Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз (ред. от 31.07.2020) «об образовании в российской федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)

273-ФЗ

Последняя редакция закона «Об образовании», утвержденная в 2014-м, вступила в силу с начала 2015-го года, включает следующую правовую информацию:

  • Структура образования, стандарты и программы.
  • Язык и формы обучения.
  • Образовательная деятельность государственных и частных организаций.
  • Права обучающихся и их законных представителей.
  • Педагогическая деятельность.
  • Международное сотрудничество.
  • Финансовые вопросы, определяющие обеспечение организаций, платные услуги, образовательное кредитование и т. п.

Новшеством стало введение в закон правил использования в обучении электронных ресурсов и реализации образовательных программ через Интернет. Документ постоянно корректируется, последние изменения вносились в ФЗ № 273 в конце 2017 года, они касались назначения социальных стипендий.

О втором высшем

Высшему и второму высшему образованию в законе посвящены статьи от 69-й до 72-й. В них закреплено следующее:

  1. Современное вузовское образование делится на 3 последовательных уровня:
    • бакалавриат;
    • специалитет и магистратура;
    • подготовка высококвалифицированных научных кадров.
  2. Для поступления на любой уровень обучения нужно иметь диплом об окончании нижестоящей ступени.
  3. Образовательные стандарты одинаковы для всех вузов страны, за исключением тех, которые наделены статусом национального исследовательского либо федерального университета (например, МГУ или НИУ ВШЭ). Такие учебные заведения вправе устанавливать собственные, не противоречащие федеральным, нормы для всех уровней – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, интернатуры.
  4. Обучение в рамках того или иного образовательного уровня является вторым высшим образованием, если у студента уже есть диплом об окончании такого же либо более высокого уровня по любому профилю. То есть образование будет считаться вторым для учащихся:
    • бакалавриата – при наличии диплома бакалавра, специалиста, магистра;
    • магистратуры – при наличии диплома магистра или специалиста;
    • ординатуры либо ассистентуры-стажировки – после окончания учебы по программам этого же уровня;
    • поступающих на программы подготовки научных работников и педагогических кадров – при наличии диплома аспирантуры либо степени кандидата.

Вопросы второго высшего образования военнослужащих регулирует .

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)

8 июня 2020

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:

1) в статье 46:

а) часть 1 дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»;

б) дополнить частями 3 — 5 следующего содержания:

«3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.

5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;

2) статью 108 дополнить частью 18 следующего содержания:

«18. На педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона о наличии среднего профессионального образования или высшего образования.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль8 июня 2020 года№ 165-ФЗ

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры

Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Обзор документа

Введено понятие просветительской деятельности. Закреплено полномочие Правительства РФ определять порядок и условия ее ведения.

Запрещено использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в т. ч. посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.

Установлены дополнительные требования к договорам по вопросам международного сотрудничества в сфере образования (за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам). Такие договоры могут подписываться при наличии заключения Минобрнауки или Минпросвещения. Порядок получения заключения установит Правительство РФ.

До 1 сентября 2022 г. заключения нужно получить на договоры, которые заключены до вступления в силу закона. Это требование не распространяется на договоры, срок действия которых истекает до этой даты.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector