Все о профессии летчик
Содержание:
- Кто такой летчик?
- Что нужно, чтобы стать пилотом самолета
- Карьерные перспективы и зарплата пилотов в России
- Дорожные работы
- Необходимы качества и навыки
- Плюсы и минусы профессии
- Особенности
- Навыки и знания
- Образование, плюсы и минусы, кому подходит данная профессия
- Установленные минимумы погоды
- Плюсы и минусы профессии пилота военной авиации
- Описание профессии
- Профессиональные обязанности
- Пилот гражданской авиации
- Важные личные качества
- Пилоты военно-воздушных сил РФ
- Известные летчики-истребители
- Истребители (сериал, 2013)
- Статут награды
- Почетные звания ВКС
- Особенности
Кто такой летчик?
Летчик – это специалист, умеющий управлять самолетом, авиалайнером или иным летательным аппаратом. Это не обязательно профессия. Достаточно часто управление небольшим самолетом или вертолетом является увлечением.
Парить в небесах подобно птицам человек мечтал еще в древние времена (вспомнить хотя бы легенду об Икаре). Однако воплотить эту мечту в жизнь удалось только в 1903 году, когда братья Райт совершили первый в истории человечества полет на аппарате «Флайер-1».
Прежде летчиками называли исключительно военных авиаторов, а в гражданской авиации использовался термин «пилот». Однако сейчас грань размылась. Несмотря на то, что авиация как и раньше делится на гражданскую и военную, сами названия профессии стали взаимозаменяемыми.
Говоря об особенностях профессии летчик, лучше рассматривать каждое направление авиации отдельно.
Гражданская авиация
Летчики гражданской авиации по окончанию обучения получают лицензию коммерческого пилота и могут трудоустроиться в авиакомпанию. Для этого необходимо окончить высшее летное училище и ВУЗ, в котором присутствует соответствующее направление подготовки. Также пройти обучение можно в авиационном клубе, однако после него пилот получит право на управление только малыми самолетами.
Военная авиация
Служба в Военно-Воздушных Силах гораздо сложнее и опаснее коммерческих перелетов. Тем, кто выбрал это направление, выпадет возможность выбирать, летать ли на истребителе, военном транспортнике, бомбардировщике, самолете-разведчике или же боевом вертолете. Подчеркнем, что определиться нужно еще во время обучения, чтобы детально разобраться в тонкостях управления летательных аппаратов выбранного типа
Поскольку в боевых условиях любая деталь может стать решающей, в ходе обучения большое внимание уделяется приобретению навыков принятия быстрых решений. То есть, нужно будет научиться ориентироваться в том, как правильно действовать в экстремальных условиях и критических ситуациях
Чтобы стать военным летчиком, нужно выбрать один из двух способов:
- первый – выбрать службу в авиации при призыве в армию. После успешного прохождения медицинской комиссии призывника направят в соответствующую часть. Однако существует вероятность, что в нужные войска попасть все же не удастся.
- второй — более надежный способ – поступить в военное летное училище.
Летные испытания
Профессия летчика-испытателя является достаточно редкой. И не только потому, что она относится к разряду опасных. Ее редкость по большей части объясняется тем, что количество новых летательных аппаратов несравнимо с количеством коммерческих рейсов или даже вылетов военных самолетов, а значит и пилотов нужно значительно меньше.
Как правило, в испытаниях летательных аппаратов участвуют бывшие военные авиаторы, которые прослужили в Военно-Воздушных Силах больше пяти лет и проявили себя максимально ответственно и профессионально. Задача этих специалистов заключается в испытании новых типов и моделей летательных аппаратов, систем наведения, управления и тому подобного оборудования, прежде чем их запустят в серийное производство.
Летчики-испытатели оценивают, как работает судно, и выявляют недочеты и ошибки работы всех систем. Это позволяет конструкторам своевременно устранить имеющиеся неполадки, но при этом подвергает риску испытателей.
Что нужно, чтобы стать пилотом самолета
Управлять воздушными судами стали с начала XX века. Нужна была храбрость, чтобы осваивать неустойчивые летающие машины, совершать первые перелеты между континентами, рисковать жизнью из-за несовершенства конструкции воздушных судов того времени.
Летательные аппараты постепенно совершенствовались, а обучение на пилота становилось более сложным — опыт первых летчиков оформлялся в учебники по воздухоплаванию, наставления, правила и предписания.
Полет стал работой, весь романтизм профессии угас.
Под влиянием армии профессия пилота за сто с лишним лет разделилась на два четких направления:
- пилоты гражданской авиации;
- военные летчики.
Профессия летчика неоднородна — у всех разные должностные обязанности, специализация и назначение. Одни водят транспортные самолеты, другие управляют исключительно вертолетами, третьи – истребителями и бомбардировщиками, четвертые – перевозят пассажиров по международным маршрутам.
Есть особая категория – летчики-испытатели. Они трудятся в конструкторских бюро и занимаются тестированием новых экспериментальных образцов техники.
Каждой специализации учатся годами, а новые летательные аппараты постигаются заново.
Где могут трудиться летчики:
- Воинские части;
- Частные и государственные авиакомпании;
- Пожарная охрана и спасательная служба;
- Полиция;
- Транспортные компании (перевозка грузов).
Наибольшей популярностью пользуется сфера пассажирских перевозок.
Профессия пилота в России считается мужской. Женщины, прошедшие обучение на пилота гражданской авиации, встречаются крайне редко. Но таких ограничений на эту профессию не существует.
Источник фото: Matheus Bertelli/pexels
Карьерные перспективы и зарплата пилотов в России
После вуза пилот гражданской авиации, начинает карьеру с должности второго пилота. Перейти на должность командира воздушного судна (КВС) можно только после 1,5 тысячи часов полета и сдачи квалификационного экзамена.
Карьера зависит только от амбиций пилота. Можно до пенсии оставаться командиром воздушного судна. Некоторые специалисты работают пилотами-инструкторами, руководителями полетов или занимают управленческую должность.
Зарплата пилотов в России зависит от авиакомпании, стажа и других факторов. Больший оклад у линейных летчиков, особенно на международных направлениях. Наименьшая зарплата у пилотов в России, выполняющих рейсы по внутренним направлениям. Чаще этим занимаются молодые специалисты, не имеющие достаточного рабочего стажа.
Наибольшая зарплата пилота в России по данным интернет-сервисов по поиску сотрудников:
- Командир воздушных судов (В737NG, А320, А330, В777, SSJ100) — до 650 000 рублей.
- Второй пилот ВС (В737NG, А320, А330, В777, SSJ100) — до 270000 рублей.
Нижний порог зарплаты пилота гражданской авиации после обучения в вузе России не установлен, так как он зависит от множества факторов.
Плюсы и минусы профессии пилота
Плюсы:
- высокая зарплата;
- интересная профессия;
- льготы и карьерные перспективы.
Минусы:
- высокий порог вхождения в профессию, дорогостоящее обучение;
- крайне высокие требования к здоровью и физическому состоянию;
- большая ответственность;
- опасная работа, требующая внимания.
Дорожные работы
Грозовой фронт и мощная кучевая облачность считаются опасными явлениями погоды, в которые воздушным судам попадать крайне нежелательно. И необходимо принять все меры, чтобы обойти это путем изменения маршрута или набора высоты. «В мощной кучевой облачности всегда присутствуют восходящие и нисходящие потоки, которые начинают трясти, болтать самолет, и возникает зона турбулентности. Это неблагоприятные явления», — говорит летчик, уточняя, что турбулентность в обычном гражданском самолете и военном ощущается примерно одинаково.
«Но если на гражданском самолете командир воздушного судна тут же включает сигнал всем сесть на свои места и пристегнуть ремни, то на истребителе летчик пристегнут всегда, — поясняет Беляев. — Даже можно сказать, чем меньше по размерам самолет, тем жестче он воспринимает турбулентность и влияние болтанки. А на маленьких самолетах (учебных или авиации общего назначения) еще хуже».
Необходимы качества и навыки
Летчик – сложная профессия. В его обязанности входит не только доставка пассажиров из одной точки в другую, но и полная проверка летного судна перед отправкой, а также слежение за системой самолета во время полета и при посадке. В обязательный список навыков летчиков входят следующие требования:
- умение организовывать подготовку всего экипажа к полету;
- знание ТБ;
- осуществление полета в неблагоприятных условиях;
- умение проводить метеорологический анализ;
- умение пресекать угрожающие действия, направленные против пассажиров;
- правильное ведение документации;
- уметь разбирать нюансы полета с экипажем.
Вместе с первым пилотом, на борту гражданского самолета присутствует второй пилот. Он должен знать правила подготовки судна к вылету, разбираться в летной документации, знать план полетов, уметь проверять навигацию и другое оборудование в кабине пилотов. Второй пилот должен знать летные тонкости с применением автоматики и навыки работы штурмана, так как при его отсутствии замену производит именно второй пилот.
В целом профессия летчик подходит не каждому человеку, а только тем, кто обладает выдержкой, отличается спокойствием, в нештатной ситуации остается с ясным рассудком. Летчик должен обладать высоким уровнем интеллекта и отличной памятью, хорошим зрением и безупречным физическим состоянием. Хорошее зрение летчика предполагает точный глазомер и способность на протяжении долгого времени выполнять одни и те же действия. Данная профессия противопоказана людям с нарушением работы вестибулярного аппарата, нервозностью, психическими и сердечными заболеваниями.
Личностные
К пилотам любых летательных аппаратов предъявляются не только профессиональные требования, но и личностные качества. Руководство, приняв на работу стажера, внимательно изучает его характер, так как оценка эмоционального состояния является одной из ключевых для официального трудоустройства молодого специалиста.
Далее прилагается основной перечень личностных качеств, требуемых к каждому летчику:
- концентрация;
- быстрая реакция;
- любовь к высоте;
- отсутствие клаустрофобии;
- лидерство;
- аналитическое мышление.
Профессиональные
Крайне важным считаются профессиональные навыки летчиков:
- понятие тонкостей механики и электротехники;
- знание инженерной графики;
- понимание радиоэлектронных устройств;
- обустройство аэродромов, аэропортов и посадочных полос;
- конструктивные особенности летательных аппаратов;
- теория и практика в области авиационных двигателей;
- знание автоматизированных контроллеров летных судов;
- знание организационных моментов воздушного движения.
Плюсы и минусы профессии
Отрицательные стороны:
- Военный летчик – работа очень опасная. Есть риск для жизни. Более того, замечено, что в вооруженных конфликтах летчиков часто допытывают с особым пристрастием и, как правило, не держат в плену, а уничтожают.
- Все обычные минусы жизни военнослужащих присущи и работе военного летчика: постоянные переезды, проживание в отдаленных гарнизонах, часто вдали от цивилизации.
- Вред для здоровья и связанный с этим риск списания в запас. Постоянные перегрузки, эмоциональное напряжение – все это со временем приводит к возникновению серьезных заболеваний, несовместимых с выполнением профессиональных обязанностей..
Положительные стороны:
В РФ военной авиации уделяется особое внимание. Стратегические и тактические бомбардировщики – основа военной мощи любой ядерной державы
Поэтому в этом роде войск очень хорошее обеспечение: питание, зарплата, снабжение жильем и т.д.
Военные летчики могут рано выходить на пенсию. Пенсия у них достойная.
Быстрый карьерный рост.
Особенности
Летчик – профессионал, обладающий знаниями теории и практики в области управления воздушных судов военного и гражданского назначения. В данном случае речь идет о малых самолетах, вертолетах и крупных «Боингах». Для большинства людей слова «летчик» и «пилот» кажутся синонимами. Но если вдуматься, эти два значения предполагают несколько разные профессии. Пилотами называют специалистов, управляющих гражданскими самолетами. Летчики сидят за штурвалом судов военной сферы.
В целом летчиками являются высококлассные специалисты, от которых зависит не только сохранение грузов, но и безопасность пассажиров. На пилотов возлагается огромная ответственность, справиться с которой может не каждый человек. В экипаже гражданских судов на борту обязательно присутствует два пилота, а также командир судна, штурман и бортинженер.
Наверняка многие слышали фразы «пилот от бога» или «вместо рук крылья». Одни утверждают, что это похвальная метафора, но если вдуматься, взвесить все «за» и «против», то становится понятно, что это слова – описание отдельных летчиков. Например, водитель для управления своим авто должен чувствовать машину. А летчик должен чувствовать целое судно, каждый его механизм, на что способны немногие. Так что пилот – это не профессия, а призвание.
Для управления самолетом необходимо знать технические требования и регламент полетов. Уметь концентрироваться, следить за здоровьем и физическим состоянием, саморазвиваться. С каждым годом разрабатываются новые модели воздушных судов, и летчик должен понимать тонкости их управления. Для этого пилоты должны регулярно посещать обучающие курсы, после которых они получают сертификат.
Многим кажется, что в обязанности летчика входит лишь осуществление перелета воздушного судна из одной точки в другую. Но на самом деле они подготавливают самолет к отправке, следят за работой всех механизмов системы во время полета, осуществляют благополучную посадку. Каждая секунда их рабочего времени связана с максимальной концентрацией и собранностью, ведь они отвечают не только за свою безопасность, но и за жизни пассажиров, сидящих в салоне.
Навыки и знания
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что эта профессия требует от человека владеть большим объемом знаний. Но и этого будет недостаточно, если он не сможет применить их в общении с другими специалистами или на практике. Летчик-испытатель во время своей работы взаимодействует, общается и работает с целой командой специалистов из разных сфер. Это ученые, конструкторы, инженеры, штурманы, даже менеджеры и руководящий состав. Он должен уметь доказывать свои мысли, оперировать своими знаниями и применять их во время испытаний.
Во время его службы могут быть командировки за границу, поэтому знание как минимум одного иностранного языка (английского) обязательно. К тому же сейчас часто проводят совместные военные учения или выставки авиационной техники. На таких мероприятиях необходимо не просто говорить на иностранном языке, но и достойно представлять и рассказывать о последних достижениях в авиации. Что касается личных качеств и физической формы, испытатель должен всегда придерживаться правильного распорядка дня и выполнять физические нагрузки. Эмоциональные переживания, отсутствие лидерских качеств или, наоборот, резкий характер недопустимы в его поведении. Ведь его психологическое и физическое состояние напрямую влияет на успешность испытаний.
Образование, плюсы и минусы, кому подходит данная профессия
В РФ стать профессиональным летчиком можно, получив образование в летном училище или одном из трех следующих вузов:
- Московский авиационный институт (МАИ). Ведущий вуз России по данному профилю.
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (УГАвСП). Срок обучения не менее 5 лет.
- Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИ ГА), известный также как Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Срок обучения – четыре года.
Специальности, которые дают право быть летчиком:
- испытание летательных аппаратов,
- эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения,
- системы управления летательными аппаратами,
- применение авиационных комплексов и летная эксплуатация,
- аэронавигация.
Плюсы
Официальное трудоустройство, высокая зарплата, хорошая социальная защищенность, досрочный выход на пенсию – это не все преимущества профессии. Она позволяет осуществить детские меты о путешествиях. Вы гарантировано увидите множество стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть время на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с достопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых – отдельный плюс: авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно.
Минусы
- Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле они как моряки дальнего плавания.
- Во-вторых, постоянное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных, осознавая, что у тебя в салоне находятся пассажиры, жизни которых в твоих руках – это требует больших умственных усилий. Поэтому летчикам приходится чаще многих других людей проходить всесторонние медицинские обследования, в том числе общаться с психиатрами.
Профессия пилота подойдет не любому человеку, а лишь обладающему следующими качествами:
- железной выдержкой, умением держать себя в руках, не впадать в панику в любых ситуациях;
- холодным, ясным рассудком, склонностью к аналитическому мышлению;
- высоким интеллектом и хорошей памятью;
- безупречным здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением;
- внимательностью, педантичностью, рационализмом.
Установленные минимумы погоды
Днем в СМУ
Нижняя граница облаков — 600 м, видимость — 6 км Нижняя граница облаков — 500 м, видимость — 5 км Нижняя граница облаков — 400 м, видимость — 4 км Нижняя граница облаков — 300 м, видимость — 3 км Нижняя граница облаков — 200 м, видимость — 2 км Нижняя граница облаков — 150 м, видимость — 1,5 км Нижняя граница облаков — 100 м, видимость — 1,0 км Нижняя граница облаков — 080 м, видимость — 0,8 км Нижняя граница облаков — 060 м, видимость — 0,6 км
Ночью в СМУ
Нижняя граница облаков — 600 м, видимость — 6,0 км Нижняя граница облаков — 500 м, видимость — 5,0 км Нижняя граница облаков — 400 м, видимость — 4,0 км Нижняя граница облаков — 350 м, видимость — 3,5 км Нижняя граница облаков — 300 м, видимость — 3,0 км Нижняя граница облаков — 250 м, видимость — 2,5 км Нижняя граница облаков — 200 м, видимость — 2,0 км Нижняя граница облаков — 150 м, видимость — 1,5 км Нижняя граница облаков — 100 м, видимость — 1,0 км Нижняя граница облаков — 080 м, видимость — 0,8 км
Плюсы и минусы профессии пилота военной авиации
- обеспечивается вещевым довольствием, питанием;
- специалисты получают высокую заработную плату;
- при оформлении ипотеки оказывается государственная поддержка;
- обширные возможности карьерного роста;
- ранний выход на пенсию (20 лет службы и 6000 часов налета).
Минусы профессии:
- долгие командировки, переезды. Дислокация гарнизона может быть отдалена от крупных населенных пунктов и цивилизации;
- служба связана с большим риском. К пилотам попавшим в плен относятся так же жестоко, как к разведчикам;
- на большой высоте организм проходит через сильные перегрузки, испытывая стресс, быстрее изнашивается — поэтому из-за этого летчики раньше выходят на пенсию.
Описание профессии
Военный летчик – это член экипажа военного самолета. Современные военные авиационные аппараты конструируют так, чтобы они были многофункциональными и могли не только уничтожать наземные объекты, но и выполнять разведывательные задачи, а также вести бой с авиацией противника. Однако традиционная классификация авиации сохраняется.
- Истребители способны развивать большую скорость и уничтожать объекты в воздухе на высоте до 20 км и выше.
- Тактические бомбардировщики рассчитаны на выполнение индивидуальных задач как на любом участке фронта, так и в тылу противника.
- Стратегические бомбардировщики предназначены для выполнения масштабных боевых задач и участия в крупных сражениях для поддержки наземной военной техники и пехоты.
- Разведчики – это легковооруженные, многоместные истребители или бомбардировщики, оборудованные фото- и видеокамерами, радиолокационными приборами, и различными средствами связи.
- Военно-транспортные самолеты большой вместимости и грузоподъемности способны сбрасывать с высоты до 3000 км десантников и грузы, в том числе технику.
- Вертолеты используются для высадки десанта, транспортировки грузов, раненых и убитых, эвакуации гражданских лиц и отрядов спецназначения, уничтожения танков и наземной техники, а также для поддержки пехоты и техники в локальных операциях.
Профессиональные обязанности
Основными обязанностями командира воздушного судна являются:
- Организация подготовки экипажа к полету;
- Обеспечение безопасности полета;
- Осуществление полета в сложных метеоусловиях, при отказах автоматической системы и в других нестандартных ситуациях;
- Контроль уровня топлива;
- Анализ метеорологической и орнитологической обстановки;
- Пресечение действий пассажиров, угрожающих безопасности на борту;
- Заполнение документации;
- Разбор полета с членами экипажа.
Обязанности второго пилота:
- Подготовка к полету;
- Подбор и изучение полетной документации;
- Изучение плана полета, информирование о нем экипажа;
- Проверка пилотажно-навигационного оборудования;
- Выполнение полета с использованием автоматических систем;
- Выполнение обязанностей штурмана в случае отсутствия такового.
Пилот гражданской авиации
По статистике с каждым годом увеличивается пассажиропоток, растет количество рейсов. Чтобы все туристы в назначенное время прибыли на нужный курорт, чтобы командировка в другой город началась вовремя, чтобы грузы доставлялись по расписанию – за все отвечает пилот. Ведь он — главный человек на воздушном судне.
Вы спросите, а как же автопилот, которым оснащены все самолеты, ведь именно он механически управляет полетом? Так и есть. Но и у гражданского пилота остается целый ряд функций, возникающих во время движения воздушного судна:
- Управление во время взлета и набора высоты
- Выбор режима работы двигателей
- Координация движения самолета
- Контроль показаний всех приборов
- Управление во время снижения и посадки и пр.
Но самое главное – это оперативное реагирование на внештатные ситуации, от которых никто не застрахован. Какая бы навороченная техника не была, она не сможет полностью оценить обстановку, чтобы принять единственно правильное решение. Именно поэтому всеми самолетами управляют профессиональные пилоты. А на больших воздушных суднах работают целые экипажи:
- Командир. Координирует полет, принимает основные решения. Как правило, командир пилотирует самолет на наиболее сложных участках пути: взлет, посадка, зона турбулентности
- Второй пилот. Управляет самолетом на простых участках полета. Готов в любую минуту заменить командира, если что-то случится
- Штурман. Отвечает за траекторию движения самолета, рассчитывая его курс
- Бортинженер. Следит за исправностью всех систем, контролирует заправку и загрузку самолета
- Путь пилота: через тернии к звездам
Профессия «пилот», по праву, считается очень трудной и сверх ответственной специальностью. Ведь уже в начале пути могут возникнуть какие-либо препятствия и трудности. Есть множество требований, которые нужно выполнить, чтобы стать пилотом. Поэтому далеко не каждый желающий сможет пройти этот путь целиком.
Каждый пилот должен соответствовать следующим критериям:
- Любовь к самолетам, к небу
- Прекрасная физическая форма
- Определенные личные качества
- Соответствующее образование
1. «Болезнь небом»
Большинство авиаторов, достигших максимального звания, говорят, что в их становлении ключевую роль сыграли детские годы. С ранних лет они уже видели себя в небе, мечтали управлять самолетами, открывать для себя разные страны. Уже тогда возможность перемещаться по воздуху было их жизненным призванием, которым они «болеют» всю жизнь.
2. Отличная физическая подготовка
Пилот – одна из самых требовательных профессий с точки зрения физического состояния. Отсутствие страха высоты, быстрая реакция, устойчивость вестибулярного аппарата, выносливость, стрессоустойчивость – вот лишь некоторые обязательные факторы, без наличия которых пилотом стать не получится. Авиатор должен иметь безупречное здоровье, что позволит ему регулярно проходить медицинскую комиссию. Если выявятся какие-либо отклонения, то от полетов могут отстранить. Поэтому необходимо правильно питаться, заниматься спортом, и, в целом, поддерживать себя в хорошей форме.
3. Важные качества пилота
Для пилота иметь хорошую физическую подготовку очень важно, но не меньшую роль играет характер. Среди всех качеств авиатора необходимо выделить следующие:
- Чувство ответственности
- Усидчивость
- Уверенность в себе и в своих действиях
- Лидерские качества
- Умение быстро принимать решения
4. Обучение пилотов
Но, разумеется, самое главное в подготовке профессионального пилота – это теоретические знания и практические навыки. Получить их можно в специализированных летных училищах, где учат всему, что только может понадобиться: особенностям строения и управления того или иного воздушного судна, показаниям приборов, действиям в чрезвычайных ситуациях и т.д
Для работы на международных рейсах важно знать разговорный английский язык
На сегодняшний день получить профессию «пилот» можно в летных учебных заведениях гражданской авиации (ГА) России:
- Санкт-Петербургский государственный университет ГА
- Московский государственный технический университет ГА
- Ульяновское высшее авиационное училище ГА
- Бугурусланское летное училище ГА
- Краснокутское летное училище ГА
- Сасовское летное училище ГА
- Омский летно-технический колледж ГА
Легко ли поступить? Если вы обладаете хорошими теоретическими навыками, знаете технические науки, и у вас отличное здоровье, то у вас хорошие шансы поступить в училище. Кроме того, при каждом училище есть собственные центры подготовки абитуриентов. Намного сложнее закончить данное обучение, ведь до пилотирования допустят только тех, кто овладел нужными знаниями, а также продемонстрировал их на практике.
Важные личные качества
Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.
Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление
Пилоты военно-воздушных сил РФ
Большинство военных летчиков окончило Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Это учебное заведение находится в Воронеже и вот уже несколько десятилетий выпускает лучших небесных асов. Попасть сюда можно по достижении совершеннолетия, сдав ряд вступительных экзаменов и физподготовку.
Однако следует помнить о том, что летчик-истребитель — это немного другая профессия. Пилотов данного класса обучают только в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков им. А.К. Серова. В отличие от предыдущего варианта, сюда принимают только мужчин, достигших 27 лет. Также в стенах училища осуществляется жесткий отбор по состоянию здоровья, физической подготовке и успеваемости учеников.
Известные летчики-истребители
Некоторые известные летчики-истребители, в том числе те, что были асы, а другие, получившие известность не-истребителей (рекордные летчики-испытатели, астронавты и космонавты, политики, бизнес-лидеры и т. Д.):
- Аббас Бабаи
- Джалил Занди
- Ядолла Шарифирад
- Шахрам Ростами
- Али Эгбали Догахе
- Аббас Доран
- Грегори «Паппи» Бойингтон
- Адольф Галланд
- Адольф Малан
- Адольф Пегуд
- Ахмет Али Челиктен
- Александр Покрышкин
- Александру Чербэнеску
- Антонио Баутиста
- Билли Бишоп
- Базз Олдрин
- Чарльз Нунгессер
- Чак Йегер
- Клайв Колдуэлл
- Константин Кантакузино
- Дуглас Бейдер
- Эрих Хартманн
- Эрнст Удет
- Брендан Финукейн
- Франческо Баракка
- Фрэнсис Габрески
- Сайфул Азам
- Фрэнк Люк
- Герхард Баркхорн
- Джордж Берлинг
- Джордж Буш-старший
- Джордж Буш
- Жорж Гинемер
- Жорж Мадон
- Гиора Эпштейн
- Гюнтер Ралль
- Ханс-Иоахим Марсель
- Генрих Бэр
- Хайнц-Вольфганг Шнауфер
- Герман Геринг
- Хиромити Шинохара
- Хироёси Нисидзава
- Иван Кожедуб
- Джеймс Джабара
- Илмари Юутилайнен
- Хоакин Гарсиа Морато
- Йоханнес Штайнхофф
- Джон Бойд
- Джон Янг
- Карл В. Рихтер
- Курт Велтер
- Манфред фон Рихтгофен
- Марта МакСэлли
- Мэтт Холл
- Монат Перера
- М.М. Алам
- Матюр Рахман
- Морис Бойо
- Мишель Койффар
- Нил Армстронг
- Нирмал Джит Сингх Секхон
- Нгуен Ван Бай
- Нгуен Ван Цук
- Освальд Бёльке
- Марсель Альбер
- Макс Иммельманн
- Мохоммед Райян
- Пьер Клостерманн
- Р. Стивен Ричи
- Рэнди «Дюк» Каннингем
- Рене Фонк
- Ричард Бонг
- Роальд Даль
- Робин Олдс
- Сабиха Гёкчен
- Сабуро Сакаи
- Скотт Спайчер
- Станислав Скальский
- Тецудзо Ивамото
- Владислав Турович
- Вальтер Новотны
- Вернер Мёльдерс
- Рашид Минхас
- Абхинандан Вартхаман
Истребители (сериал, 2013)
В топ интересных многосерийных фильмов последних лет входит русский сериал Алексея Мурадова про военных летчиков Великой Отечественной. Леонид и Борис – выпускники летной школы. Получив распределение в авиационный полк, они отправляются на фронт. Из-за неуместной инициативы Леонида новобранцы с треском проваливают первое задание. Виновникам гибели штурмовиков грозит расстрел, но за солдат вступается командир отряда.
Не пропустите: Русские военные новинки – 25 лучших фильмов последних лет
АктерыЕкатерина Вилкова, Дмитрий Дюжев, Николай Козак, Елена Яковлева…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 7.2Возрастные ограничения12+
Статут награды
Почетное звание «Заслуженный военный летчик Российской Федерации» присваивается членам летных воинских частей, военных агентств, военных училищ, военных организаций и других военных или федеральных органов власти, имеющих квалификацию военных летчиков 1-го класса или военных летчиков-инструкторов 1-го класса. за выдающиеся достижения в развитии авиационной техники, высокие показатели в обучении и подготовке летного состава и длительную безотказную летную работу в военной авиации.
Президент Российской Федерации является основным органом наделения премии на основе рекомендаций от Министерства обороны Российской Федерации .
Нагрудный знак «Заслуженный летчик Российской Федерации» носит с правой стороны груди и при наличии других орденов поверх них.
Почетные звания ВКС
В современной системе званий военных авиаторов, помимо воинских, присваиваются почетные звания (Закон РФ № 2555-1 от 20.03.1992 г.). Их три:
- «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации»;
- «Заслуженный военный штурман Российской Федерации»;
- «Лётчик-космонавт Российской Федерации».
Эти почетные звания присваиваются Указом Президента РФ. Лицам, удостоенным почетного звания, вручается соответствующий нагрудный знак, выполненный из посеребренной бронзы, на прямоугольной колодке, обтянутой муаровой лентой цветов государственного флага РФ. Носится на правой стороне груди. На военном кителе располагается выше орденов, если такие имеются у награжденного.
Еще одним нововведением в Российской армии, касающейся военных летчиков, является присвоение воинского звания, на одну ступень выше, чем предусмотрено штатной должностью – «золотые погоны», военным летчикам-испытателям. Присвоение такого звания, не соответствующего должности, влечет увеличение денежного довольствия.
Воинские звания не только позволяют соблюдать субординацию в общении военнослужащих между собой, но служат мощнейшим стимулом к добросовестному выполнению обязанностей и повышению профессиональных навыков.
Особенности
Вообще говоря, летчики – это элитная часть армии любой страны. Люди, которые планируют двигаться по такому карьерному пути, должны соответствовать самым строгим требованиям. Если говорить об истории появления профессии, то это случилось в 1909 году, именно данную дату принято считать годом рождения военной авиации. На тот момент самолеты (соответственно, и военные летчики) работали в сфере разведки, но все резко изменилось в период Великой Отечественной войны.
Военный летчик является неотъемлемым членом военного самолета. На сегодняшний день выделяют несколько видов подобного воздушного транспорта: истребители, бомбардировщики тактического и стратегического типов, разведчики, военно-транспортные самолеты большой вместимости, вертолеты и мн. др.
В то же время следует иметь в виду, что профессия военного летчика, как и любая другая, обладает своими отличительными чертами и характеристиками. Однако такие свойства имеют не только положительный, но и отрицательный характер. Соответственно, если вы планируете стать военным летчиком, то вам стоит заранее оценить все имеющиеся за и против, для того чтобы в дальнейшем не пожалеть о сделанном выборе.
К преимуществам профессии можно отнести такие характеристики:
- уважение и престиж работы (военные летчики пользуются авторитетом в обществе);
- социальное обеспечение (как во время службы, так и после отставки);
- достойная заработная плата (материальное вознаграждение больше среднего по стране);
- ранний выход на пенсию;
- активный карьерный рост и т. д.
В то же время, помимо перечисленных плюсов, следует помнить также и о наличии определенных недостатков. Так, прежде всего, к минусам профессии можно отнести:
- высокий уровень опасности и риска (в процессе выполнения своих обязанностей военный летчик рискует своим здоровьем и своей жизнью);
- постоянные переезды (они особенно сложно даются семье летчика);
- проживание в гарнизонах, которые могут находиться в самых отдаленных уголках;
- высокий уровень стресса и постоянное эмоциональное напряжение и т. д.
Соответственно, вы можете убедиться, что положительные и отрицательные стороны работы военного летчика находятся практически в равном соотношении. А это значит, что нужно максимально серьезно подходить к их анализу, чтобы в дальнейшем не пожалеть о сделанном карьерном выборе.