Специальность «клиническая лабораторная диагностика» (ординатура)
Содержание:
- Какие навыки пригодятся
- Условия труда
- Где пройти профессиональную переподготовку врачам
- Что делает зубной техник
- Результаты и перспективы:
- Медицинские специальности
- Недостатки профессии лаборант
- Преимущества профессии лаборант
- Места работы
- Отличия врача-лаборанта от фельдшера-лаборанта
- Основные виды и термины
- Описание профессии
- Программа даст ответы на вопросы:
- Результаты и перспективы:
- Отличия врача-лаборанта от фельдшера-лаборанта
- Преимущества профессии лаборант
- Кому подходит
- Преподаватели
- Отличия врача-лаборанта от фельдшера-лаборанта
- Где выучиться профессии лаборант спектрального анализа?
- Топ очных курсов
- Трудовой процесс
- Плюсы и минусы профессии
Какие навыки пригодятся
Кроме знаний и умений, полученных во время обучения, будущему специалисту, необходимо иметь качества, которые пригодятся в лабораторных работах:
- умение сконцентрироваться на отдельно взятой задаче, например: исследование отдельно взятой пробы делается непрерывно – ни на что нельзя отвлекаться;
- развитая моторика рук, отсутствие тремора;
- отсутствие дальтонизма, способность различать цвета, их оттенки;
- хорошо развитая зрительная память;
- чувствительное обоняние;
- аккуратность работы.
Лаборант-аналитик знает, что его работа сопряжена с опасностью: даже если он соблюдает технику безопасности, при неаккуратном обращении с пробирками, всегда есть риск получения ожога. Всё, чему учат в колледже, на работе точно пригодится! Поэтому устраиваться на предприятие, на эту должность стоит после колледжа, когда знания не забыты, а движения отточены на лабораторных занятиях.
Условия труда
Помещение лаборатории состоит из 13 комнат:
- комната забора крови,
- комната сбора прочего материала,
- 3 комнаты для проведения исследований,
- 3 комнаты для подготовки биологических материалов,
- комната приема пищи,
- комната для хранения препаратов;
- 4 служебных комнаты.
Помещение поликлиники.
Как стать лаборантом
Моя профессия требует наличия среднего специального медицинского образования, медицинских навыков, знаний и умений. Получить такие знания и умения можно, поступив в медицинское училище на специальность лабораторное дело, лечебное дело или сестринское дело с последующими курсами специализации, чтобы была возможность трудоустройства в лаборатории больниц.
Необходимые знания и навыки для работы
Происходит трудоустройство через отдел кадров больницы при наличии свободных вакансий.
Нужно отдавать себе отчет в том, что придется работать с потенциально опасным материалом, поэтому необходимы знания о том, как предохранить себя и других людей от заражения, как обеззаразить лабораторный инструментарий и весь материал.
Лаборант должен уметь пользоваться медицинскими приборами.
Просто необходимо не бояться крови, побороть страх перед проколом пальца, грудными детьми (так как с малышами мы тоже работаем), уметь преодолевать отвращение к моче, калу и другому материалу (хоть контакт материала с кожей исключен, мы работаем в перчатках).
Где пройти профессиональную переподготовку врачам
Профессиональная переподготовка врачей 2020 может проходить очно или дистанционно. Не принципиально, на базе каких учебных заведений ведется обучение. Главное, чтобы они входили в число аккредитованных центров, список которых размещен на портале непрерывного медицинского образования.
Стоимость курса зависит от направления и того, где проходит профессиональная переподготовка врачей. Центр Оценки Квалификации и Обучения №1 предлагает большой список программ по приемлемой цене. Рассчитать стоимость или оставить заявку вы можете через форму на сайте.
Выбрать курс переподготовки>>
Учитывайте, что профессиональная переподготовка врачей дистанционно не отличается от очных курсов. В программу включена та же информация, а после успешного тестирования медик получает диплом или сертификат. Главное преимущество дистанционного формата в том, что человек может учиться и работать, а также осваивать новую специальность в комфортных для себя условиях.
Кто должен платить за профпереподготовку медиков
В профессиональной переподготовке врачей заинтересованы обе стороны трудовых отношений. Если инициатором выступает работодатель, он может оплатить профессиональную переподготовку за счет средств ОМС. В случае его отказа медик вправе выполнять прежние трудовые функции и проходить только базовые циклы в рамках НМО, которые обязана оплачивать медицинская организация. Это следует из ст. 196 ТК РФ, Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 21.04.2016 года №332 и Приказа Министерства здравоохранения РФ от 4 августа 2016 года №575н.
Минздрав анонсировал некоторые изменения на 2020 год. Предполагается запустить ряд программ, согласно которым у врачей появится больше источников для оплаты обучения:
- федеральные, региональные и местные бюджеты;
- источники негосударственных внебюджетных фондов;
- бюджеты физических и юридических лиц по договорам.
Пока новые законы не вступили в силу, врачи могут обратиться к работодателям с просьбой отправить их на обучение или оплатить профессиональную переподготовку за свой счет. Благо, что такие затраты быстро окупятся, ведь иное направление деятельности откроет новые горизонты.
Что делает зубной техник
Зубной техник — это медицинский работник, чья работа касается ремонта и изготовления зубных протезов и аппаратов. Техник не всегда является врачом, часто имеет фельдшерское образование. Трудится он в тесной связке с ортодонтами, врачами челюстно-лицевой хирургии и стоматологами.
По этой причине у представителей профессии принято выделять более узкие направления деятельности. К примеру, существует направление техник-ортодонт. Его обязанность состоит в том, чтобы создавать съемные челюсти и протезы.
Еще одна особенность профессии зубного техника — обилие инструментов. В работе он использует:
- прибор для штамповки коронок;
- наковальни;
- молотки;
- лобзики.
Также зубные техники активно используют 3D-принтеры и программы, которые помогают с компьютерным моделированием объёмных моделей протезов.
Результаты и перспективы:
Вы умеете вести практическую деятельность в должности лаборанта химического анализа, компетентны в вопросах выполнения лабораторных исследований с применением новейшего оборудования.
Вы способны с соблюдением техники безопасности осуществлять химический анализ сплавов и смесей, металлов, руд, различных химических элементов и их соединений.
Вы можете трудоустроиться лаборантом химического анализа на предприятия и в организации, где имеются химические лаборатории
Работа химика-лаборанта имеет важное социальное значение, способствуя разработке и апробации новых производственных технологий.
Медицинские специальности
Однако с развитием медицины начали появляться смежные профессии, поэтому сегодня мы четко знаем, к какому врачу обращаться при определенных обстоятельствах.
Посмотрите, как много докторов в наше время стоят на страже нашего хорошего самочувствия:
- к травматологу мы спешим, когда нас кусают собаки или мы поучаем сильные ушибы, порезы, ожоги или переломы;
- в проктологе нуждаемся, если возникают проблемы с задним проходом и прямой кишкой;
- нефролог выявит причины заболевания почек и поможет их вылечить;
- без отоларинголога не обойтись, если присутствуют сбои в работе слуховой системы;
- при наличии подозрительных опухолей нам понадобится консультация онколога;
- те, у кого не в порядке сердечно-сосудистая система, знают, что нужно безотлагательно нанести визит кардиологу;
- ели у человека начинает портиться зрение, он обращается к офтальмологу;
- в случае проблемы с мочеполовой системой женщины идут к гинекологу, а мужчины — к урологу.
Этот список можно продолжать очень долго.
Недостатки профессии лаборант
Работа лаборанта относится к достаточно сложным сферам деятельности, особенно если специалисту приходится общаться с требовательными врачами или работать с ядовитыми веществами.
Если же говорить об условиях труда лабораторного техника, то это долгие часы интенсивной концентрации и нахождение в одном положении. В зависимости от потребностей работодателя возможен ненормированный график.
Профессия включает многие риски. Лаборант может соприкасаться с потенциально инфекционными физическими жидкостями через случайные проколы кожи иглой или пролития образцов и таким образом он постоянно подвержен риску заболевания. Специалист может подвергнуться воздействию опасных химических веществ, выделяющих вредные пары и неприятные запахи, готовя образцы для анализов, обрабатывая отходы и стерилизуя оборудование.
Преимущества профессии лаборант
Работа лаборанта очень важна как для развития прогресса, так и для каждого отдельно взятого жителя нашей планеты. Во многих случаях его работа ведет к сохранению здоровья человека. От работы лабораторного техника во много зависит качество проводимых в лаборатории исследований, что не может не вызывать у специалистов законного чувства гордости.
При этом обучение специальности довольно несложное, а работа приносит глубокое чувство удовлетворения тем, кто любит науку и готов помогать другим. В среднем по России заработная плата лаборанта относительно скромная (25 000 рублей), но профессия открывает возможности для дальнейшего обучения и роста карьеры, например, к технологу лаборатории. Если же лаборант работает с вредными веществами, то он может рассчитывать на доплату «за вредность», что может стать существенной прибавкой к зарплате.
Преимуществом профессии можно считать и тот факт, что лаборант всегда может найти работу, поскольку специалисты этой сферы деятельности стабильно востребованы. Кроме того, с развитием технологий ожидается расширение рынка труда для лабораторных техников. Этот фактор предполагает больше гибкости при принятии решения, в каком конкретном учреждении хотелось бы работать или специализироваться. При этом специализация может привести к увеличению потенциала заработка в течение карьеры.
Места работы
В зависимости от направления своей деятельности, биологи могут работать в самых различных учреждениях, среди которых чаще остальных встречаются следующие:
- сельскохозяйственные институты, фермы и исследовательские центры, занимающиеся разведением животных и птицы, проверкой качества полученной от них продукции или культивацией и сбором растений;
- лаборатории при НИИ;
- ботанические и зоологические сады;
- предприятия по выпуску продукции животноводства;
- организации природоохранного направления и экологические клубы;
- различные природные объекты (в частности, и питомники диких животных);
- образовательные учреждения по данному направлению.
По правде говоря, рабочее место для биолога найдётся практически в каждом городе или посёлке, вот только количество вакансий везде разное.
Отличия врача-лаборанта от фельдшера-лаборанта
Врач-лаборант | Фельдшер-лаборант |
Имеет высшее медицинское образование | Имеет среднее медицинское образование |
Проводит все виды диагностических исследований | Проводит под наблюдением врача только общеклинические анализы: ОАК, ОАМ, посев или микроскопирование мокроты, самостоятельно готовит аппаратуру и реактивы для проведения анализов |
Расшифровывает полученные результаты | Не расшифровывает анализы, только оформляет результаты |
Руководит работой фельдшера | Следит за санитарно-гигиеническим состоянием рабочего места и лабораторного помещения |
Профессия врача-лаборанта подразумевает тесный контакт с коллегами всех специальностей, которые направляют пациентов на лабораторную диагностику: терапевтами, хирургами, педиатрами, инфекционистами, фтизиатрами, пульмонологами, ревматологами, иммунологами, эпидемиологами, дерматологами, венерологами, урологами, нефрологами и многими другими.
Основные виды и термины
Биотехнология — это наука создания различных веществ путем использования биологически естественных компонентов. Фактически это манипулирование животными и растительными клетками для получения нужных результатов.
Сегодня, в век компьютерных технологий, биотехнология сделала существенный шаг вперёд. На различных факультетах в университетах и в лабораторных условиях проводятся многочисленные изыскания, основная цель которых заключается в том, чтобы создать действенные лекарства и существенно упростить жизнь человека. Основными направлениями, задачами и темами этой науки являются:
- биомедицина;
- биоинженерия;
- гибридизация.
В биоинженерии изучают различные области медицины, а также влияние клеток и наследственных факторов с генами на развитие заболеваний. Это направление позволяет не только разработать суперсовременные технологии лечения различных патологий, но и предупреждает возникновение тяжелых болезней, которых можно было избежать путем редактирования ДНК.
Специализация биомедицина — это узкоспециализированный раздел медицинских знаний, объектом которого являются патологические состояния, строение тела человека и возможности коррекции различных болезней. В эту дисциплину также включается наномедицина, в которой жизнедеятельность биологических видов изучается на молекулярном уровне.
Высшим достижением биотехнологии считается генная инженерия, под которой понимают совокупность технологий и знаний получения ДНК и РНК. Это управление генами живых существ и растений, что позволяет получать заданные свойства у клеток. Например, ученые со специальностью биология планируют с помощью технологии исправления генома человека решать проблемы с различными онкологическими заболеваниями.
Также к этому разделу науки относится клонирование, что позволяет за счет использования специальных технологий получать идентичные генетические организмы, выведенные вегетативным бесполым размножением. На сегодняшний день клонированы были не только растения, но и десятки видов животных, в том числе лошади, кошки, собаки и овцы. Технологически возможно даже копирование человека, однако нормативная база и нравственные аспекты не позволяют людям этой профессии заниматься такой работой.
Описание профессии
Лаборант – это специалист, который отвечает за подготовку и проведение разного рода исследований, содержание в надлежащем порядке рабочего места и инвентаря. Также он выполняет другие функции, которые могут отличаться в зависимости от конкретного места работы.
Специалисты по химическому анализу
Лаборанты, работающие в этой области, анализируют химический состав различных материалов и продуктов. Их основная задача – проверить соответствие предоставленных или самостоятельно отобранных образцов технологическим нормам, стандартам безопасности и другим установленным критериям.
Чаще всего лаборанты химического анализа трудятся на производствах. Они должны:
- иметь общие знания химии;
- ориентироваться в выборе используемых схем, моделей, методов и инструментов для осуществления поставленных задач;
- знать нормы и стандарты, предъявляемые к исследуемым веществам;
- соблюдать технику безопасности.
При выборе этой профессии нужно учитывать, что тесный контакт с некоторыми химическими компонентами может вызывать аллергические реакции.
Работники экологической отрасли
Лаборант-эколог занимается изучением природных ресурсов и исследованием их влияния на качество жизни людей. Для анализа он может делать заборы грунта, воздуха или воды.
Получить работу по этой специальности можно как в крупных государственных организациях, так и в небольших исследовательских центрах. Для этого вузовский диплом не обязателен, вполне хватит документа об окончании колледжа.
Лаборанты в сфере медицины
Эта профессия предполагает работу с кровью и продуктами жизнедеятельности человека. Также фельдшеры-лаборанты анализируют пищевые продукты, образцы, взятые с рабочих поверхностей, посуды предприятий общепита и т. д.
Работа не очень престижная, но ее совершенно незаслуженно отодвигают на второй план. Ведь для качественной диагностики даже самым опытным докторам необходимо располагать точными результатами лабораторных исследований. Поэтому профессия имеет высокую социальную значимость.
Устроиться фельдшер-лаборант может в больницу, поликлинику, на скорую помощь, в медико-генетический центр или на санитарно-эпидемиологическую станцию. Работа считается довольно стабильной, спокойной и размеренной. От кандидатов требуют диплом о среднем медицинском образовании.
Аналитики
Лаборанты-аналитики путем химического анализа проверяют качество сырья, которое используют для производства материалов и продуктов. Также они исследуют производственные отходы и выбросы, чтобы оценить, не вредны ли они для человека и окружающей среды.
Для получения должности лаборанта-аналитика достаточно диплома колледжа. Трудоустроиться можно в санэпидемстанции, исследовательской лаборатории или на промышленном предприятии.
Программа даст ответы на вопросы:
- С какой целью функционируют химические лаборатории на предприятиях различных отраслей?
- Какое оборудование используется при обустройстве химической лаборатории?
- Как между собой связаны метрология и аналитическая химия?
- Какова технология проведения химических лабораторных работ?
- Каковы требования к охране труда и выполнению правил техники безопасности в лабораториях химического анализа?
- С какими материалами и веществами проводит лабораторные опыты лаборант химического анализа?
Результаты и перспективы:
Вы умеете проводить лабораторные исследования с целью анализа химического состава и химических свойств материалов, компетентны в вопросах установления соответствия или несоответствия продукции требованиям ГОСТов.
Вы способны с соблюдением правил и требований техники безопасности работать в химической лаборатории, в т. ч. с вредными для здоровья, взрывоопасными веществами.
Вы можете трудоустроиться рабочим по профессии лаборанта химического анализа в химические лаборатории предприятий всех отраслей экономики, где проводятся лабораторные исследования по химии
Компетентная работа рабочего-лаборанта имеет важное социальное значение, способствуя функционированию системы контроля качества продукции и её соответствия стандартам.
Отличия врача-лаборанта от фельдшера-лаборанта
Врач-лаборант | Фельдшер-лаборант |
Имеет высшее медицинское образование | Имеет среднее медицинское образование |
Проводит все виды диагностических исследований | Проводит под наблюдением врача только общеклинические анализы: ОАК, ОАМ, посев или микроскопирование мокроты, самостоятельно готовит аппаратуру и реактивы для проведения анализов |
Расшифровывает полученные результаты | Не расшифровывает анализы, только оформляет результаты |
Руководит работой фельдшера | Следит за санитарно-гигиеническим состоянием рабочего места и лабораторного помещения |
Профессия врача-лаборанта подразумевает тесный контакт с коллегами всех специальностей, которые направляют пациентов на лабораторную диагностику: терапевтами, хирургами, педиатрами, инфекционистами, фтизиатрами, пульмонологами, ревматологами, иммунологами, эпидемиологами, дерматологами, венерологами, урологами, нефрологами и многими другими.
Преимущества профессии лаборант
Работа лаборанта очень важна как для развития прогресса, так и для каждого отдельно взятого жителя нашей планеты. Во многих случаях его работа ведет к сохранению здоровья человека. От работы лабораторного техника во много зависит качество проводимых в лаборатории исследований, что не может не вызывать у специалистов законного чувства гордости.
При этом обучение специальности довольно несложное, а работа приносит глубокое чувство удовлетворения тем, кто любит науку и готов помогать другим. В среднем по России заработная плата лаборанта относительно скромная (25 000 рублей), но профессия открывает возможности для дальнейшего обучения и роста карьеры, например, к технологу лаборатории. Если же лаборант работает с вредными веществами, то он может рассчитывать на доплату «за вредность», что может стать существенной прибавкой к зарплате.
Преимуществом профессии можно считать и тот факт, что лаборант всегда может найти работу, поскольку специалисты этой сферы деятельности стабильно востребованы. Кроме того, с развитием технологий ожидается расширение рынка труда для лабораторных техников. Этот фактор предполагает больше гибкости при принятии решения, в каком конкретном учреждении хотелось бы работать или специализироваться. При этом специализация может привести к увеличению потенциала заработка в течение карьеры.
Кому подходит
Поскольку лаборанты работают в области изучения различных материалов и их анализа, они должны обладать не только определенными профессиональными, но и такими личными качествами, как:
скрупулезность;
умение концентрироваться;
аналитическое мышление;
самоорганизованность;
ответственность;
внимание к деталям;
любознательность.
Кроме того, лаборант должен уметь работать в команде. Ему придется тесно сотрудничать не только со своим руководителем, но и с другими научными сотрудниками. К ценным качествам можно отнести и стремление развиваться. Оно позволит построить карьеру.
Преподаватели
Глебова Ольга Анатольевна
Ветеринарный врач клиники «ВетСити».
Выпускница ФВМ МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 2007.
Визитерские программы при Purdue University (США), The University of Arizona (США), The University of Georgia(США), Cornell University (США), COPLOW (США), Massey University (Новая Зеландия); 11-я Летняя школа ветеринарной патологии (Summer School in Veterinary Pathology, ECVP/ESVP, Ирландия). Участник конференций ASVCP 2011-2015 гг (США, Канада).
В качестве лектора принимает участие в конференциях, мастер-классах и программах постдипломного образования по темам «Цитология» и «Лабораторная диагностика». Участвует в проекте “Canine Transmissible Veneral Tumor Project – Department of Veterinary Medicine, University of Cambridge”.
Истомина Татьяна Андреевна
Руководитель отделения лабораторной диагностики сети ветеринарных клиник «Белый клык». В 2015 году прошла обучение по курсу «Теоретические и практические основы диагностики и коррекции нарушений гемостаза» на базе создателей пьезоэлектрического тромбоэластографа «Меднорд» в г.Томск.
Ведущий преподаватель курса лабораторной диагностики в Образовательном центре КВС. Лектор обучающих проектов по повышению квалификации ветеринарных врачей по специальности «Лабораторная диагностика» лаборатории ВетЮнион в 2016 году в Москве и Новосибирске, Московского Международного Ветеринарного Конгресса — 2018, Конференции по Лабораторная диагностике в ветеринарной медицине, 2018 г., Санкт-Петербург
Вараксина Александра Сергеевна
Ветеринарный врач — цитолог ветеринарной клиники Белый клык, выпускница МГАВМиБ 2003 г.
С 2006 года специализируется в цитологии. Член European Society of Veterinary Clinical Pathology (ESVCP).
Прошла несколько циклов обучения в Летней школе ветеринарной цитологии Дублине, Ирландия. Участник международных европейских конференций в области морфологии и дерматологии.
Киселева Екатерина Геннадьевна
Окончила Санкт-Петербургская Государственная Академия Ветеринарной медицины, 2014г
С 2016г работает в лаборатории ветеринарной клиники «Белый клык» в должности ветеринарный врач-лаборантСфера научных интересов/специализация: гематология, биохимия кровиОбразовательная деятельность: лектор образовательного центра коллегии ветеринарных специалистов, лектор Конференции по ветеринарной лабораторной диагностике, г. Санкт-Петербург, апрель 2018
Координатор и руководитель внутренней образовательной программы лекций по лабораторной диагностике в ветеринарной клинике «Белый клык»
Радюк Екатерина Васильевна
Кандидат ветеринарных наук, руководитель лабораторного отделения ветеринарного госпиталя «SkolkovoVet», научный сотрудник ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора
С отличием окончила СПБГАВМ в 2011 году. Работала врачом-лаборантом в клинике «Ветеринарная служба №1» (г.Санкт-Петербург). С 2013 по 2016 год обучалась в аспирантуре на кафедре паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы МГАВМиБ им. К.И.Скрябина. В 2019 году защитила кандидатскую диссертацию, посвященную анаплазмозу и другим трансмиссивным заболеваниям собак.
С 2013 по 2018 годы работала в должности врача-лаборанта ИВЦ МВА (г. Москва). С 2019 года является научным сотрудником ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, одновременно работая врачом-лаборантом в ветеринарной клинике «Белый Клык». В апреле 2021 года начала работать в должности руководителя лабораторного отделения в ветеринарном госпитале «SkolkovoVet».
Павлюченко Артем Юрьевич
Старший врач ОРИТ клиники «Белый клык», директор Образовательного центра КВС, вице-президент анестезиологического общества «ВИТАР», научный редактор рубрики анестезии и интенсивной терапии журнала «Современная ветеринарная медицина».
Область профессиональных интересов: мониторинг и коррекция гемодинамики, сепсис, острый респираторный дистресс-синдром, ИВЛ и респираторный мониторинг, парентеральное питание, менеджмент в медицинском учреждении.
Выпускник РУДН 2007 года, с 2010 по 2016 год — заведующий отделением анестезии, реанимации и интенсивной терапии сети клиник «Белый Клык». Стажировался в США в отделениях интенсивной терапии университетов Колорадо, Пенсильвании, Северной Каролины и Флориды. Участник международных конгрессов EVECC и ISICEM.
Отличия врача-лаборанта от фельдшера-лаборанта
Врач-лаборант | Фельдшер-лаборант |
Имеет высшее медицинское образование | Имеет среднее медицинское образование |
Проводит все виды диагностических исследований | Проводит под наблюдением врача только общеклинические анализы: ОАК, ОАМ, посев или микроскопирование мокроты, самостоятельно готовит аппаратуру и реактивы для проведения анализов |
Расшифровывает полученные результаты | Не расшифровывает анализы, только оформляет результаты |
Руководит работой фельдшера | Следит за санитарно-гигиеническим состоянием рабочего места и лабораторного помещения |
Профессия врача-лаборанта подразумевает тесный контакт с коллегами всех специальностей, которые направляют пациентов на лабораторную диагностику: терапевтами, хирургами, педиатрами, инфекционистами, фтизиатрами, пульмонологами, ревматологами, иммунологами, эпидемиологами, дерматологами, венерологами, урологами, нефрологами и многими другими.
Где выучиться профессии лаборант спектрального анализа?
Для работы лаборантом наличие высшего образования не является обязательным условием, хотя и предпочтительнее. По данной специальности готовят в училищах и колледжах, а также на специализированных курсах.
В процессе изучения азов профессии будущие специалисты должны быть ознакомлены со следующими приемами: как провести подготовительные работы, какие существуют методы анализа, как готовить необходимые растворы, как делать выводы по полученным результатам.
Также для присвоения нового разряда лаборантам необходимо проходить курсы повышения квалификации и сдавать итоговую аттестацию. При этом срок действия удостоверения – 5 лет, по истечении срока его необходимо будет обновить.
Топ очных курсов
Переподготовка по лабораторному делу предполагает наличие у слушателя среднего медицинского образования, поэтому такого рода очное обучение чаще всего организовывается в многочисленных медколледжах по всей стране. Некоторые вузы и учреждения последипломной подготовки медиков также реализуют эти программы. В табличке приведены некоторые учебные заведения, где можно получить дополнительную квалификацию.
Название и расположение учебного заведения | Особенности программы | Стоимость обучения |
---|---|---|
На профессиональную переподготовку по программе «Лабораторная диагностика» принимают медицинских работников со средним профессиональным образованием по данному профилю, имеющих пятилетний перерыв в практике. Очный курс рассчитан на 252 академических часов, группы запускают по мере набора участников. О дате начала занятий слушателей за две недели оповещают по электронной почте или телефону. После завершения учебы выпускники получают диплом о профпереподготовке с правом работать в учреждениях здравоохранения. Производственную практику можно пройти на одной из более чем 60 клинических баз. | 30000 рублей | |
В колледже реализуют программу переподготовки «Лабораторная диагностика» трудоемкостью 360 академических часов. Форма обучения очно-заочная, занятия проходят по вечерам, чтобы слушатели могли продолжать работать. Группы запускают с ноября по февраль по мере комплектации. Курс предназначен для специалистов со средним профессиональным образованием соответствующего профиля и пятилетним перерывом в работе. Занятия проходят в аудиториях колледжа и оборудованных лабораториях клиник-партнеров. | Относительно стоимости обучения необходимо связываться с администрацией ссуза | |
На базе центра дополнительного образования колледжа реализуют широкий перечень программ для медработников Смоленска и Смоленской области. Курс профпереподготовки «Лабораторное дело» рассчитан на 250 академических часов. Количество циклов зависит от числа заявок от кадровых подразделений учреждений здравоохранения. Обучение можно пройти, как очно, так и дистанционно (индивидуально или в группе). Тьюторское сопровождение учебного процесса обеспечивает консультационную поддержку, организовывает промежуточный контроль и итоговую аттестацию. | 16000 рублей | |
В Центре за годы его работы повысили уровень более 8 тысяч работников сферы здравоохранения из 75 регионов страны. Для медперсонала со средним профессиональным образованием здесь есть программа переподготовки «Лабораторное дело» объемом 288 академических часов, разработанная ведущими учеными и врачами-практиками. Ее можно пройти дистанционно за 3 месяца. Формирование групп и начало занятий происходит ежемесячно 1, 10 и 20 числа, а документы принимают ежедневно. Учиться можно в очной, очно-заочной и дистанционной форме. Стажировка слушателей организована в Санкт-Петербургской клинике Smartclinic. | Очное обучение стоит 32000 рублей, очно-заочное – 23400 рублей, дистанционное – 14310 рублей | |
На факультете непрерывного медицинского образования медицинского института РУДН есть широкий выбор программ ДПО для разных категорий медработников. Курс профпереподготовки «Лабораторная диагностика» объемом 504 или 576 академических часов (3-4 месяца) можно пройти на кафедре клинической лабораторной диагностики или сестринского дела. Занятия проходят в очно-заочной форме, дополненной дистанционными технологиями. Слушатели получат системные знания, благодаря лекциям, мастер-классам, деловым играм, семинарам. Практические занятия с опытными врачами-лаборантами организуют в клинике РУДН или в медучреждениях по месту жительства участника. | 35000 или 50000 рублей в зависимости от выбранного курса |
К плюсам очной или очно-заочной формы обучения можно отнести тот факт, что все специализированные учебные заведения (колледжи, институты и университеты) имеют собственную клиническую базу или договора о сотрудничестве с больницами и поликлиниками. В их лабораторных центрах участники могут пройти полноценную практику и наработать необходимый опыт.
Трудовой процесс
У каждого лаборанта существует свой участок работы. Кто-то принимает поликлинических больных (а это от 40 до 60 человек в день), несколько человек осуществляют прием анализов в стационарах (приблизительно от 100 до 200 человек в день), потом занимаемся обработкой анализов крови, мочи, кала, мокроты и других, их описанием, покраской, микроскопией, регистрацией. Объемы анализов большие.
Лаборант должен победить страхи и научиться работать даже с самыми маленькими пациентами.
Случаи из рабочей практики
Интересные случаи в моей работе происходят каждый день, и связаны они в основном с тем, что забор крови из пальца достаточно болезненная процедура. Поэтому почти все люди испытывают страх перед этим анализом. Пока сидят в очереди и дрожат от страха, за это время у многих проходит зубная, головная и другие боли. Потом заходят в кабинет и рассказывают об этом. Многие просто подпрыгивают на месте во время прокола пальца, а потом говорят, что ожидали сильную боль, а оказалось почти не больно. И практически все говорят, что им лучше сдать кровь из вены. А в кабинете забора венозной крови говорят наоборот — мы узнавали.
Интересно также, когда в биоматериале находишь возбудителя заболевания. Может, это не многим понятно, но мы радуемся таким моментам, так как это позволяет врачу сделать правильные назначения, а не лечить человека методом «подбора» лекарств. И вообще очень интересно проводить микроскопию, так как многие возбудители болезней выглядят очень красиво, хоть и проносят жуткий вред.
Очень интересно проводить микроскопию, так как многие возбудители болезней выглядят очень красиво, хоть и проносят жуткий вред.
Бывают те, кто, пытаясь проконтролировать, действительно ли мы смотрим анализы, приносят вместо мочи какие-либо напитки. И очень огорчаются, когда мы пишем, что элементы мочи не найдены. Считают, что мы должны определить, что это за напиток и из чего состоит. Лаборатория же…
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Работа врача КЛД спокойная, без риска. Как правило, рабочая смена длится неполный рабочий день. Работу по специальности найти не сложно. Вакансии врача клинической лобораторной диагностики предлагаются довольно часто.
Минусы
Есть неприятные моменты при работе с анализами веществ от органов выделения человека (мочи и кала). Работа в лаборатории с радиоактивными источниками (рентген, флюорография) считается рискованной при недостаточно тщательном соблюдении правил техники безопасности с радиоактивными веществами. Также есть риск заразиться туберкулезом, гепатитом, СПИДом. Один общий минус для всех типов работы — невысокая зарплата.