Пять удивительных проектов science art

Содержание:

Био-арт Сюзанны Анкер

Чашка Петри — стеклянная лабораторная емкость, названная так в честь своего изобретателя бактериолога Юлиуса Рихарда Петри. Чаша является не просто фундаментальным объектом лабораторных исследований в микробиологии, она стала настоящим культурным феноменом со времен ее изобретения в 1887 году.

Сюзана Анкер называет себя био-арт пионером, работая на стыке искусства и биологических наук. Используя чашу Петри, она изучает микро-ландшафты, сопоставляя микроскопические и макроскопические миры. Фотографии этих микро-ландшафтов предлагают зрителю топографический эффект вида сверху. Каждая конфигурация — не просто завораживающая картинка. Практика Сюзанны Анкер исследует тенденции изменения природы в 21 веке

Занимаясь генетикой, изменением климата, вымиранием видов и токсической деградацией, она обращает внимание на красоту жизни и «необходимость просвещенного мышления» о природе

Сюзанна Анкер работает в собственной лаборатории в Нью-Йорке, и помимо био-арта, в поле ее интересов входят цифровая скульптура, инсталляции, крупномасштабная фотография растений, выращенных под светодиодными лампами.

Особенности профессии

Science-художник должен обладать глубокими знаниями о сфере, в которой он работает, а также креативным мышлением и умением фантазировать, что позволит ему создавать версии альтернативной реальности. Проекты, разработанные художниками сайнс-арт, иллюстрируют взаимодействие науки, технологий, искусства. Яркий пример – молекулярная кухня, в которой переплетаются основы физики, химии и эстетики.

Сегодня эта профессия является новинкой для российского кадрового рынка, всего через несколько лет она станет чем-то обыденным. Художники, работающие в стиле science-art, смогут получать хороший доход только в том случае, если этой областью творчества заинтересуются крупные научно-технические корпорации. Вливание спонсорских средств вдохнет в science-art жизнь, иначе получить доход от продажи арт-объектов будет непросто.

Популяризация сайнс-арт связана с тем, что в будущем рабочие процессы будут максимально автоматизированы, на смену ручному труду придут машины, поэтому все большее и большее количество людей сможет посвятить свою жизнь творчеству. Уже сегодня эта область современного искусства серьезно воспринимается мировым сообществом. В некоторых отечественных и зарубежных учебных учреждениях открыты программы подготовки и экспериментальные проекты. Например, в Массачусетском технологическом институте, Политехническом музее.

Очень краткая история биоарта

Если в 1990-е современные художники активно осваивали интернет как новое пространство для художественного высказывания — искали уязвимости глобальной сети, устраивали интервенции в коде веб-страниц и грезили о горизонтальной коммуникации, — то в нулевые хайп по «внетелесной» реальности сменил интерес к живому. Точнее, пришло понимание, что виртуальный мир не альтернатива физическому, а его дополнение. С помощью новых технологий можно переосмыслить процессы жизни, старения и умирания и даже вырастить невероятные гибриды. Художники стали выходить из студий и примерять на себя роль исследователя, собирающего образцы биоматериала в поле и экспериментирующего с ними позже в лаборатории.

Обложка книги Art as We Don’t Know it. Erich Berger, Kasperi Mäki-Reinikka, Kira O’Reilly, Helena Sederholm (eds.) Publisher: Aalto ARTS Books

Как гласит история, сам термин «биоарт» впервые ввел бразилец Эдуардо Кац (не путать с Ороном Кацем, сооснователем австралийской лаборатории SymbioticA!) в 1997 году для описания своей работы «Капсула времени», в рамках которой художник вживил себе в руку микрочип.

Методика исцеления по Бахтыбеку Талкамбаеву

Исцеляющие картины от Бахтыбека Талкамбаева.

«Пусть рисует рука, а не ум!»

Уран. Исцеляющие картины от Бахтыбека Талкамбаева.

«чем мельче штрихи, закорючки, геометрические фигуры, тем тщательнее прорабатываются проблемы, тем качественнее меняется формула жизни»

Рисунки пациентов Бахтыбека Талкамбаева.


Рисунки пациентов Бахтыбека Талкамбаева.

«нормализовалось давление, исчезла усталость, ушел лишний вес, перестали беспокоить головные боли, поменялась реакция на негативные события, изменился психоэмоциональный фон, который позитивно повлиял на личную жизнь и другие сферы жизни, пришло душевное равновесие».

Недостатки профессии Science-художник

Художники часто вынуждены балансировать между собственным пониманием основной идеи произведения и желаниями заказчиков, имеющих кардинально противоположное суждение. Это противоречие в работе художника присутствует постоянно, нередко являясь причиной психологического дискомфорта, приводя к стрессам.

Так как профессии Science-художник как таковой еще нет, на сегодняшний день существуют определенные проблемы с получением образования. Скорее всего, получить диплом ВУЗа, в котором будет четко прописана специальность «Science-художник», невозможно будет еще не один десяток лет. А это говорит о том, что осваивать профессиональные навыки нужно самостоятельно, на что способен далеко не каждый.

Нельзя не сказать о том, что science art достаточно специфический вид искусства, не доступный для понимания большинства. Поэтому рассчитывать на всеобщее признание и появление толпы поклонников не стоит.

Последние статьи

  •   Прощание с Мальвиной: Что стало причиной преждевременного ухода актрисы одной роли Татьяны Проценко сегодня, 00:12
  •   Картины, по которым можно изучать историю Европы XVIII века: 800 виртуозных портретов дворян Антона Граффа 19.05.2021, 22:38
  •   Как бродячая кошка спасла от банкротства железнодорожную станцию и стала смотрителем 19.05.2021, 20:06
  •   Кто 150 лет назад постоил на Кавказе готическую лютеранская церковь, и Почему в эти краях поселились немцы 19.05.2021, 18:17
  •   Самые громкие скандалы, случившиеся во время съемок ставших популярными фильмов 19.05.2021, 16:55
  •   Как сложилась судьба внебрачной дочери Евгения Моргунова, и Почему актёра ненавидела её мама 19.05.2021, 13:59
  • +1   5 талантов и увлечений Кейт Миддлтон, о которых она предпочитает умалчивать 19.05.2021, 11:48
  •   Менса — общество умнейших людей планеты, попасть в которое может каждый 19.05.2021, 10:55
  •   Почему единственный российский актер, получивший приз в Каннах, работал таксистом: Константин Лавроненко 19.05.2021, 09:55
  • +1   Загородный особняк и квартира с видом на Кремль: В каких хоромах живет певица Надежда Бабкина 18.05.2021, 23:46

Все статьи

«Кентавр» Марион Лаваль-Жанте

Французская группа художников Art Oriente Objet призывает к тому, чтобы более ответственно относиться к растениям и животным, которых наши технологии инструментализируют. В рамках медицинского перформанса художница Марион Лаваль-Жанте в течение нескольких месяцев вводила себе в кровь иммуноглобулины крови лошади. Подобные опыты на людях в Западной Европе не проводятся, тогда как животные постоянно становятся объектами исследований и воздействий. Иммуноглобулины лошади образовали связь с белками человеческого тела, оказав влияние на работу организма.

По субъективным ощущениям художницы, она стала более чувствительной и восприимчивой благодаря изменениям в нервной системе. Какими будут долгосрочные последствия для организма Лаваль-Жанте, точно спрогнозировать нельзя. Тем не менее, данные, полученные в ходе акции-эксперимента могут помочь в лечении аутоиммунных заболеваний с использованием инородных иммуноглобулинов.

Лия Халлоран

В 18 веке французский астроном Шарль Мессье поставил своей задачей обнаружить одинокую блуждающую комету при помощи телескопа. В конце концов он собрал целый список галактик, скоплений и туманностей, превратившийся в настоящий научный каталог из 110 объектов

Лия Халлоран — художница из Лос-Анджелеса, — еще одна представительница спейс-арт. Она создала Deep Sky Companion — серию работ из 110 пар картин и фотографий объектов ночного неба, взятых из каталога Мессье.

Работы выполнены в двух техниках: синие чернила на черновой пленке и принты на фоточувствительной бумаге. Примечательна выставочная площадка для этих работ — это здание архитектора Тома Мейна для Центра астрономии и астрофизики Кэхилла при Калифорнийском технологическом институте. Наклонные потолки, ассиметричные плоскости стен оказались идеальной структурной планировкой для размещения работ, изобращающих аморфные космические тела.

«Эти работы посвящены открытию и всем вещам, которые мы находим, когда не ищем их», — написала художница в пресс-релизе к выставке.

Известные художники оп-арта

Имена самых известных художников оп-арта хорошо знакомы ценителям современного искусства. Наибольшее влияние на формирование и развитие течения оказали:

  • Виктор Вазарели. Французский художник венгерского происхождения. Долгое время экспериментировал с различными стилями: кубизмом, сюрреализмом, символизмом, футуризмом. В итоге, в конце 1940-х создал оп-арт и спустя 20 лет добился всемирной славы. Безоговорочно признается искусствоведами основоположником течения.
  • Бриджит Райли (Bridget Riley). Английская художница, дизайнер и сценограф. Во время обучения в школе искусств увлекалась пуантилизмом, затем нашла себя в оп-арте. В творчестве отдает предпочтение созданию крупноформатных работ, много экспериментирует с оттенками разных цветов.
  • Хесус Рафаэль Сото (Jesús Rafael Soto). Венесуэльский мастер живописи и скульптуры. Хорошо известен не только своими картинами, но и оригинальными трехмерными инсталляциями в стиле оп-арт. Автор большого числа оригинальных «Вибраций» — художественных композиций из качающихся прутьев.
  • Джетулио Альвиани (Getulio Alviani). Итальянский мастер оптико-кинетического искусства. Широко использовал при создании своих работ хромированные полированные поверхности. Знаменит также написанием книги о Джозефе Альберсе — выдающемся теоретике искусства и дизайнере.
  • Ричард Анушкевич (Richard Anuszkiewicz) — американский художник, сын польских эмигрантов. Помимо активной творческой деятельности многие годы преподавал теорию искусства в престижных университетах США.

Обучение на science-художника

В перспективе будут созданы арт-вузы или открыты профильные факультеты, где будущие science-художники начнут изучать творчество в разных его проявлениях. На сегодняшний день программ открыто мало, большинство из них – экспериментальные. Если вы хотите освоить эту профессию, но не планируете обучаться за рубежом, то на первых порах можете выбрать следующие направления подготовки, так или иначе связанные с искусством:

  • «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (код: 54.02.02),
  • «Технология художественной обработки металлов» (код: 29.03.04) и иные.

Эту сферу могут выбрать как практикующие эксперты в сфере искусства, так и люди иных научных профессий: микробиологи, биохимики, нейрохирурги и другие.

Необходимо постоянно отслеживать программы подготовки. Например, в 2018 году Московский Политех приглашал учеников в школу-интенсив Science-Art. В течение 5 дней школьники узнавали больше о робототехнике, инновационных технологиях, а также посещали мастер-классы и лекции, проводимые известными искусствоведами.

Кто может заниматься сайнс-артом?

Чтобы заниматься сайнс-артом, не нужно быть учёным, иметь специальное образование или работать в лаборатории. Часто художники экспериментируют самостоятельно, внедряя в творчество инновации. Многие обращаются за помощью к экспертам, чтобы воплотить идею в жизнь максимально профессионально. Например, известная художница Марина Абрамович, готовясь к легендарному перформансу «В присутствии художника», сотрудничала с нейробиологами, чтобы понять, как на работу мозга влияет длительный зрительный контакт. Вторая часть перформанса на грани науки и искусства прошла в 2011 году в центре Garage. Новое произведение называлось «Измеряя магию взгляда». Мозговую деятельность двух людей, смотрящих друг другу в глаза, фиксировали с помощью энцефалографов. Эксперимент натолкнул нейробиологов на дальнейшие исследования, так как обычно люди смотрят друг другу в глаза не дольше семи секунд, а деятельность мозга человека, который выдерживает длительный зрительный контакт, мало изучена.

Где можно получить профессию Science-художник?

Для тех, кто решил попробовать свои силы, совмещая творчество с научными знаниями, полезно познакомиться, прежде всего, с программами обучения в государственных высших учебных заведениях, где гарантируется государственная поддержка.

Прежде всего, обратите внимание на программу обучения прикладной информатике в области искусств и гуманитарных наук в Санкт-Петербургском государственном университете. В этом же учебном заведении можно параллельно изучить смежные программы, имеющие отношение к профессии художника и к прикладному искусству в стиле science art

Расширить представление об избранной профессии поможет спецпроект: Polytech. Science. Art: Наука. Искусство. Технологии.

Получить высшее образование по смежным специальностям, которые можно рассматривать в качестве базовых, будущие сайнс-художники могут в таких ВУЗах России, как:

  • Московский педагогический государственный университет готовит специалистов и бакалавров по таким специальностям, как Изобразительное искусство, Дизайн, Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
  • Новосибирский государственный технический университет заинтересует абитуриентов, желающих обучаться профессии художника, программой Технология художественной обработки металлов. Кстати, конкурс в ВУЗе сибирской столицы невысок, а профессия, полученная в нем, пригодится всегда, даже в моменты творческого кризиса.
  • Тихоокеанский государственный университет готовит специалистов и бакалавров по 224 программам, среди которых многие могут представлять интерес для молодых художников, а наличие около 50% бюджетных мест и невысокая стоимость обучения на платной основе – привлекательный бонус.
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина также предлагает ряд интересных программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Источники изображений: muslimmatters.org, mkweb.bcgsc.ca, inboundmarketingagents.com, naked-science.ru

Особый мир людей с неизлечимыми болезнями

Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).


Moses Brown за работой. Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).


Thanh-Diep за работой. Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).


Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).


Vincent-Jackson. Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).


Рисунок Vincent-Jacksonа.


Рисунок Vincentа Jacksonа.


Рисунок Daniel Michiels.


Рисунок Daniel Michiels.

картины в целом обладают исцеляющей биоэнергетикой

Ещё несколько арт-проектов

  • Португальский биолог и художница Марта де Менезес меняет рисунки на крыльях бабочек и создаёт скульптуры из белков.
  • Джо Дэвис получил приз фестиваля Ars Electronica за «Бактериальное радио»— радиоприемник из колонии мирооорганизмов, и, как Кац, закодировал строки текста в геном бактерий, только в его случае это была поэзия Гёте. 
  • Миколь Ассаель с помощью каскадного высоковольтного генератора, трансформатора и медные пластин создал пространство «Уроки Чижевского», в котором при любых прикосновениях возникают разряды. 
  • Дэвид Боуэн научил мух рисовать с помощью руки-манипулятора. 
  • В проекте «Мидас» Пола Томаса датчик с золотым покрытием и атомно-силовой микроскоп позволяют клеткам человеческой кожи «звучать» и генерировать образы. 

Эдуардо Кац и тайны генома

О проектах этого художника мы уже писали на Newtonew. Основной предмет интереса Каца — генетическая структура организмов и возможность переписать текст нашей ДНК. В рамках проекта Genesis он с помощью нуклеотидов записал в геноме батерии текст. Нельзя сказать, что подобная процедура по коррекции генома уникальна. Однако Кац использовал строки из Библии: «И да владычествует человек над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле», что стало не только наглядной демонстрацией того, как работает принцип, но и поводом для дискуссий.

Кроме того, Эдуардо Кац вырастил растение с генами человека (алая петуния с генетической последовательностью из иммунной системы самого Каца) и создал светящегося в ультрафиолете биолюминисцентного кролика Альбу. Подробнее узнать об этих и других работах художника можно на его сайте. 

Художники и учёные меняются ролями?

Со временем синтез науки и искусства обретает всё более необычные формы. Художники вдохновляются технологическими новинками и научными открытиями. В то же время учёные черпают вдохновение в творчестве. Например, бактериолог и нобелевский лауреат Александр Флеминг в свободное от исследований время увлекался живописью. В 1920-х годах он рисовал эскизы, используя вместо красок разноцветные грибы и бактерии. Флеминг заметил, что грибы на бумаге создают вокруг себя безопасную область, куда не заходят бактерии. Именно эти наблюдения впоследствии помогли учёному открыть антибиотики.

Во второй половине XX века в искусстве появляются такие направления как Science art и биоарт, которые активно развиваются по сей день.

Биоарт и сайнс-арт – одно и то же?

Похоже на то, но не совсем. Биоарт – это более узкое направление, скорее составная часть сайнс-арта, чем отдельное течение. Это искусство, которое сосредоточено на работе именно с живыми организмами, бактериями и тканями. Порой сам художник становится объектом художественно-научного исследования. Например, киприото-австралийский художник-акционист Стеларк начал работать в направлении биоарта. В 2015 году он вживил себе в руку ухо, с помощью которого другие люди могут слышать звуки через Wi-Fi.

Биоарт и сайнс-арт вызывают интерес и у людей искусства, и у научного сообщества. Например, Принстонский университет проводит конкурс Art of Science для молодых учёных, которые создали красивую и точную визуализацию какого-то биологического процесса.

Современные тенденции

На сегодняшний день очень чётко прослеживается тенденция к усиленному использованию арт-активизма. Такой формат завоёвывает свою популярность не только в мировом масштабе, но и в отдельных странах, и Россия не исключение. Эта популярность возрастает благодаря распространению идей открытости, доступности и понятности арт-активизма.

Также благотворной почвой является возрастающее общественно-политическое напряжение в мире, влияющее на общественное мнение и социальные движения. Гражданское общество может использовать арт-активизм как средство выражения своего недовольства, мнений или стремления изменить ситуацию в мире.

Какими личностными качествами должен обладать Science-художник?

Всякое произведение искусства, как и научное открытие, всегда – озарение, которое доступно даже не каждому талантливому человеку; это – воля случая, которого может и не быть. Леонардо да Винчи был близок к открытиям, но мир запомнил его как великого создателя «Джаконды». Мечтатель Жюль Верн вошел в историю великим писателем-фантастом, а подводные лодки придумали другие люди. Циолковский вошел в энциклопедию, как ученый, совершивший настолько великое открытие, что его фантастические романы остались в тени его же научной славы.

Художник, избравший новаторство, как основу своего творчества, и желающий опередить время, должен обладать силой воли, способностью стойко переносить трудности и находить применение своему таланту в повседневной жизни.

Кроме того, чтобы добиться хотя бы каких-то успехов в сайнс-арте, необходимо обладать такими личностными качествами, как:

  • яркое воображение;
  • межотраслевая коммуникация;
  • способность выходить за пределы возможностей науки;
  • креативность;
  • коммуникабельность;
  • способность видеть и создавать альтернативные версии реальности;
  • художественное мышление;
  • неординарность.

WE=LINK: TEN EASY PIECES

Данный проект стартовал 30 марта и был организован Chronus Art Center, первой некоммерческой организацией в Китае, занимающейся исследованиями медийного искусства в целом.

Онлайн-экспозиция состоит из десяти разных произведений. Среди них можно отметить evasive.tech Рафаэля Бастида – серию работ, созданных во время изоляции дома. Посетитель оказывается в среде, созданной самим сетевым пространством, которое населяют его создания. Работа представляет собой дневник, который главный герой писал в течение 35 дней с 17 марта, где он описывает произошедшее за это время, а зритель может наблюдать и взаимодействовать с разнообразными проявлениями странного сетевого измерения.

Также в ходе выставки можно задать любой беспокоящий вопрос знающему все о пандемии Доктору Короне или стать гражданином нет-арт государства eGoverment.

evasive.tech. Рафаэль Бастид. 2020

Краткое описание

Арт-объекты, выполненные в стиле сайнс-арт, позволяют взглянуть на науку по-новому. Креативная составляющая делает такие произведения более понятными и интересными как для обычного человека, так и для представителя научной среды. Эксперты рекомендуют преподавать эту область современного искусства на всех факультетах, где изучают точные науки, естественнонаучные дисциплины. В профессии успешно сочетается творческое начало и узкие знания. Например, science-художником может стать биолог, физик или нейрохирург, способный найти в своей деятельности оттенки творчества.

История оп-арта

История оп-арта берет свое начало с исследований ученых в сфере особенностей человеческого зрения. В 1889 году профессор Томпсон (Thompson) опубликовал статью в научном журнале об оптических иллюзиях, в которой с помощью нарисованных черно-белых концентрических кругов наглядно продемонстрировал эффекты движения визуальных образов.

В искусстве попытки создания оптических иллюзий часто предпринимали представители разных авангардистских течений:

  • кубизма;
  • дадаизма;
  • кинетизма.

Огромное влияние на формирование оп-арта оказали идеи художественного объединения Баухаус.

Основоположник нового течения Виктор Вазарели (Victor Vasarely) в конце 20-х годов прошлого столетия окончил в немецком городе Дессау Высшую школу строительства и художественного конструирования Баухаус. Там он увлекся новаторскими архитектурными и дизайнерскими идеями, а позже много экспериментировал с иллюзорными образами.

В 1955 году Вазарели опубликовал «Жёлтый манифест», который стал программным документом нового течения. Тогда же в парижской галерее Дениз Рене (Denis Rene) состоялся первый показ работ художника.

Всемирного признания оп-арт добился на американской выставке «The Responsive Eye» в Нью-Йорке в 1965 году. На этом мероприятии публика восторженно приняла работы Вазарели, у него появились новые единомышленники.

С этого времени оп-арт становится неотъемлемой частью современного абстрактного искусства. Работы художников постоянно экспонируются на выставках, возникает множество творческих объединений приверженцев этого течения.

Интерес к оптическим иллюзиям не пропадает и в наши дни. Идеи оп-арта не только успешно развиваются в живописи, но и нередко используются в архитектурном дизайне. Оригинальные визуальные головоломки давно стали частью оформления интерьера современных офисов и домов мировых знаменитостей.

Как взаимодействуют наука и искусство?

Эти, на первый взгляд, противоположные сферы всегда были основными двигателями культуры, служили источниками вдохновения и творчества. Греческий корень «techne», от которого образованы слова техника и технология, применялся в Древней Греции и к художественной, и к научной деятельности. Искусство и наука – две грани познания мира и воплощения в жизнь самых смелых идей. Первопроходцем, воплотившем в творчестве научные идеи, по праву называют Леонардо да Винчи. Изучение анатомии и физиологии помогло художнику максимально реалистично изобразить пропорции человеческого тела. Подобная интеграция вообще была присуща эпохе Возрождения.

Экспонаты выставки «Код науки и искусства»: скульпторы вдохновлялись работами Леонардо да Винчи / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Black Room

Произведение Кэсси Маккуотер представляет собой видеоигру. Протагонист пытается уснуть и предпринимает попытки сделать это с помощью медитаций. Таким образом, зритель становится гостем лабиринта сознания героини, где по мере погружения в более и более глубокий сон фантазия берет свое и влияет на архитектуру сознания. В ваших руках находится управление пространством – при расширении или сужении окна браузера появляются новые подсказки и в целом все то, что скрыто от невнимательных глаз. Эстетика пространства вдохновлена не только использованием gif-изображений и элементов HTML, но и, как говорит сама художница, ночными играми с бабушкой в The Legend of Zelda.

Black Room. Кэсси Маккуотер. 2019

Преимущества профессии Science-художник

Талант – всегда преимущество. А наиболее талантливые представители этой профессии со временем могут не только достичь мировой известности, но и обрести материальную стабильность.

Поскольку работа в направлении Science предполагает синтез науки и искусства, научный сотрудник сможет реализовать свою творческую натуру, а художник – удовлетворить свою тягу к науке и познанию чего-то нового.

Ожидается, что в будущем сайнс-художники будут очень востребованы. Скорее всего, им будет отводиться роль «кризисных исследователей», которые в своих работах будут выявлять неочевидности по применению науки и инновационных технических возможностей.

Что такое Science art?

Science art (сайнс-арт – научное искусство или искусство исследования) – искусство, которое использует не только традиционные выразительные, но и исследовательские, научные методы. Сайнс-арт пытается объяснить мироустройство и сформировать общественные представления о нём. Произведения, созданные в рамках сайнс-арт, – это симбиоз научного и художественного исследования в самых разных сферах: от социологии до химии.

Родоначальником сайнс-арт считают Джо Дэвиса, сотрудника Массачусетского технологического института и генетической лаборатории Джорджа Чёрча в Гарварде. В 1986 году он начал работать над проектом Microvenus, вдохновившись работой астрофизика NASA Карла Сагана. Исследователь взял на себя роль художника и впервые в мире ввёл закодированную информацию в живые организмы в форме синтетической ДНК.

Экспонаты выставки «Код науки и искусства» / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Рука, экзоскелет и ухо Стеларка

Стеларк — живая легенда робо-арта и трансгуманизма, почётный профессор искусства и робототехники Университета Карнеги-Меллона. Ещё в 80-х годах он сконструировал себе третью руку, управляемую мышцами ног и живота. В 1995-ом году в рамках одного из перформансов Стеларк подключил электроды к собственным мышцам, а пользователи из разных городов могли приводить его тело в движение. Можно сказать, что это была интернет-версия . В другой раз он подключил к себе систему пингования, задействуя глобальные серверы — на активность сети тело Стеларка откликалось непроизвольными подёргиваниями конечностей. 

Художник снял с помощью микрокамер несколько фильмов о том, что происходит внутри его тела, сконструировал экзоскелет, похожий на паука, и вживил себе под кожу биополимерное ухо, дополненное микрофоном, что позволяет другим людям слышать то же, что слышит он — таким образом, обычная приватность органов чувств нарушена. В будущем, как предполагает Стеларк, мы сможем пользоваться чужими органами чувств для получения разнообразных ощущений: «Представьте себе сенсорный опыт, который не привязан ни к какой географической местности, не ограничен границами или органами чувств конкретного тела». 

Бодимодификация призывает задуматься о пресмотре традиционных представлений о телесности, общественном и частном. Возможно, в символическом плане многие из нас делают примерно то же самое, рассказывая миру о своих завтраках с помощью Instagram и Periscope — пару десятилетий назад это показалось бы таким же шокирующим, как ухо на руке.

Даниэль Зеллер и спутник Сатурна

Даниэль Зеллер — иллюстратор и художник из Нью-Йорка, представитель space-art, ответвления сайнс-арт, изучающего и интерпретирующего космические снимки и объекты. В 2006 году он представил свое произведение «Титан» (бумага, тушь), в основу которого легли снимки самого крупного спутника Сатурна, Титана, с космического корабля «Кассини». «Кассини» вышел на орбиту Сатурна в июле 2004 года после семилетнего полета. Затем он начал четырехлетнюю миссию, которая включила в себя более 70 орбит вокруг окольцованной планеты и ее спутников.

Сложная природа Титана привлекла Зеллера: у него есть атмосфера, пустыни и моря. Исследовательский зонд сгенерировал так много интересного исходного материала, что художнику было трудно выбрать какую-то одну фотографию. В итоге Зеллер выбрал одну, наиболее интригующую на его взгляд. Работа «Титан» напоминает одновременно микроскопические виды сложных клеточных структур и макроскопические перспективы спутниковых панорам.

«Моя работа — скромная дань уважения нашим ближайшим соседям — когда-то таким далеким, а теперь ставшим немного ближе; и посвящение всему тому, что нам еще предстоит открыть», — говорит Зеллер.

Миссия космического корабля «Кассини» длилась в совокупности 20 лет и закончилась в сентябре 2017 года, когда он врезался в Сатурн.

За кем следить в России

  • Программа Политехнического музея «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии», цель которой — налаживание взаимоотношений науки и медиаискусства, создание и курирование проектов, связанных с сайнс-артом.
  • Laboratoria — некоммерческий исследовательский центр с выставочной площадкой, который занимается междисциплинарным взаимодействием современного искусства и науки.
  • Проекты Дмитрия Булатова, одного из самых заметных исследователей «искусства будущего» в России: под его редакцией вышла на русском языке антология сайнс-арта. Издание называется «Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии» и состоит из двух томов: «Практика» и «Теория».

Кто такой Science-художник?

Science-художник – как утверждают наиболее прогрессивные творцы, профессия будущего. Следуя этой логике, такой специальности пока не существует, и когда именно она появится как «официальная» профессия – неизвестно (по некоторым прогнозам в России эта профессия появится к 2020 году).

Термин science art означает «научное искусство», что прямо указывает на воплощение научных истин посредством изобразительного искусства. Профессия Science-художник появилась на Западе, где многие люди уверены, что у науки и искусства есть нечто общее, позволяющее им взаимно подпитываться идеями: оба эти направления находятся в постоянном динамическом движении, чтобы соответствовать духу времени, запросам общества и техническому прогрессу.

Примеров такого взаимодействия немало:

Жюль Верн, будучи художником слова, подробно описал в своем романе подводную лодку задолго до ее появления. Великий Леонардо да Винчи, работая над картинами, подаренными человечеству в память об эпохе Возрождения, параллельно пытался изобрести велосипед, робота, танк. Сэмюэл Морзе придумал морскую азбуку, но мало кто знает о том, что он был профессором живописи. К.Э. Циолковский – основоположник современной космонавтики, мечтая в своих научно-фантастических романах, указал миру космический путь развития.

Science-Art – своего рода авангардизм двадцать первого столетия, а Science-художник, соответственно – человек, который работает в этом направлении, и его задача состоит, прежде всего, в изображении и отражении окружающей действительности, в умении вызвать яркие эмоции, в способности заставить зрителя проявить свое отношение к происходящему и задуматься о роли науки и технологий, а также о грядущих изменениях в развитии цивилизации.

Четко определить круг обязанностей для людей творческих профессий – сложная задача, так как рабочим процессом художника руководит его талант и вдохновение. Но, все же, работая в любой отрасли прикладного искусства, художник, как все, обязан соблюдать трудовую дисциплину – такова проза жизни.

К должностным обязанностям Science-художника также можно отнести обязательное стремление к творческому и профессиональному росту, желание постоянно обучаться и добиваться всестороннего духовного и интеллектуального развития. Кроме того, художник должен обладать талантом психолога, чтобы понимать запросы общества и непосредственных заказчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector