Бакалавриат, специалитет и магистратура: в чем особенности и различия

Содержание:

С чем связано такое нововведение?

Новая ученая степень появилась в нашей стране после того, как Академия Наук присоединилась к Болонскому протоколу, направленному на то, чтобы унифицировать европейское образовательное пространство. Основная цель Болонского процесса состоит в том, чтобы расширить доступ к получению высшего образования, предоставить молодежи право выбирать вуз за пределами другой страны, унифицировать дипломы стран-участниц Болонского процесса. Второй важнейшей целью была модернизация высшего профессионального образования, ориентированная на текущие потребности рынка труда. Поэтому на вопрос, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра, можно ответить следующим образом: бакалавр и магистр – это признанные во всем мире ученые степени, дипломы студентов, получивших такие звания, признаются во многих странах. А специалист — звание, которое постепенно уходит в прошлое.

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры

Специалитет позволяет получить не только фундаментальные знания, но и даёт возможность совершенствоваться в узком конкретном направлении. Этот способ получения образования напоминает ранее существовавший в России в прежние годы. 

В первые 4 года студент получает фундаментальные знания (получает степень бакалавра), затем 1-1,5 года учится на специалиста, где ему предоставляют узкоспециализированное обучение.

Чтобы стать магистром, нужно после бакалавриата проучиться еще 2 года. Бакалавр — это базовое образование по выбранной специальности.

Основные отличия выпускников — тех, кто окончил магистратуру или бакалавриат:

  1. Звание магистра значит, что у выпускника более высокий уровень знаний.

  2. Бакалавр обладает фундаментальными знаниями и исследовательскими навыками, а второй — дополнительно усвоил специализированную профессию.

  3. В магистратуру поступают уже после бакалавриата. Тут имеется возможность более взвешенно выбрать специальность, чем сразу после окончания школы.

  4. Обучение на магистра занимает больше времени по сравнению с бакалавром — четыре года против двух.

Считается, что специалитет применяется обычно для получения медицинского или инженерного образования. Если человек хочет дополнительных для себя знаний и развития, желает освоить большой объём информации и овладеть сложными практическими навыками, он может поступить в магистратуру или аспирантуру.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде.

Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная. Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная.
  2. Академическая. Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Виды образования по документам, выданным до 1 сентября 2013 года

Прежний закон об образовании 1992 года и составленная по нему Инструкция подразделяли образование в РФ на следующие виды и подвиды:

Общее:

  • после окончания девяти классов – основное;
  • после окончания одиннадцати классов – среднее.

Профессиональное:

  • после окончания профессионального лицея, ПТУ, учебно-курсового комбината, технической школы, вечерней школы – начальное;
  • колледж или техникум: какое образование писать в трудовой книжке? Пишите среднее;
  • после окончания вуза, то есть института, университета, академии – высшее;
  • послевузовское (аспирантура и др.).

Никаких тире и дефисов в формулировке уровня образования нормативно-правовыми документами не предусматривалось.

Приведенная градация уровней образования действовала в РФ до сентября 2013 года, и все образовательные документы оформлялись в соответствии с ней.

Если запись в трудовой книжке об образовании соответствует этой классификации, то специалисты советуют его и указывать, поскольку в Инструкции ясно прописана необходимость вносить запись именно так, как прописано в предоставленном документе об образовании.

Изменения в связи с законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

Новый закон «Об образовании», вступивший в силу 01.09.2013, внес изменения в прежнюю систему, и новые аттестаты, дипломы, удостоверения и заполненные на их основании ТК должны будут отражать образовательный уровень несколько по-другому.

Наша страна уже несколько лет переходит на новую уровневую систему подготовки, и в недавно принятом законе прописаны изменения в образцах документов, выдаваемых образовательными организациями разных уровней, и в наименованиях видов образования.

Были упразднены такие формулировки уровней образования, как «высшее профессиональное» и «начальное профессиональное», принятые предыдущим законом 1992 года и закрепленные в Инструкции, а количество подвидов высшего образования увеличилось, и они теперь формулируются с указанием соответствующего уровня через тире.

Полный текст закона вы можете посмотреть здесь.

Бакалавр и магистр разница

Разница, как не странно очень значительная. Изначально Бакалавриат предполагал получение знаний базового уровня, которых будет достаточно для работы по полученной специальности. Срок обучения, который в ВУЗах России составляет, как правило 4 года, по сравнению с магистратурой и специалитетом меньше, но полученных знаний должно быть достаточно для работы по специальности.

Магистратура предполагает более длительное и глубокое изучение предметов по специальности. В результате после 6 лет обучения студент, получивший образование магистра, может не только работать по специальности, но и продолжать заниматься научной деятельностью.

Специалитет в настоящее время изживается из ВУЗов, если я правильно помню, в 2011 году в моём ВУЗе осталась только одна специальность, отучившись на которой можно было получить диплом специалиста. Специальность самая престижная. Кстати, специалист и магистр являются людьми с одинаковым уровнем образования и, соответственно, возможностями, например, они могут поступить в аспирантуру и заниматься наукой, но про уровни высшего образования чуть ниже.

Но так должно было быть и так есть в Европейских ВУЗах. С нашими, как всегда, «возможны варианты».

Диплом бакалавра это высшее образование или нет? С точки зрения работодателя

Даже с точки зрения идеи разобраться проще, чем с точки зрения работодателя. Но в последние лет 5-7 работодатели стали лучше относиться к людям, имеющим диплом бакалавра.

Диплом бакалавра

И всё равно, при устройстве на работу диплом бакалавра будет скорее минусом, хотя тут также важно насколько хорошо Вы себя покажете на собеседовании. Лет 7 назад наверняка многие могли услышать что-то вроде «А бакалавр – это вообще кто?», и даже после объяснения, что это тоже высшее образование, ответом могли быть кивок и обещание перезвонить

Отличия бакалавра от магистра

В первую очередь нужно понимать, что и то, и то – это полное образование. Но имея на руках диплом магистра, вы с большей вероятностью найдете работу. Разница очевидна. Она в сроках обучения, в полноте знаний и опыта. Магистратура дает углубленные знания в специальности, что, с точки зрения работодателя, весьма привлекательно. Вы можете устроиться на работу, но в будущем все равно продолжать получать знания, защищать свою степень и так далее.

На самом деле, дипломы можно также отличить не престижем, а целями. Если вы хотите реализовать себя с практической точки зрения, то бакалавриат вполне подходит в этом плане

Если важно развиваться в выбранном направление, то ваш путь – однозначно магистратура

Кстати, наличие диплома бакалавра дает возможность получить второе высшее образование. Поэтому однозначно обучение такого плана пригодится.

В чем разница между бакалавриатом и специалитетом

Большинству окончивших вуз нет необходимости объяснять, что такое специалитет. Ведь, по сути, даже в советские времена действовала данная система получения образования. Студент обучался на протяжении 5 лет во всех вузах, кроме медицинских, где длительность учебы составляла 6 лет.

По окончании ему присваивалась квалификация «специалиста». Продолжать учебу по желанию можно было в аспирантуре, с дальнейшим присвоением, при успешной защите, степени кандидата наук.

В 1999 году правительством было принято решение о присоединении к Лиссабонской конвенции. Результатом стало внедрение двухступенчатой системы. В связи с этим в рамках переходного периода при поступлении в вузы студентам приходится выбирать, что лучше – специалитет или бакалавриат.

На первом этапе, при поступлении, абитуриент зачисляется на бакалавриат, где он должен отучиться 4 года для того, чтобы получить диплом и степень «бакалавра» по выбранной специальности. Затем, по желанию, он может повысить свой уровень знаний путем поступления в магистратуру, пока не являющуюся обязательной ступенью.

То есть высшее образование может ограничиться получением степени бакалавра, после которой выпускник вуза может устроиться на работу согласно своему профилю.

Еще не все вузы в РФ перешли на обновленную систему. Однако в большинстве учебных заведений теперь практически по всем образовательным программам бакалавриат полностью заменил специалитет.

Изменилась не только длительность обучения и название, но и система оценивания. В большинстве институтов и университетов осталась старая, 5-балльная система оценивания. Новые программы бакалавриата учитывают эквивалентные оценки в соответствии с 100-балльной шкалой, применяемой в западных странах.

Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»

До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.

Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

Появилась степень бакалавра, были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр — это высшее образование или нет? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста.

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою ‘утряску’ какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово ‘бакалавр’ было ‘не нашим’, западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать ‘специалистов’ и ‘магистров’.

Вы не расстраивайтесь — со временем вопрос ‘Чем может заниматься бакалавр?’ не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию ‘дипломированный специалист’ или ‘магистр’.

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её ‘несуженность’ позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого ‘веера’ совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Причины перехода на другую систему образования

Зачем России понадобилось менять проверенную десятилетиями советскую систему профподготовки на «болонские рельсы»? Причин несколько.

  • Развитие рынков эффективного сотрудничества с Европой. Диплом международного образца, который получают наши выпускники, упрощает трудоустройство за рубежом.
  • Двухуровневая система открывает возможности для профессионального становления. В условиях растущей безработицы молодой человек может «перестраховаться», освоив один профиль на бакалавриате и второй в магистратуре.
  • Срок подготовки увеличен, что позволяет насытить содержание образовательных программ.

Является ли бакалавриат полным высшим образованием?

Диплом о высшем образовании бакалавриат дает, а является ли степень бакалавра признанной в России и мире? Да, в США, Европе, РФ и еще 20+ странах, которые подключились к Болонской системе, бакалавр (BD — bachelor diploma) — первая ступень высшего образования.

Квалификация закреплена в РФ законодательно. В п. 5 ст. 10 ФЗ-273 прямо на это указано. Здесь же прописан аналогичный уровень подготовки для специалитета.

Прежняя система, предшествующая Болонской

До перехода на «Болонью» специалитет был базовым уровнем подготовки, достаточным, чтобы поступать в аспирантуру (карьера ученого). Советская система, которую переняла Россия в 90-х годах, работала по более жестким правилам, хотя имела свои плюсы.

  • Узкая специализация.
  • Высокие требования к студентам (на экзамене ученик мог отвечать по 30−40 минут).
  • Обязательная экзаменация без привязки к результатам работы во время семестра.
  • Приоритет — разбору теоретических знаний. Сегодня многие программы предполагают самостоятельное изучение теории студентами и упор на практику.
  • Гарантированное трудоустройство.

Сохранилась ли возможность обучения на специалитете?

Ввиду особенностей некоторых профессий и по бюрократическим причинам полностью отказаться от специалитета Россия не может. Он сохраняется там, где требуются глубокие знания — в высших школах подготовки медиков, космонавтов, фармацевтов. Художественные вузы тоже часто практикуют специалитет. Некоторые экономические и правовые университеты сохраняют для абитуриентов выбор между дипломом специалиста и бакалавра.

Трудоустройство с дипломом бакалавра

Лет 5−7 назад диплом бакалавра мог вызвать у работодателя уточняющие вопросы. Сегодня это полноценное подтверждение квалификации претендента. Благодаря единому стандарту и взаимному признанию регламента всеми странами-участницами «Болонской системы» трудоустройство по выпуску из бакалавриата упрощено за рубежом.

К этому остается только добавить, что наши выпускники получают официальную должность московских компаний, международных сетевых организаций, признанных зарубежных предприятий задолго до окончания учебы. Мы создали все условия, чтобы наши будущие бакалавры могли работать уже с первого курса.

Доступные факультеты для поступления

  • Факультет Бизнеса
  • Факультет Управления
  • Факультет Экономики
  • Факультет Информационных технологий
  • Факультет Психологии
  • Факультет Спортивного менеджмента
  • Факультет Физической культуры
  • Факультет Гостеприимства
  • Юридический факультет
  • Факультет Банковского дела
  • Факультет Дизайна
  • Факультет Рекламы
  • Факультет Лингвистики
  • Факультет Интернет-маркетинга
  • Факультет театра, кино и телевидения

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Ступени высшего образования в России

Бакалавры учатся четыре года, специалисты — пять. Выглядит как потеря качества подготовки. Хотя ситуация обратная: специалитет, который занимал пять лет учебы, условно говоря, разделился на два этапа, добавив год.

  • Четыре года бакалавриата — теория.
  • Два года магистрата — время для практики, исследований, углубленного изучения технологий, применяемых в профессии.

Это первые два уровня одной программы (первое высшее).

Третья ступень — аспирантура. Специалитет сохраняется, хотя практикуется вузами все реже. Он остается первой ступенью, за которой может следовать только аспирантура, иначе это уже второе образование.

Чем специалисты отличаются от магистров?

Болонская система обучения дает сразу несколько преимуществ выпускникам бакалавриата перед специалистами.

  • По программе непрерывного образования учащийся вправе освоить несколько профилей — магистерская профессия может быть не идентичной бакалаврской, а смежной. Магистрат для выпускников специалитета — это уже вторая профессия (нет отсрочки от армии, учебного отпуска, прочих привилегий), для бакалавров — вторая ступень первой программы подготовки.
  • Осознав ошибку на этапе получения первой специальности, студент может через магистрат ее сменить, не теряя времени. Специалисты могут только переучиваться (II ВПО).
  • Студент может продолжать практическую часть курса, будучи уже трудоустроенным (осваивать степень магистра, отрабатывая на практике реального бизнеса изучаемые приемы, технологии, методы). Специалист учится пять лет, не отрываясь от вуза, либо с согласованием индивидуальной программы при желании совмещать работу с учебой.

Трудоустройство бакалавров на рынке труда в РФ

В отличие от абитуриентов вузов, которые один или два раза в жизни разбирают юридические, организационные нюансы программ подготовки, российские работодатели постоянно сталкиваются с вопросами оценки квалификации кандидатов. Потому прекрасно понимают, что бакалаврский диплом достаточен, чтобы принять на работу сотрудника, к которому предъявлены требования о высшем образовании.

Трудоустройство бакалавра на рынке труда РФ не вызывает сложностей. Более того, окончание четырехлетнего бакалаврского курса престижного вуза обеспечивает активному целеустремленному человеку возможность занимать руководящую должность. В том числе с перспективой обучения на магистрате за счет нанимателя.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Виды образования для заполнения трудовой книжки по документам, выдаваемым с 1 сентября 2013 года

Градация образовательных уровней теперь выглядит так.

Общее образование

  • Девять классов школы обеспечивают аттестат об основном общем образовании. Эта формулировка и вносится в ТК, если у человека нет другого образования.
  • Одиннадцать классов школы гарантируют аттестат о среднем общем образовании, которое и записывается в пункт ТК об образовании.

Профессиональное образование

Профессиональное училище или лицей, колледж или техникум выдают дипломы о среднем профессиональном образовании.

Институты, академии, университеты дают высшее образование по следующим уровням:

  • Бакалавры получают полноценное высшее образование (его рассматривают как базовое) после четырех лет обучения в вузе. Им выдается диплом о высшем образовании – бакалавриате.
  • Магистры обучаются два года после бакалавриата (более узкое направление обучения), и получают диплом о высшем образовании – магистратуре.
  • Специалисты проходят пяти-шестилетнюю программу обучения, которая завершается выдачей диплома о высшем образовании – специалитете.
  • Аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка дают право на получение диплома о высшем образовании – подготовке кадров высшей квалификации.

Запись в трудовой книжке об образовании бакалавр — образец:

Незаконченное и неполное образование

Если человек пришел к работодателю, ещё не окончив учебное заведение, то по Инструкции об этом в начале строки об образовании можно сделать отметку. Однако у кадровиков по этому поводу существуют разные мнения. «Незаконченное» образование означает, что человек продолжает его получать.

При необходимости учащемуся в вузе выдают справку, на основании которой можно заполнить трудовую книжку сведениями о незаконченном высшем образовании. Но многие кадровики советуют не торопиться, поскольку очевидно, что вскоре человек завершит обучение и получит об этом документ, а тогда запись придется дополнять.

Инструкция не устанавливает четкого временного периода, за который должен быть заполнен пункт об образовании, поэтому у кадровиков есть возможность повременить, оставить эту графу пустой и заполнить её позже, имея на руках документ о полном образовании.

Инструкция также предусматривает возможность записи о неполном высшем образовании. Такие дипломы до 2007 года выдавались тем, кто очно (и при этом успешно) отучился два года в вузе, но прервал обучение.

Новым законом понятие неполного высшего образования упразднено с 1 сентября 2013 года, выдавать документы и фиксировать в трудовой книжке будут теперь только сведения о полностью завершенном образовании. Однако при наличии такого диплома, выданного до 2007 года, внесение отметки в ТК на его основании не будет противоречить Инструкции о заполнении ТК. Это поможет впоследствии правильно посчитать трудовой стаж, о чём можно прочесть .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector