Московский государственный университет прикладной биотехнологии (мгупб)

Содержание:

Моральные аспекты биотехнологии

Общественность не особо любит определенные направления деятельности биотехнологов. В частности, сложилось негативное отношение к генномодифицированной пище. Считается, что она достаточно вредная.

Религиозные люди категорически против перспективных направлений в виде генной инженерии и клонирования. Они полагают, что так биотехнологи вмешиваются в естественные процессы жизни.

Даже в научной среде нет единого мнения о необходимости клонирования. Пока что биотехнологи теоретически подходят к данному вопросу, прогнозируя плюсы и минусы появления на свет клона человека.

Впрочем, негативное отношение общественности касается лишь некоторых аспектов биотехнологии. В целом же данное направление способствует значительному развитию человечества, помогая создавать устойчивые виды растений, изобретая новые методы лечения и т. д.

Основные направления

БТ является привлекательной отраслью для инвесторов во всем мире. Эксперты считают, что бизнесы, основанные на БТ, будут самыми прибыльными и быстро прогрессирующими в XXI веке. На этот момент ведутся исследования по созданию биодеградируемых полимеров, способных заменить используемые сейчас пластмассы и пластики

Такие материалы совершенно нетоксичны и пригодны к полной утилизации, что важно для сохранения приемлемых условий окружающей среды

На основе БТ создаются уникальные методы защиты растений и природоохранные технологии. В перспективе появится возможность управлять жизнедеятельностью растений и животных путем конструирования необходимых генов и создавать живые организмы с заданными свойствами. Основные направления БТ:

  • красное связано со всеми медицинскими вопросами и изучением генетического кода, его доля составляет более 70% всех исследований и разработок;
  • зеленое занимается генными разработками для сельского и лесного хозяйства;
  • белое работает над производством биотоплива;
  • серое решает проблемы по защите экологии и утилизации отходов;
  • синее занимается изучением и использованием природных ресурсов океана.

Генные технологии занимаются извлечением гена или группы генов для соединения кодирующих элементов нужного продукта с молекулами ДНК, которые способны не только проникать в клетки чужеродного организма, но и размножаться в них. Таким способом были получены гормональные соединения инсулин и интерферон еще на начальных этапах развития генной инженерии.

БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

Создан по инициативе ректора Московского государственного университета академика РАН В.А. Садовничего в 2013 г.Декан-организатор факультета – академик РАН Анатолий Иванович Мирошников.Адрес факультета: 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51.

НЕОБХОДИМОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ НОВОГО ФАКУЛЬТЕТА была продиктована тенденциями и перспективами развития биотехнологий в нашей стране:

  •  В современном мире биотехнология из рядовой отрасли становится одной из ведущих индустрий, системообразующим фактором развития экономики как отдельных государств (в том числе и России), так и мировой экономики в целом.
  •  Для повышения конкурентоспособности отечественной экономики в этом направлении в 2012 г. была разработана комплексная программа развития биотехнологий до 2020 г., а в 2013 г. распоряжением Правительства РФ утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие биотехнологий и генной инженерии», которая будет способствовать повышению уровня производства биотехнологической продукции в России в объёме около 1% ВВП к 2020 году и не менее 3% ВВП к 2030 году.

Одним из приоритетов, направленных на достижение таких показателей, является подготовка специалистов нового поколения. Этот вызов был принят Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, где открылся новый биотехнологический факультет.

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ФАКУЛЬТЕТЕ

Факультет планирует готовить высококвалифицированные кадры в области биотехнологии, владеющие навыками получения, исследования и применения биотехнологических объектов (микроорганизмов, культур клеток растений и животных, биологически активных веществ) от разработки на лабораторном уровне до технологии масштаба производства.

Для достижения этих компетенций образовательная программа факультета имеет следующие особенности:

Сочетание фундаментальной подготовки, ориентированной на осуществление практической научно-исследовательской деятельности, и прикладной технической подготовки, направленной на грамотное осуществление пилотных и крупномасштабных биотехнологических процессов.

В учебный план включен ряд специальных дисциплин биотехнологического профиля (изучение общей биотехнологии, промышленной микробиологии и биотехнологии, молекулярной и клеточной биотехнологии, медицинской биотехнологии, кинетики биотехнологических процессов и др.), технического профиля (изучение прикладной физики, инженерной графики, процессов и аппаратов биотехнологических производств, кинетики биотехнологических процессов и др.), экономического и правового профиля (изучение экономики биотехнологической отрасли, защиты интеллектуальной собственности и др.). Также учебный план предполагает существенное увеличение языковой подготовки в бакалавриате.

Интеграция обучения в МГУ и Пущинском научном центре РАН (ПНЦ РАН).

Планируется, что первые 2,5 года учебный процесс будет осуществляться в МГУ, а со второй половины 3-го курса бакалавриата и в магистратуре 3-5 дней в неделю, помимо МГУ, обучение будет проводиться в Пущино. Там студенты будут проходить спецпрактикум по биотехнологическим исследованиям и разработкам, выполнять выпускные квалификационные работы, участвовать в проектах по масштабированию биотехнологических производств для нужд страны.

Обучение на факультете будет осуществляться в виде интегрированной магистратуры по направлению подготовки «Биология» (профиль «Общая и прикладная биотехнология») с возможностью дальнейшего перехода на обучение по направлению «Биотехнология».

Срок освоения образовательной программы – 6 лет.

Освоение образовательной программы факультета позволит будущим специалистам реализовать полученные умения как в научно-исследовательских лабораториях, так и на современном биотехнологическом производстве.

Биотехнологи – экологи и энергетики

Население планеты все больше обеспокоено тем фактом, что запасы природных энергоносителей, нефти и газа, имеют свои пределы, масштабы их добычи со временем будут сокращаться. Помочь человечеству решить проблему энергоснабжения помогут люди, чья специальность — биотехнология. Кем работать в этой отрасли? Технологом по переработке отходов различного происхождения, специально выращенной биомассы в энергоносители и веществ, которые могут заменить синтетические вещества нефти и газа. Биотехнологи создают новые методы очищения воды, проектируют очистные сооружения и биореакторы, работают в области генной инженерии.

Онлайн

Биоинформатика

  • Введение в биоинформатику на Курсере
  • Введение в биоинформатику: метагеномика на Курсере
  • Bioinformatics Algorithms на Курсере
  • Bioinformatic Methods I и Bioinformatic Methods II на Курсере
  • Introduction to Biology на EdX
  • Data Toolbox на Курсере
  • NGS-факультативы в МГУ, Москва
  • Rosalind
  • Курсы от Института Биоинформатики на Степике
  • Analysis of single cell RNA-seq data
  • Statistics for Genomics Data Science
  • Курсы Павла Певзнера
  • Introduction to CS and Programming using Python
  • Python for Genomics Data Science
  • R/Python
  • Machine learning
  • Bioinformatics specialisation

Вопросы и ответы

  • Biostars: биоинформатика в целом
  • Seqanswers: анализ данных секвенирования
  • Бесплатные ответы экспертов на вопросы по биоинформатике от Ксивелью
  • Elixir: база данных биоинформатических программ
  • Слэк для биоинформатиков

Биология, основы

  • Fundamentals of Biology
  • Tales from the Genome. Introduction to Genetics for Beginners
  • Introduction to Genetics and Evolution
  • Молекулярная биология и генетика — хорош для математиков и людей, не связанных с биологией. Почти без неточностей и интересно.
  • Генетика — и про биологию, и много про генетику и, что самое замечательное, —  показывают как решать задачи. Не только Мендель и горох, но и эпистаз в окрасе шерсти у кошек и т.п.
  • Молекулярная биология
  • From disease to genes and back
  • Введение в молбиологию и медицину
  • Case studies in functional genomics

Биология, специализированные

  • What a Plant Knows (and other things you didn’t know about plants)
  • Virology I: How Viruses Work
  • How Viruses Cause Disease
  • Основы вирусологии  — очень сильный курс, охватывает и молбиол, и вирусологию, и цитологию и много других дисциплин. Для общего образования очень хорош
  • Synthetic biology One

TMP Chem

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова (ЮЗАО)

Медико-биологический факультет (МБФ) основан в 1963 году в соответствии с потребностями стремительно развивающейся медико-биологической науки и новыми вызовами для здоровья человека, появившимися с расширением среды его обитания (космические полёты, глубоководные экспедиции и др.), появлением новые вирусных, бактериальных заболеваний, новых химических соединений и материалов, заставивших по-новому подходить к вопросам биобезопасности, диагностики и лечения человека.

Основателями МБФ были выдающиеся учёные-медики нашей страны, как академики РАН, профессора. Со временем появились и принципиально новые, не имеющие аналогов кафедры, такие как кафедры иммунологии, медицинских нанобиотехнологий, биоинформатики, инструментальной диагностики, медицинской кибернетики и информатики, организации биомедицинских исследований и другие.

В результате сотрудничества теоретических и клинических кафедр мощный импульс к развитию получили и некоторые клинические дисциплины. По инициативе кафедры фундаментальной неврологии и нейрохирургии (зав. член-корр. РАН Скворцова) был создан Федеральный Центр по проблеме инсульта, в котором была внедрена новая система по оказанию поэтапной помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения.

С 2005 года на базе Федерального центра, впервые в России был создан и активно функционирует Научно-Исследовательский Институт Инсульта, новое здание которого в ближайшее время вступит в строй. Достижения теоретических кафедр успешно внедряются и другими клиническими кафедрами (Акушерства и гинекологии, дерматовенерологии, клинической фармакологии, терапии и др.), способствуя развитию персонализированной медицины.

После окончания учебы на МБФ выпускники имеют широчайший выбор применения своего уникального образования. Впоследствии лучшие выпускники становятся директорами научно-исследовательских институтов, деканами факультетов, заведующими кафедр и лабораторий как у нас в стране, так и за рубежом. Большие возможности продемонстрировали некоторые выпускники МБФ в условиях конкурентной свободной экономики, организовав ряд наукоёмких фирм и объединений медицинского и диагностического профиля. Некоторые выпускники-бизнесмены успешно помогают родному факультету. Ими образован научный благотворительный фонд Зеленый Свет по поддержке молодых ученых, занимающихся перспективными направлениями в области современной фундаментальной медицины и биологии.

Время подтвердило правильность и целесообразность создания МБФ. Факультет активно меняется в соответствии с меняющими условиями и научными открытиями, что вселяет надежду на его будущие успехи в области медико-биологического образования и науки на благо здоровья человека.

Кто такой биоинженер и чем он занимается

Биоинженер – ученый, который одновременно изучает биологию, химию, физику, инженерию, программирование. Биоинженер целенаправленно меняет живую систему, чтобы задать ей определенные свойства. Например, он стремится сделать растение устойчивым к засухе или повысить его урожайность, и для этого меняет код ДНК этого растения. Ученые экспериментируют не только с флорой, это может быть отдельная клетка, бактерия и даже животное.

Биоинженеры работают на медицину, генетику, фармацевтику. В результате опытов появляются новые лекарства и вакцины, аппараты для исследования человека и проведения медицинских процедур, биологические протезы и имплантаты. Сегодня ученые уже выращивают экспериментальные органы и ткани, распечатывают их на 3D-принтере.

Кроме медицины, открытия ученых биоинженеров востребованы в сельском хозяйстве, экологии и промышленности. Появляются новые системы утилизации мусора, выводятся животные и растения с нужными характеристиками.

Специализации биоинженера (направления)

Молодой ученый, пока учится, выбирает направление для дальнейшего развития.

В биоинженерии выделяют следующие специализации:

  1. Медицина. Ученые в этой отрасли конструируют медицинские приборы и работают над выращиванием органов.
  2. Фармацевтика. Создают лекарства, вакцины, добавки к пище.
  3. Генная инженерия. Специалисты изучают код ДНК живого организма, в том числе человека. Это позволяет прогнозировать и лечить на ранней стадии наследственные болезни.
  4. Сельское хозяйство. Улучшают свойства сельскохозяйственных культур.
  5. Экология. Разрабатывают системы утилизации отходов и очистки воды и воздуха ферментными микроорганизмами.

Основные обязанности

Обязанности ученого зависят от места работы и текущего проекта.

Чем занимается биоинженер на работе:

  • собирает информацию о предмете исследования;
  • проводит опыты;
  • работает с лабораторным оборудованием;
  • фиксирует результаты исследования;
  • анализирует полученные данные, делает выводы;
  • ведет техническую документацию;
  • работает над проектом в команде российских и зарубежных коллег.

Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина (ЮВАО)

История создания ветеринарно-биологического факультета (ВБФ) начинается с 1966 года, когда в Московской ветеринарной академии была открыта подготовка специалистов по биохимии и биофизике ветеринарного профиля. Уникальные образовательные программы сочетали глубокую фундаментальную биологическую подготовку и базовое ветеринарное образование. Насущная потребность развивавшейся животноводческой отрасли в специалистах физико-химической биологии и биотехнологии определила развитие факультета и востребованность его кадров.

Полувековая история определила развитие известных научных школ на факультете и подарила миру имена великих ученых. Академики В.Н. Сюрин, А.Д. Белов, профессора С.И. Афонский, А.Г. Малахов, А.Н. Голиков, Р.Х. Кармолиев, В.В. Пак, А.И. Журавлев и другие обогатили незаменимыми знаниями биологическую науку и методологию образования.

Совершенствование образовательных программ и разработка новых учебно-методических комплексов – постоянная работа, обеспечивающая конкурентоспособность на рынке образовательных технологий. Эту ответственную работу в деканате курирует председатель учебно-методической комиссии ВБФ, доктор биологических наук, профессор Елена Игоревна Ярыгина. Неоднократно основные образовательные программы и учебные планы, разработанные на факультете, признавались лучшими в стране.

Коллектив факультета постоянно работает над повышением кадрового потенциала и научной продуктивности. За этот серьезный сектор отвечает доктор биологических наук, профессор Анна Анатольевна Олешкевич. За последние три года кадровый потенциал факультета вырос и превысил 80 %. На факультете работают академики и член-корреспонденты Российской Академии Наук, профессора и доценты – ведущие продолжатели известных научных школ и высококвалифицированные педагоги образовательных направлений.

Современный образовательный процесс предусматривает непрерывное взаимодействие в системе «школа-вуз-НИИ». Ветеринарно-биологический факультет активно работает со школьниками, вовлекая их в исследовательскую деятельность и профессиональную ориентацию. Этот сектор на факультете долгие годы успешно ведет кандидат биологических наук, доцент Лисицына Алла Анатольевна. При кафедрах и лабораториях факультета постоянно функционируют учебно-исследовательские и научные кружки для школьников, а сотрудники биофака активно трудятся на подготовительных курсах и в профильных классах с биологическим уклоном. Плодотворная профориентационная работа и уровень образования на ВБФ определяют его лидирующие позиции среди вузов, осуществляющих подготовку по биологическим направлениям. Конкурс на направления подготовки ветеринарно-биологического факультета в академии превосходит конкурс во многих именитых вузах.

Квота приема на бюджетные места устанавливается в размере 10 процентов общего объема контрольных цифр данного года, по специальностям и направлениям подготовки.

Историческая справка

Название этой науки состоит из сложения трех греческих слов: «био» – жизнь, «текне» – искусство, «логос» – наука. Специальность «биотехнология» одновременно является новым перспективным направлением, и вместе с тем ее можно назвать древнейшей отраслью промышленного производства.

В справочниках и словарях биотехнология определяется как наука, изучающая возможность использования природных химико-биологических процессов и объектов в промышленном производстве и повседневной жизнедеятельности человека. Процессы брожения, использованные древними виноделами, хлебопекарями, поварами и лекарями, — не что иное, как применение биотехнологии на практике. Первое научное обоснование этим процессам дал в 19 веке Луи Пастер. Сам термин «биотехнология» впервые употребил в 1917 году инженер из Венгрии Карл Эреки.

Специальности «биотехнология» и «биоинженерия» получили ускорение в развитии после ряда открытий в микробиологии и фармакологии. Ввод в эксплуатацию герметизированного оборудования, биореакторов дал толчок для создания противомикробных и антивирусных препаратов.

Институт прикладной биотехнологии имени И.А. Рогова (ЦАО)

Область профессиональной деятельности: технология мяса и мясных продуктов, технология молока и молочных продуктов, биотехнология, клеточные технологии, автоматизация и управление технологическими процессами и производствами, разработка технологических процессов и машинно-аппаратурных схем пищевых производств.

Институт прикладной биотехнологии имени И.А. Рогова осуществляет подготовку бакалавров и магистров с высоким уровнем фундаментальных и специальных знаний, способных успешно осуществлять свою деятельность в наукоемких пищевых производствах и области высоких технологий.

Актуальность подготовки специалистов обусловлена развитием отечественной пищевой промышленности, тесно связанной с сельским хозяйством, а также развитием науки в соответствующих направлениях. В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность страны представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, которая, в соответствии со «Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 559-р), призвана обеспечить население России необходимыми по количеству и качеству продуктами питания, что требует постоянного притока и обновления кадрового потенциала.

Профессорско-преподавательский состав института обладает большим опытом работы и высокой квалификацией. 85% состава преподавателей имеют ученые степени и звания. Среди педагогов института – академики РАН, лауреаты Государственных премий в области науки и техники, заслуженные работники высшей школы Российской Федерации, почетные работники высшего профессионального образования Российской Федерации.

Для проведения учебного процесса, практической и научно-исследовательской работы студентов институт располагает соответствующей материально-технической базой: современное оборудование, лекционные аудитории, аудитории для изучения дисциплин, технологический зал, лаборатории для работы аспирантов, компьютерные классы. В учебных целях активно используются информационные ресурсы, персональные компьютеры, объединенные в локальные сети и имеющие выход в Интернет.

Профессорско-преподавательский коллектив института активно издает учебники, учебные и учебно-методические пособия, в том числе по новым направлениям

Преподаватели института уделяют большое внимание воспитательной работе со студентами на занятиях, участвуют вместе со студентами в мероприятиях Университета

Создание благоприятных условий для обучения студентов, повышение уровня их профессиональной подготовки, а также развитие передовых направлений в науке, технике и пищевых технологиях являются приоритетными направлениями деятельности института.

О профессии

Развитие исследований в области биотехнологии является стратегическим направлением модернизации как российской, так и мировой экономик, развитые страны мира рассматривают биотехнологии в качестве наиболее перспективной отрасли для инвестирования. По прогнозам РВК, к 2020 году объем рынка вырастет более чем в два раза и составит около 600 млрд долл. Биотехнология как направление научно-технического прогресса опирается на междисциплинарные знания – биологические (генетика, биохимия, биофизика, микробиология, вирусология, физиология клеток растений и животных и др.), химические (химическая технология, физическая (биофизическая) химия, органическая химия, биоорганическая химия, компьютерная и комбинаторная химия и др.), технические (процессы и аппараты, системы контроля и управления, автоматизированные комплексы, моделирование и оптимизация процессов и др.).

НАУЧНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА

  • Отдел клеточной и генной инженерии растений
    заведующий отделом — профессор, академик РАН Харченко Петр Николаевич
    тел. (499) 976-65-44
    E-mail: kharchenko@iab.ac.ru
  • Лаборатория клеточной инженерии растений
    заведующий лабораторией — к.б.н., Халилуев Марат Рушанович
    тел. (499) 977-31-41
    E-mail: marat131084@rambler.ru
  • Лаборатория генной инженерии растений
    заведующий лабораторией — д.б.н. Долгов Сергей Владимирович
    тел. (499) 976-90-05
    E-mail: dolgov@fibkh.serpuchov.su
  • Лаборатория ДНК маркеров растений
    заведующий лабораторией — д.б.н., профессор Хавкин Эмиль Ефимович
    тел. (499) 977-72-31
    E-mail: emil@iab.ac.ru
  • Лаборатория индуцированного рекомбиногенеза
    заведующий лабораторией — к.б.н. Комахин Роман Александрович
    тел. (499) 977-99-63
    E-mail: recombination@iab.ac.ru
  • Лаборатория молекулярной вирусологии
    заведующий лабораторией — к.б.н. Вишниченко Валерий Константинович
    тел. (499) 977-46-34
    E-mail: vish@iab.ac.ru
  • Лаборатория стрессоустойчивости растений
    заведующий лабораторией — кандидат биологических наук, Таранов Василий Васильевич
    тел. (499) 977-09-38
    E-mail: v.taranov1@gmail.com
  • Группа молекулярной диагностики и генно-инженерных конструкций
    заведующий группой — д.б.н. Лунин Владимир Глебович
    тел. (499) 977-86-42
    E-mail: lunin1955@gmail.com
  • Лаборатория анализа геномов
    заведующий лабораторией — д.б.н. Шилов Илья Александрович
    тел. (499) 977-20-68
    E-mail: ishilov@iab.ac.ru
  • Лаборатория клеточной биологии
    заведующая лабораторией — д.б.н., профессор Смирнова Елена Александровна
    тел. (499) 977-16-36
    E-mail: kinggobi@yandex.ru
  • Лаборатория синтеза и анализа биоорганических соединений
    заведующий лабораторией — к.х.н. Байрамов Вячеслав Михайлович
    E-mail: v.bayramov@iab.ac.ru
  • Лаборатория маркерной и геномной селекции растений
    заведующий лабораторией — д.б.н., профессор, профессор РАН Соловьев Александр Александрович
    тел. (499) 977-92-89, E-mail: soloviev@iab.ac.ru, a.soloviev70@gmail.com
  • Лаборатория прикладной геномики и частной селекции селькохозяйственных растений
    заведующий лабораторией — к.б.н. Дивашук Михаил Георгиевич
    E-mail: divashuk@gmail.com
  • Курчатовский геномный центр – ВНИИСБ
    руководитель центра — к.б.н. Дивашук Михаил Георгиевич
    E-mail: divashuk@gmail.com
  • Группа компьютерного молекулярного моделирования
    (в составе лаборатории анализа геномов)
    руководитель группы — д.б.н. Карягина-Жулина Анна Станиславовна
    тел. (499) 977-20-68
    E-mail: akaryagina@gmail.com
  • Группа геномной модификации
    руководитель группы — к.б.н. Баранова Екатерина Николаевна
    E-mail: greenpro2007@rambler.ru
  • Группа аэропонных технологий выращивания растений
    руководитель группы — к.б.н. Мартиросян Юрий Цатурович
    тел. (499) 977-59-49
    E-mail: yumart@yandex.ru

Специальность биотехнолог

Такая профессия востребована и перспективна. Она подходит молодым людям, которые хорошо учились и сдавали экзамены в школе по предметам: химия, биология, физика и математика. Обучение может быть направлено на изучение БТ в целом или в одном из ее направлений. Личные качества, которыми желательно обладать, чтобы получать профессии, связанные с БТ:

  • Высокий интеллект и аналитический склад ума.
  • Любознательность и эрудированность.
  • Нестандартное мышление.
  • Терпение и наблюдательность.
  • Целеустремленность и ответственность.
  • Коммуникабельность.

В высших учебных заведениях можно получить основную профессию или прослушать дополнительный курс для получения второго образования уже состоявшимся профессионалам, например, врачам, по специальности биотехнология. Вуз лучше выбрать государственный, с высоким уровнем преподавания на ведущих кафедрах и хорошими материально-техническими ресурсами — оборудованными лабораториями, налаженными контактами в научном сообществе и возможных местах прохождения практики. Список университетов в Москве, имеющих биотехнологический факультет:

  1. МГУ им. М. В. Ломоносова.
  2. Аграрный университет им. К. А. Тимирязева.
  3. РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина.
  4. Исследовательский университет им Н. И. Пирогова.
  5. РУДН.
  6. РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Вакансии и места работы

Биотехнологи могут работать в научно-исследовательских институтах, которые занимаются глобальными проектами по бионике, биофизике, микробиологии, генной инженерии и другим направлениям БТ. Исследования и разработки могут выполняться по заказу специализированных компаний или в чисто научных целях. Начинающий специалист обычно начинает карьеру с должности лаборанта химического анализа.

Имея склонность и стремление к научным открытиям можно зарекомендовать себя в научном мире. Особое направление БТ — биоинформатика, занимающаяся математическим и компьютерным анализом биологических процессов. Специалисты этого направления требуются во всех областях, связанных с БТ. В медицине все более широко применяются достижения БТ — от лечения генетических заболеваний до разработки новых методик хирургических операций. Вакансии, доступные для биотехнологов — микробиолог или вирусолог.

На фармацевтическом, косметологическом и пищевом производстве и на предприятиях агропромышленного комплекса всегда требуются специалисты, работающие с живыми организмами, — биофармакологи, лаборанты, контролеры технологического процесса, биотехнологи липидов и белков, биоинженеры клеток и тканей. Довольно большой процент выпускников вузов получает дополнительно педагогическое образование и осваивает педагогическую деятельность в области обучения специалистов по БТ.

Биотехнология актуальна и как прикладная наука, сконцентрированная на теоретических исследованиях и разработках.

Плюсы и минусы профессии

Основными положительными моментами при выборе специальности БТ являются актуальность и многозначность — возможность попробовать себя в самых разных сферах и компаниях, в том числе и иностранных, так как российские ученые высоко ценятся за рубежом. Профессионалы этого направления востребованы на рынке труда постоянно и есть вероятность появления новых отраслей человеческой деятельности, которые только формируются или еще даже не существуют. К другим плюсам можно отнести:

  • респектабельность и престижность;
  • высокую оплату труда при достаточном уровне квалификации;
  • хорошие карьерные перспективы;
  • моральное удовлетворение — возможность улучшить или спасти жизни многих людей;
  • если есть талант и упорство — самореализация в науке.

Некоторые отрицательные моменты тоже присутствуют. Перспективы сильно зависят от места работы и руководства организации-работодателя — карьерный рост и зарплата могут не соответствовать желаемым. Не все специалисты могут осилить сложность заданий и повышенную ответственность на занимаемой вакансии. Некоторые сферы БТ, в частности, генная инженерия, испытывают негативное отношение религиозных деятелей и общественности.

Главными центрами развития БТ являются США и Европа. В России эта отрасль крайне привлекательна для инвесторов, но сложности состоят в выводе новых продуктов на рынок и большой длительности цикла от начала разработки проектов до запуска в производство. Тем не менее на рынке уже существует немало компаний, специализирующихся сугубо на биотехнологиях — Ohmygut, CardioQVARK, Инсилико, 3Д Биопринтинг Солюшенс и другие. Возможно, будущему специалисту-биотехнологу выпадет возможность работать именно в них.

Перспективы специальности

Кто такой биотехнолог? Профессия биотехнолога – это профессия будущего. За его плечами судьба всего человечества. Это не просто красивый лозунг – это цель биоинженерии. Задача биологов-технологов — создать то, что сейчас кажется сказкой и фантастической мечтой. Некоторые ученые даже называют современную эпоху эрой биологии. Так, за последнюю сотню лет биологи из просто исследователей превратились в создателей. Раскрытие молекулярных секретов организмов, природы наследственности позволило использовать эти процессы в практических хозяйственных целях. Это стало толчком для развития нового направления – биологической инженерии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector