Чем отличается школа от гимназии?
Содержание:
- Структура общего образования
- Реформа российского образования
- В чем отличие коррекционной школы от обычной
- Уровни и виды образования
- Развитие системы образования
- Профили обучения
- Оценивание в школе
- Коррекционные школы и их виды
- Штрафы и наказание
- Три уровня образования, характеристика
- Виды коррекционных школ: специальные для детей, отстающих в развитии
Структура общего образования
Дошкольное образование
Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 7 лет.
В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставиться различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты. Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.
Начальное общее образование
Основная статья: Начальная школа
Начальное общее образование (1-4 классы) — это первая ступень общего образования у детей в России и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.
Основное общее образование
Основное общее образование (5-9 классы) — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то и другое прямо декларируется в конституциях.
В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное. В XX веке в СССР, в период с 1920-х по 1980-е, имелся статус «неполного среднего образования» (НСО): в 1920-х — 1960-х это было полностью оконченных 7 классов (ФЗС и семилетка) из 10 классов средней школы. В 1960-х — 1980-х — это 8 классов из 10 классов средней школы. При переходе на 11-летнее среднее образование НСО соответствует 9 классам общеобразовательной школы.
Среднее общее образование
Среднее общее образование (10-11 классы) — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона Российской Федерации «Об образовании» среднее общее образование является обязательным до достижения обучающимся восемнадцатилетнего возраста, если данное образование не было получено ранее. Среднее общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11 классы). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов. Среднее общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в вуз. Кроме средних общеобразовательных школ, среднее общее образование существует и в средних специальных учебных заведениях СПО, как и в вечерних средних школах, гимназиях и лицеях.
Во Франции — «лицей» (10-12 классы)
Реформа российского образования
В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.
К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:
- Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
- Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
- Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
- Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.
Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.
В чем отличие коррекционной школы от обычной
В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:
Количество человек в классе небольшое (8-12 детей), что помогает учителям уделить больше внимания каждому ученику.
Учителя получили специальное образование или прошли профессиональную переподготовку для работы с особенными детьми.
Школьная программа адаптирована под особенности развития ребят с ограниченными возможностями. Так, например, в школах для глухих обучают языку жестов. Нет «лишних» предметов или тем, непосильных для особенных детей
Большое внимание уделяется развитию практических навыков: девочек обучают мастерству шитья, а мальчиков — столярному делу, чтобы выпускники могли получить профессию в будущем.
Поскольку требования к детям не завышены, а ориентированы на их возможности, ребята чувствуют себя комфортно: нет косых взглядов, насмешек, ощущения отсталости от остального класса.
Уровни и виды образования
И хотя психологи все чаще говорят о процессе образования как о неотъемлемой стадии взросления ребенка с первых дней его жизни, четкое разграничение уровней образования начинается только с детского сада – первого социального опыта ребенка вне семьи. Согласно законодательству, в России установлены такие уровни образования:
- Общее образование и его уровни: дошкольное, начальное общее, основное и среднее общее образование.
- Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.
Общее образование (дошкольные и школьные учреждения) предусматривает базовое формирование мировоззрения человека, знакомство с разными предметными областями науки – естествоведением, биологией, химией, физикой, литературой, языками и т.д. Этот уровень образования должен помочь развить базовые личностные навыки учеников и определить последующее профессиональное развитие компетенций каждого человека.
Хотя основой всего образования у нас принято считать школу, не менее важную социальную функцию выполняют домашнее образование, ясли и детские сады. Также существует система дополнительного образования, которая включает обучение в разных кружках, секциях, музыкальных, художественных и спортивных школах – все эти активности помогают раскрыть способности ребенка.
Профессиональное образование – это специальная подготовка по определенному направлению. К системе этого уровня образования сегодня можно отнести школы с углубленным изучением чего-либо, лицеи, колледжи, институты, кружки, семинары и секции.
За процесс образования отвечают министерства и местные ведомства государственного, федерального, городского уровней. Учебная система государственного образования является стандартизированной и делится на такие ступени:
- дошкольные учреждения;
- общеобразовательные учреждения (школы, лицеи и гимназии);
- учреждения среднего профессионального образования (училища, техникумы, колледжи);
- высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, консерватории и высшие военные училища).
Согласно конституции РФ, каждый гражданин должен получить полное общее образование, т.е. освоить учебную программу 11 классов школьной системы, которая состоит из трехуровневой системы образования – начального, основного и полного высшего образования. В том случае, если ученик переходит после 9 класса в спецучилище, кроме профессиональной подготовки он также должен освоить необходимые знания полного общего образования 10 и 11 классов.
Таким образом, образование не только формирует основу для будущей социализации человека в обществе, но и выполняет часть духовных и ценностных функций наравне с наукой и искусством.
Образование, наука и искусство – это важные институты, которые тесно взаимосвязаны между собой, но в то же время имеют разные социальные функции. Образование – это передача знаний от поколения к поколению, формирование общего понимания мира и ценностей. Это своеобразная парадигма, которая создает общность. Система образования не создает нового знания, ее главная цель – формирование систематического и специфического знания о мире, обществе и человеке.
В отличие от образования, цель науки – это как раз и есть создание нового знания, идей, концепций. Если в основании образования лежит систематическая передача знаний с целью формирования общей картины мира, то в основании науки лежит творчество, познание мира и новые открытия. Главные функции науки:
- познавательная;
- прогностическая;
- мировоззренческая;
- изобретательная.
Не менее важную роль в формировании личности занимает и развитие творчества, креативности. За эту часть способностей человека отвечает современное знание об искусстве и эстетике
Начиная с раннего детства, очень важно развивать у ребенка его творческие наклонности, которые в будущем помогут ему не бояться проявлять себя и вносить вклад в развитие общества
Все эти стороны общественной жизни предусмотрены и регулируются законодательством, которое гарантирует доступ к образованию каждому гражданину страны.
Развитие системы образования
Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
- Формирование и интеграция инноваций структурного и технологического характера в среднем профессиональном и высшем образовании.
- Разработка и внедрение комплекса мер по развитию эффективной и привлекательной системы дополнительного обучения детей, научной и творческой среды в образовательных заведениях.
- Формирование такой инфраструктуры, которая бы обеспечила условия для подготовки высококвалифицированных кадров в условиях современного рынка.
- Формирование востребованной системы оценки качества самого образования и его образовательных результатов.
Реализация Программы разбита на 2 этапа:
- 2016-2017 – апробация и внедрение мер, начатых с момента старта Федеральной реформы образования.
- 2018-2020 – изменение структур образования, распространение новых образовательных программ, внедрение новых технологий и многое другое.
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
- ;
- ;
- ;
- ;
- .
Естественно-научный профиль
— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:
- математика и начала математического анализа;
- геометрия;
- химия;
- биология.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
физика
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- основы медицины;
- биофизика;
- оказание первой медицинской помощи;
- химия и здоровье человека и пр.
Гуманитарный профиль
Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:
- русский язык;
- литература;
- иностранный язык;
- обществознание;
- история;
- право.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
второй иностранный язык.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
- деловой русский язык;
- основы журналистики;
- избранные страницы российской истории и т.д.
Социально-экономический профиль
ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:
- математика и начала математического анализа;
- экономика;
- право;
- география;
- геометрия.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- обществознание;
- география.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- введение в социологию;
- основы философии;
- основы финансовой грамотности;
- право и жизнь и т.д.
Технологический профиль
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:
- алгебра и начала математического анализа;
- геометрия;
- физика;
- информатика.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- химия;
- черчение.
Выполнение индивидуального учебного проекта
Элективные курсы:
- алгоритмизация и программирование;
- мир кристаллов;
- графический дизайн;
- инженерная графика с элементами дизайна и т.д.
Универсальный профиль
— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.
Предметы для углубленного изучения:
отсутствуют.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
все предметы учебного плана.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
по выбору обучающегося.
Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Оценивание в школе
Знания учеников оцениваются по конечному результату: контрольной и самостоятельной работам, экзамену, ответу на уроке. Во время обучения учитель стимулирует и мотивирует процесс получения знаний. Ребенок должен быть заинтересован, при этом уметь нести ответственность за свои ошибки. Полученная оценка используется не только для контроля знаний, но и носит поощрительный или наказывающий характер.
Обязательный критерий, который выполняют современные школы, – воспитание ребенка. Без воспитания невозможно получить полноценно развитую личность.
Школа прививает дисциплинированность и усидчивость, стремится развить у ребенка самостоятельность, независимость, умение обосновывать свое мнение фактами.
Коррекционные школы и их виды
Помимо обычных общеобразовательных школ, существуют специализированные коррекционные школы. Иногда в обычной школе предусмотрен коррекционный класс, куда отдают учиться детей с особенностями развития. Всего бывает 8 видов школ:
- 1-й вид – обучение проходят дети-инвалиды, имеющие проблемы со слухом, слабослышащие либо глухие;
- 2-й вид – в такие учреждения поступают школьники с частичной потерей слуха, обладающие разной степенью речевого недоразвития, однако сохранившие речь (посредством формирования слухоречевой среды с помощью звукоусиливающего оборудования обеспечивают воспитанников речевой практикой);
- 3-й и 4-й вид – школы созданы для адаптации и обучения слабовидящих и слепых детей;
- 5-й вид – в стенах данного учреждения обучаются школьники, имеющие нарушения речи, к примеру, заикание;
- 6-й вид – данные заведения призваны помочь детям с проблемами психического и физического развития, например, ДЦП, черепно-мозговые и спинномозговые травмы (такие школы иногда действуют на базе психиатрических и неврологических клиник);
- 7-й вид – в таких школах учатся дети, у которых поставлен диагноз ЗПР; данная категория школьников имеет слабую память, рассеянность, эмоциональную неустойчивость (на занятия ученики активизируют познавательную деятельность, формируют умения и навыки учебной деятельности);
- 8-й вид – здесь проходят обучение умственно отсталые дети, и основная цель подобных заведений – научить школьников читать, писать, считать, ориентироваться в различных социальных условиях (на базе школ восьмого вида созданы слесарные, швейные, столярные, переплетные мастерские, куда приходят ученики для освоения профессии, чтобы иметь возможность зарабатывать на самое необходимое).
Что касается 8-го вида, то дорога к получению высшего образования закрыта для таких ребят. Окончив коррекционную школу, выпускникам выдается справка о прослушивании программы 10-летки.
Штрафы и наказание
За несоблюдение обязанностей по ППБ (ст. 37 №69-ФЗ) директора школ, собственники зданий, главы муниципалитетов несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
Профилактика пожаров в школе
Процесс должным образом контролируется не только персоналом учреждения, но и ГПН МЧС.
Что понимается под профилактикой:
- Использование огнетушителей согласно инструкции.
- Контроль комплектности средств пожаротушения, их соответствия нормам.
- Своевременное ТО (закачка газа, порошка, раствора).
- Обучение персонала и школьников основам ПБ (эвакуация, эксплуатация огнетушителей).
План эвакуации при пожаре для школы
Три уровня образования, характеристика
Современное высшее образование в РФ подразделяется на:
- бакалавриат;
- специалитет / магистратуру;
- подготовку кадров высшей специализации.
Бакалавр
Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:
- одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
- выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам.
Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:
- специалиста;
- магистра.
Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.
Магистр
Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.
Специалист
Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной специализации.
Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:
- 5 лет для очной формы обучения;
- 6 лет для заочной.
По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны.
Виды коррекционных школ: специальные для детей, отстающих в развитии
Особенные младенцы появляются на свет довольно часто, что погружает родителей в депрессию. Некоторые мамы и папы, отойдя от первого шока, прилагают усилия, чтобы помочь малышу вырасти счастливым, другие, стремятся сделать вид, что у них обычное дитя.
Попадая в обычную школьную среду, особенный ученик не может выполнить требования программы. Учителя не имеют дополнительного образования и не знают, что им делать с малышом. Нередко такое дитя страдает от насмешек в классе и замыкается в себе.
В школе с коррекцией есть правильный подход и системное обучение. В классах 6–15 учеников. С учениками работают психологи-дефектологи, педагоги и врачи, которые регулярно повышают квалификацию. Программа направлена на развитие потенциальных навыков и адаптацию малышей.
Существуют несколько видов школ с учётом особенностей развития малышей. Некоторые из них работают в формате интерната, поскольку не всегда узкие специалисты доступны в отдалённых уголках страны. Выделяют следующие школы:
- для глухих учеников;
- для слабослышащих и потерявших слух в более позднем возрасте;
- для слепых и с остаточным зрением;
- для слабовидящих и потерявших зрение в более позднем возрасте;
- для малышей с нарушениями речи;
- для малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- для детишек с задержкой психического развития;
- для умственно отсталых детишек.
При некоторых тяжёлых заболеваниях, учителя приходят на дом. Для некоторых групп малышей подходят школы санаторного типа. Программы в таких школах ориентированы на развитие навыков общения, адаптацию и освоение знаний.
Методики позволяют развить остаточные возможности отсутствующих функций или заместить их другими. Слабослышащим ученикам дают возможность «услышать» звук музыкального инструмента с помощью вибраций, используя осязание.
Современные методы обучения позволяют аутистам наладить отношения с внешним миром через домашних животных: лошадей или собак. Педагоги используют арт-терапию, когда глухие ученики играют музыкальные спектакли или танцуют.
При правильном подходе малыши с ДЦП мало чем отличаются по своим возможностям от обычных малышей. Помимо этого, маленький человек попадает в доброжелательную атмосферу, где он не становится изгоем из-за своего отличия от других.
Отставание в развитии – это не всегда патология или умственная отсталость
Некоторая задержка может быть связана с прохождением беременности или невниманием к младенцу. Маленький человек не отличается от своих сверстников: ну речь похуже или говорить стал позже
Основные проблемы начинаются в школе.
Он катастрофически не справляется со школьной программой. Начинаются «двойки», возмущение педагогов и упрёки родителей. Малыш начинает чувствовать себя самым плохим. Порой, родители награждают маленького человека нелестными эпитетами: «тупица» и пр.
На самом деле, малыш просто не в состоянии справится с программой, ему нужен корректирующий класс. Психолог или педагог, разобравшиеся в ситуации могут предложить родителям перевести ученика в класс коррекции, но не все с этим согласны.
Коррекционный класс – это не «класс дураков», а место, где ученику помогут освоить необходимые знания. Преимущества такого класса:
небольшое количество учащихся, что позволяет учителю уделить внимание каждому;
профессиональная подготовка педагогов;
возможность улучшить свои познавательные способности;
возможность получить среднее образование в доступной форме;
переход в обычный класс через 2-3 года работы в коррекционном.
Последнее показывает, что класс коррекции предназначен для здоровых учеников, которым что-то помешало сформировать вовремя свои способности. Впрочем, ученик может закончить своё обучение и в корректирующем классе, что не уменьшит его прав на поступление в вуз.
Получить достойное образование имеет право любой ученик, вне зависимости от особенностей его развития. Для каждой группы особенностей есть свои школы или классы.