Самые правильные вузы для изучения клинической психологии

Содержание:

Нужно ли психологу высшее образование?

Для того, чтобы понять, где лучше учиться на психолога, нужно для начала определиться, для чего вы идете учиться. Если вас интересует психология как наука, то безусловно нужно поступать в вуз , проучиться 4 или 6 лет и получить диплом бакалавра или магистра психологии.

Про психотерапевтов разговор отдельный, так как это медицинская специальность и прежде, чем приступить к изучению психотерапии, нужно получить высшее медицинское образование и уже потом учиться на психотерапевта. Это долгий путь.

А для того, чтобы работать практическим психологом, высшее образование совершенно не нужно вопреки распространенным заблуждениям. Нужно обязательно пройти курсы профессиональной переподготовки на практического психолога и получить диплом с присвоенной квалификацией, который дает право работы по специальности.

В зависимости от образовательного учреждения обучение может длиться от нескольких месяцев до двух лет.  А параллельно или после курсов переподготовки нужно выбрать себе модальность, которая вам больше нравится и начать обучаться на специальных курсах по определенным программам. Это может быть психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапия, психокатализ и многое другое.

МГППУ

Это не медицинский вуз – он был основан по инициативе Департамента образования г. Москвы в 1996 году, и направлен, в первую очередь, на удовлетворение потребностей социальной сферы города.

Из 13 факультетов МГППУ пять связаны с психологией, причем с клинической психологией – два из них (это Факультет клинической и специальной психологии, и Факультет консультативной и клинической психологии). Программа обучения основана на авторских разработках преподавателей и профессоров факультета, многие из которых являются известными специалистами в области психологии. Подготовка в этом вузе рассчитана на работу в широкой области сфер: от медицинских учреждений до бизнеса.

Преподавательский состав МГППУ включает в себя таких профессоров, как Наталия Авдеева, Сергей Артеменков, Татьяна Басилова, Ирина Бурлакова и других. Выпускники вуза работают в центрах психологической помощи, больницах, научно-практических центрах, школах, реабилитационных центрах.

РГГУ – Российский государственный гуманитарный университет (ЦАО)

Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ – одно из ведущих научных и образовательных учреждений России. Тесные связи объединяют институт со старейшими научными школами таких выдающихся психологов как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Г.М. Андреева, М.Г. Ярошевский.

Принципы подготовки психологов в РГГУ основаны на идеях Льва Семеновича Выготского —
одного из наиболее выдающихся выпускников Народного университета Шанявского, с которого ведет историю наш университет. Вас ждет увлекательное обучение, сочетающее в себе три элемента – классическое гуманитарное образование, фундаментальный научный подход и разностороннюю практическую составляющую. Студенты-психологи выпускаются из РГГУ квалифицированными, подготовленными специалистами, отвечающими всем требованиям современности. Подготовку по направлению «Психология» в университете осуществляет Институт психологии им. Л.С. Выготского.

Обучаясь в РГГУ, вы сможете:

  • овладеть не только теоретической, но и практической подготовкой
  • непосредственно взаимодействовать с классиками психологической науки
  • принимать участие в Международных чтениях памяти Л.С. Выготского
  • не только участвовать в творческих проектах Института психологии, но и разрабатывать, предлагать собственные

Правила приема

По состоянию на февраль 2019 года подавать документы абитуриент может одновременно в 5 различных вузов на 3 специальности в каждом. Пока Минобрнауки не внесло изменений в этот порядок, хотя не исключено, что в скором времени количество высших учебных заведений, в которые можно одновременно подавать заявления, сократится.

Документы можно подавать как при личном посещении приемной комиссии выбранного вуза, так и высылать электронной почтой в адрес учебного заведения.

Для поступления в любой психологический университет понадобятся результаты ЕГЭ по следующим дисциплинам:

  • математика (база или профиль – надо уточнять на сайте конкретного вуза);
  • русский язык;
  • биология;
  • обществознание;
  • иностранный язык.

Каждый отдельный психологический институт выбирает свои три (или все четыре) дисциплины в любой комбинации. Ряд вузов проводит дополнительные внутренние испытания для абитуриентов, например, МГУ имени Ломоносова – письменный экзамен по обществознанию. Перечень предметов для поступления обязательно надо уточнять на сайте конкретного университета – он публикуется не позже 1 октября года, предшествующего началу приемной кампании, чтобы абитуриенты могли определиться с выбором дисциплин для ЕГЭ.

РГПУ имени А.И. Герцена

Этот вуз был основан в Санкт-Петербурге в 1797 году и считается одним из лидирующих педагогических высших учебных заведений в нашей стране. Он известен также большим количеством фундаментальных и прикладных исследований, которые проводятся в рамках нескольких десятков научных школ.

Научная школа, сформировавшаяся на базе Кафедры клинической психологии и психологической помощи, специализируется на методологии клинико-психологических исследований и решении практических задач, причем усиленное внимание уделяется изучению адаптации человека к любым нестандартным условиям жизнедеятельности. Будущих клинических психологов учат оказывать людям специализированную психологическую помощь, участвовать в реабилитации пациентов с психическими расстройствами, корректировать нарушения психического развития

В учебной деятельности участвуют такие высококвалифицированные специалисты, как Анатолий Алехин, Елена Вакнин, Людмила Ватаева и другие. Выпускники факультета работают в учреждениях здравоохранения, образования, в силовых структурах, центрах социальной защиты населения.

РНИМУ имени Н.И. Пирогова

Это один из крупнейших медицинских вузов не только нашей страны, но и всей Европы. Расположенный в Москве, он включает в себя 135 учебных кафедр, а количество студентов, проходящих обучение в РНИМУ им. Пирогова одновременно, превышает 9000 человек. Преподавателей здесь тоже очень много: более 1200 только в штате.

Кафедра клинической психологии здесь относится к Психолого-социальному факультету и появилась, как и в большинстве вузов, не так давно: в 2003 году.  Специалистов на этой кафедре обучают по трем основным направлениям: клинико-психологическая помощь семье и ребенку; диагностика и психотерапия в рамках патопсихологии; нейропсихологическая реабилитация и обучение, направленное на коррекцию и развитие психических функций. На кафедре также ведется научно-исследовательская деятельность и проводится обучение аспирантов.

В РНИМУ им. Пирогова преподают такие опытные профессора, как Вадим Негребецкий, Александр Сабельников, Павел Сутягин, Марина Костюченко и многие другие. Здесь учились Леонид Рошаль, Вера Сидельникова, Николай Анисимов, Галина Чекарева и т.д.

ПСПбГМУ имени И.П. Павлова

Это еще один из старейших медицинских вузов в нашей стране, но расположенный в Санкт-Петербурге. ПСПбГМУ им. Павлова является федеральным вузом Минздрава РФ. Основан он был в 1897 году и тоже многократно менял свои названия.

При обучении клинических психологов больше внимание уделяется преподаванию патофизиологии высшей нервной деятельности, нейрофизиологии. Профессиональная подготовка по этим и другим дисциплинам, связанным с психиатрией, выполняется на базе кафедры психиатрии и наркологии

Участие в учебном процессе принимают как собственные специалисты, так и ведущие доктора наук из НИИ и других учебных учреждений.

Медицинским дисциплинам в ПСПбГМУ им. Павлова посвящены первые три года учебной программы. Помимо предметов, непосредственно связанных с деятельностью клинических психологов, студенты изучает также акушерство и гинекологию, дерматовенерологию и др. И лишь на последних курсах они углубляются в изучение психологических дисциплин.

В числе преподавательского состава этого вуза – такие известные профессора, как Николай Яицкий, Александр Замалеев, Михаил Галагудза и другие. В нем учились Николай Аничков, Александр Арьев, Наталья Бехтерева, Владимир Крылов и прочие известные специалисты.

Список вузов России со специальностью «психология»

Всего в стране насчитывается 445 учебных заведений, обучающих по специальности «психология». Эту профессию можно получить практически в любом университете страны.

Сравнительно недавно психологическое направление обучения было представлено в основном в педагогических вузах всех субъектов страны, но после массовых реорганизаций местные институты почти везде вошли в составы региональных университетов, поэтому стать психологом можно, окончив преимущественно профильный факультет одного из таких укрупненных вузов. Как вариант для поступления, конечно же, можно рассмотреть учебные заведения, над которыми практически не властны ни время, ни реформы:

  1. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет.
  3. Первый Московский государственный медуниверситет им. И. М. Сеченова.
  4. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя.
  5. Российский государственный гуманитарный университет.
  6. Московский государственный лингвистический университет.
  7. Московский городской педагогический университет.
  8. Московский государственный психолого-педагогический университет.
  9. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  10. Военный университет Минобороны РФ.
  11. Российский государственный социальный университет.
  12. Российский национальный исследовательский медуниверситет им. Н. И. Пирогова.

Как альтернативу можно рассмотреть более молодые, но не менее авторитетные институты психологии с мировыми именами, например:

  1. ГАУГН – Государственный академический университет гуманитарных наук. Его факультет психологии ведет подготовку на базе и силами Института психологии РАН. В составе вуза 6 кафедр: общей, социальной, инженерной и экспериментальной психологии, психофизиологии, психодиагностики и психологии личности. Создан в 1994 г.
  2. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, основанный в 1992 году. Это единственный в Северной столице узкопрофильный государственный вуз.
  3. Восточно-Европейский институт психоанализа (ВЕИП) – учрежден в 1991 году, но уже стал одним из признанных лидеров подготовки психотерапевтов, психоаналитиков и практических психологов. Вуз частный, но аккредитован Российской психотерапевтической ассоциацией (СПб), Американской национальной ассоциацией по аккредитации в психоанализе, Профессиональной психотерапевтической лигой (Москва), Европейской ассоциацией психотерапии (Австрия). Вуз неоднократно награждался почетными грамотами Минобрнауки, Минкультуры, комитетов по здравоохранению, высшему образованию Госдумы.

Не менее достойное образование на факультетах психологии дают и другие российские вузы, благополучно пережившие период массовой «чистки рядов» учреждений высшей школы, которую Минобрнауки особенно интенсивно проводило в первые 3–4 года после вступления в силу 2013-м нового закона об образовании. Так что из существенно поредевшего списка институтов психологии России для поступления можно смело выбирать любой вуз.

МИИТ – Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (СВАО)

Российский университет транспорта (МИИТ) — один из старейших технических вузов России, основан в 1896 году, готовит специалистов для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства по 60 специальностям.

Область профессиональной деятельности психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Профессиональные задачи:

Практическая деятельность: анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья; предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности; распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

Чему учат студентов-психологов

Перечень дисциплин на факультете психологии определяется самим вузом, согласно государственному образовательному стандарту. Но, как правило, разница между списками обязательных предметов незначительна. Также вместе с базовыми дисциплинами, студент может выбрать дополнительные предметы и курсы, предложенные университетом.

Учеба в вузе направлена на всестороннее развитие личности, поэтому предметы, которые преподают студентам-психологам, делят на:

  • социально-гуманитарные (история, философия, экономика, социология, политология);
  • математические (высшая математика, информатика);
  • естественно-научные (биология, анатомия, физиология центральной нервной системы, физиологию);
  • психологические (общая психология, история психологии, психогенетика и т. д.)

На 1-2 курсе

На 1-2 курсе программа обучения включает классические предметы университетского образования, а также базовые психологические дисциплины. Со второго года обучения студенты начинают изучать отраслевые направления психологии, выбирают дополнительные предметы и посещают интересующие их специализированные курсы.

Среди обязательных предметов первых двух курсов можно выделить следующие:

  1. Математика — традиционно изучается на первом курсе любого факультета. Для психологов она имеет особое значение, так как используется в выявлении, обработке и классификации психологических данных.
  2. История — это еще одна обязательная дисциплина для всестороннего просвещения студентов. Помимо мировой и отечественной истории, будущие психологи изучают историю психологии.
  3. Психогенетика — наука, изучающая наследственность и изменчивость психических свойств на основе данных генетики. В рамках программы дисциплины обычно изучают: предмет и методы психогенетики; основные направления исследований; психогенетические исследования психического дизонтогенеза.
  4. Психофизиология — это базовая учебная дисциплина для студентов-психологов, которая формирует знание о научных представлениях об активности мозга и его связи с психическими явлениями. В учебный план предмета входит: методология психифизиологии; научные проблемы психофизиологии (психофизиология сна, когнитивная психофизиология и т. д.).

В качестве примера подробный учебный план первого-второго курсов факультета психологии можно посмотреть здесь и здесь.

На третьем курсе

Ближе к третьему году студенты определяются с направлением выбранной специальности. За два курса на факультете они знакомились с основными разновидностями профессии и их особенностями, чтобы перед выбором иметь представление о возможных вариантах.

Если вы все еще не определились, обратитесь за консультацией к преподавателям, которые помогут с принятием окончательного решения. В некоторых вузах предусмотрен перевод с одного направления на другое, если вы передумаете.

Основными направлениями, которые есть в каждом вузе являются:

  1. Психология личности, в рамках которой изучается природа самого человека, особенности его личностного развития, взаимодействия социумом и т. д. Студент учится реализации программ, направленных на предупреждение отклонений в развитии личности, осуществлению процедур для оказания помощи и использованию методов диагностики исследования личности.
  2. Социальная психология направлена на формирование у студентов целостного представления о социально-психологических особенностях межличностного и группового общения. Индивид и его поведение изучаются как часть всего социума.

Последние курсы

На последних курсах будущие психологи продолжают учиться, согласно выбранной специализации, и одновременно готовятся к сдаче итогового государственного экзамена и защите диплома. За полгода до защиты и выпуска, они освобождаются от учебы, посвящая все время прохождению учебной практики и написанию итоговой работы.

Фундаментальная психологическая подготовка складывается из курсов:

  • общая психология;
  • психология личности;
  • психология сознания;
  • история психологии;
  • экспериментальная психология;
  • дифференциальная психология;
  • основы психодиагностики;
  • методологические проблемы психологии;
  • психологический практикум и др.

Также фундаментальная психологическая подготовка включает учебные дисциплины, которые знакомят студентов с отраслями психологической науки и практики:

  • социальная психология;
  • клиническая психология;
  • специальная психология;
  • основы нейропсихологии;
  • психофизиология;
  • психогенетика;
  • возрастная психология;
  • педагогическая психология;
  • психология труда и инженерная психология;
  • зоопсихология и сравнительная психология;
  • методика преподавания психологии и др.

РАНХиГС – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЗАО)

Президентская академия (РАНХиГС) предлагает абитуриентам 22 направления по программам высшего образования бакалавриата и 5 направлений обучения на специалитете. Всего в РАНХиГС действуют около 80 учебных программ и профилей по основным социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам.

Основные принципы деятельности Академии:

    • Непрерывность образования. Современное образование сопровождает руководителя и специалиста на всем протяжении его профессиональной деятельности;
    • Индивидуализация образования. Студентам и слушателям предоставляется возможность формировать свою образовательную траекторию из набора предложенных модулей с целью реализации индивидуальных программ обучения и развития;
    • Интернационализация образовательных программ. Любая профессиональная деятельность предполагает использование современных подходов, в том числе передового международного опыта. Это обусловливает необходимость учета при разработке образовательных программ опыта ведущих зарубежных образовательных организаций, приглашения иностранных преподавателей, увеличения доли иностранных студентов в общем контингенте студентов, прохождения студентами и слушателями зарубежных стажировок, а также развития студенческих и преподавательских академических обменов;

МГУТУ имени К.Г. Разумовского – Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

На сегодняшний день университет имеет статус ведущего российского вуза по подготовке специалистов для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности – профессионалов технологического, инженерного, биологического, экономического и гуманитарного профиля.

Наш университет вошел в рейтинг лучших вузов мира.

В университете внедряется проектный метод обучения. Студенты-выпускники университета готовят комплексные выпускные квалификационные работы в виде сформированного бизнес-плана и в связке с бизнес-структурами и предприятиями, что помогает им реализоваться как начинающим предпринимателям или найти хорошую работу по профилю обучения. Проектное обучение в целом позволяет повысить качество образования с ориентацией на конкретного работодателя, укрепить связь с деловыми партнёрами, вовлечь студентов в научную и предпринимательскую деятельность, осуществлять коммерциализацию предпринимательских инициатив, подготовить студентов к работе на современном производстве, обеспечить через выпускников университета внедрение передовых технологий в реальное производство.

МГУ им. М. В. Ломоносова

МГУ им. М. В. Ломоносова на протяжении долгих лет выпускает высококлассных специалистов, которые не испытывают проблем с трудоустройством. Учебное учреждение по праву можно назвать лучшим психологическим вузом Москвы. На факультете психологии МГУ открыто 4 направления подготовки по программам специалитета:

  • «Клиническая психология» – 52 бюджетных места;
  • «Конфликтология» – 3 бюджетных места;
  • «Педагогика и психология девиантного поведения» – 12 бюджетных мест;
  • «Психология служебной деятельности» – 47 бюджетных мест.

Стоимость обучения составляет около 390 руб. в год. При поступлении абитуриенты сдают письменный дополнительный экзамен по обществу или биологии. Школьники могут посещать подготовительные курсы, которые помогут углубить знание иностранного языка и подготовиться к:

  • поступлению в предпрофильные классы;
  • сдаче ОГЭ, ЕГЭ (биология, общество, русский, математика);
  • выпускному сочинению;
  • дополнительному вступительному испытанию.

При факультете работают профильные курсы, также здесь можно пройти повышение квалификации или профпереподготовку.

Магистерская программа «Психоаналитическая психология, психотерапия и консультирование»

Руководитель программы — Кадыров Игорь Максутович,
директор Европейского психоаналитического
института IPA и EPF, член и обучающий аналитик
Международной психоаналитической ассоциации,
член совета Международного Журнала
Психоанализа, партнёр Международного
психоаналитического университета в Берлине,
главный редактор Международного
психоаналитического ежегодника, член
Московского психоаналитического общества,
доцент, кандидат психологических наук.

О программе

Эта уникальная магистерская программа
призвана преодолеть как узость замкнутых внутри
той или иной старой “школьной” традиции, так и
стереотипность широко популяризированных
подходов к психоанализу. Она дает ключ к тому, как
различные порожденные и вдохновленные
психоанализом идеи могут быть обращены и
практически применены к вызовам современного
мира, и позволяет применить психоаналитические
идеи и методы к таким областям как психическое и
физическое здоровье, социальные, межличностные и
внутри-личностные процессы, нейронауки,
семейные, сексуальные и гендерные проблемы,
бизнес, политика, культура и искусство.

Преподавательский состав включает
квалифицированных практикующих психоаналитиков
– членов Международной психоаналитической
ассоциации, Московского психоаналитического
общества, преподавателей МГУ и ведущих
зарубежных специалистов. Планируется
сотрудничество с Европейской
психоаналитической федерацией, Международным
психоаналитическим университетом в Берлине,
кафедрой психоанализа UCL в Лондоне и другими
центрами и университетами, где ведутся программы
по прикладному и клиническому психоанализу.

Программа состоит не только из оригинальных
лекционных курсов, которые читают практикующие
психоаналитики и
психоаналитически-ориентированные специалисты,
но и из супервизий, уникальных мастер-классов и
практикумов, на которых слушатели смогут
прикоснуться к живой ткани психоаналитического
консультирования, психоаналитической
диагностики и вне-клинического применения
психоанализа в консультативном и прикладном
аспектах (напр., работа с организациями, анализ
поведения на финансовых рынках,
бизнес-консультирование, психоанализ и
кинематограф и т.д.).

Ряд практических занятий проходит на
клинических базах.

В процессе подготовки своих курсовой и
диссертационной работы студентам может быть
предоставлен доступ к базе публикаций по
выбранной теме в Международном Журнале
Психоанализа и других ведущих зарубежных
периодических изданиях.

Общая характеристика
образовательной программы

Рассказ И.М. Кадырова о магистерской
программе

Дисциплины магистерской программы
(вариативная часть)

  • Аннотации рабочих программ
    дисциплин
  • Обязательные дисциплины:
    • Психоаналитическая диагностика
    • Личностные расстройства:
      психоаналитический подход
    • Психоаналитическая психотерапия
    • Клинический психоанализ
    • Наблюдение за младенцами
    • Исследования в психоанализе
    • Социальное бессознательное:
      психоаналитические подходы к групповым и
      социальным процессам
    • Психоаналитическая и психиатрическая
      психопатология в клинике тяжелых психических
      расстройств
  • Дисциплины по выбору:
    • Консультативная
      психология (на иностранном языке)
    • Познание
      в реальной жизни (на иностранном языке)
    • Психоаналитические школы (на
      иностранном языке)
    • Эмоциональные нарушения в детском
      возрасте
    • Фрейд: хронологическое изучение
      основных идей
    • Психоаналитические теории развития
    • Клинико-психологические исследования
      раннего психического развития

МГПУ

МГПУ – педагогический вуз, в структуру которого входит Институт психологии, социологии и социальных отношений с профильным факультетом. В институте готовят психологов для работы с детьми, а также со взрослыми людьми. Он является лучшим психологическим институтом Москвы для абитуриентов, которые получили не слишком высокие оценки по ЕГЭ. Здесь можно пройти подготовку по программам, связанным с психологией, социально-психологической работой с населением, дефектологией, психолого-педагогическим образованием.

Доступно много программ, которые можно осваивать заочно, есть бюджетные места. Стоимость обучения составляет от 84 до 214 тыс. руб. в год в зависимости от направления. Студенты в обязательном порядке проходят практику, чаще всего их направляют в детские дома, больницы и иные учреждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector