Функциональные и должностные обязанности методиста

Правила оформления

ДИ методиста содержит следующие пункты:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

Рассмотрим каждый из разделов.

Общие положения

Знания методиста касаются следующих областей:

  • принципов дидактики и технологий преподавания, как общих, так и частных;
  • основ психологии, экологии и социологии;
  • способов выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогики в работе;
  • принципов разработки учебно-методической документации, планов, образовательных программ;
  • способов систематизации методических и информационных материалов;
  • требований, которые предъявляются к интерактивным обучающим средствам и организациям, сдающими их напрокат;
  • законов РФ и Конституции, актов, постановлений и решений, принимаемых в образовательной сфере;
  • положений, прописанных в Трудовом Кодексе РФ, технике безопасности и противопожарной защите.

Если методист ушел в отпуск или заболел, то директор назначает лицо, исполняющее его обязанности. Замещающее лицо несет полную ответственность за совершенные действия и обязано выполнять свои функции. Методист подчиняется непосредственно директору учреждения.

Обязанности

Методист:

  1. Организует методическую работу в образовательных и методических учреждениях, и центрах.
  2. Анализирует на каком уровне находится учебная и воспитательная работа, предлагает способы улучшения.
  3. Помогает педагогам определить содержание, формы и методы работы с учениками.
  4. Разрабатывает методические пособия, планирует переподготовку кадров, составляет учебные планы.
  5. Разрабатывает документы относительно проведения конкурсов, выставок, олимпиад и других мероприятий.
  6. Сопровождает учебно-методическую документацию и пособия от этапа создания до утверждения.
  7. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы, передает результативный опыт.
  8. Координирует работу методических объединений педагогов.
  9. Помогает организовывать курсы, направленные на повышение квалификации.
  10. Информирует учебно-методические кабинеты о выходе новых учебников или иных средств обучения.
  11. Принимает и передает информацию о том, какие есть новые технологии в сфере обучения и воспитания.
  12. Обслуживает фильмотеки и анализирует информацию, содержащуюся в пособиях.

Права

Методист имеет право на:

  1. Ознакомление с проектами решений руководства относительно его деятельности.
  2. Внесение предложений по улучшению работы в рамках компетентности.
  3. Запрос информации и документов, необходимых для работы, как по распоряжению директора, так и без него.
  4. Привлечение других специалистов для решения конкретных задач.
  5. Требование у руководства оказывать содействие в работе.

Ответственность

Методист обязан исполнять свои обязанности в рамках должностной инструкции и трудового законодательства Российской Федерации. За нарушение закона он несет административную, уголовную или гражданскую ответственность. Если методист причинил материальный ущерб, он несет ответственность в рамках трудового и гражданского законодательства.

Скачать бланк должностной инструкции методистаСкачать образец должностной инструкции методистаМы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:
8 (800) 350-14-90

Специальности

Список вузов где учат на Методиста в Туле:
какие предметы сдавать, стоимость обучения на Методиста, проходные баллы и выбор специальности.

300026, Тульская область, г. Тула, пр. Ленина, д. 125Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (ин. яз., ин. яз.) Рус 
Общ 
Иняз 
242 94 610 ₽
Педагогическое образование (Русский язык, Иностранный язык (английский) Рус 
Общ 
Иняз 
228 94 610 ₽
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Русский язык, Литература) Общ 
Рус 
Лит 
224 94 610 ₽
Профессиональное обучение (по отраслям) Рус 
Мат 
Общ 
219 94 610 ₽
История Ист 
Рус 
Общ 
207 94 610 ₽
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки (Начальное образование, ин. яз.) Рус 
Общ 
Мат 
202 94 610 ₽
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (История, Право) Общ 
Ист 
Рус 
198 94 610 ₽
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Физика, Математика) Рус 
Мат 
Общ 
198 94 610 ₽
Педагогическое образование (Русский язык, Мировая художественная культура) Ист 
Общ 
Рус 
192 94 610 ₽
Педагогическое образование (профиль «Русский язык») Лит 
Общ 
Рус 
187 47 300 ₽
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Технология, Экономика) Рус 
Общ 
Мат 
184 94 610 ₽
Филология Рус 
Лит 
Ист 
184 94 610 ₽
Специальное (дефектологическое) образование Рус 
Общ 
Био 
182 94 610 ₽
Педагогическое образование (Физическая культура, Дополнительное образование) Общ 
Рус 
ДВИ 
177 94 610 ₽
Педагогика и психология девиантного поведения Рус 
Био 
Общ 
175 94 610 ₽
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Биология, Химия) Рус 
Био 
Общ 
175 94 610 ₽
Педагогическое образование (профиль «Физическая культура») Рус 
Общ 
ДВИ 
174 94 610 ₽
Психолого-педагогическое образование Био 
Общ 
Рус 
174 94 610 ₽
Педагогическое образование (профиль «Музыка») Общ 
Рус 
ДВИ 
171 47 300 ₽
Биология Био 
Хим 
Рус 
165 107 530 ₽
Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») Рус 
Общ 
Мат 
159 47 300 ₽
Химия Рус 
Хим 
Мат 
159 107 530 ₽
Педагогическое образование (профиль «История») Рус 
Общ 
Ист 
148 47 300 ₽
Педагогическое образование (профиль «Математика») Общ 
Рус 
Мат 
138 47 300 ₽
Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование») Рус 
Общ 
Мат 
131 47 300 ₽
Педагогическое образование (профиль «Технология») Общ 
Рус 
Мат 
126 47 300 ₽
Педагогическое образование (Начальное образование, Искусство) Рус 
Мат 
Общ 
Педагогическое образование (профиль «Иностранный язык (английский)») Общ 
Рус 
Педагогическое образование (профиль «Информатика») Рус 
Общ 
Мат 
Физическая культура Био 
Рус 
ДВИ 
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Рус 
Био 
ДВИ 

301000, Российская Федерация, Тульская область, пос. Заокский, ул. Руднева, 43 АЗаокский христианский гуманитарно-экономический институт

Педагогическое образование Общ 
Рус 
ДВИ 

г. Тула, просп. Ленина, д. 92Тульский государственный университет

Региональные периодические издания и мультимедийная журналистика Рус 
Лит 
ДВИ 
286 159 110 000 ₽
Журналистика Рус 
Лит 
ДВИ 
Набора не было Набора не было
Перевод и переводоведение Рус 
Ист 
Иняз 
249 144 108 000 ₽
Информационные системы Мат 
Рус 
Физ 
189 158 125 000 ₽
Физкультурно-оздоровительные технологии Рус 
Био 
ДВИ 
196 187 154 000 ₽
Защищенные автоматизированные системы управления Мат 
Рус 
Физ 
168 135 125 000 ₽
Биоэкология Мат 
Рус 
Био 
185 137 125 000 ₽
Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность Мат 
Рус 
Хим 
174 141 125 000 ₽
Охотоведение Мат 
Рус 
Био 
Набора не было Набора не было
Физическая культура Рус 
Общ 
ДВИ 
Набора не было 180 108 000 ₽

Российская Федерация, 300028, г. Тула, ул. Болдина, дом 98 бТульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова

Специальное (дефектологическое) образование Общ 
Био 
Рус 

Общие положения

1.1. Методист учебного отдела ВУЗа относится к учебно-вспомогательному персоналу и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность методиста учебного отдела ВУЗа назначается лицо, имеющее образование [без предъявления требований к стажу работы/ и стаж работы по специальности не менее лет].

1.3. На должность методиста учебного отдела ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Методист учебного отдела ВУЗа должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— локальные нормативные акты образовательной организации;

— основы педагогики, педагогической психологии;

— основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— основы налогового, экономического и экологического законодательства;

— финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;

— основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;

— современные формы и методы обучения и воспитания;

— правила ведения документации по учебной работе;

— основы делопроизводства;

— содержание программы обучения в образовательной организации и основных требований к их подготовке;

— содержание и порядок проведения занятий, методику учебных материалов для всех видов занятий;

— методику использования на всех видах занятий средств технического обучения;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Методист учебного отдела ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом .

66 рабочих задач методиста и синдром самозванца

— Как распределяются функции «обычного» методиста (педагогического дизайнера) и дизайнера образовательного опыта — эти роли в образовательных проектах выполняют разные люди или одни и те же? Каков вообще основной спектр задач методиста?

— Это всё очень сильно зависит от организации конкретного проекта. В крупных образовательных проектах, таких как Skillbox, Skyeng, Яндекс.Практикум, GeekBrains, работают целые команды методистов во главе со своими тимлидами. Вот тимлиды как раз могут быть больше сосредоточены на задачах проектирования образовательного опыта, а методисты конкретных образовательных программ — на образовательном контенте.

Причём в большой образовательной программе методисты занимаются контентом с разной степенью детализации задач: кто-то из них разрабатывает концепцию учебной программы, а кто-то пишет с экспертами сценарии конкретных видеоуроков, делает учебные презентации, придумывает домашние задания и проверочные тесты.

А в каком-то маленьком проекте может быть один методист на весь спектр задач. Он и концепцию пишет, и учебные презентации делает сам, даже без дизайнера, и целевую аудиторию изучает, составляя её портрет как маркетолог.

— И продюсирует проект, и видеоролики монтирует…

— Да-да, и монтаж роликов тоже бывает, и размещение материалов на образовательной онлайн-платформе «ручками». И действительно, даже в крупных проектах подчас очень размыта граница между сферами задач продюсеров и методистов. Это я сейчас говорю, конечно, про сегмент онлайн-образования. Просто он находится в стадии бурного развития, и в разных компаниях изначально по-разному была организована работа. В результате исторически так сложилось, что где-то от методистов ожидают одного набора навыков, где-то — другого, а единого стандартизированного подхода нет.

В сфере корпоративного образования, чтобы проектировать небольшие курсы, обычно достаточно навыков педагогического дизайнера, необязательно быть дизайнером образовательного опыта. Словом, везде разная специфика.

Недавно мы объединились с руководителями методических команд порядка десяти разных образовательных проектов из EdTech-сферы и составили «Скиллсет методиста» — это как раз попытка описать все задачи, с которыми сталкиваются методисты при разработке образовательного продукта.

Так вот, в «Скиллсете методиста» получилось 66 рабочих задач. И мы продолжаем уточнять этот список.

Конечно, это не означает, что каждый методист обязан владеть всеми компетенциями, необходимыми для этих 66 задач. Это широкий детализированный список с учётом всего, что бывает на практике.

— Если кратко свести этот огромный список конкретных задач к основным предметным областям, изучение которых полезно методисту, то что получится?

— Кроме самого проектирования образовательных программ, я бы выделила ещё пять предметных областей:

  1. Возрастная психология, педагогика и андрагогика, плюс нейрофизиология (как работает наш мозг и как мы учимся).
  2. Копирайтинг (потому что создание образовательного контента — это часто работа с текстами, нужно уметь превращать сложные экспертные объяснения в простой контент, понятный новичкам).
  3. Основы UX-дизайна — потому что, когда методист проектирует образовательные материалы, он должен понимать законы восприятия информации, а если это контент для онлайн-образования, то нужно знать, как люди воспринимают диджитал-среду, интерфейс, какие там стоит использовать удобные функции.
  4. Продуктовый менеджмент и маркетинг — чтобы сделать образовательный курс привлекательным и уметь оценить его эффективность.
  5. Проджект-менеджмент — если он обеспечивает процесс производства образовательного продукта.

— И что, бывают в природе методисты, которые владеют сразу всеми предметными областями, которые ты перечислила? Это же работа на стыке сразу нескольких профессий!

— Конечно, знать и уметь сразу всё невозможно. В основном методисты сильны в каких-то отдельных направлениях в зависимости от своего предыдущего опыта и того, как построен их круг задач там, где они работают. А в остальное погружаются постепенно.

Но вообще, методическая работа — это поле для постоянного саморазвития, нужно быть в хорошем смысле неуёмным и очень любознательным человеком.

Профессия: психолог-методист

            Психология является одной из самых важных сфер науки, которая предполагает работу с психикой и оказание помощи тем, кто самостоятельно справиться с психическими проблемами не может. Существует практическая психология – работа непосредственно с людьми, и теоретическая сфера, которая занимается разработкой методов и способов работы с больными и здоровыми, но требующими помощи, пациентами, включает проведение экспериментов и исследований, продвижение научных теорий и т.д.

            Для тех, кто хочет работать в области психологии, существует огромнейший выбор специальностей, связанных как с практической, так и с теоретической деятельностью. Одной из довольно редких профессий является работа психологом-методистом в образовательных учреждениях. Данная специальность требует одновременного владения практическими и теоретическими навыками и знаниями. Методист должен постоянно расширять собственную теоретическую базу (общаться с коллегами, посещать семинары и тренинги, читать специальную литературу и т.д.), повышать практическую квалификацию.

Кроме того, психолог-методист должен чутко относиться к коллегам и клиентам – школьным учителям, вузовским преподавателям, быстро запоминать, усваивать, дорабатывать методики и идеи. Работая с профессиональными психологами, методист должен относиться с уважением к уже сложившимся взглядам, методикам, к опыту коллег и в то же время стараться сохранять собственную точку зрения, подавать свое видение ситуации, ассимилировать чужой опыт, приносить новые идеи, если они эффективны и будут полезными для образовательного процесса.

Работа психолога-методиста является очень ответственной, несмотря на то, что он не имеет непосредственного контакта с учащимися. Методист занимается разработкой и обучением учителей, преподавателей в вузах, психологов новым методам и способам работы с детьми и студентами, обеспечивает их психологической поддержкой, литературой, программами обучения и т.д.

Для того, чтобы работать на этой должности, необходимо обладать прекрасным самообладанием, спокойствием, умением быстро разрешать конфликтные ситуации. Вряд ли психолог-методист сможет эффективно выполнять возложенные на него обязанности, если способен сам впасть в истерику в экстренных ситуациях, когда нужно срочно распечатать  документы, а ремонт компьютерной техники не был произведен, когда учителя приходят на собрание не вовремя, когда ученики грубят, а коллеги между собой постоянно ссорятся. Психолог-методист должен быть очень цельной личностью, которая не поддается на провокации, а, наоборот, помогает другим людям жить и работать в гармонии и спокойствии.

Несмотря на то, что работа методиста является довольно сложной, так как он отвечает за составление программ обучения, введение их в практику и одновременно должен помогать преподавателям справляться с их проблемами и трудностями, в ней есть существенный позитивный момент. Специалист всегда должен быть в курсе нововведений, результатов исследований и т.д., поэтому его знания и навыки никогда не будут «устаревшим методом».

Немаловажно и то, что работа методистом несет серьезную помощь конкретным людям и направлена на улучшение работы будущих специалистов, что не может не давать внутреннего удовлетворения специалисту

IV. Ответственность

Методист несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение
или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым
законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения,
совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального
ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским
законодательством Российской Федерации.

4.
____________________________________________________________________

Настоящая
должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями)
Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с
изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 5 мая 2018г. №298н и иных нормативно–правовых актов,
регулирующих трудовые отношения.

Общие положения

В разделе «Общие положения» говорится о том, какими навыками и знаниями должен обладать методист и какими нормативными актами ему надлежит руководствоваться в своей работе. Оговариваются здесь и требования, предъявляемые к образованию и трудовому стажу.

Так, например, в туриндустрии к специалисту, не имеющему категории, требований к стажу по специальности обычно не предъявляется. Правда, действительно это лишь при условии, что он имеет высшее образование или прошел спецподготовку. Если же кандидат имеет среднее специальное образование, то для него обязательно прохождение спецподготовки и наличие стажа не менее 3 лет. Для специалиста 2 категории обязательным будет наличие 3-летнего стажа работы. Когда же речь идет о методисте 1 категории, тогда помимо высшего профессионального образования лицо должно иметь 3-летний стаж работы методистом 2 категории.

Подпишитесь на рассылку

Что же касается методистов, работающих в образовательных учреждениях различного типа, мультимедийных библиотеках, методкабинетах и центрах, то для них может быть обязательно высшее профессиональное образование и 2-летний трудовой стаж по специальности. Старший же методист для назначения на должность должен проработать в должности методиста не менее 2 лет.

Как убедить эксперта в своей правоте

 — Какие ошибки часто встречаются у начинающих методистов?

— Легко ошибиться, когда определяешь целевую аудиторию. Например, ты прорабатываешь курс для одних людей, в голове уже рисуешь картины, как они классно учатся, как хорошо это влияет на групповую динамику, а потом на курс приходят совсем другие ученики. Им будет тяжело, так как программа с самого начала нацелена не на них.

На первых этапах сложно уследить, чтобы везде была чёткая связь между образовательными результатами, методами оценивания и методиками обучения. Если связи нет, то студенты не смогут достичь своих целей, и мы об этом даже не узнаем.

 — Расскажите про трудности, которые у вас чаще всего возникают.

— Самая большая трудность на любом этапе — это работа с экспертами. Хороший курс возможен только при тесном взаимодействии предметного специалиста и методиста.

Практикующие специалисты очень хорошо разбираются в своей теме, но не всегда могут просто объяснить и передать знания студентам. Такое явление даже имеет название — «проклятие знаний»: когда эксперт неосознанно думает: «я же это знаю, значит, знают и остальные, это же элементарно».

Поэтому приходится звать эксперта снова и снова, задавать уточняющие вопросы. И не все готовы к этому. Иногда сложно найти те решения, которые помогут сделать совместную работу эффективной и создать качественный продукт. Приходится искать разные подходы.

 — Как вы боретесь с этим «проклятием знаний»? Что помогает?

— Я всегда заранее извиняюсь перед экспертом, с которым работаю: предупреждаю, что могу быть очень занудной и докапываться до мелочей. Объясняю, что в итоге это поможет понятнее донести до студента тему.

Некоторых экспертов такой подход и вправду злит. Тогда я прошу останавливать, если вдруг переборщила со своими уточнениями. Если эксперт отвечает агрессивно, нужно приостановиться… но лишь на время. А потом вновь вытаскивать необходимую суть. Если ты этого не сделаешь, студент не получит нужного материала или не до конца разберётся.

 — Как вам удаётся убедить эксперта в своей правоте?

— Я всегда стараюсь аргументировать свой вопрос, подкреплять исследованиями — чтобы эксперт понял, что я спрашиваю не просто так. Иногда присылаю примеры готовых курсов и наглядно показываю, как лучше доносить информацию.

Заключение

Помимо уже упомянутых разделов такой документ может содержать и другие.

Например, речь может идти о разделе, посвященном условиям/режиму работы (его содержание определяется правилами внутреннего распорядка, действующими в учреждении). Документ вступает в силу с момента его утверждения руководителем. Претендент на должность должен ознакомиться с ним и удостоверить этот факт личной подписью еще до подписания трудового договора.

Претендент на должность должен ознакомиться с ним и удостоверить этот факт личной подписью еще до подписания трудового договора. В статье мы обсудили лишь основные положения должностной инструкции для методиста дома культуры. Ими можно воспользоваться для составления таковой в каждом отдельно взятом учреждении.

Кроме того, вы всегда можете скачать образец типовой инструкции методиста дома культуры на нашем сайте.

Заключение

В заключение осталось напомнить, что с должностной инструкцией претендента необходимо ознакомить еще до того момента, как с ним будет подписан трудовой договор. Причем данный факт должен быть подтвержден личной подписью соискателя на этом документе. Типовой образец должностной инструкции методиста
вы можете скачать на нашем сайте.

Повышение профессионального уровня учителей всегда был одним из актуальных вопросов в системе образования. В России 19 века создавались педагогические советы, где практикующие учителя делились мастерством и личным опытом. На этой базе уже к 20 веку стала формироваться профессия методиста, учителя-инструктора.

Методистом является педагог, работающий в любой сфере образования, умеющий грамотно и профессионально сформулировать план и методы ведения работы. Для работы методисту необходимы знания таких дисциплин, как педагогика и психология, умение вести документацию, и знание различных общеобразовательных программ. Хорошие специалисты умело разрабатывают свои, авторские программы и методы и грамотно внедряют их в работу преподавателей.

Часто задают вопрос, в чем суть работы методиста? Кто он? Помощник? Наставник? Советчик? Все эти определения не отражают главного качества методиста. Методист – человек, который профессионально владеет методом, теоретик и практик в одном лице.Методистами, как правило, становится человек, идущий на несколько шагов впереди своих коллег, профессионал, заинтересованный своим делом.

Какими качествами и способностями должен обладать методист? Основные качества это: способности организатора и лидера, умение объединить рабочий коллектив, грамотно дать нужное направление практикующим специалистам. Методист должен быть хорошим оратором, уметь донести идею до слушателей в понятной и доступной форме. Коммуникабельность и эрудиция – непременные атрибуты хорошего методиста. Профессия требует постоянного повышения образования и личного мастерства, расширения кругозора. И без личного призвания хорошим методистом стать невозможно.

Профессию методиста невозможно получить в учебном заведении, но должность специалиста по методике существует в любом образовательном учреждении, от детского сада до ВУЗа. Методистом, чаще всего является профессиональный педагог, энтузиаст своего дела. И тут, основным формирующим качеством становится желание помочь людям. Найти и дать метод, направление образовательной работы и сделать ее наиболее эффективной и интересной.

В методической работе нет четких и определенных обязанностей, деятельность базируется на личной инициативе и профессиональной активности методиста. Форму разработки и внедрения новых программ методист выбирает сам. Это могут быть обучающие лекции, семинары, консультации и проведение тренингов. Человек, являющийся методистом не по должности, а по призванию, всегда сможет выбрать нужную и правильную линию работы.

Профессиональная система методической практики с педагогическими коллективами сформировалась в России около 170 лет тому назад. В настоящее время в нее входят дошкольные и школьные методические кабинеты, городские, региональные методические центры, институты повышения квалификации.

Скачать должностную инструкцию
методиста учебного отдела

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector