Специальность «бизнес-информатика» (бакалавриат)
Содержание:
- Математика или…
- Насколько востребована профессия?
- Комплексная специальность
- Кем работать?
- Каковы некоторые из их типичных задач и видов деятельности?
- Почему так популярна бизнес-информатика?
- Перспективы новой науки
- Бизнес-информатика: перспективы развития данного направления
- Программистом бы мне…
- Что я буду изучать в этой программе?
- На чем основывается бизнес-информатика?
- Кем работать обладателю профессии
- Социальный пакет
- Задача
Математика или…
Как только студент приходит на первые же лекции по бизнес-информатике, он, как правило, попадает в неловкое положение. Все дело в том, что это направление трактуется больше как экономическое образование. На деле же все обстоит несколько иначе.
С первых лекций ребят поджидают уже на первом курсе много чисто математических дисциплин. Здесь и математический анализ, и дискретная математика, и информатика, и история вычислительной техники. Человек, не готовый к тому, что бизнес-информатика — специальность неизведанная, может попросту удивиться, откуда здесь столько математики. Но на этом все не заканчивается.
Дальше, на том же первом курсе, студентам начинают преподавать много информационных предметов, а также учат программированию. Сюда же можно отнести и то, что иностранные языки (особенно английский) начнут преподавать под видом «делового разговорного». На самом деле студенты будут все время вынуждены переводить тексты, пересказывать их и вести беседы с преподавателем на тему: «Кем я хочу работать». От школьного уровня «недалеко» уехали. Здесь, конечно, важна самостоятельная работа. Бизнес-информатика отнимает у студентов довольно много времени по количеству проводимых в день лекций, что практически не оставляет времени на отдых. Поэтому во время занятий студент должен работать самостоятельно (так бывает в большинстве случаев), чтобы понять, что «происходит» вокруг него.
Отдельное место отведено под информатику и программирование. Здесь изучается вся история развития данных дисциплин, после чего появляются разные базы данных, задачи по составлению и использованию программ и так далее. Но, к сожалению, на должном уровне программирование не преподается. На хорошее изучение данного направления необходимо как минимум 4 года полноценной работы. Бизнес-информатика — направление, которое заваливает студентов разными предметами. А что касается экономики и гуманитарных наук, которые так обещали? Давайте посмотрим, что еще вынуждены будут изучать ребята.
Насколько востребована профессия?
Иными словами, стоит идти на такое направление подготовки или нет. Совершенно очевидно, что в нашу эпоху любая коммерческая деятельность так или иначе сопряжена с сетевыми технологиями и возможностями. Если даже организация еще не использует такие методы продвижения своего интереса, то она вскоре ими воспользуется… или же — сойдет с рынка полностью. Бизнес-информатики весьма востребованы в рекламной сфере, которая сейчас является источником очень большого дохода. Но необходимо учесть один нюанс, который меняет все дело.
Даже если абитуриент попадает в действительно профессиональное учебное заведение, где реально преподают и стажируют, а не просто читают набор дисциплин, то это еще далеко не все. Наниматели почти не уделяют внимания формальным регалиям (дипломам). Они гораздо больше будут рады тем выпускникам, кто добился получения корпоративного гранта либо презентовал собственные разработки в процессе обучения.
Комплексная специальность
Впервые факультет информатики экономического направления был открыт в 2002 году. Перед этим была высшая бизнес-школа, где проводилось обучение специалистов данного профиля. Позже к основным дисциплинам добавились другие нужные предметы, помогающие глубже вникнуть в суть специальности.
Потребность в кадрах этого профиля стала остро ощущаться ещё с развитием информационных технологий. Например, в США подобный курс запустили на 12 лет раньше, что дало свои результаты и помогло хорошо развить сферу информатики. Общая концепция направления и отдельные ветви разрабатывались с нуля. Хотя была возможность применять уже имеющиеся заграничные курсы, но все же было решено использовать те ведомости и материалы, что уже употреблялись на практике обучения в других сферах и были опробованы студентами. Так, методом проб и ошибок была сформирована эта специальность, собрав в себе разные науки.
Какой бы ни была цель обучения, после прохождения курса остаётся хороший комплекс навыков, которые могут пригодиться в будущем или стать основой для новых поисков и обучения. Специальные программы и их системы будут полезными не только для отдельных владельцев бизнеса, но и для государственных предприятий. А также после окончания этого факультета студенты смогут заниматься качественным проектированием бизнес-моделей с активным использованием сетевого пространства.
Это важный фактор в формировании уровня продаж. Кроме создания таких платформ, специалисты должны постоянно следить за работой ресурсов и обеспечивать дополнительное программирование, когда это будет нужно.
Менеджмент и юриспруденция могут применяться для деятельности в интернете или реальной жизни, в зависимости от типа предприятия или выбранной фирмы. Специалисты, окончившие факультет бизнес-информатики, могут работать в сфере информационной безопасности, создавая специальные системы для отслеживания нарушителей. Эта работа часто связана с правоохранительными органами и хорошо оплачивается.
В сфере интернет-коммуникаций важно прогнозирование и диагностика с учётом аналитических данных. Поэтому специалисты узкого профиля бизнес-информатики могут найти себе рабочее место и в такой среде на отдалённом формате
Кстати, работа может подойти не только парням, но и девушкам, ведь гендерная принадлежность не имеет никакого значения. Главное в работе сферы информационных технологий — знания, высокий уровень квалификации и умение аналитично мыслить для достижения высоких результатов.
Кем работать?
Работа после окончания обучения бизнес-информатике зависит преимущественно от самих студентов. Тем, кто хорошо освоил программирование, имеет смысл искать работу в сфере информационных технологий. Там ждут и имеющих склонность к координации проектов, к общему менеджменту. Если ни того ни другого сказать про себя нельзя, можно пойти по экономической стезе:
- бухгалтером;
- экономистом по зарплате;
- аудитором;
- работником банка;
- сотрудником администрации или муниципалитета;
- маркетологом;
- кредитным специалистом;
- специалистом отдела;
- менеджером по продажам;
- трейдером;
- брокером;
- финансовым аналитиком;
- бизнес-консультантом;
- менеджером по стратегическому планированию.
Каковы некоторые из их типичных задач и видов деятельности?
- Анализ, планирование, разработка, внедрение, организация и совершенствование оперативных информационных и коммуникационных систем.
- Оценка, сравнение, разработка и внедрение прикладного программного обеспечения в глобальной операционной среде.
- Продажа и распространение аппаратного и программного обеспечения для оперативных информационных и коммуникационных систем (решения для планирования ресурсов предприятия, управления взаимоотношениями с клиентами, комплекты брокеров для интеграции бизнеса, управление несколькими проектами, хранилища данных и т. Д.)
- Целостное управление проектами при реализации ИТ-проектов, учитывающих аспекты бизнеса и компании.
- Техническое управление проектом.
- Системное проектирование и системный анализ для распространенных сетей и коммуникационных структур компании.
- Планирование, проектирование и внедрение ИТ-систем и стратегий.
- Определение и исследование требований к программным системам.
- Выявление, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, процедур и практики компании.
- Выявление и оценка неэффективности, а также рекомендации оптимальных функций системы.
- Разработка спецификаций для программных систем.
В постоянно усложняющемся профессиональном мире взаимодействие между специализированными областями внутри компании становится все более и более важным. Люди, специализирующиеся исключительно на информатике, часто не имеют правильных подходов для оптимизации эффективности производства или услуг. То же самое относится и к чисто бизнес-ориентированным выпускникам: без технических знаний трудно оценить усилия по разработке и производству. Это причина, почему бизнес-информатики пользуются спросом. Они служат связующим звеном между техническим и деловым миром и представляют собой реальный актив для каждой компании.
Почему так популярна бизнес-информатика?
Существует огромный спрос на специалистов по бизнес-информатике на рынке труда в широком спектре отраслей. Таким образом, выпускники программы по бизнес-информатике имеют разнообразные перспективы карьерного роста. Они работают в ИТ-службах и в управленческом консалтинге, в секторе финансовых услуг и в аудиторских фирмах, а также в промышленности, здравоохранении или государственных службах.
Какие работы и функции выполняют специалисты Бизнес-информатики?
- Системный консультант;
- Системный дизайнер;
- Бизнес-аналитик;
- ИТ-архитектор;
- ИТ координатор;
- Системный архитектор;
- Специалист по бизнес-информатике;
- Разработчик;
- Менеджер проектов;
- Координатор проекта.
Следовательно, выпускники по бизнес-информатике лучше понимают аспекты деятельности и кадровые проблемы организации, чем обычные выпускники по информатике, что позволяет им более эффективно взаимодействовать в организационной среде. Навыки межличностного общения и коммуникативные навыки жизненно важны в бизнес-информатике. Студенты, изучающие бизнес-информатику, как правило, имеют лучшие навыки межличностного общения, и, как правило, лучше разбираются в оценке потребностей конечных пользователей, что делает их более способными адаптировать систему программного обеспечения для удовлетворения этих потребностей.
Как выпускник, вы приобретете высочайший уровень экспертных компетенций в области информатики и бизнеса. Вы получите практические знания по трансформации и цифровизации бизнеса, разработке новых бизнес-моделей и расширенному использованию информационных технологий в бизнес-операциях. Во время обучения вы можете приобрести глубокие знания и навыки бизнес-информатики. Выбирая курсы, вы можете создать область специализации, которая наиболее соответствует вашим личным и профессиональным амбициям.
Перспективы новой науки
Начало этой науке было положено в Германии, где ее начали впервые преподавать студентам. Сегодня получить образование в этой области стало, возможно, во многих странах запада и в России. Будущим бакалаврам преподают математику, статистику, информационный менеджмент, экономику и другие науки, которые могут быть полезны специалисту такого толка. Особенное значение уделяется вопросам программирования и проектирования сложных систем, к примеру таких как глонасс мониторинг. Студенты много практикуются и получают реальный опыт работы еще во время обучения.
Мировые глобальные процессы и повальная информатизация общества в области производственного управления и менеджмента, начиная от отдельных предприятий и заканчивая целыми отраслями, требует формирования новых подходов к бизнес-планированию и менеджменту производственных процессов. До последнего времени эта цель встречала значительные затруднения из-за отсутствия, соответствующим образом, подготовленных специалистов. Такие кадры должны обладать достаточно универсальной подготовкой и обладать глубокими познаниями в несколько областей науки, таких как: менеджмент-информатика и экономика. Именно поэтому все попытки создания по-настоящему эффективных корпоративных информационных систем заканчивались неудачно.
Создавалась ситуация при которой каждый конкретный специалист обладал лишь частью необходимых для решения насущных задач знаний. При этом коммуникация между ними затруднялась из-за наличия большой разницы в методологиях различных наук и присущих им предметах исследования. И только с созданием бизнес-информатики удалось разорвать образовавшийся порочный круг, – теперь появились специалисты, одинаково хорошо понимающие как язык экономики, так и разбирающиеся в программировании и управления большими информационными системами.
Бизнес-информатика на рынке труда
Специалисты в области бизнес-информатики имеют большую перспективу профессионального роста т.к. они чрезвычайно востребованы на рынке и еще на стадии ученичества проходят практику в крупнейших мировых компаниях: IBM, Microsoft, SAP и др. Вне меньшей степени в них заинтересованы и отечественные компании, например – 1С.
Спрос на специалистов такого рода растет с потрясающей скоростью. Каждый год индустрия требует на 10 000 человек больше, чем в предыдущий, сегодня это означает рост со скоростью порядка 25%. Поэтому, обучившись по этой специальности в одном из отечественных или зарубежных вузов, вы не станете испытывать проблем с трудоустройством.
Возможность трудоустройства:
- проектирование архитектуры предприятия;
- стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием;
- организацию процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием;
- аналитическую поддержку процессов принятия решений для управления предприятием.
Срок обучения: 4 года
Бизнес-информатика: перспективы развития данного направления
Здравствуйте, дорогие читатели проекта «Анатомия Бизнеса»! С вами, как всегда, вебмастер Александр! Мы живем в поистине удивительное время. Новые технологии развиваются с каждым днем все стремительнее и стремительнее. Еще 15 лет назад мобильные телефоны были роскошью и чем-то малопонятным, а теперь они заменяют целые библиотеки и коммуникационные центры, без них невозможно представить полноценную жизнь, оплатить счета, быстро связаться с друзьями и родственниками. И это лишь один пример, а их можно привести миллионы. Чего только стоит интернет, ведь его изобретение и внедрение ознаменовало новую эру в развитии всего человечества. Информационные технологии диктуют реальность современного мира. Несколько лет назад на рынке труда были востребованы хорошие юристы, экономисты, менеджеры, торговые агенты. Сейчас же пальму первенства приняли IT-специалисты, системные администраторы, веб-строители и дизайнеры, да, впрочем, все те, кто связан со сферой интернет-технологий.
Сфера образования тоже подвергается преобразованиям, стараясь отвечать потребностям рынка и интересам молодого поколения. В институтах появляются направления обучения, которые ранее были неизвестны. Одним из таких направлений является бизнес-информатика. Согласно статистике Yandex Wordstat, более 10000 пользователей в месяц делают запрос “бизнес информатика”
к этим запросам еще можно добавить порядка 5000-6000 запросов из Гугла!
В своей прошлой статье «Что такое бизнес информатика, и какие от нее плюсы?» я уже детально рассказывал о том, что собой представляет данная учебная дисциплина и кому она будет полезна. Сегодня же хотелось поговорить о том, как и где реализовать знания, полученные в результате обучения по выбранной специальности. Многие молодые специалисты, только окончив университет, задаются одним и тем же вопросом: «Где работать? Как применить полученные за годы обучения знания?». Кто-то решает идти работать на завод или фабрику, кто-то пытает счастье в найме, отдавая предпочтение офисам, а кто-то решает начать бизнес и реализовать все свои амбициозные планы. Благо, бизнес-информатика готовит таких специалистов, которые непосредственно связаны с миром финансов, построением и развитием бизнеса. Сфера деятельности значительно расширяется, но закончив обучение в данном направлении, вы имеете два пути – развитие чужих бизнес-проектов, либо построение своих перспективных стартапов.
Программистом бы мне…
Хорошо, математика отошла на второй план. Что еще преподают? Информатику и программирование! Точно! Если не знаете, кем работать, можно податься в сферу IT-технологий, как обещают многим студентам ректоры. Как только студенты загораются такой идеей, их мечты тут же рушатся — всего два года изучения программирования и один год — информатики. О, как много знаний они дадут!
Для того чтобы стать полноценным программистом, необходимо изучать предмет минимум 4 года, причем ежедневно и постоянно. Об информатике можно сказать то же самое. Тем не менее, вузы «рекламируют» бизнес-информатику как специальность, после которой выпускники смогут работать там, где только пожелают. На практике дело обстоит иначе. Обещания и представления об элитности данной специальности разбиваются в пух и прах. Те, кто уже проучились какое-то время, довольно часто называют бизнес-информатику «недоспециальностью». Но почему? Ведь, раз уж с математикой и программированием «не срослось», существует еще и экономика!
Что я буду изучать в этой программе?
Программа бакалавриата по бизнес-информатике охватывает широкий круг тем, которые обеспечивают специализированное сочетание знаний в области компьютерных наук, бизнеса и управления. Студенты получают подробный обзор новейших информационных и коммуникационных технологий, включая их деловые последствия, их планирование и их реализацию. Они учатся:
- Анализировать требования к ИТ с учетом потребностей клиентов и применять эти требования на практике.
- Анализировать, моделировать, резюмировать и реализовывать связанные с бизнесом и технические аспекты в ходе ИТ-проектов.
- Быстро ознакомиться со специализированными темами, чтобы понять сложные технические взаимосвязи в бизнес-среде.
- Изучите методы согласования стратегии компании и потребностей в обработке информации для оптимизации сложных процессов с использованием новейших информационных технологий.
- Анализировать и проектировать системы, а также их сценарии взаимодействия.
- Рассматривать проблемы с точки зрения клиента и подрядчика
- Выявлять, обсуждать и разрешать потенциальные конфликты и возможные недоразумения между бизнесом и технологиями как на техническом, так и на межличностном уровне, а также принимать превентивные меры.
- Общаться с техническими и нетехническими специалистами, представлять техническую информацию таким образом, чтобы это было также понятно для нетехнического персонала, и вносите конструктивный вклад в обеспечение позитивного сотрудничества внутри команд
- Применять междисциплинарные подходы при проектировании ИТ-систем.
- Выявить взаимосвязи целостным образом.
На чем основывается бизнес-информатика?
Главным «постулатом» в настоящее время является Меморандум – Memorandum zur gestaltungsorientierten Wirtschaftsinformatik. Своего рода создателями этого документа являются известнейшие швейцарские и немецкие профи. В России «пионером» бизнес-информатики стала российская школа информатики – ВШИ, где был создан факультет, который готовил дипломированных специалистов.
В меморандуме сформированы правила и нормы написания исследований, определены критерии работы. В этом документе также содержится и свод правил, методов, способов, инструментов и объектов проведения исследований, а также перечень инструментов, с помощью которых их проводят, прочая информация.
Данный документ содержит следующую информацию: значение термина бизнес-информатика, обзор современного рынка рабочей силы, обучение профессии, список существующих учебных программ по данному профессиональному направлению, описание имеющихся стажировок, семинаров и тренингов, прочее.
Кем работать обладателю профессии
Рассмотрим основные перспективы для выпускников курса «Бизнес-информатика». Возможные места работы – частные, акционерные предприятия, научные и производственные объединения, проектные, конструкторские бюро, органы социальной инфраструктуры, государственного управления. Основные должности – техник-программист, специалист отдела, руководитель, веб-дизайнер, администратор сайта, системный аналитик, верстальщик, менеджер проектов, дизайнер интерфейсов. Такие работники нужны действительно в каждой компании, что предоставляет широкие возможности для трудоустройства. Карьерный рост предполагается.
Социальный пакет
Социальный пакет зависит от организации – в большинстве случае он есть и хороший. Дресс-код – необязательно, уточняйте. График работы, как правило, жесткий, пятидневка, но те же дизайнеры, программисты, верстальщики могут поискать более свободный и комфортный для себя вариант. В крупных организациях уровень заработной планы постепенно растет, есть возможность работать по смежным специальностям с быстрым освоением дополнительных знаний на курсовой основе. Если хотите получать бонусы, ходить в отпуска, устраивайтесь в конторы, готовые предоставить соответствующий социальный пакет.
Задача
Обеспечить эффективное обучение студентов, направленное на развитие компетенций, в соответствии с требованиями образовательного стандарта НИУ ВШЭ, достижение индивидуальных целей обучения за счет создания возможности формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом субъективных способностей обучаемых и конечных целей обучения на основе применения инновационных педагогических технологий.
Данная программа полезна тем, кто нацелен на получение новых знаний, новой квалификации, кто хотел бы продолжить свой профессиональный рост или начать карьеру заново. Как правило, это менеджеры среднего звена и исполнители, имеющие практический опыт работы, но не имеющие диплома о высшем образовании с соответствующей квалификацией.
По оценке специалистов бакалавры на рынке труда со временем должны составить от 70 до 80% всех выпускников. Опыт последних двух лет свидетельствует о том, что диплом бакалавра вызывает все большее доверие у работодателей и растет число абитуриентов, пришедших на программы второго высшего образования и профессиональной переподготовки, закончив бакалавриат в качестве ступени первого базового образования.
Кроме того, этот вид квалификации известен работодателям во всем мире, степень «бакалавр» общепринята в международной классификации, т.е. такой диплом узнаваем за рубежом. Особенно диплом Высшей школы экономики.
Диплом бакалавра — это диплом о ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ, позволяющий его обладателю вести профессиональную деятельность в выбранной им сфере.
В программе предусмотрено обучение в трех областях:
- Базовые и специальные дисциплины в области информационных технологий. От анализа ИТ-рынка, моделирования бизнес-процессов, проектирования ИС до разработки ИТ-стратегии, ИТ-консалтинга, изучения ITSM и т. д. Читаются в основном экспертами-практиками;
- Экономика и финансы. Различные аспекты микро и макро экономики, институциональной экономики, финансового менеджмента, финансового и управленческого учета, бюджетирования, инвестиционного анализа и т. д. Читается профессурой ВШЭ;
- Менеджмента. Общий и стратегический менеджмент, управление персоналом, проектами, бизнес-процессами, системный анализ и т. д. Читается как преподавателями ВШЭ, так и приглашенными экспертами-практиками.
Программа предполагает не только фундаментальную академическую подготовку, но и носит практический, прикладной характер, для чего в ее структуре выделены разделы и дисциплины максимально ориентированные на практические аспекты деятельности. В учебном процессе используются бизнес-тренинги, мастер-классы, проводится изучение позитивного опыта действующих ИТ-компаний с привлечением к процессу обучения высококвалифицированных практиков-профессионалов из таких компаний, как: IBS, Microsoft, Ланит, IDS-Sсheer, SAP, Аccenture, Форс, Оракл и др.
Выпускники программы работают в ведущих российских и зарубежных коммерческих организациях, а также в сфере государственного и муниципального управления: банках, страховых компаниях, ИТ-компаниях, промышленных и торговых компаниях, консалтинговых и рекламных компаниях, различных министерствах.
Выпускнику Программы по направлению «Бизнес-информатика» открываются хорошие перспективы для продолжения обучения на магистерских программах по направлению «Бизнес-информатика» (
) или на программе МВА-ИТ ВШБИ.
Если:
- Вы работаете в ИТ, но у вас нет профильного образования;
- Вам нужен диплом ведущего университета России;
- Вы хотите получить современные знания и практические навыки в области управления ИТ, экономики, менеджмента;
- Вы думаете о своей карьере,