Должностная инструкция педагога дополнительного образования

Основное содержание (направления) работы педагога дополнительного образования.

2.1. Осуществляет разнообразную развивающую деятельность обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования. 2.2. Комплектует состав кружка, секции, студии, клубного объединения и других форм внеурочной работы с обучающимися и принимает меры по его сохранению в течение срока их работы. 2.3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств, методов работы (обучения) исходя из психофизической, социально-экономической целесообразности и материальной базы объединения. 2.4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников). 2.5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся. 2.6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. 2.7. Выявляет творческие способности обучающихся, способствует развитию их интересов и склонностей. 2.8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников). 2.9. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях. 2.10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. 2.11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм. 2.12. Участвует в деятельности методического объединения, самоуправлении учреждения. 2.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

Когда должен применяться профстандарт педагога

Профстандарт педагога (учитель, воспитатель, педагог-психолог и т.д.) применяется в соответствии с требованиями:

  • статьи 195.1 ТК РФ;
  • статьи 76 Федерального закона №273-ФЗ («Об образовании в РФ»);
  • постановления Правительства РФ №23 от 22.01.2013 и приказов Минтруда России.

Также нужно учитывать и другие нормативные документы федерального уровня:

  • постановления Правительства РФ №850 от 30.12.2005 — о вознаграждении за выполнение функции классного руководства;
  • приказа Минобрнауки РФ №69 от 27.10.2013 — об особенностях режима рабочего времени педагогических работников;
  • постановления Правительства РФ №678 от 8.08.2013 — о номенклатуре должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
  • постановления Правительства РФ №295 от 15.04.2014 — о государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Внимание! Обращайтесь к профстандартам при заключении трудовых договоров и формировании кадровой политики учебного заведения, в процессе обучения и аттестации педагогов, при разработке должностных инструкций и систем оплаты труда. Не существует единого регламента, описывающего внедрение нового стандарта и его практическое применение: профстандарт педагога должны со временем взять на вооружение все образовательные учреждения, а порядок действий определяется руководством уже на местах

Как правило, учреждается специальная комиссия, членам которой получается вся дальнейшая работа с документами

Не существует единого регламента, описывающего внедрение нового стандарта и его практическое применение: профстандарт педагога должны со временем взять на вооружение все образовательные учреждения, а порядок действий определяется руководством уже на местах. Как правило, учреждается специальная комиссия, членам которой получается вся дальнейшая работа с документами.

Комиссия должна:

  1. Составить список внедряемых профстандартов и разработать план по их внедрению.
  2. Внести необходимые коррективы в кадровые документы: локальные нормативные акты, в том числе положение об оплате труда и выплатах стимулирующего характера, трудовые и коллективные договоры, номенклатуру должностей и штатное расписание, соглашения с педагогами, должностные инструкции.
  3. Проверить персонал на соответствие профстандарту педагога.
  4. Составить отчет для руководства учебного заведения.

Совет: используйте в работе «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога» (Москва, 2015), в частности, практические инструкции для педагогических работников, руководителей и администрации образовательных учреждений.

Кто должен разрабатывать ДИ этого сотрудника школы?

Педагог-организатор назначается на должность директором школы, составляется приказ. Если по каким-то причинам учитель не может выполнять свои обязанности, тогда они перекладываются на другого преподавателя. Организатор непосредственно подчиняется заместителю директора по воспитательной части.

Для учителя составляются должностные инструкции, за них полная ответственность возлагается на администрацию школы или учебного заведения. В некоторых городах принимается решение о разработке документов местными органами образования.

Важно. Общая инструкция педагога-организатора адаптируется каждым учреждением с учетом его особенностей.. Форма оформления должностной инструкции может быть разной:

Форма оформления должностной инструкции может быть разной:

  1. Создается, как отдельный акт.
  2. Предоставляется в виде приложения к трудовому договору.

Внедрение профессионального стандарта в ДО

Введение в 2015 году профессионального стандарта преподавателя дополнительного образования предоставило специалистам возможность проявлять большую инициативу и одновременно наложило на них серьезную ответственность. Местные органы самоуправления получили полномочия разрабатывать дополнения, нацеленные на совершенствование педагогической деятельности. Учреждения образования имеют право формировать внутренние стандарты, регламентирующие уровень квалификации педагогов дополнительного обучения детей.

В своей работе учителя, проводящие ДОД, руководствуются следующими нормативными актами:

  • Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
  • Профессиональный стандарт.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей.

Должностные обязанности

Ключевая обязанность педагога-организатора дополнительного образования – подготовка и проведение массовых развивающих, просветительских, досуговых мероприятий. Все остальное – закономерное приложение к этой работе. Все должностные обязанности распределяются на три блока.

Методические

Педагог-организатор:

  • разрабатывает календарные планы на год – в них входят мероприятия отдельных творческих объединений, всего учреждения, и участие в городских событиях;
  • анализирует результаты досуговой деятельности и реализацию программ дополнительного образования;
  • готовит документы и сценарии, нужные для организации каждого мероприятия;
  • участвует вместе с методистом в организации методической работы педагогов, содействует повышению их квалификации.

Досуговые

Педагог-организатор в дополнительном образовании:

  • планирует все массовые мероприятия – от праздников до конкурсов, олимпиад, выставок;
  • вовлекает в подготовку и проведение массовых событий всех участников образовательного процесса – педагогов, учеников, а для детских учреждений еще и родителей;
  • готовит рекламу каждого мероприятия;
  • проводит мероприятие и обеспечивает качественное общение зрителей и организаторов.

Управленческие

Педагог-организатор учреждения дополнительного образования:

  • организует набор и комплектование групп учащихся;
  • обеспечивает координацию и контроль педагогов и детей в своей зоне ответственности;
  • взаимодействует с органами власти – учредителями, партнерами;
  • проводит анализ условий развития дополнительного образования в организации;
  • планирует стратегию этого развития, готовит предложения руководству.

Какое образование должно быть у социального педагога в школе? Педагогическое и все?

В соответствии с проф стандартом педагога для работы учителем или воспитателем необходимо иметь:

а) при осуществлении обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в состав которой входят такие трудовые функции как общепедагогическая функция, воспитательная и развивающая деятельность:

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),

либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Б) при осуществлении обобщенной трудовой функции « Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ», в состав которой входят такие трудовые функции как педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования, модуль «Предметное обучение. Математика»; модуль «Предметное обучение. Русский язык»:

высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),

либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

При этом:

требования к опыту практической работы не предъявляются:

к педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Профстандарт педагога обязывает учителей и воспитателей соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Необходимые качества педагога

Для того чтобы человек смог работать преподавателем дополнительного образования, он должен соответствовать ряду требований. В целом их можно разделить на 2 большие категории.

Профессиональные

Профессиональные требования касаются квалификации, компетенции, умений и навыков сотрудника. Так, они включают в себя соответствующее образование (специализированное по направлению, а также педагогическое), умение выполнять все предусмотренные должностной инструкцией обязанности, владение необходимым объемом знаний и т. д.

Личные

Однако помимо исключительно профессиональных качеств, для успешной работы педагогом нужно обладать и рядом личных характеристик и качеств характера. Среди них:

  • коммуникабельность (придется общаться с большим количеством людей: как с детьми, так и с их родителями);
  • стрессоустойчивость (работа педагога подразумевает большое количество стрессовых ситуаций);
  • стремление к самообразованию;
  • вежливость;
  • тактичность;
  • чуткость;
  • внимательность и ответственность;
  • дисциплинированность и пунктуальность;
  • доброжелательность;
  • чувство юмора;
  • креативность и т. д.

III. Права

Преподаватель имеет право:

1. Запрашивать и получать
необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам
своей деятельности.

2. Повышать квалификацию,
проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в
обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и
замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства
организации оказания содействия, в том числе обеспечения
организационно-технических условий и оформления установленных документов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Принимать самостоятельные
решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными
обязанностями

7.___________________________________________________________

Составление должностной инструкции

Каждому сотруднику предоставляется один экземпляр инструкции под подпись. В верхнем правом углу документа подпись ставит непосредственный руководитель педагога, который обязан следит за соблюдением прописанных на бумаге требований. Он ее утверждает.

Первый раздел

В раздел «Общие положения» вносится информация о том, в какой сфере работает преподаватель, кто его начальник, кто может его уволить с рабочего места. Далее идет пункт об образовании, которым должен обладать преподаватель, его опыт и стаж. Также перечислены условия, при которых лицо, выполняющее педагогическую деятельность не может быть допущено к выполнению обязанностей. И действия, которые недопустимы на рабочем месте.

Следующем шагом перечислены все документы, законы, программы, акты, с которыми работник обязан быть ознакомлен.

Второй раздел

В разделе «Должностные обязанности» четко и подробно описаны функции и требования, возлагаемые на преподавателя. В одном месте может быть несколько разных учителей, у которых разные рабочие функции. Значит инструкций будет несколько. Обычно это самый объемный раздел документа.

Третий раздел

Раздел «Права» включает в себя все полномочия и привилегии, которыми наделяется сотрудник с целью повышения эффективности труда. Здесь отдельно можно указать ситуации, в которых педагог может рассчитывать на помощь сотрудников других отделов. Права прописывают также подробно, как и остальные разделы.

Четвертый раздел

В разделе «Ответственность» четко определяются все нарушения, за которые преподаватель будет подвержен санкциям и штрафам внутри организации, либо, согласно законам РФ, понесет более суровое наказание вне компании.

После составления должностную инструкцию отдают на согласование сотруднику, который непосредственно координирует работу педагога. Это может быть заместитель директора или руководитель. Он ставит свою подпись с расшифровкой.

После от сотрудника требуется заполнить:

  • ФИО полностью;
  • название организации, свою должность;
  • паспортные данные;
  • подпись;
  • дату ознакомления с инструкцией.

Один подписанный экземпляр документа обязательно должен быть на руках у работника.

Ответственность педагога

Педагог — этот человек, который работает с детьми, поэтому к его моральным и этическим качествам выставляются высокие требования. Ведь даже небольшие его проступки, которые во взрослом коллективе были бы простительными, могут пагубно сказаться на детской психике. Именно поэтому в данном разделе должностной инструкции имеет смысл указать, за что конкретно отвечает педагог.

Например:

  • за неполную реализацию образовательной программы;
  • жизнь и здоровье учеников во время пребывания их в школе;
  • нарушение прав учеников;
  • невыполнение приказов, связанных с охраной труда и обеспечением безопасности во время учебного процесса;
  • совершение во время учебного процесса действий, несущих угрозу ученикам;
  • неоказание доврачебной помощи нуждающимся в ней ученикам;
  • непроведение инструктажа с учащимися по теме безопасности труда в случаях, когда он необходим.

Здесь же педагог предупреждается, что может быть привлечен к таким видам ответственности, как дисциплинарная, уголовная или административная (например, за физическое или психическое насилие над учащимся).

При этом порядок привлечения к ответственности в должностной инструкции обычно не прописывается, т. к. этот вопрос регламентируется законодательством. Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности принимает руководитель учреждения образования, а вот дела об административных проступках и преступлениях рассматривают компетентные органы.

Хотя тезисы, которые отражены в должностной инструкциипедагога дополнительного образования, на практике применяются с учетом ряда условий и дополнений, именно этот документ служит основным ориентиром в определении его прав и обязанностей. Подпись педагога в конце документа подтверждает не только факт прочтения инструкции, но и согласие выполнять закрепленные в ней обязанности и использовать предоставленные ему права.

IV. Ответственность

Преподаватель несет
ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение
или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым
законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения,
совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального
ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским
законодательством Российской Федерации.

4.
____________________________________________________________________

Настоящая
должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями)
Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с
изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог профессионального
обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального
образования» утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015г. №608н и иных
нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Общие положения

1.1. Старший педагог дополнительного образования является педагогическим работником и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность старшего педагога дополнительного образования принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

1.3. На должность старшего педагога дополнительного образования в соответствии с требованиям ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Старший педагог дополнительного образования должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— возрастную и специальную педагогику и психологию;

— физиологию, гигиену;

— специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;

— методику поиска и поддержки молодых талантов;

— содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;

— программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;

— деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций;

— методы развития мастерства;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;

— основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности

1.5. Старшему педагогу дополнительного образования запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов старшего педагога дополнительного образования;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Старший педагог дополнительного образования принимается и увольняется с работы приказом .

Профстандарт

Внимание. Профстандарт педагога-организатора представляет собой список требований, которые предъявляются квалификации учителя

На их основании работник получает право осуществлять обязанности.

Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298н утверждён новый . Чтобы занимать должность педагога необходимо соответствовать таким требованиям:

  1. иметь специализацию в области своей деятельности;
  2. получить педагогическую специальность по направлению «образование и педагогические науки».

Для педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое образование по своей специальности, допускается прохождение курсов профессиональной переподготовки в течение 3-6 месяцев.

Документ четко определяет требования к кандидату на должность организатора:

  1. Отсутствие факторов в биографии гражданина, который занимает должность учителя, угрожающих жизни и здоровью учеников.
  2. Соответствующее психологическое здоровье кандидата.
  3. Отсутствие судимости.

Кто должен разрабатывать ДИ?

Разработка должностных инструкций для педагогов дополнительного образования входит в обязанности администрации образовательного учреждения (школы или организации допобразования). Иногда шаблон документа разрабатывают в местном отделе образования, а затем адаптируют под конкретные учебные заведения. Единого образца не существует.

Документ согласуют с непосредственным начальником работника дополнительного образования.

Важно! Согласно статье 68 ТК РФ, перед вступлением в должность кандидат должен ознакомиться со своими должностными инструкциями и засвидетельствовать это подписью.

Программы

Педагог-организатор работает сразу в нескольких направлениях дополнительного образования и для каждого из мероприятий он готовит программы разных типов.

Длительная досуговая

В нее включаются все мероприятия, которые входят в систему воспитательной работы на год или даже на несколько лет. Содержательно она делится на этапы, на каждом из которых будут решаться определенные педагогические задачи. Классический пример – программа летнего или зимнего лагеря. В нее включают:

  • пояснительную записку с целями, формами и методами работы, ожидаемыми результатами;
  • характеристику содержания;
  • описание ресурсного обеспечения;
  • литературу и источники.

Разовая игровая

Это программа какого-либо развлекательного (или одновременно и познавательного) мероприятия длительностью от получаса. Она предполагает, что в игру дети и взрослые включаются без «домашней подготовки», по приглашению ведущего. Форма «активности» может быть самой разной – массовый танец, пение, «интеллектуальная эстафета» (с переходом ответа). Обычно такую игру делают частью более крупной праздничной программы.

Конкурсы

Более простая по механике программа, подготовить ее могут даже подростки под управлением педагога. Форматы: КВН, брейн-ринг, лотерея и так далее. В отличие от разовых игровых программ, к конкурсам участники готовятся заранее.

Праздники

Самый масштабный и, вероятно, самый трудоемкий вид мероприятий. В праздничные программы входит сразу много развлечений, выступлений и выставок. Предстоящему событию предшествует долгая подготовка, которая сама по себе создает особую атмосферу. В учреждениях допобразования проводят как «внутренние» праздники, например, день рождения организации или памятные даты, так и общероссийские – Новый год, 8 Марта и т. д.

Сценарии обычно сводятся к нескольким формам:

  • творческие фестивали, конкурсы, отчеты, слеты, смотры;
  • спортивные мероприятия;
  • презентации и приветствия, церемонии награждения;
  • карнавалы, театрализованные представления, гулянья;
  • тематические недели или дни.

Зрелища

Главный признак зрелища – наличие исполнителей и зрителей. Концерт, эстафета, литературно-музыкальная композиция – все они волнительны для юных певцов, танцоров, гимнастов, и вызывают эмоциональную реакцию у публики.

Продумывая педагогические задачи зрелища, педагог-организатор не должен забывать о воспитании зрительской культуры: детям надо учиться доброжелательно воспринимать выступления сверстников. Оптимальный способ решения этой задачи — чередовать роли зрителей и артистов.

Чтобы успешно справляться со своими обязанностями, педагог-организатор дополнительного образования должен не только уметь планировать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных и физических особенностей детей, но и привлекать учителей, учащихся и их родителей к планированию и разработке содержания мероприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector