Из какой кожи шьют обувь?

Личные качества

Для того чтобы женщина могла стать профессиональной швеей, ей необходимо развить аккуратность, усидчивость, терпение и ловкость. Необходимо быть устойчивой в эмоциональном плане, уравновешенной и не бояться однообразной и рутинной работы. Специалист должен обладать точным глазомером, хорошим зрением и отличной координацией движений рук.

Так как это творческая профессия (швея), описание обязанностей в которой содержит множество пунктов, она подразумевает наличие художественного вкуса. Ведь клиентам изделия должны приходиться по вкусу. Поэтому нужно развивать навыки общения и богатое воображение.

Ценится в этой профессии и умение быстро переключать внимание с выполнения одной операции на другую. Итак, вот перечень качеств, которыми нужно обладать представительнице профессии, независимо от выбранного направления:

Итак, вот перечень качеств, которыми нужно обладать представительнице профессии, независимо от выбранного направления:

  • Умение очень аккуратно выполнять всю работу.
  • Правильно соблюдать все инструкции, которые были предложены.
  • Вовремя сдавать уже готовые изделия.
  • Выполнять всю работу в точности с заказами.
  • Иметь хороший вкус и отменную память.
  • Относиться к делу со всей ответственностью.

Особенности профессии

Еще сравнительно недавно, каких-нибудь 200 лет назад, обувь изготавливалась исключительно вручную, индивидуально или крохотными партиями. Этим занимались сапожники. Сегодня обувь в основном производится массово. Мастера, занятые в массовом производстве, называются обувщиками.

Сборка обуви – это десятки конвейерных операций: от сборки верха до прикрепления низа. Чем больше предусмотрено элементов, тем больше операций приходится выполнить. Это конвейерная работа, а сборщики считаются самым многочисленным отрядом обувщиков. От раскройщиков на конвейер поступают отдельные детали верха, которые постепенно соединяются друг с другом, переходя от рабочего к рабочему. Сначала на деталях намечаются места декоративных швов, затем обрабатываются и шлифуются и подкрашиваются края деталей, затем их сшивают на швейной машине и т.д.

Сшивание и украшение декоративными швами – очень ответственные операции, которые требуют от мастера точности и аккуратности. Строчка союзки и строчка канта – самые  сложные этапы работы. Мастер ведёт линию шва в полутора – двух сантиметрах от края, и строчка, если она выйдет кривой, нельзя распороть и переделать, особенно если обувь кожаная. Игла оставляет на обувной коже неисправимые следы, а испорченная деталь отправляется в брак.

Наконец, когда верх готов, все детали сшиты и проклеены, к нему можно крепить ходовую часть ботинка. Для этого могут использоваться разные технологии – от склеивания до литья. Чтобы приклеить подошву, надетый на колодку готовый верх промазывается клеем по местам соединения будущего соединения. К ним с помощью пресса прижимается подошва. Это тоже очень важный момент: если подмётку приклеить сикось-накось, исправить оплошность уже не получится.

Чтобы все приклеилось идеально, нижнюю часть заготовки ботинка обтачивают.

Сборщик обуви может специализироваться на изготовлении верха, изготовлении низа или соединении верха с низом.

Моды, фасоны, конструкции обуви постоянно меняются. Это значит, что сборщику обуви приходится постоянно осваивать новые алгоритмы работы, новые операции. С другой стороны, с опытом приходит мастерство, с которым никакие нововведения уже не страшны. 

Минусы профессии. Приходится работать в быстром темпе, в цеху обычно бывает шумно, в воздухе неизбежно ощущаются испарения красящих, клеящих веществ и пр. Если не обращать внимания на свою осанку, долгая сосредоточенная работа может привести к болям в спине, к сутулости. Долгая работа на ногах может привести к расширению вен на ногах, заболеваниям суставов.

Компенсировать многие производственные вредности можно лишь здоровым образом жизни, прогулками, плаванием, удобной обувью и т.п. Чтобы уберечь от шума свой слух, рабочие используют специальные противошумные наушники, беруши.

Специализации швей

После окончания профессионально-технического училища швеи обладают одинаковым набором навыков:

  • знают особенности различных видов тканей;
  • умеют пользоваться швейной техникой;
  • владеют техниками выполнения швов;
  • знают, как сшивать различные элементы одежды и обуви в единое изделие.

Однако со временем у каждой мастерицы появляется собственная специализация, и зависит она исключительно от практики. Первое же трудоустройство автоматически «переводит» швею-универсала в категорию специалиста по работе с трикотажными изделиями, пошиву сумок, кожаной обуви или автомобильных чехлов. Начальные компетенции при этом становятся необходимой базой, на которой строится профессионализм мастера.

Но это не значит, что в будущем женщина не сможет сменить род деятельности. Перепрофилироваться при наличии качественного специального образования несложно.

Факт. Швея и портниха — это разные профессии. Швея выполняет задачу, обозначенную в технологической карте, и работает лишь над определенным «участком» в пошиве изделия. Портниха обладает более высокой квалификацией. Она создает изделие с нуля: продумывает дизайн, снимает с клиента мерки, отшивает единственную в своем роде вещь и «подгоняет» ее по фигуре заказчика. Швея может стать портнихой, развивая свои профессиональные, творческие и коммуникативные навыки.

В зависимости от места работы и выполняемых задач швей подразделяют на три типа.

Надомницы

Работают на дому в своей небольшой мастерской. На первый взгляд работа надомницей куда привлекательнее, чем в швейном цеху: всегда есть возможность отвлечься, при необходимости отложить заказ и заняться своими делами.

Однако сразу после окончания колледжа становиться швеей-надомницей — большая ошибка, так как только в условиях швейного производства можно отточить теоретические и практические навыки, полученные во время обучения. В домашних условиях, без наставничества опытных коллег стать профессионалом высокого уровня невозможно.

Факт. Надомницей может работать опытная швея, оказывая услуги по ремонту и пошиву одежды, обуви, постельного белья, других текстильных изделий.

Мотористки

Сотрудницы швейных производств, от которых требуются высокая скорость и качество выполнения работ. Мотористкой может стать девушка, окончившая профильное учебное заведение или курсы. Сложность задач, которые выполняет швея на производстве, определяется ее квалификацией и профессиональным разрядом.

1 и 2 разряды. Их присваивают учащимся профтехучилищ и колледжей.

3 разряд. Свидетельствует о наличии базовых знаний по специальности, навыков штопки, сшивания прямых и изогнутых краев, окантовки края ткани, подрубки манжет и карманов. На производствах работают с хлопковыми тканями, выполняют внутренние швы, обшивают простыни, наволочки.

4 разряд. Его присваивают на производстве. Сотрудницы выполняют внешние швы, соединяют элементы сложных и неправильных форм. Работают с внешними элементами одежды: обрабатывают петли, карманы. Могут осуществлять подбор элементов по рисунку ткани для эстетичности изделия. Работают с более сложными синтетическими тканями: вискозой, нейлоном, а также нежной шерстью.

5 разряд. Квалификация мастеров позволяет им полностью сшить изделие из готовых элементов. В ателье и в быту они могут перешивать изделия, менять их части без нарушения параметров и общего рисунка. На производствах им доверяют сложные и ответственные участки работ с деликатными тканями, с подбором рисунка материала, внешними декоративными элементами.

6 разряд. Высшая квалификация профессии швея. К ней приходят с опытом и ростом профессионализма. Мастериц этого разряда часто привлекают к производству верхней одежды: курток, пальто, шуб. Они работают с натуральной кожей, мехом, массивным драпом. Также им поручают изготовление изделий из дорогих тканей или одежды премиальных коллекций: брендовых платьев, костюмов, брюк.

Закройщицы

На производствах отвечают за раскройку изделий. Несмотря на наличие образования и навыков пошива, закройщицы не шьют, а кроят ткани и вырезают элементы, которые затем передают на сборку швеям. Раскройка может осуществляться по меркам, переданным портным, или на основании стандартных выкроек и лекал.

Как выбрать курсы кройки и шитья?

Подходить к выбору швейных курсов стоит внимательно и ответственно. Олеся Матяш рекомендует проверять информацию, найденную в интернете. Всегда читайте отзывы и смотрите фото готовых работ учеников. Постарайтесь ознакомиться с несколькими порталами. Не лишним будет заглянуть в социальные сети преподавателей, задать вопросы напрямую выпускникам заинтересовавших вас курсов.

Выбрать преподавателя самостоятельно можно лишь в случае индивидуального обучения. При обучении в группах знакомство с мастером происходит на первом занятии.

Вы можете заранее посмотреть информацию и отзывы о педагогах, проводящих курсы. Общие данные об учителях размещаются на сайте школы в открытом доступе. Также вы имеете право запросить у организаторов курсов подтверждение квалификации и опыта своего куратора

Обратите внимание, что педагог должен сам отработать ту программу, которую он преподаёт на курсах

Во время выбора школы кройки и шитья не стесняйтесь связываться с её представителями по телефону. Смело задавайте все интересующие вас вопросы. Попросите сориентировать вас в предоставляемых услугах и подобрать подходящую программу обучения.

Екатерина Чикина не рекомендует записываться на курсы, которые позиционируются как «уникальные авторские методики». Учиться с нуля лучше по классическим стандартам. Встречается и обратная ситуация: преподаватель излишне консервативен и на протяжении 30 лет придерживается единственной методики.

Как и в любом другом деле, тут нужно искать «золотую середину». Смело записывайтесь на уроки к тому педагогу, который может грамотно подать классические технологии шитья и активно применяет современные методики.

Стоимость курсов напрямую зависит от того, насколько эксклюзивную информацию рассказывает мастер. На цену также влияет продолжительность обучения и квалификация педагога. Средняя цена по Санкт-Петербургу и Москве — от 1 000 рублей за занятие и до 19 000 за курс.

Длительность курсов может составлять от одного продолжительного занятия — это от 3,5 до 5,5 часов, до 2,5 месяцев обучения на длительном курсе — это примерно 50 академических часов.

Обязанности

Перечень обязанностей, которые должен исполнять данный работник, можно найти в специальной должностной инструкции из единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий. Он включает в себя следующие функции:

  • исполнение швейных операций различного уровня сложности; швея-мотористка обязана проводить их на специальных машинах либо вручную из всевозможных материалов;
  • выявление и исправление мелких неполадок – прежде всего, эта функция касается небольших поломок оборудования по пошиву;
  • выполнение различного швейного производства и контроль над ним; такой работник должен уметь проводить также и меховое, текстильное, трикотажное, войлочное производства, изготовление головных уборов;
  • оформление и подрезка – швея-мотористка обязана делать горловины, лацканы, воротники, проймы, подготовку узоров и рисунков на материалах;
  • обметывание – делают это, как правило, вручную;
  • обработка – этот специалист производит окончательное оформление капюшонов, карманов, горловин, воротников, борта, складок, лацканов;
  • прострачивание – эта технология применяется для того, чтобы сделать отделочные строчки по нижней части изделия или рукава, по бортам, воротнику и лацканам;
  • прикрепление – швея должна прикреплять к изделиям необходимые подкладки и прокладки к швам пройм;
  • разрезания – эта технология применяется для того, чтобы сделать отверстия карманов, переда для обработки планок;
  • соединение – специалист закрепляет горловины с капюшонами, карманы с внутренней стороны с элементами верха, кромки с бортом, манжеты с нижней частью и рукавов одной строчкой, пояса с верхом брюк и курток, юбок.

Эта специальность включает в себя несколько разрядов. Деление происходит в зависимости от области работы, применяемого производственного оборудования, навыков и умений. Чтобы стать швеей-мотористкой 1 или 2 разряда не требуется особых знаний и навыков. Как правило, ими становятся ученики профессиональных колледжей или техникумов.

Швея-мотористка 3 разряда должна иметь базовые знания по швейному производству. Она не обязана обладать совершенными навыками выравнивания материала. Чаще всего эти работники производят больничные пижамы, постельное белье, мешки, то есть имеют дело с такими изделиями, для которых внешний вид играет второстепенную роль. В обязанности швеи 3 разряда входят следующие функции: штопка, шитье краев наволочек, сметка краев, пришивание пуговиц, сшивание краев материалов, пришивание кантов, а также удлинение и укорачивание брюк, починка прямых строчек, которые распустились. Специалисты данной группы должны уметь заправлять нитку в швейную машинку, регулировать натяжение нити, управлять оборудованием при помощи педали, устанавливать необходимую скорость шитья.

Специалисты 4 разряда уже должны иметь навыки по сшиванию деталей неправильной формы, элементов с частыми изгибами. При этом в конце работы внешний вид изделия играет первостепенную роль. Швеи такой группы занимаются шитьем маленьких элементов, в том числе накладных карманов и изогнутых краев. Работник обязан уметь шить двойной иглой. Как правило, он работает с натуральным хлопком, хлопком с полиэстером, вискозой, нейлоном и шерстью.

Чтобы стать швеей 5 разряда, следует обладать особыми знаниями и навыками производства. Так, она должна уметь шить такие сложные изделия, как брюки, рубашки, которые украшены различными узорами и дополнительными деталями. Данные специалисты проводят сложные швейные операции (соединение с рукавами), выполняют ремонт швейных изделий (перешивание области талии без нарушения конструкции материала), замену манжета на рукавах. Они работают с шерстяными основами, вискозой, нейлоном, натуральным хлопком, так как они легче всего поддаются обработке.

Специалисты 6 разряда работают только с максимально сложными швейными изделиями, в том числе с пальто и куртками. Они должны уметь устанавливать рукав верхней одежды в пройму, не образуя при этом складок, прошивать края, которые располагаются вокруг лацканов, отделывать края, производить ремонт одежды.

Плюсы и минусы профессии швеи

Чтобы попасть на работу, необходимо обладать отличным терпением и стрессоустойчивостью. Мастерицу ждут повторяющая, рутинная работа на протяжении нескольких часов, взаимодействие с мелкими деталями, вероятность неправильной кройки с последующим распарыванием и переделкой. Поэтому женщина должна обладать:

  • исключительной усидчивостью,
  • хорошим глазомером,
  • аккуратностью,
  • внимательностью к деталям,
  • спокойствием,
  • эстетическим вкусом.

Для тех, кто соответствует вышеперечисленным критериям, профессия имеет ряд преимуществ:

  • начало ранней трудовой деятельности с минимальным опытом;
  • возможность быстрого обучения на практике;
  • востребованность профессии в разных сферах деятельности;
  • возможность обеспечить себя и свою семью качественными вещами после получения навыков швеи.

При этом нужно быть готовой и к минусам профессии, которые особенно часто проявляют себя на крупных фабриках:

  • однообразная монотонная работа;
  • появление проблем со здоровьем — боли в спине от неудобного положения, снижение остроты зрения из-за постоянного напряжения при работе с мелкими деталями;
  • в основном ручной труд;
  • высокий уровень шума, чреватый головными болями.

При трудоустройстве в небольшие ателье этих минусов может и вовсе не быть. Работа там более разнообразна, график и ритм выполнения задач — свободнее.

Особенности профессии

Несмотря на то, что дизайнеру обуви приходится одновременно решать очень многие задачи, и порой отнюдь не художественные, эта профессия все же относится к разряду творческих. Она подойдет тем, кто серьезно увлекается модой, потому что без умения чутко отслеживать последние тенденции в этой сфере будет сложно создавать продукты, которые смогут хорошо продаваться. Основные рабочие обязанности дизайнера-модельера обуви обычно такие:

  • разработка (или участие в разработке) общей концепции будущей коллекции, видов обуви, которые будут представлены в ассортиментном ряде;
  • отрисовка эскизов каждой модели обуви, которая войдет в коллекцию (или участие в этом процессе, если над ней работают несколько специалистов одновременно);
  • подбор и модификации колодок в зависимости от особенностей потенциальных покупателей (например, физиология стоп среднестатистических россиян существенно отличается от параметров ног жителей азиатских стран);
  • подбор материалов и фурнитуры для производства коллекции;
  • моделирование и конструирование обуви, в том числе, с использованием современных компьютерных технологий;
  • контроль за правильностью и качеством производства моделей в соответствии с разработанными проектами;
  • участие в профильных презентациях и выставках, налаживание контактов с поставщиками материалов, отбор образцов для будущего использования на производстве.

Таким образом, дизайнер-модельер обуви участвует в ее изготовлении практически на всех стадиях: от зарождения идеи о том, как она будет выглядеть, до выбора всех материалов, производства модели и ее готовности к выходу на рынок. Иногда подобные специалисты также принимают участие в разработке рекламных кампаний, поскольку они лучше других ориентируются в концепции, которая была положена в основу дизайна обуви.

2

Нужно ли делать профилактику?

Профилактика – это тонкий резиновый накат (толщиной примерно 1,5 мм), который устанавливают на подошву, чтобы она медленнее изнашивалась. Профилактику делают на кожаную подошву – и чаще всего это осенняя и зимняя обувь, которая сильнее всего страдает от погодных условий. На любимые летние топсайдеры ставить профилактику необязательно.

Есть у профилактики и противники, которые совершенно справедливо замечают, что ходить на кожаной подошве куда приятнее, чем на резиновом накате. Мы бы полностью поддержали эту позицию, живи мы в Риме, где снег – не будничное явление, а признак апокалипсиса. Но погодные условия в России диктуют свои правила, так что делать профилактику – решение, скорее, разумное.

Когда появилась первая обувь?

1991 год является важной датой в истории обуви, потому что этом году, на границе Австрии и Италии археологи обнаружили естественно мумифицированного человека по имени Этци из каменного века, который умер примерно за 3300 лет до нашей эры. Этот альпийский путешественник был в туфлях из оленьей кожи с подошвой из медвежьей шкуры

Так выглядела обувь первобытного человека.

Не существует определенной пары обуви, обозначающей начало истории обуви. Это связано с тем, что для разных климатических условий была очень разная обувь, а в разных регионах использовались разные материалы для обуви. В северных регионах обувь делали из толстой кожи и утепляли мехом и сеном. Между тем, в южных регионах в основном были сандалии из пальмовых листьев или папируса. Несмотря на климат, людям требовалась обувь для защиты ног от естественных внешних воздействий.

Многие изменения и усовершенствованные модели обуви появились в период миграции (IV-VI века) и во время крестовых походов (XI-XIII века), когда европейцы шли на восток. В это время Европа была наводнена египетскими сандалиями и остроконечными туфлями. Вскоре был изобретен каблук, и начала развиваться западная мода на обувь, которая в духовном и строгом средневековом мире была сильно связана с социальным классом человека. Самые уникальные и популярные тенденции процветали в Италии и Испании, странах, где были расположены самые крупные морские порты Европы, ремесленные мастерские и торговля развивалась быстрыми темпами, здесь же были созданы первые финансовые центры. Так что эти страны были настоящей колыбелью обуви и модной одежды.

Современные дизайнеры обуви часто оглядываются на историю в поисках новых идей, вдохновения и творчества. Методы производства обуви, швейные конструкции, стирка, выжигание и покраска кожи практически не изменились с конца XIX века.

Что должны знать и уметь специалисты

Основные требования прописываются в должностных инструкциях. Отсюда будет возникать и то, что должны уметь швеи. Они могут заниматься:

  • пошивом или производством различных видов вещей с использованием разнообразных материалов;
  • отделкой товара, как в процессе изготовления, так и уже готового;
  • уметь выполнять влажно-тепловую обработку материалов, доводя их до должной кондиции;
  • выполнять контроль за тем, какого качества будет выполнен крой;
  • выполнять наладку и ремонт, устраняя незначительные неисправности, выявленные в швейном оборудовании.

Все это подразумевает, следующее, чтобы являться швеей, специалист должна обладать первичными навыками обслуживания и ремонта швейного оборудования. Тем более, что в качестве рабочего инструмента может использоваться как универсальная, так и специальная швейная машина, требующая особого ухода. А потому такой специалист должен изучить основы не только шиться, но и ухода за тканями, готовыми изделиями и оборудованием.

Раннее Новое время (1453–1918)

Мужская и женская мода в этот период была разной, и до конца XVIII века она в основном диктовалась мужчинами. Мужчины первыми стали носить туфли на каблуке. Вплоть до конца XVIII века мужские ноги считались эталоном красоты. Хотя женщины также носили модные туфли, они были спрятаны под длинными юбками. Таким образом, мужчины были теми, кто диктовал моду, особенно моду обуви.

Раньше мода менялась гораздо медленнее, и новомодные тенденции, и производство начиналось в странах с хорошей экономической ситуацией и с быстро развивающимся искусством и эстетикой. Например, Испания и Италия сыграли большую роль в дизайне костюмов в XVI веке. Обувь, которая была сделана в этих странах, позже широко распространилась по всей Европе. У них были самые модные украшения и узоры, и они были сделаны с использованием самых новых и самых модных материалов того времени.

В эпоху Возрождения короли в Европе часто носили туфли на очень высоком каблуке, чтобы продемонстрировать свое превосходство. Кроме того, они могли спокойно ходить прямо по лужам, так как их каблуки достигали 30 см. Эти туфли были прототипами современной туфли на платформе. Король Франции Людовик XIV, также известный как Король Солнца, сыграл важную роль в распространении популярности высоких каблуков. Даже сейчас историки моды называют мужские каблуки французскими туфлями.

В эпоху Возрождения заостренные туфли были заменены обувью с утками, с широкими квадратными носами. Тем временем и женщины стали носить туфли на каблуке (и продолжают их носить по наше время).

Барокко – один из самых противоречивых культурных периодов, характеризующийся сложностью, претенциозностью, драматизмом и склонностью к величию. Поэтому неудивительно, что в этот культурный период обувь делалась из дорогих материалов, таких как бархат, атлас, шелк, украшалась искусственными цветами, лентами и драгоценными камнями. Знатные мужчины носили туфли с красными каблуками, чтобы показать свой высокий аристократический статус.

В XVII веке мужчины стали носить сапоги с причудливыми носками

Обувь стала более важной для женщин, поэтому обувь в стиле барокко, которая раньше была скромной, теперь имела различные вышивальные и декоративные элементы

Барокко было заменено рококо (позднее барокко). Основной акцент рококо – пряжка и каблук для женской обуви.

Только в начале XIX века мужская и женская обувь стали различаться по стилю, цвету, каблуку и форме спереди. В это время высота каблука мужской обуви составляла не более 2,5 см, зато женщины стали носить туфли на более высоких каблуках. Эпоха, когда мужчины носили более высокие каблуки, чем женщины, подошла к концу, теперь наоборот женщины стали носить туфли на высоких каблуках, в то время как мужчины постепенно полностью отказывались от каблуков.

Однако самый большой прорыв в производстве обуви произошел во время промышленной революции. Изобретатели и ремесленники в Великобритании и Северной Америке изобрели современную швейную машину и начали массовое производство обуви из ткани. Ян Эрнст Матцелигер разработал метод изготовления обуви, который позволял производить около 700 пар обуви каждый день. Обувь стала доступной для всех, и, наконец, с середины XIX века обувь для левой и правой ног стала различаться!

В XIX веке популярность кружевной обуви начала расти после того, как американцы стали укреплять концы шнурков в конце XVIII века. Ботинки на шнурках, которые были выше лодыжек, стали одними из самых популярных стандартных мужских туфель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector