Плюсы и минусы образования в россии

Плюсы и минусы высшего образования

Давайте рассмотрим, какие положительные и отрицательные стороны есть у высшего образования и решим, стоит ли все-таки поступать в институт.

Плюсы поступления в институт:

  • высшее образование более престижно, чем среднее, люди относятся к специалистам с дипломом с уважением;
  • учеба в институте может стать одним из самых интересных этапов в жизни;
  • формируется круг общения из людей определенного интеллектуального и культурного уровня, появляются новые связи;
  • развивается интеллект, расширяется кругозор, повышается культурный уровень;
  • многие интересные, востребованные, высокооплачиваемые профессии невозможны без получения высшего образования;
  • карьерный рост на определенном этапе обязательно потребует высшего образования, так почему бы не поступить в институт сразу после школы, а не годы спустя, когда в жизни итак забот хватает;
  • бесплатное получение высшего образования в Германии — лучший способ эмигрировать в эту страну и со временем получить гражданство.

А каковы недостатки поступления в институт? Они тоже есть:

  • большие затраты времени — в среднем, на получение высшего образования потребуется на 3 года больше, чем на колледж и на 5 лет больше, чем при выборе коротких курсов;
  • очень сложная и объемная учеба в старших классах, подготовка к ЕГЭ;
  • довольно стрессовая процедура сдачи ЕГЭ;
  • необходимость иметь высокие баллы за ЕГЭ, чтобы поступить в солидное учебное заведение, где только и стоит учиться;
  • большие денежные затраты в том случае, если поступить на бюджет не удалось или при поступлении в институт в другом городе;
  • более позднее начало трудовой деятельности, а значит, довольно длительный период несамостоятельности и потребности чтобы кто-то обеспечивал;
  • зачастую отсутствие гарантий того, что после университета сможешь устроиться по специальности и хорошо зарабатывать

Важно!Многие из этих минусов преодолимы. Как? Об этом пойдет речь дальше.

Достижение компетенций

Болонская система ориентирована на приобретение студентами определенного набора компетенций, которые позволяют эффективно работать в современных условиях. По исследованиям американских специалистов, именно они, а не оценки в дипломе и работоспособность, гарантируют высокое качество работы.

Компетенция — способность людей организовать работу так, чтобы достичь результата максимально быстро с наименьшими усилиями. Подход к пониманию этого слова разный:

  • по-американски — описание поведения работника;
  • по-европейски — оценивание рабочих задач или результатов труда;
  • по-российски — характеристика личных способностей и навыков, требуемых для выполнения конкретной работы.

К уровням подготовки по болонской системе относят бакалавриат и магистратуру. Первая ступень болонского образования (бакалавриат) не обеспечивает широкого кругозора и предоставляет конкретный набор компетенций. Она занимает 3−4 года, по окончании студенту выдается диплом бакалавра. Однако полученные компетенции могут стать невостребованными на рынке труда, что приведет к дальнейшей трате времени и средств на получение новых знаний.

Более широкий набор компетенций предлагает магистратура, в которой студенты дополнительно учатся 1−2 года. Это перспективный этап обучения, по окончании которого присваивается степень магистра. Разница в получаемых компетенциях между магистром и бакалавром весьма заметна, что оценивают работодатели. К примеру, в Германии бакалавры получают до 20 тысяч долларов, а магистры — значительно выше.

Начало обучения

Во время начала учёбы ученики ещё не полностью осознают важность получения знаний, а ориентируются больше на оценку, которую ставит учитель. Затем, оценки начинают подразделяться на “плохие” и “хорошие”

Первые ставят, если ребёнок не может ответить на поставленный вопрос, или отвечает очень слабо. Вторые – ответ полностью правильный и полный. С одной стороны, это может способствовать выработке дисциплины в обретении знаний, но с другой – может отбить всякую охоту к дальнейшей учёбе.

Это произойдёт в том случае, если несколько плохих оценок идут подряд (“Я не могу этого выучить!”) Поэтому очень важным является тот факт, что в некоторых учебных заведениях в первых классах оценок не ставят, и позволяют вначале писать карандашами. Школа позволяет ребёнку социализироваться и привыкнуть к вначале незнакомым и необычным условиям, которые сильно отличаются от привычных домашних. Выработка самостоятельности и ответственности сопряжена с начальным периодом обучения. Ребёнок, когда его вызывают к доске, должен решить задание перед всем классом, давая чёткие и ясные объяснения. Хороший ответ у доски может повысить самооценку ребёнка и укрепить уверенность в себе

Внимание к чистописанию

Советская система образования сформировала в нас прекрасный рефлекс: у школьника должна быть тетрадь, в которой нужно писать красиво, без помарок

Хотя и в меньшей степени, чем ранее, но начальная школа продолжает уделять достаточное внимание чистописанию. В нашей стране детям в 1 классе выдают прописи, заставляя писать в них ручкой, а каллиграфический почерк воспринимается как одно из достоинств личности

Не секрет, что быстрые умелые движения пальцев рук совершенствуют мозг, способствуют развитию скорости мышления. Отказываясь от обучения детей чистописанию, мы обедняем их, лишая львиной доли развития их способностей.

Для сравнения: в США организовывают специальные курсы для людей, желающих научиться читать и писать прописные буквы!

Нынешние проблемы высшего образования

В данный момент есть ряд проблем, которые необходимо решить. В первую очередь – ослабить бюрократизацию образования. Она создаёт большие проблемы работникам высшей школы: ежедневные всевозможные отчёты, заполнение бумаг, не имеющих отношения к учебному процессу. В школах и колледжах, подобно высшим учебным заведениям, сотрудники завалены различными отчётностями. Преподаватели значительную часть своего времени занимаются оформлением всевозможных документов, вместо того чтобы отдаваться работе и нести знания студентам. Возможно, избавить профессорский состав от бумажной волокиты удастся, расширив персонал учебных заведений специализированными кадрами.

Ещё одна проблема – формализм в образовательных подходах и плохое качество подготовки самих преподавателей. Необходимо, чтобы человек преподающий определённую дисциплину имел практический опыт. В нашей стране, к сожалению, такое встречается нечасто. Мы видим следующую картину: преподаватель просто читает параграф раньше студентов и пересказывает учебник. Отсутствует глубокое погружение в материал. В данный момент в столичных вузах данная проблема стоит меньше. Но в регионах проблема подготовки кадрового состава колоссальна. Для её решения, в первую очередь, необходимо привлекать преподавателей к стажировкам в профессиональных сферах, для их практической деятельности, а также активно использовать возможности обмена опытом с другими странами.

Таким образом преимущество по части знаний и обучения всё же принадлежит советской системе образования. Единственным весомым аргументом в пользу Болонской системы можно считать её ориентацию на международное сотрудничество и развитие. Конечно, изменения в подходе к отечественному высшему образованию были необходимы, но решение перенять зарубежную систему вопреки своей, проверенной временем и признанной во всём мире, весьма сомнительно. У России были все предпосылки для разработки новой системы с сохранением всех достижений советских методик.

На данной базе вполне можно было реализовать механизм международных отношений с заграничными вузами, который, безусловно, важен. К тому же мировой авторитет советской системы позволил бы отечественным высшим учебным заведениям занять более высокие позиции по сравнению с зарубежными, что способствовало притоку студентов из других стран и активному обмену опытом преподавательским составом.

Не только теория, но и практика

Если советский выпускник или студент ВУЗа мог похвастаться глубокими теоретическими знаниями по предметам, то современные подростки со школьной скамьи могут позволить себе окунуться в практику благодаря условиям современной системы образования и разнообразию внешкольных учреждений.

О вопросах профориентации школьники и их родители могут всерьез задумываться уже с 7 класса, посещая занятия в специализированных центрах. Деловые игры, внеклассные мероприятия, в ходе которых дети решают реальные жизненные вопросы, посещение творческих мастерских заставляет искать применения полученным знаниям и приобретать ценный практический опыт.

В студенческие годы молодые люди уже могут, обучаясь в ВУЗе, параллельно работать, применяя имеющиеся теоретические знания и практические навыки.

Преимущества и недостатки высшего образования

У высшего образования есть свои плюсы и минусы. Основные преимущества:

  • Возможность карьерного роста. В большинстве госструктур невозможно занимать руководящие должности без высшего образования.
  • Получение специальных знаний. Есть ряд профессий, которым можно научиться только в вузе.
  • Преимущество при трудоустройстве. Работодатели чаще всего хотят видеть у себя специалистов высшей квалификации.
  • Получение полезных навыков. В вузе вы научитесь быстро находить нужную информацию, а также систематизировать и обрабатывать ее. Выработаете способность к самообучению.
  • Расширение кругозора. Вам придется изучать много разных дисциплин, с которыми в обычной жизни вы бы не познакомились.
  • Приобретение коммуникативных навыков и полезных связей. Вы научитесь договариваться и находить общий язык с разными людьми. Вас ждет много новых знакомств, которые могут принести пользу в дальнейшем.

К недостаткам можно отнести:

  • Длительный период обучения. Вы проведете за партой 5–6 лет своей жизни. Все это время придется сидеть на шее у родителей, ведь не все могут учиться и работать одновременно. А если все же найдете работу, будет очень сложно совмещать.
  • Высокая стоимость обучения. Попасть на бюджет удается далеко не всем, поэтому будьте готовы выложить немаленькую сумму за весь срок обучения. Особенно если хотите поступить в престижный вуз.
  • Недостаточное получение практических навыков. Вузы дают больше теории, чем практики. В итоге приходится обучаться на рабочем месте.
  • Большие нагрузки при обучении. Поскольку вуз дает широкие знания, вас ждет много новых дисциплин. Большую часть времени придется обучаться самостоятельно. Плюс вас ожидают контрольные, курсовые, рефераты, зачеты, экзамены. Такой ритм не все выдерживают.

Не выбирайте слишком популярные направления, потом могут возникнуть трудности с трудоустройством по специальности

Комментарии

Взгляд на экономику снизу

Mstislav
сегодня 16:39

«Филлерное» Послание Президента Федеральному собранию и Путина — людям

Скиф
вчера 18:46

День Победы 2021

Mstislav
вчера 16:43

Главное управление человечеством

Mstislav
вчера 15:40

Актер Меньшов обратился к Путину со словами «Хватит помогать олигархам, помогите бедным»

Катя
вчера 06:22

Школьнику — по росгвардейцу, депутату – по психиатру!

Sergey Nedosvitiy
позавчера 15:15

Полная функция управления, ПФУ, фруктовый сад, матричное управление и золотая рыбка

Александр
2021-05-16 03:26

Магия денег

Александр
2021-05-14 13:24

Такая победа. Послесловие.

А Сидороввалуа
2021-05-13 19:03

Главная ошибка пьющего человека

Sergey Nedosvitiy
2021-05-11 14:15

Страшная тайна или «шуточка»?

А Сидороввалуа
2021-05-11 14:11

Путин. Киплинг. Большая игра закончилась. Бандерлоги — на выход!

Скиф
2021-05-10 21:18

Тайная тропинка в ад, или Почему народы шарахаются от РФ

Джар
2021-05-10 21:08

С любовью, покаянием и клятвой!

А Сидороввалуа
2021-05-10 18:35

По очередному Посланию президента

Mstislav
2021-05-09 12:32

Что означает учеба за границей

Учеба за границей – уникальная возможность получить престижный диплом и стать перспективным специалистом. Выбирая вуз, потенциальные студенты могут руководствоваться разными факторами

Кто-то в первую очередь обращает внимание на рейтинг учебного заведения в мировой классификации, для кого-то более важным критерием является стоимость обучения

На что стоит обратить внимание будущему студенту

Считается, что все иностранные вузы дают качественное образование, тем не менее существуют мировые рейтинги, которые дают информацию в отношении, школ или вузов, дипломы которых «продаются» на рынке труда дороже остальных (практически все выпускники этих образовательных учреждений получают престижные должности в крупных компаниях).

Планирование поступления

Планировать процесс поступления нужно заранее, поскольку необходимо будет сделать массу дел, начиная от сдачи языковых тестов, заканчивая оформлением целого вороха документов.

Что касается стоимости, то, анализируя прайсы на обучение, нужно знать, что только в некоторых вузах дополнительные практические курсы преподаются бесплатно.

Очень важным фактором являются условия проживания. Многие частные школы работают в формате пансионов, то есть в стоимость обучения входит и проживание. Это очень удобно для иностранных студентов, поскольку они получают возможность жить и учиться в окружении таких же, как они, детей и подростков, кроме того, вне учебных аудиторий находятся под присмотром воспитателей и кураторов.

Учись и работай

Многие российские подростки, собрав деньги на поступление и оплату первого года обучения, получают образование дальше, на 2 и последующем курсе, совмещая его с работой.

Такие возможности действительно есть, но нужно знать нюансы. Во-первых, не все страны дают разрешение на работу, поэтому при выборе учебного заведения нужно обязательно уточнять этот вопрос. Иногда это может зависеть от успеваемости.

Во-вторых, правилами вуза может быть запрещено совмещение учебы и работы. Многие из них имеют «подведомственные» компании, в которых студенты проходят практику. Условия оплаты и режим труда тоже нужно уточнить до того, как подавать документы на поступление.

Обучение за рубежом — легко ли это? Мы расскажем вам о плюсах и минусах обучения за рубежом.

Значение в России

Впервые о внедрении Болонской системы образования в России заговорили в 2003 году на саммите министров образования в Берлине. Постепенно началось переформирование сложившейся советской учебной системы, ее адаптация к Болонскому рабочему процессу. Обновление коснулось всех сфер педагогики, требовало внедрения новых планов и методик, кардинальной трансформации вузовских структур, учебной и нормативных баз.

Спустя год после того, как состоялось подписание Болонской конвенции российским министром, вышло положение о приоритетных аспектах развития образования. В его тексте был задекларирован переход к принятому в Европе процессу. Для реализации документа потребовалось:

  • обновить перечень преподавательских программ;
  • привести их в соответствие с требованиями европейских учебных заведений;
  • создать двухуровневую систему обучения (бакалавр и магистр);
  • оформить национальные квалификационные рамки;
  • построить программы курсов по единому кредитно-модульному принципу.

Основным нововведением, достигнутым в ходе переходного периода, стал ориентир на результаты учебы (компетенции) и учет трудозатрат в баллах, которые принимались к зачету. Произошло также расширение вузовской свободы. Согласно ФГОС, при подготовке бакалавров в программу входит лишь половина обязательных дисциплин. Для магистров — до 30% предметов, что вписывается в рамки Болонской декларации.

Каждый вуз вправе самостоятельно выбирать формат обучения, разрабатывать индивидуальные планы и утверждать их в вышестоящих инстанциях. Ориентиром для преподавателей служат пособия с примерами образовательных программ по конкретным направлениям. Для сравнения, в годы советской власти все высшие учебные заведения преподавали единый курс.

В настоящее время процесс перехода не завершен, что негативно сказывается на сущности и качестве обучения. В рамках интеграции с европейскими странами тоже не все гладко, поскольку российские учебные заведения в Европе не котируются. Многие европейские студенты против того, чтобы учиться даже в престижных вузах (МГИМО, РУДН).

Плюсы и минусы учёбы за границей

Преимущества обучения за рубежом

  • Новая культура и люди. В каждой стране есть свои традиции, праздники и обычаи. Это весело — учиться чему-то новому, узнавать о новой культуре и людях. Взять что-то на память.
  • Отсутствие родительского контроля. Никто не звонит вам в два часа ночи и не спрашивает, почему вас нет дома. Никто не проверяет, поели вы или нет, помыли ли вы посуду или оставили ее на потом.
  • Практика иностранного языка. Если вы не знаете в совершенстве государственный язык страны, в которой живете, вы можете смело использовать английский, потому что его знают все. Это очень хороший опыт для продолжения вашего путешествия.
  • Профильные темы. В университете больше времени уделяется основным предметам, чем предметам для общего развития.

Недостатки обучения за рубежом

  • Полная автономия. Вам нужно вырасти за короткий промежуток времени. Вы должны сами распоряжаться своим временем и деньгами. Никто не собирается готовить вам ужин, возить вас в колледж или немедленно решать ваши проблемы.
  • Жизнь в общежитии. Это лотерея. Все зависит от того, какие у вас соседи. Но их, как и родителей, невозможно выбрать. Бывают всякие: грязные, слишком разборчивые, просто странные люди. Вы всегда должны заботиться об опрятности и готовить сами. Иногда условия в общежитии оставляют желать лучшего. Но, с другой стороны, даже в этом есть своя атмосфера: ночные встречи, разговоры до утра, общие проекты и так далее.
  • Высокие расходы на образование. Цены на обучение за рубежом высоки. Но с другой стороны, это мотивирует вас хорошо учиться, чтобы получить скидку или перейти на бюджет.
  • Языковые недоразумения. Это может быть сложно с иностранными преподавателями. Иногда невозможно выразить свои мысли полностью. По привычке можно использовать какой-то фразеологизм, пословицу, характерную только для своего народа, и остаться непонятым.
  • Редкие встречи с друзьями. Конечно, в новой стране завязываются новые знакомства. Но дома по-прежнему есть самые близкие друзья. У каждого человека происходят события, о которых можно рассказать только по телефону. Бывают случаи, когда вы не успеваете на чей-то день рождения из-за колледжа. А иногда хочется просто прогуляться с самыми близкими друзьями и поговорить.
  • Редкие встречи с родителями. С одной стороны, многие молодые люди скучают по своим родителям. Иногда хочется обнять их и забыть обо всем. Но с другой стороны, отношения с родителями становятся намного лучше, чем когда вы были вместе 24 часа в сутки, нет внутренних разногласий. И вы начинаете больше ценить своих родителей и время, которое проводите с ними.

История внедрения

Болонским называют единое учебное пространство европейских стран. Его активное формирование началось в 1998-м по инициативе образовательных министерств Великобритании, Италии, Германии и Франции. В 1999-м целесообразность этого шага признали еще 29 стран. В настоящее время в системе участвуют 48 государств. Подписать соглашение об унификации образовательного процесса в любой момент могут новые участники.

Вступление в единое учебное пространство позволяет взять все лучшее из накопленного странами опыта и обеспечить высшему образованию следующие качества:

  • студенческую мобильность;
  • скоординированную работу вузов;
  • преподавательскую и управленческую маневренность.

Плюсы и минусы очного обучения

Очное обучение – это традиционная форма получения образования, характеризующаяся обязательным присутствием учащихся на лекциях. Чаще такую форму выбирают молодые люди, закончившие школу, необремененные постоянной работой и домашними обязанностями, что позволяет много времени проводить в стенах учебного заведения.

У очного образования есть весомые преимущества перед дистанционным:

  1. Большой выбор вузов с возможностью бесплатного обучения при наличии высоких баллов по ЕГЭ. Студенты с высокой успеваемостью также получают стипендию.
  2. Личный контакт преподавателя со студентом поможет хорошо узнать друг друга, получить помощь и поддержку старшего наставника во время прохождения практики и при трудоустройстве в дальнейшем.
  3. Закрепление получаемых знаний на групповых практических занятиях.
  4. Регулярное проведение открытых мероприятий, куда приглашают экспертов в определенной области (мастер-классы, семинары, конференции).
  5. Если какой-то материал сложен для понимания или не получается найти нужную информацию, можно подойти с конкретным вопросом к учителю, а не искать ответы самостоятельно.
  6. Отсрочка от армии для парней призывного возраста.
  7. Предоставление места в общежитии для иногородних, что позволит почувствовать себя взрослым и самостоятельным.
  8. Чтобы получить диплом о высшем образовании при очном обучении, не нужно прикладывать сверхусилий и посвящать время учебе в выходные дни или после занятий. Достаточно стабильно посещать лекции.

К недостаткам традиционной формы обучения относятся:

  1. Отсутствие возможности иметь постоянную работу, так как нужно много времени проводить за учебой. Остается лишь подработка, поэтому о хорошем доходе на время получения образования можно забыть.
  2. Если не набрали высшие баллы по ЕГЭ, обучение на дневной форме обойдется намного дороже, чем на заочной или дистанционной.
  3. Дисциплина и соблюдение правил – за постоянные пропуски или невыполнение заданий могут отчислить.
  4. Устроиться на приличную работу получится нескоро. Сначала 4 года на получение диплома, а после далеко не каждый работодатель захочет брать на работу выпускника без опыта.

Таким образом, очное обучение подходит не всем, необходимо хорошо подумать, взвесить все «за и против» прежде, чем пойти на такой ответственный шаг.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Школьнику — по росгвардейцу, депутату – по психиатру! 
(5/3)

Точка невозврата и клинический разврат 
(5/1)

В чем неправ академик-экономист С. Глазьев? 
(5/1)

Взгляд на экономику снизу 
(4/2)

Школьнику — по росгвардейцу, депутату – по психиатру! 
(5/3)

Казахская защита: как укрепить иммунитет к гибридной агрессии? 
(5/2)

Путин. Киплинг. Большая игра закончилась. Бандерлоги — на выход! 
(5/2)

Ленин. Быть или не быть? — заведомо ложный вопрос! Управлять или быть управляемым! — Вот это истина! 
(5/2)

Тайная тропинка в ад, или Почему народы шарахаются от РФ 
(5/2)

Огородами в Европу? 
(5/2)

Страшная тайна или «шуточка»?  
(5/1)

В чем неправ академик-экономист С. Глазьев? 
(5/1)

Главный итог уходящего года 
(5/5)

Маски и перчатки убивают 
(5/5)

По Новостям и Событиям: «Буревестники» 
(5/4)

Свинство матрицы «успешности» и молодёжь  
(5/4)

Почему уголовники так любят маму 
(5/4)

Михалков как индикатор перемен Чумазый о борцах из интеллигенции 
(5/4)

Заметки на полях: Снова о дискурсе 
(5/4)

М + Ж: пара как инженерная система 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Минусы онлайн-обучения

Плюсы — это хорошо, но есть и минусы:
1. Плохое качество связи. Обучение станет невозможным или попросту некомфортным, если соединение с интернетом оставляет желать лучшего. Сегодня это редкость даже в отдалённых регионах, однако проблемы всё же случаются. И чаще всего с данными трудностями сталкиваются путешественники или любители совмещать обучение с отдыхом на природе.
2. Перенасыщенность информацией. Проблема больше относится к тем людям, которые решили обучаться самостоятельно, используя открытые источники и записанные видеокурсы. Псевдообразовательного продукта на рынке настолько много, что обучение может превратиться в малоэффективное занятие. Избыток информации скорее помешает, чем поможет. К тому же, можно легко столкнуться с уже устаревшим контентом, потратив время впустую.
3. Недостаток навыков. Иногда для успешного освоения выбранной профессии нужно сначала овладеть специализированными программами и инструментами, пройдя дополнительное обучение.
4. Недостаток общения

Некоторым важно видеть перед собой преподавателя и однокурсников «вживую». Но это, скорее, психологический аспект

5. Неумение организовать самостоятельный процесс обучения. Когда для учёбы не надо выходить из дома и куда-то ехать, это расслабляет и мешает концентрации. Поэтому нужно чётко понимать, зачем вы учитесь, и какова ваша цель. Наиболее эффективны, как правило, платные курсы, так как, отдав собственноручно заработанные деньги, вы приобретёте дополнительный стимул.

Очевидно, что вышеперечисленные минусы онлайн-обучения не являются критическими, и в большинстве случаев их можно преодолеть. Мало того, практика показывает, что при правильной организации учебного процесса и при наличии высокой мотивации у студента удаётся достигать весьма достойных результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector