Ученый кто это такой, особенности профессии, чем занимается, требования
Содержание:
- Чем отличаются дипломы
- Кто присваивает ученое звание?
- Работа в лаборатории
- Корпорации двигают инновации
- Недостатки профессии ученый
- Подготовка кадров высшей квалификации
- Зачем нужны документы о незаконченном образовании
- Ученое звание: присвоить
- Кто такой ученый?
- Считается ли неполное высшее средним профессиональным образованием
- Где учиться
- Что такое ученое звание
- Для чего нужна биология?
- Разновидности кандидатской степени по отраслям науки
- Когнитивная экономика
- Путь в науку
- История
- Специалист и магистр
- Какими личностными качествами должен обладать ученый?
Чем отличаются дипломы
В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.
Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.
Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.
Юридическое образование
Бакалавриат – Юриспруденция
Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.
Специалитет – Судебная экспертиза
Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.
Экономическое образование
Бакалавриат – Экономика
Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.
Специалитет – Экономическая безопасность
Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.
В дипломе бакалавра указано общее направление
Кто присваивает ученое звание?
Ученые звания присваивает Минобрнауки по представлению образовательных организаций высшего образования:
- Ученое звание доцента может быть присвоено научно-педагогическому работнику, который замещает должность доцента, педагогический стаж которого — не менее 3 лет, а количество опубликованных научных работ — не менее 20.
- Ученое звание профессора может быть присвоено научно-педагогическому работнику, который замещает должность профессора, заведующего кафедрой, декана факультета и имеет звание доцента. Педагогический стаж кандидата в профессоры должен быть не менее 10 лет, а количество опубликованных научных трудов — не менее 50.
Как правило, званию доцента соответствует ученая степень кандидата наук, а званию профессор – доктор наук. В области искусства, физической культуры и спорта также присваиваются научные звания профессора и доцента, но по другим утвержденным критериям. Для их присвоения не обязательно иметь ученые степени кандидата или доктора наук.
Присвоенные научные звания имеют бессрочный «пожизненный» характер. В то же время лица, имеющие научные звания могут быть лишены их в случае несоответствия или нарушения требований Положения о присвоении ученых званий.
За рубежом научные звания совпадают с занимаемыми должностями.
Если сотрудник получает должность профессора, то с этого момента он именуется профессором до того времени, пока он занимает эту должность. В ряде ведущих университетов есть пожизненное звание профессора вместе с закрепляемой за ним должностью. Таким образом, труд ученого на западе оплачивается по занимаемой должности, а за звание деньги не платятся.
Работа в лаборатории
Ну вот и родная лаборатория. Старая, потертая, с отклеивающимся ленолиумом, кривыми столами, заросшей пылью химической посудой и типичным химическим запахом, его я узнаю издалека.
Привычными действиями, отработанными до автоматизма, я запустила эксперимент: взвесить, налить, включить термостат, поставить температуру, загрузить реактивы в реакционный сосуд, поставить сосуд в термостат, нажать кнопку СТАРТ и… время пошло. Полтора часа все это будет реагировать, а пока… нет, чай пить мне некогда, а хочется очень.
Надо собирать установку для перегонки. Плитка, перегонная колба, дефлегматор (не спрашивайте, что это, а то я в 4000 знаков не уложусь объяснять), прямой холодильник (это такие стеклянные трубочки одна в другой для охлаждения, а не то, что вы подумали), приемник. Все это соединить, прикрутить и, проверив надежность и правильность соединения, торжественно вставить вилку от плитки в розетку. Поехало.
Корпорации двигают инновации
Артемий Кабанов приехал в Омск из Казахстана, признается, что целенаправленно, — чтобы поступить в вуз и остаться в России.
— Первая статья была опубликована на первом курсе. Для меня, как человека, только что окончившего школу, конечно, это стало событием, — рассказывает он.
В какой-то момент студент понял, что подобная научная активность вполне позволяет выжить. В то время перед Артемием стоял выбор — либо искать подработку, трудясь официантом или барменом в кафе, либо идти по научной стезе, учась на отлично. Выбор был сделан в пользу науки.
Артемий Кабанов
— Стипендия была неплохой, и я мог позволить себе жить, не думая о дополнительных доходах, — вспоминает ученый.
Представитель Фонда содействия инновациям, доктор экономических наук Виталий Алещенко считает, что очень важно рассказать подрастающему поколению ученых о современных трендах, которые в наши дни смещаются в сторону интересов крупных корпораций. На руку отечественным инноваторам сыграли и санкции — бизнес нуждается в собственных разработках
— Тренд, когда ученый что-то изобрел и ищет, кому бы это продать, прошел. Сейчас к нам обращаются крупные корпорации, говоря: нужен такой-то продукт, пожалуйста, предлагайте свои проекты, — объясняет Виталий Алещенко. — И мы «умников» ориентируем именно на это. Потому что, если они будут работать под конкретные задачи, создавая конкретный продукт, он будет востребован и его точно купят.
Недостатки профессии ученый
Одним из самых больших препятствий на пути к получению профессии – тяжелое и долгое обучение. Если в большинстве других специальностей студенты ВУЗов достаточно быстро трудоустраиваются и имеют относительно ясные перспективы, то будущие ученые долгое время живут в неопределенности. Так, получить высшую степень им удается не ранее чем к 35 годам.
Еще одним камнем преткновения является необходимость оплачивать публикации своих статей в научных изданиях, без которых нельзя получить степень. То есть, при отсутствии возможности получать высокую зарплату, будущему ученому нужно тратить собственные средства, ради признания его труда научным сообществом.
За последние годы престижность профессии значительно снизилась. Несмотря на то, что стране по-прежнему нужны ученые, немногие готовы посвятить свою жизнь науке. Отчасти это объясняется плохими условиями труда. Работа в НИИ и других государственных учреждениях не приносит большого дохода. Кроме того, для проведения исследований требуется финансирование, с получением которого всегда возникают сложности.
Подготовка кадров высшей квалификации
Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».
Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:
- образования;
- педагогической деятельности;
- практики;
- научно-исследовательской работы.
При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.
Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.
Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:
- ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
- адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
- ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.
В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.
Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.
Уровни российского вузовского образования
Образование |
Уровень |
Базовое образование для поступления на учебу |
Срок очного обучения |
Квалификация после завершения учебы |
---|---|---|---|---|
Бакалавриат |
I |
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании) |
4 года |
Бакалавр |
Специалитет |
II |
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании) |
5 лет |
Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.) |
Магистратура |
II |
Любое высшее |
2 года |
Магистр |
Аспирантура |
III |
Магистратура или специалитет |
3–4 года |
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук |
Ординатура |
III |
Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое |
2 года |
Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.) |
Адъюнктура |
III |
Специалитет или магистратура |
3–4 года |
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук |
Ассистентура-стажировка |
III |
Специалитет или магистратура в области искусства и культуры |
2 года |
Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы |
Зачем нужны документы о незаконченном образовании
До 2007 года диплом о неполном образовании был официальным документом, подтверждающим квалификацию, и при трудоустройстве в графе «Образование» в трудовую книжку вносилась запись о неполном высшем образовании.
Теперь единственным документом о незаконченном высшем образовании является справка
Сейчас, после принятых изменений, в трудовую книжку вносится запись о факте незаконченного высшего образования. Для того, чтобы подтвердить эти сведения, работник предоставляет вышеупомянутую справку из ВУЗа.
Также данная справка может потребоваться, если студент захотел «восстановиться» — возобновить обучение в своем ВУЗе, или решил поступать в другое учебное заведение. В этом случае его могут зачислить сразу на второй или третий курс, если студент предоставит документы, подтверждающие, что он прошел соответствующие дисциплины и сдал по ним экзамены (зачеты).
Эти сведения обычно прилагаются к справке об обучении в виде выписки из зачетной книжки.
Ученое звание: присвоить
Ученое звание – это квалификационная ступень научных и научно-педагогических сотрудников, отражающая различные уровни и объемы выполнения академической и научно-педагогической работы. Обладатели ученого звания могут не только проводить индивидуальные научные исследования и обучение учеников, но и организовывать эти процессы на высоком квалификационном уровне.
В России официально существуют два ученых звания: доцент и профессор. При этом ученое звание следует отличать от должности. Например, доцент – это ученое звание или должность? Одновременно и то, и другое: есть звание доцент, и есть должность доцент. В идеале они должны совпадать, то есть должность доцента предназначена для ученого, имеющего звание доцент. Но иногда должность доцента может занимать человек, не обладающий этим научным званием.
Кто такой ученый?
Ученый – собирательное название специалистов из разных областей знаний, применяющих в своей работе научный метод исследований. Только те, кто внес вклад в развитие науки и получил признание научного сообщества, могут считаться учеными.
Первыми носителями знаний в древности были религиозные деятели, а сама наука носила сакральный характер. Наука начала отделяться от религии в Древней Греции и Риме, когда заинтересованность в ней начали проявлять философы. Наиболее известными учеными периода античности стали Архимед, Евклид, Пифагор, Гиппократ, Геродот и другие мыслители, внесшие большой вклад в научную деятельность.
В эпоху Средневековья в Европе появились первые университеты и разделения по системе научных степеней. В университетах можно было получить не только юридическое, но и медицинское образование. Большое влияние на средневековую систему образования оказывала церковь, которая контролировала научную деятельность.
На рубеже XVIII-XIX веков произошло полное отделение науки от философии, началось создание сложной системы научных дисциплин и направлений. Известными российскими учеными этого периода являются М. Ломоносов, Д. Менделеев и др.
В это же время выделяется отдельная профессия – ученый, которого в СССР относили к социальной прослойке интеллигенции. Начиная с 19 столетия и по сегодняшний день, стремительное развитие науки не останавливается.
Сфера исследовательской деятельности определяет особенности работы ученого. Существует большое количество научных областей, в которых он может быть занят:
- исторические науки: исследования в области значимых исторических событий, дат, людей;
- изобретения и механические науки: различные системы, оборудования, техника, такие как канализации, автомобили и т.д.;
- естественные науки: медицина, биология и все, что может относиться к живым организмам и жизненным циклам;
- информационные технологии: развитие интернета и других передовых технологий.
Сфера деятельности определяет и задачи, которыми должен заниматься научный работник. Несмотря на существующие различия, деятельность ученого можно разделить на этапы:
- Подготовительный этап предполагает планирование исследования, включающее поиск темы и продумывание способов проверки. В него также входит сбор данных, поиск оборудования и образцов.
- Исследовательский этап – проведение самого исследования для проверки имеющихся данных и выявления полезных свойств. На этом этапе ставятся различные опыты, результаты которых фиксируются.
- Аналитический этап подразумевает анализ полученных данных, подведение итогов и составление отчетов.
Значимой частью работы ученого является преподавательская деятельность (кстати, возможность преподавания в ВУЗе во многом означает признание работы научного сотрудника).
Считается ли неполное высшее средним профессиональным образованием
Неполное высшее не заменит среднего профессионального образования
Иногда неполное высшее образование приравнивают к среднему профессиональному образованию. Но эти понятия никак не соотносятся.
Среднее профессиональное образование получают в самостоятельных образовательных учреждениях, которые присваивают своим выпускникам квалификацию «рабочих или служащих и специалистов среднего звена», как гласит закон об образовании.
Диплом о профессиональном среднем образовании дает право работать по определенным специальностям и направлениям, не требующим дополнительной квалификации.
А незаконченное высшее образование, по сути, не присваивает вам никакой квалификации и может быть принято как подтверждение специальности только на усмотрение работодателя.
Где учиться
Естественно, любой ученый – специалист с высшим образованием. На пути в науку можно окончить любое учебное заведение, в том числе колледж, училище или техникум, но первая важная ступень в карьере ученого – именно вуз. Причем бакалавриата будет недостаточно, поступать нужно либо сразу на специалитет, либо, получив диплом бакалавра, – в магистратуру. Второй вариант предпочтителен: магистерская программа рассчитана на 2 года, и студенты получают за это время более глубокие знания, чем те, кто учится на специалитете.
Следующая ступень в образовании будущего ученого – аспирантура, где слушатели изучают исключительно узкоспециальные темы и на протяжении всего курса, который рассчитан, как правило, на 3 года, пишут научно-исследовательскую работу (диссертацию) и защищают ее на соответствующей кафедре вуза. Если защита проходит успешно, выпускник аспирантуры получает звание кандидата наук и с этих пор «официально» становится ученым. Далее он при желании может поступить в докторантуру и начать работать уже над докторской диссертацией, чтобы получить степень доктора наук – высшее ученое звание согласно российской классификации.
Поскольку «ученый» не специальность, говорить о том, куда поступать, чтобы стать им, не совсем корректно. Тем не менее перечислим несколько российских вузов с серьезной научной базой:
- Московский государственный университет;
- Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
- Дальневосточный государственный университет;
- Уральский государственный университет;
- Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Формально, чтобы поступить в аспирантуру и начать карьеру ученого, достаточно окончить любой вуз, в том числе негосударственный. Поэтому выбирать учебное заведение стоит, исходя из его престижа и собственных возможностей. Если вам не удалось поступить именно туда, куда вы изначально рассчитывали, не отчаивайтесь: путь в науку открыт для студента любого вуза, независимо от величины последнего.
Что такое ученое звание
Ученой степенью признается ступень квалификационной системы в вузах и научных организациях, которые позволяют ранжировать научных сотрудников на определенных этапах их академической деятельности. Ученое звание не только подтверждает уровень подготовки специалиста, но также и его соответствие конкретной преподавательской деятельности.
В России действует два вида ученых званий:
- доцент;
- профессор.
Звание доцента присваивает Высшая Аттестационная Комиссия, а профессора – Минобрнауки РФ. Соискатели подают аттестационные документы в вузы или Научно-Исследовательские Центры для предложения своей кандидатуры на рассмотрение.
При присвоении звания учитывается стаж лица и его достижения в профессиональной области. Ученому сначала нужно получить степень, а уже затем он вправе претендовать на звание. Согласно сложившейся практике, профессорами становятся доктора наук.
Доцент
Звание доцента присваивается научно-педагогическому работнику высшего учебного заведения или сотруднику НИИ. Второе значение термина – должность преподавателя в вузе.
Чтобы стать претендентом на звание доцента, нужно иметь научные труды и вести педагогическую деятельность в высшем образовательном учреждении с государственной аккредитацией.
Базовые требования к соискателю:
- иметь степень кандидата;
- написать 20 научных работ и учебных изданий;
- иметь 5 лет стажа в педагогической области;
- иметь 2 года стажа в качестве доцента вуза или сотрудника НИИ.
Звание остается у ученого пожизненно. Ни смена работы, ни увольнение, ни выход на пенсию не являются причиной его аннулирования. Лишиться звания можно лишь в том случае, если оно было присвоено ошибочно.
Профессор
С 1934 года звание профессора является наивысшим в иерархии степеней высшего образования. Его получают самые квалифицированные преподаватели и научные сотрудники, которые руководят научно-исследовательской работой. В вузах также есть преподавательская должность, именуемая «профессор».
Прежде чем стать профессором, обязателен трехлетний стаж в звании доцента – данное правило было введено недавно, ранее звание можно было получить сразу. Чаще всего статус профессора получают доктора наук. Ученые, получившие звание профессора без докторской степени, называются «холодными».
Для чего нужна биология?
Знаменитый датский ученый Нильс Бор сказал однажды: если двадцатое столетие было веком физики, то двадцать первое станет веком биологии. Но сегодня мы уже можем убедиться в правоте великого мыслителя.
С помощью биологии можно решить множество различных задач, стоящих перед человечеством. Например:
- создать новые супер-урожайные культуры растений и суперпродуктивные породы животных, чтобы навсегда избавить человечество от голода;
- разработать новые методики лечения болезней, которые исцеляли бы весь организм, а не один больной орган;
- продлить человеческую жизнь;
- отодвинуть срок старения организма;
- решить проблему загрязнения окружающей среды.
Пчела на цветке
Но нет никакого сомнения, что это только часть задач, которые стоят перед биологией сегодня.
Точно так же, как в начале двадцатого века нельзя было представить, какую проблему создадут для современной нам медицины антибиотики, так и мы не можем вообразить, какие проблемы будет решать биология в конце этого века.
Поэтому единственное, что можно сказать – человечество ждут новые великие открытия и потрясающие знания.
Разновидности кандидатской степени по отраслям науки
Российская Федерация
В зависимости от специальности, по которой происходит защита кандидатской диссертации, соискателю в России присуждается одна из следующих учёных степеней:
Список кандидатских степеней по отраслям науки и их сокращения | ||
---|---|---|
Название степени | Сокращение согласно (недействующему)приказу Миннауки РФ | Используемые в РАН сокращения |
Кандидат архитектуры | канд. архитектуры | к. арх. |
Кандидат биологических наук | канд. биол. наук | к. б. н. |
Кандидат ветеринарных наук | канд. ветеринар. наук | к. вет. н |
Кандидат военных наук | канд. воен. наук | к. воен. н. |
Кандидат географических наук | канд. геогр. наук | к. г. н. |
Кандидат геолого-минералогических наук | канд. геол.-минерал. наук | к. г.-м. н. |
Кандидат искусствоведения | канд. искусствоведения | к. иск. |
Кандидат исторических наук | канд. ист. наук | к. и. н. |
Кандидат культурологии | канд. культурологии | к. культ. |
Кандидат медицинских наук | канд. мед. наук | к. м. н. |
Кандидат педагогических наук | канд. пед. наук | к. пед. н. |
Кандидат политических наук | канд. полит. наук | к. полит. н. |
Кандидат психологических наук | канд. психол. наук | к. п. н. |
Кандидат сельскохозяйственных наук | канд. с.-х. наук | к. с.-х. н. |
Кандидат социологических наук | канд. социол. наук | к. социол. н. |
Кандидат теологических наук | канд. теол. наук | к. теол. н. |
Кандидат технических наук | канд. техн. наук | к. т. н. |
Кандидат фармацевтических наук | канд. фарм. наук | к. фарм. н. |
Кандидат физико-математических наук | канд. физ.-мат. наук | к. ф.-м. н. |
Кандидат филологических наук | канд. филол. наук | к. ф. н. |
Кандидат философских наук | канд. филос. наук | к. филос. н. |
Кандидат химических наук | канд. хим. наук | к. х. н. |
Кандидат экономических наук | канд. экон. наук | к. э. н. |
Кандидат юридических наук | канд. юрид. наук | к. ю. н. |
Существует, но в настоящее время не присуждается степень кандидата военно-морских наук (присуждалась с 1930-х до конца 1970-х). Некоторое время (в 1940-х годах) учёная степень кандидата искусствоведения называлась «кандидат искусствоведческих наук». Учёная степень кандидата политических наук существовала в 1940-х гг., затем была отменена, в 1990-х гг. вновь введена.
В педагогических науках до 1950 года к наименованию ученой степени обязательно добавлялось описание узкой специализации («… по методике истории», «… по физической культуре» и т. п.). Спорадически в названии научной специальности подобные уточнения присутствовали до конца 1960-х годов. Учёная степень по психологическим наукам начала присуждаться с 1968 года. До этого (с 1953 года) присуждалась ученая степень «кандидат педагогических наук (по психологии)».
Аббревиатуры учёных степеней были установлены Министерством науки и технологий Российской Федерации в 1998 году для целей заполнения форм, сопровождающих обязательные экземпляры диссертаций, положение в настоящее время отменено.
25 сентября 2015 года Высшей аттестационной комиссией был утвержден паспорт новой научной специальности «Теология». Теперь по этой специальности можно защищать диссертационные работы и получать учёные степени кандидата и доктора наук.
Многие специальности допускают присуждение соискателям учёной степени по нескольким вариантам отраслей наук в зависимости от преобладающей предметной области конкретной диссертации. Например, по специальности 02.00.04 (физическая химия) могут быть присуждены степени кандидата физико-математических, технических или химических наук. При этом, однако, соблюдается принцип «одна диссертация — одна отрасль наук» независимо от количества специальностей диссертации и отраслей наук специальности. Также конкретный диссертационный совет может быть ограничен в номенклатуре присуждаемых степеней, в зависимости от отрасли.
Украина
Список степеней, присуждаемых украинским учёным, в основном повторяет российский, за следующими исключениями:
- Геолого-минералогические науки в названиях степеней заменены на геологические науки;
- Введены степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту, кандидата наук по государственному управлению, кандидата наук по социальным коммуникациям. Выделяется также отрасль наук «Национальная безопасность», однако по ней присуждаются степени кандидатов военных, технических, юридических и других наук — степени кандидата наук по национальной безопасности нет.
Когнитивная экономика
Как правило, экономика не связана с традиционными научными дисциплинами, но это может измениться из-за тесного взаимодействия всех научных отраслей. Эту дисциплину часто путают с поведенческой экономикой (изучением нашего поведения в контексте экономических решений). Когнитивная же экономика — это наука о том, как мы думаем. Ли Колдуэлл, автор блога об этой дисциплине, пишет о ней:
Иными словами, учёные начинают свои исследования на низшем, упрощённом уровне, и формируют микромодели принципов принятия решений для разработки модели масштабного экономического поведения. Часто эта научная дисциплина взаимодействует со смежными областями, например, вычислительной экономикой или когнитивной наукой.
Путь в науку
С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..
О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.
За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.
Закончив МГУ, я получила профессию «химик». Было начало 2000-х годов, финансирование науки находилось на очень низком уровне. Поэтому о занятиях исследованиями пришлось забыть. Я устроилась работать в фирму, которая занималась продажей учебной литературы для вузов, а в свободное время подрабатывала химиком в диагностических лабораториях — делала медицинские и ветеринарные анализы. Это помогало сохранить практические навыки. Совсем уходить из профессии я не планировала.
Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.
В лаборатории
История
История развития профессии ученого напрямую связана с возникновением первых знаний. Они были даже у первобытных людей, которые отображали свой быт и историю на стенах пещер. Они изучали мир, познавали его и сделали массу открытий, которыми мы пользуемся и в наши дни. В Древней Греции и Риме все отрасли научных знаний стремительно развивались. Появлялись глобальные гипотезы об устройстве мира и первые теории о законах физики. Открывались знания в медицине, естественных науках, свойствах поверхностей, химии и многом другом. Мир просвещался, и развитие неудержимо стремилось вперед.
Однако некое затишье и даже деградация наступили в эпоху Средневековья. Все попытки изучения различных процессов и явлений пресекались инквизицией и приравнивались к черной магии. За любые проявления стремления к познанию сжигали на костре, предварительно подвергая страшным пыткам. В этот момент стремительно развиваются религиозные знания и учения.
С наступлением эпохи Возрождения все отрасли научных знаний начинают развиваться с огромной скоростью. Появляются новые технологии и устройства, открываются новые свойства и виды. Все начинает раскрывать свои секреты человеку.
Стремительное развитие прогресса начинается в 19 веке. Появляется первое исследовательское оборудование. Также выделяется профессия «ученый». Это люди, обладающими более высоким уровнем знаний, чем простые специалисты в той же отрасли. Их открытия признаны сообществом и считаются полезными. 20 век по праву считается эрой технологического прогресса и процветания.
Ученые получают новые данные, которые стали доступны с помощью применения высокоточного оборудования. Открытия появляются одно за другим. Современный век – эпоха процветания. Ученые играют важнейшую роль и являются ключом к выживанию человека как вида.
Специалист и магистр
Завершив обучение на бакалавра, студенты едва ли не автоматически переходят на следующий уровень обучения — специалиста. Длительность процесса обучения составляет 1 или 2 года. На этой стадии обучают дополнительным дисциплинам.
Одногодичное обучение рассчитано на очную форму обучения, 2 года на заочную. Диплом специалиста в России дает возможность начать профессиональную карьеру. Однако, в других странах за исключением СНГ, диплом специалиста не принимается. Эта категория характерна только для территорий, входивших в СССР.
Поступление в магистратуру доступно как бакалаврам, так и специалистам. Правда, специалистам помощь из бюджета не полагается. Считается, что они не нуждаются в получении дополнительной квалификации.
Какими личностными качествами должен обладать ученый?
Так как научная деятельность предполагает обработку большого потока информации и адекватную оценку проводимых опытов ученому очень важно иметь хорошую память и аналитический склад ума. Поскольку научное сообщество перестало быть замкнутой привилегированной социальной группой, оно должно участвовать в обсуждении и решении общественных проблем
Это означает, что ученый должен уметь выступать перед публикой и владеть грамотной речью. Ораторские способности также помогают сотрудникам высших учебных заведений, которым нужно внятно излагать свои мысли студентам
Поскольку научное сообщество перестало быть замкнутой привилегированной социальной группой, оно должно участвовать в обсуждении и решении общественных проблем. Это означает, что ученый должен уметь выступать перед публикой и владеть грамотной речью. Ораторские способности также помогают сотрудникам высших учебных заведений, которым нужно внятно излагать свои мысли студентам.
Ученому нередко приходиться заниматься организационными вопросами или руководить группой коллег, поэтому он должен иметь лидерские качества. Для проведения исследований требуется особая внимательность и аккуратность. Научным сотрудникам нужно уметь адекватно воспринимать критику, которая является основной составляющей оценки труда со стороны коллег
При этом очень важно не бояться отстаивать свою точку зрения
Профессия подходит для целеустремленных и терпеливых людей, которые готовы годами заниматься начатым делом в ожидании положительных результатов. Очень много времени занимает бумажная работа, поэтому ученый должен быть готов к рутинному и сидячему образу жизни.