Факультеты:

Содержание:

Бюджетная основа обучения

Прием иностранных граждан, лиц без гражданства и соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации осуществляется в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Порядок отбора иностранных граждан, лиц без гражданства и соотечественников, проживающих за рубежом, определяется Правительством Российской Федерации.

Как подать документы:

  1. Зарегистрироваться в Личном кабинете на сайте Приемной комиссии СПбГУ
  2. Заполнить, распечатать и подписать заявление о приеме на одну или несколько образовательных программ (не более трех).
  3. Подписанное заявление вместе с необходимыми документами, документами Портфолио предоставить в электронно-цифровой форме через Личный кабинет

Инструкция для иностранных абитуриентов: поступление на бюджет

Перечень необходимых документов:

    • заявление о приеме на образовательную программу соответствующего уровня по форме, установленной Приемной комиссией (заполняется при регистрации в Личном кабинете)
    • Анкета-заявление (скачать анкету) об участии в конкурсе установленной формы, заполненная печатными буквами, с прикрепленной цветной фотографией[]
    • Согласие кандидата на обработку, передачу и хранение персональных данных (скачать согласие)
    • копия документа, удостоверяющего личность поступающего
    • медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для обучения
    • медицинская справка об отсутствии ВИЧ и СПИД
    • документ об образовании и приложения к нему, оформленные в установленном порядке[]
    • фотография 3×4 см
    • документы конкурса Портфолио

Образовательные программы и программы вступительных испытаний 

  • Перечень образовательных программ бакалариата и специалитета (наименование вступительного испытания является активной ссылкой, при нажатии на которую открывается программа вступительного испытания в форме конкурса документов (портфолио))
  • Перечень образовательных программ магистратуры (наименование вступительного испытания является активной ссылкой, при нажатии на которую открывается программа вступительного испытания в форме конкурса документов (портфолио))
  • Перечень образовательных программ аспирантуры (наименование вступительного испытания является активной ссылкой, при нажатии на которую открывается программа вступительного испытания в форме конкурса документов (портфолио))

Сроки приёма документов в 2021 году — с 8 февраля по 21 мая

Пофамильные списки поступающих, успешно прошедших конкурсный отбор, будут опубликованы на портале Приёмной комиссии СПбГУ не позднее 7 июня 2021 года.

1  Заполненная анкета с личной подписью кандидата сканируется и загружается в Личный кабинет. В пункте 26 анкеты необходимо указать только Санкт-Петербургский государственный университет. Пункты 31, 32 заполнять не нужно.

2  В соответствии с пп. 2.2.6.1.3, 2.2.6.2.3, 2.2.6.3.3 Правил проведения открытого конкурса можно предоставить справку из образовательной организации с оценками за последние 3 завершенные полугодия обучения (при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета) или за все завершенные периоды обучения (при приеме на обучение по программам магистратуры или программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре). После получения официального документа об образовании необходимо предоставить его электронно-цифровую копию в Личный кабинет.

Адрес: Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная д. 13б

Тел.: (812) 363-66-33

Часы работы: с понедельника по пятницу с 10 до 18 часов

История Императорского воспитательного общества благородных девиц

Институт при Екатерине Великой

Первоначально он назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Оно было основано по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 5 () мая  года. Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Название Смольный происходило от Смольного двора, построенного в 1725 году Петром I близ деревни Смольной, в которой находился дегтярный завод.

Картина А. Г. Веницианова «Предстательство Богоматери за воспитанниц Смольного института». Между 1832 и 1835 г.

Екатерина, поклонница прогрессивных идей Монтеня, Локка и Фенелона, желала учредить учебное заведение наподобие Сен-Сирского института под Парижем. По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причём с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Императрица надеялась, удалив детей на долгий срок от невежественной среды и вернув туда уже развитую и облагороженную девушку, способствовать смягчению нравов и создать «новую породу людей». Сенату было повелено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, «чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию». Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре.

В 1765 году при институте, учреждённом первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном.

Дальнейшая история

В 1796 году институт вошёл в Ведомство учреждений императрицы Марии.

В 1806 году для института по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание.

В Смольный институт принимали дочерей лиц чинов не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату, и готовили их для придворной и светской жизни.

В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (с 1891 — Александровский институт).

В 1859—1862 годах инспектором классов института был К. Д. Ушинский, который провёл в нём ряд прогрессивных преобразований (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). После вынужденного ухода Ушинского из института все его основные преобразования были ликвидированы.

После 1917 года

В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск. В феврале 1919 года там состоялся последний выпуск, летом того же года преподаватели и оставшиеся воспитанницы покинули Россию вместе с Белой армией. Институт был возобновлен в Сербии, где функционировал до 1932 года.

Информация для иностранных граждан

Приглашение на учебу и оформление визы

ШАГ 1: Заполните заявление. Это необходимо для того, чтобы оформить для Вас приглашение.

ШАГ 2: Отправьте нам заполненное заявление вместе с отсканированной копией паспорта (необходима страница с фотографией), а также с медицинским паспортом иностранного гражданина (медицинская справка)  со всеми необходимыми результатами анализов (в том числе ВИЧ/СПИД) по электронной или обычной почте. Вы можете заполнить заявление на русском или на английском языке.

ШАГ 3: Ожидание в течение месяца — обычно оформление приглашения занимает от 4 до 5 недель

Обращаем Ваше внимание на то, что необходимо корректно заполнять поле «Адрес» в заявлении. Как только Вы получите приглашение необходимо подать заявку на визу в консульстве или посольстве Российской Федерации в Вашей стране

ШАГ 4: Как только Вы получите визу, убедитесь, что у Вас есть все следующие документы:

1. оригинал документа иностранного государства об образовании, признаваемый в РФ эквивалентным документу среднем общем образовании (заверенную в установленном порядке ксерокопию), при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности;

2.документы ИГ стран Казахстана, Азербайджана, Кыргыстана, Таджикистана и Армении принимаются без процедуры легализации;

3.иностранный гражданин, поступающий для обучения по программам магистратуры, представляет документ иностранного государства об образовании, признаваемый эквивалентным в Российской Федерации диплому бакалавра или диплому специалиста;

4.   нотариально заверенный перевод диплома;

5.   нотариально заверенная копия паспорта;

6.   нотариально заверенный перевод паспорта;

7.   3 фотографии размером 3х4 см;

8.  медицинский паспорт иностранного гражданина (медицинская справка 086/у)  со всеми необходимыми результатами анализов (в том числе ВИЧ/СПИД);

  9.копию визы на въезд в Российскую Федерацию, если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию по въездной визе.

ВНИМАНИЕ!


ВАШЕ ИМЯ в переводе должно быть точно таким же, каким оно значится в Вашей визе!

Переводы документов на русский язык должны быть выполнены на имя и фамилию, указанную во въездной визе и заверены нотариусом в российском консульстве!

ШАГ 5: Как только вы получите билет, сообщите в Отдел международных связей дату Вашего приезда.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, каждый иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию должен в течение трёх дней с момента пересечения границы в обязательном порядке зарегистрироваться, т.е. оформить регистрацию по месту пребывания.

Для этого необходимо обратиться в Отдел международных связей Смольного института Российской академии образования: 195197, Cанкт-Петербург, Полюстровский проспект, д. 59 тел. (812) 540-63-34

Вы здесь

Главная » Об Институте

Структура Смольного института Российской академии образования

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОВЕТ

РУКОВОДСТВО, СОВЕТЫ И КОМИССИИ

Ректорат:

Ректор: Иманов Гейдар Мамедрза-оглы

            Полюстровский пр, дом 59

Ученый совет:

 Председатель Ученого Совета: Советов Борис Яковлевич

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 115

УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методическое управление:

     Начальник управления: Золотова Ирина Евгеньевна

 Учебно-лабораторный корпус, каб. 2204

Управление по работе со студентами:

      Начальник управления: Колтасова Светлана Николаевна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2311

Управление по международным связям:

    Начальник управления: Данилкина Анна Михайловна

             Полюстровский пр, дом 59

Управление по непрерывному образованию:

      Начальник управления: Синицына Мария Сергеевна

            Полюстровский пр, дом 59

ОТДЕЛЫ

Общий отдел:

      Начальник отдела: Гурбаналиева Нурай Ильязовна

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 301

Отдел платных образовательных услуг и дополнительного образования:

      Начальник отдела: Бакараева Наталья Викторовна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2313

Учебно-организационный отдел:

      Начальник отдела: Табунщикова Татьяна Николаевна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2312

Учебный отдел:

      Начальник отдела: Беляева Екатерина Романовна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2204

Управление по научной работе:

      Начальник управления: Резункова Ольга Петровна

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 308

Отдел организации научно-исследовательских работ:

      Начальник отдела: Резунков Андрей Геннадьевич

            Полюстровский пр, дом 59

Планово-экономический отдел:

      Экономист: Маричева Наталья Владимировна

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 304

Центр информационных образовательных ресурсов и дистанционных технологий:

      Системный администратор: Резунков Димитрий Андреевич

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2203б

Бухгалтерия:

      Проректор по экономике и финансам — Главный бухгалтер: Бучерова Елена Геннадиевна

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 304

Отдел кадров:

      Начальник отдела: Александров Валерий Алексеевич

            Полюстровский пр, дом 59

Отдел управления качеством:

      Начальник отдела: Мартынов Владимир Юрьевич

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2204

Отдел маркетинга:

      Начальник отдела: Алиев Илтимас Агаярович

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2211

Центр доступа информационных образовательных ресурсов:

      Директор: Черкасов Сергей Андреевич

            Полюстровский пр, дом 59

Центр «Культура здоровья»:

      Директор: Магеро Сергей Николаевич

            Полюстровский пр, дом 59

Юридический отдел:

      Юрисконсульт: Александров Валерий Алексеевич

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2102

Хозяйственный отдел:

      Начальник отдела: Смирнова Людмила Николаевна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2203а

Приемная комиссия:

      Ответственный секретарь: Синицына Мария Сергеевна

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 115

Библиотека:

      Библиотекарь: Рагимова Гюльнара Тельмановна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2301а

ФАКУЛЬТЕТЫ

Гуманитарно-художественный факультет

          Декан: Григорьева Ольга Александровна

Факультет информационных технологий:

      Декан: Барабаш Павел Александрович

            Учебно-лабораторный корпус, 2 этаж

Экономический факультет:

      Декан: Большаков Роман Владимирович

            Учебно-лабораторный корпус, 3 этаж

Факультет искусств:

      Декан: Солодкова Татьяна Львовна

            Учебно-лабораторный корпус, 4 этаж

Факультет сервиса:

      Декан: Хлюпин Владимир Алексеевич

            Учебно-лабораторный корпус, 1 этаж

КАФЕДРЫ

— Кафедра мультимедиа технологий

— Кафедра технологии транспортных процессов

— Кафедра гуманитарно-художественного образования

Прикрепленные документы или файлы: 

Вложение Размер
Структура управления СУРАО 2016.pdf 733.68 КБ

Языки, домоводство и закон Божий: что и как преподавали в институтах благородных девиц

Если Екатерина II действительно мечтала, чтобы институты воспитывали «новую породу отцов и матерей», и соответствующим образом строила учебную программу, то уже при ее невестке Марии Федоровне, взявшей всё женское образование России в свои руки на много десятилетий, произошел откат назад. Екатерина пыталась сделать женское образование частью общей школьной системы; жена Павла I, напротив, видела его отраслью, никак с этой системой не связанной.

«При императрице Марии Федоровне была открыта чисто женская профессия, она-то и была выдвинута на первый план», — утверждал историк педагогики П. Ф. Каптерев.

Настольным пособием у директрис женских учебных заведений в те годы была книга И.-Г. Кампе «Отеческие советы моей дочери»: именно она, по утверждению Днепрова и Усачевой, определила воспитательное кредо женского образования в России. Кампе (а вслед за ним руководительницы женских институтов) считал, что назначение женщин — быть «супругами для щастия мужей, матерьми для образования детей и мудрыми расположительницами домашнего хозяйства».

Ученость для женщины, по мнению Кампе, зло, «подлинная язва душевная»:

Именно по такому принципу строилась учебная программа всех женских институтов того времени. В учебном плане, составленном Марией Федоровной в 1787 году собственноручно (а она вообще вникала во все сферы работы женских школ — от программы уроков до закупочных цен на еду и найма сотрудников), на первом месте стояли иностранные языки и закон Божий.

В старшем возрасте воспитанницам дополнительно преподавались логика, геометрия, натуральная история и опытная физика. (Это программа для «дворянских» отделений институтов; в «мещанских» программа была проще и утилитарнее.)

Многочисленные наставления, составленные императрицей и директрисами заведений, проливают свет на то, как именно преподавались эти предметы. Так, при изучении истории надо было учитывать, что «чувствительной женщине мало дела до того, сколько человек погибло в том или ином сражении, и им следует знать только то, что повлияло на домашнюю жизнь». А преподавая физику, следовало ограничиться «некоторыми свойствами тел и явлениями в природе, которые могут пригодиться в обыденной жизни или будут полезны для воспитания будущих детей: сведениями о дожде, снеге, граде и т. п.».

Не лучше преподавалась и литература: как вспоминает Елизавета Водовозова, при встрече с братом она «с гордостью отвечала ему, что Лермонтов изложен у нас на восемнадцати страницах, а Пушкин даже на тридцати двух».

Основным предметом обучения был французский: более того, Мария Федоровна требовала, чтобы другие предметы — например, география или история — преподавались по-французски. Доходило до смешного.

Интерьер собора

Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.

Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы»

Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.

Смольный институт — история

В 1744 году на территории бывшего Смоляного двора был заложен монастырь, строительство которого курировала лично императрица Елизавета Петровна. В монастырский комплекс должны были войти храм с колокольней, домовыми церквями и институт благородных девиц. В 1764 году Екатерина II при Смольном монастыре учредила Императорское воспитательное общество благородных девиц. В ее приказе говорилось, что Смольный институт призван «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Монастырские кельи были мало приспособлены под классы и в конце 18 века специально для Института благородных девиц решили построить здание к югу от монастыря. Строительство велось с 1806 года по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. В 1808 году институт принял своих первых воспитанниц и стал первым государственным женским учебным заведением в России, оставаясь самым престижным долгие годы.

Здание Смольного, величавое и строгое по пропорциям, построено в стиле русского классицизма с присущими ему монументальностью форм и лаконичностью. Центральная часть акцентирована великолепным 8-ми колонным ионическим портиком, увенчанным фронтоном.

В связи с революционными событиями осенью 1917 года Смольный институт переехал в Новочеркасск, где в 1919 году состоялся его последний выпуск.

Униформа

Цвет и тип ткани основных деталей униформы в институте на 1904 год.

Классы Цвет платья Тип ткани платья Описание платья Цвет и ткань передника Цвет и ткань пелерины Описание передника и пелерины Другие особенности одежды
Будни Праздник
I Белый Камлот, шёлк (воскресенье и праздник)
  • Юбка: 4 полотнища, складки сбоку, сзади сборки;
  • Лиф открытый, на костях, спереди шнип, застёжка на спине;
  • Рукав короткий, узкий, с широким бие
Коленкор
  • Передник: лиф с вытачками, спереди шнип;
  • Ворот с зубчиками,
  • Юбка в 1 полотнище пришивается к лифу сборками, 2 складки
  • Передник как в будни, дополнительно ворот и проймы обшиты вышивкой, юбка с мелкими складками;
  • У старшего класса ещё батистовый парадный передник;
  • Ворот с воланом с широкой вышивкой, с узкой продёрнутой чёрной бархаткой
II-III Зелёный
IV-V Голубой
VI-VII Тёмно-бордовый
Пепиньер Тёмно-серый, светло-серый (праздник) Драдедам (будни), шевиот (праздник)
  • 2 лифа: закрытый и открытый;
  • Лиф застёгивается кушаков той же материи на боку;
  • Рукав широкий, напуск на манжет
Чёрный, люстрин Чёрный, шёлк (праздник)
  • Передник отложной;
  • Полотняный воротник и манжеты
  • Передник: открытый лиф со шнипом спереди и сзади;
  • Короткие узкие рукава;
  • Ворот обшитый кружевом;
  • Шнуровка сзади
Розовый или голубой бант (будни), кушак с бантом сзади, концы до полу (праздники); к бальному лифу кружевное фишю Мари-Антуанетт

Институты строгого режима

Порядки в российских женских институтах не слишком отличались от того, что описывала Шарлотта Бронте в романе «Джейн Эйр» — разве что кормили девушек получше и телесных наказаний к ним не применяли. Подробное описание режима смолянок оставила Елизавета Водовозова:

Еда была довольно скудной.

Девочкам, имевшим родных неподалеку, везло больше: их подкармливали родители.

Учеба занимала почти всё время воспитанниц; досуга почти не было.

Иногда, впрочем, в суровых буднях воспитанниц случались праздники: балы, концерты, визиты членов императорской фамилии, которые посещали подведомственные учреждения довольно часто.

На что времени всегда хватало — так это на религиозное воспитание. По воспоминаниям бывших институток, во все воскресные, праздничные дни, а особенно в Великий пост, воспитанницы посещали церковь — иногда по два раза в день.

Архитекторы и стиль

Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.

Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.

Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.

В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.

Ближайшие вузы

Санкт-Петербургский медико-социальный институт 195271, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 72, литера А

Институт занимается подготовкой врачей высокой квалификации для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Западного региона по специальностям «лечебное дело» и «стоматология», а также дополнительным образованием по специальностям здравоохранения. Тщательный подбор преподавателей позволил сформировать высоко квалифицированный профессорско-преподавательский состав, в числе которого 42% докторов наук и 57% кандидатов наук. Некоторые программы дополнительного профессионального образования являются уникальными – например, программа «Эрготерапия в социальной реабилитации». разработана и реализуется только в Санкт-Петербургском медико-социальном институте и пользуется повышенным спросом среди слушателей.

1.85 км

УНИВЕРСИТЕТ ПРИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 14, корп. 1, литер Б

УВАЖАЕМЫЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ! БУДУЩИЕ АБИТУРИЕНТЫ!
У Вас наступает самый ответственный период в жизни, когда нужно сделать выбор!
Перед Вами открывается множество путей для реализации своего потенциала и достижения успеха в жизни.
Этот успех во многом зависит от того, насколько обдуманным будет Ваш выбор профессии и учебного заведения, в котором Вы её обретёте.
Предлагаю весь путь по освоению новой интересной профессии пройти вместе с нами!
Ректор Университета при МПА ЕврАзЭС И. Ж. Искаков

2.11 км

Военный институт физической культуры (филиал) Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации 194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский просп., д. 63

2.30 км

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

Университет основан 07 января 1925 года, как Институт охраны материнства и младенчества. На протяжении многих десятилетий вуз является международным центром высшего медицинского образования. За последние полвека его окончило несколько тысяч иностранных студентов из 70 стран с 4 континентов. В настоящее время двери Университета распахнуты для обучающихся из более чем 50 стран мира. В ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России может быть принято лицо любого пола, нации и расы, вне зависимости от политических и религиозных убеждений из любого государства, имеющего дипломатические отношения с Российской Федерацией.

2.40 км

Михайловская военная артиллерийская академия 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 22

Ответы на много вопросы можно получить в группе http://vk.com/club_mvaa

2.50 км

Больше? Ещё 20 ближайших вузов

О месте Смольный институт

Смольный институт  стал  первым в России женским учебным заведением, положившим начало женскому образованию в могучей стране. Институт был основан после подписания 5 мая 1764 года указа Екатерины II. Инициатором стал И. И. Бецкий.   Первое название института — «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Его создали с целью воспитания в стране образованных женщин, лучших матерей,  достойных жен и членов общества. Екатерина хотела организовать учебное заведение подобное Сен-Сирскому институту под Парижем. Устав предполагал, что дети поступают в заведение в возрасте не старше шести лет, а учеба продолжалась не менее двенадцати. Причем перед тем, как ребенка отдавали в институт, родители должны были написать расписку о том, что они не станут ни под каким предлогом требовать назад свое чадо до истечения срока. Императрица таким образом хотела создать «новую породу людей», удалив детей от невежественной среды на долгое время. Устав распространили по всем губерниям и городам, чтобы каждый дворянин, если пожелает,  мог поручить своих дочерей сему учреждению. 200 благородных девиц воспитывались в Новодевичьем монастыре. При институте в 1765 году открылось новое отделение «для мещанских девиц», хотя первоначально это было заведение только для знатных имен. С 1796 году Смольный институт в Санкт-Петербурге входит в Ведомство учреждений императрицы. В 1848 году здесь появился педагогический класс для подготовки в течение двух лет учительниц. Мещанское отделение тогда преобразовали в Александровское училище. В октябре 1917 года институт возглавляла княгиня В. В. Голицына, которая перевезла его в Новочеркасск. Последний выпуск Смольного института состоялся в Новочеркасске в феврале 1919 года. Летом 1919 года институт переехал из России в Сербию. Воспитанницы института носили особые форменные платья, причем в разном возрасте полагалось носить форму определенного цвета. Самые маленькие носили платья кофейного цвета, в среднем возрасте — темно-синего цвета, в немного старше среднего – голубого цвета, а в старшем возрасте выдавали белые платья. Коричневый цвет был практичен для малышек, и он символизировал близость к земле. Все более светлые цвета говорили о возрастающей у девушек  образованности и аккуратности. На выпускной публичный экзамен в Смольный институт  приезжал сам император и члены императорской семьи. Шестерым лучшим выпускницам по окончании выдавали «шифр». Золотой вензель представлял собой инициал императрицы Екатерины II. Некоторые выпускницы учреждения были удостоены стать фрейлинами двора. Учебный курс ничем не уступал курсам женских гимназий.

По Фурштатской улице

Если вы всё-таки хотите прогуляться, идите от станции метро «Чернышевская» по Фурштатской улице. Там много зелени и красивых особняков. Это была одна из самых фешенебельных улиц в дореволюционном Санкт-Петербурге. Ведущие политики Государственной думы Родзянко и Гучков жили именно здесь (первый – в доме № 20, а второй – в доме № 36).

Особняк Спиридонова

Известный популист-аграрий XIX века Пётр Лавров жил в доме № 12. А адвокат Дмитрий Стасов, который защищал революционеров и прятал Ленина в 1917-м году, – в том же здании, что и Родзянко. Сейчас здесь находятся консульства США, Австрии и Германии. Если вы попытаетесь сфотографировать американское консульство, то у вас могут конфисковать плёнку. Главное украшение улицы – розовый Дворец бракосочетаний в стиле барокко. Там проходят роскошные свадьбы.

Обучение в Институте благородных девиц

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)

Шифр для лучших выпускниц Смольного института

Первоначально воспитанницы разделялись на четыре возраста: от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет, от 15 до 18 лет. Всем воспитанницам института учреждение выдавало форму определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность. Родители или родственники, определявшие девочку в институт, должны были подписать расписку, что не потребуют её обратно.

При обучении особенное внимание обращалось на Закон Божий и языки (отечественный и иностранные). В программу входило также обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства

Главное внимание было обращено на нравственное воспитание.

Позже срок обучения был сокращён до 9 лет; императрица Мария Фёдоровна считала, что «дети в продолжении такого долгого времени до того отвыкают от родителей, что, по окончании курса, возвращаются домой с отвращением» и в 1797 году был ликвидирован самый младший возраст; теперь воспитанницы разделялись на три возраста: «голубой», «серый» и «белый» (старший); в «мещанское отделение» стали принимать с 10 лет.

На выпускном публичном экзамене смолянок обычно присутствовал император и члены его семьи. Первый выпуск из института благородных девиц, а также мещанского училища, состоялся 30 апреля (11 мая)  года. По окончании института лучшие выпускницы получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками; в первом выпуске «шифр» получили восемь лучших воспитанниц: Алымова, Молчанова, Рубановская, Левшина, Борщова, Еропкина, фон Вальштейн и Нелидова. В дальнейшем шифр получали от 6 до 10 лучших воспитанниц.

Согласно заведующей научно-экспозиционным отделом государственного музея «Смольный» О. Федоровой, институтки были рады вырваться на свободу, о которой давно мечтали; одна из институток в своих записях в альбом вспоминала, «как они с Зиной „жарили“ на фортепиано в четыре руки».

Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.

Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector