Педагоги дополнительного образования — это специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование
Содержание:
Знания и опыт: совместная работа
С кем бы ни работал учитель, его задача – использовать новейшие методологические достижения, психологические подходы, педагогические приёмы, чтобы добиваться быстрого усвоения информации и сохранения высокого уровня интереса в аудитории. В то же время школьный учитель должен иметь представление о школьной гигиене, а также обладать определенной базой знаний по психологии разных возрастов. Это позволит успешно работать с любой аудиторией. Только лишь новейшие информационные системы не могут обеспечить достаточный объем информации по правилам поведения с классом, кружком, группой – нужно обладать рядом специфических профессиональных умений.
II. Должностные обязанности
В обязанности педагога дополнительного образования входит:
1. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы:
— Набор
на обучение по дополнительной общеразвивающей программе
— Отбор
для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило,
работа в составе комиссии)
— Организация,
в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на
учебных занятиях
— Консультирование
обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам
профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по
дополнительным предпрофессиональным программам)
— Текущий
контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях
— Разработка
мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета,
лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального залов),
формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение
образовательной программы
2. Организация
досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной
общеобразовательной программы:
— Планирование
подготовки досуговых мероприятий
— Организация
подготовки досуговых мероприятий
— Проведение
досуговых мероприятий
3. Обеспечение
взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся,
осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач
обучения и воспитания:
— Планирование
взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
— Проведение
родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с
родителями (законными представителями) обучающихся
— Организация
совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых
мероприятий
— Обеспечение
в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности
родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей
4. Педагогический
контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы:
— Контроль
и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в
рамках установленных форм аттестации (при их наличии)
— Контроль
и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по
дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)
— Анализ
и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки
— Оценка
изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной программы
5. Разработка
программно-методического обеспечения реализации дополнительной
общеобразовательной программы:
— Разработка
дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин
(модулей) и учебно-методических материалов для их реализации
— Определение
педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий,
направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного
образования)
— Определение
педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка
планов (сценариев) досуговых мероприятий
— Разработка
системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных
общеобразовательных программ
— Ведение
документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной
программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля)
Помогать и направлять
Педагог должен не просто уметь мотивировать доверенных ему воспитанников, но и задавать правильный вектор развития. В то же время его задача – обучить детей самостоятельности
Очень важно, чтобы школьники осознали – исследования могут контролироваться ими самими, если они в этом заинтересованы и готовы ответственно отнестись к задаче. Педагог, занимающийся внешкольной программой, учит доверенных ему детей связывать теорию и практику, показывает, что не нужно бояться проблем, и вместе с воспитанниками разбирает, как найти выход из сложной ситуации
В то же время дополнительное обучение – это всегда активный и живой диалог, в котором участие принимают обе стороны: дети и взрослые. На дополнительных заданиях школьники должны выражать свое мнение, не боясь сказать что-то неправильно. Педагог учит детей обсуждать задачи, проблемы, вопросы, находить продуктивный выход из любой ситуации, а также анализировать происходящее в мире вокруг. Основная задача дополнительного образования – дать понять детям, что необходимо думать над всем происходящим, лишь после этого принимать решение.
Творческий подход к творческим личностям
Основная задача дополнительной образовательной программы – помощь в реализации себя для всех, кто в этом заинтересован. Это означает, что в зоне ответственности учителя – те, кто изъявил желание записаться в его кружок. Педагог должен отыскать путь к каждому ученику, открыть его, выявить его способности и оказать помощь в их развитии. Это позволит помочь воспитанникам в становлении на жизненном пути, поможет развиваться всем детям. Если ребенок удачно выбрал для себя кружок, а педагог ответственно отнесся к программе дополнительного образования, это позволит выявить все склонности молодого человека и сформировать навыки, которые пригодятся ему в будущем.
Задача педагога, ответственного за дополнительное образование, – это организация деятельности в самых разных формах и видах. При этом нужно учитывать особенности личности всех посещающих кружок, секцию. Конечно, среди учеников разных лет могут быть лица, довольно сильно отличающиеся друг от друга, и это вынуждает учителя подстраиваться под них, а не подстраивать детей под выработанную однажды программу. Задача учителя – мотивировать каждого доверенного ему школьника, чтобы тот захотел развить свои способности, узнать больше, стать образованнее.
Специальный поход
Педагог, занимающийся дополнительной образовательной программой, должен хорошо знать доверенных ему воспитанников, понимать уровень их потенциала и помогать в реализации наиболее перспективных личностей. Особенно талантливые ученики в любой момент должны иметь возможность получить поддержку от своего учителя, чтобы их дар мог развиваться без препон. Если в группе оказались ученики, имеющие отклонения в развитии, к ним также нужно практиковать особенно внимательный, мягкий, творческий подход, чтобы и сами дети, и окружающие их школьники чувствовали себя в безопасности, комфорте, среди дружески настроенных личностей.