Казанская консерватория официальный сайт

Требования по русскому языку и литературе для иностранных абитуриентов

РУССКИЙ ЯЗЫК

Иностранные абитуриенты, поступающие в Казанскую государственную консерваторию, должны продемонстрировать владение лексическими, грамматическими нормами русского языка и умение решать простые коммуникативные задачи. В связи с этим на вступительных испытаниях они должны выполнить следующие задания:

√ Выполнить письменный тест, включающий в себя 15 вопросов, проверяющий знания абитуриентов в области склонения именных частей речи (существительного, прилагательного, местоимения). Абитуриент должен выбрать один из трех предложенных вариантов ответа, в котором правильно указано окончание той или иной части речи.

√ Написать под диктовку преподавателя небольшой текст (6–7 предложений), проверяющий умение абитуриентом адекватно воспринимать иностранную (русскую) речь на слух и записывать ее.

√ Прочитать предложенный текст и ответить на вопросы преподавателя, продемонстрировав тем самым его понимание.

√ Рассказать о своей будущей специальности, используя имеющийся лексический запас, и ответить на вопросы преподавателя по данной теме.

ЛИТЕРАТУРА

На экзамене по литературе иностранные абитуриенты должны продемонстрировать свою осведомленность в отношении выдающихся русских писателей и их произведений. Поступающий должен уметь рассказать об одном из писателей-классиков (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов), назвав основные вехи его жизни и творчества, а также перечислив его главные произведения. Абитуриент должен уметь продекламировать одно из стихотворений русских поэтов (Пушкин, Лермонтов).

Историческая миссия

Казанская консерватория для Среднего Поволжья имеет большое значение. Здесь готовили (и готовят) кадры, ориентированные на традиционную музыку народов Татарстана, Удмуртии, Башкирии, Марий Эл, Мордовии, Чувашии. Здесь учились первые композиторы – авторы национальных опер и балетов республик Прикамья и Поволжья. Работа вуза позволила сохранить и преумножить музыкальное наследие коренных народов центральной России.

У истоков КГК и самобытных исполнительских школ стоят выдающиеся педагоги, приглашенные Назибом Жигановым в г. Казань из столичных консерваторий. Среди них — композитор А. С. Леман, духовики Н. Г. Зуевич, А. Е. Геронтьев, пианист В. Г. Апресов, дирижер С. А. Казачков, виолончелист А. В. Броун, скрипач Н. В. Брауде, музыковеды Г. В. Виноградов, Я. М. Гиршман и другие. С 1988 г. консерваторию возглавляет Рубин Абдуллин.

Здесь зарождалось мастерство ставших всемирно известными композиторов и музыкантов Владимира Васильева, Софьи Губайдулиной, Михаила Плетнева, Олега Лундстрема, пианистов Юрия Егорова и Михаила Плетнева. Не случайно казанская фортепианная школа в России одна из самых авторитетных.

Создание

Казанская государственная консерватория создавалась в непростом для СССР 1945 году. Первоначально аудитории размещались в старом здании (теперь третьем учебном корпусе) – дом 31 по улице Пушкина был построен в 1914 году. Двухэтажное здание с цокольным этажом выполнено в классическом стиле. В войну помещения занимал госпиталь, после открытия консерватории здесь жили и работали педагоги. До 1965 года это был единственный корпус учебного заведения. На втором этаже находится исторический зал, где проходили все концерты. В 2013-м залу присвоено имя Рахманинова.

Первым ректором был Назиб Жиганов. Переехав в г. Казань из Казахстана в 1928 году, он обучался в городском музыкальном техникуме, откуда перевелся в МГК им. Чайковского. Назиб Гаязович стал ключевой фигурой в сохранении и развитии татарской музыки. Первая симфония мэтра в 1938 году была исполнена на концерте в зарождавшейся Татарской госфилармонии. Годом позже его опера «Качкын» (являвшаяся дипломной работой при окончании Московской консерватории) фактически стала первой большой постановкой в Татарском театре оперы и балета. Маэстро дал импульс развитию современной музыкальной жизни Татарстана. В 1944-м Жиганов ходатайствовал о создании в Казани национальной консерватории. Несмотря на войну, власти его просьбу удовлетворили. Первые 50 студентов приступили к обучению 10 сентября 1945 г. Ректорство Назиба Гаязовича продлилось более сорока лет.

Сейчас КГК располагается в четырех корпусах, одновременно являющихся архитектурными памятниками. Наиболее красивым является корпус № 1, построенный в 1912 г. как Дом дворянства по проекту Алешкевича. С 1922 по 1961 год здесь размещался обком КПСС Татарской АССР.

Путь в будущее

В стенах консерватории нет уголка, где было бы тихо. Музыка льется не только из кабинетов. Студенты уличают свободную минуту, чтобы разучить новую композицию, повторить пройденное, шлифовать исполнительское мастерство. Педагоги лояльно относятся к «музыкальному шуму», даже если он порой мешает проведению занятий. Здесь широко практикуется принцип самообучения. В КГК действует отличная библиотека, которая в учебное время заполнена абитуриентами, готовящимися к занятиям, семинарам.

Учащиеся ответственно подходят к своему образованию. Они знают, зачем они пришли в консерваторию. Понимают, что высочайший уровень подготовки в одном из наиболее престижных музыкальных вузов страны позволит выступать в лучших коллективах мира, играть на знаменитых концертных площадках. В конце концов самим стать талантливыми педагогами и растить новое поколение композиторов, певцов и музыкантов.

Развитие

Казанская консерватория продолжает развиваться, улучшается инфраструктура, возводятся новые и реконструируются исторические здания. Строительство казанского концертного зала в 1996 году стало знаковым культурным событием на фоне тенденций тех лет на сворачивание государственных социальных программ

Роскошный зал, ставший важной достопримечательностью Казани, возводился на остове скромного актового зала консерватории, который многие десятилетия был сердцем концертной жизни города

В 2010 г. в главном корпусе на высоком уровне выполнены реконструкционные работы, которые обошлись в 260 млн рублей.

Литература

Литература XIX века

  • Мотивы лирики А.С. Пушкина.
  • Проблематика и система образов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  • Поэзия М.Ю. Лермонтова.
  • Актуальность комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: проблематика, сюжет, герои произведения. Своеобразие жанра пьесы.
  • Композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», ее художественный смысл.
  • Обломов как тип русской жизни (роман И.А. Гончарова «Обломов»).
  • Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  • Смысл названия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  • Духовные искания героев Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».
  • А.П. Чехов-рассказчик: темы, устойчивые мотивы, повествовательная техника.

Литература XX века

Кафедра скрипки

Первыми педагогами-струнниками казанской консерватории были приглашенные из состава Государственного симфонического оркестра СССР воспитанники Московской консерватории – виолончелист А.В. Броун и скрипач А.М. Лукацкий. Кафедра струнных инструментов была открыта в 1948 году. Первым заведующим кафедрой стал Н.В. Брауде, работавший до приглашения в Казань ассистентом профессора Московской консерватории А.И. Ямпольского.С 1955 по 1993 годы кафедрой заведовал А.Н. Хайрутдинов, окончивший Казанскую консерваторию и аспирантуру Московской консерватории по классу выдающихся виолончелистов С.М. Козолупова и М.Л. Ростроповича.С 1993 по 2004 годы кафедрой струнных инструментов руководил В.А. Афанасьев – выпускник Московской консерватории по классу скрипки профессора Ю.И. Янкелевича.Кафедра струнных инструментов Казанской консерватории с первых лет своего существования развивает традиции московской струнно-смычковой школы.В развитие казанской школы струнно-смычкового исполнительства и педагогики заметный вклад внесли долгое время работавшие в консерватории профессора С.З. Басовский, Х.Г. Ходжаев, Б.В. Каплун. Нынешние ведущие педагоги кафедр являются выпускниками Казанской консерватории. Современная струнно-смычковая педагогика Республики Татарстан опирается на огромный педагогический и концертный опыт кафедры струнных инструментов. Профессора В.А. Афанасьев, М.Г. Ахметов, Ш.Х. Монасыпов неоднократно приглашались в жюри всероссийских конкурсов скрипачей и виолончелистов.Воспитанниками струнно-смычковой школы Казанской консерватории являются артисты Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, оркестра Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, Казанского государственного камерного оркестра “La Primavera”; солисты Государственного квартета Республики Татарстан.Выпускники и студенты неоднократно становились лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов.С 2004 года кафедра струнных инструментов разделилась на кафедру скрипки (в 2004-2015 гг. заведующий — профессор В.А. Афанасьев) и кафедру альта, виолончели и контрабаса (в 2004-2010 гг. заведующий — профессор К.Х. Монасыпов; с 2010 г. — профессор А.А. Асадуллин).В 2015-2018 гг. заведующей кафедрой скрипки была профессор И.В. Бочкова, в 2018-2020 гг. — доцент Е.И. Рольбина.С 2021 года кафедрой скрипки заведует профессор Ш.Х. Монасыпов.

Инновации

Казанская музыкальная консерватория стала площадкой для экспериментального поиска новых творческих направлений и форм подготовки композиторов, певцов, музыковедов, музыкантов высочайшей квалификации. Примером служит открытый в конце 90-х факультет татарского музыкального искусства. На нем изучают особенности традиционной татарской музыкальной культуры, проводят интересные исследования, позволяющие воссоздавать старинные восточные инструменты, исчезнувшие ранее из музыкального быта. Созданный на факультете оркестр татарской музыки под руководством Рината Халитова уже становился лауреатом двух конкурсов.

Образование

В 2007 г. Казанская консерватория получила аккредитационный статус академии, что подразумевает расширение образовательных программ. Здесь готовят фактически по всем видам музыкального искусства: орган, фортепиано, дирижирование, струнные, ударные, духовые, пение, этномузыкология, педагогика балета, музыковедение, композиция. Ожидается открытие новой специальности – «музыкальная звукорежиссура».

Дополнительно в стенах консерватории глубоко изучают национальную музыку татар, башкир, удмуртов и других народов. Учащиеся и педагоги собирают, расшифровывают и тщательно документируют народный фольклор. Наиболее интересные произведения исполняются оркестром татарской музыки.

Сейчас в вузе обучаются 625 студентов на 20 кафедрах, много учащихся из-за рубежа. Их обучают порядка 200 преподавателей, среди которых — 11 докторов наук, 32 кандидата, 40 профессоров и 50 доцентов. Ежегодно больше трети выпускников оканчивают КГК с отличием. О престижности учебного заведения говорит достаточно высокий конкурс – более 2,5 претендента на место.

Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Экзамен по специальности проводится в письменной и устной форме. Абитуриент предоставляет портфолио, включающее в себя опубликованные и неопубликованные творческие работы. Портфолио оформляется в виде папки с вложенными в нее листами формата А4, содержащими подтверждение творческих достижений абитуриента. При оценке материалов портфолио учитывается активность абитуриента, разнообразие жанров работ, качество текстов.

Устная часть экзамена по специальности — обсуждение представленного портфолио. Оценивается умение абитуриента использовать выразительные средства устной речи, стилистическая грамотность, логика речи, умение вести дискуссию.

Письменная часть экзамена по специальности:1. Написание (переизложение) на основе нескольких коротких заметок связного текста объемом до полутора страниц формата А4; оценивается грамотность, логика, аргументированность суждений; время выполнения – 3 часа.2. Тест из 10 вопросов (образец теста); время выполнения – 20 минут.

Музыкальная педагогика

КОЛЛОКВИУМ

1. Собеседование по профилирующим вопросам в области отечественной и зарубежной музыкальной культуры и педагогики, выявление общекультурного уровня абитуриента, эрудиции в области музыкального и других видов искусства.2. Анализ одного музыкального произведения из своей программы (жанр, строение, особенности мелодики, гармонии и тонального развития, фактуры, метроритма).3. Исполнение программы (инструментальной или вокальной).В зависимости от профиля подготовки абитуриент может представить исполнение программы на музыкальном инструменте (полифония, произведение крупной формы, произведение малой формы) или вокальной (классическая ария, романс, народная песня).

 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ (ПИСЬМЕННО И УСТНО)

Письменно: диктант (одноголосный) в форме периода с хроматизмами и отклонениями в тональности диатонического родства.

Устно:- определение на слух модуляции в тональность диатонического родства; тонального план музыкального фрагмента;- определение на слух: аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями, V9 в основном виде) от звука и в тональности;- пение с листа одноголосной мелодии, содержащей хроматизмы, отклонения и модуляции, ритмические фигуры (синкопы, триоли) в простом и сложном размерах.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (УСТНО)

Поступающий должен знать отечественную и зарубежную музыкальную литературу в объеме учебной программы по специальностям среднего профессионального образования в области музыкального искусства, основные этапы жизненного и творческого пути наиболее значимых композиторов, наиболее значительные явления современной отечественной музыки, профессиональную терминологию.

Список музыкальной литературы:

Бах И.С. ХТК(1) (по выбору),органная Токката и фуга ре-минор; Месса си-минор

Берлиоз Г. Фантастическая симфония

Бетховен Л. Симфонии №№ 3, 5, 9; увертюра «Эгмонт»; Сонаты для ф-но №№8, 14, 17, 23

Бизе Ж. Опера «Кармен»

Брамс И. Симфония №4

Вагнер Р. Опера «Тангейзер» (увертюра); опера «Лоэнгрин»

Вебер К. Опера «Волшебный стрелок»

Верди Дж. Оперы «Риголетто», «Аида», «Травиата»

Гайдн Й. Симфонии №№ 103, 104

Гендель Г. Оратория «Самсон» (фрагменты)

Глюк К. Опера «Орфей» (фрагменты)

Григ Э. Сюита «Пер Гюнт», Концерт для ф-но с оркестром ля-минор

Дворжак А. Симфония «Из Нового света»

Дебюсси К. Прелюдии для ф-но (2-3 по выбору)

Лист Ф. «Прелюды», «Годы странствий» (по выбору)

Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми-минор

Моцарт В. Оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан»; Симфонии №№ 40, 41; Соната Ля-мажор; Фантазия и соната до-минор

Равель М. Болеро

Россини Д. Опера «Севильский цирюльник»

Шопен Ф. Мазурки (2-3 по выбору); Ноктюрн, этюды (1-2 по выбору); Полонезы (1 по выбору); Прелюдии (3-4 по выбору); Баллада №1 соль-минор; Соната №2

Шуберт Ф. Симфония h-moll («Неоконченная»), Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», Песни

Шуман Р. Фортепианный цикл «Карнавал», вокальный цикл «Любовь поэта»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ музыкальная литература (XIХ-ХХ век)

Балакирев М. Увертюра на темы трёх русских народных песен, Фантазия «Исламей»

Бородин А. Опера «Князь Игорь», Симфония №2 («Богатырская»), Романсы и песни

Глинка М. Оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия». Романсы

Даргомыжский А. Опера «Русалка». Романсы

Лядов А. Симфонические произведения: «Волшебное озеро», «Кикимора»

Мусоргский М. Опера «Борис Годунов», «Хованщина» (оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке»); «Картинки с выставки». Песни

Рахманинов С. Концерт для ф-но с оркестром № 2; Прелюдии и этюды-картины для ф-но (3-4 по выбору); Романсы

Римский-Корсаков Н. Оперы «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко». Симфоническая сюита «Шехеразада»

Стравинский И. Балет «Петрушка»

Скрябин А. Поэма экстаза; Соната для ф-но №4; Прелюдии ор. 11

Танеев С. Симфония до минор

Глазунов А. Симфония №5

Чайковский П. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Симфонии №№ 4, 6; Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; Романсы

Мясковский Н. Симфония №21

Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта». Кантата «Александр Невский». Симфонии №№5, 7; Соната №7, фортепианный цикл «Мимолётности» (2-3 пьесы по выбору)

Свиридов Г. «Поэма памяти Сергея Есенина»

Шостакович Д. Симфонии №№ 5, 7

Достижения

Музыкальные вузы России славятся своими выпускниками, ставшими впоследствии звездами мировой величины. Главная консерватория Татарстана также явила миру плеяду выдающихся композиторов, музыкантов, искусствоведов, дирижеров. В 1977 году КГЗ признана лучшим вузом искусства на творческом конкурсе «Окно в Россию». Лауреатами конкурсов международного и национального уровней за последние 5 лет стали более 600 учеников и педагогов.

Творческими партнерами КГК выступают: Московская, С.-Петербургская, Парижская консерватории, Международный союз музыкальных деятелей, Лондонская королевская академия, школа музыки Любека, Французский музыкальный центр, институт Гете, институт церковной музыки Шпайер, АН Татарстана, издательский дом «Композитор» и другие.

Русский язык

РУССКИЙ ЯЗЫК

Вступительное испытание проводится в форме письменного теста, состоящего из 20-25 заданий с выбором ответа. Продолжительность вступительного испытания – 40 минут.

Пример теста

1.Укажите словосочетание со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ.А. держаться вблизиБ. роняя листьяВ. семеро друзейГ. озорной парнишка

2.Укажите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.А. похожий на матьБ. наши соседиВ. уйти прочьГ. обман зрения

3. Определите вид придаточного предложения. Бабушка проснулась оттого, что у двери громко мяукал котенок.А. придаточное местаБ. придаточное причиныВ. придаточное целиГ. придаточное образа действия

4. Определите вид придаточного предложения. Я очень не люблю бывать там, где идут дожди.А. придаточное местаБ. придаточное мерыВ. придаточное определительноеГ. придаточное степени

5. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне слова.А. раздражатьБ. панорамаВ. бокалГ. касаться

6. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне слова.А. умолятьБ. абзацВ. кампанияГ. загорелый

7. Какое слово образовано суффиксальным способом?А. сторожкаБ. нерешительныйВ. по-зимнемуГ. полив

8. Какое слово образовано приставочным способом?А. купленныйБ. где-нибудьВ. доверхуГ. размешать

9. В каком слове пишется ПРИ-?А. пр..грустныйБ. пр..ободрилсяВ. пр..спокойныйГ. знаки пр..пинания

10. В каком слове пишется ПРИ-?А. пр..творить мечту в жизньБ. пр..бывать на работеВ. пр..творить дверьГ. пр..дание старины

11. В одном из приведённых ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. А. НАРАЩИВАНИЕ ногтейБ.  ГАРАНТИРОВАННЫЙ талонВ.  ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор Г. ДОЖДЕВАЯ вода.

12. В одном из приведённых ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. А.  БЛАГОТВОРНАЯ акция Б.  Глубокий ВДОХ В.  ЛЕДЯНОЙ ужасГ.  ГЛИНЯНАЯ ваза

13. В одном из словосочетаний допущена ошибка в образовании формы слова.А. пара сапогБ. наиболее спокойныйВ. более семиста учащихсяГ. гораздо красивее

14. В одном из словосочетаний допущена ошибка в образовании формы слова. А. опытные профессораБ. пять яблокВ. поехай в городГ.  пришел из школы

15. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. А. тОртыБ. бАнтыВ. стОлярГ. каталОг

16. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. А. занятАБ. аэропОртыВ. цемЕнтГ. сливОвый

17. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.А. прикасатьсяБ.  прожевал (мясо)В. рогатый (бык)Г. давление

18. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.А. возлагать (надежды)Б. единицаВ. каморкаГ. деканат

19. Укажите синоним к слову ГЛУБОКИЕ (знания)А. основательныеБ. капитальныеВ.бездонныеГ. крепкие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector