Что такое этнография и что она изучает?
Содержание:
- День этнографа — день познания народов
- Шаг за шагом
- Обязанности
- РГО: Русское географическое общество
- Краткая история
- Юлия Гендуне: археология и мистика
- Различия между нациями
- Похожие термины:
- Народности нашей планеты
- Похожие термины:
- Актуальность этнотуризма
- Этносы Украины
- [править] Конструктивизм
- Этнология и расовые теории
- Виды этнографического туризма
- Профессия этнограф
- Культура и этнография
- Этнографические объекты
День этнографа — день познания народов
День этнографа в России отмечается ежегодно 17 июля. Этот профессиональный праздник не имеет официального статуса, но довольно широко празднуется самими этнографами. Праздник совпал с днем рождения известного русского этнографа Миклухо-Маклая. История праздника берет свое начало в 70-х годах прошлого века, с инициативы первого заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ Рудольфа Итса.
К слову, в связи с этим традиционными во время праздничных застолий в честь Дня этнографа являются тосты за здоровье Рудольфа Итса, а также Николая Миклухо-Маклая. Интересной традицией празднования Дня этнографа в России является проведение церемонии посвящения для тех, кто впервые участвует в этнографической экспедиции — неофитов.
В сегодняшнем мире, где постоянно вспыхивают межнациональные конфликты, крайне важно понимать тех, кто тебя окружает и поэтому необходимо уделять внимание и изучение межэтническим взаимоотношениям. Вот поэтому так и важны знания в области этнографии
Первым этнографом в истории человечества принято считать Геродота. Именно он начал заниматься историческими исследованиями в их контексте с анализом жизни народов. Впоследствии аналогичные изучения проводили Страбон, Юлий Цезарь, Марко Поло, Миклухо-Маклай и многие другие ученые, благодаря которым сегодня мы знаем такую науку, как этнография. Что это за дисциплина? Что она изучает и какие задачи ставит перед собой?
В 1990 году в Алма-Ате прошла Всесоюзная конференция, в рамках которой участники решили унифицировать термины данной науки и стали официально называть этнографию этнологией. Тем не менее, первоначальное понятие сохранилось до наших дней и активно используется во всех сферах жизни.
В последние годы в России все чаще науку, изучающую народы Земли, их культуру и бытовой уклад, традиции и обычаи, начинают называть не этнография, что буквально означает «народоописание», как это было принято в нашей стране в XIX и в первой половине XX века, а этнология, то есть «народоведение», как это принято в ряде научных школ Запада. Кафедра Петербургского университета и своим наименованием и своей учебной программой стремится продолжать традиции отечественной науки, заложенные в городе с самого его основания.
В понятие этнография кафедра по-прежнему, как это было в российской науке XIX века, вкладывает как эмпирическое, описательное содержание процесса изучения народов, так и теоретическое, этнологическое, осмысление закономерностей их развития и взаимодействия.
Сегодня основным объектом внимания этнографии является биосоциальная общность — этнос, а основной задачей этнографов — исследование вопросов, связанных с образованием этносов, их расселением, внутренними и внешними особенностями, их региональными взаимосвязями.
Этнография — это раздел истории, который изучает народы и другие этнические образования в контексте их развития, состава, культурных и бытовых особенностей. В процессе сравнения исторических фактов с современными данными этнографы получают возможность воссоздать картину происхождения этносов, а также описать их культуру, традиции и обычаи.
Несмотря на то что этнография является частью исторической науки, на самом деле она выходит далеко за рамки истории, поскольку занимается изучением народов с разных сторон, в том числе в сочетании с экологией, политикой, искусством, смыкаясь тем самым с социологией.
Шаг за шагом
Силами РГО была создана программа сбора сведений, связанных с этнографией. Уже в девятнадцатом столетии ее распространили по всей державе. В наше время можно наблюдать многочисленные рукописи, хранимые в архивах сообщества и посвященные этнографии разных местностей. Тексты стали важными материалами для занимавшихся фольклором, языкознанием специалистов. Например, Даль активно прибегал к полученным материалам, формируя свой уникальный словарь в 1862 году. Не менее ценны были сведения и для А. Афанасьева, опубликовавшего сборник народных сказаний в 1855-1864 годах.
Этнографические карты в России впервые были составлены с участием Кеппена, Риттиха. Первый занимался европейскими регионами, второй – центральными. Дополнительно РГО взяло на себя издание нескольких журналов, сборников, посвященных этнографии. Спустя некоторое время была создана уникальная награда, и первым награжденным стал исследователь марийских поверий, языка чувашей Н. Золотницкий.
Обязанности
Этнограф – прежде всего, практик. Находясь в исследуемом регионе, он в течение 2–3 месяцев устанавливает контакт с населением, кропотливо собирая информацию о традициях и бытовом устройстве жизни. После этого специалист приступает к следующему этапу – анкетированию представителей изучаемой народности. В первую очередь его интересует их гардероб, кухня, религиозные убеждения и верования
Помимо этого, он акцентирует свое внимание на бытовой, повседневной деятельности людей. Такие наблюдения ведутся в разные сезоны
Это позволяет сделать в дальнейшем максимально полный анализ жизненного цикла конкретного этноса. На базе полученной информации составляется детальный отчет, который со временем становится материалом для доклада на конференции или публикации в научно-популярном издании.
Конкретизируем, что должен делать этнограф:
- исследовать традиционные особенности быта и культуры народа, которые влияют на формирование облика этноса;
- изучать бытовую деятельность и социальную структуру народности;
- анализировать первобытно-общинный строй (материалом служат его пережитки, сохранившиеся у современного этноса);
- исследовать миграционные процессы и колебания численности народа;
- изучать язык, духовные устои и религиозные убеждения этноса;
- вести наблюдения за жизнедеятельностью представителей народности посредством экспедиционных и стационарных исследований, сбора коллекций и других методов;
- работать с объектами, представляющими собой историческое наследие (фольклор, образцы письменности, предметы, найденные в процессе археологических раскопок);
- проводить опросы и общаться с представителями этноса разных поколений;
- выполнять антропологические экспертизы;
- составлять этнографические карты на основе данных о взаимодействии этноса с природной средой и типов его расселения.
РГО: Русское географическое общество
Это сообщество с самого момента своего создания занимается не только лишь вопросами географии, но и этнологическими исследованиями
Тематическое отделение было сформировано в 1845, став одним из первой четверки этой крупнейшей и очень важной как в прежние года, так и сегодня научной организации. Задача этнографического отделения с самого начала была озвучена как познание племен, которые проживают на территории России, с самых разных сторон
В равной степени предполагалось уделять внимание и текущему положению дел, и восстановлению прошлого народностей
Первое научное слушание состоялось уже в 1846. Выступали К. Бэр, Н. Надеждин
Первый рассматривал тематику этнографических изучений, второй сосредоточил свое внимание на русской народности. Тогда же от РГО была сформирована первая экспедиция под руководством А
Шегрена, направившегося в Прибалтийский регион с целью исследования кревингов, ливов. В 1847 впервые была отправлена экспедиция на Урал под руководством Э. Гофмана. Ее участники собирали информацию о коми, хантах, ненцах.
Краткая история
Кто такие этнографы и как появилась профессия? Определить точную дату появления этнографии как науки достаточно трудно. Впервые метод непосредственного наблюдения за бытом разных народов применил Геродот (около 484 года до н. э. – около 425 года до н. э.). Свой вклад в формирование этнографии внес и Гай Юлий Цезарь (100 год до н. э. – 44 год до н. э.). Ему принадлежит труд под названием «Записки о Галльской войне». В нем знаменитый полководец проводит анализ поведения кельтов в условиях боевых действий и сравнивает их с германцами.
Древнеримскому историку Публию Корнелию Тациту (середина 50-х годов – около 120 года) удалось собрать богатейший этнографический материал. В самом начале своей деятельности он прилагал максимальные усилия для систематизации того, что видел собственными глазами. В своих первых научных трудах Тацит делал попытки определить, откуда пошли британские народы, а также понять истоки их многообразия.
Некоторые ученые полагают, что этнография появилась в тот период, когда были сделаны великие географические открытия (15–17 века). Ведь именно в это время люди получили достоверную информацию о том, что существуют и другие народы. Как наука она официально сформировалась и была признана только в 19 столетии.
Юлия Гендуне: археология и мистика
Юлия Гендуне. Изображение: konakovsky-uezd.org
О жизни первой российской женщины-археолога известно мало. Она родилась в 1869 году, фамилия Гендуне досталась ей от мужа, обрусевшего финна. Через несколько лет после свадьбы выпускница Императорского археологического института в Петербурге (она была первой принятой туда девушкой) стала проводить все свое время на раскопках. В 1896–1902 годах Юлия Гендуне раскапывала могильники XII–XIV веков на Клязьме, известные как Болшевская и Городищенская курганные группы. Она также вела раскопки древнего Радонежа, пережившего свой расцвет в XIV веке. В 1903 году Гендуне обнаружила следы поселения раннего железного века между Тулой и Калугой и предположила, что оно было разрушено в V веке гуннами. В верховье Волги Гендуне раскопала древнефинское городище Топорок. Среди уникальных находок были предметы, принадлежавшие шаману, жертвенник и непонятные объекты, которые посчитали детскими игрушками.
В 1909 году, заканчивая раскопки Топорка, Гендуне выбрала место на кладбище в близлежащем селе Никольское-Сучки и распорядилась построить там склеп в виде пирамиды. Вскоре она застрелилась, оставив записку: «Любопытство — один из смертных пороков». Логического объяснения поступку Гендуне так и не нашли, но местные жители были уверены: во время раскопок она потревожила дух древнего шамана, за что и была наказана.
Различия между нациями
Проживающие на Земле народы отличаются по расовым (физическим) особенностям — по цвету и форме волос, цвету кожи, росту, по строению мягких частей лица и т. д. По этому признаку их делят на монголоидные, европеоидные, негроидные, а также смешанные в расовом отношении. Физическая антропология занимается изучением всех этих отличий между ними.
Народы нашей планеты говорят на разных языках — немецком, английском, русском и др. Языки объединяются в родственные языковые семьи. Лингвистика занимается их изучением. В ней рассматривается грамматика, фонетика, лексика языков.
Населяющие Землю народы отличаются также наименованием (русские, татары, грузины и т. д.), самосознанием (я белорус, я киргиз), особенностями психики и целым комплексом культурно-бытовых элементов, присущих каждому из них (своеобразием одежды, жилища, обрядности в общественной и семейной жизни и т. д.). Благодаря этому каждый народ может обособлять себя от остальных, не обладающих данными особенностями. Этнология, или этнография, занимается изучением этих отличий.
Похожие термины:
commercial ethnography) — использование этнографических методов для освещения проектов и маркетинга. Подобно взаимному влиянию коммерческих исследований рынка и академических социально-обзорных работ, н
научно-исследовательская программа в социологии науки, изучающая процесс производства научного знания в повседневной деятельности ученых. Возникновение этого подхода относится к «антропологич
Направление социолингвистических исследований, в котором отправным пунктом анализа служит речевой коллектив или другой социальный контекст, в связи с чем утверждается примат: 1) речи над языком; 2
ethnography of communication (EOC) греч. ethno- ‘раса, культура, народ’ + graph(os) ‘что-либо нарисованное или написанное’ — термин восходит к названию известной книги американского социолингвиста и антрополога Д. Хай
изучение процессов становления, воспроизводства и функционирования в обществе профессий и профессиональных сообществ, основанное на применении этнографических методов и интерпретативных объя
направление исследований промышленных организаций, изучающее системы и практики организации труда в современном обществе. Ключевые исследования Э. р. связаны с работами по преимуществу социолог
основано в 1863 году при Московском университете. Работа общества связана с организацией многочисленных естественнонаучных экспедиций, выставок, издательской и просветительской деятельностью, со
основано в 1863 году при Московском университете (сначала как Общество любителей естествознания). Работа общества связана с организацией многочисленных естественнонаучных экспедиций, выставок, из
или “этнологичекий” — собрание карт, показывающих распространение различных элементов традиционной культуры, в сочетании с текстом и типологическими таблицами, поясняющими и объясняющими карт
(англ. — object of ethnography, нем. — Objekt Volkerkunde) . Основным объектом изучения этнографии (этнологии) являются этносы и другие историко-культурные общности. К числу основных исследовательских объектов этногра
(англ. — subject of ethnography; нем. — Gegenstand Volkerkunde) — характерные свойства ее основных объектов исследования — этносов, главным образом их традиционная бытовая (внепроизводственная) культура. Этому слою культ
то есть относящийся к сфере этнографии, то есть исследованиям традиционной культуры и быта народов мира, их происхождения, истории расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотноше
как правило имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык, мифы), отличающе
один из важнейших разделов этнографической науки, занимающийся исследованием на разные исторические периоды характерных черт и пространственного распространения элементов традиционной народн
карты, отражающие размещение этнографических явлений: различных элементов материальной и духовной культуры.
Совокупность людей какой-л. национальности, проживающих на определенной территории и отличающихся отдельными этнографическими особенностями: культурными, бытовыми, отличающимися от остальных п
Регион, у населения которого, несмотря на принадлежность к разным этносам, исторически сложились сходные культурно-бытовые и этнопсихологические особенности. На территории РФ обычно выделяется
(англ. — ethnic methodologie, нем
— ethnographische (ethnologische) Methodologie) — основные принципы познания объектов этнографии (как основных, так и частных); главное внимание уделяется обоснованию выделения основных ее объек
(англ. — ethnographic typology; нем
— ethnographische Typologie) — средство и метод познания этнографических явлений (объектов и процессов), основанное на их сравнительной классификации, т.е. разделения и группировки по те
Название предметов или понятий, характерных для быта, хозяйства в данной местности. Э. не имеет аналогов в литературном языке. Напр., туес – сосуд из бересты.
Народности нашей планеты
Этнография – это наука, поставившая перед собой целью собрать информацию обо всех народах, которые существовали ранее и живут на Земле в настоящее время. Именно благодаря этнографам мировая общественность знает, что и по сей день некоторые сообщества применяют изделия, аналогичные древнейшим. Азиатские, африканские, латиноамериканские племена, скажем, до сих пор охотятся, используя стрелы и лук. Именно этнографы нашли, зафиксировали эту информацию, сравнили современные луки с образцами прежних. На основании полученной информации можно говорить о различных уровнях, статусах, областях прогресса, выявлять влияющие на это факторы.
Очень тесно связаны между собой археология, этнография и антропология. Современные ученые, исследуя информацию о прошлом и настоящем разных народов, получают иногда совершенно удивительные сведения. Конечно, наибольший интерес для научного сообщества представляют такие народности, которые и в наше время используют традиционные бытовые предметы, обряды. Известно, что есть племена, где жизнь за прошедшие века практически не изменилась
Уделяя внимание традициям таких местностей, используемым трудовым орудиям, можно представить, как жили люди столетия и даже тысячелетия тому назад
Похожие термины:
-
Важную историческую роль сыграли поселения вдоль среднего течения р. Тигр. Здешние территории не отличались ни суровым климатом сухих тропиков Нижней Месопотамии — пустынь и солоноватых речных
-
наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения и культурно-исторического взаимодействия и взаимоотношений (народоведение). с
-
журнал, издаваемый Ин-том этнографии АН СССР. В 1931 вышло 4 номера, в 1932-36 — по 6 номеров в год, в 1937 — 4 номера. В 1938-47 под тем же назв. выходили периодич. сборники (последний No 6/7). В 1946 возобновилось издание
-
сотрудн. «Донск. газеты» 1870 гг. {Венгеров}
-
сотрудн. «Северн. пчелы». 1860-х гг., биограф гр. Аракчеева. {Венгеров}
-
МАЭ) — старейший этнографический музей страны (при Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Ленинграде); наследник этнографических и антропологических коллекций петер-ургской Кунстк
-
создано в г.Чердыни 4 июня 1899 по инициативе пред. у. земской управы Д.А.Удинцева (1862-1915). Устав утвержден 18 дек. 1902 в Мин-ве внутр. дел. Состояло из учителей, земских служащих, купцов, духовенства. Кроме 3
-
ежемес. информационно- библиографич. бюллетень книг и статей из сборников и журналов издается (на ротапринте) Фундамент. б-кой обществ. наук АН СССР им. В. П. Волгина с 1949. Является продолжением выход
-
1 – первое и единственное коллективное научное издание, предпринятое группой уральских ученых и посвященное истории и этнографии татар. Выпущено в рамках серийного бюллетеня «Образовательные уч
-
имени Н. H. Миклухо-Маклая АН СССР (ИЭ) — центральное в СССР науч. учреждение в области этнографии. ИЭ тесно связан с местными (респ. и др.) этнографич. учреждениями и осуществляет координацию этногра-ф
-
Существует при национальном университете им. В.Н. Каразина. Ведет свое начало с 1807, когда при университете был создан кабинет редкостей и привезены первые древности из Ольвии и Воронежской губерни
-
одно из обозначений в отечественной науке локальных, культурно отличающихся групп в рамках одной этнической группы.
-
карта языков, диалектов и этносов на терр. Пенз. края. На 1 янв. 1989 в Пенз. обл. проживало 1,5 млн чел. Русские (1296 тыс. чел., 86,2%), мордва (86 тыс. чел., 5,7%), татары (81тыс. чел., 5,4%), чуваши (7 тыс. чел., 0,5%) и предста
-
монография И.А. Сыркиной и Д.Г. Касимовой, изданная в Глазове в 1994 г. В монографии раскрываются актуальные вопросы этнической истории чепецких татар с XVII по ХХ в., характеризуются черты материальной
-
от греч. etnos — народ и grapo — пишу) — научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй ра
-
до 1979 Ирбитский ист.) открыт в 1883 по инициативе чл. УОЛЕ А.А. Ардышева, Д.А.Воробьева, С.А. Удинцева, С.В.Федосеева. В его фондах более 26 тыс. единиц хранения: предметы пром. и кустарного произв., предн
-
создано им на собственные средства в 1890-х для сбора материалов об образе жизни русского народа. Программа включила около 500 вопросов и опиралась на опыт сбора подобных материалов в XVIII-XIX вв. (Академ
-
создано в 1908 в Петербурге по инициативе С. М. Дубнова для изучения истории еврейских общин в России и Царстве Польском. Издавало журнал «Еврейская старина» (1909-30), в 1911-14 провело экспедиции в города и
-
им. Г. Квитки-Основьяненко. Образовано в Х-ве в марте 1912. Председателем его стал К. Бич-Лубенский, заместителем С. Тимошенко, активными членами были Г. Хоткевич, Х. Алчевская, Н. Сумцов и др. Общество вы
Актуальность этнотуризма
Современный мир остро нуждается во взаимодействии между народами. Согласно позиции ЮНЕСКО, туризм является одним из важнейших факторов гуманитарного и культурного развития человеческой цивилизации. Он способствует установлению диалога и добрососедских отношений между народами, ведет к сохранению мира и сближению этносов. Сегодня, когда нарастает волна конфликтов на национальной почве, поиск общих человеческих и культурных оснований между национальностями и государствами чрезвычайно важен. И эти задачи среди прочих решает и туризм
Он призван привлекать внимание к историческим событиям и фактам, ориентирован на сохранение объектов культурного наследия разных народов. Можно сказать, что посредством туризма происходит осознание и понимание социального мира
Люди узнают о том, как живут иные народы, каковы их ценности, исторический путь, и становятся более терпимыми и доброжелательными
Кроме того, конечно, этнотуризм является способом экономического и социального развития регионов, что особенно важно для развивающихся стран
Этносы Украины
- Закарпатские русины.
Закарпатские Русины считают себя отдельным народом. Но Прикарпатские Русины, которые считают себя украинцами, говорят практически на том же языке, что и Закарпатские. В Западной Украине до начала ХХ века все украинцы называли себя русинами, название «украинец» пришло на эти земли с Центральной Украины.
- Венгры
Береговский район Закарпатской области населен преимущественно венграми.
- Румыны
В селе Солотвыно Тячевского района живут преимущественно Румыны. Это потомки римлян, ведь румынский язык (его называют еще валашским) – это фактически народный латинский язык, на котором разговаривали в Италии во II веке нашей эры. Часть жителей южной Италии переселились в завоеванную римлянами Дакию и стали предками румынов (румыны в переводе обозначает «римляне»). Много румынов живет в Черновицкой области, здесь была римская провинция Мезия. В древнерусское время румыны (влахи) были известны под именем болохи, они жили между Днестром и Днепром.
- Болгары
Болгары живут в дельте Дуная. В Болградском, Тарутинском и Арцизском районе Одесской области они составляют около половины населения.
- Евреи.
В начале ХIХ веке в Западной Украине жило около половины всех евреев мира. Большинство населения некоторых городов состояло из евреев. К сожалению, во время Второй мировой войны их количество значительно уменьшилось и сейчас о том, что здесь было много представителей этой самой древней нации говорят многочисленные развалины синагог.
- Гуцулы
Народность гуцулы образовалась в ХIII веке, когда часть населения центральной Украины спряталось от татар в Карпатах, в то время эти горы были заселены фракийским населением (потомки даков и карпов).
[править] Конструктивизм
Направление в изучении этноса, представляющее этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит). Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип». Как отмечала академик Т. И. Алексеева: «Стоит упомянуть понятия раса и этнос на конференции в США, сразу начинают шептаться, хотя проблемы очевидны и те учёные, отрицающие это, подобны страусам, прячущими голову в кусты или песок».
На постсоветском пространстве идеи конструктивизма продвигают В. А. Тишков и В. А. Шнирельман. Учёные отрицают многие элементы культуры у народов, считая их выдуманной — «СССР — колыбель наций и народов» «В. А. Тишков. Реквием по этносу. Также В. А. Шнирельман. Очарование седой древности: Мифы о происхождении в современных школьных учебниках».
При этом, если В. А. Тишков чётко отмечает, что проблема, например, Азербайджанско-армянского конфликта во-многом в армянской диаспоре США, то В. А. Шнирельман не комментирует это, так как историю и этногенез он отрицает лишь им самим выбранных народов, не затрагивая народы у которых «чисто», фактически преследуя свои цели — укрепление давления одного народа другим.
Этнология и расовые теории
В Западной Европе с середины 19 века возникло второе название этой науки — этнология. В переводе оно означает «изучение народов». Данное название больше подходит для отражения существа интересующей нас науки. Однако оно возникло в Западной Европе тогда, когда расовые теории, по которым народы делятся на высшие и низшие расы, получили широкое распространение. Низшие расы — это природные народы, которые находятся на низком уровне социально-экономического развития. У них нет никакой истории, а если даже она и имеется, то остается неизвестной. Эти народы следует лишь описывать, то есть фиксировать их жизнедеятельность в настоящее время. Этим и должна заниматься такая наука, как этнография.
Народы, находящиеся на высоком уровне культурного и экономического развития, являются историческими, имеющими длительную и сложную историю. Их изучать необходимо, и это задача этнологии.
Виды этнографического туризма
Существует несколько классификаций этнотуризма. В первую очередь его можно разделить на внешний и внутренний. Внешний этнографический туризм за рубежом ориентирован на ознакомление с бытом и традициями других народов. А внутренний происходит в рамках своей страны и позволяет лучше узнать собственную культуру и ее истоки.
По способу осуществления туризма выделяют:
— Посещение существующих, «живых» этнических поселений. Такие поездки связаны с осмотром сохранившихся национальных поселений, где может быть воссоздана или представлена на обозрение система быта данного этноса. Примером могут быть традиционные поселения южноамериканских индейцев в джунглях Перу. В рамках таких визитов туристы могут ознакомиться с тем, как ведет хозяйство этот народ, поучаствовать в приготовлении пищи, предметов быта, украшений. Также у туристов есть возможность принять участие в национальных обрядах и праздниках.
— Посещение этнографических музеев и выставок. Это самый распространенный культурно-этнографический туризм, он не требует от туриста особых усилий и затрат. Чтобы ознакомиться с бытом того или иного народа России, можно прийти в Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, где есть экспозиции обо всех крупных этносах, проживающих на территории современной РФ и на территории бывшей Российской империи.
— Аборигенный туризм. В таких поездках в программу тура вовлекаются представители рассматриваемого этноса. Например, сафари в Египте или Арабских Эмиратах часто проводят местные жители, облаченные в национальные одежды.
Также есть деление этнотуризма на традиционный и ностальгический. Первый предполагает знакомство с культурами через посещение поселений или музеев. А второй – посещение мест происхождения, исторической родины. Так, например, для евреев всего мира таким местом является Иерусалим, куда нередко и ездят представители этого народа, чтобы прикоснуться к своим истокам.
Еще выделяют антропологический туризм, он связан с посещением мест исчезнувших или исчезающих культур. Например, сегодня в России начинает формироваться туризм в зоны Крайнего Севера, чтобы ознакомиться с бытом и традициями малых народов, находящихся под угрозой исчезновения. Самый молодой подвид этнотуризма – джайлоо. В этом случае туристы поселяются вместе с этнической группой, обычно малой, ведущей примитивный образ жизни, и живут вместе с ними. Такие туры уже есть в Непале, Кыргызстане. Турист поселяется в семье и выполняет работы, которые делают все члены семьи.
Также этнотуризм можно разделить на стационарный и событийный. Первый связан с посещением места жительства этноса. Такие туры проводятся систематически, поскольку объект находится в постоянном доступе. Второй связан с проведением какого-то мероприятия: праздника, фестиваля. Поэтому туры могут организовываться только во время этого ивента.
Профессия этнограф
Этнографы, как правило, специализируются на изучении какой-то определённой этнической группы – отдельной народности или группы народов, племени и т.д. Они изучают все аспекты жизнедеятельности данного народа. Научная деятельность этнографа сводится к следующим видам деятельности:
- Изучение фактического материала, документальных данных о народе, выбранном в качестве объекта для изучения.
- Непосредственное общение с представителями народности, взятие у них интервью, наблюдение за их бытовыми, культурными, религиозными особенностями.
- На основе общения с представителями изучаемого народа и личных наблюдений этнографом составляются научные отчёты, публицистические заметки, фото и видеорепортажи.
Местом работы этнографов бывают следующие учреждения и организации:
- Научно-исследовательские институты.
- Учебные заведения соответствующей специализации.
- Специализированные печатные и интернет издания, телеканалы, радио.
- Туристические фирмы и агентства.
Перечень обязательных профессиональных навыков этнографа выглядит следующим образом:
- Знание истории, как общей, так и непосредственно изучаемого народа.
- Предварительное знакомство с его обычаями, менталитетом, мировоззренческими и религиозными особенностями этноса.
- Знание языков исследуемого народа.
Также для этнографа желательно иметь познания в ряде смежных специальностей:
- Начальные познания в журналистике и публицистике.
- Культурология.
- Филология и языкознание.
- География.
Таким образом, этнограф является узким специалистом гуманитарной направленности, специализирующимся на изучении и сохранении культурных традиций определённых народов, племён и субэтнических групп.
Культура и этнография
С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.
Художники – вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.
Этнографические объекты
Для каждого вида туризма, в том числе этнографического, характерны свои специфические объекты. Под этнографическими объектами понимают явления и объекты культуры и истории, которые сохраняют сведения об этнических особенностях традиций и быта народа. Это система специфических признаков, отличающих культуру этноса от всех прочих. Традиционно выделяют следующие объекты этнографического туризма:
— Археологические памятники с выраженными этническими признаками. Например, археологические раскопки в Горном Алтае на месте существования Пазырыкской культуры.
— Культовые и архитектурные сооружения и комплексы, созданные этническими группами в процессе проживания в каком-то месте, в том числе объекты, создаваемые несколькими этносами. Например, Казанский кремль сочетает в себе сооружения христианской и мусульманской культур и является уникальным комплексом-памятником нескольких этносов.
— Архитектурные памятники, воплощающие традиции того или иного этноса и связанные с определенным этапом в развитии этноса. Ярким примером является Теремной дворец в Московском Кремле, это превосходный образец стиля русское узорочье.
— Памятники культовой архитектуры с выраженными конфессиональными чертами, созданные в определенной архитектурной традиции. Примером может служить Кафедральный собор в немецком городе Бамберге 12 века, являющийся одним из чистейших образцов романского стиля.
— Традиционные этнические захоронения, кладбища, памятники на могилах, некрополи, созданные в соответствии с национальными традициями. Образцом такого объекта является старое еврейское кладбище в Праге, которое сегодня стало туристическим объектом.
— Музеи национальных культур, выставки предметов этнических культур. Например, этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ.
— Традиционные жилища и хозяйственные постройки, характерные для разных народов, часто с представлением традиционного убранства дома, инструментов для осуществления хозяйственной деятельности. Превосходным образцом такого объекта является музей-парк Скансен в Швеции.
— Целые села или города, сохранившие планировку, строения, организацию жизни, характерную для какого-либо народа. Примером может стать город Чески Крумлов, центр которого сохранил свой облик со средних веков.
— Отдельные объекты быта и традиционной культуры этноса. Примерами могут быть мельницы в разных национальных культурах Европы.
— Места, где проводятся фестивали и праздники национальных культур. Во время этих мероприятий возрождаются традиции народных обрядов, демонстрируются национальные костюмы. Примером являются праздники Масленицы, проходящие во многих городах и регионах России.
— Места, где возрождаются народные промыслы, традиционные ремесла. Примерами являются многие села и города России: Жостово, Вологда, Касли.
Для развития этнографического туризма необходимо изучать национальные культуры, выявлять новые объекты, реставрировать и сохранять их.