5 детских травм, которые продолжают влиять на нас во взрослом возрасте
Содержание:
- Отсутствие выбора или эмоциональный абьюз
- Психотравма и жизненная активность
- Этапы работы с травмой на примере ПТСР
- Как психологическая травма приводит к психическому расстройству?
- Что делать?
- Детские психологические травмы
- Неспособность реализовать весь свой потенциал
- Какие бывают детские психотравмы и к чему они приводят?
- Причины
- Психологические травмы детства во взрослой жизни: как они влияют на вас
- Проблемы школьной дезадаптации
Отсутствие выбора или эмоциональный абьюз
Если ребенку в детстве не позволяют высказывать собственное мнение и делать выбор в простых вопросах, то во взрослой жизни он будет избегать любых конфликтов, не станет отстаивать свои права, чтобы не вызвать недовольство других, будет перекладывать принятие решений на близких. Это еще одни кандидаты на построение созависимых отношений (обычно они берут на себя роль жертвы). Кроме того, такие личности подвержены расстройствам пищевого поведения, в частности, компульсивному перееданию.
Они всегда соглашаются есть с кем-то за компанию, не могут отказать приветливым хозяевам в дегустации всех наготовленных угощений, не в силах удержаться перед любыми пищевыми соблазнами. Их отмазка: решение принимаю не я, а, значит, моей вины в последствиях нет.
Помочь таким людям похудеть легко и быстро можно лишь научив их принимать решения, отстаивать свои границы и мнение, нести ответственность за все поступки.
Психотравма и жизненная активность
Давид очень много болел в детстве. У его бабушки была идея, что всех детей надо закаливать с раннего возраста. Старшую сестру Давида бабушка вывозила в коляске весьма легко одетую в прохладную погоду – и девочка действительно почти не болела простудными заболеваниями. Однако Дэвик родился совсем другим, и этого бабушка не учла. В результате – 7 воспалений лёгких и масса других проблем в первые 6 лет жизни. Мальчик не вылезал из кровати.
А еще больше всего на свете Дэвид любил… болеть
Ведь это было самым эффективным способом получать внимание и поддержку. Неосознанное стремление привлекать болезнь привело к тому, что к 20 годам уже взрослый молодой человек имел массу психосоматических расстройств
Он нигде не учился и не работал, ведь комфорт и добрые взаимоотношения в его подсознании были четко связан с позицией жертвы. Успех, активность, достижения прямо противоречили его жизненному сценарию.
Чтобы разобраться со всем этим и измениться, Дэвиду понадобился длительный курс психотерапии
И это еще не все…
Как видим, естественное влияние социальной ситуации в детстве сказывается на уже взрослом человеке. Так, если девочка подверглась сексуальному насилию, она, став взрослой, может бояться близких отношений с мужчинами. Подросток, подвергшейся травле, может уйти в свой внутренний мир
Ребенок, который привык лезть из кожи для того, чтобы его родители обратили на него внимание, в будущем может стать эгоцентричным.
Таким образом, детские психологические травмы часто приводят к нарушениям социального и личностного развития. Люди, которым пришлось пережить такой отрицательный опыт в детстве, нередко менее успешны в карьере, им сложнее строить дружеские и семейные отношения, они чаще других не могут выстроить свою жизнь таким образом, чтобы им самим было в ней психологически уютно и комфортно.
К сожалению, психологическая травма часто оказывает формирующее влияние не только на подсознание, но и на сознание человека. Фактически такой человек – это плод своей травмы, её результат, хотя сам он этого не осознаёт.
В этом случае ему сложно рассчитывать на преодоление последствий своей травмы, если он не обратится к специалисту: психотерапевту или психологу. Только специалист может помочь такому человеку внутренне переработать последствия своей травмы, осознать, что в его личности является её результатом, – и найти пути преодоления этих отрицательных последствий.
Этапы работы с травмой на примере ПТСР
Опубликовано 10.01.2019
Сегодня я поделюсь с Вами своим психотерапевтическим опытом — расскажу о тех этапах, которые необходимо пройти, чтобы психологически выздороветь.
Для наглядности разберем пример посттравматического стрессового расстройства.
Клиент – бывший участник боевых действий в Чечне.
Жалобы — высокая тревога, страхи.
Тревога и страх в настоящем – это не прожитый страх в прошлом.
То есть была ситуация, в которой было страшно, но человек не прожил этот страх.
Он отвлекся на настоящее, успокоился медитациями и изо всех сил попытался все забыть.
Так НЕВОЗМОЖНО «забыть» боль. Только нам показалось, что мы справились и все позади как похожая на 1% ситуация (звук вертолета) возвращает нас в прошлое. Волна дикого страха, отчаянья прокатывается по всему телу. Мозг нам сообщает – вспомни это прошлое, побудь в нем, проживи эти эмоции.
Но мы неправильно интерпретируем свои реакции и снова изо всех сил пытаемся успокоиться. Если никакие приемы не помогают – «садимся» на таблетки.
ВОЗМОЖНО «забыть» прошлое только через проживание ВСЕХ болезненных эмоций, которые сопровождали событие.
Признаки, что мы ПРОЖИЛИ страх – это отсутствие необоснованных тревожных состояний в настоящем – раз. И два – при вспоминании события прошлого нам не страшно. Такое впечатление, что мы просто смотрим фильм, причем уже 20-й раз подряд. Логика есть – эмоций нет.
Вернемся к нашему клиенту.
Итак, терапия включает в себя 5 этапов работы (смотрите картинку на обложке статьи):
1. СТРАХ. Первый этап работы заключается проживании эмоции страха, которая возникает, когда мы погружаемся в прошлое. Я вспоминаю произошедшее и мне хочется так сжаться, чтобы исчезнуть, я чувствую как холодеют ноги и руки. Когда мы правильно «отжимаем» страх, он снижается и мы начинаем чувствовать вторую эмоцию –
2.БОЛЬ. «Как же так…, почему это произошло, это так несправедливо…»
Мы правильно «отжимаем» БОЛЬ и переходим к третьему этапу –
3. ЗЛОСТЬ. «Я ненавижу! Ненавижу тех подростков, которые меня избивали и которым я хотел доказать, участием в военных действиях, что я что-то из себя представляю!»
Мы правильно «отжимаем» ЗЛОСТЬ и снова чувствуем
4. БОЛЬ. Остатки слез.
И только после всего этого эмоционального коктейля приходит –
5. ИСТИННОЕ ПРИНЯТИЕ ПРОШЛОГО – «Что с них взять, их родители алкоголики, унижали своих детей. То, что дети получали, то и сеяли вокруг. Больные люди. Мне просто не повезло – я оказался не в том месте, не в то время».
Глядя на эти этапы психотерапевтической работы, напрашивается следующая метафора.
Помните истории про храмы?
Моют стены – один слой смыли, второй, а под третьим находят изображения святых.
Так же и здесь – мы «стираем» 1. страх, 2.боль, 3.злость, 4.боль и обнаруживаем за всем этим 5.любовь и принятие.
К слову сказать, когда мы самостоятельно пытаемся справиться с травмой прошлого, мы стремимся напрямую из пункта А (1.страх) попасть в пункт В (5.принятие).
Это НЕВОЗМОЖНО без полного проживания 1.СТРАХА, 2.БОЛИ, 3.ЗЛОСТИ, 4.БОЛИ.
Отдельный акцент хочу сделать на пятом этапе работы — «Принятие». Я считаю его по истине чудесным:
С какой бы болью, обидой мы не работали — мы всегда в итоге приходим к принятию и любви. Удивительно, и многие мне не поверят, но даже когда мы работаем с насилием — клиент в конце работы приходит к принятию поведения насильника, он сообщает — «Что с него взять, у него мама кошек в окно выбрасывала».
Друзья! Благодаря достижениям психологии абсолютно реально простить за «счастливое» детство родителей, за предательство бывшего, понять почему они себя так вели по отношению к нам и принять их такими какие они есть!
Надеюсь, я вдохновила Вас на работу с психологом! Это труд, но это благодарный труд!
Искренне Ваша, #психологАннаЯковлева
P.S. Добро пожаловать на личные и скайп-встречи!
Как психологическая травма приводит к психическому расстройству?
Важно отметить, что психотравма – это возможная причина расстройства, а не само заболевание. Травмирующие события есть в жизни каждого человека
Многих родители в детстве роняли по недосмотру, каждого когда-то пугал звук сирены или гудок автомобиля, у очень многих была воспитательница в детском саду или учительница в школе, которая ругалась и кричала – все мы прошли через какие-то травмирующие события. Однако не у всех эти травмирующие события вызвали какую-то психопатологию. Почему при том, что воспитательница кричала на всех в группе детского сада, травмирующим это событие стало только для одного ребенка, и в будущем способствовало развитию, например, депрессии? Дело в том, что события становятся травмирующими и приводят к психическим заболеваниям у людей, которые к этому генетически предрасположены и которые растут в негативной семейной обстановке.
Психотравма никогда не является самостоятельной проблемой или единственной причиной развития психического расстройства. К примеру, причинами появления пограничного расстройства личности являются органическая составляющая мозга человека, эмоциональная нестабильность, а также деструктивные отношения в семье. Только в совокупности эти факторы приводят к развитию заболевания. Ребенок, родители которого постоянно ругаются, с большей вероятностью разовьет депрессию при условии, что у него есть генетическая предрасположенность к этому расстройству. Определенный фактор становится для человека травмирующем событием и оставляет отпечаток на его поведении и восприятии в будущем, и в дальнейшем может развить психическое заболевание.
Наиболее частые причины детских психотравм: оскорбления и обесценивание, пренебрежение интересами ребенка, неблагополучная семейная обстановка, гиперопека со стороны родителей, а также физическое насилие. Исследования показывают, что дети, подвергшиеся насилию, в будущем с большей вероятностью будут страдать от тревоги, депрессии, низкой самооценки, симптомов посттравматического стрессового расстройства и суицидальных наклонностей.
Что делать?
Травмирующая ситуация так эмоционально захватывает человека, что он не чувствует своего тела
Питер Левин считает, что важно в этот момент переключить внимание ребенка с эмоций на область физических ощущений. Для этого нужно обратить его внимание на то, как ведет себя тело. Просто спросить его: «Что ты чувствуешь вот здесь?» (показывая на грудь, живот…)
Благодаря таким вопросам, ребенок начинает прислушиваться к своему телу и обращать внимание на те импульсы, которые идут из древней коры (мозга рептилий). В результате он замечает тончайшие изменения в своих телесных ощущениях и чувствует, что его организм реагирует, отвечает на событие
Просто спросить его: «Что ты чувствуешь вот здесь?» (показывая на грудь, живот…). Благодаря таким вопросам, ребенок начинает прислушиваться к своему телу и обращать внимание на те импульсы, которые идут из древней коры (мозга рептилий). В результате он замечает тончайшие изменения в своих телесных ощущениях и чувствует, что его организм реагирует, отвечает на событие.
Внимание: эта естественная реакция служит реализации избыточной энергии, оставшейся не выплеснутой. Если прислушаться к своему телу, можно заметить чудесные превращения ощущений: в груди был камень, а теперь – «теплая жидкость»
Эти изменения просто надо отмечать и никак не объяснять, не истолковывать. Не надо в этот момент вспоминать о происшедшем событии, чтобы не вовлекать другие (высшие) зоны мозга – пусть работает древний мозг, к нему мы и обращаемся, когда спрашиваем про телесные ощущения. В этот момент ребенок может кричать, крупно трястись, мелко дрожать.
Детские психологические травмы
Найдите минутку, чтобы поразмышлять о своем детстве. Что вам было нужно от родителей и что они дали вам взамен?
Как только вы почувствуете, с чем хотели бы заново родить себя, вы сможете увидеть, как эти потребности проявляются в вашей жизни снова и снова, и как вы теперь можете их восполнить.
- У некоторых из нас были родители, которые унижали, оскорбляли нас, издевались над нами и пренебрегали нами.
- У некоторых – родители, которые не поддерживали нас.
- У некоторых – родители, которые не обнимали нас.
- У некоторых были родители, которые не позволяли самовыражаться.
- У некоторых были родители, которые заставляли подчиняться строгим религиозным обрядам или контролировали мировоззрение своих детей.
Если это так, то повторное взросление позволит найти собственную правду и освободиться от ограничивающих убеждений, которые уже устарели и не находят отклика в душе.
Последствия детских травм
Спросите себя, какие закономерности событий нынешней жизни возникли из-за событий вашего детства?
Одним из примеров может быть необходимость искать родителя во взрослых отношениях, и разыгрывать роли «ребенок — родитель».
Например, детям, находившимся под контролем, труднее быть независимыми во взрослом возрасте, и они склонны привязываться к другим и находиться в созависимых отношениях со своими партнерами.
Им обычно трудно принимать решения, они полагаются на одобрение и руководство партнера. Они не развили независимость и свою волю. Когда появляется идея, они обычно не решаются действовать, потому что их мысли пронизывает голос родительского неодобрения или уныния.
Если это так, то вы можете начать заново воспитывать себя, принимая самостоятельные решения, воплощая их в жизнь и доверяя себе. Поддерживайте и вдохновляйте себя, говорите себе, что ваши идеи и цели имеют значение и важны, что вы заслуживаете их претворения в жизнь.
Негативный разговор с самим собой, как правило, возникает у детей, которых критикуют, над которыми издеваются и унижают их, поэтому, когда вы слышите подобный голос внутри себя, отключайте его.
Скажите себе, что эти негативные мысли не соответствуют действительности, отпустите такие мысли, как «Я недостаточно хорош(-а)» и «Я не достоин (-йна)», и замените их словами «Я могу всё» и «Я достоин(-йна)».
А затем продолжайте изменять свое мышление, напоминая себе, насколько вы талантливые и стойкие. Если родители никогда не говорили вам таких слов, сейчас самое время сказать их самому себе.
Воспитание во многом похоже на исправление. Если что-то сломалось, нет смысла надеяться, что когда-то оно снова заработает правильно. То же самое с повторным взрослением: если вы чувствуете себя сломленным, раненым или постоянно борющимся с кем-то, – то, лишь пройдя свою жизнь заново, до глубокого детства, вы можете исцелить травмированные части себя.
Исцеление детских травм
Прекрасная часть исцеления состоит в том, что вещи можно снова сделать целыми, но таким образом, чтобы они стали ещё прекраснее, чем раньше.
В японском искусстве Кинцуги берут сломанную керамику и соединяют части при помощи золотых швов, так чтобы старые трещины светились золотом и делали изделие более красивым и изящным, чем до того, как оно было сломано. Красота в трещинах.
Думайте о повторном проживании взросления как о заполнении трещин, которые вы накопили в жизни, собственной безусловной любовью. Ведь любовь – это эмоциональный эквивалент золота. Изменив себя, вы снова станете целым и «золотым», гордым за те трещины, которые сделали вас мудрее и сильнее.
Детство является провокатором нашего духовного роста и служит открытию более глубоких измерений самих себя, которых невозможно обнаружить иначе, чем через боль и потери.
Повторное взросление прерывает цикл травм, который стал отличительной чертой человеческого опыта, когда родителям нечего предложить своим детям, кроме нарциссических ран, ожиданий или враждебности.
Повторное взросление позволяет задуматься о своей жизни и увидеть, откуда берутся проблемы, и как мы можем взять ответственность за их преодоление и исцеление.
Повторное взросление – это священная практика, когда ребенок становится родителем, а родитель становится целителем.
П.С. Если вам трудно определить свои детские проблемы, приглашаем вас на курс «Свой путь», который поможет обнаружить свои «болевые точки» в отношениях с родителями. Получите эффективные практики от 7 мастеров, которые останутся с вами навсегда. С их помощью вы станете творцом своей жизни.
Неспособность реализовать весь свой потенциал
Исследователи из Университета Флориды и Университета Джорджа Мейсона четко связали травмы детства с качеством жизни ниже среднего.
Как пишут они сами, «Ученики, которым в детстве были нанесены психические травмы, часто показывают недостаточные успехи в учебе, что, в свою очередь, ведет к антисоциальному поведению, уменьшению количества возможностей, и даже к неспособности заработать в будущем себе на жизнь».
Также исследовательская команда нашла четкую связь между социально-экономическим статусом и травматическим стрессом. Люди, воспитывавшиеся в бедных семьях низкого социального статуса с более чем на 65% вероятностью страдают от психических травм детства, чем дети из «среднего класса».
Как со всем этим справиться
Во-первых (и, пожалуй, это важнее всего), если вы знаете о ребенке, с которым плохо обращаются, или над которым совершают насилие, свяжитесь со службой защиты детей или полицией. Если уж начинать лечить раны прошлого, то лучше это делать как можно раньше — хотя делать это никогда не поздно. И хотя активные действия в таких ситуациях не всегда возможны, если такие дети смогут хотя бы поговорить с дружественными взрослыми о том, что с ними происходит, это может оказать на них очень благотворное влияние.
Но что же делать взрослым? Как считают специалисты Helpguide.org, всемирно известной организации, занимающейся душевным здоровьем, есть целых четыре вещи, которые помогают взрослым в исцелении своего травматического прошлого.
1. Займитесь физическими упражнениями
Чтобы противостоять этому, регулярно занимайтесь какими-то физическими упражнениями — по 30 минут в день, пять дней в неделю. Если вам пока что сложно это сделать, начните с трех десятиминутных разминок в день.
2. Не изолируйте себя от общества
3. Приведите в баланс свою нервную систему
Это очень важный пункт, так что обратите на него максимальное внимание. Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации
Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе
Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации
Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе
4. Следите за своим здоровьем
Врачи рекомендуют выделять на сон не менее 7-9 часов, максимально избегать алкоголя и табака (или других веществ) максимально сбалансировать свою диету и регулярно отдыхать для снижения стресса.
Какие бывают детские психотравмы и к чему они приводят?
1. Травма «брошенности»
Возникает в раннем возрасте (от 0 до 1 года), при отсутствии или недостаточном физическом контакте ребенка с матерью. Маленький ребенок еще не отделяет себя от матери, в том числе в физическом плане, и отсутствие контакта вызывает сильнейшую тревогу и страх.
Речь здесь не о периодическом отсутствии матери, а о достаточно длительных моментах разлуки. Например, практика раздельного нахождения матери и ребенка после родов, система яслей с 10 месяцев, длительные болезни матери и т. д.
К чему приводит?
Лежит в основе зависимостей (в разных проявлениях), психосоматических расстройств. Недостаток базовой уверенности приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе.
2. Травма «отвержения»
Возникает при общении с «холодной» матерью. Такая мама может быть рядом физически, но эмоционально не вовлекаться в жизнь ребенка, не быть с ним в психологическом контакте. Это может быть связано как с ее текущим состоянием (послеродовая депрессия, конфликты с партнером, острые стрессы из-за материальных проблем), так и ее собственными невротическими чертами.
К чему приводит?
К чувству собственной ненужности, неспособности выражать свои чувства и находиться в близких эмоциональных отношениях. Если ребенок – девочка, то из нее также может вырасти «холодная» мать.
3. Травма «лишения»
Возникает при игнорировании потребностей ребенка (родители не реагируют на плач ребенка, обесценивают его страхи, не учитывают его психологические и физические особенности). Но это необязательно отсутствие реакции – например, сверхзаботливая (гиперопекающая) мать может игнорировать потребность ребенка в самостоятельности.
К чему приводит?
Привычка обесценивать свои потребности, «глухота» к своему организму, отсутствие контакта с желаниями («не понимаю, чего хочу на самом деле»).
4. Травма «предательства»
Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.
Ощущение предательства возникает, когда родитель предпочитает кого-то другого или просто «уходит» из контакта (в алкоголь, работу).
Вариантом этой травмы является «травма свержения с трона» (термин А
Адлера), которая возникает у старшего ребенка при рождении младших детей, которые получают все внимание родителей. Часто здесь присоединяется и травма «лишения», когда ребенку вдруг предлагается резко «повзрослеть» и помогать в воспитании младших
К чему приводит?
Потеря чувства доверия, отчуждение или, наоборот, попытки угодить окружающим. Гиперконтроль (чтобы все предвидеть и избежать предательства в будущем).
5. Травма сексуального соблазнения
Возникает, когда взрослые используют ребенка или подростка для удовлетворения своих сексуальных влечений. Одна из самых тяжелых и чаще других «вытесняемых» из сознания травм.
К чему приводит?
Практически всегда вызывает серьезные эмоциональные и сексуальные расстройства.
6. Травмы, связанные с физическим насилием
Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей.
К чему приводит?
К хроническому чувству небезопасности, зависимостям, виктимному поведению (повзрослев, человек может неосознанно вступать в отношения, в которых будет продолжаться насилие или травля).
7. Травмы «унижения» или нарциссические травмы
Возникают, когда родители не реагируют на ребенка положительно, как бы передают послание: «сам по себе ты недостаточно хорош, чтобы заслужить нашу любовь, ты должен соответствовать образу, правильно функционировать».
В нашем менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей (за все подряд: от проявления эмоций до оценок), так что то, что начато родителями, часто продолжается в детском саду и школе.
К чему приводит?
К постоянному чувству неполноценности, стремлению самоутвердиться за счет успехов (наконец-то доказать родителям свою ценность), постоянному фоновому чувству стыда, непереносимости критики и стремлению конкурировать, в том числе в личных отношениях.
Этот список далеко не полный, но, думаю, даже в нем почти каждый взрослый может найти что-то, что могло происходить с ним в детстве.
Говоря по-другому: «главное – не то, что сделали в детстве с нами, а то, что мы сейчас делаем с этим опытом».
Причины
Обнаружить объективные и однозначные первопричины формирования детской психологической травмы у взрослого не всегда просто, так как для интерпретации и значительности любого события у человека существуют исключительно персональные критерии. Но можно с полной уверенностью говорить, что отрицательное влияние окружающего мира намного больше оказывает влияние на неокрепшую нервную систему малолетнего ребенка. Действия, воспринимаемые взрослым человеком, как ерундовая и разрешимая проблема, для ребенка могут оказаться большой катастрофой.
Единственный справедливый критерий, разрешающий дать оценку негативным обстоятельствам, образовавшимся в жизни детей, состоит в комбинации последующих факторов: важности ситуации для ребенка и силы его психологического воздействия. Психотравмирующее событие интерпретируется детской психикой, как что-то остро существенное
Данные явление вынуждают детей продолжительно и очень сильно беспокоиться. Это те условия, из-за каких исчезает душевное умиротворение, психологический баланс. Для их преодоления необходимы кардинальные изменения в действиях и мышлении
Психотравмирующее событие интерпретируется детской психикой, как что-то остро существенное. Данные явление вынуждают детей продолжительно и очень сильно беспокоиться. Это те условия, из-за каких исчезает душевное умиротворение, психологический баланс. Для их преодоления необходимы кардинальные изменения в действиях и мышлении.
По итогам бесчисленных исследований специалисты по психологии собрали перечень особо труднопереносимых маленьким ребенком и школьниками событий. Таким образом, травмы детства могут быть обусловлены соответствующими факторами:
- моральным, физиологическим, сексуальным давлением;
- смертью ближних родственников;
- собственным заболеванием или же болезнью членов семьи;
- разводом отца с матерью, уходом с семьи одного из старших;
- неожиданным срывом домашних взаимоотношений;
- внезапным отчуждением родителя от малыша;
- предательством, ложью, несправедливостью со стороны члена семьи, приятелей и авторитетных для детей взрослых;
- разочарованием, неудовлетворенностью из-за несбывшихся ожиданий;
- воспитанием старших, ведущих безнравственный образ существования;
- асоциальной атмосферой в коллективе и в семье, в какой растет малыш;
- гиперопекой либо дефицитом материнского внимания;
- колебательной стратегией обучения ребенка, неимением у отца с матерью скоординированных схожих требований к малышу;
- ссорой с лучшими друзьями не по их инициативе;
- ситуациями, в каких ребенок ощущает себе изгоем компании;
- конфликтами в учебных заведениях;
- плохими отношениями, давлением со стороны преподавателей;
- непомерной загруженностью детей внешкольной и учебной работой.
По одной из версий, развитие детской психотравмы считается нередким результатом ошибочной стратегии воспитания ребенка. Неконструктивные жизненные стандарты родителей передаются ребенку по наследству. Сформированные директивы, относящиеся к правилам жизни, малыш перенимает у отца с матерью, при этом наследуется непосредственно утяжеленная модель определенных в семье деструктивных «законов жизни».
Психологические травмы детства во взрослой жизни: как они влияют на вас
Далеко не у всех из нас было абсолютно безоблачное детство, где все происходило исключительно так, как нам хотелось, где родители полностью понимали и принимали, где близкие родственники не пытались переделать под себя, где никто не критиковал, не подшучивал, не обламывал надежд и стремлений.
Поэтому все мы вынесли из детства и юных лет большой багаж опыта и установок, которые теперь влияют на нашу жизнь. Нет, это не значит, что теперь уже ничего не изменить, просто потребуется психотерапия травм детства.
Наша психика работает как компьютер: однажды вы запустили на нем определенную программу, и теперь она автоматически подгружается каждый раз, когда вы сталкиваетесь с похожей задачей или ситуацией.
Чтобы поменять ответ вашего подсознания на какой-то запрос, необходимо перезаписать программу. Только так можно решить проблему на глубинном уровне, а не возвращаться к ней каждый раз, когда снова потребуется коррекция поведения.
Когда в детстве мы видим несправедливость или неправильные поступки, то обещаем себе, что сами до такого не допустим. «Я никогда не буду похожей на мать», «Я не стану поступать, как поступал отец», «Со своими детьми я не позволю себе так обращаться» — говорим мы себе в юном возрасте в порыве отчаяния и безысходности.
Но проходят годы, и мы ловим себя на мысли, что в нашем поведении прослеживаются манеры матери, отца, мы нехотя говорим своим детям те же фразы, что сами слышали когда-то. Психологические травмы детства постепенно дают о себе знать, даже если изначально мы хотели этого избежать.
Вся загвоздка в первоначальном опыте отношений, которые мы строим со своими родителями, близкими родственниками, братьями и сестрами, первыми друзьями. Мы запоминаем определенную модель поведения в той или иной ситуации, а потом по принципу переноса проецируем ее в течение последующей жизни.
При работе с травмами детства психолог точно спросит у вас об отношениях с мамой и папой. Отвечая на него, можно понять, почему девушка не может выйти замуж даже в 35 лет, по какой причине разваливается ваша семья, что мешает вам сбросить лишний вес и похудеть навсегда.
Очень важно вспомнить основные моменты в отношениях и установки, которые внушали вам близкие. Это позволит отыскать причину ваших неудач в коррекции веса и жизни в целом
Представьте, что вы пришли на прием к врачу с жалобой на сильную боль в ноге, и он вас спрашивает, что произошло, какие события были до того, как начала болеть нога. А вы не хотите отвечать, ссылаясь, что это все прошлое, зачем вспоминать, надо просто сделать так, чтобы нога перестала болеть
Звучит абсурдно, не правда ли? Так же и во время психотерапии или коучинга – важно найти причину, а не просто топтаться вокруг последствий.
Этим сейчас и займемся…
Проблемы школьной дезадаптации
Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.
В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.
Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.