Болонская система образования в современной россии
Содержание:
- Отклоненные страны
- Положения
- «Троечники» против «стобалльников» – 1:0
- Внедрение Болонского процесса в России
- Основные положения Болонской декларации
- Гибридный подход
- Болонская система образования. Что это?
- Перспективы образования
- Болонская система высшего образования в России.
- РФ в системе Болонского образования
- Вступление Беларуси в Болонский процесс
- Подписавшие
- Где проходят занятия
- Особенности системы образования
- Что такое Болонский процесс
- Болонская декларация и реформы образования
- Болонская система органична и естественна для Европы
- Цели
Отклоненные страны
Четыре страны не участвуют в процессе. Хотя Кыргызстан ратифицировал Лиссабонскую конвенцию о признании в 2004 году, он не является участником Европейской культурной конвенции Совета Европы, и нет никаких известных планов по расширению географического охвата конвенции.
Израиль
Израиль не является участником Европейской культурной конвенции Совета Европы, хотя имеет статус наблюдателя. Хотя Израиль географически не является частью Европы, он является частью Европейского региона ЮНЕСКО. Израиль также подписал Лиссабонскую конвенцию о признании, но, согласно критериям Берлинского коммюнике, не имеет права участвовать в Болонском процессе.
Косово
Косово не является участником Европейской культурной конвенции Совета Европы. Хотя Сербия является партией, Косово провозгласило независимость от нее и теоретически является частью Болонского процесса после войны 1999 года. Было предложено отнести Косово к процессу в категорию, соответствующую его ситуации, например статус гостя или специального наблюдателя.
Положения
Существует ряд положений, которые должны утвердить в своих странах все государства-участники:
- Внедрение единой системы квалификационных категорий и научных званий (например, «доктор философии», или правильнее PhD, что на постсоветском пространстве включает и кандидата наук, и доктора наук).
- Внедрение системы кредитов (то есть часов, которые студент прослушал тот или иной курс). Это увеличивает мобильность студентов.
- Внедрение единой системы оценивания ECTS.
- Также предполагается, что ряд дисциплин студент выбирает сам, а также большая часть учебного времени выделяется на самоподготовку. Преподаватель выступает не как учитель, а как руководитель и консультант при освоении дисциплины.
«Троечники» против «стобалльников» – 1:0
Люди, учившиеся в советской школе, помнят, что 3 ошибки в диктанте – «твердая тройка». Стобалльная система, практически, исключает получение неудовлетворительной оценки за диктант.
Доцент кафедры стилистики русского языка МГУ, А. Николаева рассказывает:
Студенты-первокурсники, поступившие на факультет по результатам ЕГЭ – 2009 г., написали под диктовку текст из 200 слов. Из 229 человек 188 сделали в диктанте более 8 ошибок, а у особо отличившихся их было по 80! До 2009 года из 250 студентов не могли справиться подобным диктантом лишь 10-20 человек.
Орфография не входит в программу обучения ВУЗов, так как считается, что этот раздел русского языка полностью усвоен в средней школе. Тестирование в ВУЗе проводится для определения, нужна ли факультативная подготовка некоторым студентам. Но в 2009 г. «зачет» по орфографии получили 18% будущих журналистов, а в 2013 г. – 6%, и ситуация лишь ухудшается.
Преподаватель выражает мнение большинства коллег: система тестирования дискредитировала себя, хотя тест, как одна из форм проверки знаний, не вреден, если речь идет о периодичности его использования в старших классах средней школы. Но постоянное проставление «галочек» в вариантах ответа, угадывание нужных буковок, исключает необходимость учить и применять теоретические знания, анализировать и рассуждать.
Стоит обратить внимание, что сегодня дети и подростки общаются «на птичьем» языке. Можно сколько угодно относить это явление к временному подростковому нигилизму и считать данью моде
Но «галочки» в тестах, как и ущерб, наносимый школой изучению литературы, сводят необходимость формулировать и выражать свои мысли к примитивной подаче звуковых сигналов, нивелируют вариативное восприятие целостной картины мира.
Дети не сфокусированы на составлении связной устной и письменной речи, умении выражать собственное мнение и дискутировать. Из-за проблем с лексическим запасом и развитием логического мышления, снижается уровень самооценки, ограничивается круг общения и интересов.
ЕГЭ, тесты и выпускники, владеющие необходимым минимумом грамотности, с полным отсутствием желания/умения мыслить и отстаивать собственную точку зрения – идеальный «материал» для тех, кто никогда на деле не считал Россию равной. Тогда зачем нам нужна Болонская система?
Образование, наряду с экономикой и обороной государства – основное стратегическое направление развития и мощи, которое нельзя отдавать под внешнее влияние ни при каких обстоятельствах. Возможно, советская система образования была излишне политизирована, пронизана коммунистической идеологией, но она была совершенной, потому что требовала осознанного восприятия знаний и умения ими пользоваться во всю ширь и глубину.
Да и без идеологизации знаний обойтись нельзя: среди прочих причин, не устраивавших в советской системе западных «просветителей» и носителей чуждых ценностей, названа и патриотическая составляющая – мотивированность молодых специалистов, их готовность трудиться там, где государству нужны специалисты. Исключение из образовательных задач идеологического воспитания неминуемо приведет к очередному кризису, потому что сознание молодых людей «без внутреннего стержня» легко попадет под разрушительное влияние Запада, с его идеями мирового господства и интеллектуальной колонизации.
Внедрение Болонского процесса в России
Как уже упоминалось, образовательная система постсоветской России остро нуждалась в совершенствовании. В период перехода к самостоятельному независимому государству сфера высшего образования перестала отвечать современным запросам, в её развитии не просматривалась даже малейшая динамика. В полной мере не использовался потенциал богатейшего внутреннего резерва. Реформирование данной сферы помогло избавиться стране от идеологии советского тоталитаризма и внедрить в общество активно набирающий обороты во всем мире демократический процесс.
Болонский договор, подписанный Россией в 2003 году, позволил вступить российскому государству в единое пространство высшего образования Европы. Неудивительно, что с введением европейских стандартов в данной сфере научный и преподавательский состав страны разделился на два лагеря. Появились и противники, и сторонники новых позиций, но, между тем, перемены и соответствующие преобразования происходят и по сей день. Болонский процесс образования все сильнее врастает в отечественную образовательную систему.
Беспрерывно укрепляющиеся отдельные положения декларации, подписанной в Болонье, способствуют продолжению реконструкции российской образовательной системы с целью:
- приведения её в соответствие с европейскими общественными системами высшей школы;
- повышения уровня доступности, популярности и демократичности вузов среди местного населения;
- повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений России и уровня их профессиональной подготовки.
Основные положения Болонской декларации
Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит шесть ключевых положений:
- Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
- Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
- Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система баллов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
- Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
- Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
- Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Гибридный подход
Массовый переход к двухуровневому высшему образованию в российских университетах начали лишь в 2009–2011 годах. Тогда же общественность снова заговорила о том, что «урезание» года от специалитета негативно скажется на знаниях выпускников. Виктор Болотов считает такие утверждения безосновательными. «Никаких исследований, на уровне цифр показавших, что та или иная система лучше, никто не проводил. Разговоры «ужас–ужас» — просто пиар, набор очков на протестных движениях. Во многих вузах Советского Союза примерно год уходил на военную подготовку. Убираем ее — останется как раз четыре. Да и вопрос не сколько лет учат, а как. Можно ничего не делать шесть лет, а можно три года очень интенсивно учиться», — уверен профессор НИУ ВШЭ.
образование
Виктор Болотов
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов
Для некоторых специальностей такой подход действительно возможен, полагают эксперты. Но есть и такие направления, где практикоориентированного обучения недостаточно. Особенно часто об этом говорят в области инженерии. «Инженер-технолог на производстве вполне может быть подготовлен за четыре года, — полагает ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров. — Сегодня промышленность, образно говоря, «съела» бакалавров, они успешно работают во всех отраслях экономики. Но иное дело, если речь идет об инженерах–разработчиках, о тех, кто будет создавать новые машины, приборы и технологии. Для их подготовки нужен более длительный срок».
Поэтому многие старейшие вузы, в том числе МГТУ им. Н.Э. Баумана, до сих пор не отказываются от программ специалитета, которые не предусмотрены Болонской системой. «Примерно половина студентов у нас и сегодня поступает на программы подготовки специалистов с длительным сроком обучения. Иначе не получается, слишком сложны сегодня технологии проектирования. Речь идет прежде всего о сложных технологических машинах, системах управления техническими объектами, ракетно-космической технике, энергомашиностроении, транспортных средствах специального назначения, радиоэлектронной и лазерной технике, вооружении и военной технике», — объясняет Александров.
Правда, в таком случае есть опасения, что диплом специалиста в будущем перестанет котироваться в Европе, поскольку точного понимания, с кем отождествлять таких студентов — с европейскими магистрами или бакалаврами, — нет.
Так, меньше сложностей испытали учебные заведения, которые сразу ориентировались в своей работе на Европу, и те, кто основной упор делал на «международные дисциплины». Встроить в Болонскую систему программы, имеющие отношение к работе с иностранными государствами — лингвистику, дипломатию, экономику, менеджмент, — оказалось значительно проще, чем такие направления, как, например, физика и математика.
образование
На лекции в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана
Фото: ТАСС/Артем Коротаев
«Российское образование имело свое лицо, свою нишу. Попытка его стандартизировать по-западноевропейски мне все-таки не представляется успешным путем развития, — признается профессор МПГУ и эксперт союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Александр Лобжанидзе. — У нашего образования традиционно был свой путь, и судя по научным достижениям, не самый плохой. Наши математики и программисты всегда были востребованы, без всяких дипломов бакалавра. Какие-то области, конечно, должны были идти по новым рельсам, они хорошо вписываются в международные стандарты, но то, что было нашей классикой, должно было оставаться неизменным».
Болонская система образования. Что это?
Если кратко – это сведéние всех высших учебных заведений Европы в один общеконтинентальный образовательный кампус, где установлены универсальные для всех правила преподавания и поведения.
Официально объясняется это следующим:
- Необходимостью создания конкурентных преимуществ перед системами образования остального мира;
- Глобализацией экономики, предъявляющей новые требования к выпускникам вузов.
- Мировое признание дипломов, выдаваемых в Болонской зоне;
- Три стадии образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура;
- Возможность обучения в разных странах, обмен студентами, универсальный диплом;
- Мобильность студентов и преподавателей; право выбора университета, где преподаваемая или изучаемая дисциплина рассматривается наиболее глубоко.
Структура Болонского образования
В суть Болонской системы входит понятие так называемых компетенций, то есть способности выпускников вузов уже на практике проявить наиболее высокую отдачу и эффективность в выбранной сфере деятельности. Предполагается, что по мере потребности экономики в новых компетенциях, человек будет доучиваться, приобретая новые компетенции и, тем самым, оставаться востребованным на рынке труда.
Университет. Лекция Фото: Hans Braxmeier from Pixabay
В свою очередь компетенции выстраиваются из набора образовательных модулей, которые представляют собой совокупность знаний, получаемых студентами при изучении одной или нескольких дисциплин.
Одной из особенностей Болонской системы является начисление студентам кредитов (или, проще – баллов) по изучаемому предмету. В процессе обучения необходимо набрать как можно больше кредитов, количество которых показывает уровень подготовки. Максимально по одному предмету – до 100 кредитов. Сюда входят практические занятия, экзамены, различные тесты, самостоятельные работы, научная деятельность, рефераты.
Признание всеми и всех
Этим достигается универсализация высшего образования во всех странах Европы, а также сопоставимость и прозрачность выдаваемых дипломов. Сюда же относится и система перезачета кредитов, обязывающая вузы взаимно признавать курсы обучения при переводе студентов. В итоге, из документов об образовании работодателю видна глубина познаний выпускника и – главное – уровень освоения профессиональной компетенции. Основной лейтмотив: во всех странах Болонской образовательной зоны должны признаваться выдаваемые документы о полученном образовании.
Перспективы образования
У Болонской системы свои плюсы и минусы. Она является балльной, и студенты во время обучения своими знаниями и активным участием в общественной жизни зарабатывают кредиты. Один кредит равносилен 25 учебным часам, которые тратятся студентами на лекции, сдачу сессий, практические занятия и самостоятельную работу.
Участие в олимпиадах, сессиях, научных проектах также оплачивается дополнительными кредитами. По окончании учебы выдается диплом единого образца, который уравнивает шансы молодых специалистов на получение хорошей должности.
О преимуществах Болонского процесса судят по практическим достижениям:
- рост имиджа высшего образования;
- возможность перехода в другой вуз или смены специальности в процессе обучения;
- право самостоятельного выбора дисциплин студентами;
- укрепление социального и научного потенциала стран, участвующих в процессе;
- налаженный контроль качества образования;
- рост конкурентоспособности европейских вузов.
Присутствуют и недоработки, одна из которых — выпуск бакалавров. Для многих стран этот статус приравнен к специалисту с неоконченным высшим образованием. Их принимают на работу реже, предлагают не такую высокую оплату труда, как специалистам.
В России Болонская система подорвала устои, сложившиеся в СССР. Двухуровневая система отразилась и на менталитете. Считается, что бакалавр — студент-недоучка. Однако магистратура в основном является платной, и только поэтому многие заканчивают обучение в статусе бакалавра. При этом прослеживается тенденция сокращения бюджетного финансирования образования.
Принятая система стала частью российского политического и экспертного дискуса. Проводятся регулярные встречи специалистов, осуществляется мониторинг качества обучения. Единое мобильное образовательное пространство находится в стадии развития. С его введением отмечен всплеск студенческой мобильности и рост рынка образования за пределами Европы. Наиболее привлекательными остаются учебные заведения США и Великобритании.
Болонская система высшего образования в России.
Плюсы и минусы
выпускники европейских вузов
Изменения классической постсоветской системы образования РФ в соответствии с положениями Болонского процесса направлены на то, чтобы создать в России систему образования, способную конкурировать с вузами стран Запада.
- Мобильность студентов и педагогов – возможность обучаться, практиковаться и трудоустраиваться за рубежом. А также обмен опытом и результатами исследований разных стран-участниц.
- Возможность ВУЗам России участвовать в проектах, финансируемых Европейской комиссией.
- Диплом бакалавра в страна-участницах Болонского процесса зачастую не воспринимается как полноценный, трудоустройство затруднительно, выпускников воспринимают как «недоученных специалистов».
- Цель унификации заключается в мобильности студентов и педагогов; однако на практике это непросто, ведь это предполагает немалые финансовые затраты.
- Присоединение к Болонской системе может привести к временному беспорядку в образовательных программах.
Многоуровневая система высшего образования отличается от исторически сложившегося в России четкого разделения учебных ступеней. Этот фактор – зона риска. Сложно отнести определенно к достоинствам или недостаткам, тут покажет время, насколько вводимые изменения окажутся оправданными. С одной стороны, мир изменился, и система образования также требует перемен; с другой стороны, мы рискуем потерять те ценные методики, что было разрабатона и внедрены в последние десятилетия.
РФ в системе Болонского образования
Внедрение Болонской системы образования в России стало возможным благодаря присоединению страны к международному учебному движению в 2003 году. На саммите министров образования в Берлине Россия пообещала европейским коллегам направить усилия на реформирование постсоветской учебы в вузах с целью приобщения к Болонскому процессу.
Обновление «высшей» педагогики предусматривало разработку новых планов и методик образования, совместимых с принятыми в других странах. Для осуществления этих задумок была необходима кардинальная трансформация институтских и университетских структур, документальной и нормативной баз, а также преподавательской деятельности.
Через год после подписания министром образования РФ Болонской декларации Кабмин одобрил документ о приоритетных векторах развития высшего образования в стране, который задекларировал необходимость реализации главных положений Болонского процесса. Для перехода на общеевропейские стандарты потребовалось:
- составление перечня преподавательских программ;
- создание национальной квалификационной рамки;
- приведение программ и планов в соответствие нормам европейских вузов;
- законодательное внедрение двухуровневой системы (первая ступень – бакалавр, вторая – магистр);
- построение обучающих программ по кредитно-модульному принципу.
И работа закипела. В ходе написания и утверждения федеральных госпрограмм для стандартизованной подготовки высококлассных бакалавров и магистров были определены требования к оформлению и структуре образовательных планов, разработаны условия их реализации и предусмотрены результаты освоения.
Нововведением в российских образовательных программах, созданных на базе болонских, стали ориентиры на результаты учебы, выраженные в виде компетенций, и учет трудозатрат в зачетных баллах. В соответствии с Болонской системой образования в России к подготовке будущих кадров стали привлекать крупных работодателей.
Вступление Беларуси в Болонский процесс
Стадии Болонского процесса
Первый цикл приводит к получению квалификации (во многих странах с надписью «бакалавр»), которая получается после успешного завершения учебной программы с 180-240 кредитами ECTS. Программы первого цикла длятся, как правило, три года. Второй цикл приводит к получению квалификации (во многих странах с пометкой «магистр»), которая получается после успешного завершения учебной программы с 60-120 кредитами ECTS. Эти диапазоны для программ бакалавриата и магистратуры были определены при разработке Рамок квалификаций для Европейского пространства высшего образования. Как и структура степеней, она должна обслуживать сопоставимые и передаваемые квалификации и способствовать мобильности и признанию независимо от того, где и как были достигнуты результаты обучения. Европейские и национальные рамки квалификаций основаны на Европейской системе перевода и накопления кредитов (ECTS) с точки зрения качества (результаты обучения) и количества (рабочая нагрузка). На конференции 2003 года в Берлине впервые были обсуждены докторантура и взаимодействие между Европейским пространством высшего образования (EHEA) и Европейским исследовательским пространством (ERA)
Принимая во внимание, что в Болонской декларации упоминаются два цикла, которые включают все программы высшего образования («Второй цикл должен привести к получению степени магистра и / или доктора, как во многих европейских странах»), в Берлинском коммюнике 2003 года впоследствии были определены докторские программы в качестве третьего. цикл
Три цикла описываются Дублинскими декларациями. Как правило, в рамках Болонского процесса докторантуру называют третьим циклом. Третий цикл включает в себя широкий спектр докторских фаз от чистых (докторских) учебных программ до полностью независимых исследований. Эти циклы имеют различные последствия для: структуры докторантуры (бесплатная, частично или полностью структурированная); взятую ответственность и ресурсы, вложенные (например, персонал и средства для обученных частей программы) домашним учреждением; возможные связи с предприятиями и профессиональными организациями; соотношение обязательных и факультативных элементов для докторанта; статус докторанта (студент, сотрудник, научный сотрудник).
Особенно в странах, где традиционно бесплатная индивидуальная исследовательская работа доминирует на докторской фазе, лица, выполняющие эти проекты, рассматриваются не как студенты, а как исследователи ранней стадии/молодые специалисты.
Основные требования к образовательной системе Беларуси
Болонская архитектура высшего образования
Подразумевает внедрение системы трех циклов – бакалавр, магистр и кандидат наук. Ну и естественно, сокращение срока образования до четырех лет,- данное требование уже можно считать выполненным.
Студенческое самоуправление
Право самих студентов формировать выборные органы и реально влиять на жизнь и образовательный процесс своего университета.
Академическая мобильность и свобода
Подразумевает практику внедрения свободного обмена студентами среди ВУЗов разных стран
При этом важно, чтобы предметы, изученные за время такого обмена, автоматически засчитывались по возвращении домой в родном университете без необходимости пересдачи
Партнерство студентов и администрации
Реальная свобода и обеспечение права как студентов так и преподавателей на создание общественных объединений (и как следствие отмена статьи 193.1 УК Республики Беларусь — Незаконные организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности).
Реальная выборность курсов
Каждый студент самостоятельно исходя из личной заинтересованности может формировать список дисциплин для изучения в рамках выбранного ими курса. В свою очередь это. несомненно, очистит наше образование от неактуальных изжитых прошлым предметов.
По словам Министра образования Беларусь планирует закончить процесс реорганизации системы высшего образования и приведения ее к требованиям, оглашенным в Дорожной карте к 2030 году. К тому времени все Вузы страны смогут быть реальными членами Европейского пространства высшего образования.
Подписавшие
Подписантами Болонского соглашения, членами Европейского пространства высшего образования , являются:
Европейское пространство высшего образования
- 1999: Австрия , Бельгия (отдельно фламандское и валлонское сообщества), Болгария , Чешская Республика , Дания , Эстония , Финляндия , Франция , Германия , Греция , Венгрия , Исландия , Ирландия , Италия , Латвия , Литва , Люксембург , Мальта , Нидерланды , Норвегия. , Польша , Португалия , Румыния , Словакия , Словения , Испания , Швеция , Швейцария , Великобритания .
- 2001: Хорватия , Кипр , Лихтенштейн , Турция , Европейская комиссия
- 2003: Албания , Андорра , Босния и Герцеговина , Северная Македония , Россия , Сербия , Ватикан.
- 2005: Армения , Азербайджан , Грузия , Молдова и Украина
- Май 2007 года: Черногория
- 2010: Казахстан
- Май 2015: Беларусь
В этом процессе участвуют все государства-члены ЕС, в том числе Европейская комиссия. Монако и Сан-Марино — единственные члены Совета Европы, которые не приняли этот процесс.
ESU , EUA , EURASHE , EI, ENQA , UNICE, то Совет Европы и ЮНЕСКО являются частью процесса последующих. Другие группы на этом уровне — ENIC , NARIC и EURODOC .
Где проходят занятия
Болонский университет представляет собой целый комплекс зданий, расположенных в разных частях города. Существует университетский квартал, где половина зданий учебные, а оставшаяся половина занята преимущественно дешёвыми барами и кафе.
Далеко не все корпуса сохранены в первозданном средневековом виде. Например, факультет экономики выдержан в современном стиле. Здесь можно найти всё, что необходимо для учёбы – свежую прессу, компьютеры с доступом в Интернет. Иногда занятия могут проходить в музее или даже в кинотеатре. В палаццо Поджи студенты особенно любят проводить время: камера-обскур, рог нарвала, макет человека – подобные предметы выглядят очень атмосферно.
Особенности системы образования
В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.
Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:
- Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
- Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
- Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
- Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.
На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.
Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:
- Образовательные организации.
- Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
- Органы управления.
На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:
Система | Особенности |
централизированная | Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах. |
децентрализированная | Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения. |
смешанная | Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти. |
Что такое Болонский процесс
Болонский процесс представляет собой цикл встреч на уровне Министров в образования различных стран, с целью унифицирования систем высшего образования и упрощения процесса международного сотрудничества между университетами. Само название Болонского процесса появилось, потому что первая встреча подобного формата произошла на базе Болонского университета в 1999 году. На данный момент 48 стран согласны и проводят реформы высшего образования на основе общих ключевых ценностей. Это свобода выражения мнений, автономия для учреждений, независимые студенческие союзы, академическая свобода, свободное передвижение студентов и сотрудников. Благодаря этому процессу страны, учреждения и заинтересованные стороны на европейском пространстве постоянно адаптируют свои системы высшего образования, делая их более совместимыми и укрепляя свои механизмы обеспечения качества. Для всех этих стран основной целью является повышение мобильности персонала и студентов и содействие трудоустройству.
Болонская декларация и реформы образования
Болонский процесс – инициатива по созданию единого образовательного пространства, начатая в 1999 году в г. Болонья (Италия), когда министры образования 29 европейских государств по взаимному согласию подписали Болонскую декларацию.Цель движения – гармонизировать имеющиеся системы образования в разных странах, привести их к единому стандарту путем заимствования самых удобных и совершенных механизмов обучения у партнеров и объединения их в единое целое. Цель: создать свод одинаковых правил, норм и регламентов образования, которые бы одновременно использовались во всех учебных заведениях всех стран-участниц Единого образовательного пространства.
Болонская система органична и естественна для Европы
Болонская система изначально задумывалась и создавалась для Европы и в интересах Европы в ее исторических культурных границах – Западной и Центральной – с целью построения единого образовательного пространства. Она – инструмент евроинтеграции, и в этом заключается ее неоспоримая ценность для региона.
Болонская зона. Wikipedia.org (CC BY-SA 3.0)
Страны Евросоюза – основные бенефициары этого процесса – получают безусловные плюсы от внедрения Болонской системы. Сюда входит: унификация и стандартизация образования; укрепление культурных, политических и экономических связей; возможность перемены мест учебы для студентов и работы для преподавателей; объединение рынка труда для выпускников вузов, широкий выбор специалистов для работодателей и т.д.
Цели
Основные цели Болонского процесса. Целями процесса, достижение которых ожидалось к 2010 году, являются:
- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания