Профессия костюмер. обязанности, важные качества, особенности профессии
Содержание:
- Работа вне съемок и постановок
- Направление: Творческие профессии
- Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)
- Описание и характеристика профессии
- Костюмер профессия
- Костюмер в Доме культуры
- Чем занимается?
- Ответственность
- ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
- «Все спектакли смотрю из кулис»
- Работа костюмером
- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Работа вне съемок и постановок
Что костюмер делает по окончании представлений? Ведь, казалось бы, его обязанности заканчиваются, как только актеры покидают сцену или съемочную площадку. Однако это далеко не так.
После окончания представления танцевальный костюмер или любой другой укладывает сценическую одежду на хранение, занимается ее чисткой и ремонтом. А при необходимости отправляет в прачечную или ремонтное ателье. Если нужно выполнить мелкий ремонт или подгонку по фигуре, все выполняет костюмер. Кто, если не он, сможет обеспечить прекрасный внешний вид артистам? Если нужен сложный ремонт, на плечи специалиста ложится обязанность по обращению в пошивочный цех, мастера которого готовы взяться за выполнение задачи.
Если рано или поздно сценическая одежда изнашивается и становится непригодной для дальнейшего использования, костюмер должен сообщить заведующему постановочной частью, в обязанности которого входит заказ дубликатов.
Если артисты отправляются на гастроли, для выступлений им понадобится сценическая одежда. Костюмер должен упаковать ее в чемоданы и кофры, а в процессе поездки тщательно следить за сохранностью багажа. Также с собой необходимо иметь все необходимое для мелкого ремонта и для того, чтобы привести костюмы в порядок. Вот почему приходится возить с собой утюг, а также нитки и иголки. Это позволит костюмеру в любых условиях обеспечить артистам безупречный внешний вид.
Направление: Творческие профессии
Костюмер – специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п.
Это по преимуществу женская профессия, но встречаются в ней и мужчины.Костюмер работает в костюмерном цеху. Он следит за чистотой костюмов, их сохранностью.В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр.Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.
Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера.Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.
Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках. Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов – это тоже забота костюмера.
Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.
Для работы костюмера достаточно среднего общего образования.
Специальности:
- Искусство костюма и текстиля
- Квалификация: Магистратура
Что изучают: изучение производства новых моделей и их дизайна; умение разбираться в материале, стиле, выкройках; изучение текстильно-прикладного творче…
- Искусство костюма и текстиля
- Квалификация: Бакалавриат
Что изучают: проектирование художественного костюма; проектирование художественных текстильных изделий; художественная разработка ткани; история моды; п…
Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)
В обязанности костюмера входит:
- надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
- осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
- осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
- мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
- осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
- обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
- постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.
Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.
Описание и характеристика профессии
Основными местами работы костюмеров являются учреждения культуры, в частности:
- драматические театры,
- театры оперы и балета,
- кинематографические и телевизионные студии,
- филармонии,
- цирки,
- дворцы культуры, где есть свои драматические, хоровые или танцевальные коллективы.
Некоторые квалифицированные специалисты работают со звездами эстрады, помогая готовить к выступлению певца, его бэк-вокалистов и балет.
Костюмер несет ответственность за сценические наряды на всех этапах. Туалеты сберегаются в костюмерном цеху, это и есть непосредственное место работы специалиста.
Для каждой роли есть определенный наряд, состоящий из верхней одежды, нижнего белья, обуви, головного убора, мелких аксессуаров (пояс, перчатки, платок). Костюмер за час-два до начала представления или накануне проверяет, полный ли комплект в наличии, гладит вещи и несет их в гримерку актера. После спектакля костюмер возвращает костюм на его место, проверив комплектность.
Некоторые туалеты настолько сложны, что самостоятельно надеть их актер не сможет, поэтому костюмер должен помогать ему. Чтобы создать полноценный образ, костюм дополняется предметами реквизита и гримом, поэтому костюмеру приходится сотрудничать с реквизитором и гримером. Также костюмер помогает актерам менять туалеты по ходу выступления, иногда это необходимо делать за одну-две минуты. Число переодеваний зависит от сложности постановки и количества действующих лиц.
Костюмер профессия
Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.
Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.
Костюмер в Доме культуры
Обязанности костюмера в Доме культуры ничем не отличаются от обязанностей его коллег в театре или кино. Состоя в коллективе Дома культуры или филармонии, костюмер должен обладать художественным вкусом, ответственностью, трудолюбием, интересом к области искусства, участвуя во всех мероприятиях очага культуры.
Здесь также он должен знать все виды, марки, размеры и другие особенности костюмов, аксессуаров и реквизитов. Кроме знания современного и исторического костюма, он должен умело ухаживать за сценической одеждой, очищая, выглаживая, и выполняя мелкие ремонты. Организовать такой удобный порядок хранения костюмов и их реквизитов, чтобы можно было легко их найти.
Чем занимается?
Основное место работы – это костюмерный цех. А основная обязанность специалиста состоит в том, чтобы следить за чистотой, а также сохранностью сценических костюмов.
В цеху хранят сценический реквизит, каждый экземпляр которого имеет специальные ярлыки, на которых указаны названия постановок, а также фамилии актеров, для которых предназначены костюмы. Благодаря столь тщательному подходу удается избежать недоразумений в случае, если на съемках занят не только основной актер, но и дублер, выполняющий сложные элементы.
Сценический реквизит для каждой роли также должен иметь опись с перечислением всех входящих в него деталей вплоть до аксессуаров и нижнего белья.
Ответственность
4.1. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.
4.2. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4.3. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.
4.4. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.
4.5. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.6. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.7. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте. 3.2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот. 3.3. Шитье иголками выполнять только с использованием наперстка. Ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя. 3.4. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать их друг другу ручками вперед. 3.5. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины, 3.6. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание их прокола иглой. 3.7. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок и иголок на линии шва. 3.8. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами. 3.9. Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик. 3.10. Включать и выключать электрический утюг только сухими руками. 3.11. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на теплоизоляционную подставку. 3.12. При работе следить, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура. 3.13. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой. 3.14. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра. 3.15. Не загромождать проходы тарой, товаром и др. 3.16. Следить за противопожарным состоянием помещения, не пользоваться электрокипятильником и открытым огнем.
«Все спектакли смотрю из кулис»
– Сколько живёт театральный костюм?
– Пока живёт спектакль, даже если сильно изношен – стараемся сохранять, штопаем. Я когда пришла в театр, здесь были костюмы ещё с основания театра – «Царская невеста». Из чёрного бархата, с красивыми украшениями – воротниками, платками, шикарными коронами. Очень богатые и почти все целые! Сейчас всё это мы положили в сундуки, хотя и этого нельзя, потому что нет места хранить старые костюмы. Но как жалко!
– А спектакли вам удаётся смотреть?
– Вообще я всегда за сценой, но когда идут генеральные репетиции и нет перемены во время действия, тогда мы идём в зал, чтобы хоть немножко посмотреть. Целиком из зала не видишь почти ничего.
– Не обидно?
– Ну что делать, такая работа. Когда мне нравится опера или балет, смотрю из кулис в портале. Я люблю классическую оперу и классический балет. «Князь Игорь», «Дон Кихот», «Щелкунчик» – на них зритель будет всегда. Современные спектакли, скажу честно, мне нравятся не все. Ну вот одноактный балет «Наяда и рыбак» друзьям советую, там у меня, кстати, интересная работа – на солистке прямо во время действия меняется платье, есть секретик, но раскрывать не буду, пусть для зрителей это останется сюрпризом.
Людмила Орлова считает свою профессию и ремеслом, и творчеством одновременно: «Ведь и пришить тоже надо так, чтобы было правильно, со вкусом. Вот разобрали пачку — её опять-таки собрать надо, чтобы был цветочек к цветочку». Фото: Алексей Кунилов
– На публику вы обращаете внимание – как меняется наряд зрителя?
– К нам сейчас, как правило, ходит довольно обыденно одетый зритель. Детей ведут в длинных красивых платьях, костюмах, а родители одеты попроще. Хотя я ещё помню, как в театр приходили в валенках – так, конечно, нельзя. У нас ведь люди не так часто ходят в театр, думаю, можно позволить себе прийти красивыми – показать себя.
«Балетные девчонки сначала делают причёски, затем грим — гримируются в основном сами, а уже потом надевают костюмы. В опере это зависит от того, какой костюм, как он одевается — через голову или снизу. Если парики длинные, либо высокие, приходится одеваться заранее», — рассказывает Людмила Орлова Фото: Павел Ворожцов
Готовится выходить на сцену Елена Кабанова — исполнительница роли Джульетты. Фото: Павел Ворожцов
-
Фото: Павел Ворожцов
Людмила Андреевна говорит, что сейчас костюмы шьют тяжелее, чем раньше: «К примеру, «Пиковая дама» — вроде бы красиво, но для артиста испытание». Фото: Алексей Кунилов
Вот так хранятся балетные пачки. Фото: Алексей Кунилов
Костюмы из балета «Дон Кихот». Фото: Алексей Кунилов
За некоторыми костюмами Людмиле Андреевне приходится подниматься по лесенке. Фото: Алексей Кунилов
Подготовка балетной пачки. Фото: Алексей Кунилов
Фото: Алексей Кунилов
Людмила Андреевна за сценой, в перерыве между действиями. Фото: Павел Ворожцов
Фото: Павел Ворожцов
Фото: Павел Ворожцов
- Опубликовано в №221 от 30.11.2019
Работа костюмером
Работа костюмером в театре или киностудии – одна из самых незаметных, с одной стороны, а с другой — является незаменимой для создания актерам неповторимых сценических образов на подмостках театра или на съемочной площадке.
Практически в каждом театре или киностудии есть костюмерный цех, где изготавливают и хранят сценические костюмы, как вновь пошитые, так и оставшиеся костюмы от прошлых постановок и снятых фильмов. И, причем, эти костюмы могут быть и уникальными, подходящими, только для конкретной постановки или фильма и многоразовыми, которые можно применять для многих спектаклей и съемок кинофильмов.
Режиссер, начиная работу над постановкой нового спектакля или фильма, совместно с художниками – постановщиками, привлекаются и художники-костюмеры для подбора сценической одежды, которая бы наиболее точно зрительно соответствовала образу того или иного персонажа спектакля или художественного фильма. Как правило, лучшие костюмеры оказывают существенную помощь в процессе этого подбора, и при этом она бывает неоценимой.
Помимо этого, костюмер занимается контролем состояния сценических костюмов и при необходимости отправляет их на стирку, починку или реставрацию в пошивочный цех, а если нужен мелкий и срочный ремонт, то и сам осуществляет его. В процессе съемок или спектакля костюмер постоянно находится вблизи артистов, чтобы быстро устранить недостатки в одежде или помочь актерам переодеться.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К самостоятельной работе в качестве костюмера допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, освоившие безопасные методы и приемы ведения работ и прошедшие проверку знаний требований охраны труда. 1.2. Не реже одного раза в шесть месяцев костюмер должен проходить повторный инструктаж по охране труда, не реже одного раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда. 1.3. Лица, допущенные к работе, обязаны соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и установленные на предприятии режимы труда и отдыха. 1.4. Костюмер должен: — знать свои должностные обязанности и инструкции по охране труда; — руководствоваться в работе Правилами внутреннего распорядка; — соблюдать режим труда и отдыха, определённый графиком работы; — соблюдать правила личной гигиены; — обеспечивать соблюдения норм и правил охраны труда и пожарной безопасности во время работы; — правила пользования средствами индивидуальной защиты. 1.5
В процессе работы на костюмера возможно воздействие следующих вредных и опасных производственных факторов: — поражение электрическим током при включении электроосвещения, при включении и пользовании швейной машины, утюга, при использовании неисправных электрических приборов; — нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности рабочего места; — получение травм вследствие неосторожного обращения с иглами, булавками, ножницами); — пыль. 1.6
При работе с тканью должна использоваться следующая спецодежда: халат хлопчатобумажный или фартук и косынка. При глажении ткани используется диэлектрический коврик. 1.7. В служебном помещении должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. 1.8. При работе нужно соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, в помещении должен быть огнетушитель. 1.9. Костюмеру запрещается: — использовать в работе колющие и режущие предметы не по назначению; — курить в помещении учреждения; — хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся вещества (краска, растворитель и т.д.); — пользоваться неисправным электрооборудованием (повреждение изоляции провода, корпуса, розетки, штепсельной вилки, при появлении запаха горелой изоляции); — использовать самодельные электроудлинители, светильники, обогревательные приборы; — оставлять без присмотра включенные электроприборы; — при выключении электрооборудования тянуть за шнур. Выключать и включать электроприборы мокрыми руками; — самостоятельно производить ремонт электроприборов, розеток, выключателей, штепсельных вилок и т.п.; — качаться на стуле. 1.10. При несчастном случаи пострадавший или очевидец несчастного случая должен немедленно сообщить администрации учреждения. 1.11. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 1.12. По дороге на работу и с работы домой работник должен соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте. 1.13. При передвижении на личном автотранспорте работник должен соблюдать правила дорожного движения для водителей, уважительно относится к другим участникам дорожного движения, соблюдать все меры безопасности, во избежание несчастных случаев на дороге. 1.14. Лица, допустившее невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.