Как подготовиться к егэ по обществознанию в 2020 году

Структура ЕГЭ по обществознанию

С одной стороны, существует мнение, что подготовиться к экзамену по обществознанию нетрудно, к тому же это можно сделать достаточно быстро. Вот почему этот предмет сдают, как правило, и те ученики, которые не смогли определиться пока, в какой вуз они будут поступать.

Также на нем останавливают свой выбор те, кто не чувствует уверенности, сможет ли он справиться с другими предметами. С другой стороны, сдать ЕГЭ по обществознанию успешно — непростая задача. Здесь есть много нюансов, которые мы обсудим далее.

Каждое экзаменационное задание состоит из трех частей и 29 вопросов с разным типом сложности. Вот какие разновидности вы встретите:

  • вопросы с выбором варианта ответа — в каждом задании вы должны выбрать один или несколько верных ответов,
  • задание по выявлению составных элементов различных понятий, с использованием таблиц,
  • предложение установить соответствие позиций из двух разных множеств — схем, графиков и таблиц, установление соответствия позиций, которые представлены в двух множествах (таблицах, схемах, графиках),
  • предложение дать определение различным понятиям и терминам.

Часть А

Первая часть экзаменационного теста состоит из двадцати вопросов, на которые вам нужно дать краткий ответ. Для того чтобы верно выполнить это задание, нужно иметь представление об основных явлениях, процессах, фактах.

Кроме того, потребуется навык делать выводы из полученной информации, анализировать ее.

Часть В

Вторая часть содержит девять заданий по предмету, на которые вы должны будете дать более подробный ответ. Чтобы сделать это, необходимо знать основные аспекты различных обществоведческих наук.

Также важно грамотно анализировать эту информацию. Искать, сопоставлять и правильно применять информацию при работе с заданиями

Также важно обладать навыком формулировать свое мнение и обосновывать его.

Часть С

В третьей части вам предложено будет написать эссе на заданную тему. Задания формулируются в виде коротких высказываний различных деятелей науки, общественных деятелей, представителей культуры и науки.

Каждое высказывание можно соотнести с одним из подразделов курса — может быть вопрос из сферы права, экономики, философии или политологии.

При помощи этого задания проверяются знания и умения ученика. Вы должны точно раскрыть смысл предложенного суждения, использовать при этом знания, полученные при изучении всех разделов школьного курса

Также важно уметь самому формулировать свои рассуждения, делать из них выводы и грамотно приводить примеры

Успешно сдать часть С можно в том случае, если вы будете знать наизусть критерии оценки этого задания. Их можно найти в конце каждого сборника для подготовки к экзамену. Для этого вырежьте критерии оценки и наклейте их на картон. Держите эту карточку всегда под рукой. Также вы можете скачать примеры удачных эссе из Сети и сопоставить их с найденными вами критериями оценки.

В итоге можно заметить, что те эссе, которые написаны по требуемым критериям, получаются грамотными и легко читаются. Свои работы вы можете анализировать и править красной ручкой. Побудьте в роли преподавателя — это очень поможет при подготовке.

Структура ЕГЭ по обществознанию

Также на нем останавливают свой выбор те, кто не чувствует уверенности, сможет ли он справиться с другими предметами. С другой стороны, сдать ЕГЭ по обществознанию успешно — непростая задача. Здесь есть много нюансов, которые мы обсудим далее.

Каждое экзаменационное задание состоит из трех частей и 29 вопросов с разным типом сложности. Вот какие разновидности вы встретите:

  • вопросы с выбором варианта ответа — в каждом задании вы должны выбрать один или несколько верных ответов;
  • задание по выявлению составных элементов различных понятий, с использованием таблиц;
  • предложение установить соответствие позиций из двух разных множеств — схем, графиков и таблиц; установление соответствия позиций, которые представлены в двух множествах (таблицах, схемах, графиках);
  • предложение дать определение различным понятиям и терминам.

Кроме того, потребуется навык делать выводы из полученной информации, анализировать ее.

Часть В

Вторая часть содержит девять заданий по предмету, на которые вы должны будете дать более подробный ответ. Чтобы сделать это, необходимо знать основные аспекты различных обществоведческих наук.

Также важно грамотно анализировать эту информацию. Искать, сопоставлять и правильно применять информацию при работе с заданиями

Также важно обладать навыком формулировать свое мнение и обосновывать его.

Часть С

Каждое высказывание можно соотнести с одним из подразделов курса — может быть вопрос из сферы права, экономики, философии или политологии.

При помощи этого задания проверяются знания и умения ученика. Вы должны точно раскрыть смысл предложенного суждения, использовать при этом знания, полученные при изучении всех разделов школьного курса

Также важно уметь самому формулировать свои рассуждения, делать из них выводы и грамотно приводить примеры

Успешно сдать часть С можно в том случае, если вы будете знать наизусть критерии оценки этого задания. Их можно найти в конце каждого сборника для подготовки к экзамену. Для этого вырежьте критерии оценки и наклейте их на картон. Держите эту карточку всегда под рукой. Также вы можете скачать примеры удачных эссе из Сети и сопоставить их с найденными вами критериями оценки.

В итоге можно заметить, что те эссе, которые написаны по требуемым критериям, получаются грамотными и легко читаются. Свои работы вы можете анализировать и править красной ручкой. Побудьте в роли преподавателя — это очень поможет при подготовке.

Как узнать, к чему готовиться

Итак, какие документы надо обязательно изучить.

  1. Кодификатор, полное название «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию». Это главный настольный документ для подготовки, в котором приведен набор экзаменационных тем. Все они уже к 3 четверти выпускного класса пройдены. Эксперты рекомендуют скачать или распечатать кодификатор, чтобы внимательно проанализировать каждую позицию и честно ответить себе: знаю я эту тему или нет? Критический взгляд на список поможет составить индивидуальный план работы.
  2. Демонстрационный вариант экзамена. Он полностью воспроизводит всю структуру бланка с заданиями, типы и сложность вопросов, описывает критерии, по которым будут оцениваться ответы. Его изучают, чтобы понимать, с какими вопросами придется иметь дело на ЕГЭ и сколько баллов можно получить за ответы на каждый из них.
  3. Спецификация заданий. Здесь перечислены типы заданий, их распределение по вопросам, изменения текущего календарного года.

И есть еще три дополнительных источника.

Банк заданий

Число ответов неограниченно, и для каждого задания можно посмотреть, знания по какому блоку оно проверяет.

Задания сгруппированы по разделам и темам учебников, уровню сложности, типам ответа (краткий ответ, установка соответствия и т. п.). При желании можно делать собственную подборку «Избранное».

Методички ФИПИ

В этих рекомендациях подробно описано, какие разделы теории по обществознанию к моменту экзамена выпускники знали хорошо, а какие вызывали у них трудности, соответственно, по этим темам было больше всего неверных ответов.

В последние три года на базовом уровне хуже всего участники ЕГЭ справлялись с вопросами нескольких блоков:

  • экономика – налоги;
  • право – темы о понятии и видах юридической ответственности, гражданстве, правоохранительных органах, трудовых отношениях;
  • политика – органы государственной власти (разграничение функций исполнительной и законодательной властей); федеративное устройство РФ.

На эти разделы надо обратить особое внимание тем, кому важно набрать минимальный балл. В заданиях повышенного и высокого уровня сложности больше всего ошибок по темам четырех боков:

В заданиях повышенного и высокого уровня сложности больше всего ошибок по темам четырех боков:

  • экономического – переменные и постоянные затраты; финансирование бизнеса; банковская система и финансовые институты в целом;
  • политического – избирательные и политические системы; конституционный строй;
  • правового – юридические лица;
  • общественно-философского – истина и критерии ее определения.

Эти темы стоит проштудировать тем, кто претендует на высокие баллы за ЕГЭ по обществознанию.  

Рекомендации составителей КИМ

Информационные материалы и видеоконсультации от авторов экзамена дадут общее представление о том, на что обратить внимание при подготовке, и послужат руководством к составлению плана того, что надо выучить из теории и терминологии курса обществоведения

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ

Тренируйте свои навыки в сопоставлении и анализе информации. Обществознание – это дисциплина, включающая в себя несколько научных областей, таких как экономика, философия, социология, право. Поэтому, для того чтобы хорошо сдать ЕГЭ, следует развивать логическое мышление и уметь пользоваться комплексом приобретенных знаний.

Систематизируйте изученный материал за месяц до экзамена.
Просмотрите список экзаменационных тем, представленный в кодификаторе ЕГЭ, и восстановите в памяти всю изученную за последние несколько месяцев информацию. Если обнаружились пробелы, срочно беритесь за учебник – по закону подлости на экзамене попадется именно то, что было упущено.

Учитесь правильно излагать свои мысли.
Этот навык особенно пригодится для развернутых ответов на вопросы второй части КИМ
Чтобы развить риторические способности, почаще читайте научную литературу, публицистические материалы, газеты и журналы политического и социального содержания.

Обратите особое внимание на типы заданий.
В первой части КИМ кроме простейших на указание правильного варианта еще и задания:
на выбор обобщающего понятия для других, предложенных в списке;
на соотнесение видовых и родовых понятий;
на анализ информации, представленной в форме графиков, диаграмм или таблиц.
Если есть проблемы с выполнением заданий определенного типа, потренируйтесь в их выполнении

Первая часть относительно простая, за правильные краткие ответы можно набрать приличное количество баллов.

Ознакомьтесь с критериями оценки эссе.
Они подробно изложены в демоверсии ЕГЭ
Чтобы выполнить эту часть экзамена на максимальный балл, важно знать, как его будут оценивать эксперты. Проштудируете перечень критериев, почитайте готовые эссе и дайте им свою оценку на основании принятой системы

Напишите несколько собственных вариантов и сами выступите в роли эксперта при их проверке.

Отвечайте по существу.
Внимательно читайте задания, чтобы понять, что именно требуется: только это будет оцениваться – и ничего больше. Важно уяснить не только, что конкретно надо назвать, указать и т. д. (это могут быть признаки, примеры, аргументы), но и определить, сколько элементов записывать – 1 или 5. Это нужно для того, чтобы заработать максимальный балл, не делая лишней работы, например, вместо двух примеров подбирая шесть. Если недобрать, даже правильный ответ не будет считаться полным, и на высшую оценку за него рассчитывать не стоит.
Развернутые ответы должны быть конкретными и ясными. Определения понятиям надо давать двумя-тремя четко сформулированными предложениями без воды и отступлений от темы.

Составьте план доклада.
Для выполнения этого задания потребуется запомнить структуру главных тем ЕГЭ по обществознанию: к примеру, «Формы государственного правления». Откройте содержание учебника и изучите основные пункты и подпункты – понятия, виды, структура и т. д. Так вам будет намного проще подготовиться, и примерно так должен выглядеть ваш ответ.

Научитесь технике эффективного запоминания информации.
Для этого потребуется систематически готовиться к каждому уроку с использованием не менее двух источников. Одним из них может быть справочник, другим – учебник. При освоении нового материала выполняйте один тест на заданную тему: так вы эффективнее запомните информацию.

Не ограничивайте подготовку чтением учебников и решением тестов.
Смотрите фильмы и передачи на экономические, социальные и политические темы. Так вы сможете отдохнуть от изнурительной подготовки и с пользой провести время.

Изучите законы.
Особые трудности при ответах на задания ЕГЭ по обществознанию вызывают вопросы по экономике, правоведению и полномочиям органов государственной власти. Чтобы не плавать в материале, ознакомьтесь с нормативно-правовыми актами, знание которых пригодится на экзамене. Их перечень есть в приложении № 2 к спецификации КИМ.

Последовав этим простым советам, вы не только повысите качество своих знаний, но и сэкономите время, перестав зазубривать большие объемы информации, но так и не добиваясь желаемого результата

Разобравшись, как правильно организовывать свое время и на что обратить особое внимание, вы сможете сдать ЕГЭ по обществознанию на весьма достойную оценку. Удачи!

Первый шаг: учите теорию

  • Помните, что ответ на любой вопрос начинается со знания ТЕОРИИ. Не зная её, опираясь только на жизненный опыт, много баллов не набрать.
  • Ориентиром в море информации станет для вас КОДИФИКАТОР. Он всегда прилагается к демоверсии. В нём чётко указано, по каким темам будет опрос, какие вопросы нужно повторить. Пусть кодификатор всегда будет на видном месте (над письменным столом, на титульном листе ваших конспектов и т.д.)
  • Однако кодификатор даёт лишь общие направления тем. В каждой из тем есть множество мелких подтем, которые в нём не указаны. Поэтому нужно стараться изучить хорошо всё, что есть по школьной программе.

Например.

В кодификаторе есть тема: «Ценные бумаги». Какие ценные бумаги нужно знать конкретно? В тестах мы встречаем и облигации, и акции. Даже есть вопросы по поводу того, чем обыкновенные акции отличаются от  привилегированных.

Помочь ученикам должны педагоги, репетиторы. Помогут вам, ребята, и мои статьи на сайте.

Помните, что всего 8 тем:

— общество

— человек

— познание

— духовная сфера (культура)

— социальная сфера

-экономика

-политика

— право

Отдельно можно выделить Конституцию РФ. По ней много вопросов. Есть специальное задание — № 16, которое только по данному правовому  документу.

  • Необходимо хорошо знать термины, понятия. Если вы не можете точно передать своими словами их суть, то просто заучивайте, как правило! Ведь ответы второй части   основаны  именно на знании терминологии, различных функций чего-либо, типов , видов, принципов.
  • Возьмите за правило: ни дня без выученных ТРЁХ терминов. В течение времени их будет предостаточно. А три в день выучить не так уж и сложно. Повторяйте каждый день по ПЯТЬ терминов, понятий, которые вы уже выучили. Составляйте СПИСОК их, по этому списку вспоминайте, повторяйте.

Первая часть в ЕГЭ по обществознанию: какие правила?

Вспомните, как в детстве вам предлагали сыграть в новую игру. Вы с энтузиазмом соглашались, но уточняли: «а какие правила?». С возрастом мы утрачиваем бдительность. Готовясь к ЕГЭ, школьники задумываются о правилах далеко не в первую очередь. И очень зря! Поверьте, ЕГЭ по обществознанию — это сложная, взрослая, но увлекательная игра. Чтобы победить, необходимо знать ее правила.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности. У вас появилось дополнительное время — не упустите его!

Представьте, что в этой игре вы играете против КИМа. С чего мы должны начать? Конечно же, с изучения нашего соперника. Разузнайте всю подноготную! Не переживайте, наш образовательный центр давно следит за особенностями ЕГЭ и сделал это за вас.

Как показывает статистика, в 2019 году проиграли 19,6%. То есть пятая часть всех, кто сдавал ЕГЭ по обществознанию, даже не прошла порог. Средний результат — всего 54,9 баллов, а на бюджет нужно от 80 баллов. Только 7,7% выпускников одерживают триумф. В этой статье мы разберемся, как достигать таких результатов.

Соперник у нас непростой. Теперь исследуем его тактику игры, сильные и слабые стороны. Да-да, поверьте, даже у ЕГЭ есть слабости! Например, он всегда ограничен своим же форматом: темами кодификатора и типами заданий. Запомните: ни одно задание в КИМах не возникает на ЕГЭ из ниоткуда! Вся структура предсказуема и известна заранее. И вы должны этим пользоваться.

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.

Агенты первичной социализации – это хорошо известные человеку люди, с которыми происходит непосредственное взаимодействие, общение, оказывающие на него непосредственное влияние: родители, браться, сёстры, близкие родственники, друзья и т.д.

Агенты вторичной социализации – это те люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов, которые тоже оказывают влияние на человека, определяют линию его поведения и поступков.

Типы заданий

Первая часть, задания 1–20

В первой части работы предлагаются задания с кратким ответом. Например, нужно вставить пропущенное слово в схему или таблицу.

В заданиях второго типа требуется выбрать обобщающее слово и записать его. К третьему типу можно отнести задания, где нужно выбрать несколько верных вариантов из списка, например, терминов или суждений.

В традиционном задании четвёртого типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.

Пример задания на установление соответствия из демоварианта 2020 года

Экзамен включает задание по экономике, в котором нужно проанализировать график и, отвечая на вопрос, выбрать верные ответы из списка. Задание может быть на одну из трёх тем: закон спроса и предложения, издержки производства или экономические циклы.

Другое графическое задание строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Школьникам нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.

Тема заданий № 14 и 16 известна заранее. В № 14 проверяют знание органов государственной власти или федеративного устройства РФ, вопрос № 16 посвящён Конституции РФ и правам человека.

В последнем задании первой части необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного списка.

Вторая часть, задания 21–29

Блок заданий с № 21 по 24 — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему. Чтобы ответить на часть из них, достаточно внимательно прочитать текст. В ответах на другие нужно продемонстрировать знания по курсу обществознания.

В задании № 25 требуется дать определение предложенному термину и составить с ним два предложения. В этом году требования к ответу повысили: предложения должны раскрывать указанные в задании аспекты, быть распространёнными (со второстепенными членами) и содержать достоверную информацию. Раньше за это задание давали максимум три балла, а теперь за верный ответ присуждают четыре.

В задании № 26 нужно назвать три функции, вида, классификации или критерия чего-либо (это будет указано в варианте задания) и привести примеры. Задание № 27 похоже: даётся теория и вопрос, ответ на который нужно сформулировать самостоятельно.

В задании № 28 ученикам предстоит составить сложный по структуре план из трёх и более пунктов по заданной теме, например, «Политические партии» или «Налоги и их воздействие на экономику страны». Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок. В 2020 году формулировку расширили: теперь требуют, чтобы количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

Пример ответа на задание № 28 — сложный план темы «Политические партии»

Последнее задание № 29 — эссе по одному из пяти разделов курса на выбор школьника.

Формулируйте термины самостоятельно!

Одним из залогов успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию является максимальная самостоятельность Вашей подготовки. мы не призываем Вас заучивать термины нашего словаря догматически! На ЕГЭ его с Вами не будет, а в ситуации естественного стресса память может подвести. Учитесь мыслить самостоятельно!

Наши подписчики спрашивают о том, что самостоятельная формулировка основных понятий может привести к ошибке.

Однако нам кажется, что самостоятельность мышления на ЕГЭ – главное! Предлагаю посмотреть несколько примеров, когда знание (или, наоборот, незнание, не умение самостоятельно сформулировать) термина оказало решающее влияние на получение баллов на ЕГЭ по обществознанию. Итак, посмотрим работы выпускников!

Разбалловка за выполнение задания 32

Перед Вами сложное теоретическое задание 25. Здесь проверяется именно компетенция выпускника мыслить научными терминами. Причем, если вы неверно формулируете сам термин, то за два дальнейших дополняющих его предложения, будь они даже верно написаны, вы получаете первичных баллов (а максимальный балл здесь 3!).

Пример ошибки в термине на ЕГЭ, задание 25

Ошибка видится в определении. Например, в натуральном хозяйстве деятельность крестьянина на земле не направлена на получение дохода, а только на удовлетворение своих потребностей. А факторы производства это то, без чего по Смиту невозможна никакая экономика. Скорее всего, этот элемент ответа не зачли. Например, в своем словаре мы даем следующее определение:

А вот противоположный пример. Выпускница, подписчица нашего паблика  , например, сомневается, но сам ищет на экзамене верный ответ, в итоге его самостоятельно формулируя и получая минимум 1 балл за верно написанное понятие. Второй попытается отспорить на апелляции, кстати.

Также, в эссе по обществознанию (задание 29), если вы не сумеете дать собственное видение проблемы, используя обществоведческие понятия, Вы не получите максимальные баллы. Ошибка в термине, чаще всего, влечет за собой потерю одного балла за критерий 2 (характер и уровень теоретической аргументации).

Критерий 2 проверки эссе по обществознанию

Еще один аналогичный пример с ЕГЭ, когда выпускник терял балл на незнании термина, и вновь на экономике:

Ошибка в термине в эссе по обществознанию

Конечно, определение нельзя начинать строить с «это то, из чего…». Необходим подбор синонима, здесь это фактор. В целом, понятие ресурс аналогично фактору производства, но можно попытаться дать и несколько отличное определение.

Ну а то, что в экономике не все производится на продажу (товар), Вы уже, надеюсь, поняли. Да, это в корне не верное определение термина.

Наш СЮРПРИЗ от эксперта ЕГЭ — курс МАСТЕР ЭССЕ!

Комментарии пользователей сайта к нашему словарю терминов ЕГЭ

Желаем удачи!

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Условия существования свободы

Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних условиях жизни Абсолютная свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Внутренний мир человека

Макрокосмос  (или макрокосм)— человек как часть большого космоса, мироздания.

Микрокосмос (или микрокосм)– отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое.

Духовный мир человека – это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений.

Мировоззрение – взгляды человека на мир, общество и самого себя.

Виды мировоззрения

  • Научное – признание решающей роли научных знаний при познании мира, отрицание всего, что не доказано наукой.
  • Паранаучное (от греч «вне») – предполагает существование иного мира, иного измерения(параллельного  мира, инопланетного разума).
  • Религиозное – основано на вере в сверхъестественное, в Бога и богов.
  • Атеистическое – отрицание существования Бога, высших сил.
  • Житейское (обыденное) – в его основе лежит жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение.

Гуманистическое мировоззрение — признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.

Человеконенавистническое мировоззрение – основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.

Революционное – в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.

Консервативное – основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.

 Некоторые термины.

  • Толерантность – от лат. терпимость, терпимое отношение к людям различных взглядов, если они не создают угрозу для окружающих.
  • Пессимизм – убеждение, что ничего хорошего в жизни ждать не приходится, что будет всё ещё хуже.
  • Оптимизм— вера в лучшее, в силы и возможности человека, в то, что жизнь – прекрасна.
  • Скептицизм – сомнение во всём, что происходит и будет происходить в жизни ( в возможность познания, в то, что произойдут позитивные измения в обществе, в жизни человека и т.д.)
  • Альтруизм – нравственная позиция, в основе которой лежит любовь к людям, желание жить для них, готовность жертвовать собой во благо общества.
  • Эгоцентризм – руководство в действиях и поступках , осванное на собсвенных прихотях, потребностях, безразличие к окружающим, неспособность и нежелание рассматривать иную точку зрения.
  • Компромисс – способность и умение поступиться некотрыми своими интресами ради решения общих проблем, взаимные уступки сторон.
  • Консенсус –полное согласие, единый подход к решанию проблемы или по какому-то вопросу.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector