Воронежский государственный аграрный университет

Факультет агрономии, агрохимии и экологии

Факультет принимает на 1 курс 160-240 студентов: 85-145 человек на очное и 75-95 человек на заочное отделение.
Набор бакалавров (1-я ступень высшего образования – 4 года обучения) осуществляется по 3 направлениям: 35.03.03 – Агрохимия и агропочвоведение (профили: Агрохимия и агропочвоведение; Агроэкология); 35.03.04 – Агрономия (профили: Агрономия; Селекция и генетика сельскохозяйственных культур; Защита растений); 35.03.05 – Садоводство (профили: Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн; Плодоовощеводство и виноградарство).
Студенты после завершения обучения в бакалавриате могут поступить в магистратуру (2-я ступень высшего образования – 2 года обучения).
Лучшие выпускники-магистры продолжают обучение в аспирантуре на одной из кафедр факультета.
Студенты факультета принимают активное участие в научной, спортивной и культурно-массовой жизни университета.
Студенты-старшекурсники и магистранты могут пройти производственную практику и стажировку в зарубежных аграрных учебных заведениях и фермерских хозяйствах Венгрии, Германии, Франции, Англии, США и других стран.

доцент, кандидат сельскохозяйственных наук

Агрономический факультет был первым и до 1918 года – единственным факультетом в Воронежском сельскохозяйственном институте Император Петра I.
В 1963 году на агрономическом факультете открыли отделение агрохимии и почвоведения, а в 1965 году на его базе создали самостоятельный факультет — Агрохимии и почвоведения и экологии.
В 2011 году, накануне 100-летнего юбилея вуза, оба факультета были реорганизованы в один факультет — агрономии, агрохимии и экологии.
В настоящее время на факультете работают 100 человек, из них 77 высококвалифицированных преподавателей, в т.ч. 26 профессоров, 49 доцентов, 1 старший преподаватель и 1 ассистент.
Среди преподавателей 97% имеют ученые степени доктора или кандидата наук, в т.ч. 30% доктора наук.
На факультете плодотворно трудятся: заслуженный работник сельского хозяйства, изобретатель СССР, проф. В.Е. Шевченко, заслуженные деятели науки РФ, заслуженные работники высшей школы РФ проф. В.А. Федотов, Н.Т. Павлюк, заслуженный работник высшей школы РФ Д.И. Щедрина, почетные работники высшего профессионального образования РФ — Н.Г. Мязин, А.И. Илларионов, Н.Д. Добрынин.

Список кафедр:
  • кафедра агрохимии, почвоведения и агроэкологии
  • кафедра земледелия, растениеводства и защиты растений
  • кафедра плодоводства и овощеводства
  • кафедра селекции,семеноводства и биотехнологий
Отделения:
Очное
Индекс Специальность Набор бюджетный Набор коммерческий Квалификация Срок обучения
35.03.04 Агрономия есть есть бакалавр 4
35.04.04 Агрономия есть есть магистр 2
35.03.05 Садоводство есть есть бакалавр 4
35.04.05 Садоводство есть есть магистр 2
35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение есть есть бакалавр 4
35.04.03 Агрохимия и агропочвоведение есть есть магистр 2

Воронежская Кунсткамера

Церемония закладки первого камня на месте строительства вуза прошла 23 июня 1913 года. На торжестве собрался весь цвет воронежской интеллигенции. Здесь были высшие губернские чиновники, супруги Ольденбургские, члены III Государственной думы, представители Департамента земледелия. Во время торжественной церемонии первый директор института, ученый-почвовед Константин Глинка заложил в фундамент первый камень и капсулу с посланием потомкам.

Из Воронежа на территорию СХИ гости заезжали через «красные ворота» – парадный проезд с портиками и колоннами, которые не сохранились.

– Здание напоминает питерскую Кунсткамеру. Дитрих это сделал сознательно: институт назвали именем Петра I, а значит, оно должно было перекликаться с петровской эпохой, – пояснила Ольга Рудева.

Информационное управление / Электронная информационно-образовательная среда

 Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) представляет собой совокупность информационно-коммуникационных технологий и электронных
информационно-образовательных ресурсов. ЭИОС университета обеспечивает:

• доступ к учебным планам: http://www.vsau.ru/sveden/;

• доступ к рабочим программам дисциплин (модулей), практик и методических рекомендаций:  http://www.vsau.ru/sveden/;

• доступ к методическому обеспечению дисциплин (модулей), практик:http://www.vsau.ru/sveden/;
http://www.catalog.vsau.ru/cgi-bin/zgate?Init+vsau_elib.xml,simple_elib.xsl+rus;

Библиотечно-информационное обеспечение образовательных программ

Электронные ресурсы

Электронно-библиотечные системы


http://library.vsau.ru/?page_id=1222;

 • доступ к электронным ресурсам и изданиям электронных библиотечных систем:http://www.catalog.vsau.ru/cgi-bin/zgate?Init+vsau_elib.xml,simple_elib.xsl+rus;

Библиотечно-информационное обеспечение образовательных программ

Электронно-библиотечные системы


http://library.vsau.ru/?page_id=1222;

 • доступ к электронно-образовательным ресурсам:
http://www.catalog.vsau.ru/cgi-bin/zgate?Init+vsau_elib.xml,simple_elib.xsl+rus;

Библиотечно-информационное обеспечение образовательных программ

Электронные ресурсы

Электронно-библиотечные системы

Электронные образовательные и информационные ресурсы


http://www.distedu.vsau.ru/;
 http://www.vsau.ru/sveden/;

 • фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы: http://portfolio.vsau.ru/;

• проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных технологий:
http://www.distedu.vsau.ru/;

• формирование электронного портфолио обучающегося в соответствии с порядком
учета успеваемости, работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со
стороны любых участников образовательного процесса: http://portfolio.vsau.ru/;
 https://4portfolio.ru/;

• взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и/или асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет. Вопросы
и ответы:http://www.distedu.vsau.ru/,телефонный справочник,список Skype-абонентов по кафедрам,графики асинхронного взаимодействия с обучающимися, графики синхронного зваимодействия с обучающимися.

Шедевр архитектуры в чистом поле

Это сейчас район СХИ – зеленый уголок Воронежа, лес в городской черте. А в первое десятилетие XX века это была даже не окраина города, а, как сказала Ольга Рудева, «глубокий загород». Первый в Воронеже сельскохозяйственный институт начали строить в чистом поле. Когда-то оно называлось Хазарским, так как здесь несколько веков назад жили хазарские купцы.

– Район современного парка «Динамо» был окраиной, где располагался частный сектор. Здесь были последние городские постройки. Район нынешнего СХИ назывался Троицкой слободой. Вдоль реки находились дачи зажиточных горожан – в частности, Клочкова. Если проводить параллели с настоящим, то СХИ можно сравнить с Рамонью. На окраине Троицкой слободы в 1844 году основали «Помологический рассадник» для выращивания плодовых деревьев и ягодных кустарников отборных сортов, – рассказала Ольга Рудева.

Строительство института было делом государственной важности, поэтому власти серьезно подошли к выбору архитектора для будущего института. Объявили закрытый всероссийский конкурс

Победил профессор Петербургского института гражданских инженеров, архитектор Адам Дитрих. Прежде чем создать проект, он отправился в творческую командировку. Побывав в Германии, Дании, Австрии, зодчий изучил архитектуру европейских университетов. Проектируя воронежский СХИ, Дитрих вдохновлялся своими впечатлениями от Европы.

Научно-исследовательский комплекс СХИ задумывался маленьким городком с автономной системой проживания и обслуживания студентов и преподавателей. Он включал не только учебные корпуса, но и жилые профессорский и директорский корпуса, электростанцию, студенческие общежития, больницу, баню, столовую, служительский корпус, в котором жил обслуживающий персонал.

Главная страница / О вузе

9 июня 1912 года вступил в силу закон «Об учреждении в Воронеже cельскохозяйственного института Императора Петра I», инициированный Воронежским земством, представителями ее общественности в Государственном Совете, Правительстве, Государственной Думе. Законопроект, подготовленный Главным управлением землеустройства и земледелия и одобренный депутатами Думы, был представлен императору Николаю II и им подписан.

Воронежский ГАУ – не только первый вуз Центрального Черноземья. На момент учреждения ВСХИ в Российской Империи существовало всего два высших сельскохозяйственных учебных заведения – Московский СХИ и Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства. В современных границах Российской Федерации только Тимирязевская сельскохозяйственная академия (бывший Московский СХИ) старше Воронежского СХИ – ВГАУ.

Основание в 1912 году ВСХИ положило начало осуществлению Плана учреждения в Империи высших сельскохозяйственных школ, одобренного в 1910 году Главным управлением землеустройства и земледелия. Признав целесообразность порайонного распределения высших агрономических школ в России, Сельскохозяйственный Совет Управления счел необходимым учредить сельскохозяйственные институты в Томске, Саратове, Одессе, Казани, Екатеринославле, Перми. Однако открывал этот список Воронеж. Значительным большинством голосов Сельскохозяйственный Совет «избрал Воронеж для немедленного учреждения сельскохозяйственного института, который обслуживал бы по преимуществу Черноземный Центр России». Были высказаны соображения, что «необходимо отдать предпочтения именно Черноземному Центру, столь много давшему Империи, но истощенному частыми неурожаями и особенно нуждающемуся в серьезных улучшениях его сельскохозяйственного строя».

Более ста выдающихся деятелей России – представителей науки, образования, культуры, высших властных структур направили свои поздравления в Воронеж по случаю основания сельскохозяйственного института. В соответствии с уникальным проектом был сооружен архитектурный ансамбль ВСХИ, который ныне является памятником архитектуры. Институт создавался как памятник выдающимся делам великого реформатора России – Петра Великого.

Все свои 105 лет Воронежский СХИ был частью истории страны, разделив с ней горечь поражений, утрат и радость успехов, побед. Непростую, но творчески интересную судьбу вуза разделили с ним такие известные ученые, преподаватели, организаторы науки, как: Н. А. Успенский, П. В. Карпенко, В. Ф. Лейсле, С. Г. Богоявленский, М. С. Цыганов, А. Н. Веньяминов, Г. В. Коренев, В. Я. Заплетин, В. И. Марковский, Е. М. Харитончик, А. С. Куракин, М. А. Смольянинов, В. В. Ферденандов, И. А. Тапильский, В. Н. Авроров, В. А. Акатов, В. Т. Котов, Я. И. Шнейберг, Л. И. Любошиц, О. Ф. Лопатина, Г. А. Тищенков, В. И. Логунов и др.

Многие ветераны вуза и сейчас передают свой опыт, знания молодому поколению работников агроуниверситета, встречая 100-летие ВСХИ – ВГАУ в трудовом строю.

Сегодня ВСХИ – ВГАУ – живой, динамично развивающийся организм, активный участник процессов модернизации всех сторон жизни российского общества. Фундамент успехов агроуниверситета в преподавательской, воспитательной, научно-исследовательской работе – сплоченность его коллектива вокруг славных традиций вуза, отметившего свое 105-летие.
 

Как Ленин помог институту

Первыми студентами агрономического факультета 1912 года стали 102 человека. Среди них 33 крестьянина, 33 представителя мещанства, 14 дворян, восемь граждан, трое лиц духовного звания и один иностранный подданный. На момент открытия в институте работали всего 20 преподавателей. Среди них – русский советский биолог, геоботаник Борис Келлер, один из основоположников коллоидной химии Антон Думанский, ученый-энтомолог Владимир Поспелов, ученый-физик Александр Добиаш. 

Первым директором института с января 1913 года был Константин Глинка, который позже, в 1922 году, стал ректором Ленинградского сельскохозяйственного института.

Пока строили ансамбль института по проекту Дитриха, студенты временно занимались в гимназии Морозовой (улица Фридриха Энгельса, 23), где теперь находится средняя школа №28. Всего за год строители успели возвести главный корпус СХИ, профессорский и ректорский корпуса.

Закончить строительство всего комплекса помешала Первая мировая война. Но уже в 1918 году профессура СХИ отправилась к Владимиру Ленину с просьбой достроить учебный комплекс. Для этого было необходимо 6,4 млн рублей. Делегация не особенно надеялась на то, что дело увенчается успехом, – страна была истощена Первой мировой и начинающейся гражданской войнами. Но каково же было удивление преподавателей, когда 2 июля 1918 года Ленин подписал декрет, в котором распорядился выделить дополнительное финансирование институту – ровно столько, сколько просили профессора!

В университетском архиве остались фотографии студентов СХИ 1923 года. На них – женское и мужское общежитие. 

В комнате – аскетическая обстановка: длинный стол, скамейки, кровати и полки для книг. То, что здесь учились студенты разного достатка, видно по ногам: одни обуты в сапоги, другие – босы.

Функции учётной записи

После создания пользовательского профиля на главном сайте университета студентам, проходящим обучение в дистанционном режиме, становятся доступны такие функции:

  • ознакомление с расписанием уроков, получение уведомлений об изменениях, произошедших в учебном процессе;
  • получение тестовых и домашних заданий для последующего выполнения и отправки выполненной работы через личный кабинет преподавателям;
  • прохождение практических и тестовых заданий, экзаменационных работ;
  • ознакомление с текущей и итоговой успеваемостью;
  • участие в лекциях, вебинарах через интернет;
  • использование необходимых материалов в электронном формате;
  • просмотр текущих и итоговых оценок в «Электронной зачётке»;
  • посещение виртуальной библиотеки, просмотр вебинаров и лекций в записи;
  • общение с другими учениками, преподавателями, экспертами.

Война и эвакуация

Во время Великой Отечественной войны в СХИ шли ожесточенные бои. Весь институтский городок почти полностью разрушили. Но благодаря массивным стенам в главном корпусе уцелела центральная часть здания, на фасаде которой выстояла скульптура Ленина.

С первых дней войны на фронт ушли более 400 научных сотрудников, студентов, рабочих и служащих института. В июле 1942 года началась эвакуация СХИ. Часть студентов и преподавателей вывезли в город Усмань (ныне Липецкой области), другая часть по железной дороге отправилась на Алтай, в далекий город Камень-на-Оби. Эшелоны были загружены научными разработками, сельскохозяйственной техникой, библиотекой. На Алтай поезд прибыл только в октябре 1942 года.

– К сожалению, в полном составе эшелоны института не доехали: в поезд попала бомба. В итоге из 50 человек, которые выехали из Воронежа, на место прибыли только 35. Остальные 15 преподавателей и студентов пропали без вести, – рассказала Ольга Князева.

Среди преподавателей СХИ были и те, кто под обстрелом спасал научные труды. Среди них – профессора Павел Першин и Николай Успенский. В университетском архиве хранится фотография, где Павел Николаевич в июле 1942 года под обстрелом собирает книги в разрушенном главном корпусе ВСХИ.

Институт пробыл в эвакуации два года.

Регистрация личного кабинета

Создание учётной записи на сайте ВГАУ доступно исключительно учащимся, заключившим договор с руководством ВУЗа. Необходимо обратиться в приёмную комиссию, выбрать необходимую специальность и подать документы на поступление, заполнив соответствующее заявление.

В заявлении, помимо самого текста, нужно указать своё ФИО, название города, где вы проживаете, контактные данные для связи (телефон и электронный почтовый адрес). После рассмотрения заявления с учащимся свяжется сотрудник приемной комиссии, чтобы обсудить все условия поступления на дистанционное обучение и сообщить список документов, которые требуется представить.

Чтобы поступить в университет, требуется в приёмную комиссию передать ксерокопии таких документов, как паспорт, СНИЛС, аттестат о среднем образовании или диплом о высшем или среднем профессиональном образовании.

После оформления на учебу в данное образовательное заведение студент должен подписать договор, оплатить обучение за первый семестр и передать в приёмную комиссию квитанцию в подтверждение оплаты.

Сталинская и ленинская аудитории

Современный аграрный университет поражает смешением эпох и стилей. В здание можно попасть с двух фасадов – южного, парадного, и северного.

– По замыслу Дитриха с южного фасада был большой сквер, а с северного фасада – маленький парк. Все сохранилось до наших дней

Например, чудесная лиственничная аллея, – обратила внимание Ольга Рудева

В вестибюле университета стоит большая голова императора Петра I, которая раньше находилась на месте памятника Ленину. Говорят, это – копия. Куда делся оригинал, никто не помнит.

Просторный атриум главного корпуса называется актовым залом «Юбилейный». Изначально здесь находился машинный зал с сельскохозяйственной техникой, которую студенты могли изучить.

От взгляда посетителя не ускользнет необычное архитектурное решение машинного зала: внизу – сцена, а по всему периметру первого и второго этажей – балкончики и балюстрады. Преподаватели читали на этой сцене лекции, а слушатели стояли на балконах.

Просторный зал атриума залит дневным светом, который струится через прозрачный купол. Впервые в России сетчатые конструкции с прозрачной стеклянной крышей применил известный русский архитектор и инженер, создатель московского ГУМа, Киевского вокзала и башни на Шаболовке Владимир Шухов.

– Атриум – помещение с прозрачной крышей. Такое ноу-хау появилось в эпоху модерна, – рассказала Ольга Рудева.

Внутри университета и на фасаде можно увидеть красивую каллиграфическую надпись «ВСХИ», написанную рукой Дитриха, – она превратилась в логотип вуза.

Если посмотреть на план здания, то это – вытянутый прямоугольник с двумя внутренними двориками. Отсюда – сообщающиеся между собой просторные коридоры. А внутренние дворики используют как дополнительное учебное пространство.

В аграрном университете есть традиция – каждая пятая аудитория здесь именная, названа в честь выдающихся профессоров ВГАУ. Советские студенты придумали неформальные названия двум огромным аудиториям: сталинская и ленинская. Ленинская ныне называется аудиторией имени заслуженного деятеля науки РФ, доктора сельскохозяйственных наук, профессора Григория Коренева. Аудитория – прекрасный образец амфитеатра: лектор, как на сцене, стоит внизу, а парты ступеньками уходят вверх. Благодаря высоким удлиненным окнам в стиле модерн здесь всегда светло. Стены помещения украшены балюстрадами и колоннами.

Почему ленинская? Из окон аудитории во весь рост видно спину памятника Ленину – это тот самый памятник, который пережил войну и остался цел. 

А на стене аудитории сохранилась лепнина с ленинским заветом: «Учиться, учиться и учиться».

В бывшей сталинской аудитории сейчас – возрожденный домовой Крестовоздвиженский храм, который действовал при институте до революции. До того, как превратиться в храм, в сталинской аудитории был актовый зал для проведения торжеств, вручения премий и дипломов. Наверняка здесь вручали и сталинские премии. Возможно, отсюда и пошло такое народное название.

Достопримечательность университета – водонапорная башня со шпилем, увенчанным крестом. На нее ведет старинная чугунная лестница, на которой остался вензель завода-изготовителя. 

В правом крыле здания издалека видно купол домового храма, также увенчанный крестом. Как говорят сотрудники вуза, это единственный в России университет с двумя крестами.

Еще одно интересное помещение института – стеклянный переход, в котором сушатся травы для гербария. Высушенные образцы можно увидеть на втором этаже.

Ну и, конечно, достопримечательности СХИ – его парки. По первоначальному замыслу озелененная территория в центре должна была выглядеть как стриженый партер эпохи барокко и объединять все здания комплекса. Средняя продольная аллея парка совпадает с осью главного корпуса. Основная квадратная часть парка имеет радиально-кольцевую планировку с большой круглой площадкой в центре. Здесь же в 1990 году установили мраморный бюст первого директора института Константина Глинки. Ольга Рудева помнит, как в советские годы на его месте стоял огромный цементный вазон:

– Это было красиво. Я была еще юной, когда вазу убрали, а на ее месте появился бюст Глинки. Не эта ли ваза потом перекочевала в Петровский сквер, а потом – на Терновое кладбище?

В дендрологическом парке СХИ растут липы, каштаны, дуб, сосна, береза и такие экзотические виды, как ель голубая, граб, бархат амурский, клен серебристый. В северном парке можно увидеть маньчжурский орех – огромное дерево, которому больше 100 лет. Возможно, он ровесник университета.

Руководство / Ректорат

  • Определение и внесение на рассмотрение Ученого совета приоритетных вопросов, касающихся, целей и долгосрочных перспектив развития Университета.
    Выработка решений по вопросам учебной, воспитательной, научно-исследовательской, методической, редакционно-издательской, кадровой, административной, финансово-хозяйственной и иных сфер деятельности Университета.
    Совершенствование механизмов реализации принятых управленческих решений, организация их выполнения, координация деятельности исполнителей, повышение их.
    Обеспечение устойчивого развития и эффективного использования научного потенциала и материально-технической базы Университета.
    Осуществление контроля за исполнением принятых решений, планов и программ учебной, научной, финансовой и хозяйственной деятельности Университета.
    Содействие росту авторитета и престижа Университета как ведущего учебно-методического и научного центра в сфере экономического образования, развитию связей с учебными заведениями и научными организациями.
    Разработка предложений и проведение мероприятий по улучшению социального, культурного, спортивного, медицинского обслуживания студентов, сотрудников и преподавателей.

  • Установление и уточнение полномочий, обязанностей и ответственности структурных подразделений Университета и их руководителей.
    Координация деятельности структурных подразделений Университета.
    Подготовка и внесение на Ученый совет Университета предложений, направленных на совершенствование образовательной, научной и методической деятельности Университета.
    Рассмотрение и утверждение текущих программ и планов работы Университета.
    Контроль за ходом и результатами выполнения планов и решений, принятых Ученым советом и ректоратом Университета.
    Анализ предложений по улучшению организации работы в различных сферах деятельности, рассмотрение проектов локальных нормативных актов и методических документов, относящихся к деятельности Университета.
    Рассмотрение вопросов о представлении к почетным званиям и иным видам государственных и ведомственных поощрений сотрудников Университета, добившихся выдающихся результатов в педагогической, научно-исследовательской и иных сферах деятельности.
    Обсуждение вопросов взаимодействия Университета со сторонними организациями, учебными и научными учреждениями.
    Обобщение опыта управления Университета, анализ и оценка итогов работы структурных подразделений, выработка и реализация мер по совершенствованию основных направлений деятельности.

врио ректора

профессор, доктор экономических наук

помощник ректора

Сталинские репрессии

Годы «Большого террора» не обошли и ВСХИ. В музее университета хранится фотоальбом выпускников 1930 года. Многие портреты вырезаны. Как звали этих репрессированных студентов, сведений нет.

– В те годы было три случая, когда к преподавателям прямо в аудиторию приходили чекисты и забирали с собой. Больше они не возвращались. По документам эти люди были расстреляны, – рассказала Ольга Князева.

О репрессиях в стенах вуза профессор, доктор исторических наук Виктор Плаксин написал книгу «Сталинизм и агрономическая интеллигенция: как делались «дела».

В 1930 году по делу вымышленной Трудовой крестьянской партии, члены которой якобы занимались контрреволюционной, вредительской деятельностью, ОГПУ репрессировало ряд известных советских экономистов и ученых-аграрников, среди которых были Александр Чаянов, Николай Макаров, Николай Кондратьев. Они критиковали насильственную коллективизацию. Вскоре беда пришла и в воронежский институт, где часть профессоров поддерживала научные взгляды Чаянова. По делу Трудовой крестьянской партии были репрессированы декан агрономического факультета Александр Минин, завкафедрой почвоведения Григорий Тумин, который много лет возглавлял Воронежскую Каменностепную опытную станцию, Константин Сазонов и один из создателей воронежской землеустроительной научной школы Федор Чириков.

В том же 1930 году арестовали четверых из пяти преподавателей военной кафедры института по делу так называемой «контрреволюционной офицерской эсеровско-монархической организации», или «делу 47-ми». Репрессированные по этому делу были выходцами из разных социальных слоев, работали в разных воронежских организациях, но все принадлежали к офицерскому сословию, были участниками русско-японской, Первой мировой и гражданской войн, причем воевали на стороне Красной армии. Значительная часть из этих 47 офицеров работала на кафедрах высшей военной подготовки в ВГУ и ВСХИ. В СХИ по этому делу были арестованы и осуждены пять преподавателей – полковник Георгий Муратов (по происхождению дворянин), Виктор Толоконников, Петр Сметанников, Вениамин Смелков, Лев Дубле. ОГПУ предъявило им обвинение в свержении советской власти и восстановлении монархии.

В 1936-1937 годах вуз охватила атмосфера подозрительности. Начались доносы, а в вузовской газете то и дело происходило «шельмование» неугодных преподавателей. В числе репрессированных оказался директор института Яков Никулихин. Яков Петрович был выходцем из крестьян. В феврале 1917 года вступил в партию большевиков, участвовал в Октябрьском восстании в Петрограде. Воевал на стороне Красной армии в годы гражданской войны. В 1934 году стал директором ВСХИ. Незадолго до ареста Академия наук присвоила ему степень доктора экономических наук. А в 1937 году директора арестовали, в 1938-м – расстреляли. Жену Якова Никулихина Серафиму Михайловну, наотрез отказавшуюся признать мужа виновным, приговорили к пяти годам лагерей. Женщине сказали, что ее муж жив и находится в лагерях. Серафима Никулихина посылала ему письма, а ей за это «добавили» еще восемь лет лагерей.

По делу Никулихина осудили и нескольких студентов, которых приговорили к расстрелу – якобы за подготовку покушения на Сталина. Это Сергей Павлов, Тихон Семин, Василий Соловьев, Тихон Поросятников.

Яков Никулихин был не единственным директором СХИ, расстрелянным в годы сталинского террора. В 1938 году расстреляли Александра Андреева, которому была близка дореволюционная агрономическая школа Чаянова и Кондратьева. Ректора обвинили в «правом оппортунизме».

Еще один ректор СХИ, расстрелянный в годы репрессий, – Павел Сапожников, в 1933 году осужденный по так называемому делу «бухаринской школы». В 1937 году как «участник антисоветской террористической организации» он в числе 670 человек был расстрелян на территории московского Донского монастыря.

Репрессирован был и Сергей Шпилев – декан агроинженерного факультета, завкафедрой социально-экономических наук, который был объявлен «скрытым зиновьевцем-двурушником». В заключении он провел 20 лет.

Расстреляны заведующий военной кафедрой и начальник учебной части ВСХИ Александр Белинович и доцент зооветеринарного института Яков Хазанов, которых объявили шпионами.

Организационная структура

Ученый совет

Ректорат

Факультеты

Агроинженерный факультет

Кафедра математики и физики

Кафедра прикладной механики

Кафедра сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей

Кафедра эксплуатации транспортных и технологических машин

Кафедра электротехники и автоматики

Межкафедральная лаборатория измерительных приборов

Учебный парк

Факультет землеустройства и кадастров

Кафедра землеустройства и ландшафтного проектирования

Кафедра земельного кадастра

Кафедра мелиорации, водоснабжения и геодезии

Гуманитарно-правовой факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин, гражданского и уголовного права

Кафедра русского и иностранных языков

Кафедра физического воспитания

Кафедра конституционного и административного права

Юридическая клиника

Факультет агрономии, агрохимии и экологии

Кафедра агрохимии, почвоведения и агроэкологии

Кафедра земледелия, растениеводства и защиты растений

Кафедра плодоводства и овощеводства

Кафедра селекции,семеноводства и биотехнологий

Факультет ветеринарной медицины и технологии животноводства

Факультет технологии и товароведения

Кафедра акушерства, анатомии и хирургии

Кафедра ветеринарно-санитарной экспертизы, эпизоотологии и паразитологии

Кафедра общей зоотехнии

Кафедра терапии и фармакологии

Кафедра частной зоотехнии

Учебно-научно-исследовательский центр животноводства

Экономический факультет

Кафедра технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции

Кафедра товароведения и экспертизы товаров

Кафедра химии

Кафедра технологического оборудования, процессов перерабатывающих производств, механизации с.-х. и безопасности жизнедеятельности

Межфакультетские подразделения

Центр довузовской подготовки

Отдел управления качеством

Управление по планированию и организации учебного процесса

Организационный отдел

Отдел планирования учебного процесса

Отдел развития технологий обучения

Управление по заочному обучению

Учебно-методический отдел

Центр дистанционных образовательных технологий

Управление по организации научной деятельности

Организационный отдел

Отдел аспирантуры и докторантуры

Учебно-научно-технологический центр «Агротехнология»

Вестник ВГАУ

Совет молодых ученых

Учебно-научно-производственный комплекс «Агропереработка»

Сектор по защите интеллектуальной собственности

Лаборатория долгосрочных прогнозов

Ботанический сад имени Б.А. Келлера

Научно-образовательный центр эколого-ландшафтных систем земледелия

Учебно-инжиниринговый центр «Сервис-Инжиниринг»

Научные школы

Лаборатория биологических анализов

Экспоцентр

Центр поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ)

Управление по международным связям

Организационный отдел

Подготовительное отделение для иностранных граждан

Отдел по работе с иностранными студентами

Информационное управление

Научная библиотека

Центр информационных технологий

Центр полиграфических услуг (типография)

Редакционно-издательский отдел

Редакция газеты «За кадры»

Центр предоставления информационных услуг «Полисервис»

Камеры видеонаблюдения

Центральный студенческий канал ВГАУ

Электронная информационно-образовательная среда

Управление по социальной и воспитательной работе

Сайт Управления по социальной и воспитательной работе

Университетский городок

Бухгалтерия

Банковские реквизиты

Образцы документов

Юридическая служба

Хозяйственное управление

Автопарк

Цех ПВХ конструкций

Мебельный цех

Стандарты раскрытия информации

Штаб ГО и ЧС

Складское хозяйство

Цех ремонтно-строительных работ

Управление кадрового обеспечения и делопроизводства

Военно-учетный сектор (2-я часть)

Отдел по работе со студенческими делами

Отдел делопроизводства (канцелярия)

Отдел кадров

Вакансии работников; конкурс и выборы НПР

Вакансии работников

Конкурс ППС

Выборы ППС

Конкурс на замещение должностей научных работников

Управление дополнительного образования

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Школа повышения квалификации специалистов АПК

Учебно-методический лингвистический центр

Автошкола

Учебно-методический центр по бухгалтерскому учету и аудиту

Учебно-методический центр по информационному сопровождению инженерной деятельности

Контрактная служба

Планово-финансовый отдел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector