Почему в российских школах раньше не было 4 класса и когда его ввели

Российское самопознание

Статья № 7 «Закона об образовании» предписывает ввести Федеральные государственные стандарты, в соответствии с которыми нынешняя система образования отказывается от традиционного формата обучения «в виде знаний, умений и навыков». Теперь же за основу берутся так называемые универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и так далее. Если попытаться понять эти фразеологизмы, то их смысл сводится к тому, что конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию.

Вместо того чтобы заставлять учеников зубрить и дотошно проверять их знания, учитель предлагает детям самостоятельно разбираться с темами. В конце концов, федеральные государственные стандарты лояльны к отрицательным результатам, проще говоря, к двойкам. В частности, в нормативах сказано — «не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования». Кстати, в СССР двоечников оставляли на второй год.

Население страны

Каждое десятилетие советская страна демонстрировала прирост населения. И это несмотря на многомиллионные жертвы Второй мировой войны. Залогом увеличения рождаемости были социальные гарантии государства. Ниже на диаграмме представлены данные по численности населения СССР в целом и РСФСР в частности.

Также следует обратить внимание на динамику развития городов. Советский союз становился индустриальной, промышленной страной, население которого постепенно переходило из деревни в города

Крупнейшие города СССР по численности населения
Город 1926 год (тысяч человек) 1989 год (тысяч человек)
Москва 2080 8774
Санкт-Петербург 1614 4460
Новосибирск 120 1437
Екатеринбург 140 1365
Нижний Новгород 222 1438

К моменту образования СССР в России было 2 города миллионника (Москва и Питер). К моменту распада страны таких городов уже было 12: Москва, Ленинград Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа и Пермь. В союзных республиках также были города с миллионным населением: Киев, Ташкент, Баку, Харьков, Тбилиси, Ереван, Днепропетровск, Одесса, Донецк.

Карта СССР

Союз Советских Социалистических Республик развалился в 1991 году, когда в белом бору руководители советских республик объявили о выходе из состава СССР. Так все Республики получили независимость и самостоятельность. Мнение советского народа учтено не было. Референдум, проведенный перед самым распадом СССР, показал, что подавляющее большинство людей, заявило о том, что Союз Советских Социалистических Республик должен быть сохранен. Горстка людей, во главе с председателем ЦК КПСС Горбачевым М.С., решили судьбу страны и народа. Именно это решение окунуло Россию в суровую действительность «девяностых». Так зарождалась Российская Федерация. Ниже представлена карта Союза советских социалистических республик.

Школьное

Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.

В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно. Обучение велось по двум ступеням: первой -пятилетней, второй — четырехлетней. Дополнительно в 1919 г. при средних специальных и высших учебных заведениях открылись рабфаки — рабочие факультеты, готовившие малограмотных пролетариев и крестьян к учебе в вузах. Они просуществовали до середины 30-х годов и за ненадобностью были упразднены.

В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:

  • начальным — с 1 по 4 класс;
  • неполным средним — с 5-го по 7-й;
  • средним — 10 классов.

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:

  • Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.

В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними — с четвертого по восьмой, старшими — девятый и десятый.

В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.

Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.

Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.

Руководители страны

Основы могущества и процветания СССР связаны с тем, что в стране была относительная стабильность в руководстве. Была четка единая линия партии, и руководители, долго находившиеся во главе государства. Интересно, что чем ближе страна подходила к развалу, тем чаще менялись Генсеки. В начале 80-х годов и вовсе началась чехарда: Андропов, Устинов, Черненко, Горбачев – страна не успевала привыкнуть к одному руководителю, как на его месте оказывался другой.

Общий список руководителей следующий:

  • Ленин. Вождь мирового пролетариата. Один из идейных вдохновителей и реализаторов октябрьской революции. Заложил основы государства.
  • Сталин. Одна из самых противоречивых исторических личностей. При всем том негативе, которые в адрес этого человека льет либеральная пресса, факт заключается в том, что Сталин поднял с колен промышленность, Сталин подготовил СССР к войне, Сталин стал активно развивать социалистическое государство.
  • Хрущев.  Получил власть после убийства Сталина, развивал страну и сумел достойно противостоять США в Холодной войне.
  • Брежнев. Эпоху его правления называют эпохой застоя. Многие ошибочно связывают это с экономикой, но там никакого застоя не было – все показатели росли. Застой был в партии, которая разлагалась.
  • Андропов, Черненко. Толком ничего не сделали, подталкивали страну к развалу.
  • Горбачев. Первый и последний президент СССР. На него сегодня вешают всех собак, обвиняя в развале Советского Союза, но главная его вина была в том, что побоялся принимать активные действия против Ельцина и его сторонников, которая фактически устроили заговор и государственный переворот.

Интересен также другой факт – наилучшими правителями были те, кто застал время революции и войны. Это же касается и партийных деятелей. Эти люди понимали цену социалистического государства, значимость и сложность его существования. Как только к власти пришли людей, которые ни войны, ни уже тем более революции, не видели – все пошло прахом.

Становление и достижения

Союз Советских Социалистических Республик начал свое становление красным террором. Это печальная страница истории России, огромное количество людей было убито большевиками, стремившимися укрепить свою власть. Руководители партии большевиков, понимая, что власть они смогут удержать только силой, убивали каждого, кто хоть как-то мог помешать становлению нового режима. Возмутительным является то, что большевики в качестве первых народных комиссаров и народной полиции, т.е. тех людей, кто должен был следить за порядком, набрали воров, убийц, бездомных и т.п. Одним словом всех тех, кто был неугоден в Российской Империи и всячески пытался отомстить всем, кто хоть как-то был с ней связан. Апогеем этих злодеяний стало убийство царской семьи.

После становления нового строя, СССР, возглавляемый до 1924 года Лениным В.И., получил нового вождя. Им стал Иосиф Сталин. Его управления стало возможным после того, как он выиграл борьбу за власть у Троцкого. В период правления Сталина огромными темпами стала развиваться промышленность, сельское хозяйство

Зная о растущей мощи гитлеровской Германии, огромное внимание Сталин уделяет развитию оборонного комплекса страны. В период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Союз Советских Социалистических Республик был вовлечен в кровопролитную войну с Германией, из которой вышел победителем

Великая Отечественная Война стоила советскому государству миллионы жизней, но только так можно было сохранить свободу и независимость страны. Послевоенные годы были тяжелыми для страны: голод, бедности и разгул бандитизма. Сталин жесткой рукой навел в стране порядок.

Международное положение

После смерти Сталина и вплоть до развала СССР, Союз Советских Социалистических Республик динамично развивался, преодолевая огромное количество трудностей и препятствий. СССР было вовлечено США в гонку вооружения, которая продолжается и по сей день. Именно эта гонка могла стать фатальной для всего человечества, поскольку обе страны в результате находились в постоянной конфронтации. Этот период истории получил название холодной войны. Только благоразумие руководства обеих стран сумело удержать планету от новой войны. А эта война, с учетом того, что обе нации были уже на тот момент ядерными, могла стать роковой для всего мира.

Особняком всего развития СССР стоит космическая программа страны. Именно советский гражданин первым полетел в космос. Им был Юрий Алексеевич Гагарин. США на этот полет человека в космос ответили своим первым полетом человека на Луну. Но советский полет в космос, в отличие от американского полета на луну, столько вопросов не вызывает, и у специалистов нет ни тени сомнения в том, что этот полет действительно был.

Что же?

В Законе об образовании сказано немало прекрасных слов. Вот, например: «Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования». 

Или: «Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания». 

«У ребенка нет цели? Учите математику»

Но если обратиться к практике, то внятного понимания того, что такое желаемый образ выпускника средней школы, мы не наблюдаем даже в первом приближении. Если мы ставим задачу приобретения определенной суммы знаний (вообще-то это прошлый век!), то сумма эта четко не определена (а попытки определить ее, вроде историко-культурного стандарта, включающего в себя «принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий», равно далеки и от научных воззрений, и от практических потребностей образованного человека). А если мы стремимся научить ребенка учиться и создать максимально комфортные условия для гармоничного развития личности, то это не так делается. То есть совсем не так. 

Иными словами, школа есть, а вот зачем она — большой вопрос. Именно в этой плоскости, а не в злокозненной деятельности некоей группы могущественных тайных злодеев и лежит, по нашему мнению, ответ на вопрос: «почему так коряво».

Когда трава была зеленее…

Беспомощность тех, кто отвечает за государственную политику в сфере образования и воспитания молодежи, отлично передают периодически озвучиваемые призывы «вернуть как было». 

Вот свежайший пример: после трагедии в Казани, когда в школе от рук убийцы погибли дети и взрослые, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан заявила: «Пока не будет государственной идеологии, пока дети не будут заняты внеурочно так, как это было в СССР, причем эта занятость должна обеспечиваться государством <…> если мы сейчас кардинально не изменим нашу систему, то, к сожалению, ситуация будет повторяться. Далеко не каждая семья, особенно многодетная, потянет кружки, особенно если ребенок хочет посещать разные кружки». Вот что поделаешь, если в сознании чиновницы проблема внеурочной занятости детей так прочно сцеплена с государственной идеологией (кстати, прямо запрещенной п.2 ст.13 Конституции РФ), что она даже не понимает разницу между государственными расходами на кружки и детские клубы и забиванием юным гражданам мозгов «единственно верными установками»? 

А «программа» предыдущего образовательного министра Ольги Васильевой, не придумавшей за первые полгода своего нахождения в должности ничего нового, кроме возврата к единым учебникам, патриотического воспитания и восстановления УПК, дежурства по классу и школьных производственных бригад?

Людям, ратующим за «восстановление лучшей в мире советской системы образования», хочется напомнить замечательные строки Александра Городницкого: «Ностальгия — тоска не по дому, а тоска по себе самому». 

Наши дети не станут ни счастливее, ни образованнее, если опрокинуть их в наше прошлое, которое кажется нам радужным только потому, что мы были молоды, перед нами открывались сияющие перспективы, а папа и мама были живы. 

Прошлое никогда не вернется. Никогда учителя не будут пользоваться прежним авторитетом, поскольку перестали быть главным источником знаний. Шахматный кружок не будет играть в жизни ребенка такой роли, как во времена юного Толи Карпова — шахматное обучение да и сама игра в значительной степени переместились в интернет. Ребенок не станет день напролет сидеть в обнимку с книгой, теперь у него есть планшет и телефон, они интереснее и разнообразнее.

Сегодняшний и особенно завтрашний специалист будут учиться всю жизнь, это уже понятно. В этой ситуации задача школы — учить работать с информацией, находить ее, проверять, систематизировать. 

Конечно, базовые навыки остаются, уметь считать надо, хотя бы на случай, если разрядится телефон с калькулятором. Но вот учить наизусть столицы африканских государств, как это делал автор 30 с лишним лет назад к вступительному экзамену по географии — ей-Богу, лишнее…

Можно неодобрительно цокать языком и сетовать на времена и нравы — собственно, наши предки всегда так делали, и им, по слухам, становилось легче; в любом случае от этого не будет вреда. А вот пытаться загнуть времена и нравы в обратную сторону через колено никому не удавалось.

Не сто́ит и пытаться.

Почему в некоторых школах России не было 4 класса

Согласно историческим данным, более или менее конкретная составляющая образовательного процесса в СССР была введена в 1934 г. Тогда члены СНК и ЦК приняли решение о структурировании системы начального и среднего образования в школах Союза.

В те годы школьникам полагалось учиться 10 лет:

  • 1-4 классы – начальная школа;
  • 5-7 классы – неполная средняя;
  • 8-10 классы – полная.

Спустя 35 лет в СССР произошла первая реформа в системе общего образования. До 3 класса школьники изучали предметы начальной школы, до 8 класса – неполной средней и до 10 класса – средней.

В 1977 г. в рамках Конституции было закреплено понятие о 10-летнем образовании школьников, то есть в это время обязательным был 4 класс, и соответственно никто из 3 в 5 не переходил.

Революция в школе

В царской России система образования была достаточно развитой, но имела существенный недостаток — она была ограничена для определенных сословий. Сейчас, в современной России, критиками советской школы приводятся примеры успешности царской системы образования.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

Самым главным плюсом обучения имперских времен было разнообразие школ. Для каждого уровня достатка и дальнейшего социального продвижения, существовали свои заведения. Присутствовало также повсеместное разграничение по гендерному признаку, то есть школы были отдельными для мальчиков и для девочек. Существовали гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса, духовные семинарии и т.д., ну а для самый нижних слоев общества — церковно-приходские школы.

Образование не было повсеместным, оставался большой процент неграмотных людей, но те, кто действительно хотел учиться имел шансы получить хоть какое-то образование. Естественно, о продвижении по карьерной лестнице какого-нибудь рядового крестьянина речи не шло. Хорошим данное образование было для дворян и богатых граждан, которые могли себе позволить довольно большие затраты на обучение своих детей. В простых школах, процветало религиозное мракобесие и отсутствие нормального уровня преподавания.

Занятия в царской школе

С началом Первой мировой войны начал наблюдаться постепенный коллапс системы образования Российской империи. Ситуация усугубилась последовавшей Гражданской войной. Повсеместная разруха, голод, болезни и война, кроме того, что сократили население, также отразились на уровне грамотности.

Где образование было лучше?

СССРВ наше время

Большевики, понимая важность пропаганды в образовании, с самого начала революции, уделяли этому вопросу большое внимание. В 1918-19 годах, своими декретами, советская власть полностью изменила систему преподавания. Частные школы были запрещены, обучение для всех слоев населения должно было стать бесплатным, школы больше не делились по гендерной принадлежности учащихся, и мальчики и девочки должны были учиться в общих смешанных классах, полностью исключалось использование церковных обрядов и преподавание религии, отменялась система физического наказания детей

Частные школы были запрещены, обучение для всех слоев населения должно было стать бесплатным, школы больше не делились по гендерной принадлежности учащихся, и мальчики и девочки должны были учиться в общих смешанных классах, полностью исключалось использование церковных обрядов и преподавание религии, отменялась система физического наказания детей.

Учёба, выходные, каникулы

Учебная неделя в стандартной школе составляла шесть дней. Суббота ничем не выделялась среди других в расписании. Единственное отличие — именно на неё обычно приходилось проведение классного часа. Лишь в конце 90-х, с реформой образования, многие заведения перешли на пятидневку.

Урок, как и сейчас, составлял один академический час, то есть 45 хронологических минут. Перемены были преимущественно 5 минут, за исключением большого перерыва в полчаса, когда детей вели в столовую перекусить. Начинаться занятия могли как с 7.30, так и с 8.00, и продолжались до 12.00 или до часу дня. Во многих школах была распространена вторая смена, то есть учёба после обеда и до вечера. Причиной было большое количество учащихся: классы попросту не вмещали всех детей.

Длительность летних каникул была неприкосновенной: с 25 мая и по 1 сентября можно было отдохнуть. Однако к свободе прилагался внушительный список внеклассного чтения: литературы, которую нужно было освоить за три месяца. Помимо этого, существовали недельные перерывы между четвертями примерно в середине осени и в конце марта.

Классовое несоответствие

Хотя советское общество позиционировалось как вполне состоявшееся и цельное, но, существовали не только межклассовые трения и неприязнь, но, и группы, которые не были учтены и не относились ни к одному из ведущих классов. Это были пенсионеры, разные группы иждивенцев (малолетние, пожилые без пенсии), неработающие супруги, занятые в личном подсобном хозяйстве, студенты и живущие в детских домах и домах для престарелых. Хотя эти люди не входили в социально-классовую структуру общества, но, они каким-то непонятным образом учитывались среди общих данных в процентных показателях советского общества.

Если взять за основу марксистскую теорию, то главная черта любого класса – это отношение к средствам производства, т. е. хозяева (собственники) и наемные рабочие (продающие свой труд). Напротив, в советском обществе на первую роль вышли отношения класса и государства. Как мы рассмотрели ранее, враждебные классы были полностью искоренены, не полностью лояльные – заметно сокращены.

Ведущий класс, в противоположность им, был значительно укреплен и увеличен числом. Но, именно из него произошла градация в прослойку интеллигенции, а, затем, появление партноменклатуры и бюрократии.

Расписание

Набор предметов, которые преподавались ученикам, призван был воспитать всесторонне развитую личность с энциклопедическими знаниями. Такая задача имела свой социальный и производственный заказ: получая стандартно обученных выпускников с базовым набором информации, любое предприятие либо вуз могли успешно сформировать на этой основе специалиста нужного профиля.

В начальной школе большое внимание уделялось чистописанию: детей учили не просто выводить буквы, но делать это красиво и правильно. Учитывая, что самопишущие ручки получили распространение в СССР только в 70-х годах, данный предмет был жизненно необходимым

Также детей учили чтению, грамматике русского языка, рисованию. С первого класса была физкультура.

В середине обучения в программу вводился иностранный язык — английский или немецкий, реже французский. Мнение ребёнка при выборе лингвистического направления не учитывалось. Математика начинала делиться на алгебру и геометрию, на смену природоведению приходили география и биология. С пятого класса приступали к длинному курсу истории, который оканчивался уже вместе со школьным обучением.

У старшеклассников исчезал из программы русский язык, освоенный в предыдущих классах, зато расширялось естественнонаучное направление. В дополнение к химии и физике добавлялась астрономия, а к геометрии — черчение.

Образование страны

Образование СССР произошло 7 ноября 1917 года по новому стилю. Именно в этот день случилась Октябрьская Революция, которая свергла Временное правительство и плоды февральской революции, провозгласив лозунг о том, что власть должна принадлежать рабочим. Так образовался СССР, Союз Советских Социалистических Республик. Однозначно оценивать советский период истории России крайне сложно, поскольку он был весьма противоречивым. Без сомнения можно сказать о том, что в это время были, как положительные, так и отрицательные моменты.

Столицы

Изначально столицей СССР был Петроград, в котором собственно и случилась революция, приведшая большевиков к власти. Первое время о переносе столице не было и речи, поскольку новая власть была слишком слаба, но в дальнейшем это решение было принято. В результате столица союза советских социалистических республик была перенесена в Москву. Это достаточно символично, поскольку создание Империи было обусловлено переносом столицы в Петроград именно из Москвы.

Факт переноса столицы в Москву сегодня связывают с экономикой, политикой, символизмом и многим другим. На самом деле все гораздо проще. Переносом столицы большевики спасали себя от других претендентов на власть в условиях гражданской войны.

Социальные сети вместо учебников

«Степень поколенческой преемственности у детей предреволюционной и советской поры в этом отношении выше, чем у детей, прошедших советскую школу, и тех, кто учится в школе сейчас, — констатирует Константин Богданов. — В последнем случае граница между поколениями пролегает там, где, фигурально выражаясь, заканчиваются чернильные кляксы». Школьные традиции русской, а затем и советской школы полностью вытеснены из нынешнего образа жизни и заменены стандартами западной развлекательной культуры.

Касается это, прежде всего, забвения морального кодекса юного человека, имевшего место в СССР. Особенно наглядно это проявляется сейчас – в эпоху интернета. При всех технических плюсах, отсутствие самоцензуры во всемирной паутине приводит к деградации детской личности. «Бесконтрольный интернет калечит детскую душу, — уверены учителя, — школьницы устраивают селфи-сессии, стараясь шокировать публику. Мальчики становятся агрессивными и циничными. Они бравируют жестокостью». По общему мнению педагогов, дети страдают интернет-зависимостью. Такие подростки никогда не променяют социальные сети и компьютерные игры на учебники.

Чистописание: кара или необходимость?

Западный подход в корне противоречит русской этнопедагогике. К примеру, чистописание требовало от детей усидчивости и концентрации внимания. Каллиграфия была единственным предметом, унаследованным советской образовательной системой от царской начальной школы.

«В воспоминаниях тех, кто помнил дореформенные уроки чистописания (до 1969 года), последние очень часто изображаются как кара и проклятие маленького человека, — поясняет филолог, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН Константин Богданов. — Маршалл Маклюэн (выдающийся теоретик XX века в области культуры и коммуникаций), а вслед за ними другие специалисты в области медиальной антропологии и теории средств массовой коммуникации много писали о зависимости смысла информации от характера ее медиальной передачи. Образовательная роль чистописания представляется при этом более значительной, чем всего лишь роль начальной стадии в овладении алфавитом, письмом и грамотностью».

Внеурочная деятельность

Стоит отметить, что наряду с обязательной программой имелись довольно обширные факультативные курсы для желающих. С ностальгией люди постарше вспоминают систему кружков. Каждый мог найти занятие по душе — от автомоделизма до выжигания по дереву и курсов кройки и шитья. И всё это совершенно бесплатно. Единственным занятием, за которое родителям приходилось отдавать деньги, было посещение музыкальной школы.

Статистическое большинство школьников было включено в советскую систему отдыха в детских оздоровительных лагерях. Немалый вес в этом деле имели пионерская организация и ВЛКСМ.

Достойное место занимал и спорт

Поскольку в СССР он формально был только любительским, пристальное внимание уделялось формированию кадров. Наличие соответствующей инфраструктуры (бассейны, дворовые спортивные площадки) позволяло мальчишкам и девчонкам поддерживать хорошую физическую форму, даже не ставя задачу показать высокие результаты на соревнованиях

Школа в СССР имела как плюсы, так и минусы. Стандартизация образования с целью получить серый оболваненный винтик государственной машины соседствовала с высоким уровнем теоретической подготовки и массовой эрудированностью масс. Будучи делом прошлым, школьное образование СССР продолжает выступать предметом жарких споров до сегодняшнего дня.

Рабочий класс

Самым массовым в Советском Союзе всегда считался рабочий класс. Ведь и в словосочетании «рабоче-крестьянская», рабочие ставились первыми. И это не случайно. Если, например, при закате царизма, в России рабочий класс составлял всего 17%, то, спустя четверть века, накануне Второй мировой войны, его процентное количество увеличилось втрое (50,2%).

А вы считаете, сколько было классов в СССР

ТриНамного больше

Можно сказать, что декларируемая Лениным еще на заре революции, идея о диктатуре пролетариата, активно претворялась в жизнь молодым советским государством. Наибольших успехов добился в этом не кто иной, как И. В. Сталин. Сначала проведя борьбу с «врагами революции», к которым зачислили, в первую очередь, остатки бывшей буржуазии. Потом были «кулаки» (во времена коллективизации) и, наконец, дошло дело и до «соратного» крестьянства. Голодоморы и прочие мероприятия использовались для того, чтобы оторвать крестьянина от земли и заставить его стать пролетарием (и смешно, и печально, но, десятилетия спустя, советская власть пыталась запустить обратный процесс).

Быть представителем рабочего класса стало очень престижно (примерно, как иметь дворянское происхождение при царском режиме). Этим хвалились при каждой возможности, особенно, составляя анкету. Для представителей этого класса были широко открыты двери ВУЗов, партийная и политическая карьера (в то время ее можно было назвать высшей партийной). Такая ситуация привела к тому, что настоящие рабочие продолжали работать, часто в тяжелых и вредных условиях, за оплату, которая не всегда соответствовала вложенному труду, а лже-пролетарии выступали на съездах, партсобраниях и пленумах, не забывая постоянно напоминать, что они – выходцы из народа.

Все закончилось тем, что к моменту составления «брежневской» Конституции рабочие составили уже 83,6% от всех людей советского общества. По сути, среди пяти взрослых жителей Союза, четверо причисляли себя к рабочему классу.

В процессе строительства социалистического общества пролетариат всегда воспринимался как руководящая сила и опора для дальнейших преобразований. Именно рабочий класс был основным носителем идеи построения коммунизма и позиционировался в качестве примера и ориентира для всего советского общества.

Изменилась ситуация в 80-е годы, когда строительство коммунизма дало трещину, а принадлежность к пролетариату стала, скорее, уничижительным, чем преимущественным определением.

Сроки обучения

Огромным достижением СССР была ликвидация безграмотности в 20-х годах. Если в Российской Империи люди, умеющие читать и писать, встречались в большинстве своём среди высшего и среднего сословия, которые составляли не более 10% от населения страны, то большевики сделали ставку на всеобщую образованность. И не прогадали: к началу Великой Отечественной войны лишь в глухих сёлах пожилые люди не умели читать и писать.

Школьная программа долгое время была рассчитана на 7 лет. В таком виде она вошла в историю и множество художественных фильмов. В 1958 году состоялся переход на восьмилетий, а позже — на десятилетний срок получения знаний. Основы, которые было нужно заложить в течение этого времени в детские головы, претерпели незначительные изменения с тех пор.

Выделяли три периода в рамках единой программы среднего образования: начальная школа (с первого по третий класс), среднее звено (учащиеся 4, 5, 6,7 классов) и старшеклассники (восьмой — десятый год обучения). По окончании школы выдавался документ с оценками по предметам — аттестат зрелости, который считался «путёвкой в жизнь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector