Главные особенности написания статей в научном стиле
Содержание:
- Введение
- Несколько способов, как упростить выбор темы для будущей статьи
- Аннотация — пример написания при помощи нашего сервиса
- Аннотация
- Abstract
- Формы научно-исследовательских работ студентов
- Составление аннотации при помощи онлайн сервиса 4author
- Читайте комментарии
- Главные ошибки при написании научных статей
- Правила написания научных обзорных статей
- Определение темы и ЦА
- Подбор научной литературы
- Всегда стоит оставлять пометки
- Упор на критическое и структурированное мышление
- Определение типа обзора
- Гармоничное использование старых и свежих источников
- Анализ проблематики с разных сторон
- Опора на мнение предыдущих рецензентов
- Использование малой части собственных исследований
- Частая практика
- С чего начать писать статью магистру?
- Другие классификации
- Научная новизна
- Выпускная квалификационная работа
- Вывод
Введение
Включает: актуальность темы исследования, обзор литературы по теме исследования, постановку проблемы исследования, формулирование цели и задач исследования, научную новизну исследования.
Цель исследования. Автор должен обозначить цель исследования. Это можно сделать, ответив на вопрос — “Для чего проводится исследование?”. Целью исследования должно быть что-то новое, например разработка классификации.
Поэтому цель формулируется при помощи глаголов: выявить, определить, сформулировать, разработать.
Объект исследования — материал, изучаемый исследователем.
Пример цели и объекта исследования
Актуальность темы указывает на степень ее важности для современной науки. Чем выше применимость результатов исследования на практике, тем выше актуальность
Пример актуальности
Научная новизна исследования демонстрирует, насколько результаты данного исследования отличаются от результатов других исследований по схожей теме.
Пример научной новизны
Во введении также указывают гипотеза автора (необязательно).
Несколько способов, как упростить выбор темы для будущей статьи
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Тема – это то, о чем пишется статья автора, ее должен одобрить научный руководитель, если предусмотрена его помощь. Если автор действует самостоятельно, тему желательно сопоставить с теми, что находятся в списке самых востребованных и популярных публикаций и соответствуют последним тенденциям.
Для этого можно открыть интернет, но главное, чтобы тема была интересной и доступной для понимания самого автора. Кроме того ее объем должен вписываться в нормы касательно оптимального размера научной статьи – примерно 8-10 страниц формата А4. После выбора темы в поисковой системе интернета нужно будет просмотреть, сколько есть уже выполненных работ такой же тематики.
Вот несколько вариантов как упростить выбор темы.
Послушайте рекомендации и предложения преподавателя, так как у него больше опыта и знаний в том, какие темы актуальны, а чего касаться не стоит.
Проанализируйте, на каких предприятиях работают родственники и знакомые, чтобы был доступ к данным компании. Это позволит сузить круг поиска актуальных тем, опираясь на практическую составляющую исследования.
Выбор темы должен иметь узкое направление, в котором будет проводиться работа
Не нужно брать слишком объемную тему.
Обратите внимание на то, есть ли у выбранной темы смежные дисциплины. Именно такие предметы, которые находятся в пограничных областях фундаментальных наук требуют научных исследований.
Берите такие темы, в которых возможно применение новых методик и инноваций, чтобы предложить свежий взгляд на решение проблемы.
Аннотация — пример написания при помощи нашего сервиса
Как видите, написать аннотацию к научной работе довольно просто, если под рукой есть автоматизированная система, позволяющая изложить основное содержание исследования в структурированной форме и сразу оптимизировать его как для читателя, так и для поисковиков.
Далее приведен образец аннотации к научной статье:
Аннотация
В статье приведен вывод уравнений изгиба треугольного конечного элемента пластины с учетом ползучести. При выводе уравнений используется вариационный принцип Лагранжа. Задача сводится к системе линейных алгебраических уравнений. Полученные уравнения позволяют рассчитывать пластинки произвольной формы с учетом вязкоупругих свойств материала. Приведен пример расчета прямоугольной полимерной пластинки из вторичного ПВХ, шарнирно опертой по контуру и загруженной равномерно распределенной по площади нагрузкой. В качестве закона, устанавливающего связь между деформациями ползучести и напряжениями, используется нелинейное уравнение Максвелла-Гуревича. Представлены графики изменения во времени напряжений и прогиба. Напряжения в процессе ползучести меняются несущественно, разница между напряжениями в начале и в конце процесса ползучести не превышает 6%.
Ключевые слова:
метод конечных элементов, изгиб пластин, полимеры, длительная цилиндрическая жесткость
Из образца видно, что структура аннотации вполне понятна для чтения, можно отметить содержательность текста и его неперегруженность. Грамотно использованы классические клише и обороты, позволяющие раскрыть сжатое изложение информации. Прочитав аннотацию, вы сразу понимаете суть работы. При этом все правила написания аннотации соблюдены, а аспекты проведенного исследования ясны – предоставлена неплохая выжимка проблематики, сути и результатов проделанной автором работы. Практически синопсис в формате аннотации и с соблюдением всех правил правописания, библиографических стандартов.
Приведем еще один пример аннотации для англоязычных изданий:
Abstract
In this paper, strength and buckling behavior analysis of a ring-stiffened cylindrical shell for the sightseeing submersible subjected to mechanical and thermal loads are studied. Based on the Donnell’s assumption and classical shell theory, the governing equations of strength analysis for the ring-stiffened cylindrical shell are established, and the problems are solved by finite difference method (FDM) and Newmark-β method. Meanwhile, the governing equations of buckling behavior for the ring-stiffened cylindrical shell are set up in view of the energy method, which are resolved by the Ritz method. The research shows that the external load has the most significant influence on the strength of ring-stiffened cylindrical shell. Moreover, compared with other factors, the external load has a great influence on its strength, and the effect of shell thickness on the buckling load of ring-stiffened cylindrical shell is most obvious. The research work can provide theoretical basis for the design and optimizing of underwater equipment such as tourist submarines.
Keywords:
Critical buckling Strength Ring-stiffened Underwater Transparent cylindrical shell
Из образца видно, что структура аннотации вполне понятна для чтения, можно отметить содержательность текста и его неперегруженность. Грамотно использованы классические клише и обороты, позволяющие раскрыть сжатое изложение информации. Прочитав аннотацию, вы сразу понимаете суть работы. При этом все правила написания аннотации соблюдены, а аспекты проведенного исследования ясны – предоставлена неплохая выжимка проблематики, сути и результатов проделанной автором работы. Практически синопсис в формате аннотации и с соблюдением всех правил правописания, библиографических стандартов.
Приведем еще один пример аннотации для англоязычных изданий:
Этот вариант аннотации можно прочитать и понять даже не обладая стопроцентными знаниями языка. Предмет исследования ясен, какие результаты получены тоже понятно, методы отлично раскрываются, они рассмотрены и проанализированы.
Формы научно-исследовательских работ студентов
Формы научно-исследовательской деятельности студентов зачастую носят внеучебный характер.
Форма научно-учебной работы | Характеристика | Оценка |
---|---|---|
Предметный кружок или секция | Участвуют студенты младших курсов. Рассматриваются простые теоретические проблемы | Студенты готовят доклады для заседания кружка. Оценка в зачетку не выставляется, но студент может получить автоматом зачет |
Проблемные студенческие лаборатории | Участвуют студенты 3 курса и старше. Акцент делается на практическое решение поставленной задачи |
Оценка в зачетку не выставляется, но студент может получить автоматом зачет |
Участие в научных конференциях | Студент выступает на публике со своей научной работой, к-я может лечь в основу курсовой и ВКР | Необязательная активность. Оценка в зачетку не выставляется, сам факт выступления может добавить несколько баллов |
Разные виды и формы НИР развивают навыки работы с информации, логическое мышление, умение оформлять исследования по требованиям ГОСТ, отстаивать свое мнение, находить доказательства для своих доводов, в письменном и устном виде излагать свои мысли.
Наш сервис позволит вам сконцентрироваться на основном тексте рукописи, а не на структуре аннотации, пытаясь выполнить различные требования стандартов и не допустить ошибки при написании аннотации. Доступно автоматическое создание аннотации в стандартах ГОСТ, MLA, APA, Американской Академии Наук и научного журнала «Бизнес Информ» (издательство Emerald). Помимо русского и украинского языков, поддерживается аннотация на английском языке.
Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно просто нажать на кнопку «Создать аннотацию» и указать следующие данные в открывшейся форме (разберем для стандарта ГОСТ):
Язык вводимых данных и название своей работы
Фамилии и инициалы авторов публикации, а также соавторов;
Актуальность – здесь обобщается важность исследованной проблемы;
Постановка задачи – описываем задачу, решению которой посвящена статья;
Пути решения поставленной задачи — приводим конкретные шаги, направленные на для разрешения заданной задачи;
Результаты – пишем, к каким результатам удалось прийти в ходе исследования, скажем так обобщение изложения полного текста;
Выводы – простым и доступным языком авторского резюме описываем перспективы внедрения полученных результатов на практике;
Ключевые слова – вписываем слова и фразы, по которым ваша работа будет отображаться в поисковых системах, чтобы быстро выделить их, проведите
семантический анализ
и впишите в поле около 10 выделенных алгоритмом ключевых фраз.
Внизу отображается средний объем аннотации (ограничения по количеству слов зависят от выбранного стандарта), кнопки предварительного просмотра и сохранения краткого описания в личном кабинете автора. При необходимости вы сможете проводить редактирование аннотаций и использовать другие инструменты, доступные зарегистрированным пользователям. Стоит отметить, что сервис подходит для образовательных учреждений, позволяя также составить аннотацию к дипломной работе, курсовой работе или любой другой рукописи, к которой нужна аннотация независимо от тематики.
Читайте комментарии
Изучите комментарии под статьями и постами в соцсетях своей компании и конкурентов — пользователи часто оставляют вопросы и отзывы.
Подпишитесь в Инстаграме на популярные аккаунты по теме и мониторьте их сторис. Особенно богат на темы формат «вопрос — ответ».
Пример.Ищем темы для сайта косметологического салона. Заходим в инстаграм-профиль конкурента, смотрим один пост и сторис.
И вот у нас уже пять тем:
- «Кому нужен питательный крем»;
- «Вам не нужен питательный крем! И еще 5 средств, которые вы можете выбросить»;
- «Как ухаживать за кожей зимой»;
- «Какие средства обязательно должны быть у жительницы севера»;
- «Как восстановить кожу после родов».
Главные ошибки при написании научных статей
Есть ряд недопустимых ошибок, вследствие которых печатное издание может отказаться от размещения работы. Это касается нескольких пунктов:
- не полностью раскрыта тема;
- наличие рекламного и экстремистского подтекста;
- использование неактуальных и устаревших источников информации и литературы;
- самоцитирование, то есть когда в работе используется источников предыдущая работа этого автора;
- объем работы не соответствует количеству авторов;
- низкая уникальность ниже 70-80%;
- наличие стилистических и грамматических ошибок;
- некорректное название;
- отсутствие научного содержания;
- неправильно составленная структура;
- разные недочеты в оформлении текста.
При выборе источников нужно брать самые свежие издания и новые публикации. В статье не должно быть избытка иллюстраций, текст нужно несколько раз прочитать свежим взглядом. В интернете можно найти готовые шаблоны и образцы научных статей, чтобы сопоставить свою работу с теми, что прошли рецензирование и были одобрены специалистами.
Правила написания научных обзорных статей
Кроме выстраивания текста согласно принятой структуре, автору следует придерживаться нескольких важных правил, по которым пишутся обзоры.
Определение темы и ЦА
Тема статьи зависит от научных интересов специалиста, направления его исследований. Браться за работу в незнакомой области неразумно — это усложнит задачу и приведет к некорректным выводам. Нужно учитывать актуальность проблемы. Если по ней ведутся исследования, перед учеными стоят нерешенные вопросы, а в профильных изданиях появляются новые публикации, обозревателю стоит взяться за анализ источников и систематизировать сведения по теме.
Целевая аудитория — группа людей, для которых написана статья.
Целевая аудитория статьи (ЦА) — это люди, которым работа адресована в первую очередь. Автор сам определяет, кто заинтересуется его статьей, каков уровень подготовки читателей. От этого зависит, насколько подробным и глубоким будет изложение материала.
Подбор научной литературы
Чтобы найти и отобрать исходные статьи, нужно пользоваться специализированными поисковыми системами:
- dblp.uni-trier.de/db/;
- scopus.com/home.uri;
- scholar.google.ru;
- jstor.org;
- clarivate.com/webofsciencegroup;
- arxiv.org и другими.
Определить ключевые слова, ипакт-факторы (показатели цитируемости) следует до начала поиска. Полезно ознакомиться с ранее вышедшими обзорами по теме и отметить для себя, как часто на них ссылались другие авторы.
Всегда стоит оставлять пометки
Поскольку запомнить все мысли и выводы, которые приходят на ум во время изучения источников, невозможно, необходимо фиксировать замечания по ходу чтения. Нужно отмечать ключевые детали статей в печатных материалах с помощью маркера или карандаша. Удобно создавать примечания в электронных документах, делать пометки на бумажных носителях и в файлах.
Мысли и выводы необходимо отмечать по ходу чтения.
Упор на критическое и структурированное мышление
Следует критически подходить к исходным материалам, анализировать применяемые авторами методы, получаемые выводы. Нужно определить, как глубоко исследована проблема, какие вопросы остались нераскрытыми, как их разрешить в дальнейшем. Этот подход применяют при рассмотрении каждой статьи. Чтобы не пропустить какие-либо детали, можно обратиться за консультацией к коллегам или пригласить их в качестве соавторов. В команде можно распределить задачи, ускорив тем самым работу и повысив ее эффективность.
Полезно составить предварительный план обзора, продумать, в каком виде подать информацию (графики, схемы, списки, таблицы). Нужно обосновывать выводы, следить за логикой изложения: каждое последующее утверждение должно вытекать из предыдущего.
Определение типа обзора
Вид обзора определяет автор в соответствии с поставленными задачами и своим опытом. Молодому ученому не стоит браться за объемный оценочный обзор или пытаться охватить обширную тему в одиночку.
Тип обзора определяет автор.
Гармоничное использование старых и свежих источников
Выбирать нужно не только новые материалы, т. к. некоторые классические монографии во многих отраслях знания сохраняют актуальность десятилетиями. Опора на обзоры прошлых лет поможет рассмотреть проблему в ретроспективе и глубже проанализировать изменения, которые произошли в изучаемой области.
Анализ проблематики с разных сторон
Тщательно исследовать объект можно при обращении к смежным направлениям. В этом случае следует ориентироваться на обзоры по другим вопросам, в которых затрагиваются аспекты, связанные с темой работы.
Опора на мнение предыдущих рецензентов
Полезно прочитать рецензии и отзывы об исходных статьях и старые обзоры. На весомое мнение опытных членов научного сообщества следует ориентироваться в первую очередь. Сравнительно высокий индекс цитирования не всегда свидетельствует об адекватности работы и достоверности выводов, к которым пришли ее авторы.
В статье нужно делать опору на мнение предыдущих рецензентов.
Использование малой части собственных исследований
Чаще всего составитель изучает проблему уже не один год и периодически публикует материалы по той же или близкой теме. Но включать большое количество собственных статей в обзор не рекомендуется: ученый рискует оказаться необъективным, выделить собственные гипотезы, не уделив должного внимания мнениям коллег.
Частая практика
Получить опыт в написании академических текстов этого вида можно только благодаря регулярной практике. Браться за подобную работу нужно даже при отсутствии заказов на обзоры от рецензируемых изданий, чтобы в будущем задача не оказалась слишком трудной. На первых порах можно отправлять статьи в журналы с не самым высоким рейтингом.
С чего начать писать статью магистру?
Начните с выбора направления исследований.
Первое. Здесь можно ориентироваться на преподавателя, который будет вашим научным руководителем в дальнейшем. Человеческий фактор никто не отменял: его область научных исследований может стать направлением и вашего исследования.
Второе. Выбирайте темы, где уже проводились исследования, где есть данные для анализа. Сайт Росстата вам в помощь. И другие аналитические порталы (Автостат, например).
Третье. Зарегистрируйтесь в базах научных статей. E-library для начала. Для более продвинутых и со знанием английского языка – Scopus, Web of Science, Google Scholar. Посмотрите, о чем вообще пишут статьи.
Когда с направлением вам понятно, нужно начать читать. Вам очень поможет «начитанность». Вы уже зарегистрировались в наукометрических базах? Прочтите два-три десятка статей по выбранной теме. Это поможет формированию лексики по выбранной теме, пониманию основ научного стиля письма.
Почитали статьи? Выбирайте журнал, где хотите сделать публикацию! Журнал можно выбрать по рекомендации научного руководителя, рассмотреть возможности участия в конференциях с публикацией статей в научных сборниках, а можно выбрать самому, ориентируясь на базу e-library (как это сделать, читайте следующие параграфы, для аспирантов и преподавателей).
Теперь, когда есть журнал, внимательно изучите его требования к авторам. И у вас будет структура статьи, ее объем, требования по оформлению и количеству источников литературы. Так ваш проект «написание статьи» обретает определенные очертания, вы знаете, сколько текста вам нужно написать и сколько источников минимум процитировать.
Теперь дело за малым – начать писать текст. Начните с описания изученных источников по вашей теме. Обязательно делайте ссылки по тексту. Это будет введением.
Во введении нужно обозначить гипотезу и объяснить, почему эта проблема актуальна. Не забудьте показать, что уже известно о вашем предмете исследования (со ссылками на авторов, которые уже изучали эту проблему).
За введением идет основной текст статьи. Там вы приводите полученные результаты. Хорошо, если будут графики и таблицы: они помогают лучше воспринимать информацию. Графики и таблицы вы описываете, полученные результаты анализируете.
В заключении вы указываете, удалось ли подтвердить вашу гипотезу, какое значение имеют результаты и как их можно применить на практике.
Когда статья написана, то вы показываете ее научному руководителю и заручаетесь его поддержкой. Часто журналы требуют рецензию на статью от преподавателя вашего вуза. Учитываете замечания научного руководителя (если они будут, а их может и не быть), и отправляете статью в выбранный журнал.
Обязательно напишите текст сопроводительного письма, где укажите кто вы и о чем ваша статья (кратко). Ждите ответа. Если ответа нет в течение 3-5 дней, пишите повторно или звоните, чтобы убедиться, что редакция получила ваше письмо.
Ваша статья будет передана на рецензирование. Рецензию можно ждать несколько недель. Потом нужно будет поработать с замечаниями рецензента.
И вот, когда статья исправлена, она наконец-то попадает в печать.
Здесь я описала случай, если вы подаете статью в журнал хорошего уровня, как минимум включенный в список ВАК (Высшей аттестационной комиссии – организации, которая присваивает ученые степени).
Если журнал попроще, или это сборник статей, то процедура гораздо легче. Поддержка научного руководителя не потребуется, и статью рецензировать никто, скорее всего, не будет. Вы просто оплачиваете публикацию и получаете свой труд в печатном или электронном виде. Для начинающего автора, не планирующего научной карьеры, вполне подходящий вариант.
Если научная карьера вас интересует, да и хочется солидной строчки о публикации в своем резюме, то читайте следующий раздел.
Другие классификации
Существуют и другие, менее широко используемые принципы классификации научных статей.
По объему работы
Полноформатные. Состоят из теории по теме и практической части. Минимальный объем основного текста — до 12 страниц.
Требования по максимальному объему текста зависят от дисциплины и издательства (Скачать)
Краткие. В тексте сжато описывается суть исследования, полученные результаты и выводы автора. По объему к кратким относят статьи, занимающие 6 страниц и меньше.
Такие статьи часто публикуются в университетских сборниках (Скачать)
Научные идеи или тезисы исследования. По сути это наброски будущей полноценной статьи либо их описание в форме тезисов.
Может использоваться для выступления на научной конференции (Скачать)
По типу издания
По-настоящему ценные статьи принимают к публикации в статусные научные издания. Чем выше репутация журнала, где публикуется ученый, тем выше его статус.
При наличии большого научного авторитета автору будет проще опубликовать статью в еще более статусном издании.
В престижном научном журнале ВАК. Научные издания ВАК принимают работы на актуальные темы и с хорошо проработанным исследованием. В качестве авторов могут выступать ученые с ученой степенью или претендующие на нее.
Из-за высокого спроса очередь на публикацию может достигать от полугода и больше (Скачать)
В вузовских изданиях. Многие вузы создают собственные СМИ и публикуют как развлекательную и ознакомительную информацию, так и научные публикации студентов вуза. Попасть на страницы таких изданий легче, но и статья будет менее статусной.
Публикации в таких журналах не учитываются при допуске к защите диссертации (Скачать)
В сборниках конференций. Большинство конференций при приеме заявок участников требует тезисы представляемого исследования. После завершения конференции выпускается сборник, где опубликованы тезисы всех, кто принял участие. Статус подобной публикации зависит от статусности конференции.
Студентам, решившим посвятить себя науке, стоит начать именно с подобных научных работ (Скачать)
Научная новизна
Авторы в своих статьях должны четко указать, в чем отличие их работы от аналогичных исследований в той же предметной области. Научная новизна – так называемое сердце всего исследования, его основной стержень. Если нет новизны, то ценность исследования теряется.
Некоторые авторы пытаются приурочить что-то известное к какому-либо новому поводу. Например, в статье к юбилею ученого приводилась его биография, однако научной новизной перечень биографических фактов из его жизни и деятельности не обладает. Соответственно, историко-биографический обзор не может считаться научным исследованием ввиду того, что перечень известных фактов в честь юбилея не имеет ничего нового по отношению к уже известному.
Рассмотрим другой случай. Итак, в статье на тему «интерактивный метод обучения в дистанционном образовании» автор приводит целый раздел с описанием научной новизны. Однако, внимательно изучив этот раздел, никак нельзя выяснить – что именно нового предлагает автор. Основная мысль, которая дается, – студентам всего лишь необходимо звонить по скайпу. Причем скайп – не новый, и не разработан автором статьи. Применить его, как техническое средство – можно, но в чем именно содержание методики его использования? В том, чтобы студенты самостоятельно разговаривали при пассивном участии преподавателя? Так они между собой могут поговорить, и по телефону, и по другим мессенджерам, и без участия преподавателя. То есть автор пытается сделать новую комбинацию известного (возможности телекоммуникации) и известного (возможности обучения), и выдать это за новую технологию обучения.
Хорошим примером научной новизны может быть следующее: «предложена модель готовности учащихся к получению профессионального образования, раскрыто содержание показателей (индикаторов состояния данной готовности), сформулированы критерии (признаки, на основании которых формируется оценка уровня развития показателей готовности), охарактеризованы педагогические условия, учитывающие специфику функционирования сельских школ, спроектирована система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования».
Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа (ВКР) — это самостоятельная научная работа учащегося, которая демонстрирует полученные за весь период обучения знания и навыки.
ВКР различаются в зависимости от уровня высшего образования: диплом бакалавра и диплом специалиста.
Дипломные работы бывают нескольких видов — делятся они по типу исследования.
Структура ВКР для всех одинаковая:
- титульный лист;
- аннотация;
- список сокращений;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Объем работы зависит от типа ВКР: у бакалавров текст занимает от 40 до 60 страниц, у специалистов — 70-90 страниц.
Пример ВКР
ВКР обязательна для выполнения (Скачать)
Вывод
Научная статья – это исследование, в котором автор выявляет проблему и делает заключения, согласно выявленных данных. Авторами таких работ являются студенты, магистры или аспиранты. Человек, решивший написать статью должен обладать определенным багажом знаний, уметь видеть проблемы исследуемой темы, знать отношение компетентных авторов к рассматриваемой проблеме.
Работа публикуется в научном журнале или в сборнике статей по итогам студенческой конференции. У разных журналов свои требования к оформлению научной статьи.
Чтобы работа была опубликована, важно соблюдать эти требования, а также сроки сдачи