Славяно-греко-латинская академия
Содержание:
Использованные материалы
-
«Семинария Санкт-Петербургская духовная» // Сайт «Русское Православие»
-
Надеждин А. История С.-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809–1884., СПб., 1885, с. 18-23 (список ректоров и инспекторов)
- Александр Паничкин, прот. Духовные школы в Санкт-Петербургской епархии в XVIII веке. Часть 1: Александро-Невская семинария. Административный и учительский персонал
Большая биографическая энциклопедия со ссылкой на словарь Половцева:
Розанов Николай Иванович, прот.,
Резепин П. П., Ректоры Костромской духовной семинарии, Журнал Светоч, № 3, —
Пётр Иванович Нечаев (01.10.1842–30.10.1905), биография —
Владимир Сорокин, прот., Исповедник, Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) / СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 688.
Ректоры
- Гавриил (Кременецкий) (20 сентября 1743 — 5 апреля 1748)
- Вениамин (Краснопевков-Румовский) (1770 — 17 января 1774)
- Вениамин (Багрянский) (июль 1782 — ок. кон. 1783)
- Амвросий (Орлин/Яковлев-Орлин) (1791 — 1792)
- Антоний (Знаменский) (7 апреля 1795 — 1797)
Далее до 1809 года см. список ректоров академии
- Анатолий (Максимович) (25 августа 1809 — 1812)
- Мефодий (Пишнячевский) (1812 — 1813)
- Иннокентий (Смирнов) (сентябрь 1813 — 1819)
- Иоанн (Доброзраков) (ноябрь 1824 — январь 1826)
- Антоний (Домкинский) (февраль 1826 — сентябрь 1827)
- Нафанаил (Павловский) (сентябрь 1827 — 8 сентября 1830)
- Макарий (Зимин) (1830 — 1838)
- Афанасий (Соколов) (7 марта 1838 — 25 июня 1841)
- Феогност (Лебедев) (24 июля 1841 — 1848)
- Христофор (Эммаусский) (21 октября 1848 — 8 февраля 1849)
- Иоанникий (Горский) (2 апреля 1850 — 15 апреля 1856)
- Нектарий (Надеждин) (2 апреля 1857 — 17 мая 1859)
- Леонтий (Лебединский) (17 мая 1859 — 1860)
- Платон (Троепольский) (21 марта 1860 — 1864)
- Палладий (Раев-Писарев) (2 декабря 1864 — 1866)
- Павел (Лебедев) (20 декабря 1866 — 1868)
- Хрисанф (Ретивцев) (8 января 1869 — 1874)
- Княжинский Василий Стахиевич (24 апреля 1875 — 2 января 1880)
- Николай (Налимов) (21 марта 1889 — 1890)
- Антоний (Храповицкий) (1890)
- Питирим (Окнов) (1 января 1891 — 17 июля 1894)
- Иннокентий (Фигуровский) (1894 — 1895)
- Павел (Поспелов) (14 июля 1895 — 21 ноября 1897)
- Мефодий (Великанов) (30 ноября 1897 — 31 июля 1899)
- Сергий (Тихомиров) (6 октября 1899 — 15 октября 1905)
- Вениамин (Казанский) (1905 — 1910)
- Василий Мартинсон (25 января 1910 — 1918)
1918 — 1946 — закрыта
- Исидор (Богоявленский) (1946 — 1947)
- Кирилл (Гундяев) (26 декабря 1974 — 26 декабря 1984)
- Мануил (Павлов) (1985 — 1986) и.о.
- Стойков Василий Иванович (1992 — 1993) и.о.
- Стойков Василий Иванович (1993 — 17 июля 1996)
- Константин (Горянов) (17 июля 1996 — 6 октября 2008)
- Амвросий (Ермаков) (6 октября 2008 — 14 июля 2018)
- Серафим (Амельченков) (14 июля 2018 — 9 июля 2019)
- Силуан (Никитин) (с 9 июля 2019)
Структура
Департаменты, институты и исследовательские центры как структурные единицы и отдельные лица включают:
- Открытый институт делового администрирования
- Открытый институт юриспруденции
- Открытый институт международных отношений
- Открытый институт государственного управления
- Открытый институт теологии (православное богословие)
- Открытый институт психологии
- Открытый институт юриспруденции
- Открытый институт делового администрирования
- Открытый институт иностранных языков
- Открытый институт информационных технологий
- Институт государственного управления
- Открытый институт экономики и финансов
- Открытый институт маркетинга и рекламы
Обучение ведется более чем по 150 профилям и направлениям бакалавриата, магистратуры и дополнительного профессионального образования.
История Славяно-греко-латинской академии в XVIII веке
Начало столетия ознаменовалось государственными преобразованиями Петра. Коснулись реформы и образовательной системы. В жизни академии начался качественно новый этап. Количество студентов увеличилось до 600 человек, прибавилось преподавателей, была расширена библиотека. В 1701 г. учреждению был присвоен статус государственной академии. Петр стал приглашать педагогов из Львова и Киева, поскольку они имели представление о системе западноевропейского образования. В качестве основного языка стал выступать латинский. Продолжительность обучения была установлена в 12-15 лет. Характер самого образовательного процесса стал приближаться к западноевропейской системе. Теперь академия выпускала не только богословов, но и медиков, переводчиков, госслужащих.
Литература[править | править код]
- Ковалев А. Историческое описание Ставрипигиального второклассного Заиконоспасского монастыря в Москве на Никольской улице / сост. Алексей Ковалев. — М., 1887. — 136 с.
- Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. — СПб.: Типо-литография М. П. Фроловой, 1899
- Воскресенский Г. А. Ломоносов и Московская славяно-греко-латинская академия. — М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1891.
- Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. М., 1891.
- Богданов А. П. Борьба за организацию славяно-греко-латинской академии // Советская педагогика. — 1989. — № 4. — С. 128—134
- Славяно-греко-латинская академия // Сафлор — Соан. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23).
- Флоровский А. Г. Латинские школы в России в эпоху Петра I. // Восемнадцатый век. — М.-Л., 1962. — Вып. 5. — 335 с.
- Клименко А. А. Заиконоспасский монастырь. Славяно-греко-латинская академия. Новые материалы // Охрана и реставрация памятников архитектуры. Опыт работы мастерской № 13. — М., 1981. — С. 44-53.
- Панибратцев А. В. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии. — М.: ИФРАН, 1997.
- Лихудовские чтения : материалы научной конференции «Первые Лихудовкие чтения» (Великий Новгород, 11-14 мая 1998 года) / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. — Великий Новгород: овГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. — 248 с.
- Рамазанова Д. Н. Богоявленская школа Лихудов — первый этап Славяно-греко-латинской Академии // Очерки феодальной России. Вып. 7. — М., 2002. — С. 211—237.
- Вознесенская И. А. Московская Славяно-греко-латинская академия в первой трети XVIII века. // Россия и Христианский Восток = La russie et l’orient chretien — Вып. 2-3. — М., 2004. — С. 518—523.
- Рамазанова Д. Н. Формирование учебной программы Славяно-греко-латинской академии / Джамиля Нуровна Рамазанова // Образ науки в университетском образовании : материалы XVII научной конференции (Москва, 27-29 января 2005 г.). — М., 2005. — С. 226—230.
- Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. – М. : Языки славянских культур, 2009. – 296 с.
- Родион (Ларионов), иеродиакон. Московская Академия на перепутье: от Лихудовской школы к «заведению латинских учений» (1694—1701) // Религиозное образование в России и Европе в XVII веке. — СПб., 2011. — С. 142—158.
- Вандулакис И. «Материалы для изучения курсов Лихудов по грамматике и логике в Славяно-греко-латинской Академии» // Россия и Христианский Восток. Вып. IV—V. — М., 2014. — С. 350—356.
- Стефаненко О. С. Роль Славяно-греко-латинской академии в истории российского образования. — М.: Перо, 2017. — 98 c.
Обучение
Курс начинали с подготовительного класса. Он именовался Русской школой. По его окончании учеников переводили. В следующем классе – Школе книжного греческого писания – они изучали латынь, славянскую и греческую грамоту. После этого студенты начинали изучение прочих предметов. На последнем курсе преподавали богословие, диалектику, риторику, физику. Братья Лихуды самостоятельно писали все учебники по предметам. За образец они принимали образовательные книги европейских университетов. В учебники были включены работы Демокрита, Аристотеля, Кампанеллы. Присутствовали в них примеры из богословских текстов и литературных произведений.
Дальнейшие изменения
Многие студенты не доучивались до высшего класса, а после первого же года обучения уходили в медицинские, инженерные, математические школы, поскольку знали латынь. Детей из бедных семей стали отсылать за границу. Там они обучались персидскому, турецкому, арабскому языкам, а также «литературным наукам», которые изучались в то время во Франции. Об академии стали говорить в Европе. С разрешения Синода, принятого в 1721 г., в учреждение начали принимать иностранцев. Их приравнивали к русским студентам.
В 1708 и 1710 гг. было издано 2 указа. Документы предписывали детям священнослужителей учиться в «латинских и греческих школах», и только по их окончании они могли рассчитывать на духовный чин. Однако молодые люди не проявляли энтузиазма в образовании. В этой связи с 1721 г. Синод стал требовать от священников расписки в том, что их дети окончат учебное заведение.
Академия не была популярна среди дворян, поскольку в ней было довольно много учеников из бедных семей. В 1729 г. половину студентов составляли дети солдат. Многим ученикам — выходцам из простого народа приходилось подрабатывать, чтобы обеспечить себя питанием. Такая же участь постигла и великого М. В. Ломоносова. В течение пяти лет он жил практически впроголодь, но обучение не бросил. После окончания обучения дети крестьян возвращались к своим помещикам. С 1277 г. простолюдинов перестали принимать в академию.