Что такое лекция? лекция: определение и виды
Содержание:
- Лекция-конференция
- Основные виды
- Специфика лекции-консультации
- Недостатки, свойственные лекционной системе подачи информации
- Основные виды лекций
- Виды лекций в вузе
- Классификация методов обучения в педагогике
- Преимущества метода
- Взаимосвязь методов и приемов обучения в педагогике
- Вводная лекция
- Слайд-лекция
- Виды лекций: характеристика вводной лекции
- Развивающая функция[править]
- Сущность содержания образования (обучения) и его исторический характерправить
- Что такое лекция
- Структура и разделы классической лекции
- Обзорная, информационная и другие лекции
- Эффективность методов обучения в педагогике
Лекция-конференция
Эта разновидность лекции проводится как занятие научно-практического плана. Причем проблема и система докладов оговариваются заранее. Каждое выступление длится порядка 5-10 минут. Оно представляет собой законченный в логическом плане текст, который подготовили в рамках программы, предложенной преподавателем, заранее. Совокупность зачитанных текстов позволяет всесторонним образом осветить проблему. Как правило, в конце лектор оглашает результаты самостоятельной деятельности, выступлений студентов. Он дополняет или уточняет предложенные сведения, формулирует ключевые выводы.
Основные виды
В глобальном понимании принципы обучения бывают:
- дидактические;
- методические.
Дидактические принципы
Из-за универсальности их можно применять ко всем учебным предметам. Дидактические принципы связаны со следующими понятиями:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Научность
Подразумевается важность достоверности получаемой информации. Источники, которые используются во время обучения, требуют официального научного подтверждения
Также необходимо использовать научные методы познания.
Последовательность. Организация учебного процесса подразумевает восхождение от самого простого к наиболее сложному. Начав со сложных постулатов, будет очень непросто чего-то достигнуть.
Системность. Этот принцип логично вытекает их предыдущего. Помимо пошагового построения программы обучения, важно соблюдать систему получения знаний. Структурировать правила, разделить на пункты и подпункты, на наиболее важное и дополнительную информацию.
Преемственность. По мере развития науки и технологий в мире необходимо ежедневно получать и обрабатывать новую информацию в своей профессиональной сфере. Принцип преемственности подразумевает под собой процесс принятия и усвоения учеником знаний своего учителя. Таким образом идет постоянное развитие в различных областях знаний.
Связь теории с практикой. Достоверные научные знания всегда можно применить на практике и получить ожидаемый результат. Если при смешивании нескольких веществ на уроке химии у вас выходит не то, что вы хотели, скорее всего надо еще раз пересмотреть теорию.
Сознательность. Функция сознательного подхода заключается в понимании, для чего вы получаете те или иные знания. Это умение делать выводы и применять их для большего совершенствования в своей сфере.
Активность. Обучение — это всегда инициатива ученика. Невозможно научить чему бы то ни было человека, который этого не хочет. Поэтому важно поддерживать собственную активность в период обучения, самостоятельно проявлять инициативу в получении новой информации, находить источники и не прерывать этот процесс.
Доступность. Характеристика этого принципа перекликается с принципом последовательности. Здесь важно доступно распределить программу для обучающего, чтобы он смог понять и усвоить информацию. Нужно подстраиваться не только под уровень знаний учащегося, но и под его возрастную категорию, особенности здоровья и т.д. Также под этим принципом подразумевается открытость в получении образования, доступность материалов для обучения.
Индивидуальный подход к учащимся. У каждого ученика есть свои особенности: черты характера, уровень имеющихся знаний, жизненный опыт, возраст, общественное положение и т.д. Преподавателю важно выявить эти особенности и найти индивидуальный подход для более продуктивного процесса обучения.
Прочность. Принцип прочности основан на постоянном повторении пройденного материала для закрепления в памяти. Он отлично работает в связке со систематизацией процесса обучения, так как подразумевает логику в получении знаний и освобождение ученика от лишней информации. Также прочность — это определенные нормы и методы контроля знаний, которые имеют подтвержденный эффект от их применения.
Наглядность. Знания усваиваются намного лучше, если мы можем наглядно увидеть их применения на картинках, видео или во время практической деятельности. Наглядность применяется также и для поддержания концентрации внимания ученика и для упрощения получаемой информации. Поэтому содержание учебника зачастую включает в себя не только сплошной текст, но и картинки, схемы и таблицы.
Методические принципы
Применяются к одному конкретному предмету. Их особенность заключается в уникальности преподавания отдельных предметов, поэтому невозможно выделить основные принципы. Например, при обучении иностранному языку обычно применяют следующие: коммуникативность, учет родного языка, нахождение взаимосвязей во всех видах языковой деятельности и принцип комплексности. К каждому предмету применяется особая методика преподавания.
Специфика лекции-консультации
Существует несколько сценариев такого типа лекций:
- В первом случае структура мероприятия укладывается в схему «вопрос — ответ». Преподаватель на протяжении всего периода времени, отведенного для занятия, дает ответы на вопросы студентов (касающиеся конкретного раздела или всего курса).
- Второй вариант можно схематически изобразить как «вопрос — ответ/дискуссия». Это своеобразное сочетание трех элементов: лектор излагает новый материал, ставит ряд вопросов и организовывает дискуссию для поиска ответов. Однако не следует путать этот тип подачи информации с другими, так как есть существенные отличия лекции от семинара и тренинга.
Недостатки, свойственные лекционной системе подачи информации
Выбирая лекции как способ передачи фундаментальных знаний учащимся, администрация учреждения должна отдавать себе отчет в том, что он отличается некоторыми специфическими особенностями.
Чтобы процесс обучения был действительно качественным, лектор должен обладать не только необходимой информацией и опытом, но и способностью к преподаванию. Многие могут вспомнить популярные в студенческой среде анекдоты о скучных и длинных лекциях. Надо ли говорить, что данные, надиктованные монотонным голосом без интонаций, практически не усваиваются? Эту проблему эффективно решает тренировка ораторского мастерства преподавателя.
Другая особенность кроется в самом понятии того, что такое лекция: фактически это монолог. Максимум общения между лектором и студентом заключается в ответе на заданные учащимся вопросы. Однако, как правило, от слушателей инициатива поступает редко. В результате можно наблюдать низкую вовлеченность студентов, отсутствие активности и высокого уровня усвоения информации.
Основные виды лекций
Лекция является незаменимой также в функции структурирования и систематизации всего объема знаний по той или иной дисциплине. В настоящее время принято выделять такие виды (типы) лекций:
- По общим целям — агитационные, учебные, развивающие, воспитывающие, а также просветительные.
- По уровню в научном плане — популярные и академические.
- По задачам дидактического характера существуют следующие виды лекций: заключительно-обобщающие, текущие, вводные, обзорные, установочные, лекции-визуализации (то есть с повышенным уровнем наглядности), лекции-консультации.
- По методу изложения информации — лекции-дискуссии или бинарные (то есть диалог двух читающих, которые защищают разные позиции), лекции-конференции, а также проблемные.
Целесообразно рассмотреть представленные виды и формы лекций в отдельности.
Виды лекций в вузе
Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:
- установочная;
- информативная;
- в форме конференции;
- с допущением ошибок;
- лекция-концерт;
- лекция-презентация;
- лекция-дискуссия;
- в форме консультации;
- обзорная (без детализации);
- проблемная;
- с визуализацей информации;
- бинарная.
Вводная
Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.
Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.
Информационная
Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.
Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.
Лекция-конференция
Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.
Лекция-консультация
Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.
Другие виды
- Обзорные лекции предназначены для систематизации полученных знаний. Их отличительная особенность – направленность на формирование ассоциативных взаимосвязей, необходимых для лучшего понимания информации. В изложении материала отсутствует конкретика и детализация, основная цель занятия – максимальное раскрытие корреляционных зависимостей аспектов изучаемой дисциплины и межпредметных связей.
- Визуализационные лекции предусматривают использование специальных виртуальных средств подачи материала. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн-информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Этот вариант популярен среди преподавателей и студентов, используется в практике большинства учебных учреждений.
Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.
Бинарные лекции – один из наиболее интересных и нетрадиционных типов занятий. Изложение материала происходит в виде диалога между двумя преподавателями (например, теоретиком и практиком), каждый из которых отстаивает свою точку зрения касательно рассматриваемой проблемы.
Классификация методов обучения в педагогике
Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.
Словесные
Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.
Наглядные
Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения.
Условно наглядные варианты можно подразделить на:
-
применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;
-
использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;
-
видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.
Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.
Практические
Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее.
К примерам реализации вовлечения относятся:
-
тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;
-
игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.
Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.
Преимущества метода
Без всестороннего и объективного изучения невозможно составить достоверное представление о том, что такое лекция. Как и любой другой преподавательский прием, она имеет плюсы и минусы. Рассмотрим основные преимущества:
- В обязанности лектора входит планирование и контроль хода занятия. Это значит, что учебный процесс имеет четкую систему, а малейшие отклонения от намеченного плана могут быть оперативно устранены.
- Лекция – это отличный способ в один момент времени передавать информацию большому количеству людей. Таким образом, происходит охват довольно большой аудитории.
- Использование подобной системы позволяет существенно снизить расходы учебного заведения на одного студента. Это происходит в результате ускорения и упрощения процесса преподавания.
Взаимосвязь методов и приемов обучения в педагогике
Приемы обучения — структурный компонент, представляющий собой кратковременное взаимодействие с целью передачи конкретного умения. Отдельные приемы могут входить в несколько методов одновременно. Кроме того, некоторые приемы могут считаться самостоятельным методом.
Отдельные приемы отвечают за различные функции того или иного метода. Отсутствие какого-то приема может привести, например, к плохому усвоению знаний или неумению применять навыки на практике.
Приемами словесного метода обучения могут быть анализ, классификация, сравнение. Они выполняют функцию изложения передачи информации. Воспроизвести ее помогут, например, пересказ и описание, которые выполнят функции продуктивных методов.
Приемы обучения разнообразны и не приводятся к какой-то конкретной классификации. Они могут применяться в разных методах обучения, преподаватель сам подбирает приемы, основываясь на потребностях учеников и собственных возможностях.
Вводная лекция
Такая лекция предполагает первое представление о предмете. Она является ориентиром для студента в системе деятельности по конкретному курсу. Лектор организует знакомство слушателей с задачами и назначением курса, его местом и ролью в системе дисциплин учебного плана, а также в подготовке специалистов.
Дается достаточно краткий обзор материала, вех развития практики и науки, достижений в данной сфере и, конечно же, приводятся имена известных представителей направления, ученых. Помимо этого, описываются перспективные варианты исследований. На такой лекции раскрываются организационные и методические особенности деятельности в рамках курса, анализируется учебно-методическая литература, которая рекомендована студентам, а также уточняются формы и сроки отчетности.
Слайд-лекция
Это представление материала в формате цифр. В данном случае имеют место слайды с речевым сопровождением лектора, преподавателя. При просмотре, сразу же после логически законченной мысли (приблизительно спустя 5-7 минут) автоматическим образом запускается проверочный тест, который обычно состоит из одного вопроса, касающегося прочитанной информации. Если он не пройден, то демонстрация материала останавливается. В свою очередь слушатель возвращается к началу просмотра. В качестве завершения предлагается 5-6 соответствующих теме вопросов. Следует подчеркнуть, что структура подачи сведений при условии обратной связи способствует повышению степени усвоения информации и активизации внимания студентов.
Виды лекций: характеристика вводной лекции
В зависимости от задач, назначения и стиля проведения различают несколько основных видов лекций:
- Вводная.
- Информационная.
- Обзорная.
- Проблемная.
- Визуализационная.
- Бинарная.
- Конференция.
- Консультация.
Вводные лекции читают, чтобы дать первое представление о том, что представляет собой учебный предмет. Благодаря этому студенты могут сориентироваться в системе будущей работы. Задачей лектора становится ознакомление студентов с назначением и главными задачами курса. Он повествует о его роли и месте в системе дисциплин.
Учащиеся получают краткое изложение будущего курса, узнают о вехах развития науки и практики, а также о том, кто из ученых добился важнейших достижений и когда это было сделано. Кроме того, вводная лекция предполагает изложение перспективных направлений в исследованиях.
Также лектор поясняет студентам, что значит лекция, семинар и другие организационные виды учебного процесса. Он уточняет, какую литературу им следует использовать, когда и в какой форме сдавать отчеты.
Развивающая функция[править]
Вопрос о соотношении обучения и развития является дискуссионным. В отечественной психологии и педагогике распространена точка зрения, согласно которой обучение – мощный фактор развития. Л.С. Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: первый – зона актуального развития (уже достигнутый уровень, уровень задач, которые ребенок может решать самостоятельно); второй – зона ближайшего развития (уровень, обнаруживающийся не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач).
Развивающее обучение ориентируется на зону ближайшего развития, превращая эту зону в актуальный уровень развития ребенка. Иными словами, обучение должно идти впереди развития и двигать его вперед, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения.
В педагогической практике наиболее распространены системы развивающего обучения, основанные на концепциях В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина и Л.В
Занкова, в которых особое внимание уделяется продуктивной деятельности учеников и развитию абстрактного теоретического мышления
Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности — это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций.
Сущность содержания образования (обучения) и его исторический характерправить
В педагогике одним из базовых понятий является понятие «содержание образования». Одна из дискуссионных, проблема содержания образования разрабатывается преимущественно в рамках дидактики и по сути представляет собой проблему содержания обучения, понимаемого в единстве всех его функций. Поэтому мы не будем делать различия между понятиями «содержание обучения» и «содержание образования».
Содержание обучения – есть конкретизация его цели, оно отражает то, чему необходимо научить порастающего человека. Так же, как и цель, понимание содержания обучения связано с определенной трактовкой места и функций человека в мире.
Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступает формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.
Что такое лекция
Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:
- помощь в освоении фундаментальных аспектов;
- упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
- распространение сведений о новых достижениях современной науки.
Функции лекционной подачи материала:
- информационная (сообщает нужные сведения);
- стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
- воспитательная;
- развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
- ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
- поясняющая (формирует базу научных понятий);
- убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.
Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.
Структура и разделы классической лекции
Обычно выступление лектора состоит из нескольких частей: введения, основного содержания и заключения.
Введение предназначено для установки связи данной темы с тем, что уже было изучено. Здесь озвучиваются цели и задачи выступления, а также приводится его план. Иногда в этом разделе указывают список использованных при подготовке источников, но чаще его оставляют для заключения. Введение занимает не больше 5-8 минут.
Вторая часть (основное содержание) представляет собой наиболее важный и содержательный этап лекции. Здесь преподаватель отражает ключевые идеи и теорию вопроса, излагает различные точки зрения, предоставляет оценочные суждения.
Заключительная часть каждой лекции отводится для обобщения и выводов по изложенной информации. Затем может быть презентован будущий лекционный материал, и определено направление для самостоятельной работы учащихся.
Обзорная, информационная и другие лекции
Лекцией-информацией называют такие мероприятия, целью которых является информирование студентов о каком-либо предмете. Преподаватель в общих чертах или более подробно излагает и объясняет учащимся научные сведения, которые должны быть осмыслены и запомнены ими. Зачастую в процессе проведения таких мероприятий каждый студент ведет конспект лекций, где кратко фиксирует важнейшие моменты выступления. Следует отметить, что информационные лекции относят к традиционному типу.
Обзорная лекция призвана систематизировать научные знания на довольно высоком уровне. При этом ее особенностью становится наличие большого количества ассоциативных связей, задействованных при осмыслении информации. Обычно обзорные лекции не предусматривают конкретизации и детализации, они предназначены для раскрытия внутрипредметных и межпредметных связей.
Мероприятия, на которых лектор использует визуальные средства передачи материала, называют лекциями-визуализациями или видеолекциями. Задачей преподавателя становится своевременное комментирование демонстрируемых роликов, фотографий или слайдов. Такой способ подачи учебного материала используется в практике многих учебных учреждений, предоставляющих гуманитарное или техническое образование.
Бинарная — интересный тип лекции, при которой вместо монолога студентам предлагают диалог двух преподавателей. Как правило, каждый из них представляет отдельную научную школу или защищает конкретный взгляд на рассматриваемый предмет.
Эффективность методов обучения в педагогике
Эффективность методов обучения — показатель, который отвечает за качество усвоения материала и достижения образовательных целей.
Особенности работы человеческого мозга определяют, насколько хорошо мы усваиваем разного рода материал. Например, в большинстве случаев человеку легче запомнить увиденное, чем услышанное. Ряд проведенных экспериментов привели к конкретным цифрам, которые показывают, какие методы обучения способствуют лучшему запоминанию.
Спустя 2 недели после получения информации в голове человека остается:
- 90% того, что мы делаем и говорим (ролевая игра, имитация реального опыта и реальная работа);
- 70% того, что мы говорим (беседы и дискуссии);
- 50% того, что мы видим и слышим (презентации, кинофильмы, наблюдение за демонстрационным и реальным процессами);
- 30% того, что мы видим (просмотр иллюстраций);
- 20% того, что мы слышим (прослушивание выступлений);
- 10% того, что мы читаем.
Это подтверждает более эффективное влияние активных методов (50% и выше)
Пассивные форматы позволяют запомнить не больше половины полученного, но позволяют предоставить большое количество материала в кратчайшие сроки, поэтому в учебном процессе важно компоновать методы из разных групп