Реферат на тему: музыка народов мира

Введение

Музыка — это искусство интонирования значения, так как природа музыки не столько звук (звук как акустическое, физическое явление), сколько интонация — от тона, интонации человеческой речи, несущей смысл, мысли.

Как известно, музыкальное искусство — одно из самых чувственных искусств. Он оказывает сильное эмоциональное воздействие, с одной стороны, заряжает наши эмоции, обладает способностью вызывать особый подъем чувств, может вызывать прямую физиологическую реакцию, не влияющую на интеллект в виде ритмичных движений тела, с другой. рука, он разряжает, способствует очищению, катарсису, успокаиванию и умиротворению. 

В музыке есть свой парадокс. Он заключается в том, что приоритет чувственного начала в музыке (известны изречения: нам нужна музыка для души; «где кончаются слова, начинается музыка») существует антиномиально с противоположной точки зрения: «по традиции датирующей». с давних времен музыка признана наиболее обобщенным абстрактным искусством — художественным эквивалентом философии и математики». 

Действительно, Пифагор и его школа видели взаимосвязь музыки, философии, математики в соответствии с космогоническим восприятием мира. Интервалы между космическими сферами математически связаны друг с другом, как интервалы тонов в музыке. Планеты движутся, издают звуки, но наше ухо не способно их уловить, а тело и душа подчиняются универсальной космической музыкальности. Немецкий астроном И. Кеплер, открывший в XVII веке закон движения планет, опирался на учение Боэция в понимании музыкальной гармонии мира: музыка космических сфер — музыка человеческой души — музыка инструментов. Коломиец Г.Г. Значение музыки в контексте духовной культуры. 

Музыкальное искусство считается «самым чувственным среди искусств». Поэзия или живопись, например, нельзя воспринимать на уровне физиологических реакций, а музыку можно не только воспринимать, но и воспроизводить без включения интеллекта, и горизонт такого прослушивания и воспроизведения музыки довольно широк (условно от медитативного практика отключения рационального мышления через определенные мелодии — через танцы на дискотеке — до пения пациентов с нарушениями речи и расстройством логического аппарата. 

Музыка (греч. Musa — муза). Музыка — это искусство, которое воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую его жизнь. 

В отличие от пространственного искусства (живопись, скульптура, архитектура) музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным видам искусства. Одна из главных особенностей музыки в том, что она действительно существует только в исполнении, в живом звуке. 

Музыка окружает человека с древних времен до наших дней. Особенно много музыки звучит сегодня — в век радио и телевидения, в век грамм-аудио- и видеозаписи, когда концерты так доступны, и практически каждый может научиться играть на музыкальном инструменте. 

Мы слышим самые разные звуки на улице, в транспорте, на работе, дома. Природа встречает нас множеством звуков: листья деревьев шелестят на ветру, кузнечик щебечет в траве, дятел стучит по стволу дерева. Человек настолько привыкает к звукам, что некоторые замечает только тогда, когда они исчезают (возможно, вы случайно проснулись из-за того, что часы перестали тикать после остановки).  

Абсолютной тишины можно добиться только в специальной изолирующей камере (sur-dos в переводе с латыни означает «глухой») — космонавты, посетившие эту «комнату полной тишины», признались, что это было одним из самых сложных испытаний.

Музыка — это искусство звука. Своими особыми средствами он передает впечатления об окружающем мире. Он может заставить слушателя почувствовать свет или тьму, дневную летнюю жару или ночную прохладу.  

Основными элементами и выразительными средствами музыки являются мода, ритм, метр, темп, динамика громкости, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.

Умение отображать мысли человека с помощью музыки

Музыка — это реальность, запечатленная в эмоциональных переживаниях и мыслях, окрашенных чувством, выраженных через звуки особого рода, основанные на обобщенных интонациях человеческой речи. Музыка — это искусство, которое объединяет и развивает возможности невербальной звуковой коммуникации, связанной с человеческой речью. Музыка, основанная на обобщении и обработке интонаций человеческой речи, развивает собственный язык. Музыка — это не столько образ объективного мира, сколько отражение человеческих чувств и мыслей. И мысль, как подчеркивал Асафьев, для того, чтобы стать звуком выраженной, становится интонацией. Музыка динамична по своей природе. Она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий весь бесконечный спектр человеческих переживаний. Она — «поэзия звука» (Л. Стоковский).       

Музыка в звуковых образах в целом выражает основные жизненные процессы. В произведениях Бетховена звучат отголоски тяжелых военных событий, величественных походов и побед, интонации и ритмы революционных маршей. Это финал его Пятой симфонии. Ромен Роллан назвал эту музыку эпопеей славы, музыкой военных действий и грандиозных триумфов.   

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития и играла преимущественно утилитарную роль: сначала она была ритуально-суггестивной, а затем мелодия, повторяя ритм рабочих движений, облегчала их и поощряла труд; ритм служил для объединения людей в единый процесс. Вначале музыка была неразрывно связана с литературой. Поэтическое произведение было напевно, напевно. Музыка была синтезирована с танцем.    

Аристотель писал, что нравственный смысл музыки заключается в том, что под ее влиянием мы испытываем чистое удовольствие — истинную любовь или ненависть.

В природе нет музыкального звука, а есть только шумы разной степени организованности. Музыкальный звук — это культурное явление. Музыка создает звуки особого качества, которых нет в природе и вне музыки. Откуда эти звуки? Ж. Б. Дубо писал, что художник имитирует формы и цвета природы, а музыкант имитирует звуки, интонации, вздохи, модуляции голоса, словом, все звуки, с помощью которых выражаются чувства и страсти в самой природе. Спенсер также утверждает, что источником музыки является интонация страстно возбужденной речи. Также Асафьев подчеркивает интонационно-речевую природу музыки. Первым музыкальным инструментом был голос. Первичное музыкальное обобщение речевых интонаций происходит в народных мелодиях, которые создавались и шлифовались сотни лет. Интонации человеческой речи, составляющие основу музыкального образа, всегда эмоционально насыщены, сотканы из человеческих чувств. Именно это накладывает отпечаток на особенности музыки, которая разговаривает с людьми на «прямом языке души», волнует человека, вызывает в нем бесконечное разнообразие эмоций и их оттенков. В музыке есть звукоподражания, есть и изобразительные моменты, но они не определяют ее специфики.             

Цвет в живописи можно описать через сравнение с предметом (желтый — соломенный, лимонный), но музыкальное звучание можно передать только через метафорическое описание («рыдания осенних скрипок»).

Шкала европейской музыки состоит из семи основных тонов. Одновременное объединение трех или более тонов создает аккорд. Основа музыки — интонация. Структура музыки — это ритм и гармония, которые в своем сочетании дают мелодию. Громкость, тембр, темп, ритм и другие элементы также играют важную смысловую роль в музыке. Эти знаки составляют музыкальную фразу, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Музыкальный язык — это иерархия уровней: отдельные звуки, звуковые комбинации, аккорды. Важнейшими элементами и выразительными средствами музыкального языка являются мелодическая и интонационная структура, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика.       

Музыкальный образ лишен прямой видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных концепций, не создает визуально воспринимаемых картинок, не пересказывает события. 

Музыка близка к архитектуре и огромному значению в ней ритма, формы, далекой от форм самой жизни, а также высокой степени художественной абстракции от конкретного жизненного материала, включенного в образ в «выстреленная» форма, и возможности отражения не столько отдельных сторон и особенностей жизни, сколько ее сути и духа.      

Популярные темы сообщений

  • Джеймс Клерк Максвелл
    Выдающийся математик, физик, механик шотландского происхождения. Основатель классической электродинамики, кинетической теории газов, автор принДжеймс Максвеллципа цветной фотографии, а также конструктор некоторых научных приборов и автор исследований
  • Евразия
    Из 6 материков Земли выделяется Евразия. Его площадь достигает 54 млн км², а это около 35% суши. Также данный материк лидирует по численности населения, в Евразии живёт около 5 миллиардов человек, это примерно 70% всего населения планеты.
  • Дождевой червь
    Благодаря человеку, дождевые черви распространены на всех континентах за исключением Антарктиды и повсеместно приносят огромную пользу, улучшая плодородие почв. Поэтому они заслуживают нашего пристального внимания.

МУЗЫКА

Вечные темы искусства и жизни

Все искусства имеют единую основу — жизнь. Пока жив человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, мир и война, жизнь и смерть. Отношение к этим вечным темам воплощается в художественных образах музыки и театра, изобразительного искусства и литературы. Но каждый из видов искусства живёт по своим, определённым законам.

По способу исполнения музыкальные произведения подразделяют на вокальные и инструментальные. А по условиям (месту) исполнения и восприятия — на камерные и симфонические. Камерная музыка (от латинского camera — комната) начиная с XVI в. предназначалась для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Позднее она наряду с симфонической музыкой зазвучала в концертных залах.

Инструментально-симфоническая музыка бывает программная и непрограммная. К программной музыке относятся произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии, к непрограммной — квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий.

Существуют два направления программной музыки. В одном — на первый план выступают красочные, изобразительные свойства музыки, её способность создавать образ — портрет какого-либо действующего лица или пейзажные зарисовки. В другом — программа становится основой переинтонирования литературного сюжета, его обобщённого музыкального воплощения.

К первому направлению можно отнести симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева, «Океан-море синее» — вступление к опере Н. Римского-Корсакова «Садко», «Рассвет на Москве-реке» — вступление к опере «Хованщина» и сюиту «Картинки с выставки» М. Мусоргского, симфоническую поэму «Море» К. Дебюсси. Ко второму — симфоническую сюиту «Пер Гюнт» Э. Грига, написанную к одноимённой драме Г. Ибсена, увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» П. Чайковского по одноимённой трагедии У. Шекспира, увертюру «Эгмонт» Л. Бетховена из музыки к трагедии И.-В. Гёте и др. Однако надо сказать, что границы между этими направлениями весьма условны.

В вокальной музыке содержание художественного образа во многом связано со словом, поэтическим текстом

В инструментальной музыке, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, особенно важно представлять себе принципы развития, построения музыки

Сходство и различие (повтор и контраст) — основной принцип развития, построения музыкальной формы. Повторение интонаций, ритмических фигур, музыкальных фраз, тем в инструментальной музыке создаёт ощущение ясности, порядка, стройности, позволяет запоминать музыку, узнавать её образы. Контраст оттеняет грани одного образа или представляет взаимодействие нескольких образов: их сопоставление, столкновение, конфликт.

В этом разделе ты познакомишься с шедеврами мировой музыкальной классики и современной музыки. Это расширит твой кругозор, позволит глубже понять мир, взаимоотношения между людьми, самого себя. Музыкальные образы раскроют перед тобой особенности времени, в которое создавалось произведение, введут в мир самых разных композиторов, чувства и мысли которых созвучны нашему времени, мировосприятию. Именно такие музыкальные произведения стали образцами классического искусства и потому живут в веках.

Выполни задания в творческой тетради на с. 34-35.

Доклад №2

Музыка, одно из самых великолепных созданий человечества. Чтобы мы делали без этих звуков, которые отдаются эхом в нашей голове и воспоминаниях. Кто-то просто слушает эту музыку, кто-то пишет, и вот о великих «писателях» музыки мы и поговорим. Великие композиторы.

Франц Петер Шуберт из Австрии. Не смотря на то, что прожил он совсем немного всего лишь 32 года, но за это время успел всех покорить своими произведениями. 6 композиций автора до сих пор радуют наш мир, такие, например, как «Вечерняя серенада». А начинал композитор с обучения на дому, семья обучала его игре на скрипке и фортепиано. Талант обнаружился в подростковом периоде.

Георг Фридрих Гендель из эпохи барокко, большое развитие произвел именно для опер, их он написал около 40. Коронации королей практически не проходили без музыки этого композитора, а так же свадьбы сопровождались его творениями. Этот человек постоянно совершенствовал и изучал все больше и больше инструментов.

Йозеф Гайдн известный композитор австрийского происхождения, это он «родитель» основы нашей классической музыки, характеризует эпоху классицизма, его называют прародителем всех симфоний, поскольку вклад его был очень масштабен для музыкальной индустрии. У него написано более 100 симфоний, много сонат именно для фортепиано, дал около 40 концертов. Очень красивая «Симфония №45».

Петр Ильич Чайковский наверное, самый известный русский композитор, написал более 75 произведений, в числе которых несколько опер и симфоний. Этого композитора, к счастью, оценили еще при жизни, выступал как в России, так и за границей обычно в дирижерской роли. Его семья не была профессионалами в плане музыки, но настолько любили ее, что учили сына и сделали из него великого человека. Чтобы познакомиться с его произведением можно послушать «Вальс цветов» — балет «Щелкунчик».

Фредерик Франсуа Шопен известный композитор Польши, этот человек еще считается прекраснейшим пианистом из многих време. Он писал произведения для фортепиано, нам известны около 20 вальсов и несколько сонат.

Композитор и скрипач из Венеции Антонио Лучо Вивальди был автором известным во всем мире и остается популярным до этих пор, написал более 80 опер. Огромное влияние оказано было на развитии скрипичного искусства в Италии и вообще во всем мире. «Эльфийская песнь» поможет вам познакомиться с автором поближе и понять его стиль.

Вольфганг Амадей Моцарт – еще один композитор Австрии, показал свой талант уже в детстве. Уже в пять лет Моцарт сочинял маленькие пьесы. В общей сложности он написал, примерно, 600 произведений.«Ночная серенада» одно из самых прекрасных произведений Моцарта.

Композитор и отличный пианист Людвиг ван Бетховен очень сильно развивал западную классическую музыку. Он написал около 10 симфоний, несколько концертов для фортепиано и множество других произведений. Его биография и вообще жизнь является очень интересной для изучения. Самый загадочный композитор всех времен. Многие известные композиторы хвалили его за талант и великолепные успехи. «Лунная соната» очень хорошо описывает композитора, рекомендовано ее прослушать.

6 класс

Популярные темы сообщений

  • Профессия психолог

    Человек является самой сложно организованной структурой из всех живых единиц. И каждый человек индивидуален. Слаженная работа организма это настолько тонкий механизм, что «неполадки» в какой-нибудь незначительной области могут привести

  • Город Киров

    В долине реки Вятка стоит город Киров. Он утопает в зелени таёжных лесов европейской части русской равнины. Река разделяет, город на две части: основную и заречную. Город является административным центром Кировской области.

  • Пушкин на Кавказе

    За свою жизнь Александр Сергеевич выезжал на Кавказ два раза. Впервые в 1820 году он приехал по стечению обстоятельств, и посетил только Кавказские Минеральные воды. Зато вторая поездка, состоявшаяся в 1829 году,

Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: “Лунная соната” Бетховена, “Патетическая соната”.

Грубый, самолюбивый на людях, композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе».

Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.

Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

Народная музыка Африки

Африка всегда была для европейцев загадкой, далеким и странным континентом, полным тайн и чудес. Пестрота — вот слово, которое лучше всего его характеризует. Огромное количество стран, племен, традиций, обрядов, переливающаяся разноцветная мозаика, в которой сочетается, казалось бы, несочетаемое.

Эта пестрота ярко отражается и в народной музыке Африки. Удивительно музыкальные народы, населяющие континент, и по сей день считают, что на музыке, пении и танце держится мир. Это неотъемлемая часть ежедневного быта как древних племен, так и современных африканцев.

Главной особенностью африканской народной музыки является ритмичность. Это характерно как для северного и северо-восточного регионов, тесно связанных с культурой и традициями исламского Востока, так и для остальной части континента, сохранившей определенную аутентичность.

Африканские племена по большей части не имели письменности. И музыка, а именно барабанный бой на знаменитых тамтамах, издревле являлась средством передачи информации. Удивительно ли, что даже в настоящее время на территории Западной Африки существуют жрецы-музыканты, которых называют гриотами. По сути, это отдельная каста, более семисот лет передающая из уст в уста сказания и историю своего народа.

Кроме традиционных барабанов, многие африканские племена использовали кору, струнный инструмент, похожий на арфу, и балафон, который в Европе стали называть ксилофоном. Экспрессия африканских напевов нисколько не уступает сложностью и эмоциональностью, например, тому же фламенко или блюзу. За пределами Африки известны и глиняные уду, а также местные музыкальные инструменты, имитирующие человеческий голос.

Джембе — западноафриканские барабаны, ошибочно их принято называть тамтамами

Взаимодействие и слияние арабской, нубийской и древней африканской культур породили удивительный музыкальный сплав, несущий в себе традиции йоруба, хауса, бини, искусство маромбе и гриотов, и многих, многих десятков иных племен, видоизмененный и усложненный восточными традициями. Позже, с появлением европейцев, народная музыка Африки попала под влияние христианской культуры, которую несли на континент колонизаторы. Активная христианизация племен заставляла постепенно отмирать культовое пение и танцы. Но взамен в христианские богослужения приходила традиция барабанного боя и танцев, которые сейчас нередко можно увидеть на мессах христианских общин афро-американцев в США.

В свою очередь, Африка оказала огромное влияние на музыку других континентов. Чернокожие рабы, привезенные в Новый Свет, принесли с собой и музыку далекой родины, существенно изменившую народную музыку некоторых стран Латинской Америки (Бразилия, Гаити, Куба). Возникновение блюза и спиричуэлса в США, креольской сеги или индийского малабара было бы невозможно без колоссального африканского влияния.

Ах, мой милый Августин

Считается, что одна из самых известных народных австрийских песен «Ах, мой милый Августин» (нем. Ach, du lieber Augustin) была написана во время эпидемии чумы 1678– 1679 года. Ее пел один из пьяниц, свалившихся в чумной ров для захоронений, чтобы доказать, что он не мертвец. Русские переводы песенки, как правило, очень далеки от оригинала.

Начало биографии: детские годы

Будущий композитор появился на свет в 1770 году. Его родина — Германия, город Бонн. Музыкальный дар мальчик получил по наследству. Дед и отец Людвига служили придворными певцами. Мама не имела отношения к музыке, но была очень заботливой и нежной к своим троим сыновьям.

Отец Бетховена обучал наследника игре на фортепиано и скрипке. Он хотел сделать из него артиста и возить по городам, чтобы тот зарабатывал концертами деньги для семьи. Но отцовское воспитание было жестоким и суровым.

Первое выступление Людвига состоялось в возрасте 8 лет. А в 10 он познакомился со своим первым учителем Кристианом Нефе. Обучение помогло Бетховену уже в 12 лет написать и издать первые сочинения.

МУЗЫКА

Классика и современность

Что означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? Какие произведения называют классическими?

Классикой (от лат. classicus — совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Они получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.

Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма. Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еше не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество С. Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке и др.

Есть и понятие классика жанра. В этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю, художественному направлению.

Группа «Битлз»

Слово стиль (от греч. stylos, буквально — палочка для письма) означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль — стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются её новые версии, интерпретации, обработки, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству с музыкой разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог и со своими современниками, и с людьми далекого прошлого — как бы побывать в разных временах.

Послушайте несколько музыкальных фрагментов, найдите их мелодии в нотной записи. Определите, какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими. Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие — к жанру легкой музыки?

Краткий словарь по эстетике

Статья «Виды искусства» перемещена по новому адресу на сайт ESTHETIKS.RU . Происходит перенаправление, если перенаправление не произошла, то нажмите сюда — Виды искусства

ВИДЫ ИСКУССТВА — исторически сложившиеся формы искусства, его основные структурные и классификационные единицы. Виды искусства— литература, изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика), музыка, хореография, архитектура, театр и т. д.— относятся к искусству в целом как частное к общему. Видовые особенности, представляя собой специфическое проявление общего, сохраняются на протяжении всей истории искусств, хотя в каждую эпоху, в различных художественных культурах проявляются по-разному.

В решении вопроса об источнике видовых делений в эстетической мысли ясно обозначились две тенденции — объективная и субъективная. Первая видит основной источник многообразия видов в сложности, многосторонности самой действительности, вторая — в особенностях человеческого восприятия, в богатстве человеческой чувственности и духовных способностей.

Признание объективных или субъективных факторов основой существования различных искусств не совпадает с материалистическим или идеалистическим направлением в эстетике. Так, объективную основу деления искусств признавали представитель материализма в эстетике Лессинг и идеалист Гегель, субъективный фактор в качестве основополагающего выдвигался в материалистической эстетике Леонардо да Винчи и в субъективно-идеалистической эстетике Канта.Потребность преимущественного отражения определенного круга жизненных явлений, их различных сторон и граней, богатство человеческой чувственности, наконец, специфические особенности материала, в котором творит художник, порождают богатство и многообразие выразительно-изобразительных средств, присущих каждому из видов искусств (см. Выразительность, Изобразительность).

Каждый вид искусства уникален. Он имеет определенные преимущества перед другими в изображении тех или иных сторон жизни, в выражении оттенков человеческих чувств и вместе с тем отличается известной ограниченностью по сравнению с другими искусствами . Отсюда принципиальная ошибочность и бесплодность противопоставления одних искусств другим развивались неравномерно (см. Взаимодействие искусств).

В современной художественной культуре наряду с тенденцией к синтезу, интеграции различных искусств (см. Синтез искусств) отчетливо проявляется тенденция к сохранению суверенности отдельных видов искусств . Имеет место и процесс возникновения новых искусств , которых не знали художественные системы прошлого (художественная фотография, телевизионное искусство ) (см. Телевидение). Связь между различными областями художественного творчества служит основанием для различных классификаций. Самая распространенная классификация берет за основу пространственно-временные отношения и делит все искусства на пространственные или статические (изобразительное искусство , архитектура), временные или динамические (литература, музыка) и пространственно-временные (балет, театр, кино).

Классификация искусства может осуществляться и по другим признакам: непосредственное или косвенное изображение явлений действительности, отсюда деление искусств на изобразительные и выразительные или же деление на зрелищные и незрелищные, простые и синтетические. Классификация искусств при всей своей относительности помогает выявлению специфики каждого вида искусства и в то же время способствует их сближению, раскрывает возможные пути синтеза различных областей художественной культуры.

Презентация на тему «Музыка как вид искусства»

Краткое содержание

  1. Этимология
  2. Франсиско Солинас
  3. Иммануил Кант
  4. Музыка в системе культуры
  5. Выразительные средства музыки

Для проведения урока учителем

Введение

  • Темплан, чем будем заниматься, пожелания курса
  • Формы отчетности.
  • Осн. лит-ра – Чередниченко Т. Музыка в контексте культуры.
  • Ассоциативное поле. Что такое музыка?

Этимология (происхождение) слова

Музыка — от греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза — искусство муз.

Кто такие музы?

ДЗ – 1) «Мифы народов мира» — конспектировать статью «Музы» (архаические и классические, за что отвечают, как изображались),

2) Гесиод «Теогония» — функции муз:

  • 2.1. Когда и зачем сказитель обращается к музам?
  • 2.2. Какую роль играют музы в жизни богов?

Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.) «О музыке»

«Музыка – источник радости, а радость свойственна человеку; человек не может жить без радости, когда же он радуется – это находит свое выражение в его голове и проявляется в его поступках. Сущность человека, тембр его голоса, поведение – все это проявляется в музыке! Поэтому человек не может обходиться без музыки, музыка же не может не иметь соответствующего выражения. Если не направлять это выражение музыки, возникнет беспорядок»

«Музыка связана с отношением человека к человеку. Поэтому звери и птицы знают голоса, но не знают музыкальных звуков. И только благородные люди могут знать музыку. Поэтому

нужно научиться разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки,

нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку,

нужно разбираться в музыке, чтобы понимать политику. Только в этом случае будет достаточно знаний для правильного руководства».

Франсиско Солинас (1519-1550, Испания), «7 книг О музыке»

«Музыка, радующая только чувства, воспринимается только ухом и не требует участия разума; таково пение птиц… Эта музыка иррациональна, как чувство, от которого она происходит и к которому обращается. И в сущности, ее нельзя даже назвать музыкой, т.к. мы говорим «Птицы поют» — в том же смысле, как говорим «Луга и воды смеются»…

Музыка, имеющая своим предметом один только разум, может быть понимаема, но она не слышима. Под такой музыкй может быть понимаема Musicamundanaи Musicahumanaдревних; гармония ее воспринимается не через удовольствие слуха, но лишь через познание разума: она не дает смешение звуков, но соотношение чисел.

Середину между той и другой музыками занимает та, которая и слухом воспринимается, и разумом обсуждается. Это та, которую древние называли musicainstrumentalis»

И.Т.Коренев, дьякон Сретенского собора Московского Кремля, «Мусикия» 1671

  • «Музыка – это стройное искусство и изящнейшее разделение голосов, определенное знание различий, знание надлежащих благозвучных и неблагозвучных голосов, которые выявляются в различиях внутри согласованности.
  • Музыка – это вторая философия и грамматика, измеряющая голоса ступенями, подобно тому как в словесной философии или грамматике существуют правила употребления слов, слогов и их свойств, фраз и рассуждений, знание и наименований стихий, всех их свойств и силы.
  • Также и музыка, имеющая все степени голосов, приводящая в умиление или радость совокупность звуков, как красноречие или философия, радующая слух»

Помнить про тишину

При всем позитивном эффекте музыки нельзя недооценивать влияние тишины. Мы уже разобрались, почему нужна музыка, но для чего же время от времени нужно слушать тишину?

В современном мире звуков стало настолько много, что ученые даже придумали понятия “звуковой шум” и “звуковое загрязнение”. Если звук так тонко воздействует на нас, то, постоянно находясь в звуковом поле большого и шумного города, мы обрекаем себя на постоянное пребывание в чрезмерном тонусе. Вспомните, как спокойно становится на природе, где количество звуков сведено к минимуму. И как подчас может действовать на нервы постоянно повторяющийся звуковой раздражитель вроде лая собаки или плача маленьких детей. Кстати, о детях: считается, что звуки их плача специально запрограммированы природой на таких частотах, чтобы вызывать у взрослого человека незамедлительную реакцию — ведь никто не в силах долго вынести детский плач.

Для чего нужна музыка из наушников? Чтобы охранять свое внутреннее звучание от посторонних шумов. Это, несомненно, спасает в толпе мегаполиса или в долгой поездке. Но когда вы остаетесь одни, то пробуйте хотя бы иногда выключать музыку, чтобы услышать собственные мысли. Часто мы слушаем любимые песни, когда хотим от чего-то сбежать, зная, что как только мелодия остановится, мысли опять вернутся к тому, от чего мы так тщательно стремимся убежать. Это не хорошо и не плохо, — это просто нужно принять как факт и научиться находить гармонию как в звуках, так и в их отсутствии.

Детство

Пётр Ильич Чайковский родился в посёлке Воткинске Вятской губернии (Удмуртия) в 1840 году. Он рос в большой семье инженера: кроме него было ещё трое детей — два брата и одна сестра. Родители мальчика увлекались музыкой, они умели играть на флейте и пианино. Так маленький Чайковский уже с раннего детства полюбил мелодичное звучание музыкальных инструментов. В 5 лет мальчик уже освоил фортепиано, и ещё через 2 года играл по нотам. В 1850 году вся семья переехала в Санкт-Петербург. В 1854 году от холеры умерла мать будущего композитора. Дети остались на попечении своего отца, который тоже заболел, но сумел выздороветь.

Картина художника А. Пархоменко «Петя Чайковский».

Минусовка

Рассмотрим следующее понятие — минусовка. Его непременно следует раскрыть, говоря о том, что такое музыка. Определение минусовки следующее — это композиция, из которой был удален вокал, или же в ней отсутствует звучание некоторого музыкального инструмента. Одна либо несколько партий инструментов и/или вокала отсутствует в минусовке, которая/которые до изменения композиции присутствовала(и) в изначальном варианте. Самая распространенная форма ее — удаление из песни слов так, что музыка звучит одна, без текста.

В данной статье мы рассказали вам о том, что такое музыка. Определение этого прекрасного вида искусства было представлено лишь кратко. Конечно, тем, кому она интересна на глубоком, профессиональном уровне, имеет смысл изучить ее теорию и практику, законы и основы. Наша статья ответы дает лишь на некоторые вопросы. Музыка — это искусство, изучать которое можно очень долго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector