандидатской диссертации на основе сделанных выводов;
  5. защита своей научной работы перед научным советом: сначала предварительная, потом основная.

Когда стоит поступать в аспирантуру

Основной критерий поступления в аспирантуру – наличие высшего образования. Таким образом, в аспирантуру имеют право поступать лица, окончившие специалитет или магистратуру (после бакалавриата поступление в аспирантуру, минуя магистратуру, невозможно), а также ординатуру, иную аспирантуру, адъюнктуру, ассистентуру-стажировку

Однако важно помнить о том, что российское законодательство предусматривает возможность бесплатного обучения только в том случае, если образование данного уровня лицо получает впервые

Многих также беспокоит вопрос возрастных ограничений при поступлении в аспирантуру. Законодательно никаких ограничений нет, однако вузы могут самостоятельно устанавливать максимальный возраст поступления. Таким образом, исходя из сроков обучения на предшествующих ступенях высшего образования и правил поступления некоторых вузов, складывается следующая картина: минимальный возраст поступления в аспирантуру – 23-25 лет, максимальный: для очной формы обучения – 35 лет, для заочной – 45 лет, соискательство не предполагает возрастных ограничений.

Научный руководитель

Научным руководителем может быть сотрудник Вышки, имеющий ученую степень доктора наук, кандидата наук или степень PhD.

Как найти научного руководителя

Шаг 1. Определитесь с тематикой будущего диссертационного исследования

Тема может быть изменена в ходе работы над диссертацией. Изначально тема может формулироваться с учетом тех наработанных материалов, которые уже есть у вас в виде дипломной работы, публикаций и т.д.

Для выпускников Вышки, планирующих продолжить сотрудничество с прежним научным руководителем (после магистратуры, специалитета) проще всего выбрать ту научную проблематику, по которой ведет академическую и научную работу кафедра (департамент, институт, лаборатория), на которой работает ваш научный руководитель.

Если Вы не учились раньше в Вышке, Вы можете выбирать направление научного исследования с учетом вашего предыдущего образования и тематики будущей диссертации. Посмотрите паспорт специальности, программы вступительных экзаменов (на каждую специальность/специализацию — отдельная программа). С уточнением круга ваших научных интересов, рассмотрением вашего портфолио поступающего, подбором научного руководителя вам помогут в Аспирантской школе соответствующего направления подготовки.

Шаг 2. Определитесь с научным руководителем, Аспирантской школой, образовательным или научным подразделением, которые ведут академическую и научную работы по избранной вами проблематике

1. На страничках Аспирантских школ вы найдете информацию о том, по каким направлениям и профилям Аспирантская школа готовит аспирантов, а также о рекомендуемых научных руководителях.

2. Посетите странички образовательных или научных подразделений Вышки, ведущих обучение и/или научные работы по избранному вами направлению.

На страничках подразделений вы найдете информацию о сотрудниках и их публикациях, о научных проектах, учебных курсах. Это поможет вам определиться с тем, кто занимается исследованиям той тематики, по которой вы планируете писать диссертацию.

3. Научного руководителя также можно найти, ознакомившись со следующими разделами:

  •  защищенные диссертации и их научные руководители
  •  утвержденные темы диссертаций и научных руководителей аспирантов на страничках Аспирантских школ

Шаг 3. Свяжитесь с потенциальным научным руководителем, директором Аспирантской школы, руководителем образовательного или научного подразделения.

ОБЯЗАТЕЛЬНО напишите письмо/позвоните потенциальному научному руководителю / директору аспирантской школы / руководителю или зам. руководителя образовательного или научного подразделения. Опишите свои научные интересы. С учетом летних отпусков не все сотрудники Вышки доступны c июля до конца августа.

За дополнительными разъяснениями и комментариями обращайтесь к куратору аспирантуры того факультета (научного подразделения), на который вы планируете поступать: http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/department

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector