Мовная эра: как на украине реформируют образование
Содержание:
- Почему Украина воюет
- Высшее образование[править | править код]
- Какие изменения ждут среднюю школу.
- ТОЛЬКО ЦИФРЫ
- Оценка знаний[править | править код]
- Языки обучения
- Педагогов — на ковёр
- Оценка знаний
- Языки, используемые в учебных заведениях
- Различные формы образования
- Профессионально-техническое образование[править | править код]
- Школа в Польше: как проходит школьное образование?
- Последипломное образование[править | править код]
- Изменения в литературе
- Положение учителей
- Критика
Почему Украина воюет
Еще одно направление — усиление патриотического воспитания. Уроки истории при Порошенко претерпели серьезные изменения. Министерство образования поясняло, что реформы необходимы, чтобы «воссоздать историю страны без политических купюр и идейной ангажированности».
Отдельными темами для старшеклассников стали «Украинская революция 1917–1921 годов», «Советская оккупация», «Установление и утверждение советского тоталитарного режима (1921–1939 годов)». Школьники изучают «Агрессию и оккупацию Крыма Российской Федерацией», «Антитеррористическую операцию в Донбассе», победу Украины на конкурсе «Евровидение» в 2004 и 2016 годах.
Большое внимание также уделено изучению биографий деятелей, которые «способствовали развитию Украины», — Степана Бандеры, Романа Шухевича, Симона Петлюры, Евгения Коновальца. М4
М4
Фото: РИА Новости/Игорь Маслов
Националистический вектор не сильно изменился и на этом направлении. Среди последних инициатив — предложение Института нацпамяти (ИНП) обучать школьников декоммунизации. По словам главы ИНП Антона Дробовича, готовится два курса лекций. «Один разрабатываем совместно с героем Украины Владимиром Жемчуговым (украинский националист, совершил ряд диверсий на территории ЛНР). Он посвящен в целом теме войны — почему Украина воюет сейчас, почему на нас напала Россия, почему мы защищаемся. Второй блок вопросов касается прав человека, декоммунизации», — рассказал Дробович в недавнем интервью.
Высшее образование[править | править код]
Основная статья: Высшее образование на Украине
Высшее образование — уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определённой квалификации по итогам государственной аттестации.
Высшее образование осуществляется на базе полного общего среднего образования. В высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку младших специалистов, могут приниматься лица, имеющие базовое общее среднее образование.
Болонский процессправить | править код
В мае года Украина присоединилась к Болонскому процессу на Конференции министров европейских стран в Бергене. Как участница Болонского процесса Украина должна решить ряд первостепенных ключевых задач, предусматривающих введение к 2010 году стандартов, рекомендаций и основных инструментов Европейского пространства высшего образования: национальной рамки квалификаций, инновационной Европейской кредитно-трансферной системы, приложения к диплому европейского образца.
4 марта 2008 года в Брюсселе (Бельгия) Украина стала полноправным правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества (EQAR). Правительственными членами данного реестра стали 18 стран-участниц Болонского процесса.
Структураправить | править код
Высшими учебными заведениями являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и другие.
Для высших учебных заведений установлено четыре уровня аккредитации:
- Первый уровень — техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения;
- Второй уровень — колледж, другие приравненные к нему высшие учебные заведения;
- Третий и четвёртый уровни (в зависимости от последствий аккредитации) — консерватория, академия, институт, университет.
Образовательные уровни:
- начальный уровень (короткий цикл) высшего образования;
- первый (бакалаврский) уровень;
- второй (магистерский) уровень;
- третий (образовательно-научный / образовательно-творческий) уровень;
Образовательно-квалификационные уровни:
- младший бакалавр;
- бакалавр;
- магистр.
Какие изменения ждут среднюю школу.
Депутаты сделали первый шаг к введению в Украине 12-летней школы.
Рада приняла соответствующий законопроект в первом чтении.
Также в Украине может появиться институт образовательного омбудсмена.
У 12-летней школы есть, как критики, так и сторонники.
Корреспондент.net разбирался в образовательных инновациях.
Суть реформы
Законопроект предусматривает, что полное среднее образование будет длиться 12 лет и состоять из начального образования длительностью 4 года, базового среднего образования длительностью 5 лет, которое получается в гимназии, и профильного среднего образования длительностью 3 года, которое получается в лицее либо заведениях профессионального образования.
Обучение в школе дети могут начинать в 6 или 7 лет.
Профильное среднее образование (старшие классы) может быть двух направлений — общеобразовательным и профессиональным.
Общеобразовательное предусматривает углубленное изучение некоторых предметов с учетом потребностей и способностей ученика. Профессиональное образование предусматривает большую ориентированность учащегося на потребности рынка труда с учетом его способностей.
Обучение учащихся по программам 12-летней школы для начального образования начинается 1 сентября 2018 года, для базового среднего образования — 1 сентября 2022 года и для профильного среднего образования — 1 сентября 2018 года.
Зачем это нужно
Приоритетная задача реформы — усовершенствовать содержание образования.
«Дети должны получить в школе умения и компетентности XXI века, которые согласованы странами Европейского Союза и которые нужны современному украинцу. Это знание родного, государственного и двух иностранных языков, информационных технологий, умение критически мыслить, анализировать, работать в команде, иметь навыки финансовой грамотности и предпринимательства», — объясняет Лилия Гриневич.
В 136 странах учатся по 12 лет, в том числе в США, Великобритании и Франции.
Сколько это будет стоить
Согласно экспертному заключению Министерству образования на реализацию законопроекта необходимо предусмотреть дополнительное финансирование в размере 36 миллиардов гривен в 2017 году и 66 миллиардов гривен в 2018 году.
По расчетам Министерства финансов, для имплементации законопроекта нужно 44,1 миллиард и 55,3 миллиардов гривен в 2017 и 2018 годах соответственно.
Аргументы против
Большинство родителей высказываются против внедрения 12-летней школы из-за неконструктивной перегрузки детей.
По мнению критиков, достаточно убрать ненужные предметы, чтобы высвободить время для современных дисциплин.
Ни учебно-методическая, ни материальная база школ Украины пока не готова к переходу на 12-летний срок обучения, считает первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский.
Спиваковский также выразил убеждение, что нормы проекта закона об увеличении срока обучения в школе на один год не являются взвешенными.
«Концепция 12-летнего образования и сроки для ее внедрения, не являются достаточными. На сегодня выпускники наших школ получают достаточно знаний для того, чтобы вступать в высшие учебные заведения не только Украины, но и европейских стран, в частности Польши», — отмечает первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский.
Новый омбудсмен
Законопроект предусматривает также введение должности омбудсмена для обеспечения надлежащих условий реализации права на образование.
Образовательный омбудсмен назначается на должность Кабинетом министров сроком на 5 лет без права повторного переизбрания.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По словам директора экономических программ Центра Разумкова Василия Юрчишина, в то время как в Украине к среднему классу можно отнести не более 15-17% населения, в Европе он составляет не менее 60-70%.
Как правило, говоря о роли среднего класса, эксперты настаивают, что в развитых странах государство не может его игнорировать, поскольку он зачастую оказывается движущей силой гражданского общества.
Василий Юрчишин поясняет: составляя две трети общества, средний класс действительно способен влиять на многие процессы в стране – от потребительских настроений до избирательной системы.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Оценка знаний[править | править код]
Украинские вузы используют традиционную 4-балльную шкалу:
- «отлично»
- «хорошо»
- «удовлетворительно»
- «неудовлетворительно»
Начиная с 2006 года (и даже раньше в некоторых вузах) качество знаний студентов также оценивают по шкале от 0 до 100. Эти оценки могут быть преобразованы в 4-балльную шкалу следующим образом (эта система может немного отличаться в разных вузах):
- от 90 до 100 — «отлично»
- от 75 до 89 — «хорошо»
- от 55 до 74 — «удовлетворительно»
- от 0 до 54 — «неудовлетворительно»
В вузах используются обе эти шкалы оценок.
В средней школе также использовалась 5-балльная шкала до 2000 года. С 2000 года в среднем образовании используют 12-балльную шкалу.
- «12» = «5+»
- «11» = «5»
- «10» = «5-»
- «9» = «4+»
- «8» = «4»
- «7» = «4-»
- «6» = «3+»
- «5» = «3»
- «4» = «3-»
- «3» = «2+»
- «2» = «2»
- «1» = «2-»
Языки обучения
В 2017 году на Украине действовало более 15 тыс. школ. Подавляющее большинство — с украинским языком обучения. Только 735 школ были с обучением на языках национальных меньшинств:
- Русский — 581 школа;
- Румынский — 75 школ;
- Венгерский — 71 школа;
- Молдавский — 3 школы;
- Польский — 5 школ.
В этих 735 школах по состоянию на 2017 год обучались около 400 тыс. детей. По официальным данным украинских властей уровень владения украинским языком у выпускников этих школ невысок: в 2016 году более 60 % школьников из числа венгерского и румынского национальных меньшинств не смогли сдать экзамен по украинскому языку.
В сентябре 2017 года Президент Украины Петр Порошенко подписал закон, предусматривающий следующие изменения в сфере обучения на языках национальных меньшинств в школах:
- прекращение преподавания в школах на языках национальных меньшинств начиная с 5-го класса;
- с 2018 года прекращение издания учебников на русском языке;
- разрешено создавать отдельные классы с преподаванием на языках «коренных народов Украины» — крымчаков, крымских татар и караимов;
- разрешено преподавать один или несколько предметов в школах на языках Евросоюза.
Педагогов — на ковёр
«В этом году результаты очень слабые, что неприятно нас удивило, — сообщил RT источник в Министерстве образования Украины. — Большое количество учеников не смогли ответить даже на элементарные вопросы. Каждый седьмой ученик не знает родного языка».
По словам собеседника RT, министерство намерено обсудить эту проблему с областными, городскими и районными управлениями образований.
Однако, по мнению директора одной из киевских школ, вызов учителей на ковёр не решит проблему, с которой столкнулась система образования. По её словам, больше половины учителей в обычной украинской школе — пенсионного возраста, они не меняют методику обучения последние 15—20 лет.
«О внедрении новых технологий не идёт и речи: мел и доска — единственные инструменты учителя. С информатикой вообще проблемы, поскольку школьники чаще знают больше преподавателя. На уроках химии ученики пишут в тетрадях формулы и не проводят опыты. Где взять новых специалистов и деньги на модернизацию классов, никто не знает», — рассказала педагог в интервью RT.
Она добавила, что выпускники педагогических вузов не хотят работать в школе за зарплату 5—7 тыс. грн. в месяц (порядка $190—265), поскольку в большинстве киевских компаний новичкам готовы платить со старта 10 тыс. грн. ($380) в месяц.
Оценка знаний
Украинские вузы используют традиционную 4-балльную шкалу:
- «отлично»
- «хорошо»
- «удовлетворительно»
- «неудовлетворительно»
Начиная с 2006 года (и даже раньше в некоторых вузах) качество знаний студентов также оценивают по шкале от 0 до 100. Эти оценки могут быть преобразованы в 4-балльную шкалу следующим образом (эта система может немного отличаться в разных вузах):
- от 90 до 100 — «отлично»
- от 75 до 89 — «хорошо»
- от 55 до 74 — «удовлетворительно»
- от 0 до 54 — «неудовлетворительно»
В вузах используются обе эти шкалы оценок.
В средней школе также использовалась 5-балльная шкала до 2000 года. С 2000 года в среднем образовании используют 12-балльную шкалу.
- «12» = «5+»
- «11» = «5»
- «10» = «5-»
- «9» = «4+»
- «8» = «4»
- «7» = «4-»
- «6» = «3+»
- «5» = «3»
- «4» = «3-»
- «3» = «2+»
- «2» = «2»
- «1» = «2-»
Языки, используемые в учебных заведениях
С момента принятия года языком обучения в украинских школах является государственный язык, которым является украинский (национальным меньшинствам гарантируется право учиться в государственных образовательных учреждениях, в том числе их язык наряду с украинским).
В 2000/2001 учебном году 70% учащихся посещали школы с украинским языком обучения (именно там украинский язык является основным языком обучения), а 29% обучались в школах с русским языком обучения. В регионах, где проживают эти группы, есть школы с обучением на румынском , крымскотатарском , венгерском и польском языках . Исторически в Украине часто меняли язык обучения. Когда Украина была частью Российской империи , украинский язык был запрещен, и русский язык преобладал в элите, имевшей доступ к школам. Первоначальная политика большевиков поддерживала местные языки, и были открыты многие школы с украинским языком обучения с долгосрочной целью избавиться от неграмотности. С середины 1930-х до середины 1980-х годов политика советского правительства благоприятствовала русификации . В 1970-1980-е годы количество школ с русским языком обучения постоянно увеличивалось за счет школ с украинским языком обучения. После обретения Украиной независимости тенденция изменилась. Однако возобновление формального изучения украинского языка заняло больше времени, чем ожидалось. В некоторых школах, которые пытались перейти на украинский язык, часть или большая часть обучения все еще ведется на русском языке. В университетах есть похожие тенденции. В 1991/92 учебном году , по данным Центра Разумкова , 49% старшеклассников получали образование на украинском языке, а 50% — на русском.
Различные формы образования
Важным нововведением является легализация различных форм образования. В частности, закон устанавливает институциональную, индивидуальную и дуальную формы образования. Такие формы образования, как домашнее, сетевое, экстернатное становятся равными в юридическом плане с классическими институциональными формами.
Это новшество позволяет индивидуализировать учебный процесс. В условиях, когда государство неспособно обеспечить качественный уровень образования в институциональных рамках, оно даёт гражданам легальную альтернативу.
Вместе с тем, возможное уменьшение институциональных форм образования имеет и негативные последствия. Во-первых, граждане платят государству налоги, которые должны идти в т.ч. на образовательный процесс. В случае перехода на домашнее обучение, граждане очевидно не получат никаких налоговых льгот за недополученные услуги от государства.
Во-вторых, у государства появляется меньше стимулов повышать качество образования. Ведь существует риск, что более активные лица желающие индивидуализировать свою учёбу будут покидать государственные учебные заведения, а условные обыватели будут довольствоваться текущим невысоким уровнем образования. Уже сегодня в городских школах наметилась тенденция, что основную часть образовательных знаний ученики приобретают дома — работая самостоятельно, с репетиторами или родителями.
Помимо этого, появляется и новый уровень образования – профессиональное предвысшее образование. Предполагается, что получить образование этого уровня возможно будет одновременно с получением полного среднего образования.
По сути, предполагается профессиональная ориентация учеников уже в старших классах. Инициатива эта является полезной, поскольку даёт возможность подросткам получить представление о своей будущей профессии ещё до поступления в высшие учебные заведения. Однако возникает вопрос реализации этого полезного новшества. Без переподготовки учителей и преподавателей, корректировки образовательных программ и т.д. данное новшество так и останется на бумаге.
В тоже время ещё одним интересным нововведением является фактическая легализация репетиторства (Ст. 22.). Теперь физические лица-предприниматели (ФОП) могут оказывать образовательные услуги наравне с, собственно, образовательными учреждениями. В данный момент значительная часть учителей подрабатывает репетиторами. Данное новшество призвано легализовать их деятельность.
Следует учитывать, что легализация репетиторства может порождать коррупцию. В частности, учителя могут принуждать к, уже легализованным, дополнительным платным занятиям.
При этом в законе отсутствуют какие-либо нормы, которые бы стимулировали учителей получать легальный статус, а значит заниматься отчётностью и платить налоги. Так что, вероятно, это нововведение так и останется на бумаге.
Профессионально-техническое образование[править | править код]
Профессионально-техническое образование осуществляется на базе полного общего среднего образования или базового общего среднего образования с предоставлением возможности получать полное среднее образование.
В системе профессионально-технических учебных заведений осуществляется трёхуровневое профессиональное образование. Каждая степень обучения определяется теоретической и практической завершённостью и закрепляется присвоением выпускникам соответствующей квалификации. Выпускники низшей степени по собственному желанию могут продолжить обучение на высшей.
К профессионально-техническим учебным заведениям относятся:
- профессионально-техническое училище соответствующего профиля;
- профессиональное училище социальной реабилитации;
- высшее профессиональное училище;
- профессиональный лицей;
- профессиональный лицей соответствующего профиля;
- профессионально-художественное училище;
- художественное профессионально-техническое училище;
- высшее художественное профессионально-техническое училище;
- училище-агрофирма;
- высшее училище-агрофирма;
- училище-завод;
- центр профессионально-технического образования;
- центр профессионального образования;
- учебно-производственный центр;
- центр подготовки и переподготовки рабочих кадров;
- учебно-курсовой комбинат;
- учебный центр;
- другие типы учебных заведений, предоставляющих профессионально-техническое образование или осуществляющих профессионально-техническое обучение.
Подготовка рабочих в 930 государственных ПТУЗ в 2007—2008 учебном году осуществляется по 530 рабочим профессиям.
Существует также сеть профессионально-технических учебных заведений частной формы собственности, которые также находятся в сфере профессионально-технического образования и насчитывают 798 учебных заведений с контингентом 100 тыс. человек, которые получают профессиональную подготовку по 179 рабочим профессиям.
Средний показатель трудоустройства выпускников государственных ПТУЗ по полученной профессии по Украине в 2006—2007 учебном году составляет 86 %.
Школа в Польше: как проходит школьное образование?
Мы уже упомянули о двух обязательных этапах образования. Однако после szkoła podstawowa ученик вправе выбирать дальнейшее обучение. В целом, установлены следующие сроки:
- Нулевка – 1 год.
- Начальная школа – 8 лет.
- Далее на выбор: общеобразовательный лицей (liceum ogólnokształcące) или техникум (technikum). В первом случае будет получено полное среднее образование, во втором — еще и профессия. Срок обучения не менее 2 лет. Для поступления в вуз данный тип образования обязателен.
- Вуз. Обучение от 4 лет, за исключение случаев получения повторного образования.
Все система рассчитана на то, чтобы молодые люди к 22-23 годам имели возможность получения высшего образования. Данные возрастные критерии не являются обязательными, и начиная с техникума, поступать и обучаться могут иностранцы различных возрастов.
Последипломное образование[править | править код]
Последипломное образование — специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки лица путём углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков или получения иной профессии, специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта.
Последипломное образование создаёт условия для непрерывности и преемственности образования и включает:
- переподготовку — получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;
- специализацию — приобретение лицом способностей выполнять отдельные задачи и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности;
- расширение профиля (повышение квалификации) — приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задачи и обязанности в пределах специальности;
- стажировка — приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определённой специальности.
Изменения в литературе
В литературе, кстати, тоже произойдут обновления: в списки вошли имена современных, понятных детскому мозгу авторов. Будет достаточно много так называемых «семинаров», на которых малыши будут обсуждать свои чувства от прочитанного с учителем.
Смысловой анализ вообще станет одним из основных направленностей занятий. Даже малышам не будет советоваться понять, хороший герой или плохой – есть очень много оттенков цветов характера. Скорочтением заниматься тоже никто не станет – все потому, что темп чтения совсем не является приоритетом для школьников.
Другие изменения
Еще гораздо облегчится текст задач по математике. Иногда задания, данного в учебнике, не понимают даже сами родители.
В первом классе будут учить только числам от одного до ста, а таблицу умножения малыши вызубрят лишь во втором классе, и только до числа 5.
Положение учителей
Увеличение зарплаты учителям является одним из козырей нового закона об образовании. Речь идёт об установлении минимальной зарплаты учителя в 10 тыс. грн. В изначальном законопроекте речь шла о повышении зарплаты до двух минимальных зарплат (ок. 6 тыс. грн). Потом зарплата учителям при обсуждении в парламенте повышалась до 3 минималок (ок. 9,5 тыс. грн), а после доросла до 10 тыс. грн.
Помимо этого, оклад при получении каждой следующей квалификационной категории будет увеличиваться на 10%. Устанавливаются надбавки за выслугу лет: более 3-х лет – +10% оклада, более 10 лет – +20% к окладу, более 20 лет – +30% к окладу.
Ещё 20% добавят тем, кто добровольно прошёл сертификацию учителей.
Несомненно, повышение зарплат учителям до 10 тысяч грн. станет мощной поддержкой для этой традиционно социально незащищённой группы населения, а также повысит престиж профессии.
Однако это несомненно будет иметь и обратную сторону. По словам отдельных политиков, правительство может уволить 2/3 учителей для того, чтобы иметь возможность повысить зарплату остальным. Увольнение учителей является крайне вероятным последствием образовательной реформы. Вопрос не только в том, что на выполнение финансовых обязательств перед всеми учителями у правительства может попросту не хватить денег, но и в стимулировании индивидуальных форм образования. В этих условиях многие учителя действительно станут «лишними».
Разбирая повышение должностных окладов учителей, мы отметили 20% надбавку для добровольно прошедших сертификацию учителей. Это крайне полезная инициатива, потенциально способствующая повышению педагогического уровня учителей. Однако в данный момент в законодательстве отсутствуют механизмы реализации этого положения. Их ещё только предстоит создать правительству. Соответственно в данный момент независимая сертификация и сопутствующее этому повышение зарплат учителям остаётся не более чем благим намерением власти.
Критика
По словам Фрэнсис Кэрнкросс (апрель 2010 г.), «украинское образование слишком внутренне, коррумпировано и слишком бедно, чтобы делать хорошую работу». По словам Андерса Ослунда (в октябре 2012 г.) лучшими частями украинской системы образования являются базовое образование в области математики и естественных наук;
Украинский профессор О. Базалюк сообщает, что украинское образование дает студенту не более чем иллюзию обучения. В результате большинство украинских выпускников не обладают даже базовым уровнем профессиональных знаний при выходе из школы. Из-за крайне неэффективной образовательной политики украинского правительства и повсеместной коррупции повседневная жизнь общества существенно изменилась. К новым развитым качествам социальной трансформации относятся агрессия, грубость, нетерпимость, хвастовство, сдержанность и т. Д.
В 2013 году система образования также заняла третье место среди украинцев по количеству дающих взятки — 33%.